Содержание
Библия. Псалтирь
Псалом 26
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: “ищите лица Моего”; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь
Псалом 63
Псалом можно считать писанным Давидом в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима, когда Давид видел те средства, которыми пользовались его враги для своей цели. Они, как возмутившиеся против помазанного и восседавшего на престоле царя, были “мятежниками” (3); главным их орудием было не внешнее насилие, но “язвительное слово, распространяемое втайне” (4-5), и хотя они “утвердились в намерении” низложить царя, однако поступали еще “скрыто” (5).
Такая картина неприязненных действий против Давида отвечает началу возмущения и подготовки мятежа до открытого его обнаружения.
Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто подготовляющего против меня нападение (2-7). Но враги мои не успеют: их неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник будет радоваться о Господе (8-11).
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
2. “Сохрани жизнь мою от страха врага” – гебраизм – от страшного врага, каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения престолом.
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово,
4. “Изострили язык свой, как меч”. Враги Давида говорили и входили в сношения с народом не для расследования правды, а для причинения зла царю той неправдой, которую они прививали народу о Давиде. Язык их был “мечом”.
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
5. “Втайне стрелять в непорочного”. Действия врагов Давида сначала были скрытыми, так как прямое и открытое восстание на него легко могло вооружить народ не против царя, которого он еще любил и в которого верил, а против врагов его. “Непорочным” Давид называет себя, совершенно “неопороченного”, не виновного в том, в чем обвиняли его.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
6. “Говорили (враги Давида): кто их увидит?” В скрытости своих действий они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить их. Они боялись только людей, а о Боге забыли.
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
7. Вся деятельность и жизнь Давида подвергалась врагами строгому расследованию не для оценки ее, а для розыска фактов, которыми можно было бы воспользоваться в целях обвинения царя. Так как подобных фактов не находилось, то враги Давида старались проникнуть в его душевный мир, в его настроение, т. е. за неимением фактического внешнего материала к его осуждению, прибегали к опорочению его внутренних стремлений, его душевного склада, напр., говорили про царя, что он “не любит” народа.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
8-11. В своем расчете, что “их никто не увидит”, враги забыли Господа. Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного суда, “дело Божие”, а праведник Давид – возвеселится (11).
Библия. Псалтирь
Псалом 63
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово,
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
Псалом Давида 63
В жизни христианина тайные и коварные заговоры не являются редкостью, однако, любому проклятию противостоит защита Создателя. Псалом Давида 63 — молитвенное воззвание царя к Богу с просьбой защитить его ото лжи и неправды, даровать защиту и милость Господню.
История написания и значение псалма
Злоречие, сплетни, неправдивые слухи являются теми врагами человека, с которыми очень трудно бороться. Невозможно везде и каждому доказывать свою правоту и невиновность.
Не миновала эта проблема и царя Давида в период восстания против него сына Авессалома, который путем распространения невероятных слухов о жестокости, лихоимстве пытался подорвать авторитет отца и таким образом ослабить его власть.
Важно! Псалом 63 помогает обрести внутренний покой в ситуациях, когда сплетни, лживые наговоры и проклятия окружают страхом и лишают спокойствия и мира жизнь праведника.
Толкование псалма
В самом начале Псалма 63 царь Давид подчеркивает, что он всю ситуацию, сложившуюся вокруг него, отдает Богу в молитве. Страх перед врагом, который распространяет слухи и может напасть в любом месте во всякое время, парализует жизнь Давида.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
В 3 стихе псалмопевец просит Бога защитить его от замыслов злодейских, тем самым остановить мятеж его сына Авессалома.
Стих 4 четко определяет силу сплетен, он называет неправдивые слухи мечом, заостренный язык — луком, бьющим прямо в сердце, через слово клеветы.
Враги боятся в людном месте обижать непорочного человека, они делают это тайно, долго готовятся, а затем мгновенно нападают. Священники всеми путями пытались очернить Иисуса, но очень боялись людей, поэтому действовали тайно, подло, используя распространение сплетен и подкуп лживых свидетелей.
Прокуратор пошел на поводу лжи и собственного страха, отдав на растерзание невинную душу.
Тайные враги намного опаснее открыто идущего в бой врага, их злые помыслы, как липкие сети, обволакивают жертву, у которой не остается надежды на спасение. Лживые люди маскируют свои действия, уверенные в безнаказанности, однако, нельзя укрыться от гнева Творца.
Собственной молитвой и горькой жалобой выражает царь Давид свои тревоги перед коварством заговорщиков.
Злые люди, клеветники ничем не брезгуют ради своего подлого замысла, помимо неправды они роются в личной жизни того, на кого нападают. Авессалом знал, что народ любит своего царя, поэтому боялся нападать открыто, чтобы не вызвать народного гнева.
Давид называет себя непорочным, безусловно, царь знал свои грехи, но в этой ситуации он заявляет о своей невиновности в сложившейся ситуации.
Совет! В любой ситуации не стоит стараться решить проблему своими силами. В молитве, воззвании к Творцу все можно доверить Ему.
Крепкая вера в милость, защиту и помощь Вседержителя помогает победить врага его же орудием. Злодеи боялись гнева людей, но забыли о Божьем суде, Творец видит не только злые поступки, но и помыслы сердца.
Некогда сторонники злодеев поймут их нечистые замыслы, увидят поражения покровителей, будут бояться Бога и покинут клеветников. Свидетелей Господнего наказания накроет страх. Они быстро покинут врагов праведника, чтобы самим не стать объектом Божьего гнева.
В конце Псалма 63 звучит хвала Творцу, на которого царь возложил все свое упование, и надежда, что Бог все разрешит по Своей воле и правда восторжествует, а праведник возвеселится.
Псалом Давида 27
Отличительной чертой псалмов, написанных царем Давидом, является их искренность и откровенность. Автор откровенно признается в собственной беспомощности, откровенно рассказывает про прегрешения, и также откровенно полагается только на Бога, ища в Нем поддержку и утешение. Псалом 27 является частью творчества царя в тот период, когда он бежал от собственного сына Авессалома и вынужден был скрываться.
История написания
Надписание данного текста соответствует и ряду других псалмов, и подтверждает авторство самого царя Давида. Содержание текста несколько походит на предыдущий псалом 26, поэтому некоторые исследователи допускают, что они были написаны в одно время и при одних обстоятельствах.
Как было сказано выше, песнь была создана в тот период, когда сын царя Авессалом готовил восстание. Предположительно, Давид уже находился в бегах или собирался покинуть Иерусалим для собственной безопасности. В тексте автор взывает к Господу с просьбой помиловать и наказать всех нечестивых, которые преследуют и желают смерти царю. Вторая часть песни уже является благодарственной, в которой автор возносит хвалу Богу за спасение.
Другие псалмы царя Давида:
До конца неясно, пришло ли избавление от Авессалома в процессе написания песни или это хвала «на будущее».
Толкование псалма
По содержанию песня делится на две части: сокрушительную и хвалебную. Это можно проследить по стихам:
-
В стихах 1-3 заключается просьба к Богу об ответе. Автор просит Всевышнего не молчать, само выражение «не премолчиши» относится к той ситуации, когда кто-то не хочет отвечать на вопрос, т.е. в контексте Давид взывает к Богу и сразу же просит не игнорировать молитву, ответить на нее как можно скорее. А выражение «воздеяние рук» относится к обычаю иудеев и соседних народов воздевать руки в молитве по направлению к горе Сион в Иерусалиме. Давид молится и поднимает руки в направлении Святого престола Божьего, что говорит о уже совершенном бегстве, т.е. он находиться за пределами Святого города. Слова «не привлецы мене со грешники» можно расшифровать как просьбу не предавать автора такой же участи как и беззаконников. Несмотря на осознание Давидом своей греховности он не хочет, чтобы Господь лишил жизни и милости. Т.е. понимание своей греховной натуры приводит автора к единственно правильному решению — молитве прошению Бога о милости.
Правила чтения
Псалом 27 являются частью 4 кафизмы и читается на богослужениях в начале недели в обязательном порядке в храме на церковнославянском языке:
К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров. Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им. Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему. Господь утверждение людей Своих, и Защититель спасений христа Своего есть. Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века.
Статьи о Божьих заповедях:
Также его полезно читать на русском языке в тяжелых жизненных ситуациях:
1 К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня, никогда не промолчи, презрев меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.
2 Услышь, Господи, глас моления моего, когда я молюсь к Тебе, когда поднимаю я руки мои ко храму святому Твоему.
3 Не привлеки меня вместе с грешниками, и с делающими неправду не погуби меня, говорящими мирно с ближними своими, злое же — в сердцах своих.
4 Дай им, Господи, по делам их и по злым поступкам их, по делам рук их дай им, воздай им воздаяние их.
5 Ибо не вникли они в дела Господа и в дела рук Его; Ты разоришь их и не воздвигнешь их.
6 Благословен Господь, что услышал глас моления моего.
7 Господь — помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце моё, и получил я помощь; и расцвела плоть моя, и я усердно прославлю Его.
8 Господь — твердыня народа Своего и Защитник, спасающий помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, и паси и вознеси их до века.
Однако не следует воспринимать текст песни как некое магическое заклинание — она лишь являются частью истории Давида и моральным подспорьем для христианина.
Псалом 68
В конец, о изменшихся, псалом Давиду
К исполнению; за тех, кто переменится. Псалом Давида.
1 Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.
1 Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей.
2 Углебох в тимении глубины, и несть постояния. Приидох во глубины морския, и буря потопи мя.
2 Я был ввергнут в глубокую тину, и не на чем стать, вошёл в глубины моря, и буря потопила меня.
3 Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.
3 Устал я кричать, охрипла гортань моя, померкли глаза мои от ожидания Бога моего.
4 Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне, укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.
4 Стало больше, чем волос на голове моей, ненавидящих меня напрасно, укрепились враги мои, изгоняющие меня неправедно; за то, что не похитил, я возмещал.
5 Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася.
5 Боже, Ты познал безумие моё, и согрешения мои от Тебя не сокрылись.
6 Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил, ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев.
6 Да не постыдятся о мне надеющиеся на Тебя, Господи, Господи сил, и да не посрамятся о мне ищущие Тебя, Боже Израилев!
7 Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.
7 Ибо ради Тебя я претерпел поношение; покрыл стыд лицо моё.
8 Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея.
8 Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
9 Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя.
9 ибо ревность о доме Твоём снедает меня, и поношения поносящих Тебя пали на меня.
10 И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне,
10 И облек я постом душу мою, – и это стало в поношение мне;
11 и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.
11 и возложил на себя, как одежду, рубище, – и стал для них притчей.
12 О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.
12 О мне толковали сидящие у ворот, и обо мне пели пьющие вино,
13 Аз же молитвою моею к Тебе, Боже, время благоволения, Боже, во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего.
13 я же с молитвой моей к Тебе, Боже; во время благоволения, Боже, по множеству милости Твоей, услышь меня в истине спасения Твоего.
14 Спаси мя от брения, да не углебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод.
14 Спаси меня из тины, чтобы мне не увязнуть, да избавлюсь от ненавидящих меня и из глубоких вод;
15 Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих.
15 да не потопит меня буря на водах, и да не поглотит меня глубина, и да не сомкнёт надо мною колодец устья своего.
16 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на мя.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
16 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству сострадания Твоего взгляни на меня.
17 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя.
17 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня,
18 Вонми души моей, и избави ю, враг моих ради избави мя.
18 внемли душе моей и искупи её, ради врагов моих избавь меня.
19 Ты бо веси поношение мое и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя.
19 Ибо Ты знаешь поношение моё, и стыд мой, и посрамление моё; пред Тобою все теснящие меня.
20 Поношение чаяше душа моя, и страсть и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.
20 Поношения и мучения ожидала душа моя; и ждал я сострадающего, и не было его, и утешителей – и не нашёл;
21 И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.
21 и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
22 Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.
22 Да станет их трапеза сетью для них, и воздаянием, и западнёй,
23 Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.
23 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их согни навсегда.
24 Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.
24 Излей на них гнев Твой, и ярость гнева Твоего да настигнет их.
25 Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.
25 Да будет двор их пустым, и в шатрах их да не будет живущего,
26 Зане eгоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.
26 ибо, кого Ты поразил, они стали гнать и к боли ран моих прибавили.
27 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.
27 Прибавь беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою,
28 Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.
28 да изгладятся из книги живых, и с праведными да не напишутся.
29 Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.
29 Нищ и страдаю я: спасение Твоё, Боже, да поддержит меня.
30 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:
30 Восхвалю имя Бога моего с песнью, возвеличу Его в славословии,
31 и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.
31 и угоднее это будет Богу, чем телец молодой, с пробивающимися рогами и копытами.
32 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
32 Да увидят это нищие и возвеселятся; взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
33 Яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи.
33 Ибо услышал бедных Господь и узников Своих не презрел.
34 Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.
34 Да восхвалят Его небеса и земля, море и всё, движущиеся в нём.
35 Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и,
35 Ибо Бог спасёт Сион, и города Иудеи отстроятся, и поселятся там люди, и наследуют его,
36 и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.
36 и семя рабов Его овладеет им, и любящие имя Его будут обитать в нём.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Псалом можно считать писанным Давидом в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима, когда Давид видел те средства, которыми пользовались его враги для своей цели. Они, как возмутившиеся против помазанного и восседавшего на престоле царя, были “мятеж никами» (Пс.63_3); главным их орудием было не внешнее насилие, но «язвительное слово , распространяемое втайне” (Пс.63_4–5), и хотя они «утвердились в. намерении» низложить царя, однако поступали еще “скрыт о” (Пс.63_6).
Такая картина неприязненных действий против Давида отвечает началу возмущения и подготовки мятежа до открытого его обнаружения.
Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто подготовляющего против меня нападение (2–7). Но враги мои не успеют: их неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник будет радоваться о Господе (8–11).
Пс.63:2 . Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
«Сохрани жизнь мою от страха врага» – гебраизм – от страшного врага, каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения престолом.
Пс.63:4 . которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово,
«Изострили язык свой, как меч» . Враги Давида говорили и входили в сношения с народом не для расследования правды, а для причинения зла царю той неправдой, которую они прививали народу о Давиде. Язык их был “меч ом”.
Пс.63:5 . чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
«Втайне стрелять в непорочного» . Действия врагов Давида сначала были скрытыми, так как прямое и открытое восстание на него легко могло вооружить народ не против царя, которого он еще любил и в которого верил, а против врагов его. “Непорочн ым» Давид называет себя, совершенно «неопороченного», не виновного в том, в чем обвиняли его.
Пс.63:6 . Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
“Говорили: (враги Давида) кто их увидит?» В скрытости своих действий они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить их. Они боялись только людей, а о Боге забыли.
Пс.63:7 . Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
Вся деятельность и жизнь Давида подвергалась врагами строгому расследованию не для оценки ее, а для розыска фактов, которыми можно было бы воспользоваться в целях обвинения царя. Так как подобных фактов не находилось, то враги Давида старались проникнуть в его душевный мир, в его настроение, т. е. за неимением фактического внешнего материала к его осуждению, прибегали к опорочению его внутренних стремлений, его душевного склада, напр., говорили про царя, что он «не любит» народа.
Пс.63:8 . Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
Пс.63:9 . языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
Пс.63:10 . И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
Пс.63:11 . А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
В своем расчете, что “их никто не увидит” ( Пс.63:6 ), враги забыли Господа. Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного суда, «дело Божие» , а праведник Давид – возвеселится (10–11).
Псалом 62
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
1 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне.
1 Боже, Боже мой, к Тебе с рассвета стремлюсь: жаждет Тебя душа моя. Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной?
2 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
2 Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!
3 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
3 Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.
4 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
4 Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои.
5 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
5 Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои.
6 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.
6 Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе,
7 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
7 ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь.
8 Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
8 Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя.
9 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли,
9 А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли,
10 предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
10 преданы будут силе меча, станут добычей лисицам.
11 Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
11 Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.
Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Псалом 63
В конец, псалом Давиду
К исполнению, псалом Давида.
1 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.
1 Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе, от страха врага избавь душу мою,
2 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.
2 укрой меня от скопища творящих зло, от множества делающих неправду,
3 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,
3 которые заострили, как меч, языки свои, натянули лук свой для дела жестокого,
4 состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют eго и не убоятся.
4 чтобы тайно стрелять в непорочного: внезапно поразят его и не убоятся.
5 Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?
5 Укрепились в злом намерении, сговорились скрытно поставить силки, сказали: “Кто их увидит?”
6 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко,
6 Разыскивали беззакония, изнемогли ведущие изыскания; приступит человек – и сердце глубоко,
7 и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их,
7 и вознесётся Бог. Как стрелы младенцев сделались удары их,
8 и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их,
8 и изнемогли у них языки их, смутились все видящие их.
9 и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.
9 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Божиих, и действия Его уразумели.
10 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.
10 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него, и похвалятся все правые сердцем.
Слава:
Слава:
Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют его и не убоятся. Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их, и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.
Объяснение священной книги псалмов
В конец, псалом Давиду – таково надписание этого псалма. Оно хотя и не дает никакого указания ни на какое время, ни на случай к написанию псалма, но судя по содержанию самого псалма, которое имеет немалое сходство с предыдущим псалмом (62), можно думать, что и этот псалом составлен Давидом во время гонения Саулова и развивает ту основную мысль, что коварные клеветники будут посрамлены, а праведные будут иметь похвалу и возвеселятся о Господе.
Составляет надписание, о котором сказано выше.
Пс.63:2–3 Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.
Начиная псалом, псалмопевец, во-первых, просит об услышании его молитвенных прошений: услышь, говорит он, Боже, голос молитвы моей, когда я молюсь Тебе, – а затем излагает и самый предмет этих прошений, выразительно изображая те бедствия, которым подвергли его коварные и злобные враги его, и прежде всего упоминает о том страхе, который он испытывает при виде разнообразных козней со стороны тех врагов: от страха вражия, говорит он, избавь душу мою; враги во множестве собираются против меня, измышляют хитростью и неправдой погубить меня и тем наводят на меня страх; но Ты, Господи, не допусти их причинить мне какое-либо зло, укрой меня от замысла коварных (сонма лукавнующих), от мятежа злодеев (от толпы делающих неправду).
Пс.63:4–5 Иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся.
Слова мечь и лук, особенно же первое, псалмопевец употребил здесь в переносном смысле, сравнивая гибельное действие злых языков своих врагов со смертоносными оружиями – луком и мечом. Иже, т.е. те, которые делают неправду (ст. 3), изострили язык свой, как мечь, которым изрыгают хульные слова и клеветы, натянули лук свой, чтобы испустить из него язвительные, ядовитые стрелы клевета – вещь горьку, т.е. язвительное слово (по пер. с евр.), а по переводу с греческого – дело горькое, т.е. имеющее горькие последствия. Под именем непорочна разумеет себя самого, потому что, не зная за собой никакой вины, терпел от злых и беззаконных людей напрасное гонение. Говоря, что враги его напрягают луки и бросают из них стрелы тайно и внезапно, псалмопевец дает тем понять, что они действуют с необыкновенной хитростью, крайней бдительностью и чрезвычайной осторожностью, так что пронзят сердце человека прежде, чем он возымеет какое-либо против них подозрение. Действуя так, они, замечает еще псалмопевец, не убоятся, чем обозначает самую отчаянную дерзость людей нечестивых, которых не сильны удержать от злодейской склонности ни страх Божий, ни стыд человеческий или обвинения от людей: они внезапно стреляют в непорочного и ничего не боятся.
Пс.63:6–7 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.
Пс.63:8–9 И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их, и изнемогоша на ня язы́цы их: смутишася вси видящии их.
Испытающии испытания все сделали для погибели кроткого Давида: они, по словам блж Феодорита, устремили весь ум, придумали против него всякие средства, не оставили ни одного вида козней, и явно нападая, и скрытно подстерегая, употребляя соглядатаев, обходя пустыни, осматривая утесистые места. Но хотя и тьмократно укроют свои начинания, но оныя явны назирающему все Богу, Который открывает высоту Свою (вознесется Бог), подвергая таковых наказанию. А вследствие того и стрелы, которые направили враги против Давида, оказались потом детскими стрелами, пущенными из слабых рук младенцев, и раны (язвы их) от них были то же, что от стрел, пущенных малыми детьми. Точно так же и языки их, произносившие клеветы и злословия, настолько оказались слабыми, что не могли причинить никакого вреда ими пораженным, а если и был от них какой вред, то он обратился на самих поражавших – изнемогоша на ня язы́цы их. А увидевшие, что они обманулись в своих предприятиях, исполнились смятения и страха и подивились Божию промышлению [6, с. 289].
Пс.63:10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.
Глаголы этого стиха: убояся… возвестиша… и разумеша, – в переводе с еврейского читаются в будущем времени: «И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют. », как глаголы следующего 11-го стиха. Псалмопевец изображает здесь те последствия, какие произошли и должны происходить от правосудия Божия, столь очевидно проявившегося в судьбе Давида и врагов его. Пораженные, говорит он, новым и столь необычайным зрелищем суда Божия люди, которые дотоле не верили в Божественный Промысл, убоятся и познают, что Бог есть Защитник и Помощник всем страждущим от неправды, самым делом убедятся в истине того, чему прежде не верили, и будут пересказывать одни другим о чудесах, совершенных надо мною Богом.
Пс.63:11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем.
Псалмопевец, по-видимому, различает здесь праведника и правых сердцем; в сущности же под именем правых сердцем он разумеет тех же людей, которых в первой половине стиха назвал праведниками, потому что Богу приятна только та правда, которая происходит от правой – истинной веры и правого – чистого сердца. И те и другие, видя на примере Давида промышление Божие о праведных и помощь, оказываемую им Богом, будут веселиться о Господе и уповать на Него, будут надеяться, что и к ним Господь будет столь же правосуден и милостив, каковым Он был к рабу Своему Давиду. И в этих чувствах радости и упования на Бога они будут иметь повод и причины к безгрешной похвальбе: и похвалятся еси правии сердцем – похвалятся так, как хвалится в другом месте сам псалмопевец: «Коль благ Бог Израилев правым сердцем» ( Пс.72:1 ).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!