Благословение на молитву Иисусову

Подробное описание: Благословение на молитву Иисусову - с детальным описанием, специально для Вас!

Можно ли молиться Иисусовой молитвой без благословения?

Аудио

– В своих трудах святитель Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник рекомендуют постоянно творить Иисусову молитву для того, чтобы выполнять правило «непрестанно молитесь». Но сейчас священнослужители почему-то не рекомендуют самостоятельно читать эту молитву и говорят, что на нее нужно брать отдельное благословение. Однако они не дают благословение, так как боятся, что духовное чадо может впасть в прелесть. Можно ли творить данную молитву самостоятельно или все-таки нужно благословение?

– Прежде этих прекрасных людей, святителя Игнатия и владыки Феофана, «непрестанно молитесь» сказал еще апостол Павел. Так что тут нет ничего особенного. Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв. Но в силу чеканной формулы она полюбилась всем молитвенникам Церкви так же, как и литургия Иоанна Златоуста, которая в хорошем смысле слова вытеснила все остальные чины литургии – и теперь в основном мы молимся устами этого замечательного святителя.

Дело в том, что если бы Иисусова молитва была провокацией к прелести, то тогда бы с нее не начинался молитвослов. Обратите внимание: многие молитвословы начинаются именно с этой молитвы. Как говорили люди, которые ее практиковали, в ней содержится все Евангелие. В древности такие молитвы именовались «поучениями». Иисусова молитва научает нас Евангелию. Это очень большая ценность.

Почему священники не благословляют на ее чтение? По простой причине: они сами ее не совершают. Как они могут рекомендовать то, чего сами не делают? Им это не позволяет совесть. Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье.

Только в Ваших словах есть настораживающий термин: как только человек начинает не молиться, а «творить» молитву, то это «творчество» становится опасной вещью, потому что всякое творчество требует учителя. Не бывает мастера без того, кто научил его мастерству. Если и творить молитву, то под руководством человека, который ее совершает. А молиться в простоте, как дитя, без всяких художеств, говорить «Господи, помилуй» – чего же здесь страшного? Это очень естественное, богоугодное дело к взаимной пользе и радости общения души человека и Спасителя. Если доверять Богу, ничего плохого не будет.

– Может быть, запрет связан с тем, что люди начинают видеть в этой молитве некую магию?

– Мы не говорим об отдельных людях, которые начинают видеть в этом нечто подобное.

– Некоторые даже начинают спорить о количестве, сколько раз надо прочитать Иисусову молитву:

– Надо сто.

– Нет, сто мало – надо сто пятьдесят.

– Нет, всякие художества перестают делать молитву молитвой. Остаются только они. Вместо картины – рама. Хотя в XIX веке художники писали картины уже вставленными в рамы, и красота рамы использовалась для достижения в картине гармонии. Но все-таки ценность картины не в раме, потому что рама повторима, а картина уникальна. Можно делать копии, но они всегда отличаются. Вполне можно сделать идентичную раму, хотя всегда приятно, что «такой-то художник выбрал именно эту раму». Речь идет о нормальных людях. Если некоторые имеют склонность к экзальтации, они наделяют Иисусову молитву чем-то особенным. Это совершенно неправильный путь, потому что молитву делает чем-то значительным не текст, а исключительно то духовное чувство, благодаря которому совершается обращение к Богу. Вот что важно.

– То есть молитва должна располагать человеческие души к Богу, настраивать их на определенный тон?

– Не молитва. Душа настраивается покаянием и смирением. А какую молитву человек при этом читает: «Сыне Божий, помилуй мя, грешного» или «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – совершенно неважно. Ты ездишь на «Фольксвагене» или «Тойоте Камри»? Да какая разница! Главное, что едешь. Быстрее, чем тебе позволяет смена цветов светофоров, ты никак не проедешь. Где-нибудь отщипнешь себе 30 секунд, а так езда по городу всегда примерно одинакова, зависит от пробок. Так же и здесь. А если человек начинает что-то выделять, говорить: «это особенное», он переходит в область «творения», а это путь, на котором пропадает общение с Богом, так как человек весь погружен «в художество».

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Читайте так же:  Молитва по знаку зодиака на удачу

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

Читайте так же:  Краткие молитвы Святым

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Нужно ли брать благословение на Иисусову молитву и чтение акафистов у священника?

Вопрос задан:
10 марта 2015

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Практика брать благословение на чтение молитвы Иисусовой у священника, имеет целью духовное руководство в этом, весьма непростом делании. Это необходимо потому, что существуют законы правильной молитвы, нарушение которых может привести человека в состояние прелести (духовного самообольщения). Но если по каким – то обстоятельствам Вы не можете подойти за благословением к батюшке, это не значит, что молиться нельзя. Правило, которое он Вам благословил (30 молитв Иисусовых в день), может быть вполне Вам по силам. Вот и совершайте его. Только здесь на первом месте должно стоять не количество, а качество. Молитва должна быть неспешной, внимательной, растворенной покаянием. Так, что – бы ум успевал заполнить каждое произносимое слово. Пока начните с малого правила и совершайте его неопустительно, а дальше видно будет. Что – же касается чтения акафистов, на титульном листе обычно стоит надпись : «по благословению епископа … такого – то». Это и есть то благословение, которого Вы ищете. Поэтому – читайте на здоровье!

Читайте так же:  Молитва Иоанну печерскому

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Чтение Иисусовой молитвы

Аудио

– Обязательно ли брать благословение у священника на молитву Иисусову, чтобы читать ее постоянно с целью покаяния и для памяти Божией? Духовного отца у меня нет. Есть ли правила чтения Иисусовой молитвы, и как правильно ее творить?

– Я думаю, что брать благословение надо у того священника, который сам этим занимается и понимает. А вот как? Здесь надо читать Игнатия (Брянчанинова). Особенно замечательна «Беседа старца с учеником» о молитве Иисусовой. Вообще, звучит очень нехорошо: «Я занимаюсь молитвой Иисусовой, расступитесь, иначе я вас опалю огнем своей святости». Разве молитвой можно «заниматься»? Когда тонет человек, он что, «занимается», когда вопит: «Спасите меня!»? Он взывает о помощи. Вот что такое молитва – это вопль покаяния. И апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Так и мы должны побуждать себя как можно чаще обращаться к Богу с молитвой. Какой? Святые отцы оставили нам эту краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» – прекрасная молитва, она краткая, может быть, хоть с трудом, я успею произнести ее и не рассеяться. Но надо помнить, что молитва, которая совершается без внимания, – не молитва, это самообман. Где нет покаяния – нет молитвы; если нет благоговения – это не молитва. Поэтому тот, кто хочет хоть немножко понудить себя к молитве, а не «заниматься» молитвой Иисусовой, обязательно должен читать Игнатия (Брянчанинова) на эту тему. В противном случае Бог знает что страшное произойдет с человеком, вы даже представить себе не можете.

Благословение на молитву Иисусову

Видео (кликните для воспроизведения).

Нужно ли благословение на упражнение в Иисусовой молитве?

dionisiy Дата: Среда, 12.01.2011, 11:27 | Сообщение # 1

Особенно для тех, кто считает (верит), что у него есть старец или духовник.

Упражнение в Иисусовой Молитве требует особенных благодатных даров. Потому, если кто примет решение заниматься ей, то ему прилично и хорошо объявить об этом Богу и испросить у Него вразумления и помощи. Тот же всегда независтно подает.

В качестве образца, думаю, прилично взять молитву праведной Анны:

10 И та умиленна душею, и помолися Господу и плачущи проплака,
11 и обеща обет Господу, глаголющи: адонаи Господи елои саваоф, аще призирая призриши на смирение рабы твоея и помянеши мя, и даси рабе твоей семя мужеско, то дам е пред тобою в дар до дне смерти его: и вина и пиянственнаго не испиет, и железо не взыдет на главу его.

Если просить у Бога дара Иисусовой Молитвы, то только для того, чтобы служить им Ему во все дни жизни, во всякой трезвости и истинности. Это обет, и если принять его, то обратного пути не будет.

Если же ваш старец или духовник узнает о вашем обете или вы скажете ему о нем, то он имеет от Бога власть запретить вам принимать его. Тогда вы считаетесь свободным от обета. Если же промолчит, то обет вступает в силу.

Простите …
Простите . Прошу Ваших молитв.

dionisiy Дата: Среда, 12.01.2011, 22:45 | Сообщение # 2

===Не могли бы Вы пояснить, что значат эти дары? И не надо ли советоваться с духовником перед началом молитвы , а не после того, как принято решение?===

Дары эти персональные, кому что нужно. Внешне увидите: общее беснование окружающих, болезни, голод, холод, презрение, изгнание. Внутри каменное сердце и невыносимый труд.

Если же заберетесь во внутрь, то вмените все это в ничто.

Простите .
Простите . Прошу Ваших молитв.

dionisiy Дата: Четверг, 13.01.2011, 09:05 | Сообщение # 3

===Это на каком этапе молитвы, в начале, в середине (условно), в конце? Можете подробнее?===
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда человек пытается попасть внутрь себя, то проходит весь мысленный мусор и останавливается перед небом. Здесь или Бог переносит (Богом моим пройду стену) или надо уметь умереть, и так пройдешь.

Когда человек заберется внутрь сердца, то обнаруживает, что оно не откликается на слова молитвы. Как булыжник. А из него следует сделать живой камень сапфир, чтобы внутри сиял божественный свет.

Потом об этом поговорим подробнее.

Простите .
Простите . Прошу Ваших молитв.

dionisiy Дата: Четверг, 13.01.2011, 09:06 | Сообщение # 4

===Да, поясните, пожалуйста, батюшка! В начале молитвы? Особенно с внешними признаками непонятно. ===

Иисусова Молитва есть молитва, совершаемая в порядках старших ангельских чинов. Вокруг вас обычные люди, совсем не святые. Потому, когда вы будете молиться ИМ, то из них полезет вся дрянь, в которой они и не думали каяться. Потому для занятия ИМ и уходят из мира. Вспомните, как в Египте жабы вылезли из реки.

Простите .
Простите . Прошу Ваших молитв.

Molly Дата: Воскресенье, 03.02.2013, 01:06 | Сообщение # 5
Благословите, отче!

А как быть, если нет духовника? Нужно ли обьявлять о своём обете священнику, у которого обычно исповедуешься?

dionisiy Дата: Воскресенье, 03.02.2013, 06:58 | Сообщение # 6

Бог, благословит!

Если он Вас хорошо знает и советует Вам в Вашей духовной жизни, то с ним можно посоветоваться.

Тщательно исследуйте то, что он Вам скажет. Думаю, он будет предостерегать Вас от резких действий.

А так, почитайте книги, составьте себе план действий с учетом того, что Вы начинающая. И молитесь. Жизнь покажет, что делать дальше.

Когда я брал благословение, то мне благословили молиться Иисусовой молитвой при всяком согрешении.

Так как согрешаем мы часто, то и частой бывает и молитва.

Пусть Иисусова молитва будет сначала молитвой покаяния.
Простите . Прошу Ваших молитв.

Molly Дата: Воскресенье, 03.02.2013, 14:38 | Сообщение # 7
СпасиБо!

О.Дионисий, я прочла уже почти все, что удалось найти об ИМ.

5-й том Добротолюбия, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, архиепископ Антоний Голынский-Михайловский, Софроний Сахаров, Никодим и Феодосий Карульские, епископ Каллист (Уэр), Алла Селаври, “Откровенные рассказы странника. ” и пр. и пр., всё, что встречалось по этой теме у других отцов: Алексия Мечева, Иоанна Кронштадтского, Иоанна Крестьянкина. всех и не упомню.

Молюсь ИМ уже больше года. Главное, что усвоила: не воображать, что я что-то “творю”. Просто, по детски, как дитя к Отцу, обращаться к Иисусу как можно чаще, почти всегда. Молюсь без всяких правил, без счёта, без особенных поз, без чёток, начиная с момента пробуждения, занимаясь обыденными повседневными делами, и до отхода ко сну. Один батюшка научил меня молиться с сомкнутыми устами, артикулируя произношение незаметно для окружающих. Это очень мне помогло в своё время. А сейчас я молюсь внутри, в груди, речевой аппарат уже не участвует. Непроизвольно так получилось, что молитва синхронизировалась с дыханием. Не молиться уже не могу.

Меня тревожит немного то, что никто меня не благословлял на сие делание, нет у меня наставника. Так получилось, что ответы на все возникающие вопросы находила в книгах. И советовалась с единомысленным братом, послушником монастыря, он готовится к постригу сейчас.

Я не знаю, как сказать об этом священнику. Я не знаю, стоит ли это вообще делать?

Можете ли вы мне что-нибудь посоветовать, о.Дионисий?

dionisiy Дата: Воскресенье, 03.02.2013, 19:43 | Сообщение # 8

Я тебе уже посоветовал. Повторяю:

“Когда я брал благословение, то мне благословили молиться Иисусовой молитвой при всяком согрешении.

Так как согрешаем мы часто, то и частой бывает и молитва.

Афонские старцы рассказали, как правильно творить Иисусову молитву

По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы. Фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» собрал поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву

Преподобный Паисий Святогорец

«Лучше говорить ее (молитву) полностью: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, потому что в молитве содержится весь догмат веры. Если тебе трудно произносить ее полностью, тогда говори: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”».

«Одно дело – молитва Божией Матери и святым, другое – молитва Иисусова, это разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом. Но ум должен пребывать в молитве – вот в чем секрет. Когда мы прочитываем много четок тому или иному святому, это тоже хорошо, но бесполезно для непрестанной молитвы. Привыкай больше творить молитву, чтобы ум многократно обращался на “Господи Иисусе Христе”, и так ты естественным образом будешь пребывать в непрестанной молитве».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

«Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос – это все. В ком живет Христос, тот переживает такое, что нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе…»

«Будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Богу. Давайте будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано».

«Сердце – это радиоприемник, а страсти – помехи в эфире… Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве “Господи Иисусе Христе”, сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой-либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он – нас».

Преподобный Никодим Святогорец

«Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай».

Схиархимандрит Кирик Афонский

«При сей молитве (как и при всякой) надо иметь цель или намерение, с каким произносишь сию молитву, ибо Бог смотрит на цель, на намерение, а без сего Он молитве вашей не внемлет, не принимает ее. Итак, как раньше нами было сказано, молитву сию надо произносить с предварительной мыслью о той страсти или беспорядочных помыслах, которые в момент молитвы или чаще всего беспокоят».

«Молитву Иисусову надо творить не с тем, чтобы приобрести дар молитвы, а с тем, чтобы побеждать страсти по воле Божией, с преданностью Создателю своему, как Его создание, выражая Ему свою немощь и прося у Него благодатной помощи, которая узнается по вздоху смиренному».

«Молитву Иисусову должно творить при сознании присутствия Божия, убеждении, что не ты Бога зришь, а Бог тебя видит и знает все, что есть внутри тебя».

Можно ли молиться Иисусовой молитвой без благословения?

Аудио

– В своих трудах святитель Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник рекомендуют постоянно творить Иисусову молитву для того, чтобы выполнять правило «непрестанно молитесь». Но сейчас священнослужители почему-то не рекомендуют самостоятельно читать эту молитву и говорят, что на нее нужно брать отдельное благословение. Однако они не дают благословение, так как боятся, что духовное чадо может впасть в прелесть. Можно ли творить данную молитву самостоятельно или все-таки нужно благословение?

– Прежде этих прекрасных людей, святителя Игнатия и владыки Феофана, «непрестанно молитесь» сказал еще апостол Павел. Так что тут нет ничего особенного. Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв. Но в силу чеканной формулы она полюбилась всем молитвенникам Церкви так же, как и литургия Иоанна Златоуста, которая в хорошем смысле слова вытеснила все остальные чины литургии – и теперь в основном мы молимся устами этого замечательного святителя.

Дело в том, что если бы Иисусова молитва была провокацией к прелести, то тогда бы с нее не начинался молитвослов. Обратите внимание: многие молитвословы начинаются именно с этой молитвы. Как говорили люди, которые ее практиковали, в ней содержится все Евангелие. В древности такие молитвы именовались «поучениями». Иисусова молитва научает нас Евангелию. Это очень большая ценность.

Почему священники не благословляют на ее чтение? По простой причине: они сами ее не совершают. Как они могут рекомендовать то, чего сами не делают? Им это не позволяет совесть. Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье.

Только в Ваших словах есть настораживающий термин: как только человек начинает не молиться, а «творить» молитву, то это «творчество» становится опасной вещью, потому что всякое творчество требует учителя. Не бывает мастера без того, кто научил его мастерству. Если и творить молитву, то под руководством человека, который ее совершает. А молиться в простоте, как дитя, без всяких художеств, говорить «Господи, помилуй» – чего же здесь страшного? Это очень естественное, богоугодное дело к взаимной пользе и радости общения души человека и Спасителя. Если доверять Богу, ничего плохого не будет.

– Может быть, запрет связан с тем, что люди начинают видеть в этой молитве некую магию?

– Мы не говорим об отдельных людях, которые начинают видеть в этом нечто подобное.

– Некоторые даже начинают спорить о количестве, сколько раз надо прочитать Иисусову молитву:

– Надо сто.

– Нет, сто мало – надо сто пятьдесят.

– Нет, всякие художества перестают делать молитву молитвой. Остаются только они. Вместо картины – рама. Хотя в XIX веке художники писали картины уже вставленными в рамы, и красота рамы использовалась для достижения в картине гармонии. Но все-таки ценность картины не в раме, потому что рама повторима, а картина уникальна. Можно делать копии, но они всегда отличаются. Вполне можно сделать идентичную раму, хотя всегда приятно, что «такой-то художник выбрал именно эту раму». Речь идет о нормальных людях. Если некоторые имеют склонность к экзальтации, они наделяют Иисусову молитву чем-то особенным. Это совершенно неправильный путь, потому что молитву делает чем-то значительным не текст, а исключительно то духовное чувство, благодаря которому совершается обращение к Богу. Вот что важно.

– То есть молитва должна располагать человеческие души к Богу, настраивать их на определенный тон?

– Не молитва. Душа настраивается покаянием и смирением. А какую молитву человек при этом читает: «Сыне Божий, помилуй мя, грешного» или «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – совершенно неважно. Ты ездишь на «Фольксвагене» или «Тойоте Камри»? Да какая разница! Главное, что едешь. Быстрее, чем тебе позволяет смена цветов светофоров, ты никак не проедешь. Где-нибудь отщипнешь себе 30 секунд, а так езда по городу всегда примерно одинакова, зависит от пробок. Так же и здесь. А если человек начинает что-то выделять, говорить: «это особенное», он переходит в область «творения», а это путь, на котором пропадает общение с Богом, так как человек весь погружен «в художество».

Благословение на молитву Иисусову
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here