Молитва авдала текст

Подробное описание: Молитва авдала текст - с детальным описанием, специально для Вас!

Исход субботы

Выделяя субботу как особый день, мы торжественно отмечаем не только ее наступление, но — и ее завершение, переход от субботы к будням. Для этого существует особая процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала (слово так и переводится — отделение). Строго говоря, заключается эта процедура в произнесении особого текста, объявляющего о моменте перехода к будням. До этого момента все запреты субботы еще не потеряли силу.

Слова авдалы включены в молитву Шмоне Эсре, читаемую вечером на исходе субботы. Они входят в первую из так называемых «средних благословений»: в будни это четвертая браха, которая начинается словами: «Ты даруешь человеку разум и учишь людей пониманию…»

Даем перевод текста авдалы: «Ты даровал нам способность постигать Твою Тору и научил нас исполнять законы, установленные по Твоей воле. И отделил Ты, Всевышний, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день от шести рабочих дней».

Эти же слова читают при авдале, устраиваемой дома, после возвращения из синагоги. Текст всех брахот можно найти в любом сидуре (сборнике еврейских молитв и благословений).

Сначала читают несколько отрывков из Теилим (Псалмов), затем произносят браху над вином — БОРЕ ПРИ АГАФЕН. Взяв в руки предмет, источающий приятный запах (благовонные вещества — бесамим, или пахучие растения), произносят специальную браху — БОРЕ МИНЕЙ ВЕСАМИМ. Затем благословение на свет свечи — БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ. В заключение читают браху, приведенную выше и заканчивающуюся словами: «Благословен Ты, Всевышний, отделяющий святое от будничного, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ».

Женщины свободны от авдалы (и не пьют вино авдалы), если мужчины произносят ее текст и для них. Если женщина делает авдалу сама, то ей не надо читать браху на свет свечи.

До авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка».

Суббота, праздники, будни 26. Исход субботы и Авдала

Исход субботы — моцаэй шабат (מוצאי שכת)

Время исхода субботы

1. Время исхода субботы можно узнать в календаре, специальных таблицах, сайтах, приложениях.

2. В «моцаэй шабат» нельзя совершать запрещенные в субботу действия, пока не наступит указанное в таблице время.

В шмоне эсре, в брахе חרבן הדעת, добавляют молитву אתה חוננתנו. В ней констатируется переход от святости субботы к будням и говорится:

ותבדל ה, אלקינו בין קדש לחול, בין אור לחשך, בין ישראל לעמים, בין יום השביעי לששת ימי המעשה וכו

Тот, кто забыл добавить אתה חוננתנו и обнаружил ошибку до того, как произнес Имя ה в конце брахи חונן הדעת, возвращается к началу.

Однако, если он уже произнес Имя ה׳, то не повторяет это добавление אתה חוננתנו.

После окончания вечерней молитвы шмоне эсре шлиах цибур — хазан — говорит хаци кадиш.

3. Затем произносят:

יושב בסתר עליון וכו׳,ויהי נעם וכו׳ ואתה קדוש וכר

Фразу ויהי נעם произносят стоя.

Этими словами ויהי נעם ה׳ אלקינו עלינו וכוי благословил Моисей еврейский народ, когда было завершено строительство святилища (משכן), в котором проявилась и ощутилась близость Б-га к еврейскому народу. Поэтому говорят на исходе субботы ואתה קדוש יושב תהילות ישראל וכו׳ — «и Ты свят и находишься среди восхвалений еврейского народа Тебе».

Если на один из дней наступающей недели приходится праздник (связанный с запретными в субботу и праздники действиями), то на исходе субботы вышеуказанные отрывки и главы из «Теилим» не произносят.

Выходцы восточных общин говорят их во всех случаях.

Освящение луны — «кидуш левана» (קידוש לבנה)

4. В один из вечеров первой половины месяца, когда уже хорошо заметен свет луны, произносят браху на ее обновление: «биркат кидуш левана». Произносят ее раз в месяц, стоя под открытым небом. Время для этого благословения наступает три дня спустя после новолуния; евреи восточных общин ожидают семь дней.

В календарях приводят последнюю дату, когда еще можно «освящать луну».

5. «Кидуш левана» принято говорить на исходе субботы. Однако. если тучи мешают отчетливо видеть свет луны, это благословение произносят в другую ночь.

К благословению «кидуш левана» добавляют некоторые молитвы, тексты которых приведены в сидуре.

Авдала (הבדלה)

6. На исходе субботы произносят над стаканом вина благословения «авдала». Суть их состоит в том, что мы как бы проводим границу между святостью субботы и буднями. Стакан, над которым говорят авдалу, должен содержать «ревиит» вина (см. в таблице мер в конце первой части). Стакан наполняют вином доверху так. чтобы немного перелилось через край — в знак изобилия и благословения дней наступающей недели. Нельзя отпивать из стакана до авдалы, и если отпили, надо вновь наполнить его.

7. Авдала начинается с нескольких фраз из «Теилим», затем благословляют בורא פרי הגפן .

8. После этого совершают благословение на растения, источающие приятные запахи: ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם בורא מיני בשמים, и нюхают их сразу же после брахи (о благословениях на ароматы см. глава 13-я, закон 4).

Евреи восточных общин говорят в авдале благословения עצי בשמים или עשבי בשמים на соответствующие благовония.

9. Затем благословляют на свет свечи: ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם בורא מאירי האש, и смотрят на ладони и ногти при ее свете. Эту браху следует сказать над двумя касающимися друг друга огнями, например свеча с двумя фитилями или две свечи, пламя которых соединено.

Произнося благословения מיני בשמים и מאורי האש, переносят стакан с вином в левую руку.

10. После благословения מאורי האש произносят «биркат авдала»: ברוך אתה ה׳ וכר המבדיל בין קדש לחול וכר. Принято, что тот. кто говорит авдалу. выпивает вино. Следует выпить все вино и совершить после этого благословение על הגפן ועל פרי הגפן (см. выше глава 14-я. законы 2.3). В случае если нет вина, надо выяснить у сведущего в законах человека, какие напитки можно использовать для авдалы вместо вина: и тогда, соответственно благословляют שהכל נהיה בדברו вместо בורא פרי הגפן, и браха после питья будет в таком случае בורא נפשות רבות .

Читайте так же:  Неприступная стена молитва

11. Во время брахот авдалы нельзя разговаривать.

Женщины обычно не совершают авдалу (и также не пьют вино авдалы), если мужчина может произнести ее для них. Если женщина делает авдалу сама, то она не говорит браху «בורא מאורי האש» на свет свечи.

Мужчина, уже произнесший авдалу, может повторить ее для женщин, только если при этом присутствуют другие мужчины или даже мальчики до возраста бар мицва.

12. На исходе субботы до авдалы, нельзя ничего есть и пить, кроме воды.

13. Нежелательно начинать запрещенные в субботу действия до авдалы.

Тот, кто вынужден это сделать (разумеется, после исхода субботы, т.е. после появления звезд), и он еще не прочел молитву арвит, либо забыл сказать в ней «אתה חומתנו», должен произнести «ברוך המבדיל בין קדש לחול» (не произнося Имя ה׳). После этого он может приступать к обычным работам будней, однако ему все равно нельзя ничего есть и пить (кроме воды), пока он не совершит авдалу.

Женщины, которые не читают вечернюю молитву (и не сказали אתה חוננתנו), должны произнести с исходом субботы ברוך המבדיל בין קדש לחול перед тем, как начинать будничные работы.

«Мелаве малка» — трапеза после исхода субботы

Провожая субботу, устраивают в ее часть трапезу мелаве малка («проводы царицы»).

Эту трапезу следует проводить с хлебом, однако, тот, кто чувствует себя слишком сытым, может есть другие мучные изделия.

Молитва авдала текст

Свеча для авдалы

Авдала – В переводе с иврита означает “разделение”.

Краткое благословение и особый ритуал, символизирующий окончание субботы или праздника и переход к будням(шаббат).

После окончания субботы над бокалом вина произносят благословение об отделении субботы от будней. Кроме того, произносят благословения на приятно пахнущие травы или пряности, что символизирует укрепление души, ослабевшей от того, что суббота с ее святостью ушла.

Произносят также благословение на специальную зажженную свечу, символизирующую будни. В течение всей субботы нельзя зажигать огонь (в том числе — электрический свет). Впрочем, можно пользоваться огнем и светом, которые были зажжены до наступления субботы.

В Израиле продаются самые разные авдальные свечи, всех цветов, обычно с семью фитильками – по количеству дней в неделе.

Зажигаем свечу для Авдалы

По обычаю её дают незамужней девушке. Считается, что чем выше она будет держать свечу, тем выше окажется её будущий муж. Есть смысл встать на цыпочки, если девушка мечтает о высоком супруге. После этого произносят благословление:

“Барух Ата, Адонай, Элогейну, Мелех hа-олам, борэ меорей-ha-эш!”
“Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, создавший свет пламени!” – все говорят: “Амен” и смотрят на отсвет огня на своих ногтях. Считается, что этот огонь должен напомнить нам свет рая. Необходимость произнесения этого благословения связана с тем, что после “первой субботы”, которой завершилось Сотворение мира, Небесный Свет как бы уменьшился. Ведь после того, что произошло с Адамом и Хавой в Ган Эдене, связь человека с Творцом была частично слаблена.

Замужние женщины, которым необходимо совершить какую-либо работу раньше, чем они услышат «авдалу», произносят: «Благословен отделяющий святое от будничного» (а если сразу после субботы наступает праздник, то: «Благословен отделяющий святое от святого») и приступают к работе.

хавдала

( הַבְדָּלָה , `разделение`), бенедикция, произносимая во время вечерней молитвы на исходе субботы или праздника, а также специальная церемония «отделения» субботы (или праздника) от будней, которая сопровождается чтением краткого литургического текста и символическими действиями. Символическое отделение субботы от будней упоминается в Талмуде как один из обычаев, учрежденных мужами Великого собора.

Таннаи спорили о том, считать ли хавдалу отдельной бенедикцией или она входит в число 18 бенедикций (Шмоне-‘эсре, см. Амида; Тосеф., Бр. 1:9). Согласно Вавилонскому Талмуду, сначала хавдала существовала лишь как часть молитвы Амида, а впоследствии, «когда евреи разбогатели», они стали произносить хавдалу над стаканом вина после молитвы; обеднев, они вернулись к прежнему обычаю. В Иерусалимском Талмуде (Бр. 5:1, 29б) существует ряд противоречивых мнений по поводу того, была ли хавдала изначально частью молитвы или церемония хавдалы после молитвы должна была занять детей и возникла позже; существовала ли хавдала изначально как церемония со стаканом вина, или хавдала в молитве и хавдала над стаканом вина существовали независимо друг от друга с давних времен.

По-видимому, уже в конце талмудического периода возник обычай производить хавдалу в синагоге после молитвы, чтобы бедняки и путешественники, у которых нет вина, могли бы участвовать в церемонии (Та‘ан. 24а). Впоследствии в общинах Европы этот обычай стал практически обязательным.

Церемония хавдалы строится на произнесении символических текстов, сопровождаемых символическими действиями; Талмуд не сообщает, в чем смысл этих действий. В тексте ашкеназской (см. Ашкеназы) бенедикции хавдалой благословляется Всевышний, «отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести рабочих дней». В ашкеназской традиции церемонии произнесения хавдалы над стаканом вина предпосланы чтение стихов Писания, в том числе из Исайи (12:2–3), и три благословения: на вино, на благовония, на огонь свечи.

Вино, благовония и огонь — компоненты церемонии хавдалы с древних времен; последовательность связанных с ними действий — предмет спора между школами Шаммая и Хиллела (Шаб. 8:5). Над вином, которое принято наливать через край, произносится соответствующее благословение; выпивает его после завершения церемонии тот, кто произносит текст хавдалы. Церемония с вином, по-видимому, представляет собой смысловую параллель киддуша. После бенедикции «Создавший различные благовония. » присутствующие нюхают бесамим (`благовония`). Затем к свету свечи принято протягивать ладони (в некоторых общинах при этом разглядывают ногти или линии ладоней). В сефардских общинах (см. Сефарды) в качестве бесамим используют сорванные на исходе субботы благоухающие растения, как правило, розмарин. В Европе их заменяли специями: гвоздикой или корицей. В обоих случаях пользовались только природными веществами растительного происхождения.

Читайте так же:  Молитва на удачную покупку квартиры Николаю Чудотворцу

Происхождение обычая нюхать благовония неясно. По мнению ришоним, благовония представляют собой символическое утешение за потерю добавочной души, вселяющейся в человека в субботу и покидающей его на исходе субботы.

Благословение, произносимое над зажженной свечой («Благословен сотворивший огонь»), взято из мидраша Пиркей де-рабби Эли‘эзер, в котором, однако, не сказано, в чем связь между огнем и проводами субботы. Са‘адия Гаон в своей полемической переписке с караимами, отвечая на упрек в распространении в раввинистических кругах обычаев, не упомянутых в Торе и потому чуждых иудаизму, объясняет действия хавдалы следующим образом: зажигание огня есть некий символ любого созидательного действия, поэтому в хавдале зажигают огонь и благодарят Всевышнего за то, что он запретил евреям трудиться в субботу и разрешил созидать в остальные дни недели. Таким образом, обычай протягивать руки к огню свечи хавдалы следует понимать как освящение рук в переходе от бездействия к труду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существует и иная интерпретация этого обычая: действия хавдалы имеют целью отпугнуть силы зла и нечистоты, которые после субботнего покоя чрезвычайно свирепы. Огонь должен разогнать их светом, часть вина, которая выплескивается через край, — ублаготворить нечистые силы. Запах благовоний, а также форма сосуда, в котором их держали в Европе, — башня, иногда с колоколом, — должны были отпугивать нечисть (см. Обрядовые предметы). На Востоке для хавдалы использовали те благоуханные растения, которым приписывались свойства отпугивать злых духов. Галахические действия в этом случае трактовались в духе народных магических представлений (см. Суеверие), что вызывало неприятие многих галахических авторитетов. Несмотря на это, обряды хавдалы получили широкое распространение в народе.

Существует обычай после окончания церемонии хавдалы гасить свечу и остатками вина или водой, в которой полощут стакан, омывать кончики пальцев и глаза. Сохранилась переписка между вавилонскими гаонами и жителями Эрец-Исраэль; в этих письмах последних упрекают за обычай после совершения хавдалы наливать в стакан воду и омывать ею лицо; по мнению вавилонских авторитетов, это напоминает колдовство. Жители Эрец-Исраэль в ответном послании гневно отвергают подозрения в колдовстве и объясняют свой обычай проявлением любви к мицвот, а также тем, что обрядовые предметы предотвращают несчастья. Подобное объяснение свойств вина, оставшегося от хавдалы, содержится в Пиркей де-рабби Эли‘эзер. В более позднюю эпоху возник обычай капнуть вином в карманы — для благополучия, помазать лоб — для добрых мыслей, и т. д.

После хавдалы поют песни, посвященные проводам субботы. В них выражена надежда, что неделя будет благополучной и скоро придет пророк Илия, который возвестит о Мессии. Змирот ле-моцаэй шаббат (песнопения исхода субботы) представляют собой особый вид литургической поэзии. Одно из самых популярных произведений этого жанра — « Ха-мавдил», называемый так по первым словам этого гимна: « Ха-мавдил бейн кодеш ле-хол» («Тот, Кто отделяет субботу от будней»); его автор — Ицхак Младший (предположительно Ицхак бен Ие худа ибн Гиат, живший в 11 в.). По-видимому, это произведение было сочинено как вставка в молитву Не‘ила в Иом-Киппур. В настоящее время есть две версии « Ха-мавдил»: одна в молитве Не‘ила у восточных евреев, другая — песнопение при проводах субботы во многих, в том числе караимских, общинах.

В обряде хавдалы принято использовать специальные предметы: свечу особой формы, подсвечник, коробочки для благовоний (см. Обрядовые предметы).

Авдала (отделения субботы от будней)

Церемония «Авдалы» (отделения субботы от наступающих будней) есть исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы освятить его». Женщины тоже обязаны слушать (или совершать) «Авдалу».

Наливают бокал вина так, чтобы оно переливалось через края. Свеча для «Авдалы» должна иметь несколько фитилей, так как в благословении упоминается «свет огней», а не «огня». Если такой свечи нет, берут две обыкновенные свечи и сближают их настолько, чтобы их пламя слилось.

Процесс выполнения «Авдалы»:

Берут бокал в правую руку и начинают произносить «Авдалу». Перед благословением, оканчивающимся словами «Сотворивший ароматные вещества», бокал берут в левую руку, ставят его на стол, а в правую — сосуд с благовониями; произнеся это благословение, вдыхают их аромат; потом сосуд отставляют. После этого произносят «Создавший свет огней» и протягивают руки к пламени свечи, прижав пальцы к ладони таким образом, чтобы большой палец был скрыт под остальными, и смотрят на ногти, освещенные огнем, и на тень, которую пальцы отбрасывают на ладонь. После этого снова берут бокал с вином в правую руку и произносят благословение «. Отделивший. »

Благословения:

Вот, Бог — спасение мое: я уповаю и не страшусь, ибо сила моя — Бог Господь и Ему песнь моя, и Он даровал мне спасение. И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения. От Господа наше спасение! Да пребудет на народе Твоем — благословение Твое вовеки! Господь воинств с нами, наш оплот вовеки — Бог Яакова! Господь воинств, счастлив человек, полагающийся на Тебя! Господи, помоги! Владыка ответит нам в день, когда воззовем мы. И настала для иудеев (пора) просвета и радости, и веселья, и почета. Чашу спасения подниму и имя Господа призову.

Над вином произносят:

Внемлите, господа мои! Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!

Над благовониями произносят:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший ароматные вещества!

Над свечой произносят:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший свет огней.

Затем произносят:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Ты, Господь, отделивший святое от будничного.

Выпивают сидя бокал вина и произносят благословение после вина. В оставшееся на тарелке вино окунают свечу и гасят ее. Принято обмакивать в остатках этого вина кончики мизинцев и смачивать им веки в знак любви к этой заповеди. Кроме того, это считается чудесным средством («сгула»), предохраняющим глаза.

Читайте так же:  Молитва для защиты от негатива

Кидуш в пятницу вечером

«Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот 20:8) — это заповедь о том, что мы обязаны совершать определенные церемонии перед началом субботы и на ее исходе. Церемонии эти — «Кидуш» и «Aвдала». Мудрецы постановили, что и «Кидуш», и «Aвдалу» следует совершать над бокалом вина.

Весьма желательно иметь для «Кидуша» старое выдержанное вино. Если вино достать невозможно, «Кидуш» произносят над хлебом. Тогда омывание рук для трапезы совершают не после, а перед «Кидушем» (так как его прочтение не является перерывом между омыванием и началом трапезы), вместо благословения над вином произносят «Благословен… выращивающий хлеб из земли», а сразу после окончания «Кидуша» разрезают хлеб и начинают его есть..

Один человек может совершать «Кидуш» для многих. Однако, чтобы для того, кто слушает «Кидуш», это было засчитано как его совершение, необходимо прослушать его от начала до конца, не пропуская ни одного слова, и ответить «амен» на оба благословения. Слова «Благословен Он, и благословенно имя Его» говорить не следует.

Принято брать бокал правой рукой, передать его в левую и опустить на ладонь правой руки, четыре пальца которой слегка согнуты, а большой — лежит вровень с ладонью. Бокал приподымают над столом на 20-25 см.

Хлеб должен быть накрыт чистой белой салфеткой или полотенцем — безразлично, совершают ли «Кидуш» над хлебом или над вином. Это символизирует ман — чудесный хлеб, которым Всевышний питал евреев после того, как вывел их из Египта: когда ман появлялся по утрам вокруг лагеря, он был покрыт росой.

Закончив чтение текста «Кидуша», тот, кто совершает его, садится и отпивает вино из бокала — желательно, большую его часть. Похвально, если он дает попробовать вино из бокала «Кидуша» всем присутствующим.

Согласно Каббале, приступать к вечернему «Кидушу» надо по истечении 7-го часа от астрономического полудня (обычного, не солнечного, часа). Сезонные изменения времени восхода и заката солнца не учитывают и не совершают «Кидуш» до истечения 7-го часа от среднего времени полудня (между его крайними точками — летней и зимней).

Псалом Давида. Господь — пастырь мой; ни в чем не будет у меня недостатка. На роскошных лугах даст мне отдохнуть, будет приводить меня к спокойным водам. Душу мою успокоит Он; поведет меня прямыми путями ради имени своего. Даже если буду я проходить ущельем в могильной тьме — не устрашусь зла, ибо Ты со мною; наставление Твое и поддержка твоя утешат меня. Накроешь Ты предо мною стол на виду у врагов моих, умастишь мою голову елеем; полной будет чаша моя. Пусть лишь добро и любовь сопровождают меня во все дни жизни моей, и буду находится я в Храме Господа долгие годы.

Эта трапеза — в честь «священного яблоневого сада».

Приготовьтесь к трапезе в честь истинной веры, чтобы доставить радость святому владыке; приготовьте трапезу в честь владыки! На трапезе этой откроются нас сфира («малхут»), именуемая «священным яблоневым садом», сфирот («хесед», «гвура», «тиферет», «нецах», «од», «йесод»), называемые «малым ликом», и сфира («кетер»), именуемая «вневременной святостью» — все вместе.

Берут бокал в правую руку, после этого передают его в левую руку и ставят на ладонь правой. Все пальцы должны охватывать бокал. «Кидуш» говорят стоя. Говоря «и завершены были. » смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал.

День шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Бог на седьмой день труд свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот (день) не совершал Он никакой из работ своих, которыми занимался (прежде) и которые (намеревался) совершить (после того).

Внемлите, господа мои!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями, и благоволивший к нам, и давший нам в наследие по любви и благосклонности, святую субботу свою в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта, ибо нас избрал Ты и нас освятил среди всех народов, и святую субботу свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий субботу!

После этого благословения садятся и отпивают из бокала чуть больше половины «ревиит», т.е. не менее 43 миллилитров.

Законы вечерней молитвы и законы Авдалы

1. Принято молиться вечернюю молитву позже обычного. И когда произносят: «И Он, милосердный…» и: «Благословите…», некоторое время поют мелодию без слов, чтобы подольше не начинать будничную молитву и «добавить от будничного времени к святому». В четвертое благословение «Шмонэ Эсрэ» делают вставку: «Ты даровал нам…». Если молящийся забыл произнести эту вставку, то, если он спохватился до того, как произнес слово «Г-сподь» из фразы: «Благословен Ты, Г-сподь. Дарующий разум!», — он должен произнести эту вставку немедленно, когда спохватился, и продолжить благословение дальше словами: «Даруй же нам…», как написано в сидуре. Если же он не вспомнил о пропущенной вставке до того, как произнес слово «Г-сподь», завершает благословение словами: «…дарующий разум!» и не должен возвращаться к началу, поскольку Авдалу он еще скажет после молитвы над стаканом вина; только в этом случае он должен проследить за тем, чтобы не выполнять никакой запрещенной работы и ничего не есть до тех пор, пока не произнесет Авдалу над стаканом вина. Если же он по ошибке выполнил запрещенную в Шаббат работу [1] или съел или выпил что-либо, должен молиться еще раз [2] . (Если же у человека нет вина, чтобы произнести над ним Авдалу, и он забыл произнести: «Ты даровал нам…», закон для него будет другим).

Читайте так же:  Молитва читается один раз

2. После «Шмонэ Эсрэ» произносят Хаци Кадиш. После этого произносят: «Да будет даровано нам Г-сподом, Б-гом нашим, блаженство…», поскольку это — гимн-благословение, которым Моше благословил евреев, когда они закончили строительство Мишкана; и его нужно произнести стоя [3] . И принято дважды произносить последний сих: «Дам насытиться ему долголетием…». После этого произносят отрывок: «Восхваления сынов Израилевых…» и Кдушу из этого отрывка, поскольку она связана с отрывком: «Да будет даровано…», ведь, когда завершилось строительство Мишкана, среди Израиля появилось Б-жественное присутствие (Шехина), и об этом говорит стих: «Восхваления сынов Израилевых составляют трон Твой, Святой».

Если же на следующую неделю выпал Йом-Тов, даже если он будет в пятницу, не произносят отрывков: «Да будет даровано…» и «Восхваления сынов Израилевых…». Это связано с тем, что, поскольку в отрывке: «Да будет даровано…» есть слова: «…творения наших рук да утвердит!», — необходимо, чтобы во следующие шесть дней можно было выполнять работу; поскольку же не произносят: «Да будет даровано…», отрывка: «Восхваления сынов Израилевых…» также не произносят, поскольку они связаны друг с другом.

После ж отрывков: «Да будет даровано…» и: «Восхваления сынов Израилевых…» произносят Кадиш Шалем (Полный Кадиш), после этого читают отрывок о благословениях: «И даст тебе Б-г…», и «Алейну». И все эти дополнительные вставки, которые читают после вечерней молитвы исхода Шаббата, предназначены для того, чтобы евреи потратили больше времени, завершая свое Субботнее служение, а это нужно для того, чтобы дать грешникам возможность вернуться в Гехином попозже: ведь им позволяют не возвращаться туда до того, как последняя община евреев завершит молитвы исхода Шаббата.

3. Как требует заповедь освящать Шаббат при его наступлении над стаканом вина, так же требует она освящать его при его исходе, также над стаканом вина, то есть сделать Авдалу; и, делая Авдалу, произносят благословения также на благовония и на свет свечи. Женщины также обязаны сделать Авдалу, поэтому они должны внимательно слушать все благословения Авдалы. В месте, где невозможно достать вино, Авдалу делают на пиво, на медовуху или на другой напиток, принятый в данной местности (см. выше, глава 45, параграф 1), кроме воды.

4. Когда наступают сумерки перед исходом Шаббата, запрещается есть или пить что бы то ни было [4] , кроме воды, пока не сделана Авдала [5] . Но если третья трапеза затянулась, даже до самой ночи, это разрешено, если она началась, когда есть было еще разрешено. И в этом случае разрешается также выпить стакан вина после Биркат а-Мазон, поскольку он также относится к трапезе, но только в том случае, если этот человек всегда произносит Биркат а-Мазон над стаканом вина; но если человек иногда произносит Биркат а-Мазон без стакана вина (поскольку полагается на мнение мудрецов, считающих, что Биркат а-Мазон не обязательно произносить именно над стаканом вина), ему запрещается выпить его сейчас [*] , перед Авдалой [6] .

5. Запрещенные в Шаббат работы также не следует выполнять перед Авдалой. Женщины же, которые должны зажечь свечи перед Авдалой, должны сначала произнести фразу: «Благословен Тот, Кто отделил [7] святое от будничного, свет [8] от тьмы, Израиль от других народов, Седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Тот, Кто отделил святое от будничного!». если же Йом-Тов выпал на воскресенье, в конце необходимо сказать: «…отделивший святой от святого» [9] .

6. Если человек поздно начал вечернюю молитву на исходе Шаббата или затянул свою третью трапезу до ночи, ему разрешается попросить даже еврея, который уже прочел вечернюю молитву и произнес в ней вставку: «Ты даровал нам…», чтобы тот выполнил для него работу, ему разрешается пользоваться или съесть то, что он сделает, хотя после этого он произнесет вставку на Шаббат в Биркат а-Мазон.

7. Наливая стакан вина для Авдалы, следует наполнить его вровень с краями, так, чтобы из него чуть-чуть вылилось, и это будет добрым знаком. И следует взять в правую руку стакан вина, а в левую — благовония, и держать так, пока не будет произнесено благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы», после же этого следует взять стакан в левую руку, а благовония — в правую и произнести благословение: «…сотворивший ароматные благовония», а после этого благословить на свечу. Затем снова берут стакан с вином в правую руку и произносят благословение Авдалы. После того, как это благословение произнесено, делающий Авдалу садится и сам выпивает весь стакан вина, а чуть-чуть вина, оставшегося в стакане, выливает на свечи и гасит их, а также протирает этим вином глаза, чтобы показать любовь к заповеди. И принято, чтобы женщины не пили из стакана для Авдалы.

8. Следует примешать к благовониям немного мускуса, поскольку на него по всем мнениям произносится благословение: «…сотворивший ароматные благовония». И следует взять также немного мирта, чтобы выполнить правило: «Вещь, использовавшуюся для выполнения одной заповеди, следует использовать и для выполнения другой».

9. Заповедь требует взять для Авдалы восковую свечу, из нескольких свечей, свитых [10] вместе, чтобы получился факел. Если же такой свечи нет, можно взять любые другие свечи, только держать их так, чтобы языки их пламени слились и получился факел. И принято, произнеся благословение: «создавший свет пламени» [11] , посмотреть на свои ногти; и необходимо разглядеть ногти правой руки. Также есть обычай посмотреть на ладонь правой руки. И при этом нужно согнуть четыре пальца руки поверх большого пальца в сторону ладони. И смотрят на ногти и на ладонь одновременно, после этого же разгибают ладонь и смотрят на ногти с другой стороны.

Читайте так же:  Молитва на благословении дочери на замужество

10. Слепой не произносит благословения на свечу. А тот, кто не различает запахов, не произносит благословения на благовония.

11. Если, после того, как делающий Авдалу произнес благословение на вино, взял в руки благовония и собрался произнести на них благословение, он ошибся и сказал: «…создавший свет пламени», но в течение «времени, необходимого для произнесения фразы» спохватился и завершил всю фразу словами: «создавший ароматные благовония» — благословение на благовония ему засчитано, и после этого он может произносить благословение на свечу. Однако, если он намеревался произнести благословение на свечу, произнесенное им благословение засчитано как благословение на свечу, и после этого он должен произнести благословение на благовония.

12. Заповедь требует зажечь на исходе Шаббата немного больше свечей для освещения, чем обычно, и прочесть гимны в честь исхода Шаббата, чтобы проводить Шаббат с почетом, как провожают покидающего город царя. И следует упомянуть имя пророка Элиягу и молиться, чтобы он пришел и объявил об освобождении, поскольку накануне Шаббата Элиягу заведомо не придет, чтобы не отвлекать евреев от приготовлений к Шаббату. И также в Шаббат не молятся о его приходе, поскольку, возможно, законы тхума действуют и выше десяти тефахов, и значит, в Шаббат он просто не может прийти; поэтому, когда Шаббат прошел и Элиягу может прийти, мы начинаем молиться, чтобы он пришел и принес нам добрые вести. И еще приводится в Мидраше, что каждую неделю на исходе Шаббата Элиягу приходит в Ган Эден, садится там под Деревом жизни и записывает, какая награда положена евреям, соблюдавшим Шаббат; и поэтому в это время его упоминают с благодарностью.

13. Тот, кто может это сделать, должен выполнить заповедь устроить трапезу «проводов царицы» с хлебом и горячим блюдом [12] , и следует красиво накрыть стол в честь проводов Шаббата. Тот же, кто не может есть в эту трапезу хлеб, пусть, по крайней мере, поест мучных изделий или фруктов.

14. Тот, кто уже сделал Авдалу, имеет право сделать ее еще раз для своих сыновей, достигших уже того возраста, с которого их можно начинать воспитывать, чтобы они могли тоже выполнить эту заповедь; и тем более он может сделать это для другого взрослого еврея. Все это — только в том случае, если они не могут сделать Авдалу самостоятельно. Но если человек может сделать Авдалу сам, пусть сделает сам. Тот, кто, делая Авдалу для других, произносит благословение на благовония, должен сам понюхать их, чтобы благословение его не было напрасным (поскольку благовония включены в Авдалу только для удовольствия человека). Но для одних женщин тот, кто уже сделал Авдалу, не должен делать ее вторично (поскольку некоторые говорят, что у женщин нет этой заповеди).

15. Если человек по забывчивости, или будучи вынужден, или нарочно не сделал Авдалы на исходе Шаббата, он может сделать ее до конца вторника [13] ; но тогда ему не следует произносить благословений ни на благовония, ни на свечу, а только благословение на вино и благословение Авдалы. После же того, как прошел Вторник, он не может больше сделать Авдалу, поскольку первые три дня недели называются «днями после Шаббата» и, таким образом, еще относятся к «исходу Шаббата», а три последних дня называются «днями перед следующим Шаббатом» и поэтому никак уже не относятся к прошедшему Шаббату.

[1] По словам МБ, если он выполнил работу, не обязан молиться заново. (Если же он произнес фразу: «Благословен разделивший…», он получает право выполнять работу.

[2] И после этого сделать Авдалу над стаканом вина. Если же он нарушил это требование и сделал Авдалу, не помолившись вечернюю молитву второй раз — см. БГ, глава 294.

[3] МБ: именно стих: «Да будет даровано нам…», — следует произнести стоя.

[4] Если еще не устроена третья трапеза, см. МБ, начало главы 299.

[5] И также после Авдалы это запрещено, пока человек не прочтет вечернюю молитву и не произнесет вставку: «Ты даровал нам…».

[*] И не объясняется. Необходимо ли сделать Авдалу именно на этот стакан вина или же следует отпить из него после того, как Авдала сделана на другое вино. Обратитесь к сочинениям мудрецов последнего времени.

[6] Если же непонятно, стемнело уже или еще нет, это разрешается.

[7] Некоторые же считают, что требования закона еще более строги, то есть, что после произнесения этой фразы разрешается только зажигать огонь и т.д., однако выполнять работы, требующие усилий или времени, запрещено до совершения Авдалы над стаканом вина. А тот, кто заботится о своей душе, должен зажигать свечи только после произнесения отрывка: «Восхваления сынов Израилевых…», если он молится не в синагоге, где ради всей общины свечи зажигают раньше.

[8] По мнению же МБ, произносят только: «Благословен Тот, Кто отделил святое от будничного».

[9] По мнению же МБ, в этом случае произносят только: «Благословен Тот, Кто отделил святое от святого!».

[10] То, что они должны быть свиты, пишет «При Мегадим».

[11] По МБ, это делают перед произнесением благословения.

[12] И хорошо устроить ее сразу после исхода Шаббата. И в любом случае не следует перед ней заниматься будничной работой. И не следует откладывать ее позже полуночи.

Видео (кликните для воспроизведения).

[13] Если же он вспомнил раньше, пусть сделает Авдалу в воскресенье.

Молитва авдала текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here