Чайковский утренняя молитва сочинение

Подробное описание: Чайковский утренняя молитва сочинение - с детальным описанием, специально для Вас!

Чайковский

Жизнь и творчество русского композитора

Детский альбом

24 ЛЕГКИЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО, ОР.39

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

1. Утренняя молитва;
2. Зимнее утро;
3. Мама;
4. Игра в лошадки;
5. Марш деревянных солдатиков;
6. Болезнь куклы;
7. Похороны куклы;
8. Вальс;
9. Новая кукла;
10. Мазурка;
11. Русская песня;
12. Мужик на гармонике играет;
13. Камаринская;
14. Полька;
15. Итальянская песенка;
16. Старинная французская песенка;
17. Немецкая песенка;
18. Неаполитанская песенка;
19. Нянина сказка;
20. Баба Яга;
21. Сладкая греза;
22. Песня жаворонка;
23. Шарманщик поет;
24. В церкви.

Сочинение “Детского альбома” – первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет “Щелкунчик”. Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.

Непосредственно созданию “Детского альбома” предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 – 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского – это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка. Чайковский, уехав из Москвы, очень просил брата М.И.Чайковского приехать к нему в Италию. Об этом же он просил и самого Колю в письме 12/24 ноября 1877 года: “Мне очень скучно, что так долго не увижу Модю и тебя. Что, если бы можно было нам опять пожить вместе. “.

Чайковский встретил приехавших к нему М.И.Чайковского и Колю Конради в самый канун 1878 года и с восторгом писал Н.Ф.фон Мекк: “В сущности же я счастлив совершенно. Последние дни были полны самых радостных ощущений. Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня . Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребенком “.

Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения “недетской” песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции, о чем Чайковский писал : “Всего курьезнее было то, что он пел песню со словами трагического свойства, звучащими необыкновенно мило в устах ребенка”. 27 февраля/11 марта 1878 года, в те дни, когда композитор впервые говорит о своем желании сочинить сборник пьес для детей, он пишет брату М.И.Чайковскому: “Посылаю тебе карточку певца-мальчика, который пел Perce lasciar mi (“Зачем покинул меня” – итал.). Скажи мне, как ты найдешь его лицо. По моему, в его лице есть признаки гениальности. “.

Третьим фактором, определившим намерение Чайковского сочинить пьесы для детей, можно считать пример Р.Шумана. Неслучайно в одном из писем, рассказывая о замысле “Детского альбома” Чайковский упоминает в этой связи Р.Шумана. Напомним также, что еще в самом начале творческого пути Чайковский написал в одной из статей: “Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который назовут шумановским.”

Первым упоминанием о замысле “Детского альбома” можно считать письмо к П.И.Юргенсону 26/14 февраля 1878 года из Флоренции: ” я предположил себе понемножку писать маленькие пиэсы. Хочу попробовать написать ряд легких пиэс, Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и выгодно, т.е. сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг мой, напиши, какими мелкими сочинениями я тебе особенно могу угодить. Я очень расположен теперь в виде отдыха заняться всякой мелкой работой. После первого упоминания о замысле “Детского альбома” до начала работы над ним прошло более месяца. Делались ли в это время какие-либо наброски к нему, неизвестно.

О начале работы над “Детским альбомом” известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И.Юргенсону: “Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана.”

О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф.фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о “Детском альбоме”, при этом поясняя: “Нужно будет много времени, по крайней мере месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать”. Что именно делал Чайковский в этот период времени с пьесами “Детского альбома”, не удается выяснить. Судя по письмам композитора, в течении июля он работал над “переписыванием” пьес, в том числе и пьес “Детского альбома”. Так 13 июля 1878 года он писал: ” работа переписки понемногу подвигается. Теперь принимаюсь за сборник детских пиэс ” Как об уже полностью завершенном “Детском альбоме”, Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года. 29 июля из Вербовки он написал издателю П.И.Юргенсону, что выслал ему рукописи всех завершенных к тому времени сочинений, в том числе и “Детского альбома”, за который он просил назначить цену по 10 рублей за пьесу, а всего 240 рублей. Порядок пьес “Детского альбома”, обозначенный в автографе Чайковского уже в первом издании, которое осуществлялось при участии автора, был изменен.

Мысль о посвящении Володе Давыдову “Детского альбома”, очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе “Детского альбома” нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: “Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом”. Еще позже 12/24 декабря 1878 года из Флоренции он писал Л.В.Давыдову, мужу своей сестры: “Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр. Меня только немало смущает, что Митюк, пожалуй, обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать музыкальные сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит? А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, – можно целые симфонии посвящать”.
Читайте так же:  Молитвы по усопшим в день смерти

Из приведенного письма к Л.В.Давыдову ясно, что семья Давыдовых и сам Володя ничего не знали о посвящении сборника и что, возможно, вместо Володи мог быть кто-то другой из детей Давыдовых, например Дмитрий, которого упоминает композитор в своем письме, возможно, что сборник мог быть посвящен и кому-то другому из знакомых детей. А решающим фактором оказалась любовь Володи Давыдова к музыке. Остается предположить, что распоряжение о посвящении Чайковский сделал при личном свидании с П.И.Юргенсоном в Москве в конце сентября – начале октября 1878 года.

Чайковский был доволен первым изданием “Детского альбома”, отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: “Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, – но ничего, сойдет, – детям будет занятно”.

Некоторые пьесы цикла построены на фольклорном материале. В “Неаполитанской песенке” (тема которой перенесена в “Детский альбом” из 3-го действия балета “Лебединое озеро”), а также в “Итальянской песенке” Чайковским использованы подлинно народные итальянские мелодии. Еще один итальянский (венецианский) мотив взят за основу в пьесе “Шарманщик поет”. В “Русской песне” композитор обратился к русской народной плясовой песне “Голова ли ты, моя головушка”. На одном из вариантов известной русской фольклорной темы построена пьеса “Камаринская”. Подлинно народная французская мелодия звучит в “Старинной французской песенке” (в дальнейшем композитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив ее, в хоре менестрелей из II действия оперы “Орлеанская дева”). Есть основания предполагать, что подлинно фольклорный мотив (скорее всего, тирольский) использован в “Немецкой песенке”. В пьесе “В церкви” претворен церковный мотив так называемого “шестого гласа”. В пьесе “Мужик на гармонике играет” обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня (“Утренняя молитва”, “Зимнее утро”, “Мама”). Следующий сюжет – игры, домашние забавы ребенка (“Игра в лошадки”, “Марш деревянных солдатиков”).

Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия, посвященная кукле (“Болезнь куклы”, “Похороны куклы”, “Новая кукла”). В дальнейшем Ч. отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии (“Итальянская песенка”, “Неаполитанская песенка”), Франции (“Старинная французская песенка”) и Германии (“Немецкая песенка”). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема (“Русская песня”, “Камаринская”).

День ребенка близится к концу и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой “Нянина сказка”, рядом с которой – как ее особый, отдельный музыкальный персонаж – появляется “Баба-Яга”. Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – “Сладкая греза”.

Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев (“Вальс”, “Мазурка”, “Полька”), и для музыкальных пейзажей (“Песня жаворонка”), и для жанрово-характеристических зарисовок (“Мужик на гармонике играет”, “Шарманщик поет”). Завершается сборник пьесой “В церкви”. Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

“Детский альбом Чайковского”, наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения Ч. испытали на себе – в той или иной мере – многие русские авторы, от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского и др.

Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации “Детского альбома” оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою “версию” относительно “сюжетных ходов” и целостной драматургической концепции цикла.

Чайковский утренняя молитва сочинение

Новизна и оригинальность «Альбома для юношества» Шумана пробудила фантазию многих композиторов.

В апреле 1878 года Пётр Ильич Чайковский писал своему другу и почитательнице Надежде Филаретовне фон Мекк:

Обложка первого издания
«Детского альбома»

Непосредственным толчком к созданию «Дет­ско­го альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шу­ману».

С пьесами из «Детского альбома» Чайковского вы уже много раз встречались на уроках му­зы­каль­ной литературы. А кто-то из вас по­зна­ко­мил­ся с ними и в классе фортепиано.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

Помимо ссылок на приведённые ранее примеры, каждую пьесу можно прослушать целиком по кнопке слева. Исполняет Я. Флиер.

  1. «Утренняя молитва». См. разбор и пример в теме 6.
  2. «Зимнее утро». Музыкальная зарисовка с «колючей», «морозной» гармонией.
  3. «Игра в лошадки». Стремительная пьеса с безостановочным движением восьмых.
  4. «Мама». Лирический портрет.
  5. Марш деревянных солдатиков. Игрушечный марш (см. пример 53 в теме 2).
  6. «Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась.
  7. «Похороны куклы». Траурный марш.
  8. Вальс. См о нём в теме 5 и в теме 6 (раздел 3 и раздел 6).
  9. «Новая кукла». Звучащая в едином порыве пьеса выражает безудержную радость девочки.
  10. Мазурка. Танцевальная миниатюра в жанре мазурки.
  11. Русская песня. См. разбор и пример в теме 6.
  12. «Мужик на гармонике играет».

На этой оригинальнейшей миниатюре остановимся подробнее. Возможно, Чайковский случайно услышал, как незадачливый гармонист пытается что-то подобрать, но это у него никак не выходит. С большим юмором композитор изобразил этот эпизод в крошечной пьесе.

Читайте так же:  Молитва Преподобному Серафиму Саровскому на русском языке

Сначала четыре раза повторяется одна и та же маленькая фраза. Потом дважды гармонист снова затягивает её первый мотив, но останавливается, в каком-то недоумении перебирая два аккорда. Видимо, один из них (доминантсептаккорд) слишком поразил его воображение, и он завороженно разжимает и сжимает мехи, вцепившись пальцами в этот аккорд.

При нажатии одной клавиши на левой клавиатуре у многих гармошек звучит не одна нота, а целый аккорд: тоника, доминанта или субдоминанта. Поэтому, подражая неумелой игре на гармошке, Чайковский использует аккордовый склад. Не случайна и тональность си-бемоль мажор. Большинство гармошек настроены именно в этом звукоряде (в отличие от баяна и аккордеона, на гармошке нельзя сыграть ни хроматическую гамму, ни музыку в разных тональностях).

Здесь мы увидели ещё одну разновидность картинной программности — звукоподражательную. Такое подражание музыкальным инструментам встречается довольно редко. Чаще композиторы используют звукоподражание для изображения природных шумов или пения птиц. Подобный пример тоже встречается в «Детском альбоме», и мы до него скоро дойдём.

  1. «Камаринская». Фигурационные вариации на известную русскую плясовую мелодию.
  2. Полька. Танцевальная миниатюра в жанре польки (см. пример 150 в теме 5).
  3. Итальянская песенка. Воспоминание композитора об Италии. Мелодию, помещённую в припев этой песенки, Чайковский слышал в Милане в исполнении маленького уличного певца.
  4. Старинная французская песенка. См. разбор и пример в теме 6.
  5. Немецкая песенка.

По общему характеру эта пьеса напоминает старинный немецкий танец лендлер (немного замедленный и грубоватый вальс). А некоторые характерные мелодические обороты заставляют вспомнить и другой жанр — йодль, своеобразную песню альпийских горцев. Обычное пение со словами перемежается в йодлях с вокализами, изображающими инструментальный наигрыш. Эти вокализы исполняются в своеобразной манере с частыми широкими скачками, разложенными по звукам аккордов. Мелодия первого раздела Немецкой песенки очень похожа на йодль:

А вот традиционный немецкий (тирольский) йодль в современном исполнении.

  1. Неаполитанская песенка. См. разбор и пример в теме 6.
  2. «Нянина сказка».

Хотя Чайковский не сообщает нам, что за сказку рассказывает няня, и мы не знаем её сюжета, слышно, что музыка говорит о каких-то приключениях.

Начало звучит таинственно, «колючие» аккорды прерываются загадочными паузами. Второе предложение начинается затаённо, октавой ниже, потом все голоса стремительно взлетают вверх, а в самом кадансе вдруг происходит что-то новое, неожиданное.

А затем случилось что-то страшное. На протяжении всего среднего раздела в правой руке повторяется с нарастающим в две волны crescendo один и тот же звук — до, как бы говоря: «О-ой! О-ой. » А в левой руке трепещут шорохи хроматических терций в «пугающем» низком регистре.

Когда перед самой репризой до переходит в ре, мы ощущаем это событие как кульминацию страшной сказки. Но тут же наступает успокоение: реприза совершенно точная, и, когда мы снова слышим знакомую музыку, она уже не кажется такой таинственной и «колючей», какой казалась сначала. У страшной сказки счастливый и добрый конец.

  1. «Баба Яга». Ещё одна добродушная «страшилка», картинка стремительного полёта злой колдуньи на помеле.
  2. «Сладкая грёза». Лирическая пьеса. Хотя у неё есть название, это не программная миниатюра. Образ светлой мечты, который дан в музыке, можно наполнить любым подходящим содержанием. А можно просто слушать и наслаждаться.
  3. Песня жаворонка.

Как и в пьесе «Мужик на гармонике играет», здесь есть звукоподражание. Но образ рождается совершенно другой. Не забавный, а лирический. В одном из писем Чайковский писал: Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!

Издавна пение птиц в музыкальном искусстве было связано с образами весны, ласкового солнца, пробуждения природы. Вспомните символические фигурки жаворонков в весенних народных обрядах.

А кроме того, певчие птицы с незапамятных времён поражали человека изобретательностью, разнообразием своих трелей. У них и музыкантам есть чему поучиться.

В Песне жаворонка мы слышим и солнечную, весеннюю радость, и не­обык­но­вен­ное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. С первых же тактов можно почувствовать и «потоки тающего снега», и «что-то живительное и бодрящее», разлитое в весеннем воздухе. И над этой солнечной картиной где-то высоко-высоко заливается жаворонок.

В среднем разделе, который начинается затаённым рр, композитор словно прислушивается к пению жаворонка и даёт нам услышать всё новые и новые изгибы и повороты этой песни.

После точой репризы, в маленькой коде, мы слышим ещё одно «коленце» жаворонка

Молитвой начинался и заканчивался день ребёнка. И если «Утренняя молитва» — вступление к картинам, образам и впечатлениям, наполняющим ребячий день, то пьеса «В церкви» — это прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе, в мягких «говорящих» интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй».

Эти четыре фразы, образующие период свободного строения, повторяются ещё раз, но всё громче и громче: пение ширится и нарастает.

Но вот последние, затихающие фразы хора и огромная кода, занимающая половину всей пьесы: долгое прощание, в котором слышится мерное и чуть грустное звучание тягучих вечерних церковных колоколов

Если у Шумана пьесы были расположены по возрастающей сложности, то у Чайковского совсем лёгкие могут соседствовать с достаточно трудными. Располагая пьесы в альбоме, Чайковский руководствовался их образным содержанием.

Все жанровые игровые сценки — «Игра в лошадки», Марш деревянных солдатиков, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» — сосредоточены в первой половине сборника.

В середине — маленькая русская «сюита»: Русская песня, «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Затем идёт «сюита путешествий» — песенки разных стран, времён и городов: Итальянская, Старинная французская, Немецкая и Неаполитанская.

Потом раздел сказок: «Нянина сказка» и «Баба Яга».

Лирические пьесы и танцы создают необходимый контраст или снимают напряжение. «Мама» оттеняет «Игру в лошадки» и Марш деревянных солдатиков. Вальс смягчает переход от безутешного горя («Похороны куклы») к бурной радости («Новая кукла»). Мазурка и Полька — своеобразные «отбивки» между «русским» и «европейским» разделами. «Сладкая грёза» — «лирическое отступление» после страшных сказок. Ещё одно «лирическое отступление» перед самым прощанием — пьеса «Шарманщик поёт».

Читайте так же:  Молитва для скорой встречи с мужчиной

Две картины природы — «Зимнее утро» и Песня жаворонка — расположены одна почти в самом начале, а другая ближе к концу.

И наконец, вступление и заключение, связанные с церковной музыкой: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Такая группировка пьес делает «Детский альбом» Чайковского удивительно стройным произведением — не просто сборником пьес, а большой сюитой, которую интересно и не утомительно слушать подряд от начала до конца.

Чайковский раздвигает рамки детской музыки. В пьесах Русская песня, «Камаринская», Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка, «Шарманщик поёт» он знакомит маленьких музыкантов с народными мелодиями разных стран. А музыку некоторых пьес можно услышать и во «взрослых» произведениях Чайковского. Так, Неаполитанская песенка пришла в альбом из балета «Лебединое озеро», Старинная французская песенка превратилась в Песнь менестрелей в опере «Орлеанская дева», мелодия пьесы «Шарманщик поёт» вновь зазвучала в фортепианной миниатюре «Прерванные грёзы», а интонации «Сладкой грёзы» неожиданно проступили в Сцене в еловом лесу из балета «Щелкунчик».

Урок по музыке “Благославенен час молитвы”
план-конспект урока по музыке на тему

Музыкальная речь “выросла” из интонаций разговорной речи. Очень ярко открывается взаимосвязь интонации молитвы, которая звучит в храме и музыкальных произведений П.Чайковского “Утренняя молитва”, “В церкви”.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Благословенен час молитвы

Приобщение к духовной культуре, как части отечественной культуры. Формирование у учащихся интереса к духовной музыке.

1. Раскрыть взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

2. Раскрыть взаимосвязь поэзии и духовной музыки.

Что сей час прозвучало? Молитва. Сегодня мы будем говорить о молитве.

2 часть. Завязка

Издавна на разных континентах мира люди возносили и возносят молитвы к Богу. И сегодня мы попробуем по-новому посмотреть на понятие «молитва». Мы послушаем стихотворения, посвящённые молитве, послушаем и проанализируем музыкальные произведения, посвящённые молитве, Это поможет нам прочувствовать молитву душой.

3 часть. Развитие действий.

– Что такое «молитва»? (словесное обращение к Богу)

– А что же прося люди обычно у Бога? ( Здоровья, прощения, благ).

И в царской семье, несмотря на полный достаток, очень часто молились, если помнить, что молитва – это просьба, то о чём могли просить в царской семье? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Молитва», написанное Константином Романовым, в исполнении ученика вашего класса, а вы обратите внимание на просьбу, с которой обращается к Всевышнему член царской семьи.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Видео (кликните для воспроизведения).

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

Учитель. О чём просил в молитве К.Романов в своей молитве? (о христианской любви). Да, о любви, которая всё терпит, всё прощает

Когда мы любим своих друзей, близких, которые к нам хорошо относятся – это не большой труд. Гораздо сложнее любить врагов, с которыми ты не дружен, с которыми когда-то поссорился, или тех, кто предал.

Служба в православном храме – прежде всего молитвы, и сейчас мы послушаем молитву «Да не разлучит от любви Божьей», которая прозвучит на фоне вида храмов.

Необычайно красивая, гармоничная музыка. Какие слова рождаются при прослушивании молитвы? (тишина, спокойствие, умиротворение). Действительно: благословенен молитвословия час…

А часто ли мы обращаемся к Богу с молитвами в течение дня? Наверно не каждый день, а только тогда, когда совсем тяжело и помочь нам никто не может…

А сейчас мы послушаем историю, рассказывающую об одном воскресном дне ребёнка из православной семьи.

Обратите внимание, как часто обращаются с молитвой к Богу в православной семье. А во времена, когда жил П.И.Чайковский, так проходил день каждого ребёнка. Сам композитор был глубоко верующим человеком. Известно стихотворение 11 летнего Пети, написанного на французском языке. Вот буквальный перевод этих незамысловатых детских наивных строчек, пронизанных особой теплотой.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть опора

Она как свет, нам душу освещает.

4 часть. Кульминация.

Сегодня мы будем слушать произведения Чайковского из «Детского альбома», но сначала давайте вспомним:

– Сколько пьес вошло в альбом? (24)

– Случайно ли это количество пьес?

(Нет не случайно, в сутках 24 часа. Чтобы каждый час был интересен для любимой племянницы, которая болела и не могла выходить из дома.)

А теперь давайте подумаем. Мог ли Чайковский, заботясь о всестороннем развитии заболевшего ребёнка, забыть о времени, которое отведёно на ежедневную молитву?

– Конечно, не мог! И поэтому 2 пьесы в «Детском альбоме » композитор посвящает молитве – это «Утренняя молитва» и «В церкви». Действительно, благословенен молитвословия час. Мы сейчас послушаем эти пьесы. А вы приготовьтесь рассказать о настроении произведений, какие чувства вызывает мелодия.

Звучит фонограмма №1 «Утренняя молитва» П.И.Чайковского

Вопросы к ученикам.

– Какие слова рождаются после прослушивания произведения? (ответы уч-ся)

– А какое чувство оставляет движущаяся вверх мелодия на затухающей динамике? (просветление).

-Какие инструменты звучали? (симфонический оркестр).

Совершенно верно. А как же получается, что композитор написал произведение для фортепиано, а его исполняет симфонический оркестр? Как называется приём, когда ноты перекладываются для иного инструмента, не того, который задумал автор?

-Послушаем пьесу «В церкви».

Звучит фонограмма №2 «В церкви» П.И.Чайковского.

-Какое чувство оставляет после прослушивания это произведение? (тихо, мирно, успокоение, кажется, что звучит молитва, звон колоколов).

-Интересная история у этой пьесы. В основу произведения легла оригинальная молитва «Помилуй мя Боже, по великой милости Твоей».

-В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и передаёт то состояниё, которое остаётся после неё.

-Как вы думаете, почему «Утренней молитвой» П.Чайковский начинает свой «Детский альбом», а пьесой «В церкви» заканчивает? (День начинается молитвой и заканчивается.).

5 часть . Закрепление материала.

Наш разговор о молитве был бы не полным, если бы мы не вспомнили о молитве Богородице – матери Христа. Образ матери является символом всего самого доброго, родного, святого и не случайно самые искренние, самые сокровенные молитвы звучат у иконы Пресвятой Богородицы. Послушайте молитву «Богородице Дево, радуйся».

На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню «Ангел» на стихи М.Лермонтова муз. Л.Марченко

Читайте так же:  Вечерняя молитва дома

Слайд №5 (со словами песни)

– Напомните мне, пожалуйста, кто такой Ангел?

(от греческого «вестник», сверхъестесвенные силы, Духи, созданные Богом. При крещении каждому приставляется Ангел- хранитель).

Работа над фразировкой в песне «Ангел».

5. Подведение итогов.

Ребята, что нового мы с вами узнали о молитве?

  1. Молитва – это не всегда слова, но всегда чувства.
  2. Существуют музыкальные произведения, имитирующие интонации молитвы церковного хора.
  3. Есть много стихов, посвящённых молитве.

Колокол, с молитвою сливаясь,

Тронул наши души и сердца.

У молитвы к Богу есть начало,

Но молитве этой нет конца.

Вы в душе, ребята, сохраните

Этой искры Божью благодать.

Пусть урок останется открытым –

В вашей жизни их не сосчитать…

Пусть хранит Господь вас в нашем мире,

И вершите добрые дела.

Ведь любви сегодня приоткрылись

Ваши юные, прекрасные сердца!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говорить с Богом можно по-разному. Можно своими словами, про себя или вслух обращаться к Господу с вопросами, просьбами и благодарностями. Но не всегда находятся нужные слова, как лучше обратиться к Б.

Тема урока: «Кодирование информации»( учитель информатики Чибисов А.А.).Цель урока: познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодировани.

конспект урока по музыке “Перезвоны. Молитва.” по УМК Сергеевой – Критской 6 класс.

Цели урока: создание условий, формирующих представление об изучении и развитии информатики и программирования в России, профессий, связанных с информатикой. Задачи урока:  обучающие- знать место и.

урок посвящен наиболее востребованной профессии – программист, рассказывает о положительных особенностях и наглядно показывает, каких успехов достигли представители данной профессии.

Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.Задачи:* познакомить с понятием .

по модулю “Основы православной культуры”учебник “Основы православной культуры 4-5 кл” Кураева А.В., издательство “Просвещение”, 2010.

Общешкольный классный час: Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» Выполнила преподаватель художественного отделения Корчагина Е.В. Выполнила преподаватель. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВера Сульдина

Похожие презентации

Презентация по предмету “Классный час” на тему: “Общешкольный классный час: Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» Выполнила преподаватель художественного отделения Корчагина Е.В. Выполнила преподаватель.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Общешкольный классный час: Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» Выполнила преподаватель художественного отделения Корчагина Е.В. Выполнила преподаватель художественного отделения Корчагина Е.В. г.Карталы 2013 г. МОУ ДОД ДШИ

2 Детский альбом Цель классного часа: Цель классного часа: Познакомить с фортепианным циклом П.И.Чайковского “Детский альбом” Задачи: Задачи: Познакомить с историей создания “Детского альбома”; Познакомить с историей создания “Детского альбома”; прослушать ряд пьес из “Детского альбома”; прослушать ряд пьес из “Детского альбома”; учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку); развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

3 «Утренняя молитва» «Утренняя молитва» Молитвой начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. Молитвой начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передаёт настроение сосредоточенности и покоя. Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передаёт настроение сосредоточенности и покоя.

4 П.И. Чайковский П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Сочинение “Детского альбома” – первое обращение композитора к детской теме. Сочинение “Детского альбома” – первое обращение композитора к детской теме.

5 Петр Ильич очень любил детей и часто говорил: « Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».Своих детей у Чайковского не было, и все тепло души и сердца он отдавал племянникам, детям своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой. И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Петр Ильич очень любил детей и часто говорил: « Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».Своих детей у Чайковского не было, и все тепло души и сердца он отдавал племянникам, детям своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой. И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей!

6 История создания «Детского альбома» “Детский альбом” – это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: “Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей”. “Детский альбом” – это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: “Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей”.

7 Ведущая: Ведущая: Чайковский был доволен первым изданием “Детского альбома”, отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: “Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, – но ничего, сойдёт, – детям будет занятно”. Чайковский был доволен первым изданием “Детского альбома”, отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: “Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, – но ничего, сойдёт, – детям будет занятно”.

8 Зимнее утро “Зимнее утро” – вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского “Детский альбом”. Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся. “Зимнее утро” – вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского “Детский альбом”. Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.

10 Марш деревянных солдатиков Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего “Детского альбома” и объединяется с близкой с ней по содержанию “Игрой в лошадки”. Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель – марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и “действиям” солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы. Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего “Детского альбома” и объединяется с близкой с ней по содержанию “Игрой в лошадки”. Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель – марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и “действиям” солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.

Читайте так же:  Молитвы княгини ольги

11 Болезнь куклы П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. “Болезнь куклы” – первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. “Болезнь куклы” – первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.

15 Мазурка Мазурка Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П.Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из “Детского альбома” – интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме. Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П.Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из “Детского альбома” – интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.

17 Итальянская песенка Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри “Детского альбома”, который можно условно назвать “Музыкальный дневник путешествий”, поскольку это пьесы (“Итальянская песенка”, “Старинная французская песенка”, “Немецкая песенка”, “Неаполитанская песенка”) с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки. Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри “Детского альбома”, который можно условно назвать “Музыкальный дневник путешествий”, поскольку это пьесы (“Итальянская песенка”, “Старинная французская песенка”, “Немецкая песенка”, “Неаполитанская песенка”) с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.

18 Неаполитанская песенка Неаполитанская песенка Живя в Италии, Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской – как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской – как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.

19 Старинная французская песенка

21 Русская песня Русская песня Внутри “Детского альбома” можно выявить несколько мини-циклов – рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса – яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому. Внутри “Детского альбома” можно выявить несколько мини-циклов – рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса – яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.

22 Мужик на гармонике играет Эта пьеса – вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри “Детского альбома”. В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов. Эта пьеса – вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри “Детского альбома”. В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.

26 Баба Яга Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость. Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость. Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро). Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).

28 В церкви Завершается сборник пьесой “В церкви”. Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Завершается сборник пьесой “В церкви”. Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

Видео (кликните для воспроизведения).

29 Литература Картинки с интернета: Пётр Ильич Чайковский Картинки с интернета: Пётр Ильич Чайковский Детский альбом. Детский альбом. Музыкальная энциклопедия. –Москва: Советская энциклопедия,1981. Музыкальная энциклопедия. –Москва: Советская энциклопедия,1981. Ю.Булычевский, В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Ленинград: Музыка, Ю.Булычевский, В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Ленинград: Музыка, 1968.

Чайковский утренняя молитва сочинение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here