Азбучная молитва это

Подробное описание: Азбучная молитва это - с детальным описанием, специально для Вас!

Азбучная молитва это

«Азбучная молитва» — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков.

«Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения.

В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв.

Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. ‘край строки’), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»:

1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала.

2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

Азбучная молитва

Азбучная молитва

Стихотворение является акростишной молитвой, в которой каждый стих начинается с очередной буквы славянского алфавита (’. . ’ ’. ). Написана А. м. 12-сложным размером – «политическим стихом» (. . ). В 40 стихотворных строчках реконструированного текста А. м. Преобладает цезура после 5-го слога (5+7), в двух случаях она делит строку на 7 и 5 слогов, а в двух стихах – на 6 и 6. Образцом метрики для А. м. Послужили «Мысли, написанные одностишиями» Григория Богослова – 24 строчки, образующие азбучный акростих и начинающиеся стихом: «’. . . . . . » (PG t.37, col.908). Это изречение перефразировано Константином Преславским («Добро есть от бога начинати и до бога коньчавати яко же рече етер Богословьць Григор»), и с него он начинает свое прозаическое вступление к «Учительному евангелию».

Содержание А. м. отражает идеи IX–X вв., связанные с крещением Болгарского государства при князе Борисе-Михаиле и с созданием славянской письменности братьями Кириллом и Мефодием. В стройной композиции раскрывается образ лирического героя – одним из первых среди славянских книжников он ищет силу, творческое вдохновение, чтобы записать буквами словесную мудрость. В А. м. проявляется гордость автора тем, что он продолжает эпохальный подвиг своих учителей. В стихотворении звучит восторг и решимость «нового народа» – славян-неофитов – утвердить свое право создавать культуру на родном языке вопреки запретам средневековой реакции. Впечатление полета создается запоминающейся метафорой: «И летит ныне словеньско племя». Гражданственность и гуманистический пафос роднит это поэтическое произведение с блестящей апологией славянской письменности того же времени – «Сказанием» Черноризца Храбра.

Подробная библиография изданий и исследований памятника приведена в монографии К. Куева. Здесь же опубликовано 38 списков А. м. (еще два списка К. Куев опубликовал в отдельной статье).

Изд.: Добровский И. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители: Историко-критическое исследование / Пер. с нем. М. П. Погодина. М., 1825, с. 151; Срезневский. Памятники, с. 191; Антоний, еп. [Вадковский]. Из историй христианской проповеди: Очерки и исследования. 2-е изд. СПб., 1895, с. 161; Соболевский А. И. Церковно-славянские стихотворения IX–X вв. и их значение для изучения церковно-славянского языка. – Тр. 11 Археол. съезда в Киеве. М., 1902, т. 2, с. 28–37; Куев К. М. 1) Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; 2) Новооткрити преписи на Азбучната молитва. – Palaeobulgarica / Старобългаристика. София, 1979, кн. 4, с. 26–33.

Азбучная молитва это

«Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

Аз есмь свет миру. Азбучная молитва

Аз есмь свет миру,
Бог есмь прежде всех век,
Ведаю всю тайну в человеце и мысль,
Глаголю людем закон Мой.
Добро есть творящим волю Мою,
Есть гнев Мой на грешникы.
Живот дах всей твари.
Зло есть законопреступником.
Ни на чем Землю утвердих,
Престол мой, Иже на небесех,
И шед на адова врата сокруших и вереи железныя сломих.
Како людие беззаконии не сотвористе воли Моеа,
Людие Мои непокорные
Мыслете на Мя злаа?!
Наш еси Бог и заступник!
Оны Моя призову языки и тии Мя прославят,
Покой дах всей твари Своей.
Речете Ми слово не творящие воли Моея, и не услышу вас.
Словом Моим вся утвердишася.
Тверди рука Твоя, Владыко!
Фараона потопих в Чермном мори,
Херувими служат Мне со страхом,
Отверзу рай христианом.
Ци не дах вам пища в пустыни?
Червь и огнь уготовах на грешникы —
Шумом и попалит дубравы.
Щитом вооружихся на брань, Горы взыграшася явлением Моим,
Ыордань освятися крещением Моим,
Ересь погубих,
Югом ветром развею всю вселенную,
Юже Мя пророци проповедоша и апостоли еже о Мне научиша.

Читайте так же:  Молитва чтоб деньги водились дома деньги

Азбучная молитва это

«А́збучная моли́тва» (иногда называемая «Толковыми азбуками») — стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения. Представляет собой акростих на алфавит (так называемый абецедарий).

Наряду с «Прогласом к Евангелию» первое стихотворное произведение староболгарской и старославянской литературы. В самом раннем списке (XII в., ГИМ, Синод. собр., № 262) Азбучная молитва помещена как часть предисловия («пролог») к «Учительному Евангелию», составленному в 894 г. Константином Преславским. Ученик Мефодия Константин назван «епископом» Великого Преслава в приписке 907 г. Тудора Доксова, который переписал выполненный Константином перевод «Четырех слов против ариан» Афанасия Александрийского. На сегодняшний день выявлено и опубликовано 43 древнерусских списков Азбучной молитвы. Начиная с XV в. она помещается в рукописях как самостоятельное сочинение и часто сопровождается сведениями о начале славянской письменности.

«Азбучная молитва» представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический приём акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Стихотворение является акростишной молитвой, в которой каждый стих начинается с очередной буквы славянского алфавита (’ακροστιχίδα κατ’ ’αλφάβητον). Написана А. м. 12-сложным размером — «политическим стихом» (στίχος πολιτικός). В 40 стихотворных строчках реконструированного текста А. м. Преобладает цезура после 5-го слога (5+7), в двух случаях она делит строку на 7 и 5 слогов, а в двух стихах — на 6 и 6. Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова — стихотворение из 24 строк по 12 слогов, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое».

«Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов. К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 43 списков «Азбучной молитвы» XII—XVII веков (из них 23 представляют извлечение из полного текста с ошибочной аттрибуцией св. Кириллу), все русского происхождения.

Азбучная молитва на полюсе

Уже традиционно в конце мая проводятся Дни славянской письменности и культуры, посвященные памяти просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, чтимых Православной церковью святых. Истоки праздника восходят к концу IХ века, к появлению славянской азбуки, созданной солунскими братьями – по времени это совпадает с рождением российской государственности под названием Киевская Русь. Праздник широко отмечался в ХIХ веке. Традиция пресеклась после революции 1917 года. И только с 1986 года, с празднования Дней Слова в Мурманске, она вновь возрождена.

Живоносная сила и тайна заложена в азбуке: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, люди, живите… Это не азбука, это молитва, которая должна быть прочитана разумом, а потом опущена в сердце и сохранена в душе. В течение уже 18 лет центром праздника избирается один из древнерусских городов – Вологда, Новгород, Киев, Минск, Москва, Кострома, Владимир, Ярославль… А празднуют везде, даже на полюсе. Не верите?

Когда в 1987 года Дни славянской письменности и культуры выплеснулись на улицы Вологды, свой уникальный в истории полярных плаваний высокоширотный рейс проводил атомоход «Сибирь», шедший курсом на Северный полюс.

Атомоход вышел из Мурманска 8 мая 1987 года. Первый этап экспедиции – от Мурманска через Баренцево море между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа к 87º северной широты, к месту дрейфа полярной станции «СП-27». Приняв на свой борт зимовщиков, атомоход пошел к макушке Земли.

Северный полюс был достигнут «Сибирью» 25 мая в 16 часов. На борту ледокола находилось 260 человек, более 90% из них славяне: русские, украинцы, белорусы. В экспедицию входил и корреспондент тогда общесоюзной газеты «Водный транспорт» В. Мартышин. Им в одном из салонов ледокола 24 мая и была организована выставка «Славянский мир: общность и многообразие».

Экспонаты для выставки (журнальные статьи старинных изданий, болгарские открытки с икон Кирилла и Мефодия) подбирал мурманский писатель, организатор первого, возрожденного праздника Дней Слова Виталий Маслов. Еще в Мурманске, перед отходом ледокола, «бдительная» таможня, пытаясь подкормиться, не хотела пускать «церковников» во льды. Пришлось обращаться за помощью к провожавшему «Сибирь» второму секретарю Мурманского обкома КПСС, книгочею В. Серокурову. Он-то и «благословил» отплытие В. Мартышина с «церковниками» к Северному полюсу.

Гвоздем выставки на макушке Земли стала Азбучная молитва – первое из славянских стихотворений. Корреспонденту «Водного транспорта» не только пришлось самому делать несколько закладок на пишущей машинке, но и просить помощи штурманов «Сибири», чтобы размножить текст молитвы.

…В летописи сказано: в год 863 Константин Философ, названый Кириллом, создал грамоту славянским языкам, во дни Михаила, царя греческого, и в дни новгородского князя Рюрика, с него русская земля пошла. Существует две точки зрения на происхождение Азбучной молитвы. Одни считают, что ее написали сами создатели славянской азбуки, солунские братья, больше авторства отдавая Константину Философу, святому Кириллу. Другие приписывают авторство этого произведения ученику Мефодия, выдающемуся литератору, составившему в 894 году «Учительское евангелие», Константину Преславному.

Читайте так же:  Молитва в годовщину смерти

В древнерусской письменной традиции Азбучная молитва имела широкое хождение, о чем свидетельствует обилие ее списков, но основой осталось общее содержание произведения – прославление славянской азбуки, славянской книги, подвига первоучителей славянских, воля их последователей к утверждению и распространению учения на славянском языке. Молитва представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянского алфавита.

…Ледокол достиг точки, где собираются воедино все 360 земных меридианов, благодаря согласованным действиям спутников Земли, самолетов и вертолетов ледовой разведки, находивших трещины и полыньи, которые сопутствовали движению атомохода, и экипажа корабля, что старался следовать за легендой Севера. Нет, кажется, на свете птиц, так сильно озадачивших ученых, как легендарная розовая чайка, с ней может сравниться лишь Азбучная молитва.

Необычно среагировал на получение Азбучной молитвы возглавлявший экспедицию заместитель председателя Госкомгидромета СССР А.Н. Чилингаров… Последние мили перед полюсом давались особенно тяжело, в сутки проходили всего 25-29 миль – расстояние, на которое атомоход при благоприятных условиях затрачивает не более двух часов. Прочитав Азбучную молитву, знаток циклонов, колебаний в умах и разломов в теле ледяных массивов Герой Советского Союза Чилингаров подытожил: «В войну командиры, подымая бойцов в атаку, призывали – «Вперед славяне!», расставляя при этом азбуку пулеметными очередями. Мне, кроме полюса, еще в «кухне погоды» «СП-29» высаживать. Родина ждет прогнозов. Уборочная на носу. Так что я не только молитвой помогаю реактору, но и азбукой «Сибирь» крою…»

Ниже приводится молитва, прозвучавшая на Северном полюсе на втором году возрожденного праздника славянского Слова. Воссоздание Руси – вот завет апостолов славянских применительно к нашему времени, звучащий в Азбучной молитве.

АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Азбучная молитва. Предисловие « Азбучная молитва » ( иногда называемая « Толковыми азбуками ») стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемРодион Строкин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Азбучная молитва. Предисловие « Азбучная молитва » ( иногда называемая « Толковыми азбуками ») стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений.” — Транскрипт:

2 Предисловие « Азбучная молитва » ( иногда называемая « Толковыми азбуками ») стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения.

4 Происхождение « Азбучная молитвы » написана учеником святого Мефодия ( брата св. Кирилла ), выдающимся болгарским литератором и церковным деятелем Константином Преславским ( епископом Преслава Великого ), жившим на рубеже IXX веков, не позже 893 года.

5 « Азбучная молитва » представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический приём акростиха использовался и до появления « Толковых азбук » у славян византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы. акростих алфавита византийские гимнографы гимнов акафиста Пресвятой Богородице кондаков Романа Сладкопевца канонов Иосифа Песнописца

6 « Азбучная молитва » в России России « Азбучная молитва » была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов. К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 43 списка « Азбучной молитвы » XIIXVII веков ( из них 23 представляют извлечение из полного текста с ошибочной аттрибуцией св. Кириллу ), все русского происхождения. древнерусскойXIIXVII веков русского Впервые « Азбучная молитва » была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского « Кирилл и Мефодий, словенские первоучители », в качестве приложения к которой М. П. Погодин поместил текст молитвы из двух списков : псковского 1494 года и из сборникаВолоколамского монастыря XVI века. Критическое издание текста по всем спискам представлено в книге W.R. Veder. «Utrum in alterum abiturum erat?».1825 году Иосифа Добровского М. П. Погодин1494 годаВолоколамскогоXVI века

8 « Аз словом сим молюся Богу » Текст обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда – то патриарху Никону. Патриаршей патриарху Никону Аз словом сим молюся Богу : Боже, всея твари Зиждителю, Видимым и невидимым, Господа Духа посли Живущаго, Да вдохнет в сердце ми слово, Еже будет на успех всем, Живущим в заповедех Ти. Ѕело бо есть светильник жизни Закон Твой, свет стезям, Иже ищет евангельска слова І просит дары Твоя прияти.

9 Ко крещению обратишася вси, Людие Твои нарещися хотяще, Милости Твоя, Боже, просят зело. Но мне ныне пространно слово даждь, Отче, Сыне и Пресвятый Душе, Просящему помощи от Тебе. Руци бо свои выспрь воздею присно, Силу прияти и мудрость у Тебе. Ты бо даеши достойным силу, ипостась же всякую целиши. Упование всех концев земли. Фараона мя злобы избави, Херувимску ми мысль и ум даждь.

10 Ѡ, Честная Пресвятая Троице, печаль мою на радость переложи. Целомудренно да начну писати Чудеса Твои предивные зело, Шестокрылатых силу восприиму. Ществую ныне по следу учителю, имени его и делу последуя, Ѣвным [5] сотворю евангельское слово, хвалу воздая Троице в Божестве, Юже поет всякий возраст, юн и стар своим разумом, Ѧзык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу, Ему же честь и держава и слава от всея твари и дыхания от вся веки и навеки. Аминь [5]

Читайте так же:  Молитва на успешную торговлю вангуем

11 « Аз есмь свет миру » Текст данной « Азбучной молитвы » из рукописного « Сборника слов и поучений », который датируется серединой XVII века, хранится в библиотеке Московского университета. Московского университета Аз есть свет миру Бог есмь прежде всех век Ведаю всю тайну в человеце и мысль Глаголю людем закон Мой Добро есть творящим волю Мою Есть гнев мой на грешникы Живот дах всей твари Ѕло есть законопреступником Ни на чем Землю Мою утвердих

12 Престол Мой, Иже на небесех І шед на адова врата сокруших и верея железная сломих Како людие беззаконнии не сотвористе воли Моеа Людие Мои непокорные Мыслете на Мя злаа Наш еси Бог и заступник Оны Моя призову языки и тии Мя прославят Покой дах всей твари Своей Речете Ми слово не творящие воли Моея, и не услышу вас Словом Моим вся утвердишася Тверда рука Твоя, Владыко

13 Фараона потопих в Чермном мори Херувими служат мне со страхом Ѿверзу рай христианом Ци не дах вам пища в пустыни Червь и огнь уготовах на грешникы Шумом и попалит дубравы Щитом вооружихся на брань Горы взыграшася явлением Моим Ыордань освятися крещением Моим Ересь погубих Югом ветром развею всю вселенную Юже Мя пророци проповедоша и апостоли еже о Мне научиша.

16 Спасибо за внимание ! =) Над презентацией работали : Коровин Владимир, Петров Даниил

ЗБУЧНАЯ МОЛИТВА. Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы – это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГаля Чурсина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ЗБУЧНАЯ МОЛИТВА. Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы – это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва.” — Транскрипт:

2 Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы – это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва была написана учеником святого равноапостольного Мефодия, выдающимся болгарским литератором и церковным деятелем Константином Преславским (епископом Преслава Великого), жившим в IXX веках.

Видео (кликните для воспроизведения).

3 Текст этой азбучной молитвы был обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем патриарху Никону. Азбучная молитва святителя Константина Преславского

4 Азбучную молитву также называют Толковой азбукой. Тексты азбучных молитв славили дела Божие и помогали выучить азбуку.

5 Азбучные молитвы cоставлены таким образом, что начальные буквы строк (стихов) соответствуют порядку, в котором буквы расположены в азбуке. Такой поэтический прием называется акростих.

6 з словом сим молюся Богу: оже всея̒ твари Зиждителю, идимым и невидимым,

7 оспода Духа посли Живущаго, а вдохнет в сердце ми слово, же будет на успех всем, ивущим в заповедех Ти.

8 ело бо есть светильник жизни акон Твой, свет стезям, же ищет евангельска слова, просит дáры Твоя прияти.

9 о крещению обратишася вси юдие Твои нарещúся хотяще, илости Твоя, Боже, просят зело.

10 о мне ныне пространно слово даждь, тче, Сыне и Пресвятый Дýше, росящему помощи от Тебе.

11 уце бо свои выспрь воздею прúсно, илу прияти и мудрость у Тебе. ы бо даéши достойным силу, ипостась же всякую целúши.

12 пование всех концев земли, араона мя злобы избави, ерувимску ми мысль и ум даждь.

13 , Честнáя Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.

14 еломýдренно да начну писáти удеса Твои предивные зело, естокрылáтых силу восприиму.

15 ествую ныне по следу учителю, имени его и делу последуя, Явным сотворю евангельское слово, хвалу воздавая Троице в Божестве.

16 же поет всякий возраст, юн и стар своим разумом, зык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу.

17 Ему же честь и держава и слава от всея твари и дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

18 Перевод сделан русским ученым В.Я. Дерягиным. А вот как звучит эта молитва на русском языке: Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу: Боже, все тварей Создатель, Видимых и невидимых! Господа, Духа впредь живущего, Да вдохнет мне в сердце Слово! Его же Слово будет спасением всем, Живущим в заповедях Твоих. Засветил светильник жизни, Закон Твой – свет пути моего. И уж ищет евангельского слова, И просит дары Тебя принять славянское племя. К крещению обратились мы все, Людьми Твоими назваться хотим, Милости Твоей желаем, Боже! Но мне теперь пространное Слово дай, Отче и Сын и Святой Дух! Просящим помощи у Тебя, Руки свои воздевающим, дай Силу принять и мудрость Твою. Ты ведь даешь достойным силу, Убогого исцеляешь, Фараонову злобу от меня отводишь, Херувима мысль и ум его мне даешь, О Честная и Пресвятая Троица, печаль мою в радость обрати! Целомудренно буду писать Чудеса Твои предивные. Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя. Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве. Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные. Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу. Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Молитва для лечения больного

Учитесь молиться

  • Молитва и жизнь
  • ОТЧЕ НАШ
  • Иисусова молитва
  • Молитвослов

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол. 4:2 ).

«Мы должны молиться так, как если бы всё зависело только от Бога, а действовать так, как если бы всё зависело от нас». Фома Аквинский

Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила. прот. В. Свенцицкий.

Во время молитвы не нужно заниматься самовозбуждением. Не провоцировать в себе «религиозные переживания», не искать видений и чудес, держать в узде воображение. Если допустите образы, то начнёте молиться мечте.

Молитва – это труд. С другой стороны, молитва – это дар Божий. Однако дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и получает ответ на молитву, и благодать Святого Духа, утешающего молитвенника и укрепляющего его в молитвенном подвиге. прот. Алексий Уминский

Немало есть и таких людей, которые хотели бы до молитвы получить непоколебимые и окончательные доказательства бытия Божия, с тем чтобы только после этого приступить к молитве: они не хотят «дышать», пока им не докажут существование воздуха; – отрекаются от света, пока не поймут его природы; – не желают музыки, пока им не выдумают теорию музыкального бытия. А между тем естествен и необходим обратный порядок: чтобы убедиться в существовании воздуха, необходимо дышать, и только дышащий человек может исследовать природу воздуха и найти его формулу; надо жить светом, чтобы постигнуть, что есть свет; надо внимать музыке, – долго, глубоко и самозабвенно, – чтобы иметь основание спросить себя, откуда эта дивная реальность и как осмыслить ее бытие? Иван Ильин

Азбучная молитва

А́збучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.
Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.
«Aз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

А з есмь свет ми́ру,
Б ог есмь пре́жде всех век,
В е́даю всю та́йну в челов́еце и мысль,
Г лаго́лю лю́дем зако́н Мой.
Д обро́ есть творя́щим во́лю Мою́,
Е сть гнев Мой на гре́шникы.
Ж иво́т дах всей тва́ри.
Ѕ ло есть законопресту́пником.
Ни на чем З е́млю утверди́х,
Престо́л мой, И же на небесе́х,
I шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́реи желе́зныя сломи́х.
К а́ко лю́дие беззако́нии не сотвори́сте во́ли Моеа́,
Л ю́дие Мои́ непоко́рные
М ы́слете на Мя зл́аа?!
Н аш еси́ Бог и засту́пник!
О ны Моя́ призову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вят,
П око́й дах всей тва́ри Свое́й.
Р ече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас.
С ло́вом Мои́м вся́ утверд́ишася.
Т верда́ рука́ Твоя́, Влады́ко!
Ф арао́на потопи́х в Чермн́ом мо́ри,
Х еруви́ми слу́жат Мне́ со стра́хом,
T ве́рзу рай христиа́ном.
Ц и не дах вам пи́ща в пусты́ни?
Ч ервь и огнь угото́вах на гре́шникы —
Ш у́мом и попали́т дубравы.
Щ ито́м вооружи́хся на брань, Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м,
Ы орда́нь освяти́ся креще́нием Мои́м,
Ерес ь погуби́х,
Ю гом ве́тром разве́ю всю́ вселе́нную,
Юже М я пророци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

Азбучные стихи (азбучная молитва )

Азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константином Философом). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

Азбучные молитвы (иногда называемые толковыми азбуками) являются особой формой изложения религиозных истин, передающие в удобной для запоминания форме различные вопросы Православного вероучения.

В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.

Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился “Алфавитарь” святого Григория Богослова.

Ниже приводится вариант толковой азбуки:

“A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ” (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону): В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала

Читайте так же:  Молитвы для переезда

Азбучная молитва

«А́збучная моли́тва» (иногда называемая «Толковыми азбуками») — стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения. Представляет собой акростих на алфавит (так называемый абецедарий).

Содержание

Происхождение [ | ]

«Азбучная молитва» написана учеником святого Мефодия (брата св. Кирилла), выдающимся болгарским литератором и церковным деятелем Константином Преславским (епископом Преслава Великого), жившим на рубеже IX—X веков, [1] не позже 893 года. [2] Ошибочная аттрибуция «Азбучной молитвы» святому Кириллу, просветителю славян (до принятия монашества носившему имя Константин Философ) восходит к замене оригинального заглавия словами «Сице рече святый Кирил» при извлечении из полного текста. [3]

«Азбучная молитва» представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический приём акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого и других произведений византийской духовной литературы.

Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова [4] — стихотворение из 24 строк по 12 слогов, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое».

«Азбучная молитва» в России [ | ]

«Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов. К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 43 списка «Азбучной молитвы» XII—XVII веков (из них 23 представляют извлечение из полного текста с ошибочной аттрибуцией св. Кириллу), все русского происхождения.

Впервые «Азбучная молитва» была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители», в качестве приложения к которой М. П. Погодин поместил текст молитвы из двух списков: псковского 1494 года и из сборника Волоколамского монастыря XVI века. Критическое издание текста по всем спискам представлено в книге W.R. Veder. «Utrum in alterum abiturum erat?».

Варианты «Толковой азбуки» [ | ]

Приводимые ниже тексты молитвы передаются современными буквами русского алфавита, за исключением первых букв акростиха, с сохранением звучания текста оригинала.

«Аз словом сим молюся Богу» [ | ]

Текст обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону.

Аз сло́вом сим молю́ся Богу:
Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю,
Ви́димым и неви́димым,
Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,
Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,
Еже бу́дет на успе́х всем,
Живу́щим в за́поведех Ти.
Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни
Зако́н Твой, свет стезя́м,
Иже и́щет ева́нгельска сло́ва
І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.
Ко креще́нию обрати́шася вси́,
Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,
Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.
Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,
О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,
Прося́щему по́мощи от Тебе́.
Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,
Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.
Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.
Упова́ние всех конце́в земли́.
Фарао́на мя зло́бы изба́ви,
Херуви́мску ми мысль и ум даждь.
Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.
Целому́дренно да начну́ писа́ти
Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́,
Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.
Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,
Ѣ́вным [5] сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,
Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,
Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,
Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва
от всея́ тва́ри и дыхания
от вся ве́ки и наве́ки. Аминь

«Аз есмь свет миру» [ | ]

Текст данной «Азбучной молитвы» из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века, хранится в библиотеке Московского университета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аз есмь свет ми́ру
Бог есть пре́жде всех век
Ве́даю всю та́йну в челове́це и мысль
Глаго́лю лю́дем зако́н Мой
Добро́ есть творя́щим во́лю Мою́
Есть гнев мой на гре́шникы
Живо́т дах всей тва́ри
Ѕло есть законопресту́пником
Ни на чем Зе́млю Мою́ утверди́х
Престо́л Мой, И́же на небесе́х
І шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́рея желе́зная сломи́х
Ка́ко лю́дие беззако́ннии не сотвори́сте во́ли Моеа́
Лю́дие Мои́ непоко́рные
Мы́слете на Мя зла́а
Наш еси́ Бог и засту́пник
Оны́ Моя́ призову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вят
Поко́й дах всей тва́ри Свое́й
Рече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас
Сло́вом Мои́м вся́ утверди́шася
Тверда́ рука́ Твоя́, Влады́ко
Фарао́на потопи́х в Чермно́м мо́ри
Херуви́ми слу́жат мне со стра́хом
Ѿве́рзу рай христиа́ном
Ци не дах вам пи́ща в пусты́ни
Червь и огнь угото́вах на гре́шникы
Шу́мом и попали́т дубра́вы
Щито́м вооружи́хся на брань Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м
Ыорда́нь освяти́ся креще́нием Мои́м
Е́ресь погуби́х
Ю́гом ве́тром разве́ю всю́ вселе́нную
Ю́же Мя проро́ци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

Азбучная молитва это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here