Евгений онегин молитва

Подробное описание: Евгений онегин молитва - с детальным описанием, специально для Вас!

Михаил Лермонтов — Молитва (В минуту жизни трудную): Стих

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Анализ стихотворения «В минуту жизни трудную» Лермонтова

Лермонтов вошел в поэтический мир, прежде всего, как бунтарь-одиночка. С самых ранних произведений он развивает романтический образ поэта, противостоящего толпе. Главные устремления лирического героя – достижение свободы и независимости. Параллельно он разрабатывает демоническую тему. Идеал Лермонтова – мятежный дух, стоящий выше людских и божественных законов. Естественно, такие настроения были очень далеки от христианского смирения и покорности. Многие считали поэта вольнодумцем и безбожником.

Именно поэтому стихотворение «В минуту жизни трудную», или «Молитва», резко выделяется на общем фоне творчества Лермонтова. Оно было написано в 1839 г., вскоре после возвращения поэта из ссылки. Обращение к религиозной теме можно объяснить мучительным поиском выхода из непростой ситуации. Защита Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» вызвало царскую опалу и закрыло для Лермонтова двери во многие дома высшего общества. К нему стали относиться с подозрением и недоверием. Будучи еще молодым человеком, поэт с горечью признает, что не находит в людских сердцах отклика на свои призывы к справедливости. Его отчужденность от мира только усиливается.

Маловероятно, что Лермонтов испытал внезапное религиозное озарение. Просто вера осталась единственным средством к спасению, когда другие возможности уже исчерпаны. Есть свидетельства, что на поэта сильно повлияло общение с М. Щербатовой, призывавшей его обратиться к Богу.

Спокойное и грустное стихотворение все равно не укладывается в религиозные стандарты. В нем вообще не упоминается Бог, святые или какие-либо библейские персонажи. Автор не прибегает к покаянию, что по идее следовало бы сделать в первую очередь, учитывая его жизнь и поступки. Он смиряет свою гордость, но не признает за собой ошибок. Молитва Лермонтова проста и легка. Конкретное ее содержание совершенно не важно. Значение имеет само «созвучье слов живых». Их сочетание имеет невероятную силу, позволяющую человеку сбросить с себя тяжелый груз накопленных переживаний и страданий. Молитва способна очистить душу и дать возможность и дальше нести свой жизненный крест.

Стихотворение удивительно лирично и музыкально. Впоследствии на его основе был создан романс.

Стих «В минуту жизни трудную» стал ярким образцом религиозной лирики. В наше время он очень высоко ценится среди последователей неортодоксальных христианских учений.

Евгений онегин молитва

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал…
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut… > (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале: и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. > (Не могу…

Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме…)
Но обращаюсь к нашей даме.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

«Ужели, — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Женя моя. —

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» — Около двух лет. —
«На ком?» — На Лариной. — «Татьяне!»
— Ты ей знаком? — «Я им сосед».
— О, так пойдем же. — Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был также тих ее поклон.

Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей…
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно, встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

«Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно.
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…

«Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Читайте так же:  Молитвы о душе усопшего

«Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, встретила я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

«А счастье было так возможно,
Так близко. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда… За ним
Довольно мы путем одним
Бродили по свету. Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли?) пора!

Игорь Шевчук (слова) — Молитва Татьяны (мюзикл «Евгений Онегин») текст песни

  • Тексты песен
  • Игорь Шевчук (слова)
  • Молитва Татьяны (мюзикл «Евгений Онегин»)

Господи праведный, Боже всевидящий, отче наш
Иже еси где-то на небесах, может, знак мне дашь?
Слышишь ли голос покорной смятенной рабы своей?
Мудрый Господь,
Дай надежды и силы ей
И да святится век
Имя божие
На небеси!
И на Земле Твоё
Светло царствие приидет!
2.
Господи праведный, Боже всевидящий, отче наш
Каждому ты на земле за грехи за его воздашь!
Хлеб преломи наш насущный о Боже и дай нам днесь
Добрый Господь,
Нам гордыню прости и спесь!
Да не прогневайся
На Земле видно
Все мы грешны.
Но от Лукавого
Ты избавь нас, Господь, аминь!
ПРИПЕВ:
Пускай, он грешен,
Но если можешь,
Спаси Онегина, мой Боже!
Взамен за это
Отдать готова
Свою любовь я вновь и снова!
Спаси его
Спаси его…
Другие тексты песен «Игорь Шевчук (слова) «

Мюзикл «Онегин» — Молитва текст песни

  • Тексты песен
  • Мюзикл «Онегин»
  • Молитва

Господи праведный, Боже всевидящий, отче наш
Иже еси где-то на небесах, может, знак мне дашь?
Слышишь ли голос покорной смятенной рабы своей?
Мудрый Господь,
Дай надежды и силы ей
И да святится век
Имя божие
На небеси!
И на Земле Твоё
Светло царствие приидет!

Пускай, он грешен,
Но если можешь,
Спаси Онегина, мой Боже!
Взамен за это
Отдать готова
Свою любовь я вновь и снова!
Спаси его
Спаси его…

Господи праведный, Боже всевидящий, отче наш
Каждому ты на земле за грехи за его воздашь!
Хлеб преломи наш насущный о Боже и дай нам днесь
Добрый Господь,
Нам гордыню прости и спесь!
Да не прогневайся
На Земле видно
Все мы грешны.
Но от Лукавого
Ты избавь нас, Господь, аминь!
Другие тексты песен «Мюзикл «Онегин» «

Евгений Онегин. Либретто

П. И. ЧАЙКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва 1963
2

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Оперное либретто

Редактор И. Уварова
Техн. редактор Л. Виноградова

Подписано к печати 13/VII 1963 г. А 06390. Форм. бум.
50;901/32. Бум. л. 1,125. Печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,66.
Тираж 24000 экз. Заказ 5441

Московская типография № 6 Мосгорсовнархоза
3

Когда Петр Ильич Чайковский в 1877 году решил писать оперу «Евгений Онегин», нашлось немало скептиков, сомневавшихся в пригодности сюжета для оперы. Да и самому Чайковскому мысль известной певицы Е. А. Лавровской положить на музыку роман в стихах Пушкина вначале показалась «дикой». Правда, уже на другой день он нашел эту мысль возможной и так увлекся, что в ту же ночь набросал сценарий будущей оперы. С помощью одаренного дилетанта К. С. Шиловского было составлено либретто, и Чайковский сразу же приступил к сочинению. В эскизах вся опера была написана летом 1877 года, а инструментовка закончена в январе 1878 года.

Композитор работал над оперой «с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного», однако он все же полагал, что «ей не предстоит блестящая сценическая судьба»: «. мне кажется, что она осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов
4

никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности».

Чайковский предназначал свои «лирические сцены» (он даже не хотел называть «Онегина» оперой) для исполнения учащимися Московской консерватории: «. при той разумной постановке, превосходном ансамбле, которого [Н. Г.] Рубинштейн и Самарин добиваются на консерваторских спектаклях, я все-таки буду более удовлетворен Консерваторией, чем исполнением моей оперы на большой сцене, хотя бы даже и в Петербурге. А главное, в Консерватории при постановке не будет той пошлой убийственной рутины, тех кидающихся в глаза анахронизмов и нонсенсов, без которых не обходится казенная постановка».

«Евгений Онегин» был впервые исполнен силами учащихся Московской консерватории 17/29 марта 1879 года. В основных партиях выступили: М. Климентова — Татьяна, А. Левицкая — Ольга, С. Гилев — Онегин, М. Медведев — Ленский, В. Махалов — Гремин. Дирижировал Н. Г. Рубинштейн, сценической частью руководил И. В. Самарин.

Читайте так же:  Молитва как понравиться парню

Успех был умеренный. Были люди, сразу оценившие оперу. «Николай Григорьевич [Рубинштейн], который очень скуп на похвалы, сказал мне, что он влюблен в эту музыку. Танеев после первого акта хотел мне выразить свое сочувствие, но вместо того разрыдался», — писал Чайковский. Другие (в том числе учитель Чайковского Антон Рубинштейн) не смогли сразу понять «Онегина», а большинство отзывов прессы было
5

прямо-таки смехотворно. Потребовалось время, чтобы новое произведение завоевало слушателей. Этому немало способствовало и появление клавира «лирических сцен» в издании П. И. Юргенсона.

Постепенно «Евгений Онегин» начинает приобретать популярность. В 1881 году его ставит московский Большой театр, в 1884 году — петербургский Мариинский; опера обошла также провинциальные сцены. В «Онегине» выступали едва ли не все выдающиеся певцы прошлого. Эпоху составило исполнение партии Онегина П. Хохловым и Ленского — Л. Собиновым.

В 1888 году опера была впервые поставлена за рубежом — в Праге, с участием певицы Б. Лаутерер-Фёрстер. «. Татьяна такая, о какой я никогда и мечтать не мог», — отозвался о ней Чайковский, дирижировавший премьерой. Охотно пели в «Онегине» итальянские гастролеры М. Баттистини (Онегин), А. Мазини (Ленский), З. Арнольдсон (Татьяна).

В нашей стране опера зазвучала в десятках городов, на многих языках (только в одном Большом театре Союза ССР число спектаклей перешло за 1500). Любителям музыки хорошо знакомы имена лучших исполнителей этой оперы. Мы имеем возможность слушать их не только в театре, но и в записи на грампластинки и по радио. Вот несколько имен: П. Норцов, С. Мигай, П. Лисициан, Т. Куузик, Г. Отс, Н. Ворвулев — Онегин; Е. Кругликова, Н. Шпиллер, К. Байсеитова, С. Киизбаева, Р. Млодек — Татьяна; И. Козловский, С. Лемешев, П. Белинник, И. Болотин — Ленский. В последнее

время известность завоевали Г. Вишневская и Т. Милашкина — Татьяна, Е. Кибкало — Онегин. Ставят «Онегина» и самодеятельные коллективы.

Недавно опера была экранизирована, и с ней смогли познакомиться жители даже самых отдаленных районов страны.

Успех «Евгения Онегина» все более и более возрастает. Сбывается мечта Чайковского, который писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Лирические сцены в трех действиях
(семи картинах)

Евгений онегин молитва

Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы. ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете.
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой.
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно. нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное.
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю.
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть.
Стыдом и страхом замираю.
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю.

Видео (кликните для воспроизведения).

| назад | вперед |

Примечание:

1 «Список бледный» — здесь: копия.

Александр Пушкин — Письмо Татьяны к Онегину: Стих

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
____________
Отрывок из романа в стихах Евгений Онегин.

Анализ стихотворения «Письмо Татьяны к Онегину» Пушкина

Письмо Татьяны к Онегину – бессознательный порыв отчаявшейся девушки. При публикации романа «Евгений Онегин» оно произвело большое впечатление на читателей, и долгое время считалось образцом изложения женских сокровенных мыслей. При тщательном анализе в письме, однако, становятся заметны многие чересчур «надуманные» мысли. Оно прекрасно по изложению, но слишком пропитано романтизмом.

Главное достоинство письма — его простота и откровенность. Татьяна по-настоящему искренна, она не стесняется свободно излагать свои взгляды.
Татьяна приходит к Онегину в дом. Через его обстановку и предметы, принадлежащие хозяину, она полностью погружается во внутренний мир любимого ее человека. Главным источником откровения становятся книги из библиотеки Онегина. Татьяна была простой деревенской девушкой, от которой были скрыты чувства и мотивы людей высшего общества. Чтение книг дало ей понимание личности Онегина.

Татьяна Ларина поняла, что жить по влечению сердца можно лишь, испытывая невероятные страдания. «Книжная» наука расширила понятия девушки, но не дала реального ощущения всех страстей. Жизнь невозможно изучить по книгам. Мир людских скорбей испугал Татьяну уже в теории. Она решила покориться требованиям общества, а истинные чувства и убеждения спрятать глубоко в душе.
Посещение жилища Евгения и чтение его книг – центральный эпизод в формировании из Татьяны светской женщины. Это перерождение потрясло Онегина, которые никак не предполагал увидеть в простой деревенской девушке столько ума, основанного на тонком понимании действительности.

В решительном объяснении с Онегиным Татьяна проявила лучшие качества образованной женщины высшего общества. Она по-прежнему искренна, но теперь уже знает настоящую цену и последствия проявления сокровенных чувств. Татьяна дорожит своей добродетелью, которая так важна в обществе. Она упрекает Онегина в том, что он не ответил на ее любовь в прошлом, так как стремился к соблазнению, т. е. к своей победе над женским сердцем. Покорение «без боя» было ему неинтересно и скучно. В нынешнем положении Татьяна уже не верит в любовь Евгения. Она считает, что им опять движет низкое стремление добиться славы через скандальную историю измены.

Трагедия Татьяны заключается в ее вхождении в общество в роли добропорядочной супруги («и буду век ему верна»). Молодая неопытная страсть столкнулась с холодным рассудком. Познав все тайны высшего света, Татьяна навсегда закрыла свое сердце для окружающих. Ее постоянно преследует боязнь общественного осуждения. С этого момента поведение Татьяны становится безупречным в глазах людей, на него не может упасть даже тень подозрения.

Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?

Цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 – 1831 гг.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

Это первые строки Письма Татьяны к Евгению Онегину (глава 3, строфа 31):

«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы. ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

Кончаю! Страшно перечесть.
Стыдом и страхом замираю.
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю. «

4. «Евгений Онегин»

Мы проверили знания русской литературы, Пушкина, «Евгения Онегина». Проверили, как наш народ знает этот роман. Оказалось, знает.

Этот рассказ я поведу из дома, который на протяжении долгих лет был одним из самых блестящих культурных центров Москвы — из Московского Государственного музея А.С.Пушкина. Этот дом для меня очень важен, он связан со всей моей жизнью, как Пушкиниста. В нем я читал свои первые, и не первые работы. В нем я пятнадцать лет назад в течение восьми месяцев прочитал всего «Евгения Онегина» главу за главой комментируя каждую из них, рассказывая что там происходит в этих главах. Сегодня я тоже буду говорить о «Онегине», но, конечно, не обо всем романе.

Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
Лучше выдумать не мог.

Все объясняется на самом деле очень просто. Вот если взять ту самую книжку, которая вышла 170 лет назад в Петербурге и раскрыть ее, то мы прочтем:

Мой дядя самых честных правил
Когда в не шутку занемог;.

Точка запятой — то есть перед нами законченная мысль: «Мой дядя самых честных правил, когда в не шутку занемог; . » — это говорит только одно, что «когда» надо здесь читать в том смысле, в каком оно употреблялось на каждом шагу, в поэзии особенно и сейчас иногда — в смысле «если». Но там у Пушкина:

Когда б надежду я имела
Когда б вы знали как ужасна

или в «Борисе Годунове»

Когда Борис хитрить не перестанет
Давай народ искусно волновать.

Все это «если», в этом смысле слово «когда» появлялось ни чуть не менее часто, чем в смысле времени. Поэтому «мой дядя самых честных правил», если он заболел не на шутку и собирается умереть. Понимаете, он только этим хорош, вообще-то он глуп как осел. Но в данном случае — это очень хороший осел. Вот потому что от этого может быть толк от его болезни и смерти. Вот в чем чудовищный смысл этой фразы. И пускай мне не говорят, что я это придумал, это мое прочтение. Возьмем черновик, первоначальный вариант этих строк, и мы прочтем там совершенно другой порядок слов. Сначала было написано:

Мой дядя самых честных правил
Он лучше выдумать не мог.
Он уважать себя заставил,
Когда в не шутку занемог.

Мой дядя самых честных правил
Когда в не шутку занемог,
Он уважать себя заставил
Лучше выдумать не мог
Его пример другим наука.
О, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день, и ночь
Не отходя ни шагу прочь.
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять.
Ему подушки поправлять.
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя,
Когда же черт возьмет тебя.

Условий света свергнув бремя,
Как он отстав от суеты.
С ним подружился я в то время —
Мне нравились его черты.
Мечтам невольная преданность,
Не подражательная странность
И резкий охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм.
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас.

Варенье. Вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор

Думал он, так и оказалось. И он едет чудовищно раздраженный на этот деревенский быт, на этих провинциальных дворян. Все это ему страшно не понравилось. И все это заканчивается тем, что он оскорбляет Ленского и его любовь.

Кругла, красна лицом она
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.

Вообще после таких слов и на дуэль вызвать можно. То есть он начал с того, то его свозил к соседям, и Онегин начал эту вот историю знакомства с Лариными с того, что он раздражился и оскорбил друга не за что не про что. Дальше Онегин получает письмо Татьяны, потрясающее письмо, которое должно повергнуть человека, и действительно, оно произвело на него большое впечатление, но он приходит к ней. И говорит с ней так, как будто ее фактически нет. Он говорит только про себя.

Да, я верно вас одну избрал.
Если б я был создан для блаженства.

Но вообще он говорит только про себя, для себя, и он все время ее учит. Он ничего не спросил у нее, он ни о чем не поинтересовался у нее, она для него только аудитория и больше ничего. Далее на именины они поехали. Сначала Онегин не хочет ехать, а Ленский его уговаривает. Они приезжают, и опять Онегин раздражается, потому что ему ничего не нравится. И как только он раздражается, так решается отомстить Ленскому. За что? А мстит он, флиртуя с Ольгой. Ленский его ревнует и вызывает Онегина на дуэль. Понимаете, что самое ужасное, что этот человек — Онегин ничего такого не делает, все по мелочам. Настроение такое, настроение другое. Тогда раздражился, в другой раз раздражился. И каждый раз повинуясь своему настроению он делает то, что ему подсказывает это настроение. Вот все его действия. Все его поступки. Из этих маленьких мелочей, из каких-то ничтожных в сущности вещей складывается вот этот снежный ком, и когда Ленский падает,

. так медленно по скату гор
На солнце искрами блистая
Спадает глыба снеговая.

И вот вся эта глыба снеговая, весь этот огромный снежный ком этой катастрофы он слепился, я повторяю, не из чудовищных каких-то деяний, а из маленьких в общем ничтожных недопоступков, антипоступков. Понимаете, это все почти на уровне рефлексов, а не полноценных человеческих чувств. Это показывается особенно, когда в шестой главе приходит к нему этот подонок Зарецкий, известно, что это подонок, человек который любит стравливать людей, приносит ему вызов Ленского. А Онегин забыл, что вчера произошло на именинах. Он забыл, что он обидел его, что Ленский уехал. И к нему приходит Зарецкий, Онегин очень обрадовался Зарецкому. Онегин очень любит с ним видаться. Тот ему вручает картель, вызов. Смотрите как,

. то был приятный, благородный
Короткий вызов и картель
Учтиво с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.

Друга зовет на дуэль. Что Онегин?

. Онегин с первого движения
К послу такого порученья обратясь
Без лишних слов сказал,
Что он всегда готов.

То есть он не подумал, что это друг, что это Ленский, что это мальчик, что все это из ерунды какой-то. Он тут же сказал: «Всегда готов!» Как рефлекс. То есть существо дела прошло мимо него. Только потом он сообразил, что он наделал, но было уже поздно. Потому что он боится мнения светского. Так же рефлекторно он Ленского убивает, потому что нельзя целить в воздух — правила такие, и поэтому он целит в него. Прицельно стреляет и убивает. Потому что так полагается. После убийства Ленского Онегин уезжает, вообще исчезает из седьмой главы, его там нет. Это очень интересно, что автор очень часто обходится без главного героя. Треть примерно последней главы идет без героя. Потому что герой слишком мало поступков совершает, без него можно обходится. Седьмая глава идет целиком без него, но он там присутствует незримо, потому что Татьяна посещает дом Онегина, приходит туда. Она хочет понять, что за человек. Она начинает, как мы знаем, читать его книги. Но перед этим ключница Анисия водит ее по дому. Эта та самая ключница, про которую говорится в третьей главе

. Онегин поселился там
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

Вот эта та самая ключница, с которой он лет сорок бранился, этот сторожил. Но ведь это тот самый дядя Онегинский, про которого говорится в первой строфе романа. И вот Анисия вводит Татьяну в кабинет и говорит:
Вот это барский кабинет.
Здесь потчевал он, кофе кушал,
Приказчиков доклады слушал
И книжку по утру читал,
И старый барин здесь живал.
Со мной бывало в воскресенье
Здесь под окном надев очки,
Играть изволил в дурачки.
Дай Бог душе его спасенья,
А косточкам его покой
В могиле в мать земле сырой.

Говорит она и наверно утирает концом платка слезу. Она всегда помнит этого старого барина. Для нее это человек был, жил, существовал. В этой жизни был какой-то смысл. И она всегда будет его помнить. Эта вечная память, которую поют в церковь, вот она у нее сохраняется. Потому для нее он живой человек. Ничего этого герой не знает: Ни про своего дядю, ни про одного другого человека. Он не знает этого, у него в этом же кабинете стоит статуэтка на столе, про которую говорится:

И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом
С руками сжатыми крестом — Наполеон.

А про Наполеона говорится во второй главе:

Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
Нам чувство дико и смешно.

Надо сказать, что эти слова — это практически такое философическое переложение первой строфы, о которой я говорил. И от этого драма всей его жизни, потому что поскольку он не видит никого вокруг себя, он прошел мимо, как Татьяна говорит: «А счастье было так возможно, так близко». А он прошел мимо, потому что он ничего кроме себя не видит. И вот последний его поступок — это письмо Татьяне. Вот когда он увидел ее в княгине. С ним что-то произошло, вдруг он что-то понял, он влюбился, исчезла его вот эта хандра — безразличие к женщинам, к любви. Он вдруг снова почувствовал себя молодым. Влюбившись в Татьяну, он пишет ей безумное, страстное послание. Вот это последний его поступок самый важный, пожалуй, очень значительный для понимания его. Но это письмо понять, услышать можно в сопоставлении с другим письмом, с письмом Татьяны. Пушкин не зря так выстроил роман, он покоится на двух письмах.

Вот сначала письмо Татьяны. Пушкин очень долго подходит к этому письму Татьяны, он как бы с благоговением и трепетом никак не решается вот прямо приступить к нему. У него какой-то священный трепет перед этим письмом.

Письмо Татьяны предо мною
Его я свято берегу.
Читаю с Тайною тоскою
И начитаться не могу.
Кто ей внушал эту нежность
И слов любезную небрежность.
Кто ей внушал умильный вздор
Безумный сердца разговор
И увлекательный, вредный
Я не могу понять.
Но вот не полный, слабый перевод
С живой картины список бледный
Или разыгранный фрешиц
Перстами робких учениц.

Письмо Татьяны к Онегину.
Я к вам пишу, чего же боле.
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю в вашей воле
Меня призреньем наказать.
Но вы к моей несчастной доли
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела. Поверьте?
Моего стыда вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я б имела, хоть редко,
Хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас.
Чтоб только слышать ваши речи
Вам слово молвить, а потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Но говорят вы нелюдим,
В глуши, в деревне все вам скучно.
А мы ничем и не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас.
В глуши забытого селенья
Я б никогда не знала вас.
Не знала б горького мученья,
Души неопытной волненья
Смирив со временем, как знать
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И благодетельная мать.

Но тут надо напомнить, что в то время написать такое мужчине девушке первой, — это было на грани безумия, это был поступок не мыслимый, это был подвиг. И она вот, как головой в омут кидается буквально.

Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я.
То вышнем суждено совете,
То воля неба — я твоя.
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой.
Я знаю, ты мне послан Богом
До гроба ты хранитель мой.
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый ты уж был мне мил.
Твой чудный взгляд меня томил.
В душе твой голос раздавался давно.
Нет, это был не сон.
Ты чуть вошел, я в миг узнала
Вся обомлела, запылала,
И в мыслях молвила: вот он.

Нет, не могу больше читать не получается. Пробовал несколько раз, не получается. Читайте сами письмо Татьяны.

Татьяна то вздохнет, то охнет
Письмо дрожит в ее руке.
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
К плечу головушка склонилась,
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча.

Я не создан для блаженства
Учитесь властвовать собой.

Перед ним стоит сама любовь, а он говорит: «Полюбите вы снова, как деревцо свои листы меняет каждою весною. » Вот масштабы. Две личности столкнулись.

И вот теперь его письмо. По поводу письма Онегина Пушкин говорит: «Вот вам письмо его вточь-вточь. Никаких трудностей здесь у него нет. А письмо страшно искреннее и очень драматичное, потому что он полюбил. Он никак не может понять силу этого чувства, он к этому не привык. И он по прежнему, это чувство пытается осмыслить в своих старых представлениях любовного меню мастера науки страсти нежной.

Евгений онегин молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here