Канон и молитва Ангелу грозному воеводе парфения уродивого ивана грозного

Подробное описание: Канон и молитва Ангелу грозному воеводе парфения уродивого ивана грозного - с детальным описанием, специально для Вас!

Канон и молитва Ангелу грозному воеводе парфения уродивого ивана грозного

Варвар ские тексты: П арфений Уродливый. К анон и молитва Ангелу Грозному воеводе

Канон Ангелу Грозному воеводе

л. 4
Канун ангелу грозному, и воеводе, и хранителю всех человек, от Вседержителя бога посланному по вся душа человеческая. Ты же, человече, не забывай часа смертного: пой по вся дни канун сей творение ‘Уродиваго Парфения.
По утреннем пении глаголи: Молитвами святых отец наших Господи Исусе Христе, сыне божий, помилуй нас. Аминь”, “Царю Небесный”, “Трисвятое” и по “Отче наш” — “Господи помилуй” 12, “Слава”, “И ныне”, “Приидите поклонимся 3, та же псалом 50, “Помилуй мя боже”, та же канун глас 6, песнь 1, ирмос “Яко по суху. Запев: “Святый ангеле, грозный воевода, моли бога о нас”. //

л.4 об.
Прежде страшнаго и грознаго твоего ангеле, пришествия умоли о мне грешнем о рабе твоем имрек. Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, ангеле,
смиренное свое пришествие и красное хождение,и велми ся тебе возрадую. Наной мя, ангеле, чашею спасения.
Святый ангеле, да мя напоиши чашею спасения и весело теку во след твоему ; хождению и молюся — не остави мене сира.
Рождьшия ти царя вышним силам, пресвятая царица, ты бо еси милостива, може //

л. 5
ши бо облехчити мое бремя греховное, тяшкое.
Песнь 3, ирмос “Несте свята, яко же ты, Господи боже”.
Святый ангеле Христов, грозный воевода, помилуй мя грешного раба своего имрек. Егда приидет время твоего прихода, святый ангеле, по мене грешнаго имрек разлучить мою душу от убогаго ми телеси, вниди с тихостию, да с радостию усрящу тя честно.
Молю ти ся, святый ангеле, яви ми свой светлый зрак и весело возри на мя окаяннаго, да не устрашит мене приход твой святый, да уготоваюся на сретение тебе честно.
Святый ангеле, посланиче божий, дажь ми, //

л. 5 об .
ангеле, час покаятися согрешении и отринути от себе бремя тяшкое. Далече ми тещи во след тебе.
Святый ангеле, не имам иного разве тебе заступника скора. Помилуй грешнаго раба своего имрек и приведи душу мою ко владычицы. Та бо есть милостива отпущати грешным согрешения.
Песнь 4, ирмос — “Христос мне”.
Молю ти ся, страшный и грозный посланниче вышняго царя, воевода, — весело возриши на мя окаяннаго, да не ужаснуся твоего зрака и весело с тобою путешествую.
Плчася и вопию, воевода небесного царя. Грозно вохожден //

л. 6
ние твое, да не вскоре разтлише мене грешнаго, но весело и тихо наной мене смертною чашею.
От сердца вопию ти, грозный воевода и воине царя царствующим, несть силнее тебя и крепчайши во брани и умиленна в смерти, и пряма во исправлении. Исправи душу мою на путь вечен.
Госпоже богородице, дево, рожшия царя небеснаго, мсертоноснаго часа не минухся, избави душу раба своего имрек от сети ловящих.
Песнь 5, ирмос — “Божиим”.
О сродници мои, егда видите мене от вас разлучена, и зрак лица моего изменихся, и гробу предаюся, и кo Су //

л. 6 об.
дии влеком буду, — и молитеся о мне святому ангелу, да ведет душу мою в место покойно.
О друзи мои любезнии, егда видите мене от вас разлученна и земли предаема, — помолитеся о мне грешнем ко святому ангелу, да проводит душу мою вся двадесят мытарств и измет от всех погибелей.
Людие божии, благочестнии и вся племена земъстии егда видите смертоное тело на земли повержено и вонею объято — помолитеся ко ангелу смертоносному о мне, да ведет душу мою в тихое пристанище.
Пресвятая дево богородице, владычице, ты веси немощь земных человек. Вскоре разоряетца естество //

л. 7
плоти нашей. Ты, госпоже, буди нам заступница.
Песнь 6, ирмос — “Житейскаго”.
От бога посланнаго страшнаго воина, царем, и князем, и архиереем, и всем людем великое изменение от суетнаго века сего в напастех пребывающих и в скорбех тружающих сущи верных .
Святый ангеле, от всех нас на земли живущих дань свою приимеши от бога повеленную ти, егда приидеши и неси в сокровище света.
Святый ангеле, грозный посланниче, и мене избави от суетного жилища сего.
О царице владычице, сирым питателница и обидимым заступнице и бедным помощница, //

л. 7 об.
болным надеяние и всем грешным оцыщение, и мне грешному имрек буди ми помощница и помилуй мя.
Кондак, глас 5.
Небеснаго царя воевода и предстатель престолу божию и творитель воли господни и совершитель заповедей его, не лишиши ся славы велелепныя и прославишися, скоро пленяеши и не замедлиши николи же. Всюду готов стоиши, и храбруеши, и зла не убоишься, ни стара отриеши ни млада отступиши. Вся имеши и ведеши в место покойно. И мене помилуй грешнаго и окаяннаго имрек, да поем ти аллилуйя. //

л. 8
Песнь 7, ирмос — “Хладодавиц”
Великий, мудрый хитрец, никто же может твоея хитрости разумети, дабы скрылся от твоея нещадости. Святый ангеле, умилися о мне грешнем и окаяннем.
Мудрый ангеле и светлый просвети ми мрачную мою душу своим светлым пришествием, да во свете теку во след тебе.
Святый ангеле, радуюся душою и трепещу рукою и показуя людем час разлучения души моей грешней от убогаго ми телеси. Святый аньгеле, помолися о мне грешнем. //

л. 8 об.
Пресвятая богородице, владычице, помилуй грешнаго в час разлучения. Святый ангеле, страшный посланниче, изми душу мою от сети ловящих.
Песнь 8, ирмос — “Ис пламени”.
Царю небесному, слава нетленному и непроходимая сотворшему чины ангелския, такова страшна и грозна смертоносна ангела. Хвалите, пойте и превозносите его во веки.
Царя небеснаго слуга и предстатель престолу божию, святый ангеле, смерть принося нам измени нас добротою зда //

л. 9
ния твоего и приведи нас к свету светлейшему судии. Хвалите, пойте и превозносите его во веки.
Царю небесному, богу нашему угождаеши, славы не отпадаеши, и заповеди его не преступаеши, и волю его твориши, и в любви пребываеши. Ангела тя свята хвалим, поем и превозносим его во веки.
Царице, владычице, рожшия и вышним силам и земным бога и господа, спасителя от находящих ны бед, молися богу, да помилует ны в день судный. Господа пойте и превозносите его во веки. //

Читайте так же:  Первая молитва джессики

л. 9 об.
Песнь 9, ирмос — “Бога человеком”.

Осквернивше душу злыми похотми и теплыми слезами не омывше и милостынею не очистивше, страшнаго посланника не поминающе, мы же тя, ангеле, по достоянию величаем.
Бога нам поведаешь, святый ангеле, и душу мою окаянную ис тела изимаеши, и плоть разтлиши и гробу предаешь, молим ти ся, святый ангеле, изми душу мою от сети ловящих, тя величаем.
От бога посланному, всех ангел пристрашен еси, святый ангеле, не устраши мою душу убогую, напол //

л. 10
н ену злосмрадия, и в очисти, и прeстави ю престолу божию непорочну. Тя величаем.
О богоматерь Пречистая вся спасаешь и милуешь, такожде помилуй мене грешнаго и злосмраднаго в час разлучения и в муку посланному. Тогда же ми помози, и огня изхити мя и от муки избави мя. Тя величаем.
Ta же “Достойно есть”, яко и “Тресвятае”,” и по “Отче наш” тропарь глас 5.
Небесных сил избраннаго воеводу, от бога посланнаго мудраго оружника и грознаго полченина и победи //

л. 10 об.
теля вражиимь силам, святого ангела поюще, хвалим. Смертию нас назирает, и от суеты мира избавляет, и на суд праведни ко Христу представляет, и от вечных мук избавляет.
“Слава”, “И ныне”.
Упование наше, богородице, крепкая помошнице скорбящим, и от смерти изимаеши и от муки избавляеши, комуждо по достоянию благодати даешь.
Та же, и отпуст. “Чеснейшу херувим”, “Слава”, “И ныне”, “Господи помилуй” 2, “Господи благослови”.
Конец всем благим. Слава свершителю богу. Аминь.

(ИРЛИ, Карельское собр., № 2, л. 4 — 10 об.).

Реклама:

Молитва
к господу нашему Исусу Христу,
ко святому архаггелу Михайлу

Канон и молитва Ангелу грозному воеводе парфения уродивого ивана грозного

Варвар ские тексты: П арфений Уродливый. К анон и молитва Ангелу Грозному воеводе

Канон Ангелу Грозному воеводе

л. 4
Канун ангелу грозному, и воеводе, и хранителю всех человек, от Вседержителя бога посланному по вся душа человеческая. Ты же, человече, не забывай часа смертного: пой по вся дни канун сей творение ‘Уродиваго Парфения.
По утреннем пении глаголи: Молитвами святых отец наших Господи Исусе Христе, сыне божий, помилуй нас. Аминь”, “Царю Небесный”, “Трисвятое” и по “Отче наш” — “Господи помилуй” 12, “Слава”, “И ныне”, “Приидите поклонимся 3, та же псалом 50, “Помилуй мя боже”, та же канун глас 6, песнь 1, ирмос “Яко по суху. Запев: “Святый ангеле, грозный воевода, моли бога о нас”. //

л.4 об.
Прежде страшнаго и грознаго твоего ангеле, пришествия умоли о мне грешнем о рабе твоем имрек. Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, ангеле,
смиренное свое пришествие и красное хождение,и велми ся тебе возрадую. Наной мя, ангеле, чашею спасения.
Святый ангеле, да мя напоиши чашею спасения и весело теку во след твоему ; хождению и молюся — не остави мене сира.
Рождьшия ти царя вышним силам, пресвятая царица, ты бо еси милостива, може //

л. 5
ши бо облехчити мое бремя греховное, тяшкое.
Песнь 3, ирмос “Несте свята, яко же ты, Господи боже”.
Святый ангеле Христов, грозный воевода, помилуй мя грешного раба своего имрек. Егда приидет время твоего прихода, святый ангеле, по мене грешнаго имрек разлучить мою душу от убогаго ми телеси, вниди с тихостию, да с радостию усрящу тя честно.
Молю ти ся, святый ангеле, яви ми свой светлый зрак и весело возри на мя окаяннаго, да не устрашит мене приход твой святый, да уготоваюся на сретение тебе честно.
Святый ангеле, посланиче божий, дажь ми, //

л. 5 об .
ангеле, час покаятися согрешении и отринути от себе бремя тяшкое. Далече ми тещи во след тебе.
Святый ангеле, не имам иного разве тебе заступника скора. Помилуй грешнаго раба своего имрек и приведи душу мою ко владычицы. Та бо есть милостива отпущати грешным согрешения.
Песнь 4, ирмос — “Христос мне”.
Молю ти ся, страшный и грозный посланниче вышняго царя, воевода, — весело возриши на мя окаяннаго, да не ужаснуся твоего зрака и весело с тобою путешествую.
Плчася и вопию, воевода небесного царя. Грозно вохожден //

л. 6
ние твое, да не вскоре разтлише мене грешнаго, но весело и тихо наной мене смертною чашею.
От сердца вопию ти, грозный воевода и воине царя царствующим, несть силнее тебя и крепчайши во брани и умиленна в смерти, и пряма во исправлении. Исправи душу мою на путь вечен.
Госпоже богородице, дево, рожшия царя небеснаго, мсертоноснаго часа не минухся, избави душу раба своего имрек от сети ловящих.
Песнь 5, ирмос — “Божиим”.
О сродници мои, егда видите мене от вас разлучена, и зрак лица моего изменихся, и гробу предаюся, и кo Су //

л. 6 об.
дии влеком буду, — и молитеся о мне святому ангелу, да ведет душу мою в место покойно.
О друзи мои любезнии, егда видите мене от вас разлученна и земли предаема, — помолитеся о мне грешнем ко святому ангелу, да проводит душу мою вся двадесят мытарств и измет от всех погибелей.
Людие божии, благочестнии и вся племена земъстии егда видите смертоное тело на земли повержено и вонею объято — помолитеся ко ангелу смертоносному о мне, да ведет душу мою в тихое пристанище.
Пресвятая дево богородице, владычице, ты веси немощь земных человек. Вскоре разоряетца естество //

л. 7
плоти нашей. Ты, госпоже, буди нам заступница.
Песнь 6, ирмос — “Житейскаго”.
От бога посланнаго страшнаго воина, царем, и князем, и архиереем, и всем людем великое изменение от суетнаго века сего в напастех пребывающих и в скорбех тружающих сущи верных .
Святый ангеле, от всех нас на земли живущих дань свою приимеши от бога повеленную ти, егда приидеши и неси в сокровище света.
Святый ангеле, грозный посланниче, и мене избави от суетного жилища сего.
О царице владычице, сирым питателница и обидимым заступнице и бедным помощница, //

Читайте так же:  Молитва о возвращении мужа ПреСвятой Богородице

л. 7 об.
болным надеяние и всем грешным оцыщение, и мне грешному имрек буди ми помощница и помилуй мя.
Кондак, глас 5.
Небеснаго царя воевода и предстатель престолу божию и творитель воли господни и совершитель заповедей его, не лишиши ся славы велелепныя и прославишися, скоро пленяеши и не замедлиши николи же. Всюду готов стоиши, и храбруеши, и зла не убоишься, ни стара отриеши ни млада отступиши. Вся имеши и ведеши в место покойно. И мене помилуй грешнаго и окаяннаго имрек, да поем ти аллилуйя. //

л. 8
Песнь 7, ирмос — “Хладодавиц”
Великий, мудрый хитрец, никто же может твоея хитрости разумети, дабы скрылся от твоея нещадости. Святый ангеле, умилися о мне грешнем и окаяннем.
Мудрый ангеле и светлый просвети ми мрачную мою душу своим светлым пришествием, да во свете теку во след тебе.
Святый ангеле, радуюся душою и трепещу рукою и показуя людем час разлучения души моей грешней от убогаго ми телеси. Святый аньгеле, помолися о мне грешнем. //

л. 8 об.
Пресвятая богородице, владычице, помилуй грешнаго в час разлучения. Святый ангеле, страшный посланниче, изми душу мою от сети ловящих.
Песнь 8, ирмос — “Ис пламени”.
Царю небесному, слава нетленному и непроходимая сотворшему чины ангелския, такова страшна и грозна смертоносна ангела. Хвалите, пойте и превозносите его во веки.
Царя небеснаго слуга и предстатель престолу божию, святый ангеле, смерть принося нам измени нас добротою зда //

л. 9
ния твоего и приведи нас к свету светлейшему судии. Хвалите, пойте и превозносите его во веки.
Царю небесному, богу нашему угождаеши, славы не отпадаеши, и заповеди его не преступаеши, и волю его твориши, и в любви пребываеши. Ангела тя свята хвалим, поем и превозносим его во веки.
Царице, владычице, рожшия и вышним силам и земным бога и господа, спасителя от находящих ны бед, молися богу, да помилует ны в день судный. Господа пойте и превозносите его во веки. //

л. 9 об.
Песнь 9, ирмос — “Бога человеком”.

Осквернивше душу злыми похотми и теплыми слезами не омывше и милостынею не очистивше, страшнаго посланника не поминающе, мы же тя, ангеле, по достоянию величаем.
Бога нам поведаешь, святый ангеле, и душу мою окаянную ис тела изимаеши, и плоть разтлиши и гробу предаешь, молим ти ся, святый ангеле, изми душу мою от сети ловящих, тя величаем.
От бога посланному, всех ангел пристрашен еси, святый ангеле, не устраши мою душу убогую, напол //

л. 10
н ену злосмрадия, и в очисти, и прeстави ю престолу божию непорочну. Тя величаем.
О богоматерь Пречистая вся спасаешь и милуешь, такожде помилуй мене грешнаго и злосмраднаго в час разлучения и в муку посланному. Тогда же ми помози, и огня изхити мя и от муки избави мя. Тя величаем.
Ta же “Достойно есть”, яко и “Тресвятае”,” и по “Отче наш” тропарь глас 5.
Небесных сил избраннаго воеводу, от бога посланнаго мудраго оружника и грознаго полченина и победи //

л. 10 об.
теля вражиимь силам, святого ангела поюще, хвалим. Смертию нас назирает, и от суеты мира избавляет, и на суд праведни ко Христу представляет, и от вечных мук избавляет.
“Слава”, “И ныне”.
Упование наше, богородице, крепкая помошнице скорбящим, и от смерти изимаеши и от муки избавляеши, комуждо по достоянию благодати даешь.
Та же, и отпуст. “Чеснейшу херувим”, “Слава”, “И ныне”, “Господи помилуй” 2, “Господи благослови”.
Конец всем благим. Слава свершителю богу. Аминь.

(ИРЛИ, Карельское собр., № 2, л. 4 — 10 об.).

Реклама:

Молитва
к господу нашему Исусу Христу,
ко святому архаггелу Михайлу

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу

«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв 1 . Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов).

Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):

Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI – нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» 2 . В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста 3 . Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1572 или 1573 г. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с Каноном Ангелу Грозному воеводе 4 .

Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. Они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX вв. и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров 5 . Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам» 6 .

Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем 7 ) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).

В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).

Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).

Читайте так же:  Иконы и молитвы ПреСвятой Богородице

Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори» 8 , «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем» 9 , «испроси… падшим возставление» 10 , «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов» 11 , «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием» 12 . Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания» 13 .

Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.

Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви 14 .

Видео (кликните для воспроизведения).

В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.

В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет» 18 ; «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы» 19 .

Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» ( Флп. 1:27 ), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы.

В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит» 20 ; «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом – рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам – тихое пристанище и во беседе – честь» 21 ; «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай» 22 .

Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.

Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».

Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех 23 .

Читайте так же:  Молитва для женщины после родов

В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI – нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти» 28 , «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей» 29 . В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил».

1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания».

2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.

8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.

9 Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.

10 Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.

11 Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.

12 Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.

14 Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы.

15 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

16 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

17 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

19 Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.

25 Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.

27 Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

29 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Быкова В.М. (г.Петрозаводск)
Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи»

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.

В древнерусской православной культуре архангел Михаил известен, прежде всего, как грозный и непреклонный борец со злом. Таким он предстает в сюжете о свержении с небес сатаны и создании ангельского собора [1] , в Откровении Иоанна (12:7–9), на некоторых иконах (крылатый воин с мечом или крылатый всадник, поражающий змея) и в других произведениях письменности и искусства.

Однако образ архистратига Михаила не исчерпывается данными представлениями. В ряде памятников древнерусской культуры архангел Михаил выступает в роли милостивого заступника, молящегося за весь человеческий род. В качестве примера можно привести иконографические деисусные изображения архангела, апокрифические видения и откровения (Видение апостола Павла, Видение Исайи, Откровение Варуха).

Многочисленные молитвы, обращенные к архангелу Михаилу, объединяют эти, на первый взгляд, несовместимые черты и создают образ грозного, но милостивого ангела. Особое место среди таких текстов занимают апокрифические молитвы. Одна из них входит в состав рукописей из собрания музея–заповедника «Кижи».

В данном собрании находятся две рукописи, содержащие молитву архангелу Михаилу. Это сборник «Духовные молитвы», написанный в 1911 г. Г.П.Корниловым [2] (КП [3] –4261/6), и миниатюрная рукопись (8 листов) второй половины XIX в., которая состоит только из этой молитвы (КП–4861). [текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]

Текст молитвы в данных рукописях совпадает дословно, есть только одно разночтение: в КП–4861 традиционное наименование «имярек» конкретизировано – Петр. Вероятно, это Петр Корнилов, так как рукопись принадлежала Корниловым. Данная рукопись, судя по ее маленьким размерам и содержащемуся в ней имени собственному, могла выполнять функцию оберега, амулета. В коллекции Корниловых имеются и другие рукописи с подобным назначением [4] .

Читайте так же:  Молитва на улучшение отношений с мужем

Первой работой, посвященной «ложным» молитвам (в том числе и интересующей нас молитве), стала статья А.И.Яцимирского [5] . В ней исследователь опубликовал несколько списков молитвы архангелу Михаилу и указал на русское происхождение этого текста. А.И.Яцимирский отметил также, что иногда в рукописях молитва архангелу Михаилу сопровождалась предисловием, содержавшим определенные обещания за чтение этой молитвы: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет» [6] . Подобное обещание придавало молитве особую мистическую силу. При издании молитвы в молитвенниках и требниках данное предисловие опускалось.

По нашим наблюдениям, это предисловие встречается крайне редко: среди изученных нами 23 списков молитвы XVI–XIX вв. только два сопровождаются предисловием. Молитвы архангелу Михаилу из собрания музея–заповедника «Кижи» такого предисловия не имеют.

Сам текст молитвы в рукописной традиции варьируется незначительно. Можно сказать, что списки молитвы отличаются друг от друга степенью полноты набора определенных словесных формул и мотивов. Молитва архангелу Михаилу, представленная в кижских рукописях, является кратким вариантом, по сравнению с другими списками. Например, в ней отсутствуют такие устойчивые определения архангела Михаила, как «сокрушитель демонов», «неизреченный хранитель». В конце данной молитвы опущена просьба, которая читается в большинстве известных нам списков: «Избави мя от труса и потопа, от огня и меча, и от напрасныя смерти, и от всякаго зла и бури, наносимыя от лукаваго, избави мя, великий Михаиле архангеле» [7] .

Более полный, чем в КП–4261/6, текст молитвы был опубликован Д.С.Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук (33.3.20) [8] . Д.С.Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1570–1580-е гг. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с каноном ангелу грозному воеводе. На сомнительность подобной атрибуции указали А.А.Турилов и А.В.Чернецов — они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. [9] . Это список из Российской Государственной библиотеки (Москва), из собрания В.М.Ундольского, №55. [текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]

Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX веков и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров. Некоторые рукописи содержат следующую запись: «Сия молитва написана в паперте в Москве, яже именуется Чудов монастырь» [10] . Но, как отмечают А.А.Турилов и А.В.Чернецов, проверить это свидетельство нельзя.

Молитва архангелу Михаилу публикуется по рукописи КП–4261/6 с соблюдением орфографии источника. Знаки препинания расставляются по современным правилам пунктуации.

// (л. 8) Молитва Михаила Архистратига

Господи Боже великий царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила на помощь мнѣ грѣшному рабу своему (имярекъ). // (л.8об.) Избави мя, Господи, отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ, запрети всемъ врагомъ моимъ борющимся со мною, сотвори ихъ яко овца, сокруши ихъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра. Господи, Господи, великий Михаилѣ архангеле, первый княже и воевода небесныхъ силъ, херувимъ и серафимъ шестокрылатыхъ и всѣхъ ангелъ и архангелъ, чудный и страшный честный архангеле Михаиле, буди мне помощникъ рабу своему (имярекъ) въ бѣдахъ и в скорбехъ и въ печалехъ и въ пустыняхъ и в тесныхъ местехъ, на ратѣ и на рѣкахъ и на распутияхъ и отъ всякия прелести // (л.9) вражия избави мя. Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши гласъ грѣшнаго раба своего (имярекъ), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою. Великий архангеле Михаиле, победи вся противляющиеся мне силою Святаго Духа, молитвами Пречистыя Богородица и святыхъ святителей и исповедниковъ и безмездныхъ и святыхъ мученикъ и мученицъ. Архангеле Михаиле, помози мне грѣшному рабу своему (имярекъ) всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь. Конецъ.

  • [1] Собор архистратига Михаила празднуется 8 ноября (по старому стилю). История о том, как архангел Михаил возглавил ангельское воинство, низверг сатану в ад и стал грозным воеводой небесных сил, излагается в различных древнерусских текстах, посвященных этому празднику. См., например, статьи на 8 ноября в Великих Минеях Четьих, Прологе, Торжественнике.
  • [2] Описание коллекции заонежских крестьян Корниловых см.: Шилов Н. И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95»: Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 310 – 317.
  • [3] Книга поступлений.
  • [4] Это рукопись КП–4261/2. Описание и публикацию данного памятника см.: Воробьева С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукописные заговоры–молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII –XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.233–245.
  • [5] Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1913. Т.18. Кн.3. С.1–102; СПб., 1914. Т.18. Кн.4. С.16–126.
  • [6] Там же. Т.18. Кн.3. С.51.
  • [7] Сборник молитв XVIII в. из рукописного собрания Общества любителей древней письменности (Российская Национальная библиотека) – ОЛДП. О.9. Л.16.
  • [8] Лихачев Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С.10–27.
  • [9] Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченные верования в русской рукописной традиции // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.58–60.
  • [10] Там же. С.60.

// Кижский вестник №10
Ред.-сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Канон и молитва Ангелу грозному воеводе парфения уродивого ивана грозного
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here