Молитва как жанр лирики

Подробное описание: Молитва как жанр лирики - с детальным описанием, специально для Вас!

Молитва как поэтический жанр

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей…

Вот он, голос проснувшейся совести, мольба о прощении. И далее тот самый призыв к Господу: отними соблазн во имя спасения:

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Что вызывает пробуждение поэта от чары? Чаще всего страх. Страх разного рода: за судьбу страны, за себя, за любимого человека, страх перед смертью, а ещё чаще – перед жизнью. Молитва Ахматовой вызвана страхом за Россию:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханье, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.

На редкость бескорыстная молитва, в которой Родина больше чем сын, больше, чем друг, даже больше чем чара («таинственный песенный дар»). Вообще удивительно, что именно у Ахматовой (с её-то «сероглазыми королями») в годы войн и репрессий появляется такая изумительная гражданская поэзия, на смену любовной лирике приходят «Реквием» и «Мужество». И эта молитва – молитва гражданина.
Бывает страх за жизнь, да такой великий страх, что от трёх строчек веет могильным холодом. Это «Молитва» Мандельштама:

Помоги, господь, эту ночь прожить,
Я за жизнь боюсь: за свою рабу…
В Петербурге жить – словно спать в гробу.

Спаситель, Спаситель!
Чиста моя вера,
Как пламя молитвы.

Но если вера чиста, откуда берутся следующие строки, откуда это сомнение и протест?

Но Боже, и вере
Могила темна!
Что слух мой заменит?
Потухшие очи?
Глубокое чувство
Остывшего сердца.

Это отчаянное сомнение не снимается даже последующим извинением перед Господом. После такого бурного протеста звучит оно как-то неубедительно:

Прости ж мне, Спаситель,
Слезу моей грешной
Вечерней молитвы.

Поэт осознаёт всю грешность такой молитвы (парадокс: молитва – и грешна, поистине, такое может быть только у поэта!), но, осознавая, всё равно протестует. И уж совсем кощунственны строки «Молитвы» Евтушенко:

«Боже! – кричу я всей болью глубинной,
– Что мне бессмертья сомнительный рай.

Верить в Бога и подвергать сомнению бессмертие души… Такова вера поэта.
Но есть одно качество, роднящее молитву верующего и молитву поэта. Это беспредельная искренность, искренность на уровне откровения. Именно благодаря этому качеству любая молитва (и религиозная, и поэтическая) обладает огромнейшей силой воздействия. Именно это качество делает молитвы больших поэтов шедеврами и придаёт молитвам поэтов меньшего дарования большую выразительную силу.

В этой работе я не претендовала на глубокое, серьёзное изучение жанра поэтической молитвы. Я лишь высказала некоторые свои наблюдения, касающиеся заинтересовавшей меня темы. Но я надеюсь, что наблюдения эти всё же дают какое-то представление о специфике этого самобытного жанра, особенности которого – результат особенностей личности самого поэта, его творческой индивидуальности, его особенной веры, особенного ощущения Бога.

Стихотворная молитва, как особый поэтический жанр

Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик указывает на то, что для квалификации жанровой природы речи необходимо не только выявление типовых действий говорящего, но и определение целого круга многомерных отношений: участники коммуникации (минимум два), предмет речи, предлагаемый адресантом, предмет речи, воспринятый и, может быть, дополненный адресатом — вот четыре точки в пространстве коммуникативного акта, которые представляют минимальный набор объектов, вступающих во взаимоотношения в ходе реализации того или иного речевого жанра. Он же выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие [13, с. 4, 7, 9, 12]. Словом «молитва» определяют особое духовное состояние человека. Сложно дать однозначное определение этому феномену духовной жизни, поскольку это состояние изменчиво. В энциклопедии «Христианство» дается следующее определение, основанное на противопоставлении земной (телесной) и небесной (духовной) жизни: молитва является «вместилищем всей духовной жизни или самой духовной жизнью в движении и действии» [9, с. 142].

Стихотворная молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы.

В истории русской поэзии есть незаслуженно забытые имена. Федор Николаевич Глинка — русский поэт, создавший большое количество стихотворений, известен современному русскому читателю только как поэт-декабрист, автор романсов «Сон русского на чужбине» и «Не слышно шуму городского…». Молитва для Ф.Н. Глинки всегда была важным способом духовного самосовершенствования: «К Тебе, мой Бог, спешу с молитвой: / Я жизнью утомлён, как битвой! / Куда своё мне сердце деть? / Везде зазыв страстей лукавых; / И в чашах золотых–отравы, / И под травой душистой –сеть. / Там люди строят мне напасти; / А тут в груди бунтуют страсти! / Разбит мой щит, копьё в куски, / И нет охранной мне руки!» [16].

Читайте так же:  Молитва от сатанистов

В стихотворении Николая Языкова «Молитва» перед читателем встает преддверье рая, «таинственные врата». Мы видим, что поэтам важно сохранить себя не столько для жизни земной, сколько для жизни небесной: «Молю святое провиденье: / Оставь мне тягостные дни. / Но дай железное терпенье, / Но сердце мне окамени» [17].

Подражания молитвам, начиная с XVIII века, получают многообразные поэтические формы. В них или варьируются излюбленные мотивы псалмов, или с помощью пейзажной детали и психологических подробностей индивидуализируется ситуация молитвы. Именно этим путем — путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу — движется молитвенная лирика Анны Ахматовой: от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов.

Не отрываясь от традиционной формы изложения содержания: «Дай мне горькие годы недуга, / Задыханье, бессонницу, жар, / Отыми и ребёнка, и друга, / И таинственный песенный дар — / Так молюсь за твоей литургией / После стольких томительных дней, / Чтобы туча над тёмной Россией / Стала облаком в славе лучей» [18, с. 492].

В «Молитве» А. Ахматовой чувствуется страх: страх за Родину, за судьбу России, за себя и своих близких. Это произведение — на редкость бескорыстная молитва, в которой Родина больше чем сын, больше, чем друг, даже больше, чем чары: «таинственный песенный дар». Такой же страх за жизнь мы видим в «Молитве» О. Мандельштама: «Помоги, господь, эту ночь прожить, / Я за жизнь боюсь: за свою рабу… / В Петербурге жить — словно спать в гробу».

Стихотворная молитва есть даже у революционной Ольги Берггольц, что свидетельствует о том, что поэтесса жила с верой в душе, однако ее представление о Боге отнюдь не христианское, скорее языческое: «Да будут слезы эти как молитва. / А на врагов — расплавленным свинцом / пусть падут они в минуты битвы / за всех, за всех, задушенных кольцом» [19].

В христианской лирике Николай Степанович Гумилева — русского поэта и критика Серебряного века, основателя акмеизма — есть стихи, заставляющие задуматься о Боге, о вечности, о своем ближнем: «Мечты Господни многооки, / Рука Дающего щедра, / И есть еще, как он, пророки — / Святые рыцари добра». [20].

Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. Ф.И. Тютчев подчеркивает, что атеизм современного мира порождает грандиозную проблему — именно вера и ее проявление в молитве противостоит антихристанским революционным тенденциям. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

Контуры жанра молитвы намечаются уже в юношеских стихотворениях И.А. Бунина «Под орган душа тоскует…» (1889), «В костеле» (1889), «Троица» (1893) и др. Молитвенное обращение ко Христу первоначально сопрягается здесь с эстетическим переживанием таинственно-величавого храмового пространства, овеянного «куреньем мглы» и увенчанного скорбным «Христа распятьем», а также звучания органной музыки, в которой «мука о земном» преображается «песнью небесных сил».

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

Жанр молитвы в лирике М.Ю. Лермонтова

Секция: Филология

LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Жанр молитвы в лирике М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов за свои 26 лет оставил большое творческое наследие в литературе. В нем мы находим и борьбу противоположных мнений, и ограниченность истории русской литературы. Особо следует отметить лермонтовское религиозное мировоззрение, на которое обращают внимание лермонтоведы – Л.Я. Гинзбург, Е.Н.Михайлова, И.Л. Андроников, В.А. Мануйлов и др. Некоторые лермонтоведы считают, что библейский сюжет не мог не повлиять на поэта. В 80-х годах XX в. в свет выходит ряд статей: «Религиозные мотивы», «Библейские мотивы», «Богоборческие мотивы», которые друг с другом переплетаются в один библейский сюжет.

Следует отметить, что интерес к библейской проблематике не только требует анализа отдельных произведений, но и вызывает интерес у поклонников лермонтовского наследия. Именно поэтому для критиков предоставляется возможность еще и еще раз вернуться к тщательному исследованию библейских произведений, написанных выдающимся поэтом.

Анализ молитвенных мотивов позволил по-новому взглянуть на эволюционный жанр молитвы в наследии Михаила Юрьевича. Актуальность статьи видится в исследовании религиозного состояния души поэта, его покаяния, веры в милосердие, надежды на спасение, христианской любови, которые пронизывают поэзию М.Ю. Лермонтова. Его поэтическое воплощение лежит в человеке как Божием образе и подобии [1, с. 196].

Прежде всего, следует раскрыть понятие «молитва». Молитва это – живое общение с Богом. В нее вкладывают и веру в отеческую любовь Всевышнего, и убежденность в действенности молитвенного слова, и стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитвы – это религиозно-мистическое творчество. М.Ю. Лермонтов в своей поэзии не остался равнодушным к религиозному жанру. Он неоднократно возвращался к этой теме. «Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них». По-детски просто у М.Ю. Лермонтова народ услышал молитву: «Есть речи: значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно…»[2, с. 28]. Часто и сам М.Ю. Лермонтов употреблял в своей речи – «значенье ничтожно». На наш взгляд, он хотел, чтобы эти речи слышали от него другие, которые познавали бы смысл: «Душа их с моленьем, Как ангела, встретит, И долгим биеньем Им сердце ответит».

Читайте так же:  Молитва как вернуть мужа управление судьбой

Для Лермонтова его молитва всегда была тайная. Многие литераторы, критики считали М.Ю. Лермонтова безбожником, что он никогда не был религиозным человеком. Но это было лишь заблуждением. Для Михаила Юрьевича абсолютной реальностью был Бог. И, несмотря на то, что поэзия порой его уводила далеко от Божиих путей, он сам осознал, что так не должно быть, что это может погубить его. В такие минуты он просит Бога не карать его, так как понимает свою вину перед Всевышним, что приводит поэта к страху предстать пред Его Очами: «К тебе ж проникнуть я боюсь».

В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение «Молитва», которая на многие века остается в русском стихе («Я, Матерь Божия, ныне смолитвою. »). Молитва «Я, Матерь Божия» ни на одну молитву непохожа. Можно с уверенностью сказать, что «Молитва» в лирике М.Ю. Лермонтова предстает пред нами как благоговейная любовь, что может быть названа гимном чистоты, нежности, душевной красоты. В «Молитве» М.Ю. Лермонтов воспел не только могущество «слова», но и библейскую лексику. Верующие видят в духовном поэте поэтические шедевры о сердечной связи Михаила Юрьевича с космосом, частью которого он ощущал планету Земля, запечатлев её «в сиянье голубом».

Стихотворения-молитвы поэта не лишены противоречивости в религиозных взглядах. Так, «Молитва» 1829 г. – это мольба-спор, обращенная к Господу. Герой стихотворения – живой, реальный человек, который занят своим любимым делом – написанием стихов. «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Он понимает земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни «мрачат стекло» его очей. Тяга к творчеству является самым сильным из земных переживаний. Поэзия овладела всей его душой, не оставив там места для «живой речи» Бога. Ум поэта уносится вдаль от Божьей дороги, возможно, поэтому сам он находится в «заблужденье» [3, с. 561]. Конфликт стихотворения в том, что юному поэту тесно в земном мире, но он не решается приникнуть к миру Всевышнего, поскольку «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического героя не может совладать с талантом, который дан ему свыше. Лермонтов обращается с молитвой к Всесильному, чтобы он освободил поэта от «жажды песнопенья» и обратил его сердце в «камень», что поможет встать на «тесный путь спасенья». Юный поэт осознает силу своего таланта, но благоволит не царству Божьему, а «могильному» «мраку земли», с его страстями, заблуждениями, «дикими волнениями», «звуками грешных песен».

«Молитва» 1837 г. – с одной стороны, молитвословие, с другой – шедевр любовной лирики: лирический герой молит Бога дать счастье любимой женщине, хотя сам поэт является «странником с пустынной душой». В стихотворении звучат богоборческие мотивы. Поэт пытается раскрыть перед Всевышним свою жизнь в тесном для поэтических звуков «земном мире». Он просит Творца дать ему свободу, забрать у него ниспосланный поэтический талант, то есть отказывается от дара Бога. Но отнятый песенный дар – это лишение поэта жизни, а значит обретение пути спасенья возможно только для простого смертного, а не поэта.

«Молитва» 1839 г. – это вдохновение поэта, светлая грусть и надежда. Стихотворение выражает идею отказа от прежних сомнений, скепсиса, приводящих поэта в состояние грусти. Лермонтов акцентирует внимание на «силе благодатной» святого слова. Основываясь на этом, можно сказать, что стихотворение «Молитва» является соединением тем: вера, душевное просветление тесно переплетаются со словом, что аккумулируется поэтом в тему творчества.

В другом стихотворении Лермонтов дает такую характеристику творчеству: «из пламя и света рожденное слово».

Такая идейно-тематическая связь возникает неслучайно. У Лермонтова уже в самых ранних стихах появляются две музы – одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая – муза, помнящая небесные «песни святые», о которых говорится в раннем стихотворении «Ангел». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз, но ко времени создания «Молитвы» исход этой борьбы становится очевидным.

Лирический жанр – это особое творческое развитие поэта, его открытие и существенное звено поэтического наследия.

В своем жанре М.Ю. Лермонтов неоднократно обращался через молитвы к Библии при написании стихов [5, с. 183]. Главным является тот факт, что М.Ю. Лермонтов несмотря на противоречивость в отношении к Богу в своих литературных творениях представлял разные грани богопознания: хвала и обвинение, сомнения и вера, смирение и бунт.

В последние годы XX века вновь возрос интерес к творчеству поэта с точки зрения взаимоотношения его художественного мира с христианством. Таким образом, жанры молитвы в лирике у поэта – многообразное явление, в котором для исследователей открывается новое пространство для дальнейшей деятельности.

ЖАНР МОЛИТВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Жанр молитвы и его место в литературе

Молитвой является словесный жанр, обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва – это разговор с Богом: «обращение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом». [9, с.31].

Читайте так же:  Молитва Оптинские старцы на конец дня

Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства. Диалогичность молитвы отмечают многие исследователи, например, Л. В. Балашова, М. Войтак и священнослужители, например, по словам Игумена Филарета, «молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва». Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [10, т.6]; «лирическая поэзия… изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания.

Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

Урок литературы в 10 классе “Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова”
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, относящихся к жанру молитвы.

Скачать:

Вложение Размер
lermontov._molitva_kak_zhanr.docx 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Цели и задачи урока:

  • продолжить знакомство с основными мотивами в лирике М.Ю.Лермонтова, в частности с жанром молитвы в его творчестве;
  • совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение;
  • воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование : тексты ст-ий, учебник, презентация.

2.Сообщение темы урока, постановка целей, запись эпиграфа.

«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…»

3.Чтение наизусть ст-я А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…»

Прозвучало ст-е А.С.Пушкина, которое является поэтическим переложением Великопостной молитвы святого Серафима Саровского.

–О чём просит лирический герой Всевышнего?

Наши соотечественники, жившие в 19 в. и ранее, всегда были людьми глубоко и правильно верующими. Мотивы молитвы, обращения к Богу, к святым встречаются в творчестве многих русских поэтов и писателей. Но своё развитие как жанр молитва получила именно в лирике М.Ю.Лермонтова.

Может быть вам покажется странным, но с этим жанром вы уже встречались. Давайте сначала вспомним и обобщим то, что вам уже известно в лирике Лермонтова, связанное с жанром молитвы.

5. Анализ ст-я «Когда волнуется желтеющая нива…» (7 класс)

— Прочитайте ст-е выразительно.

На первый взгляд к молитве оно, кажется, не имеет отношения. Однако некоторые исследователи тв-ва Лермонтова почему-то называют его «иконой русской природы»

–Почему, как вы думаете?

(Икона – это изображение святого, к которому мы обращаемся с молитвой.

Лирический герой утверждает, что наблюдая эти картины природы, он смиряет свою тревогу, морщины на его челе расходятся, он постигает счастье на земле, а в небесах видит Бога.

–Когда всё это происходит с верующим человеком?

(Во время молитвы).

–Большой интерес представляет синтаксис этого предложения.

Как вы думаете, почему? Чем нам может быть интересно это ст-е с точки зрения синтаксиса?

(Это одно сложноподчинённое предложение. Главную часть представляет последняя строфа, а все остальные строфы – это придаточная часть.)

–Прочитаем ст-е снизу вверх. Оно не потеряет смысла, его смысл, наоборот, полнее раскроется.

Замечательный русский писатель Борис Шергин однажды написал, что русская природа – это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа.

Восприятие природы как иконы присуще и Лермонтову в ст-и «Когда волнуется желтеющая нива…»

Хочу сказать вам о том, что лирика Лермонтова, в частности его ст-е «Когда волнуется желтеющая нива…» оказали огромное влияние на всю русскую поэзию 20 века. Борис Пастернак писал: «Лермонтов в детстве оказал на меня почти такое же влияние, как Евангелие и Пророки». А Иван Алексеевич Бунин признаётся, что волнующие образы ст-я «Кода волнуется желтеющая нива…» получили своеобразное преломление в его ст-ии о Блудном сыне:

И цветы, и шмели, и трава и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Обратимся к ещё одному уже известному вам ст-ю из программы 7 класса. Это ст-е «Ангел»

Выразительное чтение ст-я.

–Кому посвящено это ст-е?

(Оно написано 17-летним поэтом и посвящено матери, которую он потерял в 3-х летнем возрасте)

В ст-ии ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталось.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нежная, меланхоличная, романтическая мать, часто посадив маленького сына на колени, наигрывала печальные мелодии. «Это была песня, от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен, если бы услыхал её, она произвела бы прежнее действие…»

7. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько ст-ий, которые называются «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Самое первое ст-е с таким названием (1829) («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Выразительное чтение ст-я.

–О чём просит лирический герой Всевышнего? От каких грехов он старается освободиться?

8. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Выразительное чтение ст-я.

Ст-е написано в 1837 году и посвящено Вареньке Лопухиной.

–Почему лирический герой обращается не к Богу, а к Богородице?

(Он просит не о себе, а о душе «девы невинной». Богородица традиционно считается заступницей женщин).

–Как поэт называет Богородицу?

(Тёплой заступницей мира холодного).

–Что же он просит для своей любимой?

Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Московской Матроне

Эту молитву можно назвать своеобразным подвигом отречения. Он не просит Святую Мадонну о том, чтобы она вселила в душу девушки любовь к нему. Ему ничего для себя не надо. Он просит счастья для любимой, отрекаясь от неё. Это и есть настоящее человеколюбие, настоящая любовь.

Чтение статьи учебника, с. 68.

9. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Перед лицом вечности, считает поэт, всё великое на земле разлетается как дым, а потому нельзя жить на этой земле без веры в бессмертие души и без христианского смирения перед земным несовершенством. Лермонтов невольно даёт нам понять и почувствовать в своих стихах, что с утратой веры в Бога человек становится на земле беззащитным. Рабство в плену у земных страстей приводит человека к опустошению. А потому…

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Это ст-е написано в 1839 году.

–Чем оно отличается от предыдущих молитв?

В это молитве лирический герой ничего не просит у Всевышнего. Он относится к вере светло и возвышенно, он молится, потому что молитва облегчает его душу.

Тематически и логически к жанру молитвы примыкает и стихотворение «Благодарность».

Выразительное чтение ст-я.

Лирический герой обращается к Богу с благодарностью.

–Вы можете спросить: «А почему к Богу? Откуда это видно?»

Ну, во -первых, в первой редакции слово «тебя» писалось с большой буквы.

А, во-вторых, в двух последних строчках звучит дерзкая просьба.

К кому можно обратиться с такой просьбой?

Почему она дерзкая?

В этом ст-ии используется интересный троп.

Троп это называется оксюморон (в переводе с греческого языка – остроумно-глупое).

Оксюморон – соединение противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе., в результате чего рождается новое понятие (знакомый незнакомец, оглушительная тишина, живой труп, пышное природы увяданье)

Лермонтов активно использует оксюморон в своей лирике ( «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг…»)

–Найдите примеры оксюморона в ст-ии «Благодарность».

(Отрава поцелуя, клевета друзей).

–Можно ли утверждать, что жанр молитвы в творчестве Лермонтова претерпевает эволюцию? Аргументируйте свой ответ.

Ранние молитвы построены по каноническому образцу. И лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно.

Но в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть вызвано особенностями характера поэта, перепадами в его поведении, которые отмечали и современники поэта и его биографы.

13. Выставление оценок.

–Как каждый из вас сам бы оценил свою работу на уроке?

Прочитать и осмыслить, подготовить для анализа ст-я

«Завещание»
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления “тихая лирика”, выявлены художественные осо.

Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока “Тихая лирика и Н.Рубцов”.

Цели урока:- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора- познакомить с происхождением и природой загадок- разв.

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова – резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств.

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр.

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

Молитва как «жанр» в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. »), «Благодарность».

В начале урока могут прозвучать стихотворения «Ангел», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. »), «Молитва» («В минуту жизни трудную. »), «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива. », изученные ранее. Можно прослушать сообщение «Молитва как жанр религиозной литературы», где будет объяснено каноническое построение молитв и их ритуальный смысл, названы святые, к которым обращаются с молитвами.

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. ») (1829) — первое с таким названием. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва» (1833—1834), затем «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. ») (1837), посвященная В. Лопухиной, и, наконец, «Молитва» («В минуту жизни трудную. » (1839), посвященная М. Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность» (1840).

Вопросы и задания для повторения изученного

1. Как в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. ») отражаются отношения лирического «я» и Бога? О чем поэт просит его?

2. Как создается иронический пафос в «Юнкерской молитве»?

3. В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную. ») мы читаем: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых». Как понять эти строки?

Вопросы и задания к стихотворению «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. »)

1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?

2. Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?

3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

Читайте так же:  Молитвы от неврозов

4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?

5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

7. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. ») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «я» все меньше просьб к Богу. Подтвердите или опровергните это мнение.

Вопросы и задания к стихотворению «Благодарность»

1. В первой редакции стихотворения слово «тебя» писалось с заглавной буквы. Истолкуйте идейно-эстетический смысл обоих написаний.

2. Какие переживания опустошили душу лирического «я»?

3. Какими способами выражается пафос стихотворения? Какой смысл придают ему иронические тона и многочисленные оксюмороны?

4. В чем «богоборческий» смысл финала стихотворения?

5. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте отношение лирического «я» к Богу в «Молитвах», стихотворениях «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива. » и «Благодарность». Почему везде, кроме «Благодарности», отражены светлые чувства к Богу и созданному им миру?

6. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте «Ветку Палестины» Лермонтова и «Цветок» Пушкина с балладой Жуковского «Старый рыцарь».

Итог урока. Жанр «молитвы» в лирике Лермонтова претерпевает эволюцию. В 1829—1832 гг. «молитвы» построены по каноническому образцу, и лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный. », и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, ирония, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть связано с неуравновешенностью характера Лермонтова, перепадами в его поведении, которые отмечало и окружение поэта, и его биографы.

Урок 34. «Пора уснуть последним сном, / Довольно в мире пожил я; / Обманут жизнью был во всем / И ненавидя и любя»[34]

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. »).

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы. »), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет. »), «Могила бойца», «Смерть» могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право. »), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»[35].

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 258 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Презентация “Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова” 9 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Биокомбинатовская средняя общеобразовательная школа посёлка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области

«Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова».

Видео (кликните для воспроизведения).

Есть в поэзии М.Ю.Лермонтова особенное только ему свойственное обаяние, чистота, кристальное изображение образов, сочетание личного с общим, временное с возвышенным, небесным. Современники М.Ю.Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний. Нас поразило разнообразие жанров его лирики, среди которых часто встречаются элегии, романсы, песни, поэмы, баллады. Читая стихи М.Ю.Лермонтова, мы обратили внимание на три стихотворения под одним названием – «Молитва», написанные в разные годы. Это и определило выбор темы нашей работы – «Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова» -рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве М.Ю.Лермонтова; -проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы.

  • рассмотреть идейно-художественное звучание произведений М.Ю.Лермонтова, остановившись на произведениях одного жанра, – поэтической молитве;
  • изучить критическую литературу, материалы Интернет сайтов по выбранной теме – «Молитва как жанр лирики в творчестве М.Ю.Лермонтова».
Молитва как жанр лирики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here