Содержание
Что такое веси в молитве
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Во имя — именем, в честь, славу. Аминь — истина, правда, истинно так.
Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.
Перевод: Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Перевод: Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии:
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9—14).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас. Иисус — Спаситель. Христос — Помазанник. Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники. Молитв ради — ради молитв или по молитвам.
Иисус Христос есть Сын Божий — второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он — истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святой. Земное имя Его – Иисус, то есть Спаситель, потому что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в Пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нее, то есть принял тело и душу человеческую — родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен — стал Богочеловеком. И вместо того чтобы нам страдать и мучиться за грехи, Он по любви к нам, Его детям, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес, победив смерть и грех и дав нам жизнь вечную. Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителем нашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особую благодать спасать нас, Своим заступничеством пред Своим Сыном.
Перевод: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Слава — хвала. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.
Перевод: Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Что такое веси в молитве
Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.
Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.
Грехи делом — когда это дело противно заповеди Божией. Например, если человек предается объедению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Грехи словом — когда это слово противно воле Божией. Например, праздные разговоры, неприличные слова и песни — грехи словом. Грехи словом — клевета на ближнего, злословие, осуждение. Грехи мыслию — это пожелания, помышления, противные любви к ближнему, когда мы поступаем против заповеди Божией «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему Твоему». Эти грехи столь же тяжки, как грехи делом и словом. Грехи ведением — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим по гордости, злобе, лености и т. д. и оправдываем себя ложными доводами. Грехи неведением происходят от немощи естества человеческого. Кто усмотрит погрешности свои? — говорит пророк Давид (Пс. 18, 13) и присовокупляет молитву: От тайных моих очисти меня , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которые не считаю даже за грехи.
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.
Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.
Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.
Иоакимо — Анновский храм Можайска
Официальный приходской сайт
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
1.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.(Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
3.
«Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
4.
Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
5.
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Объяснение утренних молитв. Часть 1. Как научиться понимать молитвы
Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство — самая искренняя, горячая молитва утром по востании от сна. Она ведет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце своё надобно.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Руки и ноги за делом, а мысль с Богом — вот правильно устремлённый человек. Внутренне надо налаживать с утра — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть.
Святитель Феофан Затворник.
Советы о том, как научиться понимать молитвы
В молитвах, которые Церковь предлагает своим чадам для постоянного употребления, заключена полнота православного богословия; их язык далек от нашего повседневного языка, и многим это кажется непреодолимым препятствием. Молитвы надо воспринимать всем существом, всей жизнью — и всем умом… у многих ли из нас он готов к этому?
Главное, конечно — это молитвенное устремление сердца к Богу, Который Сам может наставить нас на всякую истину (Ин. 16, 13). Прося в молитве Бога о насущных наших телесных и духовных нуждах, не должны ли мы просить и о главном сокровище христианина, о главном и наиболее благодатном духовном делании — о молитве, повторяя вслед за учениками Спасителя: Господи! научи нас молиться (Лк. 11, 1) ?
Главное и наиболее сильное средство для вхождения в мир молитвы — участие в богослужении и опыт совместной молитвы в храме. В Церкви явно действует Дух Святой, Дух Истины (Ин. 16, 13), вводя в наши разум и сердце слова молитв и давая ощутить всю их силу.
Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершив крестное знамение, произнеси:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Аминь — истинно, верно, да будет так (древнееврейск.).
Крестное знамение — знак Креста. Знамение — символ, образ, но также и воинское знамя, и чудо (вспомним частое в Священном Писании выражение «чудеса и знамения»).
Первыми словами нашего утреннего молитвословия мы призываем Триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа — и все наши последующие молитвы посвящаем Ему, Его имени.
+++ Мы должны научиться так держаться в присутствии невидимого Господа, как держались бы в присутствии Господа, ставшего для нас видимым.
Прежде всего это предполагает определенное состояние ума, которое отражается и на состоянии тела. Если бы Христос был здесь, перед нами, и мы стояли совершенно прозрачными, умом и телом, для Его взгляда, то мы испытывали бы благоговение, страх Божий, любовь, может быть, даже ужас, но мы не держали бы себя так вольно, как это делаем обычно. Современный мир в большой мере утратил молитвенный дух, и дисциплина тела стала для людей чем-то второстепенным, хотя она далеко не второстепенна. Мы забываем, что мы не душа, обитающая в теле, а человек, состоящий из тела и души, и что, по апостолу Павлу, мы призваны прославлять Бога в телах наших и в душах наших (1 Кор. 6, 20); наши тела, как и наши души, призваны к славе Царствия Божия.
Митрополит Антоний Сурожский
+++ Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности.
Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и истинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами «…и Сына…» — к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым¦) в знак освящения сердца, затем, со словами «…и Святаго Духа!» — к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь».
(Когда крестное знамение сопровождает другую молитву, эти слова, конечно, не произносятся.)
Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух¦), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан).
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произноси следующие молитвы без поспешности и со вниманием сердечным.
«Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все…»
«Исправность нашей молитвы нарушают мысли. Старайтесь это исправить. Первый шаг к сему — приступая к молитве, возбуждать в себе страх Божий и благоговеинство; затем стать вниманием в сердце и оттуда взывать к Господу».
Святитель Феофан Затворник. Из писем духовным чадам.
Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне, грешному.
Мытарь — сборщик податей; в I веке это слов было почти равнозначно слову «грешник».
Буди мне — будь ко мне.
Как образец истинной молитвы эти слова привёл в Своей притче Сам Господь Иисус Христос:
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лк, 18, 9-14
+++ Если у нас и есть добрые дела, они — долг наш перед Богом, а не заслуга; а грехов наших несравненно больше, чем добрых дел, и только одно милосердие Божие может покрыть нас: Боже, милостив буди мне, грешному. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом». В молитве нужно иметь покаянное и смиренное сердце, просящее и плачущее.
«Если мы будем молиться со смирением, если будем ударять себя в грудь подобно мытарю, если будем произносить, подобно ему, слова: милостив буди мне, грешному — то получим всё. Правда, мы не мытари; но у нас есть другие грехи, не меньше его грехов. Не говори мне, что ты грешен в малом: всякое греховное дело в существе своём одинаково. Убийцею одинаково называется и тот, кто убил мужа, и тот, кто убил дитя… Мы недостойно причащаемся страшных Таин, завидуем, злословим, а некоторые из нас часто и упиваются. Каждое из этих дел само по себе достаточно для того, чтобы лишить нас Царствия Небесного; а если они соединятся вместе, то какое мы можем иметь оправдание?»
Святитель Иоанн Златоуст
«Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением. За что наипаче отходит? От какого-нибудь движения гордости, самомнения и самонадеянности. Как только ощутит она внутри этот дурной запах гордыни, тотчас и удаляется»
Святитель Феофан Затворник
Молитва предначинательная
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Молитв ради — по молитвам.
Пречистыя Твоея Матере — Пречистой Твоей Матери (родительный падеж). Вот ещё примеры подобных форм из Молитвослова: очисти ны от всякия скверны (молитва Святому Духу) — очисти нас от всякой скверны; безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.(помянник о усопших) — наслаждение бесконечной и блаженной жизни; благость и милость Всесвятыя Троицы (из молитв на сон грядущим, ко Ангелу Хранителю) — благость и милость Всесвятой Троицы.
+++ «…Как! Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не сам независимо? — И без молитв других имеет власть — конечно, один имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни — Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений… По молитве Своей Пречистой Матери он милует нас, которые сами по себе, за великие и частые грехи и беззакония, и недостойны были бы Его милости»
Cв. праведный Иоанн Кронштадтский
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Эта молитва называется малым славословием: мы кратко прославляем Бога, воздаём Ему хвалу.
С глубоким чувством, от всей души может быть произнесено это славословие во всех обстоятельствах жизни, в радости и скорби. Истинно христианское ощущение жизни, к которому мы должны по мере сил приближаться — в последних словах св. Иоанна Златоуста, умершего в гонении, в тяжелой ссылке: «Слава Богу за всё!»
Молитва ко Пресвятой Троице
яко многия ради Твоея благости — ибо по множеству Твоей благости.
Ниже погубил мя еси — и не предал меня смерти (ниже — и не: соединение союзов ни и же).
Обычно — здесь: как всегда, как Ты постоянно делаешь.
Нечаяние — неведение; отчаяние.
Во еже — чтобы. Утреневати — рано вставать, приходить, произносить утреннюю молитву.
Держава — сила, власть. Очи мысленныя — очи душевные.
Отверзи — открой.
Словесем Твоим — здесь: учению, слову Твоему (а не словам).
Исповедание — здесь: слава, хвала, благодарение.
+++ Сон — образ смерти. Пробудившись от сна, от сонного забвения и нечувствия, мы возносим Господу благодарение за то, что Он не прогневался за наши грехи и даровал нам жизнь нового дня, что Он воздвиг нас с ложа нашего, во еже утреневати и славословити державу Твою — чтобы поутру мы могли прославлять державу Божию. Вот для чего мы поднимаемся с постели! Первая забота — прославление имени Божия, угож-дение Богу. Но угождать Богу мы можем лишь по Божьей благодати — поэтому просим мы Господа просветить наши мысленные очи, просим открыть наши уста для поучения в законе Господнем и разумения и исполнения заповедей Его, для того, чтоб творить во всём Его волю (многократно разные молитвы возвращают нас к словам молитвы Господней — да будет воля Твоя!), чтобы петь Богу хвалу во исповедании сердечнем не только сейчас, в положенный час утренней молитвы, но и во весь предстоящий день, ныне, и во все дни жизни нашей, и присно, и во веки веков — в вечном Царстве Божием (да приидет Царствие Твое!).
*** пети Тя во исповедании сердечнем — в греческом тексте молитвы буквально: «бряцать Тебе славу в благодарении сердца», то есть прославлять Тебя в благодарном сердце.
*** не прогневался еси на мя… ниже погубил мя еси… воздвигл мя еси — формы прошедшего времени (на современном русском языке мы скажем просто: не прогневался на меня… не погубил меня… Эти современные формы и образовались из более сложных церковно-славянских отпадением вспомогательного глагола еси). Церковнославянская форма, в отличие от современной, показывает еще, к какому лицу относится глагол: в современном русском языке и я, и ты, и он пришёл; на церковнославянском пришел есмь (аз), пришел еси (ты), пришел есть (он).
«Не бойся, только веруй»
Новые материалы на сайте:
Православный интернет
- Главная
- Первые шаги в храме
- Православный досуг
- Детская комната
- Святыни Слонимщины
- О насущном для каждого
- Контакты
Краткий словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка, встречающихся в молитвослове
Абие – тотчас, сразу
Акафист – “неседальный”, – молитва, при чтении которой не сидят
Аллилуиа – “хвалите Бога”
Аминь – истинно; истинно так
Аще – если, хотя, ли
Аще-убо – если же
Бе – он был, она была, оно было
Безвестный – неведомый, неизвестный
Безместный – неприличный, непристойный
Безприкладный – беспримерный, несравненный
Бех – я был, была
Благостыня – добро, милосердие, правда
Благоутробие – милосердие, доброта сердца
Блаже – благой, добрый (звательный падеж)
Блажити – славить, восхвалять
Бо – ибо, потому что
Боголепно – достойно Бога
Богородичен – краткое молитвословие в честь Богородицы
Бысть – он был, она была, оно было
Бых – я был, была
Вельми – весьма, очень
Ветия, вития – красноречивый оратор, проповедник
Виссон – дорогая одежда пурпурного цвета
В книзе животней – в книге жизни
В нюже – в которую
В няже – в которые
В оньже – в который
Воня – запах, аромат
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вскую – зачем, для чего
В страсе – в страхе
Всяческая – все, всех
Глас – 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений
Глумитися – размышлять; издеваться
Гобзование – изобилие, многоплодие
Горее – превыше; хуже
Да бых аз отселе престал – дабы я отныне перестал
Да довлеет – пусть будет достаточна
Десница – правая рука
Детель – дело, деятельность
Доброта – добрые качества, красота
Догматик – песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе
Доле – внизу, в преисподней
Дондеже – до тех пор, пока
Древле – некогда, когда-то, в древности
Душе – дух (звательный падеж)
Егда – когда; в то время как
Еда – неужели; разве
Еда како – чтобы не
Еже – которое; чтобы. Иногда не переводится на русский язык
Елицы – те, которые
Еммануил – “с нами Бог”
Еродий – цапля, аист
Ехидна – ядовитое животное; змея
Жрети – приносить жертву
Законоположити – указывать путь закона
Зане – ибо, так как, потому что
Занеже – ибо, так как, потому что
Зелие – зелень, трава
Зело – очень, весьма
Зрак – вид, образ, лицо
Иже – который, которые, что, тот, где. Иногда не переводится на русский язык
Извествовати – утверждать, удостоверять
Известно – наверно, твердо
Икос – см. Кондак
Имже – тем, те; который, которым
Имя рек – “назови имя”
Иногда – некогда, когда-то
Ирмос – начальная песнь каждой песни канона. Обычно содержит ветхозаветные прообразы
Исперва – из древности, из начала
Исповедание – открытое признание
Иссоп – трава, из которой делаются кропила
Истощати – опустошать, разрушать
Канон – песнопение в честь праздника или святаго. Обычно состоит из девяти песен (точнее – из восьми, т.к. вторая песнь опускается – она бывает в великопостных канонах), содержащих ирмос и составленные по образцу ирмоса тропари
Кийждо – каждый, -ая, -ое
Колесницегонитель – правящий колесницей
Колькраты – сколько раз
Кондак – краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого же типа называется икосом
Купина – куст, кустарник
Лепота – красота, великолепие
Лепта – мелкая медная монета. Две лепте – две лепты
Лишше – больше, сверх того
Мертвые века – давно умершие
Местник – злобный отмститель
Милоть – верхняя шерстяная одежда, плащ
Многочастне – много раз
Наипаче – особенно же
Наказание – научение, вразумление
Невечерний свет – всегда светлый, незаходящий, вечный
Неделя – воскресный день, когда “не делают” обычных работ, во исполнение заповеди
Не ктому – более не
Не леть – нельзя, невозможно, не подобает
Неподобный – недостойный, непристойный
Непщевати вины о гресех – придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех
Несытый – алчный, надменный
Ниже – и не, также не
Ниц – вниз, лицом на землю
Ничтоже велие – ничего особенного
Ничтоже дивно – ничего удивительного
Нырище – нора, развалины здания
Обаче – однако, но
Обетшати – обессилеть, одряхлеть
Обинутися – отступить от чего-либо; Не обинутися – смело поступать, не отступать
Обоюду – с той и с другой стороны
Окаянньий – бедный, злосчастный, несчастный, мучительный
Окрест – вокруг, около
Оле – восклицание, выражающее удивление или скорбь
Ометы – края одежды
Онагр – дикий осел
Он пол – другая сторона
Отчаянный – потерявший всякую надежду
Очервленный – окрашенный в багряный цвет
Очима – (двумя) глазами
Паки – еще, снова, опять
Паче – более, выше, превыше, лучше
Поглумитися – размышлять; издеваться
Пожрати – приносить жертву
Пожру – принесу жертву
Полуденный – бывающий в полдень; южный
Помавати – дать знак
Поне – хотя, по крайней мере
Превыспренный – находящийся выше всего
Предварити – предупредить, стать или сделать раньше
Презирати – не смотреть, не придавать значения, не замечать
Преложение осенение – тень, легкое подобие непостоянства
Пременение – перемена, изменчивость
Преполовити – достигнуть половины
Призирати – обращать внимание, благосклонно смотреть
Пробавити – продолжить, продлить
Простый – прямой, правый, простой
Рекл еси – (ты) сказал
Рог – символ крепости и славы
Рукама – (двумя) руками
Седмица – семь дней, неделя
Сене – сень (звательный падеж)
Символ веры – краткое изложение основ веры
Скимен – молодой лев, львенок
Стезя – тропа, узкая дорога
Стихира – похвальная песнь в честь праздника или святаго
Странна – таинственна, странствующа, непричастна
Странно – таинственно, необъяснимо
Страсть – страдание; страсть
Сый – сущий, существующий
Таяжде – то же самое
Тем (темже) – поэтому
Тля (тление, истление) – порча, разрушение; первородный грех
Токмо – только, лишь только
Тощно – усердно, тщательно
Тропари троичные – тропари в честь Святой Троицы
Тропарь – краткая похвальная песнь в честь праздника или святаго
Туне – даром, напрасно
Убо – итак, следовательно
Углебати – погрязать, тонуть
Удесы – члены тела
Устави стремление – останови поток
Ущедрити – милосердовать, ущедрить
Худой – плохой, злой
Честный – достойный, драгоценный, дорогой
Видео (кликните для воспроизведения). |
Четыредесятница – сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)
Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!