Молитва митрополита григория новгородского и Петербургского

Подробное описание: Молитва митрополита григория новгородского и Петербургского - с детальным описанием, специально для Вас!

Молитва митрополита григория новгородского и Петербургского

НЕ БУДУТ ЗАБЫТЫ

О загробной участи младенцев,не сподобившихся почему-либо св.крещения и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва

“Обители многи суть. ”

По верованию Православной Церкви умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св.крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (11 января н.с.) в лике святых четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме.

Св. Григорий Нисский о судьбе младенцев вообще пишет:”Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью; потому что Бог по лучшему Своему промышлению предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить возле”.

Св. Григорий Богослов говорит, что не сподобившиеся крещения по малолетству не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже и наказания”(Слово на святое Крещение).

Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что дети эти “святые суть”(1 Кор.7,14).

Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных.Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно.Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение.

А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы.Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: “В дому Отца Моего обители многи суть” (Иоан. 14,2).

Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением, или которые, получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью?

Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: “Ведати подобает” (говорит она в Богослужебных книгах) “яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещеные) ниже в геенну пойдут” (Синаксарь в мясоп.субб.). Св. Григорий Богослов говорит: “Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или может быть по малолетству, или по какому-нибудь совершенно независящему от них стечению обстоятельств” (Душеполезный Собеседник, 1905, №2.).

Св. Ефрем Сирин пишет: “Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам.Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем, и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь. ”.

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещеных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16,16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали?

Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие правило сказано:”Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен”.

Правило это помещено в книге “Кормчей”, где находятся правила св. апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов.Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах.

Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего новгородского и петербургского митрополита Григория.

Молитва за некрещеных младенцев митрополита Григория Новгородского и Петербургского

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности; окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию.

На вопрос “как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцев?” Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: “Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св.крещения. А у Отца Небесного Обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили св. крещения. Так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. отцы в Синаксаре в субботу мясопустную.Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения может вопиять к Человеколюбцу Господу, следующими словами:”Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!” (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Читайте так же:  Сильнейший заговор или молитва от порчи и проклятия

Наконец, не должно же забывать и о себе и о том, что вина мертворождения детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод (большею частью незаконный) и даже в последних периодах чревоношения.

Вечная огненная геенна — вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния”(Душеп.Соб. стр.54).

Св. Ефрем Сирин пишет: “Горе. любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли, то и она как мертвый плод чрева извергнута будет во тьму кромешную.

Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления” .

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние пока есть возможность; ибо нет греха, побеждающего Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою (Житие преп. Марии Египетской).

Эта напилась пьяной и оступилась, — родила мертвого младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих от безумной и, может быть, неосновательной ревности к мужу.

Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе.

Увы! И такие безумные матери есть на свете.

Вот почему мать-родильница после рождения мертвого младенца должна основательно подумать — не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если — при бесстрастном обсуждении этого вопроса — окажется что-либо у нее на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросить совета для заглаживания своего греха, и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник; 2) путешествие ко святым местам (например, в Киев к мощам св. угодников и св. младенца, убиенного от Ирода за Христа и почивающего в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (например, по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов.

Что касается детей погубленных матерями, то мы имеем также запись отца Иоанна Кронштадтского о бывшем ему видении. “Я опять спросил: “Скажи, отче, а младенцы как?” Старец ответил, что. те младенцы получили венцы от Царя небесного, которые истреблены во чреве матери своей, и безыменные.

Я перекрестился — Какой грех великий и страшный матери будет — непростительный.”

Впрочем, бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба,- и разрешились преждевременно младенцами.

Итак, по рассуждению св. отцов и учителей Церкви, христианские некрещеные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни, потому что родители уже освятили их принятием Святых Тайн, молитвами, верою и добрыми делами.

Составлено по учению свв. отцов и учителей Православной Церкви монахом Псково-Печерского монастыря Ипполитом.

Русские православные иерархи, 992–1892 гг. Том I

Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона.

Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию.

25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа – во иеромонаха.

19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.

18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря.

С 1 октября 1817 года – экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

Со 2 мая 1819 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор.

С 21 августа 1821 года – член комиссии духовных училищ.

7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.

С 4 января 1825 года (по другим источникам – с 1826 года)-епископ Калужский и Боровский.

С 3 марта 1828 года – архиепископ Рязанский и Зарайский.

Со 2 марта 1829 года – член Святейшего Синода.

С 28 июля 1829 года (по другим источникам – с 25 июля 1831 года) – архиепископ Тверской и Кашинский.

С 1 марта 1848 года – архиепископ Казанский и Свияжский.

26 августа 1856 года возведен в сан митрополита.

С 1 октября 1856 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.

Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем.

В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова), а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем.

Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием.

Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив.

Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.

Того же требовал и от священнослужителей своей епархии.

При посещении епархии он иногда подолгу оставался в одном месте, собирая окрестное духовенство, совершал богослужения и поучал народ, укрепляя любовь между пастырями и пасомыми.

В личной жизни преосвященный Григорий отличался строгим аскетизмом и одновременно ласковостью и участливостью к окружающим. Характерной чертой для него была исключительная честность и искренность в своих действиях. Он был чужд угодливости и не стеснялся никому говорить правду открыто.

В казанский период жизни вел энергичную работу по переводу священных книг на татарский язык и по подготовке миссионеров для проповеди среди раскольников. Святитель Григорий даже проектировал учредить миссионерское высшее учебное заведение и уже сделал подготовительные распоряжения. Деятельность его по борьбе с расколом началась еще в бытность его ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Он начал издавать при академии ежемесячный журнал «Христианское чтение». Это был первый печатный орган русского духовного ученого мира. Главной целью издания этого журнала было противодействовать распространению в обществе мистических и масонских взглядов чрез изложение истинного христианского учения. Действия преосвященного Григория против раскола отличались духом кротости и любви.

Читайте так же:  Молитва от неприятностей и сглаза

Строгою благочестивою жизнью, высоким самоотвержением, неусыпным попечением об обращении раскольников и магометан он являл ревность, достойную первых веков христианства.

На Петербургскую кафедру митрополит Григорий вступил уже 74 -х лет, и первый призыв его был – к покаянию.

Этот призыв не сходил с его уст до самой кончины.

Митрополит Григорий был искренним сторонником митрополита Московского Филарета в вопросе о пользе перевода на русский язык книг Священного Писания.

Труды: Попечение о спасении души. – М., 1908.

Беседы с духовенством Казанской епархии. – СПб.. 1855.

Заметки на историю Шрекка. (д. К. Д. Уч. № 5654).

Слово при вступлении в Калужскую епархию. – 1855.

День святой жизни, или ответ на вопросы: как мне жить свято? – СПб., 1856.

Пять писем епископу Иеремии (Соловьеву). Рукопись академической библиотеки № а 11/313.

Сокращение герменевтики // Санкт-Петербургская духовная академия. – 1819.

Богословия догматическая (на латин. яз.) // Санкт-Петербургская духовная академия. – 1819.

Богословское учение о должностях // Санкт-Петербургская духовная академия. – 1819.

Богословия полемическая // Санкт-Петербургская духовная академия. – 1819.

Основания христианства // Санкт-Петербургская духовная академия. – 1819.

Истолкование некоторых частей Священного Писания (по словам протоиерея Певницкого) // Русская старина. – 1905, август. – С. 321.

Записки по истории раскола (рукопись).

Казанская духовная академия (докторская диссертация). – 1817.

Слово в Неделю Святой Пасхи, говоренное в Александро-Невской лавре. – СПб., 1817.

Слово при открытии мощей святителя Митрофана Воронежского. – СПб., 1832.

Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. – СПб., 1854.

Слова и беседы на все воскресные и праздничные дни в году с присовокуплением слов и бесед на некоторые особенные случаи. – Казань, 1849–50.

Житие святителей чудотворцев: Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. – СПб., 1855.

Христианские изыскания в Азии (перевод с англ.) // Киевская старина. – 1893, № 11. – С. 205.

О Боге едином и о Святой Троице // Христианское чтение. – ч. 4. – С. 50, 64, 166, 176, 183, 213.

Вечерние мысли. Стихотворение // Библиограф. – 1885, № 3. – С. 51.

До 30 писем к митрополиту Филарету и другим лицам. – 1855.

Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897. – С. 205–212.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. – СПб., 1913. – С. 899–904.

Видео (кликните для воспроизведения).

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т.1. – С. 452; т. 3. – С. 109, прим. 1. – С. 361, 362; т. 4. – С. 170, 172, 592; т. 5. – С. 574, 894; т. 6. – С. 2. 25, 54, 64, 135, 205, 229, 397, 453; т. 9. – С. 213.

Никанор (Каменский), архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 87, 485.

Копылов Н. Санкт-Петербургская духовная академия (очерк из истории за 100 лет) // Русская старина. – 1910, май. – С. 404–422.

Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876.

Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г. (о митрополите Новгородском Григории Постникове).

Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. – СПб., 1894 (о митрополите Новгородском Григории Постникове).

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 12, 13, 15, 20, 118–122.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 823.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1407, 1411, 1412, 1414.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 243.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 19, 21, 36, 38, 42, 50, 69, 77, 185, 266, 267, 290, 417, 446, 569.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 38, 553.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 243.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 807, 830.

Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранны е и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 18–21, 48, пр. 1, 51; ч. 2. – С. 47, пр. 3, 48, 49, пр. 1, 65, пр. 2, 76, 222, 265 пр. 2.

Переписка Филарета, митрополита Московского, с С. Д. Нечаевым. – СПб., 1895. – С. 10. – С. 10, пр. 12. – С. 19, пр. 30. – С. 27, пр. 47; 57 пр. 114; 77 пр. 155; 252 пр. 547; 254 пр. 54.

Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1847. – М., 1883. – С. 122.

Читайте так же:  Молитва чтоб выйти скорее замуж

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 1. – С. 42, 46, 52, 62; т. 2. – С. 150, 236 пр. 1, 251, 305; т. 3. – С. 106, пр. 2; т. 4. – С. 85, 112 и пр. 5, 154–166, 245–246, 169, 290–294, 305–306, 332–334, 383–385, 405, 449–451, 503 и пр. 1; т. доп. – С. 73, 159, пр. 1, 344, пр. 1, 509–510, пр. 1.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в Ют. – СПб., 1869–1885, т. 8. – С. 63–72.

Известия по Казанской епархии. – 1879, № 22. – С. 635–639.

– 1907, № 27. – С. 812–813.

Труды Киевской духовной академии. – 1882, июнь. – С. 208.

Самарские епархиальные ведомости. – 1895, № 11. – С. 466.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1889, № 1. – С. 72.

– 1891, № 13. – С. 431.

Русский паломник. – 1895, № 9. – С. 142.

Православный собеседник. – Казань, 1897, июнь. – С. 230.

– 1899, январь. – С. 8.

– 1907, март. – С. 440; сентябрь. – С. 42, прим.; ноябрь. – С. 20.

Исторический вестник. – 1882, сентябрь. – С. 12; октябрь. – С. 18.

– 1883, январь. – С. 230–231.

– 1884, февраль. – С. 428.

– 1889, ноябрь. – С. 414.

– 1895, февраль. – С. 639.

– 1896, апрель. – С. 175.

– 1900, июль. – С. 282.

– 1904, апрель. – С. 110.

Христианское чтение. – СПб., 1870, июль. – С. 178.

– 1872, май. – С. 71–150.

– 1879, январь. – С. 497–498.

– 1902, март. – С. 78–82.

Православное обозрение. – 1865, март. – С. 115.

– 1868, декабрь. – С. 371.

– 1871, июль. – С. 62.

Русская старина. – 1876, октябрь. – С. 300.

– 1877, т. 19. – С. 151; май. – С. 118.

– 1880, март. – С. 502–503, 506–507; июнь. – С. 230; июль. – С. 607–608.

– 1881, апрель. – С. 781.

– 1885, июнь. – С. 579; июль. – С. 168, 169.

– 1888, февраль. – С. 462–463; март. – С. 715.

– 1889, июнь. – С. 671–672.

Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – 1887, кн. 3. – С. 250, 362.

Рассказы о митрополите Филарете // Русский архив. – 1889, кн. 1. – С. 359–360.

Русский архив. – 1895, кн. 2, № 5. – С. 285–286;№ 7. – С. 285.

– 1903, кн. 3, № 9. – С. 91.

– 1904, кн. 2, № 5. – С. 51; кн. 3, № 10. – С. 218, 219.

– 1910, кн. 3, № 12. – С. 577.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 6. – С. 67.

– 1959, № 4. – С. 61; № 11. – С. 39.

Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. – СПб.. 1912–1913, т. 1. – С. 676.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 690; т. 7. – С. 718–719; т. 8. – С. 111–112.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 682; т. 2. – С. 1139, 1164, 1676, 197 4, 2108, 2150.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 7. – С. 588.

Новгородские святители Иоаким, Лука, Герман, Аркадий, Григорий, Мартирий, Антоний, Василий и Симеон

Святители жили в разное время, и посему, нужно отдельно рассказывать житие каждого из них.

Святой Иоаким был одним из священников, привезенных князем Владимиром из Корсуни при крещении Руси. Он ревностно заботился о распространении христианства в Новгороде, но встретил сопротивление со стороны язычества, тогда еще сильного в Новгороде. В 993 году Иоаким был поставлен в епископа Новгорода. Между тем великий князь Владимир, узнав о сопротивлении новгородцев распространению среди них новой веры, решил принять против них суровые меры: он послал в Новгород Добрыню и Путяту. Новгородцы оказали им сопротивление, так как решили лучше умереть, чем выдать богов своих на поругание. Епископ Иоаким увещевал новгородцев покориться, и только благодаря его стараниям ко Христу обратилось несколько сот человек. Мятеж, однако, не утих. Рассвирепевший народ разорил и разграбил дом Добрыни и даже убил его жену. Но когда против новгородцев выступило войско, то они покорились и просили Добрыню пощадить их. Добрыня согласился на мир, но вместе с тем потребовал, чтобы все они крестились и идолов своих уничтожили. Новгородцы и то, и другое исполнили. Главного своего идола Перуна новгородцы бросили в реку Волхов, предварительно надругавшись над ним.

Блаженному Иоакиму в его трудах по распространению христианства много помогал Путяга, который действовал обычно мерами убеждения.

Великим ревнителем показал себя Иоаким и в духовном просвещении новгородцев, заботливо устраивая школы и назначая туда наставниками своих ближайших учеников. Преследуя ту же задачу, духовное просвещение, Иоаким строил и украшал храмы Божии. Так, например, он построил храм Софии, Вечной Премудрости, Сына Божия. При кафедральной церкви им был устроен монастырь, названный Софийским и Десятинным.

Таковы обстоятельства жизни первого святителя новгородского. Почил он в мире, в 1030 году. Мощи его были впоследствии перенесены в каменный Софийский собор, где почивают и доселе.

Блаженный Лука был первым новгородским епископом русского происхождения. При нем был построен каменный Софийский собор, ибо деревянный храм, построенный блаженным Иоакимом, в 1055 г. сгорел. Иконописцев для нового храма Лука выписал из Царьграда. По его распоряжению, они написали на куполе храма образ Спасителя с благословляющей рукой. Но, как гласит предание, таинственный голос велел иконописцам писать образ со сжатой рукой. Три раза повторялся сей голос; при этом в последний раз было добавлено: «В сей руке держу Я Великий Новгород; когда раскроется рука Моя, тогда и городу конец».

Читайте так же:  Православная молитва роженицы

Из-за клеветы своего служителя блаженный Лука должен был остави-ть свое место в Новгород, но потом он был опять возвращен на свою кафедру. Скончался мирно в 1058 г. Сей блаженный после себя оставил пастырское поучение, драгоценный памятник своей пастырской деяте-льности.

«Прежде всего, — писал в нем святитель, — веруйте во единаго Бога, в Троице славимаго, в Отца и Сына и Св. Духа, ибо так научили нас веровать св. апостолы и отцы церкви. Веруйте воскресению, вечной жизни, вечной муке грешников. Не ленитесь ходить в церковь; в церкви стойте со страхом Божиим, не разговаривайте, но молите Бога всею душою, да простит вам Он ваши прегрешения. Не рой яму другому, чтобы Бог тебя не ввергнул в худшую. Любити всякаго человека. Да не будет у вас на сердце одно, а на языке другое. Не платите злом за зло, переносите друг от друга обиды, друг друга хвалите, и Бог вас похвалит. Не осуждай брата и мысленно; помни свои грехи, чтобы и тебя Бог не осудил. Милуйте странных, убогих, заключенных в темницы и к своим рабам будьте милостивы; тот весьма милостив, кто оберегает от скорби своих домашних. Говорить срамныя слова и сердиться ежедневно не следует. Не унижай других, не смейся ни над кем. Будьте смирны, кротки, не многоречивы, чтобы быть и слушателями, и исполнителями Закона Божия. Почитайте стараго человека и особенно родителей своих. Не клянитесь именем Божиим, судите по правде, не берите взяток. Бога бойтесь, князя чтите. Не убивай, не кради, не лги, не враждуй, не завидуй, не клевещи, не блудодействуй, не пьянствуй. Святые дни чтите. Бог мира со всеми вами. Аминь».

Золотые сии слова блаженного Луки должен всегда памятовать и исполнять каждый православный христианин.

О блаженном Германе известно следующее. Он был печерским подвижником. Находясь в Киеве, он основал монастырь на Берестове, известный под именем Спасского. В епископы Новгорода он был поставлен в 1078 году. Разграбление Спасского монастыря половцами вызвало блаженного Германа из Новгорода в Киев, где он и преставился в 1096 году.

Блаженный Аркадий жил в XII веке. До своего избрания в епископы Аркадий подвизался в основанном им монастыре. Эта обитель была недалеко от Новгорода, и всякий желавший насладиться духовной жизнью мог легко поступить в нее; другие же могли часто ходить сюда и поучаться у монахов истинной христианской вере. Основатель обители Аркадий славился, как истинный подвижник и человек рас-судительный. Посему к нему приходили многие за советами, и вообще, он был окружен всеобщей любовью и уважением. Эта любовь и уваже-ние новгородцев к блаженному Аркадию особенно выразилась в том, что они пожелали иметь его своим епископом. Этого же хотели сам князь новгородский, клир и весь народ новгородский. Аркадий был избран в новгородские епископы. Приняв это великое звание, он нес его с честью: в его время не было в Новгороде ни убийств, ни грабежей, и это надо приписать всецело стараниям блаженного Аркадия. Скончался сей святитель 9 сентября 1162 года.

Блаженный Григорий был приемником по новгородской кафедре св. Иоанна, который ему приходился родным братом. До своего поставле-ния на епископскую кафедру Григорий (в миру Гавриил) подвизался в устроении Благовещенского монастыря на озере Мачин. Из времени его епископства летопись отмечает освящение им каменного храма в монастыре, устроенным блаженным Аркадием. Затем летопись рассказывает о крестном ходе, бывшем при Григории, во время которого молния ударила в деревянную церковь, где в это время совершался молебен. По молитвам Григория Бог спас Новгород от пожара. Скончался святитель Григорий мирно 24 мая 1193 года после шестилетнего управления новгородской епархией. Мощи его обретены в 1558 году и почивают в Новгородском Софийском соборе.

Преемником блаженного Григория был Мартирий, избранный в новгородские архиепископы по жребию. Родом он был из Старой Руссы. Постригшись в монахи, он впоследствии основал на одном острове Преображенский монастырь. О святительской деятельности Мартирия новгородская летопись говорит следующее: «Владыко трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы построить в новгородской земле побольше храмов Божиих». И действительно сей угодник Божий главную часть своих забот посвящал устроению и украшению церквей и монастырей. Из времени его святительской деятельности сохранилось следующее назидательное предание. Один новгородец постоянно посещал церковь Божию и, получая просфору и антидор, с благоговением вкушал их. Однажды он нес с собой Богородичную просфору и по человеческой немощи заснул на дороге. К нему приблизились псы и хотели похитить просфору, но всегда при этом удалялись, прогоняемые какой-то силой. Узнав об этом случае, блаженный Мартирий велел на месте сего чудесного происшествия основать церковь во имя Пресвятой Богородицы. Святитель скончался на пути из Новгорода во Владимир, куда он ездил ходатайствовать перед великим князем Всеволодом за свою новгород-скую паству. Это было в 1199 году.

Блаженный Антоний, бывший архиепископом новгородским в начале XIII века, отличался счастливыми для архипастыря качествами: благочестием и образованностью. До своего посвящения в иноки он ездил с благочестивой целью в Константинополь, каковое путешествие он и описал новгородцам. Прибыв в Новгород после своего посвящения в Москве, Антоний, подобно своим предшественникам обратил особенное внимание на построение храмов Божиих и монастырей: он хорошо понимал, что храмы и монастыри — лучшие рассадники духовного просвещения.

Но вскоре ему пришлось вынести много бедствий благодаря тому, что в Новгород вернулся его предшественник по кафедре Митрофан, насильно удаленный новгородцами в Торопец. В Новгороде образова-лось две партии; одна стояла за Митрофана, другая — за Антония. По суду митрополита, Антоний был отправлен на Перемышльскую кафедру, а в Новгороде сел Митрофан. Впрочем, по смерти Митрофана Антоний опять возвратился на Новгородскую кафедру. Скоро, однако, он сильно занемог и к тому же стал немым. Преемником ему поставили Спиридона. Недугующий святитель после этого еще два года пробыл на покое в Хутынском монастыре и преставился мирно 8 октября 1231 года.

Читайте так же:  Молитва чтоб зарплату подняли

Блаженный Василий святительствовал в Новгороде в XIV веке. Сна-чала он был простым священником, в каковом сане путешествовал, как сообщает предание, по Востоку. В архиепископы посвящен был после пострижения в иночество, в 1331 году. Но вот для прибытия его в Новгород встретилось серьезное препятствие. Литовский князь Гедимин желал видеть его Псковским епископом, независимым от Новгорода. Он послал даже погоню за Василием, который в это время ехал из Киева в Новгород. Василий откупился деньгами и, наконец, прибыл в Новгород. Здесь он прежде всего обратил внимание на украшение и обновление храмов Божиих; так он возобновил Софийс-кий собор; затем при его же главном содействии была построена вокруг Новгорода каменная стена для защиты от неприятеля.

С ревностью и любовью заботясь о христианском просвещении своей паствы, блаженный Василий в нужных случаях «печаловался», т. е. ходатайствовал за Новгород перед великим князем московским. Благодаря его усилиям, князь московский Калита преложил гнев на милость и примирился с новгородцами.

Когда случались какие-нибудь несчастья в Новгороде, то блаженный Василий всегда оказывал помощь пострадавшим, отвращал ссоры, часто возникавшие между двумя сторонами Новгорода. Так, когда однажды разлив Волхова разрушил мост через эту реку, то между сторонами Новгорода возникла страшная вражда. Ссору прекратил Василий тем, что построил мост на свой счет. И вообще он «много добра сотворил христианам», как говорит о нем новгородская лето-пись.

Любовь свою к пастве блаженный Василий особенно проявил во время страшного пожара 1340 года, который истребил большую часть города. При этом сгорел дом владыки, обгорел Софийский храм; огонь даже через реку перебросился по мосту на другую сторону города и истреблял все, что попадалось на пути. К довершению бедствия, злые, порочные люди воспользовались всеобщей растерянностью и стали грабить дома. Ужас народа был неописуем: многие думали, что настал конец мира. Когда пожар прекратился, то святитель поспешил оказать материальную помощь пострадавшему населению и затем занялся построением новых храмов на месте сгоревших. В другой раз, когда случился пожар, святитель устраивал крестные ходы, призывал всех к покаянию, наложил трехдневный пост на граждан и совершал непрерывные моления об утолении гнева Божия.

За свою неутомимую пастырскую деятельность блаженный Василий был отмечен московским митрополитом. Ему даны были крещатые ризы. Затем ему был прислан из Константинополя патриархом белый клобук, который его преемники носили, как знак отличия своей кафедры. Об этом клобуке сложилась легенда, будто бы он был дан равноапостольным Константином папе римскому Сильвестру и хранил-ся в Риме до тех пор, пока один из пап, по указанию ангела, не отослал его патриарху Константинопольскому, а когда Царьград был взят, то этот клобук был отослан в Новгород. В этой легенде справедливо только то, что белый клобук был прислан в Новгород из Константино-поля, все остальное — вымысел.

Последние дни жизни блаженного Василия особенно ярко свидетель-ствуют о горячей любви его к своей пастве. В половине XIV века разразилась в Пскове моровая язва. Псковитяне послали в Новгород просить архипастыря прибыть в Псков и помолиться о своей пастве. И вот, несмотря на явную грозившую опасность, блаженный Василий внял этой просьбе и отправился в Псков. Здесь он старался утешить скорбящих детей своих упованием на милость Божию, служил в различных церквах, устраивал крестные ходы. Такая любовь архипастыря утешила страждущих псковичей; а скоро и страшная болезнь оставила город. Однако сам благостный владыка пал, поисти-не, жертвой своей беззаветной любви к пасомым: на обратном пути из Пскова в Новгород он сильно занемог и, не доезжая до Новгорода, скончался. Это было 3 июля 1352 г.

Блаженный Симеон был поставлен в новгородские архиепископы московским митрополитом Фотием В первое же время его святитель-ства Новгород постигло страшное бедствие. В 1416 году из Пскова в Новгород перешла моровая язва, или, как ее тогда называли в народе, черная смерть. Люди умирали тысячами. Святитель, подобно блаженному Василию, устраивал всенародные моления, крестные ходы, призывал народ к покаянию. Своими наставлениями он возбудил в новгородцах такую ревность, что они всего в один день построили в Новгороде церковь во имя св. Анастасии. Это так называемая «обетная церковь». После этого моровая язва заметно ослабела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вскоре святителю Симеону снова пришлось явить свою нелицемерную любовь к пастве. Один богатый новгородский боярин поссорился с простолюдином. В это дело вмешались другие, поднялось междоусобие. Обвиняя богатых в дороговизне хлеба, простой народ бросился грабить их. Началась свалка на мосту; многие были брошены в Волхов и погибли. И вот в самый разгар междоусобия появляется на мосту владыка с духовенством. Держа в руке своей крест, он обраща-ется к народу и со слезами умоляет прекратить раздоры. И такова была сила святительского слова, что все спокойно разошлись по домам, бла-гословляя мудрость и учительность своего архипастыря. Блаженный Симеон скончался мирно 15 июня 1421 года. После него осталось несколько поучений, в которых он дает своей пастве наставления в вере и благочестии.

Молитва митрополита григория новгородского и Петербургского
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here