Кто придумал молитвы

Подробное описание: Кто придумал молитвы - с детальным описанием, специально для Вас!

Кто придумал молитвы

Вера в Бога должна быть в сердце. Обряды, молитвы, посты – всё это придумали люди. Нуждается ли Господь в этом?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4). После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:20-21). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.

Иисус Христос, принес Себя на Голгофе за грехи всего мира. Этой единственной (в силу Божественного достоинства Христа) Жертвой Спаситель мира отменил все ветхозаветные вещественные жертвоприношения, но духовные жертвы в Новом Завете остались. Первоверховный апостол призывает: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр.2:5). Другой апостол, которого Господь назвал Мой избранный сосуд (Деян.9:15), говорит: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15).

Теперь о молитве. Вновь обратимся к Священному Писанию. «И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар.7:12-16). Священная история имеет множество примеров молитвы праведников к Господу. В Новом Завете все живет и дышит молитвой. Сам Господь дал образец совершенной молитвы: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах. » (Мф.6:9-13). Она так и называется – молитва Господня. Спаситель наш постоянно побуждает нас к молитве: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44); «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38); «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ((Мф.26:41); «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Задумаемся: если святые апостолы, которым были открыты тайны духовной жизни, постоянно молились, можем ли мы что-нибудь возразить против их опыта: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1:14).

В письме утверждается, что не только обряды и молитвы, но и посты придумали люди. Верно ли? Сам Иисус Христос, воплотившийся Бог, перед началом проповеди Евангелия постился сорок дней и сорок ночей (Мф.4:2). Для чего Спаситель мира, Который не имел греха, постился? Чтобы научить нас. Господь призывает нас поститься с радостью: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:17-18). Как видим, Господь за истинный пост обещает награду от Отца Небесного.

Зачем нужен молитвослов?

Необходимый признак жизни — дыхание; необходимый признак духовной жизни — молитва. Христианин начинает каждый свой день с молитвы, молитвой его завершает, молится перед едой, перед началом всякого дела, в общем, постоянно, как дышит. Обрести это дыхание и поддерживать его — важнейшая часть нашей жизни.

Одной из самых читаемых книг для православного христианина является молитвослов — сборник молитв, составленных святыми людьми, которые мы каждый день приносим Богу. Иногда людям не очень понятно, как можно молиться чужими словами, да еще по книжке — разве молитва это не воззвание из глубины сердца? Если Бог — это наш небесный Отец, то как можно говорить с Отцом по книжке? Вы же не разговариваете с близкими людьми готовыми словами?

За этими недоумениями стоит определенное верное переживание. Действительно, с одной стороны молитва — спонтанное, естественное обращение к небесному Отцу; как говорит Апостол, «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15)». Нет ничего неправильного в том, чтобы обращаться к Богу своими словами, спонтанно, естественно, как Вы бы обращались к кому-то очень близкому и родному — потому что во Христе Бог и пожелал стать нам близким и родным. Молитва — это всегда личное обращение, а не набор заклинаний.

Но у молитвы есть и другая, не менее необходимая сторона. Молитва — постоянный труд и усилие, требующее неослабевающей дисциплины. Как говорит Апостол, «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2) Сам Господь Иисус в молитве использовал стандартный молитвенник той эпохи — Псалтырь. Даже на Кресте Он обращается к Отцу со словами Псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс.21:2). Святой Апостол Павел наставляет христиан молиться, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:19)

Молитва «своими словами» естественно вырастает из молитвы словами записанными, и является ее продолжением. Мы не можем обойтись без молитвослова — по нескольким важным причинам.

Во-первых, наша «спонтанная» и «естественная» молитвенная жизнь неизбежно будет угасать. Мы всегда найдем причину, чтобы не молиться — мы слишком спешим, слишком устали, слишком заняты, да, и по правде сказать, нам слишком лень. Удивительно, но такое, кажется, не трудоемкое дело, как молитва, оказывается неподъемным, как только мы за него беремся. Почему? Вернемся к аналогии с дыханием — когда мы здоровы, мы дышим естественно и не думаем об этом. Когда мы больны — дыхание может даваться с трудом, и требовать усилий. А в духовном отношении мы все нездоровы и нуждаемся в исцелении — так что ожидать, что наша молитвенная жизнь наладится сама собою, нет оснований.

Читайте так же:  Сила женской молитвы читать

Поэтому молитва должна быть (как минимум) правилом — несколько минут утром и несколько минут вечером должны выделяться на общение с Богом. Независимо ни от чего — и говорить тут про «нехватку времени» просто нелепо. Как говорит в одном из своих интервью святейший Патриарх Кирилл, «молитва, это не хобби, на которое может хватать или не хватать времени». В самом деле, мы не должны молиться в другое, оставшееся от более важных дел время. Мы должны делать другие дела во время, оставшееся от молитвы. Если мы верим в Бога, то крайне нелепо было бы считать что-то другое более важным, чем общение с Ним. Ситуация, когда Творец и Владыка мироздания готов нас выслушать, но у нас находятся более важные дела, поразительна по своей нелепости — но мы ставим себя в нее снова и снова.

Мы чувствуем себя измотанными и забегавшимися, усталыми и раздраженными, и поэтому не молимся — но мы такие измотанные и раздраженные именно потому, что не начинаем наш день с молитвы. Мы должны — как это советуют все учителя молитвы — отложить все, выгородить в своем расписании священное, неприкосновенное время, в которое мы не смеем заниматься ничем своим, а только предстоим перед Богом и взываем к Нему. И пусть земля какое-то время повращается без нас — с ней ничего не случится за эти десять минут.

И тут нам понадобится молитвослов — потому что нам бывает трудно найти слова, мы можем быть слишком сонными, или усталыми, или раздраженными для того, чтобы самим подбирать слова, и нам на помощь приходят святые с их словами.

Во-вторых — молитва не есть дело одиночек, даже если человек молится один в глубине пустыни. Молитва всегда вводит нас в общение с Церковью и она всегда есть дело Церкви. Молясь, мы присоединяемся к общему току молитв, восходящих от земли к небу; к тем, кто молится сейчас, к тем, кто молился до этого, в прошедшие века, и к тем, кто еще будет молиться. И молитвы, написанные нашими отцами и старшими братьями в вере — святыми, вводят нас в этот струящийся через века поток. Вера Христова не есть вера отдельно стоящих гордых одиночек, но вера народа Божия, и молясь по молитвослову, мы учимся нашей общей вере, как когда-то учились писать по прописям.

Утреннее и вечернее молитвенное правило в обычном молитвослове довольно длинное — и читать его полностью для человека, только входящего в христианскую жизнь может показаться трудным. Тогда его можно сократить — но очень важно, чтобы мы молились постоянно и упорно, не пропуская ни одного утра и ни одного вечера.

Мы не можем выжить без молитвы — как не можем выжить без дыхания.

Молитва «Символ веры»: происхождение и толкование

«Символ веры» – это особое произведение, в котором излагаются основы вероучения христиан и описывается жизненный путь Иисуса, Господа нашего. Считается, что если человек не знает эту молитву наизусть и не принимает ее догматов, значит, он не вправе называться православным. «Символ веры» состоит из 12 частей, написанных на церковнославянском языке.

Кто придумал текст?

Молитва «Символ веры» была создана на Вселенских Соборах – особых собраниях высших священнослужителей (епископов). Первый раз подобное собрание организовали еще в 325 году (в 4-м веке н. э.) ради опровержения лжеучения Ария, который считал Иисуса Христа лишь высшим творением Господа. На этом Соборе подобная ересь была отвергнута, а истина легла в основу второго догмата «Символа веры», который гласит, что Сын Божий рожден от Всевышнего.

Следующий Вселенский Собор, организованный в Константинополе, датируется 381 годом. Съезд всех епископов провозгласил единство Святой Троицы. Некоторое время назад один арийский священнослужитель высказывал свое мнение о том, что Святой Дух есть творение Отца и Сына, и он служит им, подобно ангелам. Данная точка зрения была отвергнута, так как христианство является монотеистической религией. Другими словами, Всевышний един в Трех Лицах, и православные должны одинаково почитать Бога-Отца, Сына и Святого Духа.

Суть 1-го догмата

В первом члене «Символа веры» говорится о том, что православный верует в Единого Бога Вседержителя и Творца, который является видимым и невидимым одновременно. Данный догмат трактуется следующим образом: веровать в Господа – это значит быть твердо уверенным в его предвечном существовании, принимать божественное откровение и исповедовать православие, т. е. выражать свою непоколебимую веру во Христа. Все святые, особенно причисленные к лику великомучеников, являются образцом духовной стойкости и решительности ради нахождения рядом с Господом. Под словами «видимым и невидимым» подразумевают то, что Царство Небесное – это духовный мир, который нельзя узреть глазами. Его проявления можно увидеть лишь сердцем.

Тайна Святой Троицы

Толкование «Символа веры» четкое и недвусмысленное. Но поскольку в рассматриваемой молитве используются такие понятия, которые непостижимы человеческому разуму, у верующих возникают проблемы с ее трактовкой. Например, тайна Святой Троицы, о которой говорится во 2-м члене «Символа веры», до сих пор остается для всех загадкой. Она есть Бог-Отец, Бог-Сын, который рождается от Отца, и Святой Дух, который также исходит от Отца. Троица есть единство и Господь. Богословы часто сравнивают Ее с солнцем, от которого рождается свет и исходит тепло. Также объяснить сущность Троицы можно на примере воды, которая имеет жидкое, газообразное и твердое состояние.

Божественное спасение

Молитва «Символ веры» также повествует о земной жизни Мессии. Воплощение Господа в человеческом обличье необходимо ради спасения людских душ. О пришествии на Землю Иисуса Христа была известно еще с ветхозаветных времен. Эти знания передавались через пророков Исайю, Михея, Малахию. Почему спасение людей оказалось возможным только после пришествия Иисуса Христа?

Читайте так же:  Молитвы чтоб бросить курить

В райском саду Адам и Ева совершили беззаконие, вкусив плод с древа познания. Нарушив этим Божий Завет, они обрекли весь человеческий род на вечную погибель. Спустившись на Землю, люди стали смертными. Все без исключения, даже праведники, попадали после своей кончины в царство дьявола, так как грех стал неотъемлемым свойством человека, полностью нарушившим его природу. Словно ген, он передавался из поколения в поколение, обрекая людей после смерти на вечные муки. Господь же, спустившись на Землю, пожелал очистить грехи человеческие и открыть ворота рая. На третий день после своей земной кончины Сын Божий спустился в ад и забрал души праведников. После этого люди получили возможность войти в Царствие Небесное. Иисус Христос научил людей жить по Закону Божьему для того, чтобы после смерти они в полной мере смогли унаследовать рай.

Четвертый догмат молитвы

В этой части «Символа веры» говорится о том, что Иисус Христос был распят за человеческие грехи при Понтии Пилате. Это событие исторически засвидетельствовано: когда Сын Божий умер земной смертью, померкло солнце, и по всей Земле сделалась кромешная тьма. Христос все время от предательства Иуды до последнего вздоха мучился так же, как и другие люди, распятые рядом с ним на крестах. Именно поэтому в «Символе веры» точно указывается – «и страдавша, и погребенна».

О том, что Господь действительно воплотился на Земле человеком, также свидетельствуют еще два чуда. Первое – это Туринская плащаница, в которую Иосиф завернул тело Иисуса, сняв его с креста. О существовании данного полотна говорится в Евангелии. Считается, что плащаница содержит кровяные отпечатки тела Христова, и это делает ее бесценной реликвией и неопровержимым доказательством существования Господа. Есть предположение, что четкий образ Сына Божия появился на ткани во время Его Воскресения, когда Бог-Отец озарил Его своим светом.

Благодатный огонь – еще одно явление, которое не может объяснить ни один ученый. Божья искра в субботний день перед Пасхой сходит в кувуклию Иерусалимского храма, превращаясь в пламя, исцеляющее своей силой. В первые минуты появления благодатный огонь не оставляет ожогов на теле. Христиане всего мира с трепетом ожидают это событие. Считается, что если благодатный огонь не сошел на Землю в Великую субботу, значит, Господь сильно прогневался на род людской, и среди нас не осталось ни одного праведника. В этом случае следует ждать скорого Страшного Суда.

Победа над смертью

В пятой части молитвы говорится о том, что Господь воскрес в третий день, согласно Писанию. Иисус Христос умер приблизительно в 3 часа дня, в пятничный день, а воскрес в полночь в день после субботы, именуемый с тех пор воскресением. В древние времена половина суток уже воспринималась как день, поэтому считается, что Христос пробыл во гробу 3 дня. Первыми узнали о воскресении Господа Дева Мария и жены-мироносицы, которые не побоялись прийти в гробницу.

Вознесение в Царство Небесное

О том, как Христос вернулся к Своему отцу, повествует шестая часть «Символа веры». С того момента и по сей день Иисус восседает «одесную» (т. е. по правую руку от Всевышнего), воссоединив Божественное и человеческое.

Господь вновь придет на Землю, но не как бедняк, страдающий от жестокости людской, а как истинный Царь Славы, готовый судить «живых и мертвых», о чем мы можем прочитать в 6 догмате «Символа веры». Другими словами, праведный суд совершится над всеми людьми. На каждом будут таблички с надписями нераскаянных грехов. Те, кто жил в праведности, станут буквально светиться изнутри, словно звезды. На таких людях тоже будут начертаны слова, означающие не грехи, а заслуги перед Господом, например, «нищий духом» (полагающийся на волю Божью), «исповедник» и другие.

Глаголющий через пророков

Особое значение в восьмой части «Символа веры» придается существованию Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Он является третьим ликом Единосущной Троицы, поэтому Его мы должны славословить наравне с Всевышним и Иисусом Христом.

Еще будучи в обличии человека, Мессия говорил, что никому не простится хула на Духа Святого – жестокое и сознательное отвержение непреложной истины предвечного Его существования. Такое сопротивление уводит людей от желания покаяться.

Ветхозаветные пророки всегда были проводниками Святого Духа, т. е. о грядущих событиях говорили не они, а Господь. Также Святой Дух являлся людям в виде голубя (например, при крещении Христа Иоанном Предтечей) или как пламенные языки, сошедшие на апостолов в день Пятидесятницы.

В десятой части молитвы говорится о том, что православные веруют в святую соборную церковь. В данном случае подразумевается совокупность всех православных, умерших и ныне живущих, которые исповедуют одну христианскую религию.

Таинства

В православии есть семь главных обрядов, священных действий, через которые человек получает Божественную благодать. К ним относятся крещение, исповедь, причащение, священство, соборование, елеосвящение и брак. Главным среди них является обряд принятия веры Христовой, так как без него невозможно свершение других таинств. Именно поэтому крещение как символ остальных священных действий упоминается в одиннадцатом члене «Символа веры».

Бесконечное счастье

О том, что все праведные, в том числе умершие, обретут Царствие Небесное, говорится в 11-й и 12-й частях молитвы. Апостол Павел утверждал, что эта жизнь будет настолько радостна и блаженна, что ни один человек не сможет вообразить себе ее. А вот те, кто не принял Божьей истины и не исповедовался в своих грехах, не смогут вступить в рай, так как отвергли его. Эти люди, согласно Священному Писанию, будут подвергаться невыносимым мучениям от осознания того, что они потеряли возможность быть рядом с Господом. Православный «Символ веры» заканчивается словом «Аминь», что означает «Да будет так». Этим самым мы подтверждаем, что вся произнесенная нами молитва есть непреложная истина.

Читайте так же:  Молитва на выздоровление желудка

Как выучить

Символ веры – молитва на крещение, которая произносится крестными матерью и отцом. Кроме того, перед таинством им желательно исповедаться и причаститься. Ведь крестные – это духовные отец или мать, наставляющие свое чадо на истинный путь. Они также должны обучать ребенка основам православия, периодически причащать. Поэтому знать молитву «Символ веры» для крестной и крестного необходимо.

Многим тяжело выучить это произведение наизусть. Для начала можно просто ежедневно читать «Символ веры» с ударениями, которые проставлены в каждом молитвослове. Крестные должны иметь в виду, что они берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка, поэтому нельзя ограничиваться лишь изучением данного произведения. Молитва «Символ веры» для крестного или крестной может стать отправной точкой в мир православия. Также духовным отцам и матерям желательно посетить православный храм, поставить свечи за здравие своего чада. Очень хорошо, если дома у крестных есть образы Христа и Святых. Перед ними необходимо молиться за своего крестника, прося помощи у Господа. Причем произносится особая молитва, в которой испрашивается Божья помощь и наставление.

Знание такой молитвы, как «Символ веры», для крещения просто необходимо. Желательно, чтобы будущие духовные отец и мать старались вникнуть в смысл данного произведения, ведь на них возлагается огромная ответственность – взрастить истинного христианина. «Символ веры» – молитва на крещение и не только. Обязательно читайте ее перед всяким благим начинанием.

Что такое молитва в христианстве?

О значении молитвы как важнейшей части духовной жизни писали в своих трудах многие выдающиеся отцы Церкви. Одни из них называли ее «общением человека с Богом», другие – путем установления живого контакта с высшими силами. Но все при этом сходились в одном: изменяющей судьбу молитва может быть только при условии глубокой веры в того, к кому она обращена.

Назначение молитв

Видео (кликните для воспроизведения).

Начиная разговор о том, что такое молитва, следует отметить пять ее основных назначений. Это прославление Всевышнего как Творца мира, благодарение за ниспосланные Им милости и прошение о помощи в житейских нуждах. Кроме того, обращение к Господу и высшим небесным силам может содержать в себе покаяние в содеянных грехах и ходатайство о ближних. В отдельную группу принято выделять так называемые тайносвершительные молитвы, читаемые священником во время совершения им святых таинств.

Прославление Господа Бога

Согласно традиции, начинать и завершать моление принято возношением хвалы Создателю. Даже короткое словосочетание «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» может являться очень сильной молитвой, когда его наполняет жар исполненного верой сердца. Существует также много иных хвалебных молитв, прославляющих Господа за Его Божественное совершенство, а также долготерпение, проявляемое по отношению к людским грехам. Их примерами могут служить, в частности, 99-й, а также 103-й псалмы.

Господь Бог, явившийся людям в образе Иисуса Христа и принявший ради их спасения крестные муки, стал воплощением безграничной любви и жертвенности. Чада Божьи находятся в неоплатном долгу перед Ним за все явленные им благодеяния, воздать за них могут лишь исполнением Его заповедей. Поэтому говоря о том, что такое молитвы в православии, важно подчеркнуть, что они являются исполнением воли Сына Божьего, повелевшего возносить их Отцу Небесному. При этом Иисус оставил Своим ученикам текст молитвы «Отче наш». Он приводится в данной статье.

Просьбы о ниспослании Божьей помощи

Поскольку человек по природе своей слаб и не может обойтись без помощи небесных сил, то постоянно вынужден прибегать к просительным молитвам. Их существует великое множество. Одной из них является приведенная в статье молитва Николаю Чудотворцу, в которой содержится прошение о его ходатайстве за нас перед Престолом Всевышнего. В ней через посредничество угодника Божьего испрашивается как прощение содеянных грехов, так и избавление от воздушных мытарств по завершении земного пути.

Весьма распространенным примером из этой области может служить и хорошо известное всем выражение: «Господи, помилуй!» Также очень сильной молитвой является приведенное в статье обращение ко Святому Духу, начинающееся со слов: «Царю Небесный утешителю…». Оно звучит почти во всех ежедневных богослужениях.

Молитвы бесплотному духу – хранителю и защитнику

К этой же категории относятся молитвы ангелу-хранителю, которого Господь посылает для защиты каждого верующего, прошедшего обряд святого крещения. Одна из них приводится в статье. Этот бестелесный дух всегда незримо присутствует рядом с нами, ограждая от бед и несчастий, насылаемых врагом рода человеческого. Принято считать, что молитва ангелу исполняется особенно быстро именно потому, что он всегда следует за человеком, не покидая его до последней минуты жизни, если только тот не отгонит его своими тяжкими и нераскаянными грехами.

Ходатайства о ближних

Для того чтобы в полной мере понять, что такое молитва в христианстве, важно помнить слова Иисуса Христа, со страниц Евангелия повелевшего всем Своим чадам возносить прошения не только за самих себя, но и за других людей, в том числе и за врагов. В связи с этим истинно верующий человек не может обойтись без ходатайственных молитв. В них он испрашивает ниспослание Божьей благодати всем живущим на земле, а в особенности родным и близким.

К этой же категории относятся и молитвы об усопших, поскольку они нуждаются в нашем ходатайстве перед Богом, о прощении их грехов и даровании вечной жизни. Однако в отличие от молитвы Николаю Чудотворцу, где речь идет об избавлении от посмертных мытарств самого молящегося, в них идет речь об упокоении душ других людей, завершивших свой земной путь и отягощенных грехами.

Молитвенное покаяние

Поскольку человеческая природа повреждена первородным грехом, то на протяжении всей своей жизни он непрестанно нарушает Божьи заповеди, а следовательно не может обойтись без глубокого и искреннего покаяния. Что такое молитва в христианстве, если не путь в Царство Божье, врата в которое, как известно, отворены лишь тем, кто омыл слезами раскаяния свои вольные и невольные согрешения? Поэтому святые отцы церкви немало потрудились, чтобы помочь нам лаконично и в то же время емко и убедительно выразить перед Господом сожаление в содеянном.

Читайте так же:  Молитвы уару по усопшим

Иногда это молитвы, обращенные непосредственно к Господу, а иногда к его святым угодникам, у которых испрашивается посредничество в деле спасения души. Вознося, например, молитву Николаю Чудотворцу, верующий человек просит его посредничества перед Богом в даровании прощения грехов, содеянных в течение всей жизни.

Благодарение, приносимое Творцу

За все явленные Христом благодеяния люди могут воздать лишь благодарственными молитвами. Они во многом схожи с теми, что принято называть хвалебными, но отличаются от них тем, что произносятся, как правило, по случаю какого-либо конкретного благодеяния, свершенного Господом, например избавления от недуга, дарования обильного чадородия и т. д.

В приведенной выше молитве Николаю Чудотворцу излагается прошение о его ходатайстве перед Богом, но в завершение дается обещание в случае исполнения желаемого восславить Господа. То есть речь идет о благодарственной молитве – единственно возможном воздаянии, которое смертный человек способен принести вышним силам.

При благоприятном стечении тех или иных жизненных обстоятельств, люди, причем даже неверующие, часто произносят: «Слава Богу!», не вкладывая в эти слова никакого религиозного смысла, настолько привычными и расхожими они стали. А между тем, что такое молитва, как не обращение к Господу по самым различным поводам, в том числе и с целью выразить Ему свою благодарность. Поэтому данное словосочетание, несмотря на его краткость, можно с полным основанием отнести к благодарственным молитвам.

Молитвы, произносимые при совершении таинств

Существуют также и особые – тайносвершительные молитвы, изменяющие судьбы людей и позволяющие им обрести благословение Господне. Читаются они исключительно во время совершения святых таинств – религиозных обрядов, в результате которых верующим ниспосылается Божья благодать и Его спасительная сила.

Таких обрядов семь: крещение, причащение (евхаристия), миропомазание, покаяние (исповедь), елеосвящение, а также таинства брака и священства. Все они совершаются священником, за исключением тех случаев, когда он отсутствует, а жизни человека, желающего немедленно принять крещение, угрожает реальная опасность. Лишь при этом условии совершить крещение, а значит, и прочесть тайносвершительнную молитву может любой православный мирянин.

Формы и виды молитв

По форме, в которой они совершаются, молитвы делятся на соборные (церковные) и домашние. Кроме того, их, с известной долей условности, подразделяют на внутренние и внешние. Остановимся вкратце на том, что такое молитва соборная и в чем ее преимущество перед домашней.

В церковных кругах принято считать, что во время богослужений, проводимых в храме, прошения к Господу, возносимые всеми собравшимися, бывают чаще услышаны, поскольку произносятся как бы единым сердцем и едиными устами. Охотнее приклоняют к ним свой слух и угодники Божьи.

Например, молитва Николаю Чудотворцу, произнесенная дома и в храме, имеет совершенно различную силу. Даже в тех случаях, когда человек, едва вступивший на путь православия, присутствует на церковном молебне, не произнося вместе со всеми священные тексты, он, тем не менее, исполняется всеобщим молитвенным нестроением и тем самым приближается к Господу. Всего этого сознательно лишает себя человек, отдающий предпочтение уединенной домашней молитве.

Что такое внутренняя молитва и каково ее отличие от внешней?

Обращение человека к Богу может иметь как речевую, так и бессловесную форму. В этом случае текст молитвословия не читается вслух, но воспроизводится мысленно. Такая молитва называется «сердечной» или «умной», поскольку произносится в уме и исходит от сердца. О ее значении писали в своих трудах многие отцы церкви.

В частности, святитель Феофан Затворник посвятил ряд своих высказываний вопросу о том, что такое молитва. Определение, данное им, является весьма емким и в то же время лаконичным. Он подчеркивал, что молитва – это прежде всего возношение к Богу ума и сердца человека, при котором его устам отводится лишь второстепенная и, по сути, вспомогательная роль.

Подобная формулировка отнюдь не умаляет того значения, которое церковь придает общественным молебнам, где все обращения верующих к Богу и святым угодникам произносятся вслух. Например, молитва Николаю Чудотворцу, прочитанная в храме большим количеством верующих, является внешней, но в то же время, пережитая и прочувствованная каждым в отдельности, принимает внутреннюю – «сердечную» или «умную» форму. Важно понимать, что лишь в этом случае она способна принести желаемый результат.

Что такое «молитва задержания» и когда она читается?

В последние годы, наряду с каноническими молитвами, включенными в сборники, издаваемые официальной Церковью, появилось немало «творений» неизвестных авторов, вызывающих нарекания своим содержанием и имеющих, как правило, весьма сомнительное происхождение. Распространение они получили через интернет и используются не только воцерковленными людьми, но и теми, кто еще не нашел свой путь ко храму Божьему.

Одним из наиболее популярных сочинений подобного рода является «молитва задержания», получившая свое название ввиду того, что ей приписывается свойство задерживать действия дьявола и тем самым укрощать человеческую злобу, прародителем которой он является. В качестве ее автора называют некоего афонского старца Пансофия, якобы издавшего в середине XIX века сборник своих трудов, в число которых вошел и упомянутый текст.

Критика «молитвы задержания»

Не имея возможности привести в статье ее текст, поскольку он весьма велик, отметим лишь, что и у церковных специалистов, и у светских экспертов он вызывает немало сомнений. Прежде всего, результат лингвистического анализа указывает на то, что составлен он был не в минувшую эпоху, а в наши дни. На это со всей очевидностью указывают используемые в нем слова и выражения. Не выдерживает критики и само содержание.

Прежде всего, при детальном изучении в нем обнаруживаются прошения, вступающие в явное противоречие с библейскими заповедями. Кроме того, вызывает недоумение отсутствие в молитве таких ее традиционных составляющих, как обращенное к Господу славословие, прошение об избавлении от грехов и покаяние в нарушении Божьих заповедей. Отмечается, что по своему написанию данный текст вполне соответствует традициям народных мистических заговоров, к которым официальная церковь относится крайне отрицательно.

Каким молитвам отдать предпочтение

Разумеется, все изложенное выше способно дать лишь общее представление о том, что такое «молитва задержания». Отзывы же о ее эффективности, публикуемые на информационных ресурсах соответствующей тематики, крайне противоречивы. Кто-то говорит, что благодаря этой молитве оградил себя от недоброжелателей, пытавшихся очернить его доброе имя. А кто-то утверждает, что безуспешно пытался подобным же образом «задержать дьявола», обратившего взоры «второй половинки» на привлекательную соседку/соседа.

Читайте так же:  Молитва на суженого Матроны

Православная Церковь отнюдь не возбраняет чтение так называемых апокрифических (неканонических) молитв, однако с ними надлежит быть весьма осторожным, чтобы по неопытности не получить результат, обратный желаемому. Поэтому обращаясь к Господу, Его Пречистой Матери или святым угодникам, рекомендуется ограничиваться чтением священных текстов, включенных в официально изданные сборники. Допускаются также молитвы, произнесенные своими словами, поскольку в них, как правило, раскрывается вся глубина человеческой души.

Откуда произошли молитвы святых

Опубликовал Plameny в дневнике Дневник Plameny. Просмотры: 2297

Обычным делом для православного христианина является пользование молитвословами, канониками, акафистниками. И почти никто не задумывается о том, откуда и при каких обстоятельствах появились эти молитвы или произведения церковной гимнографии. Большинство верующих довольствуется готовыми молитвами и даже не допускает мысли о том, что с Богом, Пречистой Богородицей и святыми можно также молиться и своими словами.

В одном из своих поучений святитель Феофан Затворник пишет следующее: “. никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своей личною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного . Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени”.

Святитель изложил целый ряд правил для домашней молитвы. Кто пожелает, может их найти. Мы же продолжим развивать начатую тему.

Суть в том, что молитвы, собранные в молитвослове, не столько для того нам предлагаются, чтобы их машинально вычитывать, как бы отдавая дань Богу, а для того, чтобы самим научиться правильно молиться, возгревая молитвенный дух словами, изначально исполненными святой благодати и засвидетельствованными славной кончиной их составителей. Если же мы того не разумеем и не прилагаем должного старания к этому полезному и весьма душеспасительному труду, то, как правило, наши молитвы будут оставаться сухими и безплодными. Тот же святитель Феофан поясняет:

“Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется.

Эти два — понимай и чувствуй, — исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие”.

Разумеется, нельзя поддаваться бесовской прелести и, отложив молитвослов в сторону, дерзко и самонадеянно приступать к Богу и святым собственными словами скверных и безблагодатных уст! Такая практика приветствуется у разного рода еретиков. Но Церкви Божией она чужда.

Как можно научиться правильно молиться, если не вникать в примеры молитв святых угодников и не проникаться тем же духом благодати? Это же невозможно! Но, также нехорошо, если мы привыкаем бездумно скороговоркой вычитывать молитвы, не прилагая к ним ни размышлений ума, ни чувствований сердца, освященных Божией благодатью.

А какие это должны быть чувствования? – Это не слезная истерия с массой “Почему?”, адресованных Богу. И это не самонадеянная эйфория, возбужденная пустыми фантазиями обольщенного воображения. Нет, ни в коем случае!

Чувство бесконечного недостоинства, глубокого покаяния и неисчерпаемой благодарности за милосердие Божие – вот что угодно Господу, что освящается Его благодатию и что располагает Его милости к нам, грешным.

Бывают моменты, когда Господь посылает в душу молящегося умиление. Оно утешает, орошает и подкрепляет человека, но никак не превращает его в дерзкого попрошайку, возомнившего о себе, что достаточно угодил Богу, поэтому имеет права много чего просить. Кто разумеет, да трезвится.

. Когда святые еще не были прославлены и пребывали в земных скорбях, они претерпевали все те же самые трудности и переживания, те же падения и слезы покаяния, которые встречаются в жизни каждого из нас. Возгреваемый ими многими трудами на духовном поприще молитвенный дух приносил плоды в виде их собственных молитвословий, которые они писали для себя самих, дабы исполнить заповедь Спасителя о настойчивой, непрестанной и постоянной в духе молитве. Ибо “просящий получает, ищущий находит и стучащему отворят”. Приведу здесь, в качестве примера, молитву святителя Игнатия (Брянчанинова):

101Лествица. Слово 4, гл. ХL.

Обратите внимание на то, сколько раз угодник Божий говорит Богу о своих падениях. И если мы читаем в наших молитвословах слова, которые называют нас окаянными, нечистыми и блудными, то знайте, что прежде все сии слова были адресованы святыми себе самим. И никто из них не мнил себя святым, будучи на земле. Некто сказал: “Святые – на небе. На земле – все грешники”. И это самые правильные слова.

Не надо бояться учиться говорить с Господом и святыми. Они с любовью и радостью ожидают сердечного диалога с каждым из нас. Не нужны им наши сухие сотрясания воздуха языком, в которых нет жизни Духа. Живому общению с Богом и святыми, в Истине и Духе, – вот, чему следует научиться нам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так будем же учиться, пока есть время, дабы не предстать нам безгласными и безответными в день отшествия нашего.

Кто придумал молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here