Содержание
Молитва читаемая при жертвоприношении на курбан байрам
Курбан Байрам или «Ид аль Адха». Как совершать праздничный намаз. Некоторые вопросы касательно жертвоприношения
namazvdom   |   31.08.2017
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Мир и благословение пророку Мухаммаду. А затем:
Курбан следует совершать только в течение трех праздничных дней, а точнее 10-го, 11-го и 12-го числа месяца Зуль-Хиджа. Только в эти дни жертвоприношение считается актом поклонения, которое нельзя совершить в другие дни года.
Хоть и Курбан дозволен в течение перечисленных трех дней, предпочтительнее это сделать 10-го числа месяца Зуль-Хиджа в дневное время суток. Важно знать, что нельзя совершать жертвоприношение раньше самой праздничной молитвы.
Для Курбана нет альтернативы
Некоторые ошибочно полагают, что вместо принесения в жертву животного они могут раздать стоимость этого животного в виде милостыни. Это неправильное мнение. В действительности, для мусульман существуют разные обязательные виды поклонения. У каждого из них есть свое значение, и один не может заменить другой. Мусульманину нельзя совершить молитву вместо поста в Рамадан, так же как и нельзя раздавать милостыню вместо того, чтобы совершать обязательный намаз. То же самое касается Курбана — это отдельный вид поклонения, который нельзя заменить раздачей милостыни.
Животные для Курбана
В качестве Курбана дозволено заколоть следующих животных:
1. Козел или коза в возрасте, как минимум, одного года.
2. Баран или овца в возрасте, как минимум, шести месяцев.
3. Бык или корова в возрасте, как минимум, двух лет.
4. Верблюд или верблюдица в возрасте, как минимум, пяти лет.
Один козел/коза или баран/овца — это Курбан за одного человека. Но остальные животные (корова, бык, верблюд/верблюдица) — это семь Курбанов в одном, что позволяет людям совершать жертвоприношение группой из семи человек.
Если продавец животного утверждает, что животное достигло необходимого возраста, и нет доказательства для обратного, можно доверять словам продавца, и принесение такого животного в жертву будет действительным.
Жертвоприношение согласно сунне
Как разделить мясо?
Если животное забито несколькими людьми, как в случае с коровой или верблюдом, его мясо необходимо разделить на равные части с помощью взвешивания, а не просто на глаз. Даже если все участники согласны разделить мясо без взвешивания, это всё равно запретно по Шариату.
Тем не менее, если взвесить мясо по каким-то причинам не представляется возможным и все участники согласны разделить мясо без взвешивания, дозволено разделить мясо на глаз, но при условии, что в каждой части будет либо нога животного, либо какая-то часть его печени.
Несмотря на то, что человеку, который совершил курбан, дозволено оставить всё мясо себе, лучше отдать одну треть бедным людям, одну треть — родственникам, а оставшееся оставить себе.
Дозволено использоваться все части забитого в качестве Курбана животного для своих нужд, но нельзя продавать что-то либо из них или отдавать мяснику в качестве оплаты его работы. Если человек продал часть мяса или шкуру/кожу животного, он должен отдать полученные от этого деньги в качестве милостыни человеку, который входит в число тех, кому выплачивают закят.
Такбиры праздничного дня!
Со времени фаджра 9-го числа месяца Зуль-Хиджжа и до времени молитвы аср 13-го числа, каждый мусульманин должен читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илляЛлаху, ваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд.
Согласно достоверным исламским источникам, каждый мужчина-мусульманин обязан читать этот такбир после каждой обязательной молитвы. Для женщин читать этот такбир желательно, но не обязательно. В данном случае не имеет значения, совершает человек молитвы в джамаате или один. Вы должны читать такбир. Мужчины — громко, а женщины —тихо.
ДЕНЬ ПРАЗДНИКА
В день Ид уль-Адха являются Сунной следующие действия:
1. Встать рано утром.
2. Совершить полное омовение.
3. Надеть лучшую из имеющейся одежду.
4. Умастить себя благовониями.
5. Не принимать пищу до праздничной молитвы.
6. Читать такбир ташрика по пути на праздничную молитву.
КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМАЗ
Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами — три дополнительных такбира совершают в начале первого ракаата, а ещё три — перед руку (поясным поклоном) во втором ракаате.
Важно (!)
Уважаемые братья и сестры, в праздник ид аль-Адха первым совершается намаз, в затем проповедь (хутба).
И намаз и хутба являются одним поклонением, поэтому предостерегаем вас от ошибки покидать мечеть сразу после совершения намаза.
Другие частые вопросы по этой теме я собрал для вас по этой ссылке
Картинка с такбирами и поздравлениями у нас на канале Telegram
Праздничные стикеры есть тут
Как совершать праздничный намаз «Ид аль Фитр»?
Основы Ислама
Жертвоприношение (Курбан)
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН)
- Значение жертвоприношения (курбан);
- Для кого обязательно жертвоприношение (курбан);
- Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан);
- Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
- Жертвоприношение по обету (назр–курбан);
- Жертвоприношение (курбан) от имени умершего;
- Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
- Разрешенное и запрещенное мясо;
- Обряды, связанные с рождением ребенка;
- Виды клятв и их исполнение.
ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН)
Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (‘ибада), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб). Откровение о жертвоприношении (курбан) было ниспослано во втором году хиджры.
Жертвоприношение (курбан) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей – это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».
Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умма). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.
Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.
В Священном Коране говорится:
«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» [1] .
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» [2] .
Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.
В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.
ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН)
В Священном Коране говорится:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» [3] .
Жертвоприношение (курбан) является необходимым (ваджиб) для:
- мусульманина;
- разумного;
- совершеннолетнего;
- свободного от рабства;
- не находящегося в путешествии;
- владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).
Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.
КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан). Кто так сделает, тот выполнит нашу сунну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» [4] .
После вечернего намаза (аль–магриб) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан) нельзя.
Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.
При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.
Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.
Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.
При этом можно также читать такбир «ат-ташрик»:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха иллял-лаху Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лил-ляхиль-хамд».
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّاللهُ وَ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْد لِله
и следующий аят Священного Корана:
قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества…» [5]
Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях», надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар». Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.
До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.
ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО
Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (курбан) не мусульманам в качестве подарка.
Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан) порицаемо (макрух) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР–КУРБАН)
Обет совершить жертвоприношение (назр-курбан) делает его необходимым (ваджиб). Жертвоприношение по обету (назр-курбан) бывает 2-х видов:
- Обет (назр), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
- Обет (назр), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.
Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО
Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.
РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.
Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.
Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.
Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).
Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:
– если животное слепое на один или оба глаза;
– если один или оба рога животного сломаны до основания;
– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;
– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;
– врожденное отсутствие уха или хвоста;
– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;
– если животное больное;
– если животное очень ослаблено;
– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.
РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО
Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.
Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар»). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.
В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар») необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.
Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.
Категорически запрещено (харам) мясо свиньи.
Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.
[2] Хайсами, «Маджмауз – Заваид», VIII, 167.
Курбан-байрам 2019: как провести праздник правильно
Праздник Курбан-Байрам – традиции и современность
11 августа мусульманские народы России и бывшего Союза будут отмечать один из двух самых почитаемых исламских праздников, который называется праздником Жертвоприношения – Курбан-Байрам или Ид аль-Адха. По традиции, этот праздник будет продолжаться еще три дня – так называемые дни ташрика (в этом году это 12, 13 и 14 августа). Во многих республиках РФ этот день объявлен выходным днем, во время которого верующие смогут посетить праздничную молитву, а потом отметить праздник вместе со своей семьей и родственниками.
Большинство жителей нашей страны – и мусульман, и даже немусульман знают, что в этот день мусульмане приносят в жертву животных. Действительно, жертвоприношение является центральным моментом этого праздника – что отражено в самом его названии.
В хадисе говорится о важности жертвоприношения в этот день:
«В десятый день зуль-хиджа (день праздника) нет более любимого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан. Жертвенное животное явится в Судный день (как свидетель) со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи).
Людей, далеких от религии, иногда возмущает этот обычай – что в дни праздника забивают десятки и сотни животных, однако, следует отметить, что забой животных в Исламе осуществляется очень гуманно, так что животное не испытывает страданий.
Существует множество пророческих хадисов, где предписывается милосердие к животным, предназначенным на убой – нельзя убивать животное тупым ножом, чтобы причинять ему страдания; нельзя убивать одно животное на глазах у другого; даже к месту жертвоприношения животное не следует тащить силой.
Более того, принесение в жертву животного делается не только ради еды, это способ оказать помощь бедным людям. По традиции, каждая семья, которая приносит жертву, оставляет себе только треть от забитого животного – остальные его части раздают бедным и передают родственникам.
Многие мусульманские благотворительные фонды еще до праздника организуют среди состоятельных верующих сбор денег на покупку жертвенных животных, чтобы в дни праздника раздать их мясо бедным семьям. Таким образом каждый человек, даже самый нуждающийся, сможет в эти дни порадовать себя и своих близких вкусным угощением.
Какие еще правила и обычаи связаны с праздником Курбан-Байрам?
Праздник Курбан-Байрам отмечается 10 числа месяца зуль-хиджа. В дни, предшествующие празднику, считается сунной держать пост:
«Четыре деяния не оставлял Посланник Аллаха (мир ему) – пост в день Ашура, пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа, пост три дня каждого месяца и двухракаатный суннат-намаз перед утренним намазом» (Ахмад, Насаи).
Особенно желателен пост в день накануне праздника, 9-го зуль-хиджа, – это так называемый день Арафата, когда паломники, совершающие в это время хадж, собираются в долине Арафат неподалеку от Мекки. В хадисе говорится, что пост в этот день является искуплением грехов прошлого и будущего года.
Считается, что в этот день Всевышний принимает все молитвы – особенно, просьбы о прощении:
«Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафата» (Муслим).
«Лучшая мольба – это мольба в день Арафата» (Тирмизи).
Не пропустите! В этот день Всевышний прощает грехи каждого, у кого есть хоть капля веры
Начиная со времени захода солнца накануне праздника и в последующие его дни принято читать такбир :
“Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхиль хамд”
«Аллах велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик и Ему принадлежит хвала».
(эти слова повторяют три раза).
Ночь перед праздником – или хотя бы часть ночи, желательно провести в ибадате (поклонении). Пророк Всевышнего (мир ему) так сказал о важности этого действия:
«Если человек будет бодрствовать в ночь разговения и ночь Курбана (и проведет ее) в служении Всевышнему — его сердце не постигнет печаль, когда печаль постигнет других».
Утром праздничного дня верующие совершают полное омовение, надевают лучшую одежду (если возможно, то новую) и отправляются на праздничный намаз в мечеть.
Если перед праздничной молитвой дня Ураза-Байрам желательно съесть несколько фиников, то перед молитвой праздника Курбан-Байрам обычно ничего не едят, поскольку желательно, чтобы первой трапезой, которую человек вкусит в этот день, было мясо животного, которое он принесет в жертву после молитвы.
После молитвы верующие поздравляют друг друга с праздником, обмениваясь добрыми пожеланиями. В качестве поздравлений можно использовать такие фразы как «Ид мубарак» (Благословенного праздника), «ТакабаляЛЛах минна ва минкум» (Да примет Аллах от вас и от нас).
Согласно Сунне, с праздничного намаза возвращаются другой дорогой – это делается специально, чтобы можно было поздравить с праздником как можно больше людей.
В день Курбан-Байрам, как и в дни других праздников, весьма желательно совершать различные благие дела – раздавать садака нуждающимся, посетить могилы родственников, приготовить угощение и пригласить домой родных и друзей или, наоборот, навестить родственников и принести им подарки.
И наоборот, будет большим грехом в этот день держать обиды на кого-то, ссориться и спорить, заниматься какими-то запретными вещами.
Курбан-байрам – торжество самоотречения
Поскольку во многих республиках нашей страны этот день является выходным, то во многих городах в дни праздника устраивают различные мероприятия для взрослых и детей – представления, конкурсы, проводят праздничные концерты и гуляния.
Итак, пройдет еще немного времени, и мусульмане всего мира встретят один из двух великих праздников – Курбан-Байрам или Ид аль-Адха. Центральным его моментом является жертвоприношение животных, которое само по себе есть также проявление благотворительности, поскольку часть мяса по традиции раздают нуждающимся.
Утро праздника начинается с особого праздничного намаза, после которого совершают жертвоприношение, затем верующие поздравляют друг друга и обмениваются добрыми пожеланиями. Для каждой семьи праздник – это также возможность собраться всей семьей за праздничным столом, навестить родственников и друзей, помянуть умерших родных. Мы также поздравляем всех наших читателей с наступающим праздником и желаем им провести это время приятно и с пользой.
Что такое Курбан и как совершать жертвоприношение?
18.11.2013, 15:28 | Версия для печати |
Редакция нашего Информационного агентства «Info-Ислам» поздравляет читателей с наступающим праздником Курбан-байрам и публикует связанные с ним материалы лекций имам-хатыйба мечети «Энилер» Шавкята хазрата Абубекерова.
Что такое Курбан?
С точки зрения лингвистики арабского языка «курбан» происходит от глагола «каруба» имеет значение «приближаться к чему-либо»; с точки зрения фикха «курбан» имеет два значения, как «приближение», к примеру, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «. и молитва – приближение. » (имам Ахмад №13919) и как «жертвоприношение ради лика Всевышнего». Об этом свидетельствует другое изречение посланника Аллаха: «Кто примет ритуальное омовение (гусль) в пятницу и выйдет на молитву в мечеть, то это равнозначно тому, что он принес в жертву верблюда. » (Сахих аль-Бухари №832).
Жертвоприношение в Исламе – это принесение в жертву крупного и мелкого рогатого скота в праздничные дни ради Аллаха. Это отражено в суре «Каусар»: «Молись ради твоего Господа и приноси жертвоприношение». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В дни праздника «удхия» (то есть Курбан-байрама) нет ничего любимее Аллахом, чем жертвоприношение ради Него. » (Тирмизи).
Кому является обязательным совершение обряда жертвоприношения?
Жертвоприношение является обязательным для людей, имущество которых достигает 80 000 рублей, не считая основных потребностей (как, например, дом, машина, одежда, мебель и т.д.). Другими словами, жертвоприношение является обязательным тому, кто в стоянии купить жертвенное животное в праздничные дни. Посланник Аллаха предупреждал, наставляя: «У кого будет возможность принести жертву, но он не сделает этого, то пусть не приближается к нашей мечети». Передают: имам Ахмад №7924 и Ибн Маджа № 3114.
Время жертвоприношения
Совершение жертвоприношения обязательно сразу после праздничной молитвы. Жертвоприношение не будет считаться исполненным, если животное было заколото до праздничной молитвы. Об этом в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Первое с чего мы начнем этот день – совершим праздничную молитву, потом вернемся и совершим жертвоприношение, кто поступит (таким образом), тот последует нашему пути, а кто совершит жертвоприношение до праздничной молитвы, (то его заколотое животное) будет лишь мясом для его семьи, а обряд жертвоприношения с него не спадет».
Жертвоприношение совершается в течении трех дней: праздничного дня непосредственно и двух последующих. В хадисе передаваемом Умаром, Али и Ибн ‘Аббасом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дней жертвоприношения три, и самый лучший из них первый (день)». Нежелательно (макрух танзих) закалывать животное ночью, так как возникает опасность несоблюдения условий закалывания, коими являются: перерезание двух артерий, пищевода и трахеи.
Кто должен закалывать животное?
Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то закалывание животного он поручает другому, соблюдая три условия: закалывающий должен иметь намерение закалывания животного от имени поручителя и желательно, чтобы закалывающий произнес: «О Аллах это (жертвоприношение) от Тебя и (возвращается) к Тебе, прими от такого-то»; закалывающий должен быть мусульманином и закалывание не должно оплачиваться мясом, закалываемого животного.
Каков должен быть возраст животного, приготовленного для жертвоприношения?
Прежде всего, надо отметить, что для жертвоприношения подходят только три вида животных: верблюды, крупно – и мелкорогатый скот. Из этих животных разрешается принести в жертву верблюда пятилетнего возраста; корову или быка двухлетнего возраста; козу или барана годовалого или шестимесячного возраста, если на вид они схожи с годовалым. Эти возрастные ограничения указаны посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как передается в Сахихе Муслима, по свидетельству Джабира, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приносите в жертву животных только зрелого возраста (мусинна), а если у вас будут затруднения с этим, то приносите в жертву барана среднего возраста (джадага)».
Под словом «джадага» в мазхабе Абу Ханифы понимается шестимесячный баран, но, надо отметить, что под это определение не попадает корова или бык, даже если они полтора годовалого возраста и выглядят как двух годовалые. Поэтому надо учитывать, что с точки зрения фикха, под понятие «мусинна» корова подпадает только с двух лет!
При каких физических недостатках или изъянах животного не допускается принесение его в жертву?
Во-первых, явно больное животное; во-вторых, явно слепое; в-третьих, хромое; в четвертых, то животное, у которого отсутствует какой-либо орган, пригодный для употребления в пищу (например, хвост). Поэтому допустимо для курбана животное, у которого отрезаны рога, или же кастрированное.
Надо ли закапывать мясо животного принесенного в жертву?
Закапывать нет необходимости, если кости не будут лежать, где попало. Кости и кровь животного не являются священными в исламе, так как Аллах говорит в Коране в суре «Хадж», 37 аят: «Ни мясо, ни кровь не доходят до Аллаха. До Него доходит ваша богобоязненность». То есть намерение ради Кого и чего вы его принесли в жертву.
Как делится мясо жертвенного животного?
Мясо желательно разделить на три части: одну треть следует оставить себе и приготовить праздничное угощение, одну треть – раздать родственникам и беднякам, и еще одну треть оставить на хранение.
Так разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ешьте, кормите и храните» (Сахих Муслим №5064). Можно поступить следующим образом: одну треть оставить своей семье, а две трети раздать родственникам, соседям, беднякам и неимущим. А что касается шкуры, то ее можно продать, а вырученные деньги раздать как садака – милостыню.
Также можно приносить в жертву одного барана за всю семью. Как сообщает один из сподвижников пророка Абу Айюб аль-Ансари: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди приносили в жертву одного барашка за всю семью» (Тирмизи).
Обязательно ли обращать животное в сторону Киблы во время жертвоприношения?
Ученые объясняют это тем, что во время любого благого действия желательно обращаться в сторону Киблы, даже во время сна и отдыха. Об этом свидетельствуют многие дела и слова посланника Аллаха.
Как приводит Ибн Маджа от Джабира: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время закалывания жертвенного животного всегда ставали по направлению к Кибле, так как, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всегда когда совершал жертвоприношение, обращался в сторону Киблы». Также во время закалывания животного, желательно аккуратно уложить его на левый бок, приподняв ему голову.
Нельзя снимать шкуру с животного, пока оно не испустило дух.
При закалывании верблюда или коровы (в жертвоприношении которых могут участвовать от 1 до 7 человек) все участники должны иметь намерение на обряд жертвоприношения. Если целью одного из участников обряда является лишь получение мяса от закалывания животного, то жертвоприношение считается недействительным у всех участников обряда.
При раздаче мяса жертвенного животного родственникам, бедным и нищим, вероисповедание значения не имеет.
Животное, приобретенное для жертвоприношения, нельзя доить, стричь шерсть, ездить на нем, т.е. использовать для обыденных целей.
Жертвоприношение не является обязательным путнику и несовершеннолетнему.
Какие мольбы надо читать при жертвоприношении?
Во-первых, надо отметить, что обряд жертвоприношения является поклонением, так как Аллах упомянул обряд жертвоприношения в Коране наряду с намазом. Всевышний говорит: «Совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» [Каусар, 2]. Под термином «поклонение» подразумевается в исламском праве понятие строгого соблюдения порядка жертвоприношения без внесения каких-либо изменений в основы и атрибуты обряда. Что касается мольбы при жертвоприношении, то, как мы видим из хадисов, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая жертвоприношение, говорил: «Бисмил-лахи, Аллаху Акбару». Также можно добавить слова: «Аллахумма хаза минка ва лякя» /О Аллах! Это от тебя (даровано Тобой) и Тебе (от нас в виде поклонения)/. Также желательно присутствовать при забое животного, так пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей дочери Фатиме: «Иди и присутствуй при жертвоприношении, так как простятся тебе грехи после первой пролитой капли (крови), и говори: «Инна-с-салати ва нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи рабби-ль-алямин ля шарика-ляху ва бизалика умирту ва ана мина-ль-муслимина».
Объясните, пожалуйста, почему нельзя расплачиваться мясом животного?
Как мы уже говорили, Курбан является поклонением, а это значит, что человек, приносящий в жертву животное, не должен иметь при этом корыстных целей для соблюдения такого действа. В книгах исламского права уделяется отдельная фраза по поводу этого вопроса, в котором говорится так: «Нельзя расплачиваться мясом жертвенного животного».
Логическое объяснение этому то, что поклонение становится куплей-продажей и арендой рабочей силы взамен на жертвенное мясо. Но можно затронуть другой случай, когда не было договоренности об оплате мясом, то забойщику можно дать часть мяса в виде подарка или же милостыни, если тот является из категории людей, которым разрешена подача милостыни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али ибн Абу Талибу: «Раздавай милостыню от остатков жертвенного мяса и не давай мясо забойщику в качестве оплаты» (передал Байхаки, 9/294). Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто использует шкуру жертвенного животного в качестве продажи (заработка), то не примется его жертвоприношение» (передал аль-Хaким в книге «Мустадрак» 2/390).
Почему для жертвоприношения подходит только мелкий и крупнорогатый скот? Могу ли принести в жертву лошадь?
Жертвоприношение является поклонением, свершаемым в строго определенное время, и в жертву можно принести только тех животных, которых перечислил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установив их возраст. В хадисах сборника Муслима (1318), Абу Дауда (2809). Исходя из вышесказанного, лошадь, курицу и т.п. в жертву приносить нельзя.
Что делать если имам совершил праздничную молитву без ритуальной чистоты (тахарата)?
Если имам узнал об этом до того, как люди разойдутся, то молитву надо перечитать в обязательном порядке. Но если люди уже разошлись и совершили жертвоприношение, то в этом случае, молитву перечитывает только имам, а жертвоприношения являются действительными.
Обязательно ли поститься тому, кто собирается совершить жертвоприношение?
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обязательным пост считается в следующих случаях: в месяц рамадан, в случае обета, пост восполнения и возмещения. В остальных случаях пост будет считаться дополнительным. К дополнительным постам относится и пост в первые 9 дней месяца зуль-хиджжа. Из хадисов известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял пост первых 9 дней месяца зуль-хиджжа. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост в день Арафа (9 день Зуль-хиджжа) стирает грехи двух лет, – прошедшего и будущего» (хадис приводится Муслимом). Надо отметить, что пост не связан с жертвоприношением, и не правильно будет утверждать, что пост следует держать только тому, кто собирается совершить жертвоприношение.
Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!