Содержание
- 1 Курбан байрам начало молитвы
- 2 Курбан байрам начало молитвы
- 3 Курбан байрам начало молитвы
- 4 Где будут читать праздничный намаз в Москве?
- 5 Священные дни и ночи “Курбан-Байрам”
- 6 Курбан-байрам 2019: где и когда будут читать праздничный намаз в Москве?
- 7 Новости
- 8 Молитва при жертвоприношении на праздник Курбан-байрам
- 9 Время молитвы на Курбан-байрам в Москве в 2019 году
- 10 Праздничная молитва в день Курбан-байрама
Курбан байрам начало молитвы
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Места проведения праздничной молитвы Курбан-байрам в Москве и Московской области
![]() |
Опубликован список мест проведения праздничных молитв «Курбан-байрам» на территории Москвы и Московской области, организуемых мусульманскими общинами, входящими в состав Духовного управления мусульман Российской федерации.
Праздничный намаз Курбан-байрам в Москве состоится:
1. Московская Соборная мечеть (м. “Проспект мира”, Выползов пер. д.7). Открытие молельного зала в 04.00 утра. Праздничная проповедь будет проводиться с 07.00 до 08.00;
2. Историческая мечеть (м. “Новокузнецкая”, “Третьяковская”, Большая Татарская ул. д.28, стр. 1). Начало праздничной молитвы с 09.00 до 10.00;
3. Мемориальная мечеть «Шахада» на Поклонной горе (ул. Минская д.2б). Начало праздничной молитвы – с 07.00 до 08:00.
Правительство Москвы для мусульман предоставило две специальные площадки для совершения праздничной молитвы:
1. Шатер рядом с ФОК «Изумрудный» м. Бунинская Аллея, район Южное Бутово, ул. Южнобутовская, д.96). Молитву организует МРОМ «Милость». Начало в 07:00
2. Метро “Коломенское”, Южный речной вокзал, Проектируемый проезд №4062, д.11, к.2. Начало молитвы в 06.30. Молитву организует МРОМ «Кяусар».
Праздничные молитвы в Подмосковье пройдут 24 сентября 2015 года с 7:00 до 8:00 на 34 площадках:
Курбан байрам начало молитвы
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Места проведения праздничной молитвы Курбан-байрам в Москве и Московской области
![]() |
Опубликован список мест проведения праздничных молитв «Курбан-байрам» на территории Москвы и Московской области, организуемых мусульманскими общинами, входящими в состав Духовного управления мусульман Российской федерации.
Праздничный намаз Курбан-байрам в Москве состоится:
1. Московская Соборная мечеть (м. “Проспект мира”, Выползов пер. д.7). Открытие молельного зала в 04.00 утра. Праздничная проповедь будет проводиться с 07.00 до 08.00;
2. Историческая мечеть (м. “Новокузнецкая”, “Третьяковская”, Большая Татарская ул. д.28, стр. 1). Начало праздничной молитвы с 09.00 до 10.00;
3. Мемориальная мечеть «Шахада» на Поклонной горе (ул. Минская д.2б). Начало праздничной молитвы – с 07.00 до 08:00.
Правительство Москвы для мусульман предоставило две специальные площадки для совершения праздничной молитвы:
1. Шатер рядом с ФОК «Изумрудный» м. Бунинская Аллея, район Южное Бутово, ул. Южнобутовская, д.96). Молитву организует МРОМ «Милость». Начало в 07:00
2. Метро “Коломенское”, Южный речной вокзал, Проектируемый проезд №4062, д.11, к.2. Начало молитвы в 06.30. Молитву организует МРОМ «Кяусар».
Праздничные молитвы в Подмосковье пройдут 24 сентября 2015 года с 7:00 до 8:00 на 34 площадках:
Курбан байрам начало молитвы
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Организация праздничной молитвы Курбан-байрам в Москве
![]() |
Опубликован список мест проведения праздничных молитв «Курбан-байрам» на территории Москвы, организуемых мусульманскими общинами, входящими в состав Духовного управления мусульман Российской федерации.
Праздничный намаз Курбан-байрам в Москве состоится:
1. Московская Соборная мечеть (м. “Проспект мира”, Выползов пер. д.7). Праздничная проповедь будет проводиться с с 08.00 до 09.00 (трансляция записи пройдет в эфире канала «Россия 1» 12 сентября с 09.00);
2. Историческая мечеть (м. “Новокузнецкая”, “Третьяковская”, Большая Татарская ул. д.28, стр. 1). Начало праздничной молитвы – в 8.00;
3. Мемориальная мечеть «Шахада» на Поклонной горе (ул. Минская д.2б). Начало праздничной молитвы – в 6.30.
Праздничную молитву и проповедь проведут мусульманские общины города Москвы:
– мусульманская община «Кяусар» в 7.00 утра (м. Технопарк, Проспект Андропова, д.11, корп.2, в шатре);
– мусульманская община «Милость» в 7.00 (м. Бунинская аллея, Южнобутовская ул., д. 96, шатер рядом с ФОК «Изумрудный»);
– мусульманская община «Рисалят» в 8:30 (Огородный проезд, 5, стр.4);
– мусульманская община «Седьмое поколение» в 7.00 (ст. Нижегородская (МЦК) Авиамоторная, ул. Басовская, д.1).
Где будут читать праздничный намаз в Москве?

Московская Соборная мечеть (м. Проспект мира, Выползов пер. д. 7).
Открытие молельного зала в 03:30 утра. Начало праздничной молитвы в 07:00.
Историческая мечеть (м. Новокузнецкая, Третьяковская, Большая
татарская ул. Д. 28 стр.1). Начало праздничной молитвы в 08:00.
Мемориальная мечеть «Шухада» на Поклонной горе (ул. Минская, д. 2Б).
Начало праздничной молитвы в 07:00.
Правительство Москвы предоставляет две специальные площадки для
совершения праздничной молитвы Курбан-байрам.
1. Шатер рядом с ФОК «Изумрудный» м. Бунинская аллея, район Южное
Бутово (ул. Южнобутовская, д.96). Молитву организует МРОМ «Милость»
начало в 07:00.
2. Парк «60-летия Октябрь» центральный вход м. Коломенское (Проспект
Андропова 11к2). Молитву организует МРОМ «Кяусар» начало молитвы в
07:00.
Священные дни и ночи “Курбан-Байрам”
Всевышний Аллах по своей милости дает рабам своим возможность перетянуть в чашу весов 1 день страшного суда в сторону добра. Он выделил особые периоды времени, когда многократно увеличивается воздаяние за ибадат и добрые деяния. Такими периодами являются мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи. В отличие от светских праздников, придуманных людьми или связанных с каким-то событием, мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи указаны людям Всевышним Аллахом через своего Посланника Махаммада (с.т.а.в.).
Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного ибадата. Поэтому в праздники, в священные дни ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и разные молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.
Тема: Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха)
Цель: Прививать любовь к близким. Особое внимание уделять знакомству детей с праздничными обычаями.
Курбан-Байрам является главным праздником мусульман. Он приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджа, т.е. на следующие день после священного дня Арафа. Последующие три дня (т.е. 11,12,13 числа) называют днями ташрика. Начиная с захода солнца, накануне дня Ид-аль-Адха и до намаза мусульмане громко читают такбир:
Аллагьу акбар, Аллагьу акбар, Аллагьу акбар.
Лаилагьа илла ллагьу ва ллагьу акбар.
Аллагьу акбар ва лилагьил х1амд.
На третий раз Лаилагьа илла ллагьу ва ллагьу акбар – добавляют – Аллагьу акбар кабиран, вал х1амдулиллагьи касиран ва субх1ана ллагьи букратан ва асила.
Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях везде.
Вопросы:
- Каким праздников является Курбан-Байрам для мусульман?
- Что читают мусульмане начиная с захода солнца дня Ид-аль-Адха до Ид-намаза?
- Где можно читать такбир?
- Что совершают мусульмане в этот день?
- Что необходимо делать мусульманам по случаю праздника Курбан-Байрам?
Пророк Ибрахимм (а.с.) и его сын Исмаил
Цель: Дать детям понять смысл праздника Курбан-Байрама. Учить детей любить Аллаха безгранично, преданно, любить больше своей жизни.
В далекие времена, когда на земле было очень мало мусульман, жил на свете пророк Ибрахим (а.с.). Он очень любил Аллаха, а потому страдал, видя, что его соплеменники поклоняются идолам, а не Всевышнему Аллаху. Пророк Ибрахим (а.с.) сделал все от него зависящее, чтобы направить людей по правильному пути. Об этом благословенном пророке можно было бы говорить очень долго и рассказывать много интересного, но сейчас я хочу рассказать вам, мои хорошие, не только и не столько о нем, а о его сыне Исмаиле.
У пророка Ибрахима (а.с.) много лет не было детей, и он в своих мольбах к Аллаху пообещал принести в жертву сына, если он у него родится. Видя преданность и чистую душу, Аллах послал ему первенца Исмаила, а позже второго сына Исхака. Но когда у него родился первый сын Ибрахим (а.с.) забыл о своем обете данном Аллаху. Семь ночей подряд ему стал сниться один и тот же сон, напоминающий об обязательстве, которое он на себя взял. Ибрахим (а.с.) очень опечалился, сон не давал ему покоя, ведь он воспринял его, как волю Аллаха и выразил готовность пожертвовать своим единственным и долгожданным сыном ради Аллаха. Он приказал Исмаилу взять веревку и идти за ним на гору Мину. Мальчик послушно пошел за отцом. По пути он спросил отца, зачем ему понадобилась веревка и нож. Ибрахим (а.с.) ответил, что будет резать баран на Курбан. А в это время за отцом и сыном наблюдал иблис, он завидовал решимости Ибрахима (а.с.), крепости его веры и потому приняв облик человека, отправился к матери Исмаила, Хаджар, чтобы сообщить ей страшную правду. Поначалу он спросил ее о том, где ее сын и муж. Женщина ответила, что они отправились в лес за дровами. И тогда иблис сказал, что Ибрахим (а.с.) собирается резать их единственного сына, потому что на это была воля Аллаха.
Хаджар ответила, что если на это было воля Аллаха, она смирится с этим. Почувствовав свое бессилие в данном случае, иблис отправился к самому Исмаилу. Разговор был примерно таким же. Он сказал Исмаилу, уверенному, что они с отцом идут резать барана, что жертвой будет он. Мальчик не поверил, вначале рассмеялся. А потом спросил: “Почему же меня?”. Иблис сказал, что Ибрахим (а.с.) решил принести сына в жертву потому, что было на то повеление Аллаха. Услышав о том, что это воля Аллаха, мальчик сказал: “Если это повеление исходит от Аллаха, то я рад этому”.
– Постарайся быть аккуратным отец, чтобы моя мама не заметила следов моей крови на твоей одежде, я не хочу, чтобы усилилась ее печаль. Не рассказывай маме, как ты завязал мне руки и как резал меня. Не позволяй детям моего возраста подходить к маме, чтобы она не вспоминала меня и не страдала. Да и сам не смотри на моих сверстников, чтобы тебе не было больно.
Для себя же Исмаил попросил отца только об одном, хорошо заточить нож, которым он проведет по его горлу, чтобы все случилось быстро, и чтобы ему было немного легче. Исмаил сознательно согласился стать жертвой для Аллаха, более того, попросил отца развязать ему руки, чтобы показать – он покоряется воле Аллаха добровольно, осмысленно.
Однако милостивый Аллах не допустил этого кровопролития, заменил человека жертвенным животным. И этот запрет на человеческую кровь стал символическим. А Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха) с тех пор яляется важнейшим исламским праздником.
Чему учит история о пророке Ибрахиме (а.с.) и его сыне Исмаиле?
Очень многому. Задумайтесь и вы все поймете. Научитесь так безгранично любить Аллаха и верить в Него, быть готовым на все ради Его довольства. Научитесь так любить родителей, которые дали вам жизнь, любовь, заботу. Научитесь поступать во всем и всегда так, чтобы не огорчать их, не причинять им боль. К мусульманину предъявляется много требований, но те о которых мы сказали выше – один из самых главных. Будьте такими, и вас не оставит Всевышний. Будьте всегда под защитой Аллаха и с его милостью. Аминь?
Курбан-байрам 2019: где и когда будут читать праздничный намаз в Москве?

Уважаемые братья и сестры, единоверцы!
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
До светлого праздника Курбан-байрам остались считанные часы. Согласно богословскому заключению Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации десятый день месяца Зуль-хиджа и праздник Курбан-байрам наступят завтра, 11 августа.
В связи с праздником в этот день с раннего утра в мечетях столицы начнутся праздничные молитвы:
- Московская Соборная мечеть (м. Проспект мира, Выползов пер. д.7). Открытие молельного зала в 3:30 утра. Начало праздничной молитвы в 07:00
- Историческая мечеть (м.Новокузнецкая, Третьяковская, Большая Татарская ул. д.28, стр. 1). Начало праздничной молитвы в 08:00
- Мемориальная мечеть «Шухада» на Поклонной горе (ул. Минская д.2Б). Начало праздничной молитвы в 6:30Правительство Москвы предоставляет специальные площадки для совершения праздничной молитвы Курбан Байрам:Парк «Братеево» (м. Борисово, Борисовские пруды д. 31). Молитву организует МРОМ «Кяусар» начало молитвы в 6:30
Да будет принят Всевышним Аллахом наши жертвоприношения и все совершаемые богобоязненные дела!
Новости
Праздничный намаз в мечетях и дополнительные адреса праздника
Уважаемые братья и сестры!
Праздник Курбан байрам 1 сентября 2017 г. состоится:
Московская Соборная мечеть (м. Проспект мира, Выползов пер. д.7). Открытие молельного зала в 3:30 утра. Начало праздничной молитвы в 07:00
Историческая мечеть (м.Новокузнецкая, Третьяковская, Большая Татарская ул. д.28, стр. 1). Начало праздничной молитвы в 08:00
Мемориальная мечеть «Шухада» на Поклонной горе (ул. Минская д.2Б). Начало праздничной молитвы в 07:00
Правительство Москвы предоставляет две специальные площадки для совершения праздничной молитвы Ураза-байрам.
1. Шатер рядом с ФОК «Изумрудный» м. Бунинская Аллея, район Южное Бутово (ул. Южнобутовская, д.96). Молитву организует МРОМ «Милость» начало в 07:00
2. Парк «60-летия Октября» центральный вход м. Коломенская (Проспект Андропова 11к2) Молитву организует МРОМ «Кяусар» начало молитвы в 07:00
Духовное управление мусульман Московской области совместно с Правительство Московской области организовывает 37 площадок для совершения праздничной молитвы Курбан-байрам начало в 07:00 утра.
Просим Вас в праздничный день 1 сентября пользоваться близлежащими станциями к Проспекту Мира такими как: Сухаревская, Достоевская, Комсомольская, Цветной бульвар, Трубная, Рижская. Рекомендуем заблаговременно приобретать билеты метро в оба конца маршрута.
По окончании праздничного намаза, просьба соблюдать Сабр – спокойствие!
До станции метро просьба идти спокойно следуя по указателям. Выполнять указания сотрудников полиции и волонтеров. При входе в метро и посадке в вагоны оказывать уважение старшим и внимательно относится к женщинам и детям.
Официальный сайт Московской соборной мечети (с) 2015


Оставьте свои контакты,
и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Молитва при жертвоприношении на праздник Курбан-байрам

Курбан-байрам ежегодно отмечается мусульманами по всему миру. Длится этот праздник три дня, на протяжении которых правоверные мусульмане посещают мечеть, чтобы совершить утренний намаз, поминают умерших, восхваляют Аллаха и приносят жертвоприношения во славу Аллаху.
У Курбан-байрама нет фиксированной даты, каждый раз дату праздника определяют при помощи лунного календаря. Потому каждый год этот праздник приходится на разные даты.
Закалывание ритуального животного на Курбан-байрам
Основной традицией Курбан-байрама считается приношение в жертву животного. Каждый год роль жертвенного животного достается барану или корове. Ритуал закалывания жертвенного животного позволяется проводить в любой из трех дней Курбан-байрам, но чаще всего ритуал закалывания проводят на второй день праздника.
Пропускать этот ритуал разрешено только несовершеннолетним детям. Некоторые мусульмане проводят его у себя дома на заднем дворе. Но в некоторых странах по закону запрещено убивать животное во дворе или на улице. Для этого в городах оборудовали специальные бойни, которые можно найти недалеко от мечети.

Процесс жертвоприношения имеет более глубокий смысл, чем просто убийство животного. Жертва животного перекрывает собой человеческую жертву. Как это было с пророком Ибрагимом и его сыном. Но на сегодняшний день, к большому сожалению, не все мусульмане придерживаются всех правил шариата, закалывая жертвенное животное в Курбан-байрам: место закалывания зачастую выглядит просто ужасно, многие из жертвенных животных травмируются в дороге.
Подобное отношение к ритуалу ставит под вопрос безупречность Курбан-байрама. Жертвенное животное обязательно должно быть в меру упитанным, здоровым и без внешних недостатков. Категорически запрещается приносить в жертву старых, слепых, беззубых, хромых животных с отрезанными языками и хвостами.

Жертвенное животное нельзя убивать на глазах у других животных. Недопустимым также считается точить нож на глазах у животного, которого приготовили к ритуалу. Человек, проводящий ритуал должен побеспокоиться о том, чтобы животное умерло быстро и не мучилось.
Позволяется ли совершать жертвоприношение без чтения молитвы
Ритуал закалывания жертвенного животного обязательно сопровождается чтением Дуа (молитвы). Сегодня большинство мусульман уверены, что достаточно произнести: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» перед тем, как убить животное.
Но есть правоверные мусульмане, которые уверены, что ритуал нельзя считать правильным, если на протяжении всего ритуала мусульманин не читает Дуа. Прежде чем начать ритуал, мусульманин должен произнести:
«С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!». После этого нужно произнести: «Как мусульманин, верующий в единое Божество, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой намаз, моя жертва, жизнь и смерть во имя Аллаха. У Него нет сотоварищей. Мне дан такой указ (указ (уверовать)), и я один из мусульман. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего!»

Нельзя обойтись без чтения Дуа непосредственно перед самым закалыванием животного. Прежде чем убить животное, мусульманин должен стать над ним и три раза сказать:
«Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!».«О Аллах, воистину моя молитва и жертвоприношение, моя жизнь и смерть принадлежат Тебе – Господу».
По завершению ритуала обязательно нужно прочесть Дуа:
«О Аллах, прими от меня эту жертву!».
Только при прочтении Дуа ритуал жертвоприношения можно считать правильным.
Время молитвы на Курбан-байрам в Москве в 2019 году

Праздник Курбан-байрам ежегодно отмечается мусульманами по всему миру, в том числе в Москве. Празднование длится 3 дня. В 2019 году праздник жертвоприношения приходится на 10-12 августа.
Основной ритуал во время Курбан-байрама — намаз. Это коллективная молитва, которая в 2019 году будет совершаться ранним утром 11 августа. С целью совершения намаза мусульмане смогут прийти в любую из мечетей столицы. Кроме того, молитвы будут проводиться на специально выделенных альтернативных местах. Указанная мера принимается с учетом того, что мечети не могут вместить всех желающих прийти на праздник. Главным местом празднования Курбан-байрам в Москве по традиции станет Соборная мечеть в Выползовом переулке. Молитва назначена на 7:00.
Курбан-байрам в Москве в 2019 году, что за праздник
Праздник Курбан-байрам знаменует окончания хаджа – паломничества — и уходит «корнями» в историю жизни пророка Ибрахима, который доказал свою преданность Всевышнему и был освобождён от необходимости убивать единственного сына. В этот день последователи ислама воздают хвалу Аллаху и совершают намаз.

Само название отсылает к истории о пророке Ибрагиме (Авраам), события которой описаны в 37 суре Корана (вообще Ибрагиму в Коране уделяется много внимания). Как-то раз ему во сне явился ангел Джабраил (отождествляется с библейским архангелом Гавриилом) и передал, что Аллах велит принести в жертву сына. Речь шла о старшем сыне Исмаиле (в Ветхом Завете фигурировал Исаак).
Ибрагим, несмотря на душевные терзания, все-таки согласился зарезать родного человека. К слову, сын тоже был готов умереть по воле Бога. Но когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, а жертва сына была заменена бараном. Это было испытание веры, и Ибрагим успешно прошел его.
Курбан-байрам в Москве в 2019 году, традиции
Этот праздник наступает через 70 дней после ещё одного важнейшего дня — Уразы-байрама (окончание поста в месяц Рамадан) . Поэтому праздники ежегодно встречают не в один установленный день, а в разные.

Ключевая часть Курбан-байрама — жертвоприношение. После праздничной молитвы верующие закалывают барана (можно еще верблюда, корову, буйвола или козу), вспоминая о подвиге пророка Ибрагима. При этом у обряда есть строгие правила.

Если в жертву приносят верблюда, ему должно быть пять лет. Крупный рогатый скот (корова, буйвол) должен быть двухгодовалым, а овцы — годовалыми. У животных не должно быть болезней и серьезных недостатков, портящих мясо. При этом верблюда можно заколоть за семерых человек. Но если позволяют средства, лучше принести в жертву семь овец — по овце на верующего.
Начнется великий праздник с утренней молитвы. В каждой из мечетей совершится намаз, после чего начнется главная часть праздника — жертвоприношение. Детей на молитвы брать необязательно.
Положено одну треть жертвенных животных отдать беднякам или детским домам, одну треть раздать гостям и родственникам, и еще одну треть оставить семье. А еще в этот день принято навещать близких и молиться за умерших. Также верующие должны раздавать милостыню.
Праздничная молитва в день Курбан-байрама
Автор: IslamSib.RU Дата: 28 октября 2011 .

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал, а затем уходил» (Аль-Бухари).
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день праздника жертвоприношения и в день праздника разговения Посланник Аллаха, мир ему, всегда совершал молитву, после чего читал хутбу (Аль-Бухари).
Суждение о праздничной молитве
Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах , поскольку Пророк, мир ему, сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на неё приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).
В «Аль-Джами‘ ас-сагир» праздничная молитва именуется «сунной», так как на её обязательность имеются указания в Сунне Пророка, мир ему.
В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.
Время праздничной молитвы
Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных духа молитв. Этот период начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для неё времени.
Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин её можно откладывать в течение трёх дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк, мир ему, назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (Аль-Бухари).
Как следует проводить праздничную молитву
Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака‘атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн ‘Аббаса и Джабира бин ‘Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль-Бухари).
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Наса’и).
Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.
Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака‘ата. После «ду‘а ас-сана» первого рака‘ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».
Во время второго рака‘ата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака‘ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.
Так поступали Ибн Мас‘уд и многие другие сподвижники. ‘Алькама и аль-Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас‘уд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака‘ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (‘Абд ар-Раззак).
Передают, что во время первого рака‘ата Ибн ‘Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка, мир ему.
Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто-либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.
Если опоздавший пропустит первый рака‘ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака‘ата.
Хутба праздничной молитвы
Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать её, он спустился вниз, подошёл к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (Аль-Бухари).
После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтёт хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муаззин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.
Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же её желательно произнесением четырнадцати такбиров.
Сунны, которых желательно придерживаться в день праздника жертвоприношения
В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Передают, что в дни праздников Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).
Сообщается, что, направляясь на молитву в день праздника жертвоприношения, Ибн ‘Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его, пока не приходил имам (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).
Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, мир ему, которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два рака‘ата, не помолившись ни до, ни после неё (Аль-Бухари).
Желательно идти на молитву и возвращаться с неё, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путём, (которым он шёл на неё)» (Аль-Бухари).
В день жертвоприношения к трапезе обычно приступают после праздничной молитвы. Тому, кто направляется на молитву, по дороге следует произносить такбир вслух, как и в дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа). Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определённые» (Коран, 2:203). Аллах Всевышний также сказал: «. чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесёт, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (Коран, 22:28).
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после неё (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и ‘Умар бин аль-Хаттаб (Аль-Хаким).
В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху /Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар; Аллаhу акбар, ва ли-Лляhи-ль-хамд/».
Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.
В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Мас‘уд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляhи-ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).
Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения ‘Али и Ибн Мас‘уда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».
В первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа узаконено также произнесение такбира на рынках. В своём «Сахихе» аль-Бухари приводит сообщение о том, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине, повторял слова «Аллаху акбар». Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки сотрясались от этого. Что касается Ибн ‘Умара, то во все эти дни он произносил такбир и в Мине, и после молитв, и на своём ложе, и в своём лагере, и находясь в собрании, и передвигаясь с места на место. В день жертвоприношения произносила такбир Маймуна. Известно также, что в течение дней ташрика произносили такбир женщины, которые вместе с мужчинами находились в мечети позади Аббана бин ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. – Н. Новгород: ИД “Медина”, 2007.

Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!