Молитва алипию печерскому

Подробное описание: Молитва алипию печерскому - с детальным описанием, специально для Вас!

Молитва Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу

Икона Образ Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Молитва Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу

Молитва вторая Алипию Печерскому

Тропарь Преподобному Алипию Печерскому

Тропарь, глас 8:
Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, нарисовал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, аки образ, благолепне украшен, священства благодатию, аки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Ин Тропарь, глас 1:
Пустынный житель, и во плоти ангел, и чудотворец явился еси, Богоносне отче наш Алипие, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин Тропарь, глас 8:
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Алипие, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин Тропарь, глас 4:
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире Управи живот наш.

Кондак, глас 2:
От юности Божественное в себе имея начертание, вдан был еси в научение иконнаго писания; и внегда небеси подобная Богородицы писашася церковь, ты таможде пособствовал и видел еси Духа Святаго осияние, от Негоже приял еси чудес действо, яко иконы твоя чудотворяху, тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Алипие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва алипию печерскому

Преподобному Алипию, иконописцу Печерскому (тропарь и кондак)

З ра́ки изобразу́я святы́х на дщи́цах,/ сих благодея́ния спе́шно,/ я́ко иску́сен худо́жник, всехва́льне Али́пие,/ написова́л еси́ на скрижа́лех твоего́ се́рдца,/ и сего́ ра́ди, а́ки о́браз, благоле́пне укра́шен,/ свяще́нства благода́тию, а́ки зла́том, обложи́лся еси́// от Христа́ Бо́га и Спа́са душ на́ших.

О т ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние,/ вдан был еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния;/ и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь,/ ты та́можде посо́бствовал,/ и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние,/ от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство,/ я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху,// тем тя чтим и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.

Новости

    04 Октябрь 2019

Обновления на сайте

Добавлены новые и отредактированы некоторые молитвословия в разделах: * Богородице; * Святителям; * Мученикам; * Преподобным; * Праведным… и * Соборам святых…

Обновления на сайте

В раздел БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ добавлены:

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

ПАТЕРИКИ И ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ
по древнимъ рукописямъ

V. Второе посланіе о святыхъ черноризцахъ Печерскихъ къ архимандриту Печерскому Акиндину.
Писано Поликарпомъ, черноризцемъ того же Печерскаго монастыря.

11. О преподобномъ Спиридонѣ просфорникѣ и объ Алипіи иконописцѣ.

С вята всякая душа простая, не имѣющая въ себѣ лукавства и лжи въ сердцѣ своемъ! Такой человѣкъ истиненъ предъ Богомъ и передъ людьми, и согрѣшить Богу онъ не можетъ, или скорѣе не хочетъ, потому что онъ сосудъ Божій и жилище Святаго Духа, который освящаетъ его душу, и тѣло и умъ, какъ сказалъ Господь: «Я и Отецъ придемъ къ нему и обитель у него сотворимъ» (Iоан. 14, 23). Сказалъ Богъ: «вселюсь въ нихъ и буду ходить въ нихъ; и буду ихъ Богомъ, и они будутъ Моимъ народомъ» (2 Кор. 6, 16). Апостолъ же сказалъ: «братія, вы храмъ Бога живаго, и Духъ Святый живетъ въ васъ». Такіе на землѣ живутъ, какъ ангелы, съ которыми на небесахъ радуются во вѣки; и какъ въ жизни не отлучались отъ нихъ, такъ и по смерти съ ними веселятся. Объ этомъ мы скажемъ еще на концѣ слова.

Э тотъ преподобный Спиридонъ былъ невѣжа словомъ, но не разумомъ; не изъ города пришелъ онъ въ монастырь, а изъ какого-то села. И принялъ онъ страхъ Божій въ сердцѣ своемъ, началъ учиться книгамъ и выучилъ весь Псалтырь наизустъ. По повелѣнію игумена Пимена постника, опъ сталъ печь просфоры. Съ нимъ былъ у того же дѣла другой братъ, нѣкто Никодимъ, человѣкъ одинаковаго съ нимъ расположенія ума. И оба они много послужили въ пекарнѣ, много дѣтъ честно и недорочно совершая свою службу. Блаженный же Спиридонъ, начавши работать въ пекарнѣ, не измѣнялъ своего подвига и труда духовнаго, но исполнялъ свое дѣло со всякимъ говѣньемъ и страхомъ Божіимъ, принося Богу чистую жертву отъ своего труда. И другая жертва живая и словесная, плодъ устъ его, приносилась отъ него всемогущему Богу о всемъ и за всѣхъ: безпрестанно пѣлъ онъ Псалтырь и каждый день окончивалъ его; дрова ли кололъ, тѣсто ли мѣсилъ, постоянно имѣлъ онъ въ устахъ Псалтырь.

О днажды этотъ блаженный, совершавшій со всякимъ говѣньемъ свою обычную работу, затопилъ печь для печенья просфоръ. Вдругъ верхъ пекарни загорѣлся отъ пламени. Спиридонъ взялъ свою мантію и закрылъ ею устье печи; потомъ завязавши рукава у своей свитки, пошелъ съ нею къ колодезю, налилъ тамъ въ нее воды и пошелъ скорѣе назадъ, призывая братію гасить печь и загорѣвшееся строеніе. Братія пришли и увидѣли дивное явленіе: не сгорѣла одежда преподобнаго и изъ свитки не вытекла вода, которою и угасили силу огня.

Читайте так же:  Какие молитвы читать перед чтением псалмов

Н о слишкомъ много труда нужно бы было, чтобъ вспомянуть и похвалить и ублажить всѣхъ, о Господѣ скончавпшхся здѣсь, въ этомъ блаженномъ монастырѣ Печерскомъ. Скажемъ словами Давыда: «торжествуйте праведники предъ Господомъ; праведнымъ прилично славословить. Стройно пойте Ему съ восклицаніемъ на десятиструнной Псалтыри» (Псал. 32, 1-3). Не отъ одиннадцатаго часа они молились Господу и творили Ему угодное; но отъ юности предали себя Богу, прожили много лѣтъ и въ глубокой старости отошли къ Господу, не измѣнивши своему правилу ни на одинъ день и часъ. Насажденные въ дому Божіемъ, процвѣтутъ они во дворахъ Бога нашего и еще умножатся въ старости мастистой, какъ этотъ блаженный Спиридонъ.

Н о Богъ прославляетъ святыхъ своихъ. Не можетъ укрыться городъ, стоящій на верху горы. И зажегши свѣчу, не ставятъ ее подъ сосудомъ, но на подсвѣчникѣ, и свѣтитъ всѣмъ въ домѣ (Матѳ. 5, 15). Такъ не утаилось и добродѣтельное житіе этого преподобнаго Алипія. Даже до князя Владиміра дошла вѣсть о чудѣ, бывшемъ съ иконами. И вотъ что случилось нѣкогда по волѣ Божіей. Отъ пожара выгорѣло все Подолье [2], горѣла и церковь, въ которой были эти иконы. Послѣ же пожара эти семь иконъ оказались цѣлы, а церковь вся сгорѣла. Услышавъ объ этомъ, князь пошелъ посмотрѣть на такое чудо: какъ не сгорѣли иконы и какъ написались Божіимъ мановеніемъ. И прославилъ онъ Творца всѣхъ, творящаго преславныя чудеса, молитвами угодниковъ своихъ, Антонія и Ѳеодосія. И взялъ Владиміръ одну изъ иконъ Пресвятой Богородицы и послалъ въ городъ Ростовъ, въ тамошнюю церковь, которую онъ самъ создалъ. Икона эта стоитъ и донынѣ, я самъ видѣлъ ее, и вотъ что при мнѣ было въ Ростовѣ: церковь упала, а икона эта осталась безъ вреда и перенесена была въ деревянную. Такъ и прежде, когда церковь сгорѣла отъ пожара, она осталась невредима, и признаковъ огня нѣтъ на ней. Но перейдемъ еще къ другому сказанію о блаженномъ Алипіи.

Источникъ: Кіевопечерскій Патерикъ по древнимъ рукописямъ. Въ перелож. на совр. рус. яз. Маріи Викторовой. — Кіевъ: Въ типографіи Кіево-Печерской лавры, 1893. — С. 140-151.

Алипий иконописец Печерский

Образа святых особо чтимы на Руси во все времена, большинство из них обладают чудодейственной силой. Христиане идут с молитвой к божественным ликам за помощью, но мало кто задумывается об авторе живописного творения. Алипий иконописец Печерский — святой, киевский живописец времен 11 столетия, обладающий даром целительства, прославился как написанными, так и реставрированными иконами.

Алипий Печерский, биография в иконах

Все сведения о жизни святого иконописца связаны с написанными им образами святых. Точной даты его рождения и информацию о родителях история не сохранила. Первые сведения об Алипии относятся к временам князя Всеволода Ярославовича.

По ходатайству преподобного игумена Никона, которому явились усопшие 10 лет тому назад преподобные отцы Антоний и Феодосий и предложили пригласить иконописцев с Греции, началась реставрация Печерской церкви, а параллельно и обучение иконописи на Руси.

Родители Алипия, имя которых история не сохранила, видя способности сына к рисованию, упросили греческих мастеров взять его на обучение. Молодой подмастерье стал свидетелем удивительного явления святого образа Пречистой Божьей Матери в момент украшения живописью и мозаикой алтаря в Печерской церкви.

Лик Богородицы засиял ярчайшим светом, и из ее уст вылетел белоснежный голубь, он облетел через весь храм и влетел в Уста Спасителя, изображенного на иконе в верхней части церкви.

Юноша, окутанный благодатью Духа Святого, с радостью и благоговением помогал учителям. По окончании работ, когда церковь засверкала новыми освященными образами, греки вернулись на родину, блаженный Алипий принимает решение стать иноком, на что его благословил преподобный игумен Никон.

Одаренный Богом иконописец вначале видел будущие творения внутри себя, он как бы чувствовал души изображаемых святых, воплощая их на иконах. На святых ликах, созданных блаженным художником, чувствуется душевный образ изображенного святого, переданный весьма искусно.

Работа во славу Господню

Искусный мастер не видел своей жизни вне написания икон, он работал не ради денег, а для славы Господней, распространяя безвозмездно свои творения среди священства, братии и простых молитвенников, приходящих в церковь. С большим трепетом блаженный иконописец относился к старинным ликам святых, с радостью реставрируя их, не требуя за это платы.

Праздность была незнакома святому, если он не творил, то пребывал в богослужении. Слава о посвященном в иеромонахи Алипии, обладающем чудотворной силой, ширилась не только по Киеву, но и далеко за его пределами. Часто заказчики за работу оставляли деньги, которые святой делил на три части:

  • на материалы для работы;
  • для нужд монастыря;
  • для нищих.

В те дни, когда заказов не было, блаженный мастер писал для собственного удовольствия, потом он дарил свои работы тем, кто жертвовал золото и серебро для украшения божественных ликов. Работая днем, по ночам святой бодрствовал и молился, часто пребывая в посте. Он оставлял иконописание только ради молитвенных богослужений, которые никогда не пропускал.

Чудеса святого иерея

Чистота, добродетель, терпение и другие богоугодные качества святого были замечены игуменом монастыря, преподобный Алипий возводится в иереи. Монахи сравнивают его со свечой в светильнике Божьем, он стал примером для подражания, демонстрируя красоту добродетелей. Господь одарил блаженного даром чудотворить, исцелять больных и помогать обездоленным людям.

Исцеление прокаженного

Этот случай остался в истории Печерской церкви и передается из поколения в поколение. Богатый киевлянин страдал от проказы, он объездил всех знахарей, обращался к волшебникам и язычникам, но его состояние только ухудшалось. Услышав от друзей совет пойти и поклониться святым образам в Печерском монастыре, больной проказой нехотя согласился.

Читайте так же:  Молитва за сына текст на русском языке

Больного встретил сам игумен, напоил святой колодезной водой, ею же обмыли его лицо. То, что произошло дальше, повергло всех в страх. На теле прокаженного стали вскрываться раны, гной тек ручейками, наполняя зловонным смрадом все вокруг. В отчаянии, с чувством стыда и позора, киевлянин удалился в свой дом, закрылся в нем на долгое время в ожидании смерти.

Прошло время, прокаженный начал молиться, взывать к Богу и решил возвратиться в монастырь и покаяться в грехах. Господь даровал встречу больного и блаженного Алипия, который рассказал прокаженному о силе крови Иисуса, покаянии и прощении.

Блаженный для исцеления от проказы помазал больного красками, отвел его в храм для причастия, после чего сказал умыться водой, предназначавшейся для омытия священников, принявших Святые Таинства. Чудо было явлено сразу, проказа струпьями спадала с больного, он в здравии возвратился домой.

Подобно Иисусу, исцелившего прокаженных (Мат. 8:4), Алипий велел освобожденному от проказы показаться священнику и принести благодарственные дары Богу. В память об исцелении прадеда, в знак благодарности Богу, потомок этого киевлянина пожертвовал золото для оковки священного кивота.

Подобно Христу, блаженный иконописец помазал больного красками, как Иисус глаза грязью (Иоан 9:6-7), потом умыл его водой для исцеления физического и прозрения духовного, чтобы спала слепота души.

Иконописец после исцеления больного обратился ко всем присутствующим с Божьим словом, подчеркнув, что в мире хотят служить двум господам, но Бог ревнитель, Он Свою славу никому не отдает (Матв. 6:24).

История с семью иконами

Зная отношение святого к деньгам, двое монахов решили этим воспользоваться, когда к ним обратился знакомый киевлянин с просьбой о написании икон святым отцом для нововозведенной церкви. Благочестивым мужем было передано серебро и доски для написания святых образов. Прошло время, заказчик спрашивает о результате, а мошенники, присвоившие серебро, сказали, что иконописец сказал дать еще денег.

Киевлянин не стал спорить и второй, третий раз заплатил, только бы получить иконы, написанные святым, ибо знал, что многие из ранее переданных в храмы святых ликов обладают чудотворной силой. Через некоторое время негодные монахи заявили, что иконописец деньги взял, а писать не хочет.

Терпению христолюбивого мужа пришел конец, он взял дружину и поехал в монастырь с жалобой к игумену. Вызванный Алипий очень удивился новости, сказал, что ничего не слышал об этом заказе. Монахи подтвердили, что видели доски в помещении монастыря, они отправились их принести.

Трудно передать восторг, удивление, благоговейный трепет от увиденного чуда, явленного в искусно расписанных святых образах. Все присутствующие пали на колени в молитве благодарения Богу, увидев иконы Богородицы и Спасителя, написанные рукой ангела.

Пришедшие мошенники, не видя чудом расписанных образов святых, сразу начали обвинять Алипия в обмане и присвоении денег. Разгневанный игумен, указал на расписанные самим Творцом иконы, сказал, что они являются свидетелями невинности иконописца. Обманщики пали на колени, признались в грехе, но были изгнаны из монастыря.

Один раз согрешивший, не может остановиться в своей злобе, если не покается.

Так, выгнанные из обители монахи стали ходить по городу и распространять хулу, что они написали иконы, а блаженный мастер обманул всех, приписав работу Духу Святому. Горожане шли в церковь, чтобы увидеть чудотворные образа. Господь Сам встал на защиту богопомазанного мастера. В результате пожара, случившегося на Подоле, сгорела и церковь, в которой хранились святыни, однако, на пепелище были найдены семь икон в неповрежденном виде.

Князь Владимир Мономах услышал о чуде, содеянном Богом ради оправдания Алипия, он приехал на место сгоревшей церкви, выбрал икону Богородицы и отправил ее в Ростов, в построенный им храм. Несколько раз случались пожары и разрушения и в ростовской церкви, но лик Святой Богородицы оставался невредимым, являясь подтверждением добродетельной жизни преподобного святого Алипия Печерского.

Икона, написанная ангелом

В 1114 году пришло время, когда Господь призвал святого на Небеса, но перед его кончиной явил еще одно чудо. Отец Алипий взял заказ на написание божественного лика Божьей Матери, пообещав выполнить его к празднику Успения Богородицы, но сам слег в предсмертном ожидании. Заказчик очень волновался, но получил убедительное обещание, что заказ будет выполнен в срок.

Прождав определенное время, благочестивый муж снова пришел к святому и застал его умирающим, впал в великую скорбь. После ухода опечаленного и разочарованного мужа к умирающему блаженному явился прекрасный юноша, который взял кисти и начал писать икону Богородицы. Через три часа великолепное творение было готово, и святой понял, что Сам Бог послал ангела, чтобы творить через него.

В полночь исчез ангел и картина, нарисованная ним. Благочестивый муж тоже не спал в эту ночь, он молился и спрашивал Господа, в чем его грех, что Творец не благословил его новой иконой. Поутру он пошел в храм просить Бога о прощении грехов, открыв двери, пал на колени, увидев святой образ, стоящий на приготовленном для него месте.

Радостный муж поехал в монастырь, сообщил о чуде, явленном через преподобного отца Алипия, игумену и братии, после чего блаженный тихо почил 17 августа по старому стилю. Покрытое пеленами тело святого было положено в Антониевой пещере, где хранится и поныне.

Почитание

Православный мир дважды в год на богослужениях воздает дань памяти святому 30 августа и 11 октября, вспоминая о нем в молитвах в день Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Читайте так же:  126 псалом текст молитвы

Антониевы пещеры с начала 12 века хранят мощи преподобного Алипия, причисленного к лику святых православной церковью. Историки не берутся с точностью определить иконы, написанные святым иконописцем.

Известно, что Великая Панагия была написана Алипием, потом она подарена Владимиром Мономахом Ростовскому собору Успения Богородицы. Кисти великого художника приписывают и Свенскую Печерскую икону Богородицы.

30 августа — память прп. Алипия, иконописца Печерского

Содержимое

Али­пий Пе­чер­ский был од­ним из пер­вых и луч­ших ико­но­пис­цев на Руси, по­стри­же­ник пре­по­доб­но­го Ни­ко­на († 1088; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля), с мо­ло­дых лет под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Ико­но­пи­са­нию он учил­ся у гре­че­ских ма­сте­ров, ко­то­рые рас­пи­сы­ва­ли Пе­чер­скую цер­ковь.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Св. Али­пий был оче­вид­цем див­но­го чу­да: ко­гда ико­но­пис­цы укра­ша­ли жи­во­пи­сью ал­тарь, то в нем са­ма со­бой изо­бра­зи­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; при этом ико­на бли­ста­ла яр­че солн­ца, по­том из уст Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы вы­ле­тел го­лубь, ко­то­рый, по­ле­тав дол­гое вре­мя по церк­ви, вле­тел в уста Спа­си­те­ля, изо­бра­жен­но­го на иконе, на­хо­дя­щей­ся в верх­ней ча­сти церк­ви.

Пре­по­доб­ный Али­пий пи­сал ико­ны да­ром и ес­ли узна­вал, что в ка­кой-ни­будь церк­ви ико­ны об­вет­ша­ли, брал их к се­бе и по­прав­лял без­воз­мезд­но. Свя­той ни­ко­гда не был празд­ным и остав­лял ико­но­пи­са­ние толь­ко ра­ди бо­же­ствен­ной служ­бы. Он был по­свя­щен в сан иеро­мо­на­ха. Свя­той Али­пий был из­ве­стен да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни. Пре­по­доб­ный ис­це­лил ки­ев­ля­ни­на, стра­дав­шей про­ка­зой, по­ма­зав ра­ны боль­но­го крас­ка­ми. Мно­го икон, на­пи­сан­ных пре­по­доб­ным про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. Из­вест­ны неко­то­рые слу­чаи, ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии по­мо­га­ли ему пи­сать ико­ны. Один ки­ев­ля­нин, по­стро­ив цер­ковь, по­ру­чив двум ино­кам за­ка­зать для нее ико­ны. Ино­ки ута­и­ли день­ги и ни­че­го не ска­за­ли пре­по­доб­но­му Али­пию. Про­ждав дол­гое вре­мя, ки­ев­ля­нин об­ра­тил­ся с жа­ло­бой к игу­ме­ну на пре­по­доб­но­го, и тут толь­ко об­на­ру­жи­лось, что свя­той ни­че­го не слы­шал о за­ка­зе. Ко­гда при­нес­ли дос­ки, дан­ные за­каз­чи­ком, ока­за­лось, что на них уже на­пи­са­ны пре­крас­ные ли­ки. Ко­гда сго­ре­ла для них по­стро­ен­ная цер­ковь, то ико­ны оста­лись це­лы­ми. В дру­гой раз Ан­гел на­пи­сал ико­ну в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­гда свя­той ле­жал в пред­смерт­ной бо­лез­ни. Тот же Ан­гел при­нял ду­шу пре­по­доб­но­го Али­пия, ко­то­рый скон­чал­ся в 1114 г. и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Молитвы

Тропарь преподобному Алипию, иконописцу Печерскому, в Ближних пещерах, глас 8

Зра́ки изобразу́я святы́х на дщи́цах,/ сих благодея́ния спе́шно,/ я́ко иску́сен худо́жник, всехва́льне Али́пие,/ написова́л еси́ на скрижа́лех твоего́ се́рдца,/ и сего́ ра́ди, а́ки о́браз, благоле́пне укра́шен,/ свяще́нства благода́тию, а́ки зла́том, обложи́лся еси́// от Христа́ Бо́га и Спа́са душ на́ших.

Кондак преподобному Алипию, иконописцу Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2

Видео (кликните для воспроизведения).

От ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние,/ вдан был еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния;/ и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь,/ ты та́можде посо́бствовал,/ и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние,/ от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство,/ я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху,// тем тя чтим и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.

Преподобному Алипию, иконописцу Печерскому (ин канон)

Тропа́рь, гла́с 8:

Зра́ки изобразу́я святы́х на дщи́цах, си́х благодея́ния спе́шно, я́ко иску́сен худо́жник, всехва́льне Али́пие, написова́л еси́ на скрижа́лех твоего́ се́рдца, и сего́ ра́ди а́ки о́браз боголе́пно укра́шен, свяще́нства благода́тию а́ки зла́том обложи́лся еси́ от Христа́ Бо́га и Спа́са ду́ш на́ших.

Кано́н преподо́бному, гла́с 8.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Пе́снь возсле́м, лю́дие, чу́дному Бо́гу на́шему, свободи́вшему Изра́иля от рабо́ты, пе́снь побе́дную пою́ще и вопию́ще: пои́м Тебе́, Еди́ному Влады́це.

Пе́снь возсла́ти пода́ждь, Христе́, по́мощь свы́ше рабо́м Твои́м, да принесе́м от те́плыя любве́ хвале́ние, в па́мяти уго́дника Твоего́, Тебе́, Еди́ному Влады́це.

Благода́ти умно́жившейся, процвета́ше ве́ра, и умножа́шеся по́лк преподо́бных на горе́ Пече́рской, и́мже соо́бщник в житии́ хотя́ бы́ти преподо́бный, прии́де послужи́ти Еди́ному Христу́ и Влады́це.

От ю́ности твоея́, вда́лся еси́ роди́тельми свои́ми, преподо́бне, в науче́ние ико́ннаго писа́ния, ему́же усе́рдно прилежа́, напи́совал еси́ в се́рдце свое́м целому́дрие и чистоту́, я́ко от обои́х бы́л еси́ ра́б своему́ Влады́це.

Чу́дное твое́ послуша́ние ди́внаго тя́ чудесе́ зри́теля показа́, о́тче, ви́дел бо еси́ о́браз Влады́чицы, изображе́н нерукотворе́нне, и, от сего́ виде́ния бо́льшею любо́вию к богомы́слию разгоре́вся, се́рдце свое́ уготовля́л еси́, а́ки скрижа́ль, к написа́нию па́мяти о Христе́ Влады́це.

Богоро́дичен: Скрижа́ль, иму́щая Ду́хом Святы́м напи́санный несказа́нно о́браз Ипоста́си Отчия, мое́ злообра́зие, Ма́ти Де́во, во благообра́зие благи́х дея́ний претвори́, да от ны́не угото́влюся послужи́ти Христу́, Бо́гу моему́ и Влады́це.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́ко Госпо́дь, и не́сть пра́веден, я́ко Бо́г на́ш, Его́же пое́т вся́ тва́рь: не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Не́сть Тебе́ подо́бен в бозе́х, Христе́, де́йством бо Твоего́ Пресвята́го Ду́ха изобрази́л еси́ ико́ну Ма́тере Твоея́ нерукотворе́нне, и бы́сть чу́до ве́лие, ему́же самови́дец бе́ преподо́бный Тво́й, Го́споди.

Иже чудеса́ де́йствоваше, То́йжде излете́ от у́ст ико́ны нерукотворе́нныя во о́бразе голуби́ном, Его́же ви́дев облета́юща вну́трь це́ркве, преподо́бный Тво́й, Христе́, вся́ презре́, и ничто́же в ми́ре се́м возлюби́, па́че Тебе́, Го́споди.

Образ сла́вы Бо́жия ви́дев, преподо́бне, а́бие измени́л еси́ мирски́й о́браз, бы́в чернори́зец, до́бре напису́я доброде́тели изображе́ние, е́же и на́м вообрази́ те́плыми моли́твами твои́ми.

От ико́ннаго худо́жества своего́, о́тче, навы́кл еси́ духо́вныя де́тели вообража́ти, до́бре бо убели́в сви́ток се́рдца своего́ сле́зными пото́ки, написа́л еси́ па́мяти о Бо́зе помышле́ние.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, сви́тче, Богоневе́стная Де́во, на не́мже пе́рстом Бо́жиим написа́ся Отчее Сло́во, напиши́ на сви́тце се́рдца моего́ па́мять Стра́шнаго Суда́, и гряду́щими муче́нии удержи́ е́ от злы́х, молю́ся.

Седа́лен, гла́с 4:

Бо́жия сла́вы зри́теля и ико́ннаго де́лателя прему́дра, кто́ с на́ми пе́сньми тя́ не восхва́лит, преподо́бне, ви́дел бо еси́ от ча́сти чу́вственне Свята́го Ду́ха, — ны́не же, предстоя́ Вы́шняго престо́лу, не зерца́лом, но лице́м к лицу́ присносу́щную зри́ши сла́ву Бо́жию, ея́же и мы́ да причасти́мся, о́тче Али́пие, моли́твами твои́ми.

Читайте так же:  Молитва очищение всякой вещи

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Предста́тельнице Святе́й Тро́ице, предста́ни на́м ско́ро, в дне́шний де́нь собра́вшимся в хра́ме Твое́м пречестно́м, и да́ждь сла́ву преподо́бных Твои́х зре́ти сла́вящим Тя́, Де́во, моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися, богови́дно усмотри́, и со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.

Из горы́ призва́л еси́ в сле́д Тебе́ тещи́ преподо́бнаго Твоего́, Христе́, то́йже, мирски́я молвы́ отве́ргся, все́ю душе́ю приложи́ся Тебе́, и во уме́ изобража́ше при́сно си́лу Твою́.

Яко све́тлая звезда́, возсия́л еси́, о́тче, на горе́ Пече́рской, доброде́тели бо от тебе́, я́ко лучи́, простро́шася, блаже́нне, и освеща́ют дне́сь тя́ велича́ющих, те́мже и мы́ прославля́ем благода́ть твою́.

Не мзды́ ра́ди, но ре́вностию дви́жимь, прилежа́л еси́ де́лу своему́, и от сего́ во благоле́пие неща́дно раздава́л еси́ це́рквам Бо́жиим, я́ко да вси́, зря́ще на ико́ны твоя́, в любо́вь Бо́жию сердца́ своя́ обраща́ют.

До́бр де́латель яви́лся еси́, блаже́нне, виногра́да Христо́ва, я́ко сво́йственно тебе́ со апо́столом глаго́лати: не ту́не хле́б ядо́х, и́бо ру́це мои́ мне́ и ине́м послужи́сте. Те́мже прия́л еси́ от Бо́га дина́р, и с благи́ми рабы́ сла́ву присносу́щную зри́ши.

Богоро́дичен: От чи́стаго сокро́вища чре́ва Твоего́ Дина́р яви́вшая ми́ру, искупи́ла еси́ те́м все́х от перво́роднаго до́лга, Ма́ти Бо́жия, к Тебе́ прибега́ю, искупи́ мя от мы́сленных заимода́вцов, да при́сно сла́влю бла́гость Твою́.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Утренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны, Ты́ бо еси Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.

Утренюющих славосло́вием к тебе́ от уны́ния возста́ви, о́тче, и от мра́чных де́л к све́ту богоразу́мия моли́твами твои́ми возведи́ умы́ на́ша, ско́раго бо тебе́ на по́мощь поспе́шника зна́ем.

От де́ла руку́ твое́ю, о́тче, в че́сть Еди́наго Бо́га, в трича́стное отлуча́л еси́ разделе́ние: ико́нному тре́бованию, в монасты́рское де́лание и в ми́лостыню ни́щим, и си́м стяжа́л еси́ лу́чшее, присножела́емое рая́ селе́ние.

День ручны́м де́ланием, но́щь же бде́нием, моли́твою и поклоне́нием провожда́л еси́ всегда́, блаже́нне, и та́ко, возложи́в ру́ку на ра́ло, упра́влен бы́л еси́ в Ца́рство Бо́жие. Та́мо помяни́ и на́с хода́тайством твои́м к Бо́гу.

Возсия́ со́лнце и ви́де твоя́ труды́, свя́те, и́бо смире́ние, нестяжа́ние, чистоту́, терпе́ние, по́ст любо́вию ко все́м растворя́л еси́, и си́м восхожде́нием возше́л еси́ на высоту́ богомы́слия, и небе́снаго дарова́ния сподо́бился.

Богоро́дичен: Утро мы́сленное, произве́дшая в ми́р вели́кое Со́лнце, озари́ на́ш у́м и се́рдце, и сы́ны Све́ту покажи́ ны, мо́лимтися, Безневе́стная Де́во, Ты́ бо еси́ просвеще́ние и упова́ние на́ше.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.

Ри́зу Ангельскаго о́браза украси́в ша́рами и́ноческих трудо́в, возше́л еси́ на высо́кий степе́нь свяще́нства, сове́том наста́вника своего́, и на то́м стоя́ а́ки свети́ло, све́том твои́х де́л мно́гих просвети́л еси́.

Ри́зу креще́ния окаля́вшему мне́ греха́ ка́лом, да́ждь умиле́ние, свя́те, моли́твами твои́ми, да в не́м исперу́ и чи́ст явлю́ся лицу́ Бо́жию: се́ бо предстою́, песносло́вя хвалу́ Твою́ бре́нными устна́ми.

Оде́жду свяще́нства прие́мь, по подо́бию Вели́каго Архиере́я, Сы́на Бо́жия, вше́л еси́, о́тче, во вну́тренняя заве́сы, приноси́ти же́ртву Поже́ршемуся за гре́х всего́ ми́ра, твои́ми моли́твами ны́не, а́ки же́ртвою, и о на́с, свя́те, Творца́ уми́лостиви.

Оде́ян сы́й оде́ждою свяще́нства, бо́льших дарова́ний сподо́бился еси́, я́ко и оде́янных прокаже́нием моли́твами твои́ми исцеля́л еси́, и на́с, мы́сленне неду́гующих, си́ми исцели́, мо́лимтися, преблаже́нне.

Богоро́дичен: Уязви́вших на́с грехолю́бия стрело́ю, уязви́, Пречи́стая Де́во, и побе́гнут, студо́м пораже́нни, де́монския полки́, Ты́ бо еси́ бесо́м стру́п неисце́льный.

Конда́к, гла́с 2:

От ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние, вда́н бы́л еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния; и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь, ты́ та́можде посо́бствовал, и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние, от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство, я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху, те́м тя́ чте́м и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Отроцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно, и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Де́тски игра́юща сумне́нием в ве́ре, пра́ведно ка́знь Бо́жия пости́же: покры́ бо прока́за лице́ его́, сего́ ты́, о́тче, исцели́л еси́, и отъи́де, поя́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Испове́давшему гре́х неве́рствия своего́, пе́рвее приложи́л еси́, блаже́нне, покая́ния пла́стырь, и, души́ исцеле́вшей, исцеле́ и лице́ пома́занием ва́п твои́х, и то́й о тебе́ воспетъ́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Иже пе́рвее обоня́ния грехо́м острупи́вся, по сове́ту диа́волю отча́яся спасе́ния наде́жды. Се́ то́й па́ки, твои́м, свя́те, уче́нием к Бо́гу обрати́вся, исцеле́н бы́сть, и избы́в обои́х струпо́в, воззва́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Твои́м, преподо́бне, дивя́щеся чудесе́м мно́гим, взыва́ем согла́сно: ра́дуйся, Елисе́е но́вый, неве́рующаго исцели́вый от прока́зы, я́ко Неема́на, и о тебе́ пе́снь о́троческую воспе́т: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Безобра́зие души́ моея́ кто́ испра́вит, а́ще не Ты́, Ма́ти Бо́жия, ша́рами бла́гости Твоея́ тоя́ лице́ в благообра́зие претвори́ши? И благоле́пие прие́м, воспою́: ра́дуйся, Образу́ющая живописа́тельне челове́ческий о́браз.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: На горе́ святе́й просла́вльшася, и в купине́ огне́м Присноде́вы Моисе́ови та́йну я́вльшаго, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Яви́ тя, о́тче, все́х Созда́тель на горе́ Пече́рской доброцвету́щее ко исцеле́нию дре́во, плода́ми бо твои́х моли́тв все́м к тебе́ приходя́щим подава́л еси́ исцеле́ние неоску́дно, и отхожда́ху здра́вы, превознося́ще Го́спода во ве́ки.

Незло́бие се́рдца твоего́ не лиши́ тя, преподо́бне, вели́ких дарова́ний, никогда́же бо огорчи́лся еси́ на оскорбля́ющих тя́, ниже́ возда́л еси́ зло́ за зло́, те́м и просла́ви тя́ Христо́с зде́ и та́мо во ве́ки.

Читайте так же:  Молитвы основы православной культуры 4 класс

Сребролю́бия омраче́ннии тмо́ю облича́ху тя́ пред челове́ки, но Бо́г изведе́, я́ко све́т, пра́вду твою́ и незло́бие твое́, я́ко полу́дне, ископа́вшии же тебе́ я́му впадо́ша в ню́, и сту́д и́х помина́ют вси́ во ве́ки.

Тро́ичен: Седми́ дарова́нии де́йствуяй в Тро́ице Еди́ный Бо́же, изобрази́тися седми́м ико́нам повеле́л еси́ нерукотворе́нне, и яви́л еси́ преподо́бнаго, иму́щаго се́дмь Паракли́та Твоего́ даро́в, сия́ и на́м пода́ждь, всеще́дрый Царю́, да превозно́сим Тя́ во ве́ки.

Богоро́дичен: От все́х дарова́ний прие́мшая истка́нную ри́зу, ря́сны златы́ми оде́яна предста́ла еси́ Тро́ице Живонача́льней. Ста́ни у́бо, возде́вши пречи́стеи ру́це Твои́, и о на́с, благотворе́ния обнаже́нных, помоли́ся, Ты́ бо еси́, Пренепоро́чная, покрыва́ющая грехи́ на́ша.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Тя́, неискусобра́чную Ма́терь Бо́га Вы́шняго, Тя́, па́че ума́ ро́ждшую сло́вом вои́стинну Бо́га, вы́шшую пречи́стых Си́л, немо́лчными славословле́нии велича́ем.

Тя́, о́тче, прославля́ющаго, просла́ви Бо́г, я́ко твоего́ писа́ния ико́нам никогда́же о́гнь одолева́ше, но пребыва́ху це́лы от пожа́ра невреди́мы, я́же чудоде́ющия ви́дяще, о тебе́ немо́лчно славословле́нии Христа́ велича́ем.

Отвсю́ду стека́хуся лю́дие ви́дети пресла́вное чу́до, я́ко вся́ ина́я пояде́ пла́мень о́гненный, твоего́же писа́ния ико́н, ника́коже вреди́. Еже и мы́, слы́шаще чудоде́йствующаго в тебе́ Бо́га, славословле́нии велича́ем.

Храни́л еси́ незло́бие и ви́дел еси́ правоту́, житие́ свое́ провожда́я во вся́кой святы́ни, те́мже отвсю́ду Бо́г тя́ прославля́ше, и изыма́ше от вся́кия напа́сти; сея́ и на́с изба́ви твои́ми моли́твами, свя́те, да вы́ну тя́ пе́сньми велича́ем.

Ра́дуется гра́д Росто́в, содержа́й ико́ну, ма́нием Бо́жиим напи́санну, и я́ко многоце́нным сокро́вищем искупу́ется от все́х страсте́й, ю́же лобыза́юще, помина́ет, коли́ко Бо́г де́йствоваше тобо́ю, блаже́нне. Сие́ чудоде́йствие и мы́ дне́сь чту́ще, удивля́емся и славословле́нии велича́ем.

Богоро́дичен: Сто́лп кре́пости иму́ще Тя́, раби́ Твои́, Богоро́дице Де́во, от лица́ вра́г на́ших гони́ми, к Тебе́ прибега́ем, и припа́дающе, мо́лимся: сохраня́й на́с, в беда́х су́щих, Ты́ бо еси́ сто́лп на́м кре́пок от лица́ вра́жия и стена́ необори́ма.

Свети́лен:

При́сно храня́й тя́, преподо́бне, в ско́рбех, прии́де за тя́ пред лице́м твои́м, Богома́тере ико́ну написа́ти, ю́же в три́ часа́ изобрази́в све́тло, даде́ во благоле́пие пречи́стому хра́му на пра́здник, тебе́ же поя́т во хра́м Го́рний с су́щими от ве́ка святы́ми пра́здновати, иде́же ны́не гла́сом ра́дости пра́зднуяй, помяни́ и на́с, Али́пие, о́тче блаже́ннейший.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Хра́м су́щи, Вы́шняго десни́цею созда́нный, хра́м души́ моея́, грехо́м па́дший, возста́ви, Ма́ти Бо́жия, обнови́ Твои́м посеще́нием, и да́ждь без ле́ности сла́ву Тебе́ принося́щим, непреста́нно Тебе́ воспе́ти: ра́дуйся, Хра́ме Госпо́день, в прибе́жище христиа́ном со́зданный.

30 августа — память прп. Алипия, иконописца Печерского

Али­пий Пе­чер­ский был од­ним из пер­вых и луч­ших ико­но­пис­цев на Руси, по­стри­же­ник пре­по­доб­но­го Ни­ко­на († 1088; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля), с мо­ло­дых лет под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Ико­но­пи­са­нию он учил­ся у гре­че­ских ма­сте­ров, ко­то­рые рас­пи­сы­ва­ли Пе­чер­скую цер­ковь.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Св. Али­пий был оче­вид­цем див­но­го чу­да: ко­гда ико­но­пис­цы укра­ша­ли жи­во­пи­сью ал­тарь, то в нем са­ма со­бой изо­бра­зи­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; при этом ико­на бли­ста­ла яр­че солн­ца, по­том из уст Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы вы­ле­тел го­лубь, ко­то­рый, по­ле­тав дол­гое вре­мя по церк­ви, вле­тел в уста Спа­си­те­ля, изо­бра­жен­но­го на иконе, на­хо­дя­щей­ся в верх­ней ча­сти церк­ви.

Пре­по­доб­ный Али­пий пи­сал ико­ны да­ром и ес­ли узна­вал, что в ка­кой-ни­будь церк­ви ико­ны об­вет­ша­ли, брал их к се­бе и по­прав­лял без­воз­мезд­но. Свя­той ни­ко­гда не был празд­ным и остав­лял ико­но­пи­са­ние толь­ко ра­ди бо­же­ствен­ной служ­бы. Он был по­свя­щен в сан иеро­мо­на­ха. Свя­той Али­пий был из­ве­стен да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни. Пре­по­доб­ный ис­це­лил ки­ев­ля­ни­на, стра­дав­шей про­ка­зой, по­ма­зав ра­ны боль­но­го крас­ка­ми. Мно­го икон, на­пи­сан­ных пре­по­доб­ным про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. Из­вест­ны неко­то­рые слу­чаи, ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии по­мо­га­ли ему пи­сать ико­ны. Один ки­ев­ля­нин, по­стро­ив цер­ковь, по­ру­чив двум ино­кам за­ка­зать для нее ико­ны. Ино­ки ута­и­ли день­ги и ни­че­го не ска­за­ли пре­по­доб­но­му Али­пию. Про­ждав дол­гое вре­мя, ки­ев­ля­нин об­ра­тил­ся с жа­ло­бой к игу­ме­ну на пре­по­доб­но­го, и тут толь­ко об­на­ру­жи­лось, что свя­той ни­че­го не слы­шал о за­ка­зе. Ко­гда при­нес­ли дос­ки, дан­ные за­каз­чи­ком, ока­за­лось, что на них уже на­пи­са­ны пре­крас­ные ли­ки. Ко­гда сго­ре­ла для них по­стро­ен­ная цер­ковь, то ико­ны оста­лись це­лы­ми. В дру­гой раз Ан­гел на­пи­сал ико­ну в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­гда свя­той ле­жал в пред­смерт­ной бо­лез­ни. Тот же Ан­гел при­нял ду­шу пре­по­доб­но­го Али­пия, ко­то­рый скон­чал­ся в 1114 г. и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Молитвы

Тропарь преподобному Алипию, иконописцу Печерскому, в Ближних пещерах, глас 8

Зра́ки изобразу́я святы́х на дщи́цах,/ сих благодея́ния спе́шно,/ я́ко иску́сен худо́жник, всехва́льне Али́пие,/ написова́л еси́ на скрижа́лех твоего́ се́рдца,/ и сего́ ра́ди, а́ки о́браз, благоле́пне укра́шен,/ свяще́нства благода́тию, а́ки зла́том, обложи́лся еси́// от Христа́ Бо́га и Спа́са душ на́ших.

Кондак преподобному Алипию, иконописцу Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2

Видео (кликните для воспроизведения).

От ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние,/ вдан был еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния;/ и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь,/ ты та́можде посо́бствовал,/ и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние,/ от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство,/ я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху,// тем тя чтим и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.

Молитва алипию печерскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here