Содержание
- 1 Молитва прп. Ефрема Сирина
- 2 Православные иконы и молитвы
- 3 Молитва Ефрема Сирина
- 4 Православные иконы и молитвы
- 5 Молитва Преподобного Ефрема Сирина
- 6 Ефрем сирин молитва о покаянии
- 7 Молитва Ефрема Сирина -Господи и Владыко живота моего
- 8 Молитва Ефрема Сирина
- 9 Слово архимандрита Кирилла (Павлова) о молитве прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»
Молитва прп. Ефрема Сирина
Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:
Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)
(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце) .
Живота моего — жизни моей; Даждь — дай; Ей, Господи — О, Господи; Даруй мне зрети — дай мне видеть, осознавать; Яко — поскольку; Еси — есть.
В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресениям эта молитва не читается
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.
В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.
Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?
Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.
В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.
До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.
Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.
Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.
Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.
После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.
Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.
Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.
Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ ( Иак.1:17 ).
В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем ( Ин.15:5 ). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.
Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?
Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.
В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».
Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Молитва Ефрема Сирина
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Во время Великого Поста ежедневно кроме субботы и воскресенья читается молитва Ефрема Сирина. Она считается великопостным символом и очень выделяется среди других песнопений и гимнов.
Святой Ефрем Сирин, молитва
Эта небольшая по объему молитва была написана в 4 веке христианским святым Ефремом. Уникальна она тем, что смогла объединить все положительные и отрицательные качества в жизни человека. В ней говориться о том, что основной грех — праздность, так как она отравляет духовность человека. Именно он влечет за собой некие последствия:
- любовь к власти — если не направить все свои мысли к Господу и не ставить вечные цели перед собой, можно превратиться в самовлюбленного человека. Это приведет к использованию других личностей для достижения собственных желаний;
- уныние — опасность заключается в том, что такое состояние отрицает оптимистическое отношение к жизни,что приводит к самоубийству духовности и даже физического тела;
- празднословие — умение говорить является великим Божьим даром, но часто люди могут сквернословить и употреблять эту благодать для лжи и клеветы..
Молитва начинается из покаяния этих грехам, после чего обязательно нужно совершить поклон. Далее в молитве идет прошение о положительных целях:
смирение — способность полюбить себя, свою жизнь и умение жить по правде и с чистыми мыслями;
терпение — умение бережно относить ко всему окружающему, быть целомудренным и снисходительным;
целомудрие — призвано помочь человеку определять наиболее ценные вещи в жизни, выстраивая правильную иерархию;
любовь — дар, который характеризует всю готовность к вере и служению Богу.
И в самом конце текста указывается на самый страшный грех — гордыню. Идет мольба избавиться от осуждений ближнего своего и возможность сознать свои грехи.
После каждого прошения кладется поклон. Читается молитва в конце богослужения дважды. Молитва Ефрема Сирина «Господи Владыко» имеет следующий текст:
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами
Молитва обидящих Ефрема Сирина
Очень важно, по мнению святого Ефима, молиться ха своих врагов и недругов. Избавление души верующего человека от гнева, зла и обиды — залог формирования чистоты душевной и возможности оградить себя от злого влияния в дальнейшем. В таком случае рекомендую к прочтению молитву «О ненавидящих и обидевших нас». Текст ее приведен ниже:
Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.
Эту молитву рекомендуют к прочтению трижды в день на протяжении всей жизни. Именно так можно обеспечить себе неподступность сил зла.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще видео с молитвой святого Ефрема:
Читайте еще:
2 thoughts on “ Молитва Ефрема Сирина ”
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Молитва Преподобного Ефрема Сирина
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В течение поста Великого во всех православных церквях постоянно звучат множество песнопений и молитвословий, которые никогда и нигде больше не раздаются в другое время. Но есть молитвословие, которое звучит чаще, чем остальные — это молитва Ефрема Сирина в пост. Ее начинают читать в разгар Масленицы и продолжают на протяжении всего Великого поста.

Молитва Ефрема Сирина
Однажды Преподобный попал под заключение, он очень долго возмущался, ведь обвинение было ложным. Но пообщавшись с другими заключенными, понял, что у него тоже были другие дурные проступки, за которые он никогда не был наказан. Именно так Сирин понял, что его осудили заслужено и он несет ответ за другие его грехи.
Выйдя из темницы, он стал просветителем и сподвижником слова Господнего. Главным его занятием стало покаяние. Вскоре он пишет великую молитву, которая очень полюбилась современниками.
До сегодняшнего дня молитва Ефрема Сирина от гнева не утратила свою актуальность и почитаемость. Ее читают тысячи людей каждый день для того, чтобы покаяться и очистить душу от грехов.
Молитва Святого Ефрема Сирина — покаянная
Молитвословие Преподобного Ефрема Сирина — это молитва покаяние. Потому что в ней перечислены все основные и страшные грехи, которые могут мешать человеку каяться. А самое важное это то, что добродетели нам в этом всегда помогают.
О чем и от чего нужно просить:
- «Дух праздности» — это время, которое мы проводим беспечно или с ленью. Дело в том, что каждый человек обладает уникальным талантом, который нужно использовать во славу Бога или на пользу человечеству. А праздность является главной основой, корнем всех грехов, ведь именно она часто расслабляет душу и тело человека.
- «Дух любоначалия» — это любовь или желание к власти, когда человек везде доказывает свою власть или силу: в коллективе, в обществе, в политике или даже в семье. Жажда властвовать в нас еще рождается от лени и уныния.
- «Дух уныния» — это когда человек не способен или не может делать ничего доброго. Даже не может молиться.
- «Дух празднословия» — это злые, бранные или пустые разговоры.
- «Дух терпения». человек должен быть терпеливым. Грех всегда делал людей нетерпеливыми.
- «Дух смиренномудрия» — это когда человек должен полностью очистить душу. Это и является первым плодом целомудрия.
Молитвенные слова читаются так:
«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»
Храни Вас Господь!
Смотрите еще и видео молитву преподобного Ефрема Сирина:
Ефрем сирин молитва о покаянии

православное интернет-издание в Гагаузии
Category
Calendar
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |

Митрополит Антоний (Паканич) о покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |

- Опубликовано: 13.03.2019
Иногда Господь попускает кажущиеся с человеческой точки зрения несправедливости, чтобы отвести нас от больших опасностей или злых людей, путей, направляя таким образом на дорогу добра и любви.
Несправедливость, случившаяся вдруг с нами, напоминает душе о непрочности и несовершенстве земного мира, его правил, установок, ценностей и призывает обратить свой взор к Господу и Его заповедям.
Поэтому и отношение к несправедливости в свой адрес должно быть спокойным, смиренным, благодарным. Но этого, безусловно, не так просто достичь.
Примером может стать житие великого христианского святого Ефрема Сирина, покаянную молитву которого мы читаем в Великий пост.
Святой грешник
В молодости Ефрем вел безответственную жизнь, позволял себе разные вольности, совершал дурные поступки, но ни за один грех так и не был наказан и осужден. И вот однажды у его соседа украли овцу. И все решили, что украл Ефрем, зная склонности юноши к этому делу. И его, невиновного в краже, заключили в тюрьму. Сокрушаясь от человеческой несправедливости, Ефрем стал горько плакать, взывать к Богу и жаловаться Ему на свою судьбу. Но чем больше он прислушивался к рассказам других заключенных, тем больше узнавал в них свои собственные истории о совершенных проступках, за которые его не осудили. И Ефрем понял, что попал в тюрьму не за овцу, а за соделанные им грехи на протяжении всей жизни. Понял это и искренне покаялся перед Богом, благодаря Его за такое вразумление. Вскоре Ефрема выпустили из тюрьмы, признав невиновным. И так за недолгое время пребывания в заключении произошло чудесное преображение человека: он попал туда нераскаявшимся грешником, а вышел святым.
В чем сила молитвы?
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Молитва короткая, в ней всего десять прошений, но по своей силе достучаться до человека, привести его к искреннему раскаянию, по своему покаянному духу она превосходит многие другие молитвы и является в молитвенном ряду своего рода «тяжелой артиллерией».
Поэтому ее и принято читать в Великий пост, когда Церковь предлагает верующим особо углубиться в молитву, в работу над собой и зовет к обновлению души и покаянию.
Все слова молитвы доходят до глубин души и делают там такой переворот, что мы буквально кричим Господу: «Помоги в борьбе с нашими страстями и грехами!» Так сокрушенно молился и преподобный Ефрем Сирин, он всю жизнь плакал и каялся в своих грехах, и потому его молитва исполнена такого глубокого покаянного чувства и утешения.
Записала Наталья Горошкова
У нас есть к Вам просьба.
Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения работы сайта, нам необходимо оплатить сервер и домены.
Пожалуйста, поддержите сайт “Православная Гагаузия”. Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Молитва Ефрема Сирина -Господи и Владыко живота моего

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия,терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, яко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.(Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шного. (12 раз с поясными поклонами)
И ещё раз читается вся молитва полностью с одним земным поклоном в конце.
ГОСПОДИ И ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО — ТОЛКОВАНИЕ
Эта молитва Ефрема Сирина состоит всего из десяти прошений, однако своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение она превосходит многие другие молитвословия.
Начинается молитва преподобного Ефрема Сирина обращением к Богу: Господи и Владыко живота моего… Слово Божие нам открывает, что наша жизнь связана с Богом, от Него зависит и Им держится. В Его милующих руках – участь праведных и неправедных, добрых и злых и всего животного и растительного мира. Никто и ничто не может просуществовать и дня, и часа без Его зиждительной силы Духа Святаго, поддерживающей бытие всякой сотворенной живой твари. Поэтому, чувствуя в своем сердце Бога, мы не можем без молитвы к Нему, без благословения Его ни начать, ни продолжить, ни завершить никакого дела на земле. Бог действительно есть Господин, Начальник, Владыка нашей жизни.
Что же означают эти страсти в молитве «Господи и Владыко живота моего…» преподобного Ефрема?
В первом прошении Ефрема Сирина преподобный просит Бога не дать ему духа праздности. Праздность всем понятна – это есть леность и нерадение о самых насущных делах и, прежде всего, о своем спасении. Она может довести человека до неподвижности, до полного застоя как в духовной жизни, так и в необходимых повседневных занятиях.
Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.
Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…».
Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Уныние есть такое мрачное тоскливое душевное состояние, когда человеку все в жизни показывается лишь с темной стороны.
Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость. Приходит уныние, как учат святые Отцы, от той же праздности, от маловерия, неверия, от нераскаянности в своих грехах. К унынию могут привести и предшествовавший гнев или причиненные кому-либо обиды, отсутствие страха Божия, многословие или – неудачи в личной жизни, работе и тому подобные неприятности. Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни. Спасение от этого — в молитвах.
Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема Сирина стала нужна всем без исключения.
Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные.
Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть.
И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости.
Отче Ефреме, моли Бога о нас!
Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.
Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38:9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».
Многословием человек опустошает свою душу, расслабляет ее и делает рассеянною. Посмотрим на Спасителя, как Он был краток в поучениях и наставлениях! Молитва Господня дана всего только в семи прошениях, а заповеди блаженства – в девяти стихах. Ангелы славословят Бога кратко: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!». Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата самого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь постом и молится: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам.
Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, перечисленных в тексте молитвы Ефрема Сирина, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?
Наше спасение — покаянием и такими молитвами, какими может нам передать чувства словами молитва святого преподобного Ефрема Сирина.
Из материалов бесед архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Андрея Ткачева
Молитва Ефрема Сирина

Молитва эта излилась из благодатного сердца великого подвижника Божьего, вся жизнь которого была непрестанным сокрушением о своих грехах и размышлением о милосердии Господа к нам, недостойным. По уставу святой Церкви мы молимся словами этой молитвы в дни Великого Поста, так как это время специально избрано для нашего покаяния и очищения совести перед лицом Всеведующего, Всесправедливого и Всеблагого Бога. Кто из нас, внимая этим словам из уст пастыря Церкви и повергаясь вслед за ним перед Господом, не ощущает в себе хотя бы некоторого сокрушения духа и умиления сердца? Святая Церковь отличила эту молитву особым чиноположением:
1. Она читается ежедневно в дни поста (кроме субботы и воскресения) на каждом Богослужении, т.е. девятикратно в день, по числу девяти церковных Богослужений.
2. Она читается не простым чтецом, а священником.
3.С нею соединены великие поклоны, совершаемые также по особому чину.
В церковном уставе он излагается так: «Когда настанет время быть великим поклонам, тогда каждый с воздеянием рук возводит свои душевные и телесные очи к Богу. Потом произносит молитву св. Ефрема с умилением, страхом Божиим, а если обладает дарованием слез, то и со слезами: «Господи и Владыка живота моего…», стоя прямо и неуклонно взирая к Богу душою и телом. И оканчивая молитву, делает земной поклон. Затем, восстав от земли, принимает прежнее положение тела и молится, произнося вторую часть молитвы св. Ефрема: «Дух же целомудрия…» и окончив, опять делает земной поклон до земли. Потом снова поднимается и произносит третью часть молитвы: «Ей, Господи Царю!» И по окончании делает опять земной поклон.
Проникнем благоговейным вниманием в глубокий смысл этой умилительной молитвы и постараемся воспринять сердцем ее благодатное слово, излившееся из сердца святого подвижника, именуемого Церковью проповедником покаяния.
Господи и Владыка живота моего, Им живем, движемся и существуем! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Не дай мне, Господи, духа праздности в делах звания моего, в краткие дни жизни моей не попусти владеть мною духу усыпления и лености, духу нерадения в великом деле спасения и окаменению сердца в это святое время поста и покаяния. Да не пройдут эти святые дни без всякой пользы для души моей, как уже столько раз проходили прежде! И не дай мне, отгони от меня дух уныния, когда я встану на путь жизни и почувствую, как он тесен и прискорбен для тела и для духа моего, когда увижу, насколько удалился я от заповедей Твоих. Не дай, не попусти, чтобы разные помыслы владели мною, укрепи надеждой на Твою помощь, чтобы побеждаемый отчаянием, я не уклонился от пути жизни на распутия смерти!
Когда же с помощью Твоей я преодолею дух праздности и уныния и пойду по скорбному и тесному пути покаяния, не дай мне тогда, удали от меня дух любоначалия! Да не паду от высокоумия и гордости, которая низвергла с неба одного из Ангелов, да не погублю плодов покаяния моего. Прогони духа празднословия, да не согрешу языком моим, когда должен буду возвещать братии святое слово Твое, или в часы молитвы возносить к тебе глас благодарения и исповедания моего!
Особенно прошу, не лиши меня, раба Твоего, духа Божественной любви Твоей. Ты Сам – вечная любовь, и кто хочет пребывать в Тебе, тот в любви да пребывает. Нет добродетели выше любви по учению св. Апостола. Она – не частная добродетель, а союз – верх совершенства. Господи, когда нет во мне чистой любви к Тебе и ближним моим, тогда я не сын Твой и не брат людям Твоим. Знаю истину эту и ищу святой любви Твоей. Научи меня прощать обиды, молиться за врагов моих, благотворить обидящим меня, благословлять клянущих меня и не воздавать никому злом за зло!
Владыка жизни моей! Я не могу перейти от смерти к жизни, если Ты не даруешь мне этой благодати, чтобы я мог зреть лишь мои прегрешения, исповедать их со всею искренностью перед духовным отцом, врачующим мои духовные язвы. Но и после этого я не могу перейти из смерти в жизнь (1, Ин, 3, 14), если Ты не даруешь мне благодати Твоей, чтобы не осуждать мне братий моих, но от всего сердца прощать им согрешения их предо мною и не осуждать их за прегрешения их пред Тобою.
Да и кто я, осуждающий ближнего моего? Если бы мои мысли, чувства и помышления, мои дела вдруг обличились предо мною, то прильнул бы язык мой к гортани моей, онемели бы уста мои, и не скор бы я был не только на осуждение, но и на всякий суд о моем ближнем. Ей, Господи Царю, не пощади самолюбия раба Твоего, а пощади душу его, даруй мне зрети мои прегрешения, мою нечистоту и скверну, пробуди совесть мою прикосновением благодати Твоей, и отгони от меня лукавый дух осуждения братии моей! Будь Владыкой жизни моей и не только Владыкой, но и жизнью жизни моей, душою души моей, дыханием духа моего! Не для того ли Ты призвал меня к жизни? Не для того ли Ты ввел меня в эти святые дни поста, чтобы мне войти в жизнь Твою и жить уже для Тебя? Ей, Господи Царю, конечно, для того!
Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, сотворивший меня и даровавший мне жизнь! Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, восстановивший меня по падении моем и обновивший жизнь мою водами пакибытия, банею Крещения!
Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, не оставивший меня и ныне после многократного падения, но врачующий мои язвы и обновляющий жизнь мою банею покаяния. Благословен Ты, любящий благословляющих, а не осуждающих!
Благословен Ты ныне, в эти святые дни спасения и обновления моего. Благословен Ты во веки веков. Аминь.
Источник: Православный ежемесячный журнал «Вечное» /«L’Éternel» // 1953, № 62. – Аньер (Франция).
Слово архимандрита Кирилла (Павлова) о молитве прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»

Внешняя праздность нам понятна почти каждому, потому что все мы в той или иной степени бываем причастниками этой душевной болезни, когда предаемся нерадению и разленению и допускаем небрежение о своей домашней молитве, опускаем хождение в храм либо когда позволяем себе на молитве поспешность, с тем чтобы поскорее закончить ее и предаться отдыху или суетной болтливости; но когда этот недуг поразит все наши душевные силы, то наступает тяжелое нравственное, душевное состояние. Тогда человек уже не живет нормальной, настоящей жизнью, потому что нет у него в душе постоянного оживотворяющего начала для полноценной человеческой деятельности, а живет жизнью призрачной, вымышленной, бесполезной, никому не нужной. Любит предаваться бесполезным мечтаниям и праздным суетным разговорам и бывает неспособен ни к какому доброму делу.
Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Предаться отчаянию значит прекратить связь с окружающим миром и не иметь общения с Источником нашей жизни – Богом. “Не хочу жить, пропал интерес к жизни, и нет в ней никакого смысла” – такие слова можно услышать от человека, одержимого отчаянием. Поскольку сей недуг весьма тяжек, то и Преподобный просит Господа избавить его от него. Порок этот таков, что надобно молиться против него настойчивой, неотступной молитвой. Сему и Сам Спаситель в Евангелии учит нас, говоря, что не должно никогда унывать, но должно всегда молиться (см.: Лк. 18, 1).

Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!