Беседа о молитве

Подробное описание: Беседа о молитве - с детальным описанием, специально для Вас!

Константин – Беседа о молитве

Константин – Беседа о молитве краткое содержание

По БЛАГОСЛОВЕНИЮ преосвященнейшего Никона, ЕПИСКОПА Липецкого и Елецкого

Автор предлагаемых «Бесед» — монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад. Первым его духовным руководителем на этом пути был Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976 г., г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся «старцем пустыни». После смерти о. Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев схиархимандрита Виталия (Сидоренко, †1992 г., г. Тбилиси).

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

Текст «Бесед» был прочитан, исправлен и одобрен автором для печати по старческому и архиерейскому благословению ради многочисленных просьб тех, кто хотел бы иметь эти ответы в качестве практического руководства к духовной жизни.

Однако, предоставляя данные ответы широкому кругу читателей, автор, прежде всего, адресует их тем людям, которые по каким-либо причинам не имеют духовного руководства и потому вынуждены пользоваться лишь имеющейся под руками духовной литературой: «Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы — все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушника все очень просто: представил все в полном виде своему духовному отцу, и: „как благословите поступать?“ Как скажет — так и поступать. А тем, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам — Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного…»

© Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. 2004 г.

Беседа о молитве – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

По БЛАГОСЛОВЕНИЮ преосвященнейшего Никона, ЕПИСКОПА Липецкого и Елецкого

Автор предлагаемых «Бесед» — монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад. Первым его духовным руководителем на этом пути был Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов,1976 г., г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся «старцем пустыни». После смерти о. Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев схиархимандрита Виталия (Сидоренко,1992 г., г. Тбилиси).

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

Текст «Бесед» был прочитан, исправлен и одобрен автором для печати по старческому и архиерейскому благословению ради многочисленных просьб тех, кто хотел бы иметь эти ответы в качестве практического руководства к духовной жизни.

Однако, предоставляя данные ответы широкому кругу читателей, автор, прежде всего, адресует их тем людям, которые по каким-либо причинам не имеют духовного руководства и потому вынуждены пользоваться лишь имеющейся под руками духовной литературой: «Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы — все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушника все очень просто: представил все в полном виде своему духовному отцу, и: „как благословите поступать?“ Как скажет — так и поступать. А тем, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам — Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного…»

© Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. 2004 г.

ru ru Maximus ABBYY FineReader 11, FictionBook Editor Release 2.6.6 130308248659510000 ABBYY FineReader 11 2.0

Версия 1.0 — сканирование, создание файла .fb2, форматирование, фрагментарная вычитка. Создание fb2-файла — 10-ого декабря 2013 года (вторник 25-ой седмицы по Пятидесятнице, память Великомученика Иакова Персянина (421)).

v.2.0 — исправление ошибок (вычитка — Максим Фещенко).

Беседа о молитве. Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь 2004 вычитка — Максим Фещенко

БЕСЕДА О МОЛИТВЕ

Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты

(фрагменты бесед с монашествующими и мирянами)

Автор предлагаемых «Бесед» — монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад. Первым его духовным руководителем на этом пути был Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов,1976 г., г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся «старцем пустыни». После смерти о. Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев схиархимандрита Виталия (Сидоренко,1992 г., г. Тбилиси).

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

Текст «Бесед» был прочитан, исправлен и одобрен автором для печати по старческому и архиерейскому благословению ради многочисленных просьб тех, кто хотел бы иметь эти ответы в качестве практического руководства к духовной жизни.

Однако, предоставляя данные ответы широкому кругу читателей, автор, прежде всего, адресует их тем людям, которые по каким-либо причинам не имеют духовного руководства и потому вынуждены пользоваться лишь имеющейся под руками духовной литературой: «Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы — все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушника все очень просто: представил все в полном виде своему духовному отцу, и: „как благословите поступать?“ Как скажет — так и поступать. А тем, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам — Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного…»

Кого мы любим, с тем и беседуем

Пришлось как-то раз беседовать с одним молодым человеком — студентом. Он верующий, ведет относительно благочестивую жизнь. Но когда у нас зашла речь о молитве, он сказал:

Читайте так же:  Молитвы при покупке жилья

— Я молюсь совсем мало. Да и нужды особой нет: зачем молиться, если все знаешь, все понимаешь? И никаких особых обстоятельств нет, которые побуждали бы на молитву. Если уж будет какая-то особая экстремальная ситуация, тогда буду молиться, а так — зачем? Нет охоты.

— Так что же, — говорю, — ты хочешь молиться «по-мужицки»: пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

— Да нет, я, в общем-то, не хочу, чтобы меня постигали какие-то бедствия и скорби. Ну, просто как-то не хочется молиться, да и все…

Что на это сказать? Допустим, родители имеют ребенка. И вот этот ребенок скажет: «Зачем мне говорить с папой и мамой? Если у меня будет какая-то нужда, тогда я буду с ними разговаривать, а так зачем они мне? Я не хочу с ними разговаривать — неинтересно». Разве не оскорбит он таким нелюбовным отношением своих родителей? Оскорбит — и сильно.

Вы никогда не замечали, что когда мы постоим на молитве с холодным чувством, к Богу, то и люди проявляют к нам холодность? А после усердной, теплой молитвы к Богу и отношения людей к нам становятся более теплыми.

Беседа о молитве

По БЛАГОСЛОВЕНИЮ преосвященнейшего Никона, ЕПИСКОПА Липецкого и Елецкого

Автор предлагаемых “Бесед” – монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад.

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

© Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. 2004 г.

Кого мы любим, с тем и беседуем 1

“Любить Бога никакие дела не мешают” 1

Молитва – это тайна общения души с Богом 2

О том, что Богоугождение и духовное делание совершаются везде – как в глубочайшей пустыни, так и среди мирской суеты 2

Даже малый молитвенный опыт научает нас осуществлять процесс молитвы “со скоростью света” 3

Просить непосредственное вразумление от Бога – дело крайне серьезное 3

Молитва и Господня помощь во всех обстоятельствах неразрывны и действуют мгновенно, если надеемся на Бога, а не на себя 3

У Бога нет лицеприятия 4

Господь исполняет наши желания в несравненно большей степени, чем мы это можем себе представить 4

Вера – это порыв через препятствия 4

Молитва и жизнь – одно 5

Мы должны жить пред Богом и приобретать свойства Христовы 5

Когда мы говорим себе “я не могу”, то делаем этим большую ошибку 6

Бог нам хочет больше дать, нежели мы можем принять 7

О страхе Божием 7

О духовном возрасте, внимании, терпении и мужестве 7

Некоторые задачи для современных христиан 8

О молитве за мир 10

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят? 11

С чего начинается живая молитва? 12

Что такое покаяние? – Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? – Что такое “сухая молитва” и как избавиться от нечувствия сердца? 12

Об Иисусовой молитве 14

Что такое “трезвение” и доступно ли оно для нашего времени? 14

Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты 15

монах Константин (Ковальчук)
БЕСЕДА О МОЛИТВЕ
Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты
(фрагменты бесед с монашествующими и мирянами)

К читателям

Автор предлагаемых “Бесед” – монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад. Первым его духовным руководителем на этом пути был Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов,1976 г., г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся “старцем пустыни”. После смерти о. Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев схиархимандрита Виталия (Сидоренко,1992 г., г. Тбилиси).

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

Текст “Бесед” был прочитан, исправлен и одобрен автором для печати по старческому и архиерейскому благословению ради многочисленных просьб тех, кто хотел бы иметь эти ответы в качестве практического руководства к духовной жизни.

Однако, предоставляя данные ответы широкому кругу читателей, автор, прежде всего, адресует их тем людям, которые по каким-либо причинам не имеют духовного руководства и потому вынуждены пользоваться лишь имеющейся под руками духовной литературой: “Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы – все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушника все очень просто: представил все в полном виде своему духовному отцу, и: “как благословите поступать?” Как скажет – так и поступать. А тем, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам – Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного…”

Кого мы любим, с тем и беседуем

Пришлось как-то раз беседовать с одним молодым человеком – студентом. Он верующий, ведет относительно благочестивую жизнь. Но когда у нас зашла речь о молитве, он сказал:

– Я молюсь совсем мало. Да и нужды особой нет: зачем молиться, если все знаешь, все понимаешь? И никаких особых обстоятельств нет, которые побуждали бы на молитву. Если уж будет какая-то особая экстремальная ситуация, тогда буду молиться, а так – зачем? Нет охоты.

– Так что же, – говорю, – ты хочешь молиться “по-мужицки”: пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

– Да нет, я, в общем-то, не хочу, чтобы меня постигали какие-то бедствия и скорби. Ну, просто как-то не хочется молиться, да и все…

Что на это сказать? Допустим, родители имеют ребенка. И вот этот ребенок скажет: “Зачем мне говорить с папой и мамой? Если у меня будет какая-то нужда, тогда я буду с ними разговаривать, а так зачем они мне? Я не хочу с ними разговаривать – неинтересно”. Разве не оскорбит он таким нелюбовным отношением своих родителей? Оскорбит – и сильно.

Читайте так же:  Православие текст молитвы да воскреснет Бог

Вы никогда не замечали, что когда мы постоим на молитве с холодным чувством, к Богу, то и люди проявляют к нам холодность? А после усердной, теплой молитвы к Богу и отношения людей к нам становятся более теплыми.

И сплошь и рядом встречается, что если родители становятся холодными к Богу, то и дети остывают в своей естественной любви к родителям. Но это почему-то не берется во внимание. А Господь сказал: “Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Мф. 7:2).

Кого мы любим, с тем и беседуем, с тем и общаемся. Или даже если сидим молча, все равно радуемся, чувствуя присутствие любимого. Так же и пред Богом: если нам “скучно” с Ним на молитве, следовательно, мы потеряли к Нему любовь. Мы оскорбляем нашего Небесного Отца и, фактически, теряем с Ним тот контакт, который нам же в первую очередь и требуется. Не Богу нужен этот контакт, а нужен нам для нашей вечной жизни. И если мы не установим его, подобно электрической лампочке с электросетью, то что с нами будет? Если лампочка не включается в электросеть, она становится ненужной, и ее выбрасывают на мусорник. Так и мы, если не соединимся с Богом, то, как негодная лампочка, будем выброшены на мусорник духовный, который называется “ад” и “вечная мука”.

“Любить Бога никакие дела не мешают”

– Старец Силуан говорит: “Любить Бога никакие дела не мешают”.

А применимо ли это понятие к нашей современной жизни, особенно мирской? Ведь наш век “отмечен” особой суетой и безверием. Слышит ли современных людей Бог? Доступна ли им сегодня та “живая” молитва, о которой Вы говорите?

– Иногда мы спускаемся с гор в селение, останавливаемся у мирских людей, общаемся со здешними многонациональными жителями. И порой мы просто удивляемся, насколько в таких осуетившихся, казалось бы, до предела людях теплится живая, искренняя вера. Бывает, заходит речь о житейских делах и скорбях, и простая мирская женщина говорит:

– Я пошла, помолилась, и Господь дал то-то и то-то.

Другая ей говорит:

– Как это Бог может нас услышать?

Видео (кликните для воспроизведения).

Но первая с уверенностью отвечает:

– Я стояла (столько-то времени), молилась, и Бог меня не услышит? Этого не может быть!

И, действительно, видишь: она получает то, что просила.

А вот конкретный пример, как молилась одна молодая женщина. Когда мы однажды спустились в селение, она рассказала нам следующую историю: “В один из вечеров сидели мы на кухне, было нас человек десять . Они разговаривают между собой, а я сижу на стуле, смотрю на иконы и молюсь внутренне, Иисусову молитву читаю . Вдруг все как бы подернулось какой-то дымкой, я никого не стала видеть и никого не стала слышать. А молитва – такая сладкая и приятная… И вдруг за окном раздался голос: “У-у-у! Христиане, кому вы молитесь. вы бумажке молитесь. кому вы молитесь. ” Я встрепенулась, смотрю на всех – думала, что все слышат.

Константин Ковальчук – Беседа о молитве

Константин Ковальчук – Беседа о молитве краткое содержание

По БЛАГОСЛОВЕНИЮ преосвященнейшего Никона, ЕПИСКОПА Липецкого и Елецкого

Автор предлагаемых «Бесед» — монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад.

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

© Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. 2004 г.

Беседа о молитве – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

По БЛАГОСЛОВЕНИЮ преосвященнейшего Никона, ЕПИСКОПА Липецкого и Елецкого

Автор предлагаемых «Бесед» — монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад.

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

© Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. 2004 г.

ru ru Maximus ABBYY FineReader 11, FictionBook Editor Release 2.6.6 130308248659510000 ABBYY FineReader 11 2.0

Версия 1.0 — сканирование, создание файла .fb2, форматирование, фрагментарная вычитка. Создание fb2-файла — 10-ого декабря 2013 года (вторник 25-ой седмицы по Пятидесятнице, память Великомученика Иакова Персянина (421)).

v.2.0 — исправление ошибок (вычитка — Максим Фещенко).

Беседа о молитве. Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь 2004 Вычитка — Максим Фещенко

монах Константин (Ковальчук)

БЕСЕДА О МОЛИТВЕ

Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты

(фрагменты бесед с монашествующими и мирянами)

Автор предлагаемых «Бесед» — монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30-ти лет назад. Первым его духовным руководителем на этом пути был Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов,1976 г., г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся «старцем пустыни». После смерти о. Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев схиархимандрита Виталия (Сидоренко,1992 г., г. Тбилиси).

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но ради цельности темы построены в форме одной общей беседы.

Текст «Бесед» был прочитан, исправлен и одобрен автором для печати по старческому и архиерейскому благословению ради многочисленных просьб тех, кто хотел бы иметь эти ответы в качестве практического руководства к духовной жизни.

Однако, предоставляя данные ответы широкому кругу читателей, автор, прежде всего, адресует их тем людям, которые по каким-либо причинам не имеют духовного руководства и потому вынуждены пользоваться лишь имеющейся под руками духовной литературой: «Первое, что нужно помнить, читая и слушая эти ответы — все они даны на тот случай, когда человек не имеет духовного руководителя (а жизнь-то идет, и решать вопросы как-то нужно). У послушника все очень просто: представил все в полном виде своему духовному отцу, и: „как благословите поступать?“ Как скажет — так и поступать. А тем, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам — Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного…»

Кого мы любим, с тем и беседуем

Пришлось как-то раз беседовать с одним молодым человеком — студентом. Он верующий, ведет относительно благочестивую жизнь. Но когда у нас зашла речь о молитве, он сказал:

Читайте так же:  Молитва Отче наш на иврите с переводом

— Я молюсь совсем мало. Да и нужды особой нет: зачем молиться, если все знаешь, все понимаешь? И никаких особых обстоятельств нет, которые побуждали бы на молитву. Если уж будет какая-то особая экстремальная ситуация, тогда буду молиться, а так — зачем? Нет охоты.

— Так что же, — говорю, — ты хочешь молиться «по-мужицки»: пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

— Да нет, я, в общем-то, не хочу, чтобы меня постигали какие-то бедствия и скорби. Ну, просто как-то не хочется молиться, да и все…

Что на это сказать? Допустим, родители имеют ребенка. И вот этот ребенок скажет: «Зачем мне говорить с папой и мамой? Если у меня будет какая-то нужда, тогда я буду с ними разговаривать, а так зачем они мне? Я не хочу с ними разговаривать — неинтересно». Разве не оскорбит он таким нелюбовным отношением своих родителей? Оскорбит — и сильно.

Вы никогда не замечали, что когда мы постоим на молитве с холодным чувством, к Богу, то и люди проявляют к нам холодность? А после усердной, теплой молитвы к Богу и отношения людей к нам становятся более теплыми.

И сплошь и рядом встречается, что если родители становятся холодными к Богу, то и дети остывают в своей естественной любви к родителям. Но это почему-то не берется во внимание. А Господь сказал: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

Кого мы любим, с тем и беседуем, с тем и общаемся. Или даже если сидим молча, все равно радуемся, чувствуя присутствие любимого. Так же и пред Богом: если нам «скучно» с Ним на молитве, следовательно, мы потеряли к Нему любовь. Мы оскорбляем нашего Небесного Отца и, фактически, теряем с Ним тот контакт, который нам же в первую очередь и требуется. Не Богу нужен этот контакт, а нужен нам для нашей вечной жизни. И если мы не установим его, подобно электрической лампочке с электросетью, то что с нами будет? Если лампочка не включается в электросеть, она становится ненужной, и ее выбрасывают на мусорник. Так и мы, если не соединимся с Богом, то, как негодная лампочка, будем выброшены на мусорник духовный, который называется «ад» и «вечная мука».

«Любить Бога никакие дела не мешают»

— Старец Силуан говорит: «Любить Бога никакие дела не мешают».

А применимо ли это понятие к нашей современной жизни, особенно мирской? Ведь наш век «отмечен» особой суетой и безверием. Слышит ли современных людей Бог? Доступна ли им сегодня та «живая» молитва, о которой Вы говорите?

Беседы о молитве. Часть 3

Как правильно молиться, какая молитва неугодна Богу

Во время наших прошлых бесед мы уже касались вопроса о такой важной составляющей духовной жизни человека, как молитва, мы говорили о значимости и силе молитвы, об условиях ее совершения.

Но у людей, только начинающих свой церковный путь ко Христу, иногда возникает вопрос: да, молиться нужно, но зачем стоять в храме, где служба совершается не всегда понятно и монотонно, зачем дома читать молитвы по книге, что общего эта молитва имеет с горением сердца, с беседой с Творцом? В конечном счете, все эти вопросы сводятся к одному: можно ли молиться чужими словами, по книге?

Для правильного ответа на этот вопрос нужно вспомнить о том, что молитва – это не только благодатное состояние и радость предстояния Богу, но еще и тяжелый труд, который обусловлен нашим состоянием – повреждением от первородного греха.

Человеческая природа, унаследованная нами от наших родителей, а теми, в свою очередь, от предков, искажена первородным грехом, и эта порча, затмевая наш ум, отвлекает его от целостности, от устремленности ввысь, к Небу, к Богу, рассеивая наше внимание, приковывая его к суете тленной мелочности. И для того чтобы собрать свое внимание, сконцентрировать в одной точке, устремить его к Богу, нужен подвиг сомопонуждения, необходима борьба с самим собой, и такая борьба в христианской традиции получила наименование аскезы. Путь аскетического доброделания, путь стяжания, т. е. собирания, зарабатывания подлинной, настоящей молитвы, прошли святые отцы, подвижники Православия. Они на собственном опыте постигли, как правильно направлять свои душевные силы и очищать свое сердце от грехов, как правильно молиться.

Кто-то может спросить: «А разве можно молиться неправильно?» Да, можно. Пример такой молитвы, неугодной Богу, мы встречаем в 18-й главе Евангелия от Луки. Христос Спаситель показывает нам на примере самовлюбленного гордого фарисея, какая молитва неугодна Богу. Этот человек, пришедший в храм на молитву, в словах, обращенных к Богу, больше хвалит себя, прославляет собственную праведность, величается и гордится. Такая молитва, замешанная на страстях, молитва, в основу которой положено человеческое тщеславие, человеческие страсти, неугодна Богу.

Но как нам добиться правильной молитвы? Для этого необходимо следовать по пути, который прошли святые отцы. Как человеку, идущему по зыбкому болоту, во избежание опасности погибнуть в пучине, следует идти по тому пути, который проложен предыдущими путешественниками, и следить за вехами, оставленными первопроходцами, так и нам, совершающим подвиг молитвенного делания, во избежание опасности погибнуть в пучине страстной прелести, нужно придерживаться того пути, который проложен святыми отцами. Они оставили нам пример правильной молитвы.

Эти образцы печатаются в особых книгах – молитвословах. Это сборники принятых Церковью молитв, которые были составлены святыми и подвижниками благочестия для руководства последующим поколениям православных. Читая любую книгу, мы проникаемся чувствами писателя, воспринимаем его образ мыслей. А когда мы читаем слова, изреченные по наитию Святого Духа подвижниками благочестия, то впитываем в свою душу их образ мыслей, начинаем уподобляться им, а значит, начинаем приближаться к Богу.

Читайте так же:  Молитва перед иконой иверской Божьей

Но то, что Церковь использует молитвословы как образец для молитвы, совсем не означает, что достаточно просто вычитать или произнести слова молитвы как некую мистическую мантру, как заклинание. Необходимо, чтобы наши души срослись с молитвой, чтобы слова, произнесенные некогда святыми отцами в момент высочайшего молитвенного порыва, стали нашими собственными. Как говорит один из подвижников благочестия XX века, «наша собственная, личная молитва должна литься по руслу благодатных подвижнических слов».

Часто случается так, что, становясь на молитву, мы не можем подобрать нужных слов, чтобы выразить наше мысли и чувства. И нам на помощь приходят святые отцы, уже изложившие свои благочестивые порывы любви к Богу или святым в прекрасных, проникнутых высокими порывами духа, словах молитвословий. Мы, обращаясь к Богу словами составленных ими молитв, как бы оживляем в себе те чувства, которые необходимы нам во время молитвенного подвига – чувства покаяния, любви к Богу, любви к ближнему.

Необходимо быть особо внимательными и уточнить, православный ли молитвослов мы используем. К сожалению, в последнее время появилось огромное множество всевозможной псевдохристианской литературы, в которой вместо церковных, богодухновенных молитв напечатаны оккультные заговоры, в которых полная бессмыслица перемешивается с откровенной ересью.

Это, например, так называемые целебные молитвы, молитвенные наговоры прочая оккультная литература. К истинной, нелестной молитве и вообще к Православию подобные сборники никакого отношения не имеют. Они не только лживы, но и весьма опасны для духовного здоровья, поскольку уводят человека в мир околорелигиозных выдумок и откровенного шаманства.

Поэтому прежде чем открывать молитвослов, убедитесь, что он издан по благословению православного иерарха – известного вам епископа или издательским советом. Если вы сомневаетесь в том, православный ли ваш сборник молитв, то лучше и проще приобрести обычный молитвослов в храме или в специализированном церковном магазине.

Беседы о молитве. Часть 2

Наша прошлая беседа касалась важности такого явления в духовной жизни, как молитва. Ведь она является не чем иным, как вербальным, словесным выражением нашей веры, осуществлением необходимости верующего сердца петь, благодарить и славословить Бога, не чем иным, как разговором человека со своим Творцом.

Это великое таинство веры, это великое чудо: Творец неба и земли, Владыка бесчисленных созвездий и галактик, Царь всего мира, всего видимого и невидимого, позволяет нам, людям, у каждого из которых есть свои немощи, свои недостатки, обращаться к Нему и называть Его, Владыку и Вседержителя, пред Которым в благоговейном трепете падают ниц лики чистых бесплотных ангелов, просто «Отче наш» – «наш Отец». Что может быть проще этого обращения ребенка к самому дорогому и самому близкому существу?

Но, к сожалению, очень часто случается так, что мы обращаемся к Богу, выражаем Ему свои просьбы, но наша молитва не приносит плода. Для того чтобы молитва была спасительной, чтобы она, подобно зерну, упавшему на удобренную и возделанную землю, стала плодотворной, необходимо соблюдение нескольких условий.

Первым условием действенной молитвы является наше покаяние во грехах. Бывает так, что Господь готов нам ниспослать просимое, но наши грехи, тяжесть прегрешений, пусть даже неосознанных, превращается в огромную высокую стену, отделяющую нас от Бога и не позволяющую благодати достигнуть наших сердец.

Иногда простая человеческая гордыня, являющаяся матерью всех пороков, не позволяет человеку действительно сказать в молитве: «Господи, да, я осознаю, что по своим делам, по своему поведению я недостоин Твоих милостей, но, осознавая свою греховность, свое недостоинство, прошу: подай мне Твою милость». Эта же гордыня не позволяет просто сказать: «Господи, прости». А если мы не просим, то и не получаем. И выходит, что мы сами виноваты в том, что не исполняются наши прошения, принесенные ко Господу во время молитвы.

И для того чтобы исправить такое положение, необходимо усилие со стороны самого человека, необходимо осознать свои преступления против воли Божией и осмысленно попросить у Него прощения, подходя к Таинству Покаяния, к Таинству Исповеди, которые совершаются в Церкви и освобождают человека от греховного груза. Нужно кирпичик за кирпичиком разобрать стену греха, отделяющую нас от Бога. Тогда Сам Господь, принимающий каждую исповедь, разрушит преграду, услышит нашу молитву и подаст нам все необходимое.

Вторым условием действенности молитвы является примирение со всеми, кто нас обидел и кого обидели мы. Это необходимо потому, что, обращаясь к Богу, мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш», ведь невозможно обращаться к Господу любви, пребывая во вражде с кем-то, потому что Сам Спаситель заповедал нам искать мира, прежде чем приступить к святому делу богообщения: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику (т. е. принесешь к небесному жертвеннику жертву славословия – молитву. – Прим. авт.), и там (т. е. становясь на молитву. – Прим. авт.) вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24).

Такого примирения требует обычное чувство справедливости. Если мы просим Бога простить нам наши грехи и ошибки, мы, в свою очередь, сами должны прощать тем, кто согрешил против нас, кто обидел нас.

Святые отцы, неоднократно говорившие о необходимости взаимного прощения, подчеркивали, что человеку, находящемуся во вражде со своими близкими, нельзя читать молитву Господню, «Отче наш», потому, что, произнося слова молитвы «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим» – и не оставляя, т. е. не прощая обид всем согрешившим против нас, мы будем лукавить перед Господом, кощунствовать, позволяя себе обманывать Всеведущего Бога, произносить ложь во время молитвы.

Еще одним условием действенной молитвы является наше внимание. Мы сами должны быть внимательны к словам молитвы, которые возносятся в храме за общественным богослужением или которые мы произносим дома, стоя на келейной молитве. Но, к сожалению, часто случается, что мы, произнося молитву, читая составленные святыми отцами по Божественному вдохновению слова молитв и славословий, участвуем в молитве лишь устами, но не умом.

К таким людям обращены слова святителя Иоанна Златоуста: «Как ты хочешь, чтобы Бог тебя услышал, если ты сам себя не слышишь?» Мы должны стремиться собирать свое внимание на словах молитвы, стараться быть внимательными при чтении акафистов или канонов, а если наше внимание рассеивается, если мы ловим себя на том, что стоим не на молитве, а витаем мыслями неизвестно где, если замечаем, что в мечтах занимаемся чем угодно, но не святейшим предстоянием пред Богом и беседой с Ним, тогда нам необходимо понуждать себя, перебарывать собственную привязанность к мирской суете, вновь и вновь возвращать свои мысли, свое внимание к Тому, к Кому обращена наша молитва. И тогда Всемилостивый Господь, приняв наши молитвы и ходатайства, ниспошлет нам все необходимое и для этой временной жизни, и для вечного спасения.

Читайте так же:  Молитва Николаю Чудотворцу на продажу квартиры

Иисусова молитва

  • Учитесь молиться
  • Молитва и жизнь
  • Молитвослов

Беседа о молитве

Автор предлагаемых «Бесед» – монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад. Первым его духовным руководителем был глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976, г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся «старцем пустыни». После смерти о.Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко, †1992, г. Тбилиси).

Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но на протяжении ряда лет, по понятным причинам, носили сугубо личный характер…

Беседы о молитве. Часть 1

Очень часто перед человеком, только-только начинающим делать свои первые шаги на пути к Богу, встает вопрос: «А почему я должен молиться? Что такое молитва, об обязательности и необходимости которой так часто говорят верующие люди? Разве не достаточно просто верить, признавая существование Высшего Разума? Неужели во что бы то ни стало надо ежедневно читать какие-то малопонятные слова? Разве Богу нужна наша молитва?»

Действительно, Бог в нашей молитве не нуждается. В ней нуждаемся мы сами. И чтобы осознать всю первостепенную важность молитвы в духовной жизни человека, мы должны разобраться в том, что же такое молитва.

Молитва – это разговор человека с Богом. И этот разговор необходим для самого человека как выражение веры. Ведь отличительной особенностью христианства является невозможность рационалистической констатации факта существования Божества, признания возможности бытия Бога. Христианство говорит не просто о Боге. Оно раскрывает перед нами тайну Бога любящего, любящего человека настолько, что ради избавления нас от последствий греха Бог Сам, без всякого посредничества творения, становится человеком, в Себе Самом исправляя древнее повреждение человеческой природы.

Христианство – это религия любви, она учит, что Бог возлюбил нас еще до того, как мы стали достойны этой любви, возлюбил настолько, что ради любви к нам Он, став человеком, претерпел распятие на Кресте, ужасные муки и позорную смерть.

Но вера в такого Господа, несомненно, предполагает некий ответ на Его жертву. Невозможно просто констатировать факт жертвы со стороны Бога, нельзя просто признавать реальность Голгофского Креста, невозможно отмахнуться от такого дара. Можно либо озлобленно удалиться, отвернуться, заставить себя поверить, что это все неправда, либо, признав подлинность Евангельской истории, прийти ко Христу любящему и ответить на Его Божественную Любовь. Ответ на любовь может быть только один – любовь. Если я знаю, что Христос любит меня, любит меня жертвенной любовью, любит до смерти, я не могу в ответ не любить. Но любовь с необходимостью требует для себя выражения, и одним из свидетельств любви является необходимость общаться.

Когда юноша стремится как можно чаще встречаться с девушкой, подольше быть с ней, разговаривать или просто смотреть в ее глаза, окружающие могут сделать вывод – он любит эту девушку. Если мы любим Бога, то мы тоже хотим общаться с Ним, высказать Ему наши проблемы, пожаловаться на неприятности, порадоваться успехам, поблагодарить за подарки, как хочется любящим детям чаще общаться со своими родителями. И Бог, Сам разрешивший нам именовать Себя Отцом, дарует нам такую возможность в молитве.

Молитва – это ни что иное, как разговор с Богом, как раскрытие перед небесным Отцом своего сердца, и такой разговор есть первейшая потребность верующей души. В молитве мы приобретаем возможность поблагодарить Господа за все его милости, которыми Он постоянно одаривает нас – такая молитва называется благодарственной. Она диктуется обычным человеческим чувством справедливости. Если мы считаем своим долгом сказать «спасибо» любому, оказавшему нам помощь, то это правило справедливо и по отношению к Богу. Поэтому благодарственная молитва очень часто звучит в устах верующих христиан.

В молитве мы получаем возможность излить перед Богом наши прошения, попросить Его всесильной помощи, исходатайствовать все, необходимое для нашей жизни, то, что мы можем назвать «хлебом насущным». Это молитва просительная.

Но существует еще и молитва покаянная, в которой мы просим у Бога прощения за наши грехи и проступки, подобно тому, как непослушные дети, не исполнившие родительских пожеланий и советов, осознавая свою вину, просят у родителей прощения за причиненные неприятности и обиды. Точно так же и мы, когда преступаем заповеди Божии и совершаем грехи, именно в молитве приобретаем возможность попросить у небесного Отца прощения.

Молитва – первейшая потребность верующего человека, и отсутствие желания помолиться свидетельствует о многом. Ведь и внутри межчеловеческих отношений нежелание общаться свидетельствует об охлаждении любви.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так и в духовной жизни нежелание молиться говорит о глубоком духовном кризисе, о глубокой духовной болезни, которая, как правило, требует длительного лечения. Поэтому, если мы чувствуем, что молитва наша становится холодной, что в нашем сердце отсутствует желание помолиться, мы должны спросить себя: почему так происходит, в чем причина нашего духовного кризиса, что нужно поменять в нашей духовной жизни, чтобы к нам вновь вернулась радость молитвы, радость богопредстояния, радость общения с Богом – нашим Творцом, Промыслителем и Спасителем, нашим небесным Отцом.

Беседа о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here