Содержание
Медитация Иисусова молитва
Как и обещал нашим читателям, опишу один из способов медитации. Я писал в рассылке, что это аналог Джапа-медитации, т.е. чтение по четкам молитв или мантр с концентрацией на каком либо внутреннем объекте.
Многие Святые, следуя поучениям Апостолов, непрестанно молились. Но молитва, не привязанная к сердцу, не находит должного отклика у Господа – мысли человека при том рассеиваются и получается шаблонное повторение молитвы. Потому и были разработаны основные правила проведения подобной медитации и чтения молитвы.
Святые Отцы выделяют три основных компонента, относящиеся к чтению Иисусовой молитвы.
- Частотность призывания имени Иисуса Христа;
- Внимательность к сему призыванию;
и - Вхождение внутрь себя, или, как выражаются отцы церкви, вхождение ума в сердце.
Так как сии способы преимущественно скорейшим и удобнейшим образом отверзают внутри нас царствие Божие и обнаруживают сокровище внутренней духовной молитвы в сердце нашем, то весьма прилично назвать их ключами к сему сокровенному ковчегу.
О том, как читать в сердце молитву, описано у Святых в книге “Добротолюбие” или более доступное повествование можно найти в книге “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.”
“НАСТАВЛЕНИЕ СВ. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА.
. сядь в каком-либо особенном и безмолвном месте уединенно, затвори двери, отвлеки ум свой от всякой временной и суетной вещи, склонись к груди головою своею, и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, стараясь всячески обрести его, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость; но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. С сего момента, с какой бы стороны ни возник и не показался какой-либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслится, или вообразится, ум тотчас прогонит его оттуда и уничтожит именем Иисусовым, т. е. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; с сего также времени, ум начнет иметь гнев на демонов, гнать их и поражать. Прочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т. е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”
“НАСТАВЛЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ СИНАИТА.
Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя”!
Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые.
Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле.”
“Итак, душа, желающая обрести внутреннюю молитву и жаждущая непрерывного соединения и сладчайшего общения со Иисусом Христом, приди, решись и исполняй наставления святых отцов таким образом:
- Сядь или лучше стань в несветлом и безмолвном углу в молитвенном положении.
- Пред началом положи несколько поклонов и не распускай членов.
- Отыщи воображением место сердца под левым сосцем и там установись вниманием.
- Сведи ум из головы в сердце и говори: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, тихо, устами, или одним умом, как тебе будет удобно, говори не спешно с благоговейным страхом.
- Старайся в это время, сколько возможно, хранить внимание и не принимай в ум никаких мыслей, ни худых, ни добрых.
- Имей спокойное терпение, положив стоять долго с забвением всего.
- Держи умеренное воздержание и коленопреклонение делай по силе
- Держись молчания.
- После обеда понемногу читай Евангелие и тех отцов, кои рассуждают о внутреннем делании и молитве.
- Сон имей часов 5 или 6 в сутки.
- Иногда наружною молитвою испрашивай действия внутренней.
- Не касайся такого рукоделия, которое рассеявает.
- Чаще поверяй свои опыты по отеческим наставлениям.
“Господи! подаждь доброте моей силу”, – восклицал некогда св. пророк Давид. Воскликни и ты душа моя: Господи, подаждь твердую решимость расположению моему ко вниманию! От Тебе бо есть и еже хотети и еже деяти; да помощию и содействием Твоим, очистив ум и сердце посредством внимания, приуготовлю их в обитель Тебе Триединому!”
Теперь нужно обобщить все эти теоретические описания.
В уединенном месте успокойте ум. Сядьте удобно – можно на стул, но лучше по-турецки на подушечку. Спина должна быть ровной. Если так долго не можете сидеть, сядьте так, как Вам удобно, но спина обязательно должна быть ровной. Возьмите в правую руку четки, закройте глаза. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости – просто отслеживаем). В том случае, когда какая-либо мысль уводит Ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью. Если будете бороться с мыслями, медитации не получится. Пусть мысли возникают, но Вы не обращайте на них внимания, сохраняйте безразличие к ним. И они сами вскоре уйдут.
Дыхание должно быть спокойным.
Далее чуть наклоните голову вперед и внутренним взором смотрите себе в сердце и, перебирая четки, читайте: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, тихо, или одним умом, как будет удобно. Сначала это чтение будет не синхронизировано с дыханием, а ум будет стремиться вырваться из сердца. Но его нужно возвращать туда. Потом желательно на вдохе говорить первую часть молитвы, а на выдохе вторую.
Далее четки можно отложить и представить образ Христа (как на иконе) и смотреть на него, не отвлекаясь и возвращая ум к объекту рассмотрения.
Иисусову молитву можно читать и в транспорте и идя по дороге. Польза от того великая будет.
Медитация Иисусова молитва
Как и обещал нашим читателям, опишу один из способов медитации. Я писал в рассылке, что это аналог Джапа-медитации, т.е. чтение по четкам молитв или мантр с концентрацией на каком либо внутреннем объекте.
Многие Святые, следуя поучениям Апостолов, непрестанно молились. Но молитва, не привязанная к сердцу, не находит должного отклика у Господа – мысли человека при том рассеиваются и получается шаблонное повторение молитвы. Потому и были разработаны основные правила проведения подобной медитации и чтения молитвы.
Святые Отцы выделяют три основных компонента, относящиеся к чтению Иисусовой молитвы.
- Частотность призывания имени Иисуса Христа;
- Внимательность к сему призыванию;
и - Вхождение внутрь себя, или, как выражаются отцы церкви, вхождение ума в сердце.
Так как сии способы преимущественно скорейшим и удобнейшим образом отверзают внутри нас царствие Божие и обнаруживают сокровище внутренней духовной молитвы в сердце нашем, то весьма прилично назвать их ключами к сему сокровенному ковчегу.
О том, как читать в сердце молитву, описано у Святых в книге “Добротолюбие” или более доступное повествование можно найти в книге “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.”
“НАСТАВЛЕНИЕ СВ. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА.
. сядь в каком-либо особенном и безмолвном месте уединенно, затвори двери, отвлеки ум свой от всякой временной и суетной вещи, склонись к груди головою своею, и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, стараясь всячески обрести его, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость; но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. С сего момента, с какой бы стороны ни возник и не показался какой-либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслится, или вообразится, ум тотчас прогонит его оттуда и уничтожит именем Иисусовым, т. е. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; с сего также времени, ум начнет иметь гнев на демонов, гнать их и поражать. Прочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т. е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”
“НАСТАВЛЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ СИНАИТА.
Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя”!
Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые.
Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле.”
“Итак, душа, желающая обрести внутреннюю молитву и жаждущая непрерывного соединения и сладчайшего общения со Иисусом Христом, приди, решись и исполняй наставления святых отцов таким образом:
- Сядь или лучше стань в несветлом и безмолвном углу в молитвенном положении.
- Пред началом положи несколько поклонов и не распускай членов.
- Отыщи воображением место сердца под левым сосцем и там установись вниманием.
- Сведи ум из головы в сердце и говори: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, тихо, устами, или одним умом, как тебе будет удобно, говори не спешно с благоговейным страхом.
- Старайся в это время, сколько возможно, хранить внимание и не принимай в ум никаких мыслей, ни худых, ни добрых.
- Имей спокойное терпение, положив стоять долго с забвением всего.
- Держи умеренное воздержание и коленопреклонение делай по силе
- Держись молчания.
- После обеда понемногу читай Евангелие и тех отцов, кои рассуждают о внутреннем делании и молитве.
- Сон имей часов 5 или 6 в сутки.
- Иногда наружною молитвою испрашивай действия внутренней.
- Не касайся такого рукоделия, которое рассеявает.
- Чаще поверяй свои опыты по отеческим наставлениям.
“Господи! подаждь доброте моей силу”, – восклицал некогда св. пророк Давид. Воскликни и ты душа моя: Господи, подаждь твердую решимость расположению моему ко вниманию! От Тебе бо есть и еже хотети и еже деяти; да помощию и содействием Твоим, очистив ум и сердце посредством внимания, приуготовлю их в обитель Тебе Триединому!”
Теперь нужно обобщить все эти теоретические описания.
В уединенном месте успокойте ум. Сядьте удобно – можно на стул, но лучше по-турецки на подушечку. Спина должна быть ровной. Если так долго не можете сидеть, сядьте так, как Вам удобно, но спина обязательно должна быть ровной. Возьмите в правую руку четки, закройте глаза. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости – просто отслеживаем). В том случае, когда какая-либо мысль уводит Ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью. Если будете бороться с мыслями, медитации не получится. Пусть мысли возникают, но Вы не обращайте на них внимания, сохраняйте безразличие к ним. И они сами вскоре уйдут.
Дыхание должно быть спокойным.
Далее чуть наклоните голову вперед и внутренним взором смотрите себе в сердце и, перебирая четки, читайте: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, тихо, или одним умом, как будет удобно. Сначала это чтение будет не синхронизировано с дыханием, а ум будет стремиться вырваться из сердца. Но его нужно возвращать туда. Потом желательно на вдохе говорить первую часть молитвы, а на выдохе вторую.
Далее четки можно отложить и представить образ Христа (как на иконе) и смотреть на него, не отвлекаясь и возвращая ум к объекту рассмотрения.
Иисусову молитву можно читать и в транспорте и идя по дороге. Польза от того великая будет.
Медитация Иисусова молитва
Как и обещал нашим читателям, опишу один из способов медитации. Я писал в рассылке, что это аналог Джапа-медитации, т.е. чтение по четкам молитв или мантр с концентрацией на каком либо внутреннем объекте.
Многие Святые, следуя поучениям Апостолов, непрестанно молились. Но молитва, не привязанная к сердцу, не находит должного отклика у Господа – мысли человека при том рассеиваются и получается шаблонное повторение молитвы. Потому и были разработаны основные правила проведения подобной медитации и чтения молитвы.
Святые Отцы выделяют три основных компонента, относящиеся к чтению Иисусовой молитвы.
- Частотность призывания имени Иисуса Христа;
- Внимательность к сему призыванию;
и - Вхождение внутрь себя, или, как выражаются отцы церкви, вхождение ума в сердце.
Так как сии способы преимущественно скорейшим и удобнейшим образом отверзают внутри нас царствие Божие и обнаруживают сокровище внутренней духовной молитвы в сердце нашем, то весьма прилично назвать их ключами к сему сокровенному ковчегу.
О том, как читать в сердце молитву, описано у Святых в книге “Добротолюбие” или более доступное повествование можно найти в книге “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.”
“НАСТАВЛЕНИЕ СВ. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА.
. сядь в каком-либо особенном и безмолвном месте уединенно, затвори двери, отвлеки ум свой от всякой временной и суетной вещи, склонись к груди головою своею, и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, стараясь всячески обрести его, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость; но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. С сего момента, с какой бы стороны ни возник и не показался какой-либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслится, или вообразится, ум тотчас прогонит его оттуда и уничтожит именем Иисусовым, т. е. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; с сего также времени, ум начнет иметь гнев на демонов, гнать их и поражать. Прочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т. е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”
“НАСТАВЛЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ СИНАИТА.
Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя”!
Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые.
Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле.”
“Итак, душа, желающая обрести внутреннюю молитву и жаждущая непрерывного соединения и сладчайшего общения со Иисусом Христом, приди, решись и исполняй наставления святых отцов таким образом:
- Сядь или лучше стань в несветлом и безмолвном углу в молитвенном положении.
- Пред началом положи несколько поклонов и не распускай членов.
- Отыщи воображением место сердца под левым сосцем и там установись вниманием.
- Сведи ум из головы в сердце и говори: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, тихо, устами, или одним умом, как тебе будет удобно, говори не спешно с благоговейным страхом.
- Старайся в это время, сколько возможно, хранить внимание и не принимай в ум никаких мыслей, ни худых, ни добрых.
- Имей спокойное терпение, положив стоять долго с забвением всего.
- Держи умеренное воздержание и коленопреклонение делай по силе
- Держись молчания.
- После обеда понемногу читай Евангелие и тех отцов, кои рассуждают о внутреннем делании и молитве.
- Сон имей часов 5 или 6 в сутки.
- Иногда наружною молитвою испрашивай действия внутренней.
- Не касайся такого рукоделия, которое рассеявает.
- Чаще поверяй свои опыты по отеческим наставлениям.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
“Господи! подаждь доброте моей силу”, – восклицал некогда св. пророк Давид. Воскликни и ты душа моя: Господи, подаждь твердую решимость расположению моему ко вниманию! От Тебе бо есть и еже хотети и еже деяти; да помощию и содействием Твоим, очистив ум и сердце посредством внимания, приуготовлю их в обитель Тебе Триединому!”
Теперь нужно обобщить все эти теоретические описания.
В уединенном месте успокойте ум. Сядьте удобно – можно на стул, но лучше по-турецки на подушечку. Спина должна быть ровной. Если так долго не можете сидеть, сядьте так, как Вам удобно, но спина обязательно должна быть ровной. Возьмите в правую руку четки, закройте глаза. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости – просто отслеживаем). В том случае, когда какая-либо мысль уводит Ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью. Если будете бороться с мыслями, медитации не получится. Пусть мысли возникают, но Вы не обращайте на них внимания, сохраняйте безразличие к ним. И они сами вскоре уйдут.
Дыхание должно быть спокойным.
Далее чуть наклоните голову вперед и внутренним взором смотрите себе в сердце и, перебирая четки, читайте: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, тихо, или одним умом, как будет удобно. Сначала это чтение будет не синхронизировано с дыханием, а ум будет стремиться вырваться из сердца. Но его нужно возвращать туда. Потом желательно на вдохе говорить первую часть молитвы, а на выдохе вторую.
Далее четки можно отложить и представить образ Христа (как на иконе) и смотреть на него, не отвлекаясь и возвращая ум к объекту рассмотрения.
Иисусову молитву можно читать и в транспорте и идя по дороге. Польза от того великая будет.
Медитация «Иисусова молитва»
Один из способов медитации представляет собой аналог Джапа-медитации, т.е. чтение по чёткам молитв или мантр с концентрацией на каком-либо внутреннем объекте.
Многие Святые, следуя поучениям Апостолов, непрестанно молились. Но молитва, не привязанная к сердцу, не находит должного отклика у Господа – мысли человека при том рассеиваются, и получается шаблонное повторение молитвы.
Потому и были разработаны основные правила проведения подобной медитации и чтения молитвы.
Святые Отцы выделяют три основных компонента, относящиеся к чтению Иисусовой молитвы:
Частота призывания имени Иисуса Христа;
Внимательность к этому призыванию;
Вхождение внутрь себя, или вхождение ума в сердце.
Теперь обобщим все эти теоретические описания. Приступим к медитации:
В уединённом месте успокойте ум. Сядьте удобно – можно на стул, но лучше по-турецки на подушечку. Спина должна быть ровной. Если так долго не можете сидеть, сядьте так, как Вам удобно, но спина обязательно должна быть ровной. Возьмите в правую руку четки, закройте глаза.
Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости – просто отслеживаем.
В том случае, когда какая-либо мысль уводит Ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью. Если будете бороться с мыслями, медитации не получится. Пусть мысли возникают, но Вы не обращайте на них внимания, сохраняйте безразличие к ним. И они сами вскоре уйдут.
Дыхание должно быть спокойным.
Далее чуть наклоните голову вперёд, внутренним взором смотрите себе в сердце и, перебирая чётки, читайте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – тихо, или одним умом, как будет удобно. Сначала это чтение будет не синхронизировано с дыханием, а ум будет стремиться вырваться из сердца. Но его нужно возвращать туда. Потом желательно на вдохе говорить первую часть молитвы, а на выдохе вторую.
Далее чётки можно отложить, представить образ Христа (как на иконе) и смотреть на него, не отвлекаясь и возвращая ум к объекту рассмотрения.
Иисусову молитву можно читать и в транспорте, и идя по дороге. Польза от того великая будет.
Пределы разума
Пол Фейерабенд «Против метода»
Порой разум не способен осознать пределы собственного могущества и избежать многочисленных ошибок, возникающих из-за неадекватного восприятия действительности. На протяжении нескольких тысячелетий рождались люди, которые успешно противостояли натиску разума, и он ничего не мог с ними поделать. Недостаточно ведь просто сказать: «Если ты сам не будешь решать за себя, то за тебя будут решать другие», поскольку человек может спокойно на это ответить: «И очень хорошо. Пусть другие решают за меня. Почему я должен тратить свое время на выбор управляющих компаний, страховщиков и губернаторов? Пусть этим занимается государство, ведь я плачу налоги и взятки. Пусть государство не только берет мои деньги, но и тоже за что-нибудь отвечает, иначе зачем оно нужно? Президент с удовольствием рассуждает о «диктатуре закона» и о «вертикали власти», а когда приходит время раскошелиться, тот же самый президент заявляет нам: «Мы против патернализма. Живите своим умом». Если государство ведет себя безответственно, то почему мы должны поступать по-другому?»
Вы возражаете этому человеку: «А как же свобода?» На что он резонно отвечает: «Зачем мне свобода, когда нечего есть?» Голодным свобода не нужна. Им нужен Чиновник, который построит дом вместо сгоревшего незастрахованного жилья, установит «справедливые» цены на хлеб и бензин, создаст иллюзию безопасности и востребованности. Человек приходит в магазин и спрашивает: «Почему все так дорого?», а ему в ответ: «Не нравится — не ешь». С точки зрения обывателя, свободный человек теряет больше, чем приобретает. Для рабов системы слово «свобода» давно стало синонимом слова «разруха». Кто из демократов первой волны мог представить, что население страны на 95% состоит из воров, бандитов, алкоголиков, лентяев и просто дураков, готовых отдать свои деньги первому встречному жулику, который пообещает им скорое обогащение? Сегодня принято ругать демократию, но разве демократия виновата в том, что многим не хватило ума воспользоваться ее плодами по назначению? Демократия и свобода — это два зеркала, в которых отражается истинное лицо народа или, как в некоторых случаях, тупая алчная морда хищника, который умеет только убивать и жрать, и не способен ни к какой созидательной деятельности. Подробнее.
Проекционные зоны на теле человека
Ситуации (отражения)
Мир, который видит человек является жесткой формой иллюзии. Иллюзией настолько всепоглощающей, что создает почву для целого ряда дисциплин и наук, благодаря которым у человека имеется видимость знания. На деле перед взорам исследователя остается неразгаданным вопрос о первооснове мира, а среднестатистический физик успешно сторонится метафизики А все почему? А все потому, что в массе своей человек руководствуется только сухим умом, а вовсе не глубинным духовным видением из сердца.
Так получилось, человек. Тебя лишили этого.
Что автор может предложить в такой ситуации? Вероятно, описать тем же самым сухим умом примерные схемы, которые можно взять на веру, отбросив (ну хоть чуть-чуть
Иисусова молитва – не медитация
Отвечает священник Владимир Ринкевич, настоятель храма святых Константина и Михаила в Вильнюсе, Литва:
Молитва, по совету апостола Павла, должна твориться непрестанно (см. 1 Фес 5:17). И самая удобная форма молитвы — именно молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Многие святые советовали молиться Иисусовой молитвой — как самой краткой и при этом удивительно емкой. Например, святой Иоанн Лествичник: «Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы».
При этом мы молимся не только умом, но и сердцем, то есть с сознанием содержания. Не просто повторять по кругу, как повторяют мантры, не пытаться достичь с ее помощью какого-то особого «медитативного» состояния, а каждым словом молитвы обращаться к Тому, Кто слышит тебя, — вдумчиво и сосредоточенно.
Как это ни странно звучит, неправильное творение Иисусовой молитвы может принести вред душе человека. Нет, человек не загорится, конечно, но может очень возгордиться или перестать ощущать свое реальное греховное состояние, думая, что уже достиг определенной святости. Если человек, творя эту молитву, не оставит своих грешных привычек, то из-за разлада внутри может впасть и в сумасшествие.
Чтобы не принести своей душе вреда, в делании молитвы Иисусовой, как и в любом духовном делании, необходимо советоваться с духовником. У святых отцов есть указания, как сидеть, как держать голову, творя молитву, как согласовывать молитву с дыханием, но они пригодны далеко не для всех. Мирянам без особого благословения духовника применять такие практики крайне опасно. Даже монахи, которые уже при постриге получают четки, чтобы по ним непрестанно творить молитву Иисусову, до конца жизни этой молитве учатся — ошибаясь и анализируя свои ошибки.
Непрестанно творить Иисусову молитву можно не только монахам, но и мирянам, но только советуясь со священником, применяя здравое рассуждение, читая поучения святых, которые писали в первую очередь людям в миру. Главное — ни в коем случае не делать это в ущерб своим близким, работе, обязанностям, помнить о том, что вера без дел мертва (Иак 2:26).
Фото Марии Сазоновой
Из архива группы читателей журнала
ВКонтакте
Иисусова молитва — христианская медитация
Практика медитации, вот уже много веков практикуется на востоке, и является непременным атрибутом в таких религиях как Буддизм и Индуизм, присутствует не только там. А есть она и в Христианстве (да и в Исламе тоже, но об Исламе в другой раз). В Христианстве медитация имеет форму молитвы, но и молитвы бывают разными.
Молитва в широком смысле это разговор с Богом. Самой распространенной христианской молитвой есть «Отче наш», «Верую» молитва к матери Божией «Богородице». Также в католической и православной традиции есть большое количество молитв к разным святым, и все они представляют собой обращение человека к Богу, деве Марии, или к какому либо святому. В протестантизме (в основном среди различных баптистских течений) также есть практика, когда верующие молятся своими словами. В харизматическом Христианстве есть молитвы прославления.
Но среди всего огромного количества христианских молитв есть одна молитва, которая является не просто обращением человека к Богу, а представляет собой большую мистическую, духовную практику, настоящий труд души верующего человека на его пути к Богу. Это Иисусова молитва (Другое название — умная молитва). Некоторые православные святые, практиковавшие Иисусову молитву, называли ее узкой дороге в Царствие Небесное. (Потому что тесны врата и узок путь, ведущие к Жизни, и немногие находят его. Матфея 7:14) По своему духу Иисусова молитва очень похожа на практику медитации, которую практикуют индийские йоги или буддийские монахи.
Иисусова молитва — христианская медитация, когда верующий, занимающийся ею, стремится остановить свой ум, очистить его от греховных мыслей (помыслов) и находиться в единении с Богом. Это не просто, ведь наш ум страшно не послушный. Для того, чтобы приручить свой ум, практикующий непрерывно в течение долгого времени повторяет простые слова молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного«. Можно повторять эту молитву в короткой форме: «Господи Иисусе помилуй меня«, или просто «Господи помилуй«. Кроме остановки внутреннего диалога слова молитвы ведут к покаянию в своих грехах и глубокому смирению перед Богом.
Как духовная практика Иисусова молитва зародилась еще на заре христианской эпохи. Первыми ее деятелями и практиками были христианские святые мужи, отшельники, которые уединялись в пустынях, постоянно находясь в молитвенных трудах. Одним из наиболее известных отшельников был святой Антоний (О святом Антонии уже упоминалось на страницах нашего журнала, это именно его рисовал Босх на своей картине «Искушение святого Антония»)
Впоследствии верующие, практиковавшие Иисусову молитву, создали мистическое течение в Христианстве, получившее название исихазм. Само слово исихазм греческого происхождения и означает — сияние тишины. Об исихазме как мистическом течении Христианства будет идти речь в следующей статье.
Относительно самой Иисусовой молитвы, то заниматься ею очень трудно. (Но никто не обещал легких путей.) На протяжении веков ее практиковали в основном православные монахи, хотя не только. Знаем, что среди обычных мирских людей, были такие, которые достигали больших успехов в ее занятиях. Некоторые православные святые даже называют занятия Иисусовой молитвой молитвенным подвигом.
Также есть мнение, что не стоит заниматься Иисусовой молитвой самостоятельно, а только под руководством мудрого наставника, который уже прошел этот путь и имеет большой опыт. Говорят, что Иисусова молитва является одним из кратчайших путей к Богу, но есть в ней и определенная опасность. Опасность заключается в том, что практикующий эту молитву может упасть в самообман — так называемую прелесть. Прелесть это ловушка поставлена дьяволом, для того чтобы сбить христианского подвижника на его пути.
Правда не думаю, что любой обычный человек сможет так запросто заниматься Иисусовой молитвой. (То же и о медитации) Для этого нужно иметь зов сердца, кто имеет его, пройдет через любые дьявольские ловушки и другие препятствия, а кто нет, тот даже и не станет идти по узкой дороге Иисусовой молитвы (или медитации).
Если удалось кого-нибудь заинтересовать Иисусовой молитвой, то советую почитать одну очень красивую книгу о ней. Это «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Также хорошая книжка Сергея Большакова “На высотах духа”. Конечно, их можно скачать в Интернете.
Медитация Иисусова молитва
«. Вот возьми христианство, к примеру, то же Православие. В духовной практике для достижения состояния святости там используется древняя внутренняя молитва, называемая в христианстве как «непрестанная молитва», «умная молитва» или «сердечная молитва», но больше она известна как «Молитва Иисусова». Состоит она всего из нескольких слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Или сокращенно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И, в принципе, она приводит к тому, что человек, постоянно повторяя ее «устами, затем умом, а после сердцем», постепенно погружается в то состояние, которое достигается в «Цветке лотоса». Многие люди с помощью нее пришли к пробуждению души.
Эта молитва очень сильная и действенная. Подробно она расписана в старинной книге «Добротолюбие». Для людей умных и сведущих в духовных таинствах данное произведение — вторая книга после «Евангелия». В ней излагаются советы и наставления двадцати пяти мужей, которые описывают практику по этой молитве. И хотя им всем и приписывают «святость», но, к сожалению, лишь немногие из них в действительности ее достигли, познав таинство внутренней молитвы. Старцы описывают три ключа этой молитвы: частое повторение имени Христа и обращение к нему, внимание к молитве или, проще говоря, полное сосредоточение на ней без посторонних мыслей, и, наконец, уход в себя, что считается церковниками великим таинством этой молитвы и называется ими «вхождением ума в сердце».
В принципе, это религиозный, более длинный путь к чистому знанию, то есть к тому же пробуждению в «Цветке лотоса», раскрытию души. Но на этом пути в христианстве, заметьте именно для начинающих, а не для людей, уже следующих этой молитве, применяется определённые религиозные правила. Им запрещают начинать практиковать без соответствующего руководства, то есть живого наставника. Мотивируют это тем, что якобы те, кто будет без наставника читать эту молитву, попадут «вдруг во власть каких-то неуправляемых психических состояний».
А фактически, ничего там страшного нет, поскольку начинающий проходит самый обыкновенный аутотренинг, самодисциплинируя себя, самые первые ступеньки в медитации, учится концентрировать свое внимание на молитве, убирая все посторонние мысли и постепенно увеличивая время ее исполнения. Так что, по большому счету, те этапы, что проходит начинающий, произнося эту молитву «устами, а затем умом», — это попросту вбивание ее в подсознание, чтобы легче было бороться со своим животным началом, концентрируясь именно на молитве и добиваясь тем самым «чистоты помыслов».
Так вот, первые два этапа молитвы «устами и умом» — это всего лишь прелюдия. Самое же большое таинство у церковников считается «снишествие ума в сердце», когда «имя Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же оживотворит», когда молитва «опускается умом в сердце и сердце начинает её произносить». Это есть, в принципе, переход от словесного к чувственному, проще говоря — начало медитации. Ибо медитация есть не что иное, как работа именно на чувственном уровне без слов.
Сведущий человек, читая «Добротолюбие», отметая религиозную шелуху, поймет, в чем суть этого пути и взгляд его отыщет нужное. К примеру, Симеон Новый Богослов в 68-м Слове «Добротолюбия», излагая способы «вхождения в сердце», писал: «Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: безпопечение о всём, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвие всему, совесть чистую во всём, так чтобы она ни в чём не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтобы помысл твой не клонился ни к какой вещи». Это есть первейшие основы к раскрытию души.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— Что-то я насчет сердца не совсем понял, — сказал Макс. — Как это у духовно продвинутых так получалось, что их инфаркт обходил? Ведь они тоже концентрировали своё внимание на сердце, а срабатывало солнечное сплетение.
— Потому что, если человек открывается с Любовью к Богу, Любовь Божья его и убережет, каким бы путем он ни шел. Главное — стремление в пути. Тогда, рано или поздно, ищущий придет к нужному результату. По существу, если человек стоек в своем духовном рвении и даже в мыслях не допускает никаких сомнений, то все срабатывает так, как должно сработать».
Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!