Что такое молитва Иисусова по преданию православной церкви

Подробное описание: Что такое молитва Иисусова по преданию православной церкви - с детальным описанием, специально для Вас!

Что такое молитва Иисусова по преданию православной церкви

Для упражнения в «сердечной молитве» древние монахи использовали краткие призывания, чтобы их молитва была односложной ( monologis–tos), незамутненным вспоминанием о Боге [1526] . Однако, у исихастов молитвенная память о Боге принимает конкретную форму памяти об «Иисусе». Их кратким призыванием станет «Иисусова молитва» [1527] .

Об этой молитве, получившей большое распространение в Восточной Церкви, можно найти всего лишь несколько упоминаний в литературе Киевской Руси, но эти упоминания достойны внимания [1528] . Первый пример мы находим в Повести временных лет Нестора. В одном из поучений братии преп. Феодосий говорит о том, «как блюсти себя от помыслов скверных, от бесовского соблазна. «Бесы ведь, — говорил он, — вкладывают черноризцам дурные помыслы, мысли лукавые, разжигая им желания, и тем испорчены бывают их молитвы; когда приходят такие мысли, следует отгонять их знамением крестным, говоря так: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь»» [1529] . При описании жизни князя–монаха Николы Святоши Черниговского в Печерском патерике говорится не столько о его смирении и воздержании, сколько о постоянном творении им Иисусовой молитвы [1530] .

Позднее Иосиф Волоцкий [1531] советовал совершать эту молитву тем, кто не знает Псалмов , из чего следует, что к тому времени она была уже достаточно известна. В Стихах духовных Матерь Божия советует пономарю, который хочет увидеть св. Алексия, творить молитву Иисусову: «Твори ты Иисусову молитву, Святой тебе сам объявится» [1532] .

С эпохи возрождения филокалического движения Иисусова молитва вводится в качестве ежедневной практики в монастырях; она рекомендовалась также и мирянам. Ею могут заниматься и новоначальные, считает Феофан Затворник, ибо цель подвижничества — «очищение сердца и восстановление духа», а молитва Иисусова, по словам святого автора, соединяет в себе оба этих элемента [1533] .

Рассмотрим еще одно свидетельство из Жизни старца Силуана. Одним из уроков для новоначального послушника было наставление о том, что келейную молитву следует совершать преимущественно по четкам с молитвой «Иисусовой». И брат Симеон молился горячо и много. «Так прошло немного времени, всею около трех недель, и однажды вечером, при молении пред образом Богородицы, молитва вошла в сердце его и стала совершаться там день и ночь» [1534] . Остается неясным, может ли эта молитва заменить собой церковные службы и другие молитвы [1535] . Ответ Феофана Затворника совершенно однозначен: лучше всего сочетать обе формы молитвы [1536] .

И в заключение обратимся к небольшому труду св. Игнатия Брянчанинова Слово о молитве Иисусовой [1537] , который как бы подводит итоги того, что стало общим мнением о молитве Иисусовой уже во времена молдавских старцев — схимонаха Василия Поляно–Мерульского и Паисия Величковского.

Сила имени Иисуса

Если даже мы не будем затрагивать учение об «имяславии», споры о котором волновали Русскую Церковь в 1912–1913 годах [1538] , можно заметить, что русские духовные писатели часто утверждали, что духовная сила молитвы Иисусовой заключена в самом имени Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа [1539] . О. Сергий Булгаков настаивает на этой вере, ибо она есть нербходимое противостояние современному школьному рационализму и номинализму [1540] . И Кологривов замечает, что она связана с богословием иконы: «Имя Иисусово открывает Господа и содержит Его, как содержится Он в освященной иконе» [1541] .

В этом смысле, может быть, стоило сохранить семитскую традицию, в которой имя выступает как эманация бытия, которое оно несет в себе? В имени следует различать ценность ноэтическую (имя как источник познания) и ценность динамическую (имя как источник власти) [1542] . По Флоренскому, «призыв Имени Божьего в самом первом своем моменте есть онтологический выход к Богу» [1543] , выход из себя. Призывание Бога означает переход от мира здешнего к миру небесному: это действие мистическое; кто говорит с Богом, тот жертвует своими собственными силами. Но

Феофан Затворник, более связанный с древней традицией, наоборот, выступает против тех, кто хотел бы придать самому произнесению имени почти сакраментальное значение: «не в словах сила, а в настроении ума и сердца» [1544] . Но, конечно, сила эта может быть разной в зависимости от молящегося. Первые монахи стремились утвердить свое чувство покаяния, penthos («Помилуй мя!»), часто повторяемыми короткими молитвами [1545] . В русской духовной традиции это чувство собственного смирения глубоко связано с присутствием в мире милосердного Христа. Именно это, подчеркивают они, важно прежде всего при произнесении Иисусовой молитвы и потому необходимо сосредоточиваться больше на первой части этой краткой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий!»), чем на второй.

Подробные описания психосоматического метода [1546] , которые можно найти, например, у о. Антония (Блума) [1547] , связаны скорее с его занятиями медициной, чем с традицией русских монахов, поскольку они были достаточно трезвенны в этой области. Мы располагаем весьма немногочисленными документами о подобной монастырской практике. То, что нам известно, согласуется со свидетельствами, которые можно прочесть в сборнике Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви [1548] .

Такие известные авторы, как Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, которые достаточно теоретически рассказывают о необходимых «внешних усилиях» [1549] и о результатах, достигаемых применением этого метода (ощущение тепла, света), призывают к большой осторожности [1550] . Одной из причин подобного воззрения является отношение скорее «символическое», чем «причинное», которое они усвоили касательно того, что составляет телесный элемент молитвы. Их интересует не результат этой практики, но то, что может «значить» этот результат для диалога с Богом [1551] . Конечно, это «значение» в сущности своей является относительным и зависит от психологического и нравственного расположения каждого.

Читайте так же:  Вечерние молитвы обязательные

Добротолюбие Феофана Затворника кратко излагает известный текст, приписываемый Симеону Новому Богослову, и добавляет следующее замечание: «Здесь св. Симеон излагает некоторые внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют самое делание […]. Надо ум из головы свести в сердце… сочетать ум с сердцем. — Как этого достигнуть? Ищи и обрящешь. Удобнее сего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом» [1552] . Созерцание собственного пупка — такое делание рассматривается как «неразумие и грубость» [1553] . Феофан возмущается тем, как Сперанский представляет публике соматический метод, который должен сопровождать Иисусову молитву. Не без лукавства он говорит, что, наверное, Сперанский взял эти мысли «из латинских и французских книг, или, вероятнее всего, из ходячих речей» [1554] .

В сборнике Что такое молитва Иисусова очень часто упоминается о теплоте, возгорающейся при сосредоточении на верхней части сердца. В переносном смысле, как утешение Духа, теплота сердца является наиболее желанной. Материальный огонь, пишет Феофан Затворник, является источником многих благотворных деяний, и, по аналогии, внутреннее тепло оказывает такое же воздействие. Тепло есть условие жизни; и когда оно уходит из духовной жизни, его уход можно сравнить с прекращением дыхания [1555] . Но Феофан уточняет: «Покойный Игнатий преосвященный говаривал, что есть жар кровяной, разумея под сим свой самодельный жар, который до времени служит добру, но потом должен уступить место другому — неземному жару. Кто остается при этом одном (кровяном), тот попадает в прелесть, по коей начинает думать о себе паче, нежели что есть на деле» [1556] . Таково действительно учение Игнатия, на котором он решительно настаивает [1557] .

Понятно, что для жителей холодных стран, таких как Россия, сравнение с теплом, обозначающим духовное утешение, помогает лучшему пониманию. Более же интеллектуальные греки предпочитали образ света [1558] ; и потому исихасты различали свет внешний и свет духовный; свет, увиденный телесными глазами или — очами Духа [1559] , этот второй свет должен быть подобен тому вйдению, которое было дано трем апостолам во время Преображения [1560] .

Интересно отметить, что русские духовные авторы весьма мало говорят о «Фаворском свете» [1561] . Настороженное отношение со стороны Феофана Затворника представляется несколько преувеличенным. Он неоднократно настойчиво напоминает о том, что в Добротолюбии не говорится о таких вещах, но оно относит к ним общие правила, касающиеся видений. Но не нужно поддаваться им! Они могут быть вызваны сверхвоз–бужденным воображением или спровоцированы диаволом. Вот почему хорошо последовать такому совету: «Внимай себе тщательно, рачитель Божьего дела, и разумно совершай дело свое. Если увидишь свет или огонь, вне себя или внутри, или образ какой — Христа, например, или ангела, или иного кого, — не принимай того, чтоб не потерпеть вреда» [1562] . «Доспевшим в мужа совершенна Господь дает сердцем ощутить и умом предзреть чаемые в будущем веке неизреченные блага. Для выражения их точно у нас нет слов» [1563] .

Определенный «метод» излагается также в знаменитых Откровенных рассказах странника [1564] . Он более спонтанный, поскольку практикуется на улицах, а не в темной келье, свдя «на малом стульце». Кроме того, в нем очень важно особое использование символического богословия. Вот каким образом странник пред лагает сводить молитву с губ в сердце: «Вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него. А умом–то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом… С первым ударом скажи или подумай — Господи ; со вторым — Иисусе’, с третьим — Христе-, с четвертым — помилуй-, и с пятым— мя» [1565] . Чтобы выразить себя, словесная молитва использует слово как символ; очевидно, что оно может быть заменено жестом, по закону ассоциации связанным с мыслью. Однако, если она связана с биением сердца и дыханием, «изначальным жестом», молитва становится неотделимой от самой жизни [1566] .

Беседы о Иисусовой молитве

О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ – ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА ИИСУСОВА ПО ПРЕДАНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Валаамская обитель издала в 1936 году «Сборник о молитве Иисусовой», желая этим «уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего служения Богу, словом — напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древле-отеческое учение о умном делании и о борьбе со страстьми».

По выходе в свет, эта книга привлекла к себе внимание и печати, и читателей. Приводим часть полученных нами отзывов, из которых можно видеть, чем именно наша книга привлекла к себе внимание и сочувствие общества.

«Достоуважаемый отец Игумен. Книгу, Вами мне присланную, «Сборник о молитве Иисусовой», я получил и благодарю Вас за нее, за Вашу ревность и за молитвы, в которых всегда нуждаюсь. Изданная Вами книга отвечает насущной потребности времени и потому встречена общим сочувствием. Валаамская обитель с давних пор была ярким светочем для всего русского иночества, и Ваше издание доказывает, что она, невзирая на пережитые ею потрясения, продолжает нести свою прежнюю миссию доселе». Митрополит Анастасий.

Писание говорит, что много может сделать усиленная молитва праведного. Долг родителей – молиться о своих детях. Молитва матери http://www.sudba.info/silnaya-molitva-materi-o-docheri/ защищает детей. Не будем забывать об этом.

«Книга эта — прекрасная, душеспасительная и многим послужит вразумлением и утешением — на пользу душевную. Наше современное общество мало знает и понимает в этом деле». Митрополит Евлогий.

Читайте так же:  Молитва от ячменя на глазу у взрослого

«Выражаю Вам искреннюю благодарность за присланную мне Вашу весьма назидательную книгу — «Сборник о молитве Иисусовой». Митрополит Александр (Эстония).

«Многосторонностью своего содержания Сборник будет прекрасным руководством для ищущих духовных подвигов, весьма облегчая им изучение вопроса о молитве Иисусовой. Благодарную службу сослужит книга и проповеднику, так как он найдет в ней много сведений, и найдет их очень легко, благодаря систематизации материала. Да вознаградится труд Ваш духовными подвигами тех, которые будут к тому подвигнуты Вашей книгой или которым Ваша книга даст новый толчок к развитию своей внутренней жизни». Архиепископ Герман (Сердоболь).

«Приношу Вам большую благодарность за Вашу хорошую книгу о молитве Иисусовой. Ваше почтенное имя будет с благодарностью вспоминаться среди художников духа». Епископ Александр (Выборг).

«Давно в печати не выходило книги, подобной Вашей, с таким чисто святоотеческим содержанием и стилем. Для меня было большим духовным удовольствием читать Вашу книгу и вдыхать благоухание горняго мира, доступное лишь при тихом и сосредоточенном, бесконечно сладостном для сердца и души, повторением в умном делании молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Да вознаградит Вас Господь сторицею за Ваше доброе дело: дать многим возможность «вниманием стоя в сердце, стать умом в сердце пред лицем Господа и взывать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» и ощутить силу в Господе. » Епископ Андрей (Болгария).

«Ваша книга — очень полезный вклад в аскетическую литературу и может служить настольной книгой для лиц, посвятивших себя этому духовному деланию». Архимандрит Ме-летий (Иерусалим).

«От души благодарю Вас за присланную книгу о молитве Иисусовой. Она очень хороша и полезна не только для инока, а и для всякого умного делателя о Дусе Святе». Архимандрит Варсонофий (Марокко)

Выдержки из отзывов духовных журналов:

«Прекрасно внешне изданная книга, ценная и по содержанию о пользе молитвы Иисусовой. Материал собирался годами и заимствован из личного опыта подвижников, из творений св. отцов Церкви и т. п. В настоящее время эту книгу можно считать наиболее полной и наиболее содержательной в отношении тайны «умного делания» — молитвы Иисусовой» (Хлеб Небесный»у № 1 — 1937г. Харбин).

«Валаамский монастырь (В Финляндии) издал недавно книгу под двойным заглавием: «Умное делание. О молитве Иисусовой» — сборник поучений святых отцов и известных подвижников Православной Церкви о молитве Иисусовой и ее значении для христианина . Сборник, составленный Игуменом Харитоном, будет полезен в наше время духовного оскудения и молитвенного небрежения. Можно, поэтому, рекомендовать его не только современному монашеству и пастырям, но и всем вообще возгревающим в своем сердце молитвенный дар, ревнующим о своем, душевном спасении» («Ведомости Братства теологов». Варшава. № 3 — 1936 г.).

«О молитве Иисусовой». Прекрасно изданный Валаамским монастырем сборник поучений святых отцов и опытных делателей Иисусовой молитвы. Новый сборник обращает на себя внимание исключительным богатством святоотеческих изречений и целым рядом поучений о Иисусовой молитве. Справедливо новый сборник назван кем-то «Малое Доброто-любие». Умное делание — непрестанное повторение Иисусовой молитвы — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — это тот тип православной мистики, в которой особенно подчеркивается важность имени Божьего, призываемого на молитве. Подвижники свидетельствуют, что сладчайшее имя Иисуса заключает в себе силу присутствия Божия. Имя Иисуса, пребывающее в сердце человека, сообщает ему силу обожения (теозис), которое даровано нам Искупителем. («Вера и жизнь», Рига. №6 — 1937г.).

«Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей». Это малое «Русское Добротолюбие» должно явиться настольной книгой не только каждого инока, но и каждого члена Церкви, любящего Бога, ревнующего о своем спасении и сознающего свою ответственность, прежде всего молитвенную, за судьбы Церкви и мира. Невысокая цена (40 амер. цент, без пересылки) облегчает ознакомление с этой ценной книгой, вкладом обители Валаамской в русскую аскетическую письменность» («Сергиевские листки» № 102—1937г. Проф. Б. И. Сове).

«Сборник». Книга имеет 298 стр., в него входит около 400 изречений св. Отцов и подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге лиц, как то: Святителя Димитрия Ростовского, архимандрита Паисия Велич-ковского, старца Василия и других. Приведенные в «Сборнике» поучения и изречения почитаемых Церковью св. Отцов и подвижников с совершенною полнотою разъясняют и освещают древле-отеческое учение об «умном делании» и о борьбе со страстями. Каждое приведенное в «Сборнике» изречение снабжено указанием сочинения, откуда оно заимствовано. В этом отношении «Сборник» является чрезвычайно ценным справочником к обширной русской аскетической литературе. Но, будучи таковым, «Сборник» в то же время является для всякого, ревнующего о своем душевном спасении, глубоко назидательною книгою, заключающею в себе мудрые руководственные указания и советы людей высокого христианского духа и великого опыта в молитвенном подвиге» (Утренняя Заря. № 12—1936 г. Сердоболь).

Из вышеприведенных отзывов видно, что «Сборник о молитве Иисусовой» «как нельзя более отвечает пробудившемуся в верующем обществе интересу и вниманию к Иисусовой молитве и что сборник вышел весьма своевременно», что «в настоящее время эту книгу можно считать наиболее полной и наиболее содержательной в отношении тайны «умного делания молитвы Иисусовой» и что «это малое Русское Добротолюбие должно явиться настольной книгой не только каждого инока, но и каждого члена Церкви».

Но дело молитвы — есть целая наука, есть искусство из искусств, художество из художеств, как говорят об этом святые Отцы.

Еп. Игнатий говорит: «В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!» То же подтверждает и Еп. Феофан: «Молитва есть все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, о ней столь можно говорить, что и конца не будет. Желательно, чтоб книгу кто составил в руководство к молитве из святых Отцов. Это было бы тоже, что руководство ко спасению».

Читайте так же:  Как избавиться от сглаза и порчи молитва

Валаамская обитель, имея не малое богатство святоотеческих творений в своей библиотеке, которой могут пользоваться не все, и видя недостаток в современном христианском обществе святоотеческой литературы, нашла возможным снова, хотя бы отчасти, послужить удовлетворению этой нужды изданием второй книги об умном делании, или о Иисусовой молитве, придав ей форму беседы между иноком и мирским иереем. Эта книга служит дополнением и пояснением первой. В нее входят многочисленные наставления о молитве древних св. Отцов Церкви, полный русский перевод писаний о молитве Иисусовой старца Нямецкого монастыря схиархимандрита Паисия, наставления преп. Серафима Саровского, Епископа Феофана, Епископа Игнатия, Оптинс-ких и Валаамских старцев, о. Иоанна Кронштадтского и даются ответы на возникающие недоуменные вопросы светских людей о молитвенном делании.

Призови имя Мое

Беседы инока – старца с мирским иереем о молитве Иисусовой

(что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви)

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

Содержание

Сборник, впервые изданный Валаамским монастырем в 1938 году и ставший одним из лучших пособий по Иисусовой молитве, наконец-то переиздан! Что такое молитва Иисусова? Что говорили святые отцы об этой молитве? Одинакова ли молитва в миру и в монастыре? Об этом и о многом другом размышляют в своих беседах мирской иерей и благочестивый инок-старец на страницах данного издания. По изданию Валаамского монастыря (Сердоболь, 1938)

«Не можете Богу работати и маммоне»

«От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека»

Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповедей Его, то он и вовне не сможет этого сделать.

Нужно иметь глубокое чувство опасности своего положения и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе.

Две силы, совершенно противоположные между собою, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого (диавола) – Невидимый Бог, против крепкого – Крепчайший.

Прот. Иоанн (Сергиев) 3

Передать дело словом простым всякому по силам и удобно. Так, скажем для примера, всякому легко сказать, что хлеб приготовлен из пшеницы; но, чтобы подробно описать его приготовление, не у всякого достанет знания, и могут сделать сие только люди опытные. Подобно сему сказать про сто о бесстрастии и совершенстве не трудно и удобно, но дознать дело опытом значит то же, что самым делом и на самой истине постигнуть, как приобретается совершенство.

Вступление

Инок. Я очень рад вашему приезду, дорогой батюшка, в нашу святую обитель. Надеюсь, что вы поживете у нас подольше, и мы будем иметь возможность часто видеться с вами и беседовать.

Иерей. Да, я тоже очень счастлив, что Господь привел меня к вам. Для нас, мирских священников, чрезвычайно важно посещать время от времени святые обители и здесь, в тишине, уединении и молитве приводить в порядок свою утомленную душу. Вы не можете представить себе, до какой степени душа опустошается и выветривается в повседневной мирской суете.

Инок. Мне странно слышать от вас эти слова! Вы – иерей Божий, и вдруг говорите об опустошении вашей души! Вы так часто стоите у престола Божия, молитесь, причащаетесь Святых Таин Христовых! Ведь это же неиссякаемый источник благодатной жизни и духовного укрепления и утешения!

Иерей. Совершенно верно, отче. Частое богослужение, молитва и причащение Святых Христовых Таин являются источником благодатной жизни и духовной крепости. И тем не менее печальный факт налицо. Отчасти по нашей собственной небрежности и невниманию, отчасти по озабоченности разными неизбежными внешними делами, наша молитва нередко бывает рассеянной и слабой, мысли разбегаются и блуждают, сердце становится холодным. Мало-помалу опускаешься, привыкаешь к формальному исполнению своих обязанностей, и теряешь то сосредоточенное и благоговейное внутреннее чувство, тот страх Божий, который должен быть главным настроением души не только пастыря, но и каждого верующего христианина.

Казалось бы, весь окружающий нас мир Божий должен был бы всегда нами восприниматься как один великий необъятный храм Божий, в котором всегда присутствует Сам Господь, его Творец и Промыслитель. И созерцая в мире Его славу и величие и от этого созерцания проникаясь чувством глубокого благоговения, мы должны были бы и нашу земную жизнь, и все наши земные дела рассматривать и устраивать в свете этого благоговейного чувства, подчиняя временное веч ному и земное небесному.

Видео (кликните для воспроизведения).

В действительности происходит не то. Мы совершенно забываем, что над нами есть Бог, и всецело поглощаемся своими преходящими делами, общественными, государственными, а иногда и просто своими мелкими житейскими дрязгами, сплетнями, своими страстями, до такой степени, что слова о вечности, о будущей жизни не находят отклика в нашей душе, как будто совершенно не относящиеся к нашей земной жизни и к нашим земным делам.

Читайте так же:  Молитвы на снятие проклятий

Впрочем, есть у меня еще и особая, специальная причина, заставившая меня приехать к вам. Вам, конечно, известна недавно изданная Валаамской обителью книга: «Сборник о молитве Иисусовой». Эта книга привлекла к себе внимание и печати, и читателей. Все отзываются о ней с большой похвалой и от всего сердца благодарят потрудившихся в ее составлении и издании.

Я не могу выдавать себя за опытного делателя и наставника молитвы Иисусовой. Но я охотно поделюсь с вами всем, что мне известно о ней из писаний св. отцов и опытных наставников этой молитвы. И потому прошу вас предлагать мне ваши вопросы, и мы начнем нашу беседу об Иисусовой молитве.

Преп. Исихий – пресвитер Иерусалимский, ученик Григория Богослова (IV в.); написал Историю Церкви.

Еп. Феофан Затворник (1815–1894 гг.), 28 лет провел в Вышинской пустыне. Вел обширную переписку. Его сочинения отличаются глубоким богословским пониманием христианского учения. Прославлен в лике святителей в 1988 г. Память 1023 января.

Прот. Иоанн (Сергиев) (1829–1908 гг.). Кронштадтский пастырь, молитвенник, самым действенным способом исцеления считал Божественную Литургию. Его размышления о путях спасения вошли в книгу «Моя жизнь во Христе». Прославлен в лике праведных Собором 1990 г. Память 20 декабря2 января.

Преп. Макарий Великий – египетский пустынник (301–391 гг.). Оставил после себя духовные сочинения. Учитель монашества. Память 19 января1 февраля.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Что такое молитва Иисусова по преданию православной церкви

Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)

Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

Стоимость курьерской доставки — в среднем 190 р., самовывоза — 90 р., Почты России — 200 руб. в среднем. Мы автоматически рассчитаем точную сумму доставки, когда вы наберете товаров в корзину.

Почти в каждом крупном городе есть самовывоз и курьер. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта России. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении.

Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

Призови имя Мое

Беседы инока-старца с мирским иереем о молитве Иисусовой (что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви)

Что такое молитва Иисусова? Что говорили святые отцы об этой молитве? Одинакова ли молитва в миру и в монастыре? Об этом и о многом другом размышляют в своих беседах мирской иерей и благочестивый инок-старец на страницах данного издания.

Беседа первая
О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном или трудовом периоде,
о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах

Беседа вторая
Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях
и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной

Беседа третья
Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: свят. Василия
Великого, преп. Макария Великого, свят. Иоанна Златоуста, препп. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия
Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина и преп. Серафима Саровского

Беседа четвертая
Писания молдавских старцев Василия и Паисия (Величковского) об умном делании

Беседа пятая
Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: епископы Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов),
Оптинские старцы, Валаамский старец Агапий, Кронштадтский протоиерей о. Иоанн (Сергиев) и другие отечественные
подвижники XIX века

Молитва Иисусова: необыкновенная сила

Что такое Молитва Иисусова?

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Молитва – это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – так сказал нам в Питании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Читайте так же:  Красная нить на запястье на желание как правильно завязать молитва

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами “Господи, помилуй” к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное – никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва – обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва – это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется “умное делание”, “умно-сердечное делание” или “тайная молитва”, “трезвение ума” и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося – только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это – практически невыполнимое условие. И это – не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это – тяжелое духовное упражнение.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову – называть в ней Иисуса “Боже наш” или “Сыне Божий”. Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен “восходить” христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную – когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень – умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень – творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень – высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

Видео молитвы Иисусовой

Видео (кликните для воспроизведения).

Что такое молитва Иисусова по преданию православной церкви
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here