Содержание
Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.
Надо обратиться к опыту святых
– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.
Творите молитву Иисусову
Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах
– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.
Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.
Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.
Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».
Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам
– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.
А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.
По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.
Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски
Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову
– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.
Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.
Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.
Рассеянность происходит от несмирения
– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?
Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.
Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.
Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет
Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.
Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.
Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.
Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись
– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!
Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве
Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас
– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!
Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.
Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).
Что делать если пропустил молитву
Вопрос от Рамили:
Ассаляму алейкум! Скажите, пожалуйста, как правильно возместить пропущенные утренние намазы. Я слышала утренний намаз можно возместить только после восхода солнца до обеда, если это за этот день. А если утренние намазы пропущено много, тогда как правильно возместить?
Своевременное совершение намаза именуется «эда», а совершение намаза после истечения его времени называется «каза».
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приказал возмещать намазы, которые человек пропустил по уважительной причине, например, проспав, или пропустил намаз, находясь в беспамятстве.
В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: إِذَا رَقَدَ أَحَدُكُمْ عَنِ الصَّلَاةِ أَوْ غَفَلَ عَنْهَا فَلْيُصَلِّهَا إَذَا ذَكَرَهَا، فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَ جَلَّ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
«Тот из вас кто проспит намаз, или пропустит его по забывчивости, пусть совершит его сразу же, как вспомнит о нем. Так как Аллах Всевышний говорит: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Муслим, Салят: 108, №: 1569, стр.279; Бухари, Мавакит: 38, №: 597, стр. 124; Абу Давуд, Салят: 11, №: 442, стр. 75; Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, №: 10909, 20/255).
В риваяте, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху) сообщается, что когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросили о каффарате, для того, кто до восхода солнца или после захода солнца, забыл о намазе, он сказал:
عَنْ عِبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنْ رَجُلٍ غَفَلَ عَنِ الصَّلَاةِ حَتَّى طَلَعَتِ الشَّمْسُ أَوْ غَرَبَتْ مَا كَفَّارَتُهَا؟ قَالَ: يَتَقَرَّبُ إِلَى اللَّهِ وَ يُحْسِنُ وُضُوءَهُ وَ يُصَلِّي الصَّلَاةَ وَ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ فَلَا كَفَّارَةَ لَهَا إِلَّا ذَلِكَ إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
«Он должен стараться (духовно) приблизиться к Аллаху (такими деяниями, как садака), сделать как следует малое омовение, возместить пропущенный намаз, и просить у Аллаха о прощении. Другого каффарата, кроме этого, не предусмотрено. Так как поистине, Аллах сказал: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Таберани, аль-Муджамуль-Кабир, 18/157; Хайсеми, Маджмауз-заваид, №: 1809, 2/76).
Сунна утреннего намаза возмещается вместе с фардом, после того, как солнце поднимется над горизонтом и до наступления полудня. Сунна и фард утреннего намаза не возмещаются до полного восхода солнца и после полудня.
Если фард утреннего намаза был совершен вовремя, а сунна утреннего намаза была пропущена, то, по мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахимахумаллах), она не возмещается. А, по мнению имама Мухаммада (рахимахуллах) сунна утреннего намаза может быть восполнена после полного восхода солнца и до наступления полудня.
Если у человека очень много каза-намазов, то в этом случае при их возмещении нет нужды определять какой именно это намаз. Так как это представляет собой сложность. В этом случае достаточно делать, например, намерение на возмещение последнего пропущенного утреннего намаза или последнего пропущенного полуденного намаза. Каза-намазы можно совершать в любое время за исключением тех промежутков времени, которые считаются макрухом, так как они не имеют определенного времени совершения.
Возмещать пропущенный намаз можно в любое время ?
Возмещать пропущенный намаз можно в любое время ?
О знамениях Аллаха

Почему мы изучаем ширк и боимся его ?

Виды колдовство и их лечение : Отворот (сихр ат-тафрик)
Разъяснение видов колдовства

Колдовство в света Корана и Сунны
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб)”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы
Если человек проспал или забыл совершить молитву
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не совершение молитвы из-за принуждения
Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.
Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает
Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.
Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?
Примечание:
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Что делать если пропустил молитву

Применительно к намазу, понятие «тартиб» означает последовательное, поочередное совершение всех намазов. При совершении пяти обязательных намазов, а так же каза-намазов, соблюдение очередности является фардом.
Например, если человек проспал утренний намаз, то он должен выполнить его сразу же, как только вспомнит, даже если это произойдет во время пятничной проповеди. Так как считается неправильным совершение последующих намазов, не выполнив предыдущего.
Так как в одном из хадисов говорится: «Тот, кто проспит или забудет совершить какой-либо намаз, и вспомнит об этом в тот момент, когда будет совершать за имамом последующий намаз, должен будет закончить намаз с имамом. После чего совершить пропущенный намаз, а после него заново совершить тот намаз, который он совершал с имамом».
Например, если человек пропустил полуденный намаз, и уже настало время послеполуденного намаза, то в этом случае в первую очередь необходимо совершить полуденный намаз, и только после этого, послеполуденный.
Положения,связанные с возмещениями молитв

Положения,связанные с возмещениями молитв

О знамениях Аллаха

Почему мы изучаем ширк и боимся его ?

Виды колдовство и их лечение : Отворот (сихр ат-тафрик)
Разъяснение видов колдовства

Колдовство в света Корана и Сунны
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Как следует совершать молитвы, пропущенные по уважительной причине?
О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб)”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
Как поступить пропустившему молитву, когда уже необходимо совершать следующую?
Допустим, если выходит время вечерней (магъриб) молитвы, а человек по приемлемой шариатом причине не совершил послеобеденную (‘аср) молитву, то ему следует сначала совершить вечернюю молитву. См. “Сахих фикъху-Ссуна” 1/262.
Также, допустим, если человек проспал утреннюю молитву, однако когда проснулся, услышал призыв на пятничную молитву (джуму’а), то ему следует совершить сначала пятничную молитву, так как ее восполнить невозможно. См. «аль-Мумти’» 2/141.
Если пропущена по шариатской причине одна из молитв и стали призывать к следующей, то на какую молитву следует взять намерение?
Примечание:
Сунан-рауатиб – это добровольные намазы, совершаемые до и после обязательных пятикратных молитв. Об этих намазах пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершал двенадцать рак’атов в течении дня и ночи, тому будет построен дом в Раю! А это: четыре рак’ата до обеденной (зухр) молитвы и два после нее; два рак’ата после вечерней (магъриб) молитвы; два после ночной (‘иша) и два рак’ата до утренней (фаджр) молитвы». ат-Тирмизи 2/132, Ибн Маджах 1141. Достоверность хадиса подтвердили Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани.
Обязана ли женщина, очистившаяся от месячных во время одной молитвы, восполнять предыдущую молитву?
Если после наступления времени молитвы, женщина затянет ее совершение, а впоследствии у нее начнутся месячные, должна ли она восполнить эту молитву после того, как очистится?
Относительно этого вопроса существует два известных мнения. Большинство ученых считает, что если при наступлении времени молитвы у женщины не было месячных, но когда она оттянула время молитвы, у нее начались месячные, то она обязана восполнить такую молитву после того, как отчистится.
Другие же ученые говорят, что она не должна ничего возмещать. При этом они опираются на то, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) у женщин начинались месячные в различные периоды времени и неизвестно случая, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал возмещать молитву женщине, которая не успела совершить намаз до начала месячных. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Правильным в этом вопросе является мнение Абу Ханифы и Малика, что женщине ничего не надо возмещать, поскольку возмещение (аль-къада) нуждается в велении, а такого веления нет! И женщина в подобной ситуации затянула время молитвы по дозволенности, а не по причине халатности”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/234.
Возмещается ли молитва, если человек, совершивший ее, не знал, что не были соблюдены условия ее действительности?
Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?
Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него!” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.
Примечание:
Заключение
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Практические советы о молитве
Практические советы о том, как правильно молиться.
И еще небольшое объявление
Дорогие! Я хочу сказать, что всем благодарен за добрые слова, за терпимое отношение, за знаки любви, которые вы мне и моей семье иногда оказываете.
У меня же самого бывает очень мало времени на общение с вами. Кто-то грустно сидит на скамейке в храме, пока я занят, кто-то ждет моего ответа на письмо, на СМС-ку… Хочется всех обнять, ко всем прийти в гости, со всеми усесться за добрый стол и пообщаться… Но ловишь себя на мысли, что это невозможно. И как ни пытаюсь, не получается.
Последнее время я много думал: как отблагодарить вас? И мне пришла вот какая идея. Я с радостью возьму на себя послушание молиться за вас и ваших близких весь Великий пост. Как говорится, и мне полезно, и вам приятно

Итак, вы можете написать имена ваших близких (пожалуйста, только самых дорогих людей, потому что писем может быть много) и прислать мне по известному адресу: [email protected]
Я из этих имен составлю списки, которые распечатаю. Один список будет в храме, и я буду поминать его за каждым богослужением во время Великого по ста, другой список будет храниться дома, и я ежедневно буду поминать его на вечерней молитве.
Списки будут о здравии и о упокоении, поэтому прошу писать и ваших живых, и ваших усопших.
Несколько мыслей в дополнение к этой акции:
1. Имена принимаются в течение недели до 21 часа 26 февраля, то есть вечера Прощеного воскресенья. В 21 час я перестаю принимать записки и занимаюсь их распечатыванием и оформлением в свой синодик. Простите, пожалуйста, но потом мне подшиванием отдельных записок заниматься будет сложно.
2. Благодарить меня не надо! Мне было бы удобней, если бы вы написали просто записку с именами: о здравии и о упокоении.
3. Не пишите имена в комментарии к этой записи! Пишите их в почту, которую я дал чуть выше.
4. Свой список имен может прислать любой человек. Подписываться под письмом необязательно. Единственная просьба, чтобы это был верующий человек и его список имен не был насмешкой, издевательством, именами, взятыми, смеха ради, из головы. Нам часто приходится банить таких насмешников, которые пишут гадости на сайт. Если кто-то дерзнет так поступить, гнев Божий падет на головы кощунников.
А чтобы продолжить тему молитвы, я предложу вам интересную главу из книги «О молитве», вышедшей ровно 10 лет назад. Написана эта глава моей женой Елизаветой Пархоменко.
Скоро я размещу на сайте всю нашу книгу, а пока – глава…
Беседа о том, как научиться молиться правильно Некоторые практические советы
Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, как правильно молиться. Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву. Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.
Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.
Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.
Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.
Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице. То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.
Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением. Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.
И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего. Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.
В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.
В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.
Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное врем я для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом. Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».
Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы. Но об этом – в следующей беседе.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою.
Молитва вечерняя

Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!