Содержание
- 1 Преподобная София Шамординская
- 2 Вышитые иконы Шамордино. Неупиваемая чаша
- 3 Схимонахиня София (Болотова)
- 4 ПО МОЛИТВАМ МАТУШКИ СОФИИ БОЛОТОВОЙ
- 5 ПОЧЕМУ ЖЕ МАТУШКУ СОФИЮ НЕ ПРОСЛАВЛЯЮТ ДЛЯ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ?
- 6 София Шамординская, прп.
- 7 Шамордино: любимое детище преподобного Амвросия Оптинского
- 8 Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Ставропигиальный женский монастырь
Преподобная София Шамординская
05 октября – Собор Тульских святых.
Еще в 1987 году, за год до прославления в лике святых преподобного Амвросия старца Оптинского, его духовная дочь и первая настоятельница Шамординского монастыря схимонахиня София (Болотова), годы жизни 1845-1888, была прославлена в лике местночтимых святых Тульской епархии, как София Шамординская.
Написанных по благословению икон с изображением преп. Софии Шамординской ТРИ.
1. Икона “Всех Святых”, в земле Российской просиявших, находится в Храме Христа Спасителя, в нижнем храме Преображения Господня.
2. Икона “Собор Тульских Святых” находится в кафедральном соборе города Тулы.
3. Икона преподобный Амвросий старец Оптинский и преподобная София Шамординская находится в иконостасе алтаря Казанского собора в Шамордино. (фото Басов А.Н.)
За эти годы материалы по прославлению матушки Софии в лике преподобных российских святых были несколько раз поданы в Комиссию Патриархии.
На ее могилке паломники оставляют сотни записочек с просьбами, мольбами о помощи, и чудесами. Берут и увозят с собой домой песочек с могилки. Свидетельства о чудесных исцелениях и помощи по молитвам матушки Софии собираются и записываются в специальную тетрадь в Казанском соборе для дополнения материалов по прославлению и составления жития.
В 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, что в Шамордино была проведена работа по составлению жизнеописания схимонахини Софии.
Красочная иллюстрированная фотографиями брошюра (92 полосы) напечатана мной в феврале 2007 года и продается в иконной лавке монастыря.
Ознакомиться с этим произведением можно на моей страничке “Схимонахиня София”.
Чудеса по молитвам матушки Софии продолжаются, почитание ее возрастает. Об этом свидетельствует большое количество писем, получаемых обителью. Искренняя благодарность и сердечное волнение, с которыми люди излагают свидетельства чудотворений, не вызывают сомнения в их подлинности.
Тропарь, глас 2-й
В подвизе послушания великому старцу Оптины Амвросию, неусыпно трудилася еси даже до смерти, преподобная мати Софие, устрояя убогим пустынь Шамординскую, темже и мы, чада твоя, прилежно вопием ти: моли Христа Бога спастися новому стаду обители сея.
Ин. Тропарь, глас 4-й
Богатство уметы вменив, нищету возлюбила еси, да Христа приобрящеши, преподобная мати Софие, завет великого старца Амвросия исполнив, обитель Шамординскую убогим воздвигла еси, подвизаяся ревностно и благочестно. Темже во обителях горних водворяяся, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Евангельские заповеди исполнив, преподобная мати Софие, была еси чадолюбивая матерь сирым и убогим. Сего ради вопием ти радостно: обрела еси велию милость у Бога.
Вышитые иконы Шамордино. Неупиваемая чаша
Прочитала сегодня на стихи.ру стихотворение “Фарисейская помощь” автор Сергей Предеха:
Он подошел с улыбкой дерзкой:
– Помолиться? И усмехнулся: – Мне это не грозит!
Потом вдруг: продаю ковер рублей за сотню…мерзких!
Мать померла… Жрать нечего… – лукаво глаз сквозит…
Конечно, знаю, чем кончается такое…
Он снова: – Надоел один горох…
Возьми ковер! Ну что тебе, брат, стоит.
Ну, дрогнула душа, вот так вот слаб, не смог…
Взял слово, твердо так, по-фарисейски,
Что пить не будет, и полсотню дал,
Он четко повернулся, по-армейски:
– Пойду за хлебом! А ковёр? Ну да…
В конце богослуженья он ввалился,
Рыдая пьяно на коленях в храм…
Не уходил и за меня молился,
Что я такой безчувственный болван…
Он даже мелочь всю отдал на свечи,
Что оставалась после «ужина с вином»,
Кого жалеть не знал я в этот вечер,
Ведь «не грозило» в Храм, но вот ведь он…
Мне, мусор лишь создавший рукотворно,
Спасибо Господи, что разрешил понять,
Насколько же Тебе сегодня больно,
Своё творение над бездной наблюдать…
© Copyright: Сергей Предеха, 2008
Свидетельство о публикации №1810161285
Написала вот такую рецензию:
Клею сейчас наклеички на освященное масло от лампады у вышитой иконы “Неупиваемая чаша” в Шамордино, готовимся отвезти в среду на праздник преподобного Амросия, и читаю Ваше, Сергей, стихотворение.
Сразу вспомнился Казанский собор – сколько же молящихся матерей, жен и детей со свечами перед этой иконой. Сколько судеб испорчено “зеленым зельем”. Но и рассказов о исцелении много: сильная в Шамордино молитва о здравии и приходе к вере пьющих (и с другими недугами) – акафист на 40 дней перед этой иконой.
А то, что Вы вроде пьющему подали, так ведь во Славу Божию, поддержка ему нужна – Ваша поддержка и молитва.
Храни Вас Господи!
А ведь и впрямь страдает наше население от проблемы пьянства и молитвы наши и помочь иногда даже мало знакомым людям очень нужны. Из житие матушки Софии Шамординской нам известно, что будучи дворянского сословия, не гнушалась она – подбирала и давала ночлег и пропитание пьяным в своем имении, проявляла милосердие.
Будучи всего четыре года первой настоятельницей Шамординской обители, по благословению преподобного Амвросия старца Оптинского принимала, кормила и предоставляла ночлег всем просящим о помощи.
Где теперь такие повижники, почему очерствели наши сердца и мы говорим: “Не подавайте им – деньги на водку тратят. ” На водку, может и на водку, а может на хлеб или на свечку в храм. На все воля Божия.
Молитвы ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой “Неупиваемая Чаша”
о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.
Стихира по 50-м псалме, глас 6
Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Точный день 1878 года, в который крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, одержимому страстью пьянства была явлена икона к сожалению не известен.
Поэтому с XIX века празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение».
В конце XX века празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как икона была явлена через предстательство этого святого.
В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).
Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.
Иконы Божией Матери “Неупиваемая чаша” и “Знамение” несомненно похожи по написанию, поэтому о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными молятся также в Знаменским скиту Дивеевского монастыря у чудотворного образа.
Схимонахиня София (Болотова)
«…О святости своей свидетельствуют чудесами…» – эти слова преподобного Амвросия, написанные в одном из писем к духовным чадам, в полной мере можно отнести и к его любимой послушнице схимонахине Софии (Болотовой) – первой настоятельнице основанной им Казанской Амвросиевской женской пустыни в селе Шамордино Калужской губернии. И хотя прошло уже 120 лет как схимонахиня София отошла ко Господу, она не оставила нас, слышит молитвы тех, кто с верой и надеждой просит ее заступничества перед Ним, а ее жизнеописание, как всех святых и праведных людей, назидательно и утешительно для нас.
Схимонахиня София (София Михайловна Болотова) – первая настоятельница Казанской Амвросиевской женской Пустыни, родилась в 1845 году. В 1884 году она была назначена настоятельницей общины. Скончалась в 1888 году.
Мать София была незаменимой помощницей старца по устроению юной обители, его, что называется, «правой рукой». К сожалению, ее управление продолжалось недолго. Разумная, хорошо понимавшая и жизнь духовную, и дела хозяйственные, всею душой преданная старцу, она, под его непосредственным руководством вступив на путь иноческой жизни и приняв самое тяжелое в обители послушание начальницы, стала подвизаться с великой ревностью. В мокрую, холодную погоду в осеннее время, случалось, по целому дню, с утра и до вечера, ходила она сама по всей обители, следя за различными монастырскими работами, и уж к ночи возвращалась в свою келью, вся промокшая и, прозябшая. Эти труды и заботы, в соединении со строгой подвижнической жизнью, вскоре сломили ее крепкое здоровье.
Кроме того, мать София несла еще личный крест: отрекшись от мира, она пожертвовала своим материнским чувством к дочери, которую теперь уже не она воспитывала. Много было ею пролито слез в ночной тиши. Она постепенно стала чахнуть и, мало-помалу таяла, как свеча; наконец, 24 января 1888 года уснула вечным сном праведницы, получив от Господа воздаяние, соответствующее ее великой ревности и трудам. Старец Амвросий при воспоминании о ней говаривал нередко с особенным чувством умиления: «Ах, мать! Обрела милость у Бога!»
В начале ее деятельности мать София нашла в Шамордине всего лишь очень скромные строения: деревянный дом с домашней церковью и несколько изб для жилья сестер – вот и все! Ни денег, ни имущества, ни запасов. А между тем население обители с каждым днем увеличивалось. Старец посылал в обитель не только работоспособных сестер, но еще больше больных и калек. Кроме того, к нему приносили детей, брошенных на произвол судьбы. Бедные дети, покрытые грязными тряпками, часто с золотушными ранами на теле – всех их он посылал в Шамордино.
Население все увеличивалось, а средства уменьшались, но мать София не падала духом. Как магнит притягивает железо, так обаятельная личность матери Софии стала привлекать в обитель самых разнообразных лиц: дворян, купцов, ремесленников, благотворительниц, в том числе занимавших заметное положение в обществе. Постепенно Шамордино стало отстраиваться, украшаться зданиями; твердо водворился устав Оптиной Пустыни. Но, увы, как выше сказано, недолго наслаждалась обитель миром и духовной радостью под ее водительством.
Еще при жизни Великий Старец преподобный Амвросий сказал о ней, своем любимом духовном чаде: «…Мать София свята!»
Матушка София всецело была предана руководству преподобного Амвросия, являясь его помощницей в устроении основанной им женской обители. При ней была открыта богадельня, детский приют, положено начало иконописной мастерской.
Будучи сама воплощением любви и смирения, она старалась привить эти качества сестрам. При жизни ее ставили в один ряд со святыми и великими женами древности, которые составляют славу Церкви.
В 1987 году пречислена к лику местночтимых святых Тульской епархии.
Тропарь, глас 2
В подвизе послушания великому Старцу Оптины Амвросию неусыпно трудилася еси даже до смерти, преподобная мати Софие, устрояя убогим пустынь Шамординскую, темже и мы, чада твоя, прилежно вопием ти: моли Христа Бога спастися новому стаду обители сея.
Ин тропарь, глас 4
Богатство во уметы вменив, нищету возлюбила еси, да Христа приобрящеши, преподобная мати Софие, завет великого Старца Амвросия исполнив, обитель Шамординскую убогим воздвигла еси, подвизаяся ревностно и благочестно. Темже во обителех горних водворяяся, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 3
Евангельские заповеди исполнив, преподобная мати Софие, была еси чадолюбивая матерь сирым и убогим. Сего ради вопием ти радостно: обрела еси велию милость у Бога.
ПО МОЛИТВАМ МАТУШКИ СОФИИ БОЛОТОВОЙ
Моя знакомая О. очень хотела выйти замуж, но никто не встречался на ее жизненном пути. Она ездила по святым местам, читала акафисты и молитвы о замужестве, но все тщетно. В Оптиной кто-то из паломниц посоветовал ей съездить к ней на могилку схимонахине Софии (Болотовой) и помолиться ей. Моя знакомая так и сделала. Недолго пришлось ей молить матушку Софию о своем замужестве. Совсем скоро О. встретила хорошего человека, который ответил ей взаимностью. Однако О. все никак не могла поверить в чудо, которое она ждала несколько лет.
Тогда Господь послал ей подтверждение того, что она выходит замуж именно по молитвам схимонахини Софии: венчание О. и ее будущего супруга было назначено священником на 6 февраля – а это день памяти матушки Софии!
ПОЧЕМУ ЖЕ МАТУШКУ СОФИЮ НЕ ПРОСЛАВЛЯЮТ ДЛЯ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ?
На прошлой неделе я сподобилась побывать в Шамординском женском монастыре. Знаю, что там почила матушка, и уже читала о том, что ее похоронили на месте погребения преп. Софии Шамординской. Видела это место. По счастливой случайности, когда мы с родными подошли к могилкам настоятельниц, там шла экскурсия. Экскурсовод рассказал много познавательного, чего я раньше не знала, про этих матушек и про благотворителя обители купца С.В. Перлова, который тоже там погребен.
Действительно, игумению Никону похоронили в склепе м. Софии. Я раньше не думала, что это склеп, а не обычная могила. То есть там, под землей, особое пространство, и чтобы похоронить матушку, разобрали плиты и туда опустили гроб. Насколько это допустимо и оправдано – не знаю, не могу судить. Скорбно то, что теперь можно поклониться только иконе преп. Софии (она с мощевичком, но, к сожалению, бумажная ) в Казанском соборе. На могилку теперь не придешь (то есть придешь, но уже к м. Никоне, а не к преп. Софии!), а к мощам почему-то не пускают. Конечно, утешаешь себя тем, что святые всегда рядом и в любом месте слышат наши молитвы… Тем более в месте своих подвигов.
Не соглашусь с тем, что сестры не почитают матушку Софию. Когда мы там были, монахиня взяла акафист и пошла читать его перед мощами Преподобной, которые находятся в храме, за алтарем. Экскурсовод также рассказал, что «шамординочки» (он так ласково называл шамординских сестер) собрали множество свидетельств чудесной помощи своей первой настоятельницы. Но все-таки у меня остался вопрос: почему же матушку Софию не прославляют для общецерковного почитания? (она прославлена только как месночтимая святая Тульской епархии).
P.S.: По поводу прославления в лике местночтимых и общецерковных святых я нашла следующую инфоримацию:
В зависимости от степени распространенности почитания подвижника он причисляется к местночтимым или общецерковным святым, но критерии канонизации остаются одни и те же. Причисление к местночтимым святым осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, а к общецерковным — Архиерейским или Поместным Собором. Имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах (кто-нибудь знает, а у преп. Софии есть служба?).
В том случае, если почитание местного святого выходит за пределы данной епархии, вопрос о его общецерковной канонизации выносится на суждение Святейшего Патриарха и Священного Синода после изучения в Синодальной Комиссии. Окончательное решение об общецерковном прославлении принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. Между заседаниями таковых Соборов вопрос может решаться на расширенном заседании Священного Синода с учетом мнения всего епископата русской Православной Церкви.
В том случае, если имеются тропарь и кондак местночтимому святому, а службы не имеется, то совершать службы этому святому можно по Общей Минее. В том случае, если нет местночтимому святому тропаря и кондака, то общими тропарями, кондаками и службами пользоваться можно по роду его подвижничества. Что же касается составления новых тропарей, кондаков и служб данному подвижнику, то эта инициатива может исходить от правящего архиерея, который должен обратиться к Святейшему Патриарху с проектом соответствующих служб или с просьбой о составлении таковых в Богослужебную Комиссию…
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей игумении Никоны.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Игуменское место в Казанском соборе. Трогает.
София Шамординская, прп.
В 1884 году она была назначена настоятельницей общины. Скончалась в 1888 году.
Еще при жизни Великий Старец преподобный Амвросий сказал о ней, своем любимом духовном чаде: «…Мать София свята!».
Матушка София всецело была предана руководству преподобного Амвросия, являясь его помощницей в устроении основанной им женской обители. При ней была открыта богадельня, детский приют, положено начало иконописной мастерской.
Будучи сама воплощением любви и смирения, она старалась привить эти качества сестрам. При жизни ее ставили в один ряд со святыми и великими женами древности, которые составляют славу Церкви.
В 1987 году пречислена к лику местночтимых святых Тульской епархии.
Шамордино: любимое детище преподобного Амвросия Оптинского
Игумения Сергия (Щербакова)
История и современность, труды сестер по возрождению монастыря и спасению своих душ – эти аспекты легли в основу нашей беседы с настоятельницей монастыря матушкой игуменией Сергией (Щербаковой).
О полунощнице, или как укреплялся дух любви к богослужениям
Матушка, меня поразили многие факты из жизни будущей первоначальницы вашей обители. И в первую очередь то, что когда она, вдова из древнего благочестивого дворянского рода, стремилась к монашеству, ее духовник отец Амвросий неожиданно благословил ей выйти замуж за пожилого козельского помещика. Лишь после его смерти батюшка облек свою преданную духовную дочь в иноческое одеяние. Чуть позже он совершил ее постриг в мантию с оставлением прежнего имени, а незадолго до кончины матушки – постриг в великую схиму.
Со своей стороны скажу, что жизнь есть жизнь, и в ней всякое бывает: самые неожиданные примеры подвижничества, великого смирения или противления воле Божией. Вот и Софья Михайловна из послушания духовному отцу соединилась с человеком, обремененным многими болезнями. Ухаживая за ним с христианским терпением, она училась отречению от своей воли. Для нее этот период стал своего рода подготовительной школой перед поступлением в монастырь, в котором матушка за столь короткий срок своего настоятельства (чуть более трех лет) смогла не только отстроить зарождавшуюся обитель, но и под руководством преподобного Амвросия создать крепкую духовную основу для монашеской жизни.
Начиная наш разговор об обители, нельзя не вспомнить Вашу предшественницу – приснопамятную матушку Никону (Перетягину), много сделавшую для того, чтобы в возрождающейся в 90-е годы обители «прижился» наиболее полный богослужебный устав, включающий ночные полуношницу и утреню. Вы ведь из числа первых сестер и, наверное, все это помните?
Теперь Вам Господь судил все поддерживать. Матушка Сергия, нельзя обойти вниманием еще одну дату: пять лет назад Святейшим Патриархом Кириллом Вы были возведены в сан игумении. Получилось ли у Вас за это время установить добрый контакт с духовником обители, какой был у Вашей предшественницы и наставницы? Не случается ли такого, что сестра не знает, кого слушаться: духовника или игумению?
Наш батюшка архимандрит Поликарп не просто духовно опытный пастырь. Он настоящий Божий человек, а с такими людьми, как правило, бывает легко. Я поступила сюда в декабре 1990 года, и с той самой поры батюшка является моим духовным отцом. Когда меня назначили игуменией, то увидела в действии тот его принцип, что был ему присущ при матушке Никоне, а именно: главный человек для сестер – это игумения, и с ее мнением духовник считается. Он может в чем-то помочь, что-то подсказать, но делает это осторожно, тактично, никогда не идет наперекор. Я в свою очередь тоже стараюсь к нему прислушиваться. Видимо, Господь так управляет, что мы с батюшкой имеем на многое похожие взгляды. В важных вопросах монастырской жизни расхождений у нас практически нет.
«Послушания даются в основном по потребности монастыря»
Матушка, в монастыре более ста насельниц. Удается ли помнить имя каждой сестры?
А каков принцип распределения послушаний? Учитываются ли при этом задатки, склонности к той или иной работе, образование?
В Переделкино?
Да, в Патриаршей резиденции. Еще при Святейшем Патриархе Алексии там обустроили скотный двор, и несколько наших сестер было туда командировано.
Какие еще у нас есть традиционные для монастыря послушания, кроме вышеперечисленных? Уборка храмов и благоустройство территории, огороды, курятник, пасека. Также имеются мастерские церковных ремесел.
Среди профессий, которые действительно могут пригодиться в монастыре, стоит назвать профессию медика. Такие сестры могут работать в монастырской больнице или богадельне, но общие послушания у них тоже бывают. Или другой пример востребованной мирской профессии: одна из сестер, имея высшее образование, два года преподавала в православной гимназии, в монастыре она пригодилась в том же качестве и обучает сестер.
Прежде были пробы, теперь – серьезная учеба
Матушка, в ряду важных событий этого года можно назвать еще одно – обитель вошла в число 12 соискателей, получивших свидетельство о церковной аккредитации Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Сестры любят учиться? Они готовы нести увеличившуюся нагрузку – и послушания исполнять, и ходить на занятия, сидеть за учебниками и сдавать зачеты?
Я бы сказала так: несмотря на свою загруженность, сестры учатся с желанием. Все это начиналось еще при матушке Никоне, но тогда были пробы: занятия проходили раз в неделю – в воскресные дни сестры изучали Священное Писание. Был период, когда образовательный процесс прерывался. Затем он возобновился, так как мы уже поняли его важность и необходимость. В то же время учеба не была обязательной. Но когда на Архиерейском Соборе 2011 года Святейший Патриарх Кирилл поставил перед православным монашеством задачу получения качественного духовного образования, мы ясно осознали, что это очень своевременно. Затем в 2015 году Высший Церковный Совет принял «Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви». Цель была поставлена, оставалось подумать, как организовывать учебу, чтобы сестрам для получения образования не приходилось выезжать из обители. Вскоре нам представилась такая возможность, когда две наши насельницы завершили богословское образование в ПСТГУ.
До этого долгое время мы занимались в трапезной. Но наш эконом монахиня Власия (Ушакова), став директором нашей катехизаторской школы, сразу поставила вопрос о необходимости иметь отдельное помещение для занятий. На территории монастыря находится построенный еще в советское время деревянный дом. Мы его полностью обустроили под школу со всем необходимым для учебного процесса.
Как именно проходят занятия?
В старшей группе у нас учится около 40 человек, в младшей – порядка 30. Занятия проводятся также и в богадельне, пожилые монахини охотно их посещают. Меня это радует, поскольку учеба углубляет их знания и способствует молитве.
В катехизаторской школе на данный момент преподаются четыре предмета: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, православное вероучение, общая церковная история. В новом учебном году мы планируем ввести еще два: история Русской Православной Церкви и основы богослужебного устава. Но по условиям аккредитации должно быть восемь предметов, так что на очереди остаются церковнославянский язык и история православного монашества.
В течение учебного года сестры обязательно пишут по изучаемому предмету четыре контрольные работы, за которые выставляются оценки по пятибалльной системе. Что касается итогового зачета, то сестра отвечает по билету и получает «зачет» или «не зачет». Есть сестры, которым в связи с их послушаниями тяжело осваивать сразу несколько дисциплин. Поэтому возможен вариант, когда сестре будет разрешено изучать в течение учебного года только один предмет. Куда нам спешить? Мы год поучимся и два, и три, и шесть… В этом деле главное усвоить материал, а не поставить галочку. Сестры должны пользоваться своими знаниями, иметь церковный взгляд и твердо стоять в истине. Ни для кого не секрет, что немало ересей и расколов зародилось именно в монастырской среде из-за недостатка книжного образования, да и общего развития. Это наша давняя и общая беда, с которой сейчас ведется борьба. Дело трудное, но необходимое.
Можете рассказать о преподавателях монастырской школы?
Монахиня Власия (Ушакова), проживающая в монастыре с 1991 года, в свое время изъявила желание учиться на заочном отделении в ПСТГУ (миссионерский факультет). За год до нее этот же факультет закончила инокиня Анимаиса (Комарова): до прихода в монастырь она была студенткой светского вуза, но, избрав монашескую судьбу, оставила его. Мы подумали, что молодой сестре необходимо завершить образование, и ее направили в ПСТГУ. Причем, когда мать Власия и мать Анимаиса начинали учиться, они не предполагали, что будут преподавать в монастыре. Но в процессе перехода на новый этап учебы все как-то естественно вышло: сестры проучились дополнительный год, чтобы иметь право преподавания, и вот теперь они преподают у нас церковные дисциплины. Третья – монахиня Нектария (Мареева), о которой я уже упоминала. Она сейчас попутно обучается в ПСТГУ дистанционно по специальности «Теология», до окончания остается еще полтора года. Так что учебное дело у нас протекает вовсе не на любительском уровне, а напротив, очень ответственно и серьезно: классный журнал, учебники, учебные пособия, конспекты, рефераты – все по образцу классической школы.
Стоит добавить еще несколько слов об аккредитации Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Когда об этом зашла речь, мы сразу поняли, что если получим аккредитацию, то не только шамординские сестры смогут обучаться в стенах нашей школы. В глубинке, где мы находимся, есть небольшие епархиальные женские монастыри и монашеские общины, насельницам которых тоже надо учиться. И некоторые из них уже обращались к нам. Сегодня мы готовы принять их для совместной учебы с нашими сестрами.
В письменных воспоминаниях одной из сестер, ухаживавших за старицей, есть такие строки: «Видимо Господь, зная мою слабость и неустроенность души, в самом начале монашеского поприща заложил краеугольный камень, дал на малое время приобщиться к подлинному монашеству, увидеть конец его подвига. И потом, в минуты невыносимых тягот, этими воспоминаниями согревается, оживляется душа».
…В любимом детище преподобного старца Амвросия на каждом шагу чувствуется дух преемственности. Может, поэтому долгие монастырские службы, по свидетельствам молящихся, проходят на одном дыхании?
Фото: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря
Игумения Сергия (Щербакова)
Беседовала Нина Ставицкая
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Ставропигиальный женский монастырь
История
Казанская Амвросиевская пустынь расположена рядом с деревней Шамордино Калужской области, в двенадцати километрах от прославленной Оптиной пустыни. Обитель была основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году.
Когда-то на этом месте на высоком берегу реки Серены находилась усадьба помещика В.П. Калыгина, который продал свое имение с условием, что ему будет дано место в монастырской гостинице в Оптиной Пустыни, чтобы он смог там дожить свои последние дни вместе с женой. В 1875 году преподобный Амвросий благословил своей духовной дочери монахине Амвросии (в миру Александре Николаевне Ключаревой) приобрести это имение. Она купила его для своих малолетних внучек-близнецов Веры и Любы, которых взяла на воспитание после смерти их матери всего трех недель от роду. При ее заботливом воспитании девочки росли необыкновенными детьми: кроткими, набожными, любящими друг друга и очень привязанными к преподобному Амвросию, своему крестному отцу. Матушка Амвросия часто забирала внучек в Оптину или сама надолго приезжала в Шамордино.
Отец Амвросий благословил построить в имении большой новый дом – одноэтажный деревянный, на высоком каменном фундаменте, вместо старого полуразвалившегося. Жизнь в имении была близка к монашеской. Вместе с девочками здесь поселились вдовы и девицы-сироты из бывших крепостных, преданных матери Амвросии. Постепенно к ним стали присоединяться их родственницы, искавшие уединения и молитвы. Старец Амвросий часто навещал усадьбу и не раз говорил, что на этом месте вскоре будет монастырь. По его благословению матушка Амвросия ходатайствовала перед священноначалием о разрешении устроить в имении женскую общину с богадельней и церковью.
В 1881 году мать Амвросия скончалась, а через два года скончались и ее внучки. По духовному завещанию монахини Амвросии, в случае смерти ее наследниц, в Шамордине должна быть устроена женская община. Помощницей старцу Амвросию в устроении новой обители стала его духовная дочь София Михайловна Болотова, происходившая из древнего благочестивого дворянского рода. Открытие общины, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии (Болотовой) настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери.
Все порядки в обители были установлены преподобным Амвросием: поступить в нее можно было только по благословению самого старца, ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. С особой любовью он принимал несчастных: бедных вдов, сирот, убогих, калек, брошенных детей, обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Многих сестер он собственноручно постриг в монашество. Одними из самых светлых моментов в жизни сестер были приезды батюшки в Шамордино: он непременно заходил в келью к каждой сестре, беседуя, наставляя и утешая ее. Из-за своей болезни батюшка не мог оставаться духовником все растущего числа сестер обители и передал часть из них под духовное руководство преподобного Анатолия (Зерцалова).
С благословения старца в обители были устроены скиты, две деревянные часовни, многие хозяйственные здания, водокачки, сестринские кельи, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Матушка София была настоятельницей всего около трех лет: тяжелые труды и строгая подвижническая жизнь подорвали ее здоровье – в 1888 году в возрасте сорока двух лет она скончалась.
Новой настоятельницей обители стала другая духовная дочь старца Амвросия – монахиня Евфросиния (Розова). В 1890–1902 годах был выстроен новый каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Проект разработал архитектор С.В. Шервуд, а деньги на возведение пожертвовал богатый московский чаеторговец С.В. Перлов. Величественный пятнадцатиглавый собор, вмещавший до пяти тысяч человек, поражал своими размерами и в то же время изяществом.
8/21 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. Преподобный не дожил до этого события – он скончался 10 октября 1891 года, проведя последний год в Шамордине. Предчувствуя скорую кончину, батюшка много времени уделял благоустройству обители, он спешил закончить все незавершенные дела и дать необходимые указания настоятельнице.
Шамординская обитель во все времена находилась под духовным окормлением Оптинских старцев. При открытии общины ее благочинным был назначен преподобный Исаакий (Антимонов). Впоследствии духовниками обители были Оптинские старцы – преподобные Иосиф (Литовкин), Варсонофий (Плиханков) и Анатолий (Потапов), которые так же, как преподобный Амвросий, относились к сестрам с отеческой любовью. К 1917 году в обители подвизались до восьмисот сестер, все они ревностно выполняли заветы старца Амвросия, монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия.
Революционное лихолетье не пощадило Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В марте 1923 года обитель окончательно ликвидировали «как рассадник контрреволюции». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения. Некогда величественный архитектурный ансамбль за десятилетия правления безбожной власти превратился в развалины.
В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине. За двадцать дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день возвели в сан игумении первую настоятельницу обители монахиню Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никону (Перетягину). При ее деятельном участии монастырь восстал из руин. Она посвятила всю себя без остатка монастырю и сестрам и отошла ко Господу на другой день после празднования 22-летия возрождения Шамордина. Следующей настоятельницей обители стала ее духовная дочь монахиня Сергия (Щербакова), почти с самого начала устроения обители усердная помощница во всех монастырских делах игумении Никоны.
24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. Празднование возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее для сестер и гостей обители незабываемым праздником.
Созданная трудами и молитвами преподобного старца Амвросия его любимое детище Шамординская обитель продолжает жить, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле.
Проезд:
На автомобиле: Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель – Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г.Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.
Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе
Своим ходом: от метро “Теплый стан” рейсовым автобусом на г.Козельск., г.Сосенский или г.Хвастовичи
Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)
Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.
С расписанием движения автобусов от Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан
С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска
Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам.
Автостанция Козельск: +7 (48442)22502
Козельское АТП: +7 (48442)22240
Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.
Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!