Балет тищенко ярославна молитва

Подробное описание: Балет тищенко ярославна молитва - с детальным описанием, специально для Вас!

Балет «Ярославна», В.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
urok_7_klassa.ppt 582.5 КБ
urok_dlya_7_klassa.doc 45.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.

— развивать навыки музыкального восприятия произведений;

— воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

— закрепить понятие балет, программа спектакля.

— повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

  1. Сообщение темы урока (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 — 10 декабря 2010 года,

В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Читайте так же:  Молитвы о прошении детей

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» — балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета — подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды — «Сборы в поход», «Жёны русские», «Поход», «Затмение», «Окружение», «Вторая битва», «Плен», «Плач Ярославны», «Побег», «Призыв к единению».

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра («Степь смерти»), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве» (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли» мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же»». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице» мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый»). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

Вывод: (Слайд 12,13,14)

  1. Назовите особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по «Слову о полке Игореве», соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

презентацияпо музыке в 7классе балет Ярославна
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

7 урок в 7классе по теме бсаалет Тищенко Ярославна

Скачать:

Вложение Размер
balet_yaroslavna1.pptx 2.87 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Борис Иванович Тищенко (год рождения 1939) Балет «Ярославна»

Балет «Ярославна»- это хореографические размышления в 3-х действах по мотивам «Слова о полку «Игореве». Вступление; Стон Русской земли; Первая битва с половцами; Вежи половецкие; Стрелы; Плач Ярославны; Молитва.

Послушайте вступление: Какие образы возникают в вашем воображении? Назовите инструменты симфонического оркестра, которые вы услышите в музыке вступления? Что сближает эту музыку с русской народной?

«Стон Русской земли». -Какие образы раскрывает эта музыка?

«Первая битва с половцами» С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передал сцену битвы? Победу или поражение подсказывает музыка этой сцены?

«Плач Ярославны» Какое эмоциональное состояние героини передаёт эта музыка? Какие музыкальные инструменты «поют» плач?

«Молитва» Какое эмоциональное состояние передаёт звучание хора? Почему композитор в финале балета обращается к жанру молитвы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора).

Презентация по «Музыкальной литературе» для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ.

Презентация к уроку.

Презентация рассказывает о событиях 12 века. Хореографические размышления в 3х действиях по мотивам «Слова о полку Игореве».

Презентация предназначена для работы на уроке музыки по теме: «Балет «Ярославна» Б. И, Тищенко.

Проверочная работа №2 в 8 классе.

о рождении балета Б.И. Тищенко «Ярославна&quot.

балет Ярославна слушать онлайн

Хор и оркестр Ленинградского Государственного Академического Малого театра оперы и балета. Дирижёр Александр Дмитриев

«Ярославна», балет. Первая битва с половцами из 1-го действия

Б.Тищенко — Балет «Ярославна»

2 д-е, Ночные предчувствия

Балет «Ярославна» (фрагмент из Плача Ярославны)

Балет «Ярославна» («Молитва» — завершающий номер)

Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, «Стон русской земли», «Стрелы»)

Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР

Читайте так же:  Молитва это благодарность

Ариозо Ярославны (А.Бородин — Князь Игорь). Оркестр Новосибирского академического театра оперы и балета п/у Александра Большакова. Концертный зал НГАТОиБ. 23.04.2013

Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Презентация рассказывает о событиях 12 века. Хореографические размышления в 3х действиях по мотивам «Слова о полку Игореве».

Скачать:

Вложение Размер
balet_yaroslavna.pptx 2.87 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Борис Иванович Тищенко (год рождения 1939) Балет «Ярославна»

Балет «Ярославна»- это хореографические размышления в 3-х действах по мотивам «Слова о полку «Игореве». Вступление; Стон Русской земли; Первая битва с половцами; Вежи половецкие; Стрелы; Плач Ярославны; Молитва.

Послушайте вступление: Какие образы возникают в вашем воображении? Назовите инструменты симфонического оркестра, которые вы услышите в музыке вступления? Что сближает эту музыку с русской народной?

«Стон Русской земли». -Какие образы раскрывает эта музыка?

«Первая битва с половцами» С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передал сцену битвы? Победу или поражение подсказывает музыка этой сцены?

«Плач Ярославны» Какое эмоциональное состояние героини передаёт эта музыка? Какие музыкальные инструменты «поют» плач?

«Молитва» Какое эмоциональное состояние передаёт звучание хора? Почему композитор в финале балета обращается к жанру молитвы?

Балет тищенко ярославна молитва

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

«Слово о полку Игореве». Этот бесценная патриотическая поэма Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является « Князь Игорь » — выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Видео (кликните для воспроизведения).

Описание

Игорь Святославич князь Новгород-Северский Ефросиния Ярославна жена князя Игоря Святослав Всеволодович князь Киевский Кончак половецкий хан Див злой демон

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

Видео (кликните для воспроизведения).

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

I Акт II Акт III Акт
40 мин. 25 мин. 30 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.
  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

История создания балета «Ярославна»

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

Читайте так же:  Молитва о снятии приворота с сына

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Ярославна. Затмение

Авторы и постановщики

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник -видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг. оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины. И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

О спектакле

Премьера постановки – 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Ярославна. Затмение

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник -видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг. оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины. И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

Читайте так же:  Молитва ежедневная по усопшим

О спектакле

Премьера постановки – 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Ярославна. Затмение

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник -видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг. оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины. И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

О спектакле

Премьера постановки – 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

балет Ярославна слушать онлайн

Хор и оркестр Ленинградского Государственного Академического Малого театра оперы и балета. Дирижёр Александр Дмитриев

«Ярославна», балет. Первая битва с половцами из 1-го действия

Б.Тищенко — Балет «Ярославна»

2 д-е, Ночные предчувствия

Балет «Ярославна» (фрагмент из Плача Ярославны)

Балет «Ярославна» («Молитва» — завершающий номер)

Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, «Стон русской земли», «Стрелы»)

Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР

Ариозо Ярославны (А.Бородин — Князь Игорь). Оркестр Новосибирского академического театра оперы и балета п/у Александра Большакова. Концертный зал НГАТОиБ. 23.04.2013

Б Тищенко — Ярославна слушать онлайн

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Первая битва с половцами

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Б. Тищенко — Ярославна

Б.Тищенко — Балет «Ярославна»

2 д-е, Ночные предчувствия

Ярославна Акт III

Ярославна Акт I

Ярославна Акт II

Ночные предчувствия («Ярославна», 2 действие)

3 д-е, Вторая битва

3 д-е, Плач Ярославны

1 трек II часть

I. 1. вступление к 1 действию

II. 4.первая битва с половцами

III. 4. вторая битва

8 трек II часть

2 трек II часть

9 трек II часть

3 трек II часть

4 трек II часть

III. 1. вступление,2. кличи

Балет «Ярославна» (фрагмент из Плача Ярославны)

Балет «Ярославна» («Молитва» — завершающий номер)

II. 5.игры с половецкими девушками,6. ночь перед второй битвой

Стон Русской земли

Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, «Стон русской земли», «Стрелы»)

Хор и оркестр Ленинградского Государственного Академического Малого театра оперы и балета. Дирижёр Александр Дмитриев

«Ярославна», балет. Первая битва с половцами из 1-го действия

Балет тищенко ярославна молитва

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

«Слово о полку Игореве». Этот бесценная патриотическая поэма Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является « Князь Игорь » — выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.

Читайте так же:  Молитва о детей

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Игорь Святославич князь Новгород-Северский Ефросиния Ярославна жена князя Игоря Святослав Всеволодович князь Киевский Кончак половецкий хан Див злой демон

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

I Акт II Акт III Акт
40 мин. 25 мин. 30 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.
  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

История создания балета «Ярославна»

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Балет тищенко ярославна молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here