Молитва маккавейским мученикам

Подробное описание: Молитва маккавейским мученикам - с детальным описанием, специально для Вас!

Семь мучеников Маккавеев

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием. Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом».

Молитва маккавейским мученикам

Мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару (тропарь и кондак)

Б оле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

П рему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.

Новости

    04 Октябрь 2019

Обновления на сайте

Добавлены новые и отредактированы некоторые молитвословия в разделах: * Богородице; * Святителям; * Мученикам; * Преподобным; * Праведным… и * Соборам святых…

Обновления на сайте

В раздел БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ добавлены:

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

МАККАВЕЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елеазар

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елеазар (+ 166 г. до н.э.)

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. Их история описана в Маккавейских книгах: 2 Мак 6–7, а также в апокрифе, т.н. “Четвертой книге Маккавейской”, авторство которой некоторые приписывают Иосифу Флавию.

В те времена царь Сирии Антиох IV Епифан (175-164 гг. до н.э.) поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. Антиох распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср. Лев. 11:7–8).

Вначале к этому деянию решили принудить девяностолетнего законоучителя Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни. Он с твердостью пошел на мучения, выказал мужество молодого воина, вызывая восхищение палачей, и скончался под пытками.

Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик – их мать Соломония. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них. Поэтому они ободряли друг друга перед исповеданием веры следующими словами: «Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества» [1].

Государь велел разложить перед ними инструменты для пыток и пытался устрашить Маккавеев, но, побеждая его доводы вдохновенным любомудрием, старший из них ответил: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов».

Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение.

Рака с мощами свв. мчч. Маккавеев в кёльнской католической церкви апостола Андрея

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям.

После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников. Согласно 4 Мак. 17:1, она сама бросилась в огонь, до того как палачи схватили ее. Ее святые мощи почитаются сегодня в храме Константинопольского Патриархата.

Хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности [2].

Подвиг святых семи братьев маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов (см. Маккавеи).

Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Использованные материалы

  • “Семь мучеников Маккавеев”. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
    • http://www.pravoslavie.ru/put/55233.htm
  • Краткое жизнеописание на сайте ОВЦС МП
    • http://mospat.ru/calendar/svyat1/aug01-makkaveev-avim-elezar.html

[1] Григорий Богослов, святитель. Похвальное слово свв. Маккавеям. 7 // PG. 35. 924.

[2] Григорий Богослов, святитель. Похвальное слово свв. Маккавеям. 7 // PG. 35. 913

Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Медовый Спас. Мученики Маккавейские

В сегодняшний праздник, возлюбленные братья и сестры, совершается изнесение Честнаго и Животворящего Креста Господня — в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой.

Читайте так же:  Сильные молитвы для продажи машины

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.

Накануне (31 июля/13 августа), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение или изнесение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды совершается 1 августа/14 августа до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Мученики Маккавеи

Сегодня также Святая Церковь совершает празднование в честь ветхозаветных мучеников Маккавеев. История иудейского народа – замечательная история, она во многом нас назидает. Изучайте Священное Писание, читайте Библию. Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жизни: продавать, покупать, нанимать, расплачиваться с наемными. Кто со вниманием читает это Богодухновеное Священное писание, тот никогда в жизни не ошибется.

14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечался в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который как раз к этому времени созревает. Но связь собственно мака с мучениками Маккавеями, конечно же, чисто звуковая.

Священная история Ветхого Завета нам рассказывает, что было время, когда иудейский народ за свое нечестие был наказан нашествием языческого завоевателя Антиоха Епифана, который устроил везде жертвенники идолам и заставлял всех иудеев поклоняться им. Все поклонились, принесли жертвы идолам, кроме семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и их учителя Елеазара.

Маккавеев за истинную веру терзали, мучили ужасно в присутствии их матери Соломонии, которая укрепляла своих сыновей в их страданиях. Все они были замучены, и после всех и их мать приняла мученическую кончину…

Сюжетом 15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых также совершается 14 августа. «Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан.

Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан», — пишет игумен Иларион Алфеев в своем труде «Жизнь и учение святого Григория Богослова. О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия.

События, о которых идет речь, относятся «к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других «законов отеческих». За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом».

Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть, после чего гонители убили и ее.

Перед лицом смерти все они твердо исповедали веру в Единого Бога и Воскресение мертвых. Один из сыновей, умирая, говорил: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, сказал: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит», — уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались тысячи подобных историй.

Что же было особенного в их подвиге, что Церковь, подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день? «Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в Воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа».

Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По убеждению св. Григория «Есть некое мистическое и сокровенное учение, весьма убедительное для меня и для многих Боголюбивых людей, согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа.

Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа». Не смотря на то, что Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа — они пострадали «согласно Кресту», а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира.

Несомненно, одним из наиболее ярких примеров христианского подвига в этом повествовании является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих детей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы».

Читайте так же:  Молитвы Богородице в рождество

Святой Григорий, очевидно пораженный ее поступком, сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, готового, из послушания Богу, принести в жертву своего сына: «Мать, мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она страдающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся… О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать — большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв…

Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям». Предсмертные слова Елеазара исполнены исповедания Единого Бога, готовности умереть за Него: «Антиох и все стоящие здесь! У нас один царь — Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому возвратимся. Одна у нас безопасность — в соблюдении заповедей. Одно богатство — те блага, на которые надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы бояться чего-либо больше Бога. Наша родина — вышний Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду и не сможет взять. Наш храм — великолепнейшее небо, а праздник наш — ликование ангелов. У нас одно великое и величайшее таинство — Бог, на Которого указывают и все здешние таинства».

Св. Григорий явно соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: нечестивый царь, который принуждающий людей отречься от веры в Истинного Бога и принять язычество. «И там и здесь — граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего.

В Слове 15-м много тем, которые прозвучат в Словах 4-м и 5-м — обличительных на царя Юлиана». Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: «Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц — оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа».

Именно на подвиге исповедников веры строится и стоит Церковь, именно кровью мучеников она сохраняется и возрастает. Очевидно, что уже в те времена духовная судьба целого народа зависела от твердости духа каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Можно говорить о том, что благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья, вера была сохранена. Так же и во времена Юлиана будущее христианства зависело от того, насколько твердым окажется народ и каждый христианин в исповедании веры во Христа.

А в эпоху императора Валента (164-178) от твердости защитников веры зависела судьба Церкви — выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись, встанет на сторону еретиков. Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать — не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле.

Матери, для вас особенно, эта история подвига мучеников Макковеев — большое поучение. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, утверждайте их в вере, чтобы они не отрекались от Господа. Если когда вдруг встретятся такие моменты испытания вашей веры, будьте готовы подражать матери Соломонии и мученикам Маккавеям или матери Софии и дочерям её Вере, Надежде и Любови. Не отрекайтесь от Господа, ради своего спасения и для славы Его святого имени. Твердо держитесь православной веры до конца жизни вашей. Нет у нас иного наставника и учителя, кроме Иисуса Христа. Он наш истинный наставник, учитель и Спаситель. Не признавайте никакого наставника, кроме Него. Только Он есть наш путь, истина и жизнь. Если не будете слушать Его наставления, то заблудитесь и погибнете навеки.

Иисус Христос говорит в святом Евангелии: «Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» (Мф. 10, 34—35). То есть Господь пришёл на землю разделить миролюбца от боголюбца. Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры — ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Христос сказал во святом Евангелии: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.

Святые отцы дали нам замечательную мысль о смерти: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь». Если ты вздумаешь покупать дом, дачу, положишь деньги в банк, то мысленно положи себя в гроб, вспомни, ты не сегодня-завтра умрёшь — и тебе откроется истина, нужно ли тебе делать задуманное тобою дело: класть деньги в банк, покупать дом или ехать в дальнюю дорогу искать старца для совета. Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать.

Итак, поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесём каждый свой крест для своего спасения. Будем подражать святым мученикам Маккавеям и их матери Соломонии в готовности пострадать за веру православную, и тогда Господь, несомненно, примет нас в Свои святые обители, уготованные любящим Его. Аминь.

ХРАМ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ

ИЗЮМСКАЯ ЕПАРХИЯ, ЧУГУЕВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ, С. БАШКИРОВКА

введите текст

Икона дня

Православный календарь

Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Рáдонежского, чудотворца (1392).

Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

Читайте так же:  Молитвы на изменение жизни к лучшему

Св. Николая Розова исп., пресвитера (1941). Обре́тение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Общецерковные новости

Нет ленты новостей

Статьи из Православие.RU

Архивы

МАККАВЕИ

14 августа Православная Церковь вспоминает мученическую кончину старца Елеазара и семи отроков с материю. Что это за люди? Об их мученической кончине говорится только во 2-ой Маккавейской книге, одной из книг Ветхого Завета в 8-ой и 9-ой главах, а так же, более подробно восхваляется в апокрифической 4-ой Маккавейской книге приписывающаяся перу иудейского историка 1 в. Иосифу Флавию, переведенная не полностью с греческого епископом Черниговским Парфирием (Успенским). Именно в апокрифе братья называются Маккавеями (4 Мак. гл. 18, 3). Можно предположить, что и имена братьев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл — и матери их: Соломония — взяты из этой книге.
Отсюда есть мнение, что это была их фамилия, и смерть которых вдохновила Иуду из священнического рода Хосмонеев (прапрадед Хосмоней) жившего в Модине на восстание против Антиоха IV Епифана, и его попытки еллинизации еврейского народа и, получил прозвище по этой фамилии — Маккавей.

Но есть и другие мнения, что бы разобраться в них посмотрим немного предыстории.

«После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя

Антиох IV Епифан

Вот еще третий вариант — акроним (аналог аббревиатуры, только произносится как одно слово). МАККОВЕЙ сокращенный стих торы и переводится как «Кто среди богов подобен тебе, о Иегова?» (Исход 15:11) или от полного имени отца Маттафии — Маттитьягу Коген Бен Йоханан.

языка, — это почетное звание, которого удостоились очень немногие, — и я знаю очень немногих, кто достоин был бы носить это имя.»

Какое из приведенных вариантов происхождения Маккавеев близок Вам, решать Вам, как говорил блаженный Августин: «В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь» Происхождение Маккавеев в данном празднике — это второстепенно, главное, что их пример стойкости в вере остается непоколебимым и несомненным фактом. И можно сказать точно, что мак и маковые изделия здесь не причем.

материал подготовила выпускница православных Богословско-педагогических курсов при Харьковской Епархии Глущенко Мария

О семи мучениках Маккавейских

Архимандрит Борис (Холчев)
14 августа Святая Церковь совершает праздничную память святых мучеников Маккавейских, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.

Мученики Маккавейские — это мученики не новозаветной, а ветхозаветной Церкви. Они жили и подвизались приблизительно за 200 лет до Рождества Христова. Что же было особенного в их жизни, почему Святая Церковь совершает их память?

В то время Иудея находилась под властью Сирийского царя Антиоха Эпифания. Это был человек звероподобный, который поставил себе целью покорить все народы мира, в том числе и Иудею. Он разорил Иерусалим. Подверг оскорблению и разорению Иерусалимский храм, посвященный Единому Истинному Богу. Он погубил великое множество иудеев. Тысячи иудеев были убиты, тысячи уведены в плен, тысячи обращены в рабство. Больше того, он поставил себе целью искоренить на земле веру в Единого Истинного Бога. Он думал, что выше природы и выше природных сил ничего в мире нет. Поэтому он возмечтал искоренить веру в Бога и заставить людей всего мира почитать природные силы и поклоняться только им. Начал он с того, что издал повеление о прекращении богослужения Единому Истинному Богу, которое совершалось в Иерусалимском храме, о прекращении жертвы всесожжения, которые по закону Моисееву там приносились, — и с тех пор прекратились жертвоприношения.

Видео (кликните для воспроизведения).

По приказу Антиоха Эпифания прекратилось празднование ветхозаветных праздников. Иудеи, которые не соглаша­лись поклоняться языческим кумирам, олицетворявшим со­бою природные силы, подвергались пыткам и смерти. Такой поворот событии грозил исчезновением веры истинной, которую хранили иудеи, грозил гибелью национальности и самостоятельности иудейского государства. Вожди стали собирать ополчение против Антиоха Эпифания. Лучшие из иудеев входили в это ополчение. Силы были неравные, и борьба затянулась на долгие годы. Во время этой борьбы пострадала великое множество иудеев, которые решительно отказались поклоняться силам природы, а мужественно и до конца жизни почитали Единого Истинного Бога, Творца Мира. Среди этих мучеников, твердо стоявших за истинную веру, были семь родных братьев Маккавеев.

Отец их — престарелый учитель, священник, по имени Елеазар, а мать по имени Соломония. Сначала воины Антиоха стали принуждать к отречению от Бога старца Елеазара. Они заставляли его вкусить жертвенное идольское мясо на виду у всех, чтобы этим показать, что вот престарелый священник отступает от Бога, значит молодые тем более должны отступить от Истинного Бога. Но Елеазар отказался это сделать и был умерщвлен. Тогда стали принуждать к отречению от Бога братьев — одного за другим, начиная со старшего. Когда они отказывались, то подвергали их пыткам на глазах других братьев и на глазах родной матери. Но они все твердо и непреклонна выдержали все страдания и не отреклись от Бога. Когда замучили всех братьев, то была подвержена казни и мать их Соломония — она была сожжена.

Вот кто такие семь мучеников Маккавейских. Это мученики в дни царствования Антиоха Эпифания. Антиох Эпифаний является как бы прообразом антихриста, о котором говорится в священных книгах христиан. Долго велась борьба иудеев с Антиохом, но все-таки он был поражен и умер страшной смертью. Это прообразует времена антихриста, который будет побежден теми, кто хранит истинную веру во Христа Спасителя. Победа будет за Христом и Его Церковью (Апокалипсис).

Вслед за мучениками Маккавейскими было великое множество мучеников христианских. Они претерпевали величайшие страдания. Достойно благоговейного внимания изучить духовное устроение, мысли и чувства мучеников в то время, когда они страдали. Многим может показаться, что в то время, когда мученики страдали за Истинного Бога, в их душах была ненависть и злоба против отступников. Может быть, их сердца исполнялись ужасными проклятиями по отношению к отступникам? Может быть, они возвеличивали самих себя? Были в такой экзальтации, что считали себя чуть ли не святыми? Имеются попытки так и представлять это. На самом деле, если мы обратимся к свидетельствам о последних часах мучеников, то увидим, что в их душах не было ничего подобного. В их душах не было и следа злобы или ненависти по отношению к отступникам. Из их уст вырывались покаянные молитвы.

Читайте так же:  Текст дуа кунут в молитве витр

Если мы будем вчитываться в жития христианских мучеников, то также увидим, что в их поведении не было никакой экзальтации, не была никакой попытки думать о себе высоко, как о каких-то героях. Они принимали мученический подвиг со смирением, чтобы засвидетельствовать перед Богом верность Ему, и в глубине души имели покаянные чувства. Да, братие, покаяние — это есть основное дела христианина. Вы знаете, что и Иоанн Предтеча, и Сам Господь Иисус Христос начали свою проповедь словами: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Божие». И Господь Иисус Христос, посылая апостолов, тоже повелел им проповедовать покаяние. Апостолы по всем пределам земли проповедовали покаяние и веру в Господа Иисуса Христа. Так что покаянием начинается духовная жизнь, покаянием сопровождается духовная жизнь и покаянием духовная жизнь кончается. Если в человеческой душе нет покаяния, то человек и не начинал еще духовной жизни.

В чем же сущность покаяния? Сущность покаяния прежде всего заключается в том, чтобы признать свою вину перед Богом. Ведь каждый грех, даже самый маленький, есть измена Богу. Когда человек совершает грех, он тем самым изменяет Богу, нарушает завет верности. Мы, когда творим грехи, думаем, что это пустяки, что наше состояние души мы можем быстро изменить. На самом деле каждый грех есть оскорбление Бога и измена Ему. Больше того, каждый грех есть по существу переход на сторону диавола. Когда человек совершает грех, он нарушает закон Божий и начинает творить похоти диавола. Этим самым он входит в число сторонников диавольских сил. Наконец, каждый грех растлевает и сердце, и душу, и тело человеческое. Покаяние возникает, когда человек поймет, что он своими грехами бесконечно виноват перед Богом, что он изменяет Богу, переходит на сторону диавола и растлевает свое тело и свою душу.

Когда человек сердцем поймет состояние своей души — у него возникнет желание измениться, возникнет желание переменить себя, перестать изменять Богу, перестать служить диаволу, перестать растлевать свое существо. Вот этом желании изменить себя заключается самое ядро, самая сущность покаяния. Поэтому и христианская вера называется покаянной верой. Ведь христианин — это тот, в душе которого живет желание изменить самого себя. Проповедью о покаянии подготавливал путь Господу Иоанн Креститель. Проповедью о покаянии начал свое дело Христос Спаситель. Поэтому и апостолы проповедовали покаяние. Поэтому, когда и мученики страдали, в их сердцах тоже было покаяние, было непреклонное желание хранить верность Богу и желание порвать с диаволом. И это, братие, необходимо для каждого христианина.

Если христианин в церковь ходит, если даже дерзает приступать к Таинствам, а у него в душе нет желания переменить себя, нет желания разорвать с грехом и диаволом, то он еще не христианин. Он, может быть, только собирается быть христианином, но все время откладывает.

Сегодня начался Успенский пост. Он будет продолжаться две недели — это время покаяния. Каждый из нас должен в эти дни войти внутрь своей души и посмотреть, есть ли у него истинное покаяние, есть ли у него желание изменить, переменить самого себя. Если у него нет еще этого желания, то нужно, чтобы оно было. Пока человек на земле — еще не поздно, он может поправить дело, он мо­жет положить начало к изменению себя.

Вот поэтому в дни Успенского поста каждый из нас должен просмотреть свою прошлую жизнь, признать свою вину перед Богом и твердо решиться хранить Ему свою верность. Тогда в наших душах будет тот благодатный огонь, который был в душах святых мучеников — и ветхозаветных, и новозаветных, потому что, как мы видели, в их душах горел огонь покаяния.

Да поможет нам Господь провести наступившие дни Успенского поста в покаянии и потрудиться над изменением своего сердца, чтобы нами на земле, и вечной жизни прославлять нашего Господа с Его Безначальным Отцом и Святым Духом. Аминь.

Канон святым мученикам Маккавеям

Святые семь мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елиазар, Евсеон, Алим и Маркел, мать их Соломония и учитель их Елиазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя-язычника Антиоха Епифана. Они претерпели ужасные истязания за то, что отказались принести жертвы языческим идолам. Святым мученикам отрезали языки, сдирали кожу с головы вместе с волосами и со всего тела, отсекали руки и ноги, бросали их измученные, но еще живые тела на раскаленные сковороды. Мужественно они перенесли страдания за веру в Истинного Бога и удостоились вечного прославления у Господа. Будем иметь молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, просить их об укреплении и умножении нашей веры в Господа, о неотступной преданности Всевышнему при всех обстоятельствах жизни. Будем просить святых мучеников Маккавеев, чтобы они незримо помогали нам исполнять закон христианский. О жизни и страдальческой кончине св. мучеников Маккавеев рассказывается в Библии во второй книге Маккавейской. Память св. мученикам Маккавеям 1 августа (14 августа по гражданскому стилю).

Тропарь, глас 1-й

С трастьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша болезни и страсти исцели, Человеколюбче молим Тя. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. Г авриилу провещавшу Ти Дево, еже радуися. И со гласом воплощашеся всех Владыка, в тебе святем кивоте, яко же рече праведныи Давыд. Явися пространнейши небес, поносивши Зиждителя Своего. Слава всельшемуся в Тя, слава прошедшему из Тебе. Слава свободившему нас рожеством Твоим.

КАНОН, глас 8-й

Песнь 1. Ирмос

В оду прошед яко по суху, из египетска зла избежав, израильтянин вопияше, Избавителю Богу нашему поем.

Запев: С вятии мученицы, молите Бога о нас (поклон) .

Л ик седмочисленых страдалец явлься, единым нравом в лютых, по утвержении отеческаго закона, умрети не отрекошася.

Запев. С лаву презревше юже на земли, желанием Божественаго Царствия, всяку болезнь претерпеша божествении Маккавеи. Тем же достойно ныне чтутся.

Слава. З аконом соблюдением моисейским, воистину доблии Маккавеи, внегда попрати, братия явишася друг другу, антиохово безбожие.

И ныне. Богородичен. Ч ини Тя ангел и человек, безневестная Мати, восхваляют непрестанно. Зиждителя бо всех, яко Младенца на руку Своею понесла еси.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии мученицы, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Читайте так же:  Молитва на отчитку дома

Н ебесному кругу верхотворче Господи, и церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Своей. Желанием сыи край, верным утвержение, едине Человеколюбче.

Запев. П о отеческих ходяще исправлениих законных, блаженнии Христовы страдальцы, жизнь нестареемую, своими стяжасте кровми прехвальнии.

Запев. Н и огнь ни мечь превратити когда, доблесть не возможе нрава блаженнии вашу, иже в вере, в ней же упразднисте мучителей шатания.

Слава. М уки претерпеша за Христа Бога, прехвалнии мученицы. И свыше прияша победы почести, непрестанно молящеся, спасти душа наша.

И ныне. Богородичен. Д евою родила еси неискусобрачная. И Девою пребысть Мати безневестная, Богородице Марие, Христа Бога нашего моли спасти нас. Катавасия.

Седален, глас 8-й. Б лагочестно наказавшеся отроцы мудрии, мученически мучителем прещения мужески посрамисте. Яко закону поборницы, и Отцу послушницы бысте святии, с материю Богомудрою усердно пострадасте. Темже и смертию живот искупльше, воистину небесныи, вечно радуетеся Маккавеи крепкодушнии. Молите Христа Бога, согрешением оставление даровати, чтущим любовию святую память вашу.

Слава, и ныне. Богородичен. Я ко Деву едину в женах, Тя без семене рождьшую Бога плотию, вси ублажаем родове человечестии. Огнь бо вселися в Тя божества, и яко Младенца доиши Зиждителя и Господа. Темже ангельскии и человеческии род, достойно славим пресвятое рожество Твое. И согласно вопием Ти, моли Христа Бога, согрешением оставление даровати, воспевающим достойно славу Твою.

Песнь 4. Ирмос

И з горы присенныя Тя слове пророк, из единыя Богородицы, хотящася воплотити, боговидно разсмотрь, и со страхом славословяще силу Твою.

Запев. З акон блаженнии написавше, яко же древле Моисей во своих скрижалех помысла. Не преступисте сего даже до смерти, но твердо подвизастеся.

Запев. З аконныя Богови приносяще жертвы, и моисейскому ревнующе житию, преобидеша всяко законоположение мучительско, страстотерпцы Христовы. Яко же камень волненое настояние, сице многи муки страдальцы, мужеским умом Маккавеи, даже до смерти претерпесте.

Слава. Б езначалная Троице, единице поклоняемая, сопрестольная единице, Троице воспеваемая, мученик молбами избави нас, от бед и напастей, воспевающия Тя.

И ныне. Богородичен. Р адуися от нас святая Богородице. Радуися яже радость рождьшая мирови. Радуися едина заступление человеком, благословеная Богородице чистая. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

И же от нощи неведения, богоразумием просвещеи концы, просвети мя утром, славословия Твоего Господи.

Запев. Я ко же отеческии закон не разорше святии мученицы, венцы праведными, Христос вас Сам венчал есть.

Запев. Е леазара дети, в разуме явльшеся преблаженнии. Принесостеся со онем Христови, духовно всесожжение.

Слава. И же святыми свобождеи от лести всяческая, спаси нас Господи тех молитвами, яко благоутробен.

И ныне. Богородичен. Х ерувим явльшися честнейши, Дево всепетая, молися Сыну Своему, спасти душа поющих Тя. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

Р изу ми подаждь светлу, одеяися светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.

Запев. Р изою себе мученическою одеявше святии. Сию труды страдания вашего испестристе.

Запев. Ж елающе быти со Христом, всеславнии мученицы, течение страдания, неуклонным помыслом преидосте.

Слава. З акон иже предаде Моисей, храняще святии, законно пострадаша, посрамльше Антиоха мучителя.

И ныне. Богородичен. Е дина словом плотию, Слова рождьшая, избави молимся от сетей врага, душа наша. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. П ремудрости Божия столпи седмочислении, и божественаго света светилницы седмосвещьнии, Маккавеи всемудрии, прежде мученик велицыи мученицы. С ними же всех Богу молитеся, спастися поющим вас.

Икос. Х вали тепле Сионе Бога твоего, яко укрепил есть сей верея врат твоих, и сыны твоя благослови. Сии бо яко воиньство победително, хранило воистину доблествено, и крепкомудрено, противу коварством злочестивых богомудрено сташа. Вкупе и победы венцы небеснаго Сиона приемлют. И божественому престолу предстоят, о всех непрестанно молящеся, просят спастися поющим их.

Песнь 7. Ирмос

И же в начатцех землю основавыи, и небеса словом утверждь, благословен еси Господи Боже отец наших.

Запев. М ученическими пострадавше болезньми, мучительских не устрашистеся боязней. Христови вопиюще, благословен Бог отец наших.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Т ерпения пождавше болезней, вражия лютая победисте коварьства, Христови вопиюще, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. И же во утробу Девыя вселивыися, и Тоя ради Адама обновль, благословен Бог отец наших. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Б езначалнаго цесаря славы, Его же трепещут небесныя силы. Пойте священнии, людие превозносите Его во веки.

Запев. И стине рачителе, и закону известнии ревнителе бывше, прехвалнии мученицы, поете Христа во веки.

Запев. С едморасленыи плод святаго корене, яко воистину седмь Маккавей, и мученики Господни почтем достойно. Закону ревнителей, единодушныя страдальцы вернии, седмь Маккавей с рождьшею их, почтем достойно.

Слава. Т роице неразделимая единице, в божестве славлю едину, и в триех пою тя лицех едину силу.

И ныне. Богородичен. И же в последняя нас ради, от Девы воплощеннаго Бога, священнии пойте, и превозносите Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

В озвеличим Тя Матерь света, и прославим Тя Богородице Дево. Яко Спаса рождьши душам нашим.

Запев с поклоном. С окровище божественых даровании, воистину показастеся. Богатьство неотъемлемое, всехвалнии мученицы.

Запев. М олитвеницы доблии, к Зиждителю всех суще, испросите невлаемую жизнь душам нашим. Иже божественою ревностию и теплотою души, творящыя вашу память, сохраните неснедаемы от лукаваго.

Слава. С Сыном Отцу и Духу правому поклонимся (поклон) со ангелы зовуще, слава в вышних Богу.

И ныне. Богородичен. Р адуися Двере Святая, Богови отверзстая, единому Премудру. Юже осени Дух Святыи. Катавасия.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых мученик седми братии по плоти Маккавей, и учителя их Елеазара, и матере их Соломонии, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Видео (кликните для воспроизведения).

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Молитва маккавейским мученикам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here