Еврейская молитва утром

Подробное описание: Еврейская молитва утром - с детальным описанием, специально для Вас!

Еврейские молитвы

Молитвы еврейского народа

Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.

В чем их сила

Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.

Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.

Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.

Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.

Отличие молитвы на иврите от православной

В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.

Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.

Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек – это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.

Как правильно читать еврейскую молитву

По законам иудаизма, молитва – это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.

В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.

Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.

Современный перевод Сидура на русском языке

Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.

Концепция Сидура заключалась в следующем:

  • В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
  • В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
  • В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
  • В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.

Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:

  • Утренняя молитва;
  • Молитва Благословения;
  • Молитвы Минха и Маарив;
  • Молитвы вечера Субботы;
  • Молитвы утра Субботы;
  • Молитвы Минха и завершение Субботы;
  • Молитвы Рош ходеш;
  • Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
  • Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.

Еврейские молитвы на все случаи жизни

Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.

Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:

  • При рождении ребенка;
  • При уходе из жизни человека;
  • Во время проведения обряда обрезания;
  • Перед едой;
  • Сразу после пробуждения и перед сном;
  • Во время празднования свадьбы;
  • В собственный день рождения;
  • При стихийных бедствиях;
  • При раздорах в семье.

В иудаизме считается, что молитва за себя – это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя – это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.

Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.

На удачу

Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.

В переводе на русский язык она звучит следующим образом:

«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».

Читайте так же:  Молитвы при мастопатии

Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:

На русском языке молитва звучит следующим образом:

О здоровье

Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.

Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:

  • Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
  • Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
  • Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.

В субботу слова молитвы звучат следующим образом:

Шахарит

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Молитва Шахарит — ежедневная утренняя молитва («шахар» — на иврите «рассвет»), одна из трех обязательных еврейских молитв, наряду с послеполуденной Минхой и вечерней Маарив. Молитва Шахарит была установлена праотцом Авраамом, служение которого соответствовало качеству Б-жественного милосердия. Не случайно и введенная им молитва произносится утром, когда мы только начинаем свой день и еще не подвергаемся суду за свои поступки. Во времена Храма утром, как и днем до захода солнца, приносилась ежедневная жертва «тамид». После разрушения Храма, по решению еврейских мудрецов, обязательные молитвы утром и днем заменили советующие храмовые жертвоприношения.

Оглавление

Кто установил Утреннюю молитву? [↑]

Три ежедневные молитвы — Шахарит, Минха и Маарив (или Арвит) — были установлены нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Авраам ввел в практику утреннюю молитву Шахарит (как сказано: «И поднялся Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Г-сподом» (Берешит, 19: 27), Ицхак — послеполуденную Минху, а Яаков — вечернюю Маарив. Каждая из этих молитв отражает особое качество, которое внес в мир каждый из праотцев.

Авраам наиболее полно воплотил качество Хесед — Милосердие (или Доброта). В личности и служении Ицхака превалирующими чертами были Гвура (Мужественность) и Дин (строгое соблюдение закона). Яаков же соединил в себе качества Авраама и Ицхака и стал воплощением понятия Тиферет — Великолепие или Истина.

Молитва, введенная Авраамом, не случайно произносится утром. В это время Б-жественное милосердие проявляется в мире наиболее сильно — Вс-вышний, несмотря на наши грехи, посылает нам новый день и дает возможность начать его «с чистого листа». Над нами еще не производится суд за поступки, которые мы совершим за день.

Подробнее об аспектах молитвы Шахарит, связанных с праотцом Авраамом и особенностями его служения Б-гу см. здесь.

Начало нового дня в еврейском миропонимании [↑]

Согласно еврейской традиции, новый день необходимо начать с благодарности Вс-вышнему. Пробуждаясь, мы говорим молитву «Модэ ани» (благодарность за то, что Б-г дал нам возможность проснуться — «вернул нам душу»). Затем, омыв руки от ночной нечистоты, мы произносим различные благословения: благословение на изучение Торы — важнейшей заповеди, которую мы должны выполнять каждый день; так называемые утренние благословения — благодарность Вс-вышнему, дающего нам все необходимое для того, чтобы начать новый день.

Мужчинам заповедано носить одежду с кистями — цицит, он же «малый талит» (талит катан), которая напоминает о необходимости выполнять заповеди Торы. Его надевают утром, произнося соответствующее благословение. А непосредственно перед молитвой Шахарит женатые мужчины (у сефардов также мальчики начиная с возраста бар-мицвы) закутываются в талит, он же «большой талит» (талит гадоль) — молитвенное покрывало с такими же кистями. Мужчины и мальчики, начиная с возраста бар-мицвы, в будние дни также накладывают ручной и головной тфилин — коробочки с помещенными в них отрывками из Торы, в которых говорится о нашем признании Б-жественного царства и о единстве Б-га. В тфилин принято молиться утреннюю молитву — Шахарит.

Перед Шахарит запрещено начинать дневные дела, а также есть и пить (кроме воды, чая и кофе без молока), общаться с товарищами (см. Кицур Шульхан Арух, гл.8).

Структура молитвы Шахарит [↑]

В начале Утренней молитвы произносят отрывки из Торы, посвященные порядку Храмовой службы. Они призваны напомнить, что сегодня, когда Храм разрушен, молитва заменяет нам важнейшую часть служения — жертвоприношения. Затем произносят псалмы и другие тексты, прославляющие Вс-вышнего (раздел «Псукей де-зимра» — «Стихи восхваления»), и переходят к главным частям Утренней молитвы.

Главные части Шахарит — это молитвы «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль») и «Амида» («Стояние»). Молитва «Шма» состоит из трех частей — отрывков из Пятикнижия — и окружающих их благословений. В ее тексте заключены основные принципы иудаизма: Единство Г-спода, любовь к Нему; награда за соблюдение заповедей и возмездие за их нарушение; напоминание о заповедях посредством обязанности носить на одежде кисти — «цицит» и память об Исходе из Египта.

Молитва «Амида» (в будни она называется «Шмонэ эсрэ») начинается с прославления Вс-вышнего, затем следуют мольбы об удовлетворении жизненных нужд и духовных потребностей человека и всего народа, и завершается молитва выражением благодарности Б-гу. Молящиеся сначала читают Амиду про себя, затем ведущий — хазан (кантор) — произносит ее от имени всей общины.

В будние дни и только в миньяне (группе из десяти взрослых мужчин в возрасте бар-мицва и старше) после Амиды произносят Таханун — особые молитвы о прощении грехов. В понедельник и четверг — дни, когда в мире наиболее сильно проявляется качество суда и особенно необходимо раскаяние — перед Тахануном говорят исповедь в грехах Видуй.

После этого в понедельник и четверг, а также в Рош-Ходеш, в посты, в Субботу и в праздничные дни читают Тору. В будние дни и обычные Субботы читают недельную главу Пятикнижия, приходящуюся на данную неделю.

После чтения Торы читают: «Ашрей» («Счастливы пребывающие в Храме Твоем»), псалом «Ла-Менацеах» («Руководителю хора… Ответит тебе Г-сподь в час беды»; этот псалом не читают в праздничные и полупраздничные дни) и «У-ва ле-Цийон» («И придет в Сион Избавитель»), включающий утверждение святости Вс-вышнего, произносимое всей общиной — «Кдуша ле-сидра» (в широком смысле так называется и весь этот раздел утренней молитвы).

После этого переходят к «Алейну лешабеах» («На нас возложено прославлять Господина всего мира…»), затем к псалмам, которые пели левиты на ступенях Храма (существовал специальный псалом на каждый день недели), и отрывку о порядке воскурений в Храме.

Между различными частями молитвы читают кадиши — прославления общиной святости Вс-вышнего:

Читайте так же:  Молитва к Николаю Чудотворцу на любовь

— после «Порядка жертвоприношений»— Кадиш де-рабанан (т.н. «Раввинский кадиш», произносимый после чтения отрывков из Устной Торы);

— перед Псукей де-зимра — Кадиш ятом («Кадиш сироты», или «Поминальный кадиш», который читают скорбящие);

— после Псукей де-зимра — Хаци-кадиш («Полу-кадиш»), и после него Барху — призыв хазана к общине благословить Вс-вышнего;

— после Тахануна — Хаци-кадиш;

— после «У-ва ле-Цийон» — Кадиш шалем («Полный кадиш»);

— после Алейну лешабеах, а также после псалма левитов на данный день недели — Кадиш ятом;

— после «Порядка воскурений» — Кадиш де-рабанан.

Текст молитвы Шахарит см. на сайте

Время чтения Шахарит [↑]

Утреннюю молитву лучше всего начинать как можно раньше — как только кончается ночь и начинается утро.

Как определить это время?

Согласно мнению еврейских мудрецов, молитву Шма — а ее читают до утренней Амиды — разрешено молиться тогда, когда рассвело настолько, что при свете дня можно увидеть не слишком близкого знакомого с расстояния четырех ама (двух метров) и узнать его (Кицур шульхан арух, 17:1, 10:2). Время же для чтения Амиды — появление первых лучей солнца (Там же, 18:1).

Чтобы установить самую позднюю временную границу молитвы Шахарит, необходимо произвести определенные расчеты. Для них пользуются понятием временного часа. Продолжительность этой единицы не постоянна, она зависит от географической широты и от времени года. Чтобы ее узнать, нужно разделить длину светового дня (от восхода до захода солнца, по другому мнению — от зари до выхода звезд) на двенадцать. (Например, если световой день длится 18 часов, то временной час будет равен полутора часам!)

Исходя из этого, «Шма, Исраэль» нужно прочитать до конца третьего временного часа, а Амиду — до конца четвертого.

Все эти моменты времени обычно указываются в еврейских календарях. Начало и конец чтения Шма соответственно имеют названия — «зман крият Шма» и «соф зман крият Шма», а начало и конец чтения Амиды — «зман тфила» и «соф зман тфила» («тфила» на иврите «молитва», и так часто называется и главная еврейская молитва дня — Амида).

Расписание молитв

ПРАВИЛА

Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.

Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию:
10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»;
11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».

Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.

Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.

После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».

После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.

Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.

Шахарит

Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны.
Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена – это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.

Минха

Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.

Маарив

Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.

Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отедельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.

Чтение свитка ТОРЫ

Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.

Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.

Молитвы в субботы и праздники

Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей.
Шахарит в 10:00 в субботу.

Зажигание субботних свечей

Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.

Остальные ежедневные молитвы

МОЛИТВА «МИНХА»

Установление этой молитвы приписывается нашему праотцу Ицхаку, на что содержится намек в Торе: «И вышел Ицхак под вечер помолиться в поле» (Брейшит, 24). Она соответствует жертвоприношению, которое совершали в Храме во второй половине дня.

Есть два срока для этой молитвы.

Возьмем для примера световой день, который продолжается ровно 12 часов – с 6 часов утра до 6 часов вечера. «Минху» можно молиться через 6 с половиной часов после восхода солнца – то есть в этот день начиная с 12:30. Молитва в это время называется «Минха гдола», то есть «Большая Минха», потому что до захода солнца остается еще много времени.

С девяти с половиной часов после восхода солнца начинается время «Малой Минхи» («Минха ктана» на иврите), то есть в такой день – с 15:30. В принципе, нужно помолиться «Минху» до 4:45, т. е. до середины времени от начала «Малой Минхи» до наступления ночи. Однако для того, чтобы облегчить нам исполнение этой заповеди, законоучители продлили время, когда можно молиться «Минху», до захода солнца. Таким образом, стало возможным молиться «Минху» и «Маарив» почти подряд, с небольшим перерывом между ними.

Читайте так же:  Вечернее правило молитвы краткое

Следует отметить, что перед каждой молитвой надо совершать омовение рук. Этим мы освящаем себя перед началом служения Творцу.

«Минха» состоит из следующих частей: «Ашрей», «Шмонэ-эсрэ», повторение «Шмонэ-эсрэ» хазаном, «Таханун» и «Алейну».

Наши мудрецы подчеркивают особое значение молитвы «Минха» и говорят, что время ее – время особого благоволения Вс-вышнего, когда Он охотно принимает молитвы народа Своего, Израиля. Намек на это они видят в рассказе о состязании пророка Элиягу со жрецами Баала на горе Кармель (Млахим I, 18:36,37): «И было: в то время, когда в Храме возносится «Минха».

приблизился пророк ЭлияГу и сказал: . ответь мне, Г-сподь, ответь мне! И узнает этот народ, что Ты, Г-сподь. – Б-г, и вновь обратишь Ты, их сердца к Себе! «

Эта молитва пророка ЭлияГу была благосклонно принята Вс-вышним, как сказано об этом далее (Млахим I, 18:39): «И увидел это весь народ, и пали все ниц, и вскричали: «Г-сподь -Он Б-г! Г-сподь – Он Б-г!»

РЕГУЛЯРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ТОРОЙ, «ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЛИСТ», «ЕЖЕДНЕВНАЯ МЙШНА» и «ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЛАХА»

Принято посвящать промежуток времени между молитвами «Минха» и «Маарив» изучению Торы – чтобы исполнением этой важнейшей заповеди соединять окончание дня с началом ночи.

После второй мировой войны распространился обычай учить в это время две «мишны», предназначенные для изучения в этот день, в память шести миллионов жертв Катастрофы. Большинство погибших в Катастрофе не оставили в этом мире того, кто скажет по ним «Кадиш». Буквы ивритского слова мишна – те же, что образуют слово нешама, «душа». Это означает, что изучение Мишны в память о покойных приносит особое благо их душам.

Если каждый день изучают две «мишны», то всю Мишну заканчивают в течение шести лет. В наши дни принято прибавлять к изучению «ежедневной мишны» также «ежедневную галаху». Этот порядок изучения не столь упорядочен, как изучение Мишны, – некоторые учат «Кицур Шулхан арух» («Краткий Шулхан арух») вместе с кодексом «Мишна брура» («Выясненная Мишна») – это наиболее глубокое изучение «ежедневной галахи»; другие изучают книги «Хаей адам» («Жизнь человека») и «Хохмат адам» («Мудрость человека»); есть такие, что учат только «Кицур Шулхан арух».

Изучение ежедневного листа Талмуда началось с Рош-Гашана 5684 (1923) года по инициативе раввина г. Люблина и одного из духовных руководителей еврейства того поколения раби Меира Шапиро. По его предложению во всех еврейских общинах во всем мире началось изучение Талмуда – по одному листу в день. Это изучение, с одной стороны, стимулирует ежедневное изучение Торы, а с другой – духовно объединяет весь народ Израиля, где бы он ни находился, в изучении одного и того же отрывка Талмуда. Кроме того, в результате этого нововведения начался новый подъем изучения этой части Торы, изучения, находившегося в то время в упадке.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Молитва

Во всех религиозных конфессиях особое значение придается молитве. Молитва – это способ обращения к Богу, в иудаизме – завет Всевышнего, Бог повелел евреям молиться, и молиться Ему одному. В переводе с иврита слово «молиться» – «литпаллель» – означает «судить себя». Молящийся не столько просит Бога изменить обстоятельства жизни, сколько уповает на то, что по воле и милости Всевышнего он изменится сам и сможет с достоинством и благодарностью принять все злоключения и испытания судьбы. Во время молитвы человек общается с Богом напрямую, и это чрезвычайно важные и ценные минуты в жизни любого верующего.

В течение дня евреи совершают три молитвы: утром, в полдень, и вечером – с появлением на небе трех звезд. Первая, утренняя молитва – шахарит (восход солнца) – молитва пробуждения. Ее еще называют молитвой Авраама. Минха , молитва Исаака – полуденная молитва. И вечерняя молитва – маарив, молитва Иакова. Все три молитвы непродолжительные, утренняя – около 40 минут; если в этот день читается Тора, то около часа. Дневная – 20–25 минут, и вечерняя – 30–35 минут.

Мужчины молятся с покрытыми головами, они используют талес – традиционное молитвенное покрывало с двумя вытканными синими или черными полосами и четырьмя кистями – цицит – по углам. Многие благочестивые евреи надевают талит не только к молитве, но носят его, не снимая, в процессе изучения Торы. Помимо талита во время утренней молитвы на левую руку и на голову налагается тфиллин. Это коробочки – батим – «домики», сделанные из кожи кошерных животных и выкрашенные в черный цвет. Внутри них находятся фрагменты Торы. Тфиллин закрепляется на руке и голове с помощью кожаных ремешков. Символический смысл тфиллина, носимого на руке, в том, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а того, что надевают на голову, – «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему».

В иудаизме принято молиться в синагоге. Минимальное число молящихся – миньян – 10 мужчин старше 13 лет. Считается, что молитва в составе миньяна способствует хорошей концентрации, дает возможность человеку более прочувствованно принимать участие в общении со Всевышним. И такая молитва вернее доходит на небеса, чем индивидуальная.

Однако, если у верующего по каким-то причинам нет возможности прийти в синагогу (заболел человек, уехал в командировку, а в том городе, где он оказался, синагоги нет), не возбраняется молиться и в одиночестве. Главное, чтобы молящийся проникался молитвой, не относился к ней формально. Когда много лет молятся по одному и тому же молитвеннику, повторяют одни и те же слова, возникает опасность механического повтора. Открыл сиддур – еврейский молитвенник, – отбарабанил знакомый текст, а ни в сердце, ни в душе ничего не пробудилось. Это неправильно, обязательно надо уметь концентрироваться и сосредотачиваться на молитве. Ведь коль скоро молитва – это общение с Богом, превратить его в такую формальность – великий грех. «Молитва без сердца – как тело без души», – говорил раввин Ибн Пакуда.

Многие верующие, читая молитву, закрывают глаза или прикрывают их ладонью, стараясь таким образом максимально отгородиться от внешнего мира, сосредоточиться на внутренних переживаниях и общении со Всевышним. Некоторые счастливчики, начиная молиться, мгновенно отключаются. Их невозможно отвлечь, они отрешены от внешнего мира и сконцентрированы на молитве. Порой я сам переживаю подобные состояния. В миньяне один человек читает молитву, а все остальные повторяют ее про себя. Когда мне самому доводится читать вслух, я ловлю себя на том, что отвлекаюсь. Вдруг какая-то мысль придет в голову, задумаешься о чем-то, и тут же концентрация снижается. Зато, когда я в составе миньяна повторяю про себя слова молитвы, я ощущаю себя иначе. Я сконцентрирован на молитве и совершенно по-другому воспринимаю ее.

Читайте так же:  Молитва в праздник маковея

Переживания во время молитвы бывают разные. Не часто, но иногда случается почувствовать нечто совершенно особенное – вдохновение, воодушевление, ощущение сопричастности с этим миром, со Всевышним. Именно поэтому молитвы надо читать в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения, осмысливая каждое слово, каждую строку текста. Только когда удается полностью отрешиться от забот и суеты этого мира, когда перестают терзать и отвлекать лишние мысли, удается войти в трансцендентное состояние и испытать возвышенные чувства. Но, к сожалению, это происходит крайне редко и длится недолго. Стоит только покинуть молельный зал, как тебя тут же «возвращают к жизни» с ее заботами и хлопотами. И посетившее было тебя блаженство рассеивается в воздухе.

В иудаизме основные молитвы читаются на иврите, некоторые, как, например, главная молитва Йом-Кипура Кол Нидрей – на арамейском языке. Для женщин есть специальные молитвы на идиш. Раньше, в советские времена, существовала языковая проблема для верующих, поскольку переводных молитвенников не было, а ивритом мало кто владел. Кто-то знал азбуку, мог разобрать пару слов, но большинство были просто не в состоянии ознакомиться с текстом и, тем более, разобраться в нюансах. Сегодня есть множество молитвенников с транслитерацией, так что те, кто плохо знает язык, читают транскрипцию, а кто хорошо – на иврите.

Но вообще, если человек чувствует потребность в общении со Всевышним, он может молиться на любом языке. В иудаизме нет посредников между человеком и Богом, и синагога – это просто намоленное место, где ощущается Божественное присутствие и куда любой человек может прийти, ощутив эту потребность. Часто бывает, что люди заходят, тихо садятся в стороне и молчат. Непонятно, молятся ли они, разговаривают ли с Богом или просто нуждаются в душевном уединении и размышлении. Это и не важно. Если человек пришел в синагогу – значит, зачем-то это ему надо.

В еврейской притче говорится: «Один неграмотный пастух однажды пришел в синагогу. Молиться он не умел, зато умел прекрасно свистеть и, не придумав ничего лучше, засвистел от переполнявшей его благодарности к Богу. Все, кто находился в синагоге, были возмущены до глубины души – как это возможно, какое неуважение – свистеть в синагоге! Но раввин всех успокоил. Он сказал, что этот свист так прекрасен и так искренен, что прорвал все преграды и теперь все молитвы достигли Всевышнего!»

В иудаизме различаются хвалебные молитвы – шева , благодарственные – хода , и молитвы-просьбы – бакаша . Как правило, большинство людей обращается ко Всевышнему с мольбой о помощи. Жизнь есть жизнь, и так уж устроен человек, что вспоминает о Боге в тяжелую минуту. Основная просьба верующего еврея ко Всевышнему связана с восстановлением и возвращением Храма. Но есть масса других молитв – за больных, за рожениц, за благополучие, за процветание.

Одну молитву читают перед тем, как отправиться в путешествие, другую – при звуках грозы и грома. Есть молитва, обязательная для любого правоверного еврея. Ее произносят утром, едва пробудившись ото сна: «Благодарю тебя, живой и вечный Царь, за то, что вернул мне душу по милости своей – безгранична щедрость твоя».

Есть молитвы, произносимые перед сном. Существуют различные благословения – свечей, еды. Обязательно каждый раз, когда принимаешь участие в трапезе, надо благодарить Бога за все, что он дает. В период между Пейсах и Шавуот каждый вечер в течение 49 дней читаются молитвы счисления Омера. В начале каждого месяца и по праздникам совершается хвалебная молитва.

Кадеш – молитва по усопшему, читается каждый день после похорон в течение 11 месяцев. Кстати, поскольку в еврействе не принято уединяться в моменты печали и беды, поминальная молитва обязательно совершается в составе миньяна. В Талмуде написано, что человек, с которым случилось несчастье, «должен сказать об этом всем, чтобы все просили Бога быть милосердным к нему» (Вавилонский Талмуд).

В отличие от ежедневных, праздничные молитвы довольно продолжительные, а самая сложная молитва читается на Йом-Кипур. В этот день практически сутки никто не ест, не пьет, все молятся. В канун Йом-Кипура вечерняя служба начинается с молитвы Кол Нидрей . Утренняя служба начинается с 8 утра и продолжается до захода солнца. В Йом-Кипур молитвы читаются почти 12 часов с одним небольшим получасовым перерывом, а самые религиозные верующие остаются молиться на всю ночь.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

Разумеется, на время молитвы распространяются и общие правила поведения в синагоге.

Зачем молиться в синагоге

По еврейскому закону, молитва — это личная обязанность каждого. Человек молится вне зависимости от того, есть ли у него возможность прийти в синагогу.

Но общественная молитва — т.е., молитва, читаемая при наличии миньяна (десяти взрослых евреев-мужчин) в синагоге, — обладает гораздо большей силой и принимается Всевышним, как молитва праведника.

Во время общественной молитвы каждый не только слушает хазана (человека, ведущего молитву), но и молится сам. Хазан громко произносит начало и конец отрывков молитвы, чтобы все знали, какой отрывок читается в данный момент. Если отрывок, который закончили читать, — это благословение, все молящиеся отвечают Амен, т.е, «согласны». Есть молитвы, которые читаются только при наличии миньяна: например, поминальная молитва Кадиш.

В молитве есть такие отрывки, которые произносит только хазан, но не остальные молящиеся. В молитвенниках по этому поводу есть подробные разъяснения. Некоторые молитвы молящиеся читают про себя, а после этого хазан повторяет их вслух (например, молитва Шмоне Эсре, называемая также Амида).

Мужчины и женщины

Во время молитвы мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Обычно в синагогах делается специальное отделение, балкон или галерея для женщин. Женская галерея есть и в нашей синагоге. По еврейскому закону, не возбраняется взять с собой в молитвенное помещение ребенка противоположного пола, если ему не больше 9 лет.

Эти правила распространяются только на время самой молитвы. В любой другой ситуации — например, во время праздничной трапезы или концерта, мужчины и женщины могут быть где угодно: мужчины — заходить на женскую галерею, женщины — в молитвенный зал.

Читайте так же:  Молитвы и заговоры от витилиго

Где взять молитвенник (Сидур)

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Когда нельзя разговаривать

В молитве есть такие отрывки, во время чтения которых нельзя прерываться и разговаривать. В утренней молитве — это отрывок от слов Барух ше омар (благословен Тот, по слову которого возник мир. ) и до конца Шмоне Эсре; в молитве Минха — от начала и до конца Шмоне Эсре; в молитве Маарив — отрывок от благословения . ашер бидваро маарив араваим (Благословен. по слову которого наступает вечер. ) и до конца Шмоне Эсре.

Поэтому не стоит удивляться, если Вы обращаетесь к кому-нибудь из молящихся, а Вам не отвечают, «мычат», или показывают что-то жестами.

Когда положено вставать во время молитвы

Некоторые молитвы читаются стоя. Прежде всего, это молитва Шмоне Эсре (Амида). Кроме того, все присутствующие должны встать, когда вносят или выносят свиток Торы. Встают и во время поминальной молитвы Кадиш, которую хазан читает несколько раз на протяжении всей молитвы. Есть еще несколько моментов в молитве, когда положено вставать. Неопытным молящимся следует ориентироваться на раввина, если он присутствует на молитве, на знающих членов общины или на большинство молящихся. В любом случае, не будет большим нарушением, если Вы не встанете вовремя, за исключением молитвы Шмоне Эсре: ее принципиально читать стоя, кроме тех случаев, когда стоять нет возможности.

Чтение Торы

Свиток Торы читают в синагоге по понедельникам, четвергам, субботам и праздникам. Чтение Торы происходит приблизительно в середине молитвы. Когда Тору

достают из арон а Кодеша (специального шкафа, в котором хранятся свитки) все встают, стараются прикоснуться к свитку и поцеловать. К Торе вызывают только мужчин, у которых мама — еврейка. В будние дни к Торе вызывают троих человек, в субботы и праздники — больше. Выйти к Торе — большая честь. Тору читает специально обученный человек, а те, кого вызывают, лишь произносят благословения до и после чтения отрывка. Благословения есть в транслитерации русскими буквами. Если Вас вызвали к Торе, попросите дать Вам текст благословения по-русски. К Торе вызывают, называя имя человека и имя его отца, поэтому, если во время чтения Торыспрашивают, как Вас зовут, фамилию называть не нужно. Если в Вашей жизни случилось важное событие, родился ребенок, вы женились, или у Вас день рождения, стоит позаботиться о том, чтобы Вас вызвали к Торе. Подойдите к габаю, человеку, который вызывает к Торе, и попросите вызвать Вас, стесняться не нужно. Женатые мужчины выходят к Торе в талите, если у Вас его нет, попросите на время выхода к Торе у кого-нибудь из молящихся.

После окончания чтения Торы свиток поднимают и показывают всем собравшимся. Есть обычай поднимать руки в сторону свитка. После этого читают молитву за здоровье Мишеберах. Мужчина, желающий помолиться за чье-либо здоровье, может подойти к читающему молитву и назвать имя этого человека и имя его матери. Женщине придется выкрикивать имя с балкона, в этом нет ничего зазорного.

Когда говорят все вместе

В некоторых местах молитвы все молящиеся говорят хором. Основные моменты молитвы, которые произносятся хором, — это первые две строки молитвы Шма Исраэль; Барху в утренней и вечерней молитве и Кдуша при повторении хазаном молитвы Шмоне Эсре.

Еще несколько особенностей молитвы

При чтении первых двух строк молитвы Шма Исраэль (Слушай, Израиль) правой рукой закрывают глаза. Если Вы еще не выучили эти строки наизусть, можно подглядывать.

Во время чтения молитвы Шмоне Эсре стоят «по стойке смирно», не сходя с места до окончания молитвы. Перед началом молитвы делают три шага вперед, после окончания — три шага назад. Если все читают Шмоне Эсре, а Вы нет, стоять вместе со всеми не нужно.

Когда читают Кдушу, тоже стоят «по стойке смирно», не сходя с места до окончания Кдуши.

Во время чтения молитвы Таханун (покаянная молитва) есть отрывок, который читают сидя, положив голову на руку (в молитве Шахарит — на правую, в молитве Минха — на левую). Если Вы в данный момент не читаете эту молитву, делать вместе со всеми этого не нужно.

Когда можно уйти с молитвы

Желательно присутствовать на молитве от начала и до конца. Но если Вы очень торопитесь, уйти можно в любой момент. Очень нежелательно уходить с молитвы до ее окончания в том случае, если есть всего 10 молящихся мужчин, и Вы — один из них. Если Вы уйдете, продолжение общественной молитвы будет невозможно.

Черные коробочки. Тфилин

На время утренней молитвы мужчины, начиная с 13 лет, по будним дням надевают тфилин. Тфилин — это кожаные коробочки черного цвета, которые закрепляются

ремешками на левой руке и на голове. Подробнее о тфилине Если у Вас нет тфилина, его можно попросить у шамеса — служителя синагоги.

Белое покрывало. Талит

На время утренней молитвы женатые мужчины надевают талит — молитвенное покрывало белого цвета с кистями по краям и полосками по бокам. Смысл заповеди о талите Тора объясняет так: «И увидите их (кисти), и вспомните все заповеди Г-спода, и будете исполнять их». Если у Вас нет талита, обратитесь к шамесу — служителю синагоги.

Перед тем, как надеть талит, произносят благословение:

Барух ата Адо-най Эло-эйну мэлэъ аолам ашер кидшану бэмицовтав вэцивану леитатеф бе цицит

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и давший нам закутываться в цицит!

Язык молитвы. Что нужно чувствовать во время молитвы

Служба в синагоге идет на святом языке — иврите. Но если молящийся не знает иврита, он может молиться на любом языке, поскольку Б-г понимает на всех языках. В петербургской синагоге большинство сидуров (молитвенников) снабжены русским переводом.

Очень важна в молитве кавана — сосредоточенность сердца. Важно прочувствовать слова молитвы, а не только их произнести. Это не всегда получается сразу, этому нужно учиться, поэтому если Вы «ничего не почувствовали» во время молитвы, не отчаивайтесь, а приходите еще!

8 октября 2019 / 9 тишрея 5780

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитвы: Шахарит 09:00 Минха 15:00 Маарив 18:00

Еврейская молитва утром
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here