Молитва моисея с поднятыми руками

Подробное описание: Молитва моисея с поднятыми руками - с детальным описанием, специально для Вас!

Молитва моисея с поднятыми руками

БИТВА ПОДНЯТЫХ РУК

Однажды, когда амаликитяне напали на израильтян, Моисей вызвал к себе Иисуса и сказал: “Выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я встану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей”.

Иисус сделал, как велел Моисей. Когда разразилась жестокая битва, Моисей, Аарон и Ор взошли на вершину холма, возвышающегося над полем битвы.

“И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик”.

Когда руки Моисея отяжелели, они взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон и Ор поддерживали его руки, один с одной, а другой с другой стороны. “И были руки его подняты до захождения солнца”.

“И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча”. Но Господь через раба Своего Моисея ясно показал, что битву выиграл не только меч, потому что Иисус мог побеждать лишь тогда, когда были подняты руки Моисея. И слава принадлежала Богу.

“И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу, и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной”.

После этой великой победы Моисей устроил рядом с полем битвы жертвенник и назвал его Иегова Нисси, что означает “Господь знамя мое”.

“Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род”.

Это не была обычная война между врагами, но это было нападение на детей Господа, враги которых слишком поздно поняли, что сражаются не с людьми, но с Самим Богом.

В Библии неоднократно повторяются слова о том, что битва эта не наша, но Господа. Это справедливо и сейчас для наших житейских сражений. Мы должны понять, что победить можно “не воинством и не силою”, но Духом Его. (Захария 4:6) Поскольку мы принадлежим Господу, все эти битвы не только наши, но и Его. Пока мы помним об этом, мы можем рассчитывать на победу.

Мы участвуем в войне между миром зла и Царством Божиим. И мы на стороне победителя. Это война веры и любви за то, чтобы спасти не только тела, но и души людей от рабства и духовной тьмы Врага. “Если Бог за нас, кто против нас?” (К Римлянам 8:31).

Царь Давид писал когда-то: “С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших”. (Псалом 59:14) “Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся”. (Псалом 19:8)

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы сражаетесь за Бога, за Его любовь и правое дело? Тогда сражайтесь, потому что с вами Бог!

Молитва моисея с поднятыми руками

МОЛИТВЕННЫЕ ПОЗЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете встречаются следующие варианты отношения к положению тела во время молитвы:

  • не придавать вообще никакого значения положению тела;
  • молитва стоя;
  • коленопреклонённая молитва;
  • молитва в положении ниц;
  • молитва с простиранием (воздеванием) рук

Случай молитвы сидя встречается всего один раз – в известном эпизоде с войной против амаликитян, когда Моисей, стоя на холме, молился о победе, и когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём. Аарон же и Ор поддерживали руки его (Исх 17:11-12). Но здесь это, как видно из текста, является не более как вынужденной мерой для ослабевшего пророка. В общем же, следует признать, что Ветхому Завету не известна практика специально молитвы сидя. Пророк Иезекииль говорит: сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед лицем моим, и низошла на меня там рука Господа Бога (Иез.8:1). Возможно, это подразумевает молитву в сидячем положении.

В некоторых местах также говорится о поклонах во время молитвы, но не совсем понятно, имеются ли при этом в виду собственно поклоны, либо же падения ниц. Некоторые тексты (в частности, Исх 34:8-9) указывают на предпочтительность последнего варианта, в связи с чем мы не решились выделять их в особую группу.

Складывается впечатление, что древние праотцы не придавали какого-либо особого значения позе во время молитвословия. Так, лёжа на постели разговаривает с Богом Авраам во время ночного откровения (Быт 15.1-3), стоя у колодца молится раб Авраамов, поджидающий Рахиль (Быт 24:12-13), во время перехода молится Иаков (Быт 32:9).

В этой связи очень важно, что первым, кто в Библии обращает внимание на состояние человеческого тела во время молитвы, является Сам Бог, когда Он при Купине говорит Моисею: сними обувь твою с ног твоих (Исх 3:5). Этими словами тело включается в сакральную жизнь; оказывается, что его положение и состояние имеет особое, самостоятельное значение для духовной реальности. По Библии, состояние тела вообще и его поза в частности, во время богообщения – откровение ли это, или же рядовая молитва, – не просто знак или символ смирения, покорности и т.п., но самозначное действие. Наиболее яркое подтверждение тому – уже приводившийся выше текст о войне с амаликитянами.

Позднее именно в продолжении этой же линии внимания к состоянию тела во время молитвы, Господь повелевает перед скинией установить умывальник, чтобы священники омывались прежде чем приступить к священнодействиям (Исх 40:30-31).

Молитва стоя – это, если можно так выразиться, стандартная молитвенная поза, предписанная Ветхим Заветом: В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня (Втор 10:8).

По-видимому, коленопреклонённая молитва выражала большее молитвенное усердие, и складывается впечатление, что первоначально являлась по большей части личной, произвольной формой телоположения во время молитвословия. Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того (Дан 6:10).

Коленопреклонённая молитва встречается достаточно часто, но, что интересно, она нигде не заповедана. Несмотря на это, она становится столь распространённой, что уже к написанию книг Маккавеев существует практика, когда на всеобщих молитвах преклоняет колена весь народ (2Мак 13:12).

Про молитву земного поклона – в положении ниц, можно сказать, что она, как думается, призвана была выражать самоуничижение, смирение молящегося перед молимым. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле (2Цар 12:16). И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря. (4 Царств 20:2) Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал (Езд 10:1). Помимо позы стоя, это единственная поза, считавшаяся, по-видимому обязательной для каждого: И видел весь народ столп облачный, стоявший у входы в скинию; и вставал весь народ и поклонялся каждый у входа в шатёр свой (Исх 33:10). И весь народ падал на лицо свое, и молились (1Мак 4:55).

Можно сказать также, что эта поза более характерна для покаянных молитв. Благодарственные молитвы воссылаются стоя (1Пар 23:30; 3Мак 7:14).

Простирание рук более характерно для просительных молитв. И вышел Моисей от фараона из города и простёр руки свои к Господу; и прекратились гром и град (Исх 9:33). И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу и сказал. ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему (3 Царств 8:22,25). Позднее, этот молитвенный жест также получает всеобщее распространение: все же, простирая к небу руки, молились. Они умоляли Вседержителя Бога вверенное сохранить в целости вверившим. (2Мак 3:20,22).

Интересно, что по Библии формы положения тела во время молитвы совпадают с молитвенными позами осуждаемых идолопоклонников: А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: “спаси меня, ибо ты бог мой” (Ис 44:17).

“Падать ниц, кланяться – везде знак проявления уважения. Склониться перед другим – признать его величие, его превосходство” [1] . Действительно можно сказать, что поклон означает признание превосходства того, перед кем склоняются, коленопреклонение – деятельное выражение смирения, воздевание рук – сугубое прошение и исповедание собственной беспомощности.

Однако только ли это символы? Естественнее предположить, что само определение и закрепление поз тела во время молитвы служит выражением той мысли, что молитва – это дело не только ума или духа, но всего человека, дело, в котором посильно должны участвовать и душа и тело.

[1] Малерб Мишель. Религии человечества. М.-СПб., 1997. – С. 338.

Молитва моисея с поднятыми руками

Сила поднятых рук слушайте полное учение на эту тему TD0001

Завет рук очень важен. Бог с поднятой рукой клянется, Ангелы с поднятыми руками приходят и приносят молитвы святых, наши руки простертые к Богу, говорят о нашей зависимости от Него и об уповании на Его силу. Вот цепочка духовных событий, в которых руки играют свою важную роль. Однако в этой цепочке наиболее слабое звено – это сам человек. Поэтому Библии говорит и об укреплении опустившихся рук.

Книга Исход 17:11 – это известное место Писания:

« И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик… »

Попробуйте подержать руки несколько минут, это достаточно трудно. Но Моисей держал их поднятыми, все время пока шла битва. Смотрите, что написано дальше:

«… но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча ».

Иисус Навин воевал вместе со своими солдатами, и люди в то время понимали одно: у них есть Моисей, который разговаривает с Богом, он предводитель. В то время ещё не был Христос прославлен, и люди не имели Духа Святого, чтобы понимать всю духовную подоплеку происходящего. Они смотрели на Моисея, и пока его руки были подняты – это символизировало их силу. Если бы Моисей стоял с опущенными руками – это можно было расценивать, как поражение, отступление. Но воины видели поднятые руки, и это вдохновляло их, придавало им силы.

Один Моисей понимал суть происходящего сражения, потому что Бог прежде сказал ему, что даст ему победу, но нужно покорить сию землю. Моисей, зная все это, не сомневался в победе, но воины, солдаты, они должны были видеть в ком и где есть олицетворение этой веры. Поэтому Моисей держал руки поднятыми вплоть до захождения солнца. Это было тяжело. Аарон и Ор поддерживали ему руки.

« И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу ».

Напишите о том, как Моисею поддерживали руки, и как Бог давал победу. Это был чудотворное действие, здесь было проявление духовной, а не только физической силы.

Есть духовные руки. В послание к Евреям говорится о том, что страшно впасть в руки Бога Живого. Здесь имеется в виду, что Его руки могут быть очень гневливыми.

Послание к Римлянам 10: 21

« Об Израиле же говорит: целый день: Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному ».

Бог простирал свои руки к своему избранному народу, но, однако, непослушному и упорному. Что это значит? Бог есть любовь и простирает свои милующие руки к нам, и мы должны знать и помнить, что без руки Божьей у нас не будет успеха и победы.

« Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его ».

Здесь говорится о том, что через руки передается сила исцеления

« и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников ».

Видите, пророк Ахав, сделал специальную картину, отражающую духовную реальность. Он связал и руки, и ноги, указывая тем самым, что Павел не будет таким прытким, как раньше, и у него не будет силы. Более того, его предадут в руки, то есть в силу язычников.

« Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский ».

Здесь опять говорится о руке. Рука Ирода (рука Москвы) достаёт. Значит, она поднята, она действует. Ирод не опустил руки. Если бы было написано: « Ирод опустил руки…. », значит, мы бы понимали, в духовном мире произошло что-то такое, что Ирод успокоился и прекратил преследование Петра.

Но здесь не так написано. Ирод поднял руку свою, но Бог послал Ангела, чтобы тот избавил Петра от руки Ирода.

« Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Здесь – руки, которые передают благословения и силу Духа Святого ».

« и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер ».

Здесь опять сказано о силе, о власти. Наложили руки – это не значит, что физические руки приложили, нет, здесь подразумевается сила и власть.

« Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел, и к Богу отходит ».

Видите, Отец все отдал в руки Иисуса. Поэтому, когда мы поклоняемся Иисусу, мы понимаем, что Его руки подняты, они открыты для нас и Его руки полны благословения и силы. У Иисуса не опускаются руки из-за нашего непослушания

« Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего ».

Это очень конкретное заявление. Никто не может похитить нас из Его руки. Нет такой силы, чтобы похитила возрожденного человека из руки Отца. Рука Отца сильнее всех других существующих рук.

« И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ».

Бывает, кто-то спрашивает: « А Иисус поднимал руки? » Да, вот, пожалуйста, здесь говорится об этом. Иисус, подняв руки свои, благословил учеников. Он передавал им все, что получил свыше. Он всегда все подчеркивал это: « Моё учение – не моё учение, я – посланный Отцом, и кто принимает Меня, тот принимает Отца ».

« Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух ».

Здесь Иисус, зная руки Отца, Его крепкие руки, как бы подчеркивает, кому Он доверяет Себя.

« И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ».

Бог использует завет, как гарантию счастливой нашей жизни. Но если мы используем завет, только для того, чтобы что-то получить, то мы будем иметь проблемы. И мы будем говорить: « Бог это допустил ». Да, Он, как раз, допустил, потому что ты любишь служить Ему, когда тебя стесняют проблемы.

Бог не хочет организовывать катаклизмы или проблемы. Но если люди по-другому не могут прийти к Нему, как только через проблемы, Он вынужден создать такую сложную цепь событий. Вы спросите, как опередить все это? Ответ один. Нужно полюбить Бога и служить ему, руководствуясь любовью к Нему.

«Израиль в Пустыне» Харри Виттакер

34. Начало обладания землей обетованной

6. Ежедневная манна

19. Скиния собрания

20. Намеренный грех

31. Грех Моисея
10. Война с Амаликом 21. Семьдесят помощников 32. Смерть Аарона Перевод Игоря Сипягова [email protected]
11. У Синая 22. Надав и Авиуд 33. Змей на знамени Наш адрес: [email protected]

10. Война с Амаликом

Исход 17:8-16

Слухи о чудесном освобождении Израиля из Египетского рабства, разошлись по северному пути до Ханаана, и, как годами позже о том сказала Раав (Нав.2,9), желание Израиля сделать обетованный им Ханаан своей собственной землей, вселили в обитателей ее сильный страх.

Вражда Амаликитян

Однако Амаликитяне, грубый и безжалостный народ, потомки Исава, на эти новости реагировали с такой ненавистью, с таким богохульством, которого не было даже в их печально знаменитом прародителе. Против Израиля они придумали, поистине дьявольский план. Они решили так: пусть наши доблестные воины поспешат в пустыню и захватят все водные источники и все оазисы на их пути. Таким образом, если мы не допустим их до воды, они за неделю-две сами вымрут от жажды, чем и закончится их желание земли, на которой когда-то обитал Авраам.

Такая быстрая реакция возбудила в Израиле горькую досаду в Рефидиме. Свежая вода, пальмы, зеленые заманчивые пастбища с одной стороны, и переполненные ненавистью Амаликитяне с другой.

А теперь представьте себе ту тревогу и то раздражение, какое испытали Амаликитяне, когда они узнали, что у этих Израильтян, расположившихся недалеко от них, чудесным образом, при помощи их Бога появилось множество живой воды. Их маленький, еле капающий родник в Рефидиме, был несравним с тем бурлящим потоком, из которого упивались их враги со своими животными.

Оставался единственный выход – воевать. Захватить этот вновь возникший источник, иначе их великолепный стратегический план против Израиля превратится в ничто.

Начальник Иисус

Донесение о том, что Амалик готовится к войне, заставило Моисея действовать. По совету Ангела Господня он назначает молодого и энергичного Осию командиром и приказывает ему без промедления набрать войско. Сам же он в сопровождении Ора, престарелого князя Иудейского и своего брата Аарона, поднялся на возвышающийся над лагерем небольшой холм, дабы оттуда молить Бога о помощи Его народу.

И как раз во время! Амаликитяне ринулись вперед. Завязался бой. Моисей стоял, возведя глаза свои к небу и обозревая поле боя, с жезлом Божиим в руках, с жезлом, который стал приметой спасения, признаком небесной помощи (см. конец 3-й главы).

Видео (кликните для воспроизведения).

Пока он находился в таком положении, дела у Израиля шли хорошо. Враг, намного опытнее в сражениях, чем эти Египетские рабы, не мог надивиться, почему они сразу не могли опрокинуть их рядов.

Моление Моисея

Однако со временем Моисей стал уставать возносить свои молитвы физически и морально. Решив, что непрерывное размахивание жезлом Божиим совсем не обязательно, он расслабился… и вскоре с ужасом заметил, что успех сражения перешел на сторону врага.

Логика веры мгновенно подсказала причину и следствие этого феномена. Аарон и Ор нашли недалеко подходящий по размерам камень, который совместными усилиями они смогли сделать удобным местом для слежения за битвой.

Теперь Моисей мог сидеть и поднимать к небесам обе руки, держа жезл в одной из них. Рядом по бокам стояли его два сотрудника. Вдвоем они поднимали в молитве эти святые руки, твердо поддерживая их, пока внизу, не очень далеко от них, развивалось сражение. На это знаменательное событие (как и на Ис.35,3) в Евр.12,12 есть хорошая ссылка: «Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени».

Победа

Теперь в исходе сражения не было никаких сомнений. Пораженные мужеством и решительностью своих противников, Амаликитян потеряли всякую силу и уверенность, а вскоре уже ничего больше не хотели, как только, оставив своих раненых и убитых, убраться отсюда в подобру-поздорову. Только удлинение теней заходящего солнца спасло их от долгого преследования и разграбления лагеря. На следующий день эти налетчики незаметно ретировались в Синайские теснины, позволив отдохнуть, вновь получившему уверенность в своих силах, народу Израильскому.

Постоянное напоминание

На следующий день Ангел Господень заповедал Моисею прибавить еще одну запись в уже законченную книгу, описав это последнее, сделанное ради Своего народа, дело Божие. Особенно полезна была эта запись Иисусу Навину, как напоминание о том, что он сделал в прошлом, ибо уже на этот момент он негласно почитался «преемником» Моисея.

Но не только это. Закоренелое зло Амаликитян было слишком мерзким, чтобы забыть его. Память о том, что они хотели стереть из поднебесной память об Израиле, не должна изгладиться. До тех пор, пока Израиль навечно не унаследует земли обетованной, Амалик будет противостоять ему, о чем и надо было зафиксировать в книге на все времена Израиля.

Камень же, на котором сидел Моисей, стал краеугольным камнем, сооруженного жертвенника, под названием «Престол Господень». Он напоминал, что здесь также и Ангел Господень возносил свои руки к небу, клянясь Божественной клятвой (ср. с Быт.14,22), что лице Вседержителя против Амалика на все времена, только потому, что тот вознес свою вооруженную руку против Израиля, тем самым мешая поднимать ему руки в молитве к престолу Господню.

Помня обо всем этом, Павел уверенно назвал все эти события «образами для нас», живущих многими веками позже. Здесь были силы греха, которые хотели помешать исполнению воли Божией по искуплению, заградив доступ Его народу к живой воде. Иисус (Христос) вел сражение до захождения солнца, однако победа досталось лишь благодаря непрерывному ходатайству, возносимому с камня Израильского, на котором восседал пророк – священник и царь в одном лице. Да и это моление имело силу лишь потому, что этот камень был жертвенником, на котором возносилась с поднятыми руками постоянная жертва молитвы с Божественной клятвой о неослабевающей борьбе с грехом до тех пор, пока земля не будет по-настоящему унаследована. Это еще и клятва, обещающая священника по чину Мелхиседека (Пс.109,4).

Возможно, что в данном случае важнее образы, чем то, что произошло на самом деле.

В наше время потомки Исава всё так же мешают наследовать Израилю землю, обетованную ему когда-то. Политика дружбы и сотрудничества с Амаликом не работает и не будет работать. Война неизбежна. Однако Израиль может победить лишь в том случае, если он обратится в молитве к Богу, могущему спасти их, Израильтян, когда они примут своим Вождем и Начальником Спасителя Иисуса.

Примечания на Исх.17,8-16

И пришли Амаликитяне . Из Вт.25,17-18 следует, что к этому времени Амаликитяне уже проделали свое грязное дело среди ослабевших в пути к Рефидиму Израильтян.

Иисус . Или это было записано не раньше чем год спустя (Числ.13,3,17), либо это имя было вставлено при переписке. Здесь впервые упоминаются отличительные способности Иисуса. После этого события Иисус Навин стал во всех делах правой рукой Моисея (Исх.33,11; Числ.13,17).

Выбери нам мужей . Иисус Христос начал Свое поход против главного врага с того же самого (Лк.6,12,13; 1Кор.1,27).

Жезл Божий . Еврейское слово «жезл» может быть переведено так же как «колено, род», а потому это место может относиться и к Ангелу (Ангелам) – Исх.14,19,15,16.

Пошел сразиться . Чем? Оружием, взятым у мертвых Египтян (Исх.14,30)?

Ор – прадед Веселеила, соорудившего скинию собрания (Исх.31,2).

Когда Моисей поднимал руки свои . 1Тим.2,8. Молитва – тяжелое дело. Павел нуждался в молитве о самом себе и его деле. Количество мест, где говорится об этом, впечатляющ (1Фес.5,25; 2Фес.3,1; Фил.22; Кол.4,3,12; Еф.6,18,19; Рим.15,30; 2Кор. 1,11; Флп.1,19).

Когда опускал руки свои, одолевал Амалик . То есть, должен быть посредник, который «будучи всегда жив», может «ходатайствовать».

Камень . Престол в ст.16.

Поддерживали руки его . Ср. с Ис.41.10,13; Евр.12,12.

В переводе 70-ти = Лк.22,32.

Один с одной, а другой с другой [стороны] . Хочется связать это место с двумя столпами перед скинией и храмом, Иахин и Воаз, со священством и царями, с основным и с истинным отношением Израиля с Богом. В переводе 70-ти почти как Ин.19,18. Аарон (Левит) – проклятие уходящего закона. Ор (Иудей) – сподобившийся царства. Как и двое распятых по бокам Иисуса.

И были его руки подняты . Слово «подняты», как правило, переводится в Библии как «правда, истина», особенно, в отношении завета Божиего. См. так же Евр.7,25. Часто встречается в книгах Паралипоменон там, где говорится о служении священства, и в Псалтири, когда говорится об истинности Божиих обетований.

В книгу . Почему в еврейском переводе написано, «в эту книгу»? Потому что есть свидетельства того, что Моисей приписал это уже к существующим книгам? Исх.24, 4,7; 34,27; Числ.11,26; 33,2; 36,13; Вт.17,18; 28,58,61; 29,20,27; 31,9,24; Нав. 24,26.

Внуши Иисусу (Христос). Пс.39,8.

Нисси , возможно, – кисси . Престол (камень, на котором сидел Моисей). Свяжите это со ст.16 и 12. В еврейском письме буквы «н» и «к» легко перепутать. Но если верно «Нисси», то см. Числ.21,8 (то же слово), Пс.59,6; Ис.11,10.

Рука на престоле , или же рука поднятая в молитве? Можно понимать и так и эдак.

Господа . «Ях» – сокращение от «Яхве». Сомнительно, что за этим сокращением заветного имени скрывается что-либо особенное. Может быть, Бог освобождения и победы? Подобно имени «Элоах» оно встречается лишь в поэтических книгах Ветхого Завета, особенно а Псалтири, а также в Исх.15,2; 17,16; Ис.12,2; 26,4; 38,11.

Брань… против Амалика . Какой список! Числ.24,20; Вт.25,19; Суд.6,3,33; 1Цар. 1,3,7; 30,1,16,18; 2Цар.8,12; 1Пар.4,43; Ездр.9,14. Точно – из рода в род!

Закон Божий

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: «возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его». Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный ветер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю.

Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».

Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.

Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова, отнимающего горечь жизни – грех.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба – манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манною. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

Манна в пустыне и вода, истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие, то есть Тело и Кровь Христовы, который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест).

Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян.

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

В Рефидиме же посетил Моисея тесть его Иофор и привел к нему жену и сыновей его.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию: кн. «Исход» ( Исх.14–18 ).

Библия, изложенная для семейного чтения
Моисей и фараон

Пророки Моисей и Аарон. Синай XIII в.

«После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу».

Затем он стал упрекать Моисея и Аарона в том, что они отваживают народ от работы, и решил заставить евреев работать еще больше, чтобы они «не занимались пустыми речами».

«Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу», — сказал фараон и надзирателям еврейским за работами, когда они пришли к нему с жалобой на непосильное бремя народа своего. Надзиратели же, когда вышли от фараона, встретились с ожидавшими их Моисеем и Аароном и сказали им: «Да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас».

«И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, и для чего послал меня? ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, — Ты не избавил народа Твоего».

И отозвался Господь на молитву к Нему Моисея, повторив утешительные обещания, о которых клялся Он Аврааму, Исааку и Иакову. Моисей же передал народу услышанное им от Господа, но «они не послушали Моисея по малодушию и по тяжести работ». (Исх. 6, 9).

Снова взывал Моисей к Богу своему, и так отозвался ему Господь: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить ему все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей; но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими; тогда узнают (все) Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их. И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил им Господь».

«И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».

Но сердце фараона не тронулось; не отпустил он израильтян; ему нужен был подневольный, даровой труд их.

При следующем знамении — распространении жаб по всей земле Египетской, так что и в царском дворце и в опочивальне царя находили жаб, фараон, не видя спасения от них со стороны волхвов своих, обратился к Моисею и Аарону, прося их помолиться Господу, чтоб Он удалил жаб от него и от народа, и обещал отпустить народ Израильский принести жертву Господу.

Когда же вымерли жабы в домах, на дворах и на полях египтян по молитве Моисея и наступило облегчение, сердце фараона снова ожесточилось, и не исполнил он обещания своего отпустить евреев принести жертву Господу их.

Так и после прочих устрашительных знамений (которые известны под именем десяти казней Египетских [1] ) фараон, под влиянием страха и ужаса, хотя и обращался к Моисею с просьбой помолиться за него Богу и тем признавал могущество Бога Израилева, но не смягчалась непокорная и омраченная душа его, и всякий раз после избавления от нового бедствия нарушал он обещание свое отпустить нужный ему работящий народ еврейский.

И сказал тогда Господь Моисею: «Не послушал вас фараон, чтобы умножились знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской. Еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда».

И передал Моисей фараону слова Господа: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более».

«И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ твой, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду. И вышел Моисей от фараона с гневом».

Но прежде чем совершилась последняя, самая жестокая казнь над египтянами, Моисей установил празднование Пасхи, которое должно было навсегда послужить напоминанием евреям об избавлении их от чужеземного лютого ига.

Так учредил Моисей это празднование по внушению Самого Бога, Который сказал ему и Аарону: «Месяц сей (текущий, соответственный нашему марту), да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство».

«Агнец должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.

И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. И преклонился народ и поклонился. И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем.

И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их».

«В воспоминание этой ночи и учрежден праздник Пасхи у евреев.

И мы также празднуем Пасху, но наша Пасха не то, что Пасха еврейская. Наша Пасха есть высшая, духовная, “таинственная”. Израильтяне были избавлены от временной смерти и выведены из одной страны в другую на той же земле, и избавителем их был служитель Божий Моисей; а христиане избавлены от вечной смерти и возведены от земли к небу, и Избавитель их есть Сам Господь Иисус Христос. “От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе”; “Пасха — Христос Избавитель”, — поется в светлый праздник Пасхи.

Агнец еврейской Пасхи есть образ Христа. Как агнец еврейский был заколот и умерщвлен, как кровь его спасла евреев от поражения смертного, так Христос был заклан и умерщвлен на Кресте, и кровью Его спасаемся все мы от грехов и вечной смерти. Еще пророк, задолго до пришествия Христа, сказал о Нем: “яко овча на заколение ведеся” (Ис. 53, 7). Иоанн Предтеча, указывая на Христа, прямо сказал: “се Агнец Божий вземляй грех мира” (Ин. 1, 29). Святой апостол Петр пишет к христианам: “Не тленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития отцы преданнаго, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа” (1 Пет. 1, 18—19). Святой апостол Иоанн говорит: “Кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха” (1 Ин. 1, 7). В девятой песни Пасхального канона и Святая Церковь возвещает: “Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”.

Вот какое таинственное значение имело заклание агнца у израильтян в Египте. Значит, сколь важно было для них избавление от рабства Египетского, столь же, и еще несравненно более, важно то, что Господь Бог показал им под образом животного агнца — Божественного Агнца, Спасителя всех людей, Который имел прийти и смертию Своею избавить весь род человеческий от греха и смерти» [2] .

[1] После жаб — мошки (скнипы), мелкие уязвляющие насекомые; затем — ядовитые песьи мухи; падеж скота; палящие струпы; град; саранча, пожравшая все, что осталось после града, наконец — поражение в одну ночь всех первенцев египетских.

[2] Из Беседы 27-й отца протоиерея В. Нордова.

Молитва моисея с поднятыми руками
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва иконы призри на смирение

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here