Молитва ободзинский история создания

Подробное описание: Молитва ободзинский история создания - с детальным описанием, специально для Вас!

Текст песни Валерий Ободзинский — Молитва Богородицы.

Пресвятая Дева, Мати Божия, Благая Богородица
Не остави нас своею вечною и доброю молитвою.
Вознеси над нашими главами и душами, аки голубица,
Светлую явленную и радость ожидания прими свою.

Заступися и помилуй, Мати Христа Бога, умоляющая
Телом и душою показавшая нам, людям, благочестие,
На пути идущего лукавых и нечистых удаляющая,
Бога ожидающе приносишь ты радостное известие.

Радуйся, Пренепорочная и радуйся Присноблаженная!
Света небеси от этой радости все души согреваются,
Образа Твои сияют помощью и верою нетленною,
Чудными иконами твоими разум с телом укрепляются.

Возблагодарим тя, Дево, радостью на сердце исполнением.
В покаянии зовем тя, ты душевной скорби Победительница
Вседержавная Царица, всяким человекам наставление,
Христа Бога родшая и веры православной Сохранительница.

Пресвятая Дева, Мати Божия, Благая Богородица
Не остави нас своею вечною и доброю молитвою.

«Молитва», которую Валерий Ободзинский исполнял в 60-е года.
Современная запись.

(Церковные песнопения) Virgin Mary , Mother of God , Our Lady Good
Do not leave us his eternal and kind prayers .
Rise above our heads and souls , like a dove ,
Light phenomenon and joy accept their expectations .

Intercede and have mercy , Christ Mother of God , I beg
Body and soul to show us , the people , piety ,
In the way of evil and impure going to remove,
God expectantly are bringing you good news .

Rejoice, rejoice and Immaculate Prisnoblazhennaya !
Holy Light from this joy all souls are warmed ,
Your image via shine and faith incorruptible,
Wonderful icons of your mind with the body stronger.

Give thanks to thee , O Virgin , joy to the heart of the performance .
In repentance call thee , thou soul of grief Winner
Vsederzhavnaya Queen of every man instruction
The Christ of God and the faith of the Orthodox rodshaya Sohranitelnitsa .

Virgin Mary , Mother of God , Our Lady Good
Do not leave us his eternal and kind prayers .

& quot; & quot ;, Prayer by Valery Obodzinskii played in 60 years.
Modern recording.

Молитва ободзинский история создания

Богородица. «Молитва», которую Валерий Ободзинский (исполнитель: Православная молитва )

Войти в Tekstovoi.ru

Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.

Войти через ВКонтакте Войти через Одноклассники Войти через Facebook Войти, используя логин и пароль на Tekstovoi.ru

Молитва ободзинский история создания

Молитва («Молитва», которую Валерий Ободзинский исполнял в 60-е года. Современная запись). (исполнитель: Русская Православная )

Войти в Tekstovoi.ru

Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.

Войти через ВКонтакте Войти через Одноклассники Войти через Facebook Войти, используя логин и пароль на Tekstovoi.ru

Молитва ободзинский история создания

Молитва Богородицы. (исполнитель: Валерий Ободзинский )

Видео к песне:

Войти в Tekstovoi.ru

Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.

Войти через ВКонтакте Войти через Одноклассники Войти через Facebook Войти, используя логин и пароль на Tekstovoi.ru

Молитва ободзинский история создания

Первый успех пришёл к Валерию Ободзинскому в 1964 году на международном музыкальном фестивале в Сопоте, где он исполнил песню «Луна на солнечном берегу». После этого на новогоднем «Голубом огоньке» он исполнил «Восточную песню» композитора Давида Тухманова на слова Онегина Гаджикасимова.

Эта песня с бесхитростными словами буквально пронзила юношей и девушек 60-х своей искренностью и чистотой. Под эту песню танцевали и ухаживали, дарили цветы и любили, признавались в любви и, бывало, получали отказ. Все влюблённые чувствовали: это — про меня!

И только партийные функционеры КПСС нашли к чему придраться в этой песне: «Что за точки после буквы Л? На кого вы намекаете?» В то время Хрущёвская оттепель уже закончилась, зарождалась Брежневская эпоха застоя и уже в начале 70-х Ободзинского, несмотря на невероятную популярность, начали «выдавливать» с эстрады.

Все трое — поэт, композитор, певец — шестидесятники, вдохнувшие порыв ветра свободы, который принесла Хрущёвская оттепель, они молоды, им всем нет ещё тридцати, они талантливы, они — романтики 60-х.

Гаджикасимов Онегин Юсиф оглы (1937-2002) — советский поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен. С 1989 г. послушник, затем монах в монастыре «Оптина пустынь». Кстати, Онегин — это его имя, данное в честь одного из героев А.С.Пушкина, в год столетия со дня гибели великого поэта.

Тухманов Давид Фёдорович (род. 1940) — российский композитор, народный артист РФ.

Ободзинский Валерий Владимирович (1942—1997) — невероятно популярный в 1960-х — 1970-х годах советский эстрадный певец, с очень непростой судьбой.

На фотографии 60-х годов Ободзинский с коком «под Пресли».

Видео (кликните для воспроизведения).

Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег,
Я в подъезде против дома твоего стою.
Жду, что ты пройдёшь, а, быть может, нет.
Стоит мне тебя увидеть — о, как я счастлив!

Странно и смешно наш устроен мир:
Сердце любит, но не скажет о любви своей.
Пусть живу я, и не знаю — любишь или нет.
Это лучше, чем, признавшись, слышать «нет» в ответ,
А я боюсь услышать «нет».

Песню подобрал на гитаре я.
Жаль, что ты её не слышишь, потому что в ней,
Грусти не тая, я тебя назвал
Самой нежной и красивой, о, и это правда!
По ночам в тиши я пишу стихи,
Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет,
В каждой строчке только точки после буквы «Л»,
Ты поймёшь, конечно, всё, что я сказать хотел,
Сказать хотел, но не сумел.

По ночам в тиши я пишу стихи,
Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет,
В каждой строчке только точки после буквы «Л»,
Ты поймёшь, конечно, всё, что я сказать хотел.
Но тает снег весной всегда,
Быть может, мне ты скажешь «да».
Быть может, мне ты скажешь «да».
Быть может, мне ты скажешь «да».

Что-то случилось

А Валерий Ободзинский двигался вперёд, и в его репертуаре появились новые песни — «Карнавал», «Песенка без слов» и «Что-то случилось». Слова его песен девушки переписывали в тетрадки-песенники, прокручивая грампластинки по нескольку десятков раз.

Слова к песне «Что-то случилось» написал Дмитрий Иванов, а музыку — Темистокле Попа, в нашей стране он известен как автор музыки к кинофильмам «Мама» и «Песни моря».

Эти глаза напротив

Вскоре в репертуаре Валерия Ободзинского появилась ещё одна песня Давида Тухманова — «Эти глаза напротив». Интересна история создания этой песни. На грампластинке написано только: слова Т.Сашко.

Татьяна Сашко — жена Давида Тухманова. Однажды она позвонила Валерию и пригласила в гости, заинтриговав: — Вроде получается песня, приезжай.

Ободзинский приехал вместе с женой Нелей Кравцовой. Сидели вчетвером, подбрасывали слова, как щепки в костёр:

— Эти глаза напротив. А что дальше?

— Эти глаза напротив. чайного цвета…

— Что это, что это?

Давид за роялем подбирал мелодию.

— Эти глаза напротив — калейдоскоп огней…

— Эти глаза напротив — ярче и всё теплей.

Так рождалось чудо.

В течение вечера песня была написана, и уже на следующий день они вчетвером поехали на студию грамзаписи «Мелодия». Ободзинский записал песню без дублей, с первого раза.

Ещё в разделе «Забытые мелодии и песни»:

Удивительная история песни «Молитва» Булата Окуджавы

Не на пустом месте родилась эта придумка, а как следствие большой популярности баллад Вийона в переводах Ильи Эренбурга, которые были опубликованы в журнале «Новый Мир» в конце 50-ых, а в начале 60-ых, в 1963 году Окуджава опубликовал это стихотворение.

Б. Окуджава: «Никакого отношения к Франсуа Вийону эта песня не имеет. Я написал стихи о себе, о своей жизни. Но в редакции не захотели это так печатать, и я назвал их «Молитва Франсуа Вийона». Но это было давно, теперь уже так не делают.»

История вышла крайне запутанной:)) Многие по-прежнему считают, что Окуджава перевел Вийона, и не верят признанию Б.Ш. Но я искала во французских источниках и не нашла такого стихотворения. Есть с похожим названием «Баллада с молитвой Богоматери» Ballade pour prier Notre Dame, и ее слова не похожи вовсе на «Молитву» Окуджавы.
Гениальность этой истории в удивительной убедительности легенды о переводе. Это совершенное попадание, вольная или невольная стилизация под Франсуа Вийона (и в особенности, полюбившиеся всем переводы Эренбурга).

И в международных списках песен и музыки на стихи Вийона песня Окуджавы встречается (хотя во французской Википедии всё же нет). И переводы делают уже с русского языка, по крайней мере, на английский.
И, пожалуй, я пока оставлю метку «Песни на стихи Вийона» 🙂

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробнее об истории песни и ссылки на разные источники по этой теме можно посмотреть здесь:
http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/18-1629-1

И еще один интересный момент. Песня начинается со слов «Пока Земля еще вертится. » (они являются также и еще одним принятым названием песни), а во времена Франсуа Вийона, в 15-ом веке, об этом факте еще не знали. Но сторонники «переводной» версии списывают это на вольность перевода.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Другая история.

Глава 3.
«Восточная песня» (1968-1973).

Вокруг этой песни за прошедшее время нагромозили столько всего, что даже примерно- правдивое изложение ее истории потребует немалых трудов. Вот этим и займемся.
Сначала рассмотрим историю ее создания.
По Стронгину дело было так:

Онегин Гаджикасимов.

Валерий познакомился с поэтом Онегиным Гаджикасимовым. и однажды после очередного его напоминания о том, что он принадлежит к восточным людям, задумчиво посмотрел на поэта:
-Слушай, Онегин. Поскольку ты восточный человек, то сам Бог велел тебе написать восточную ппесню.
-Какой бог?- встрепенулся Гаджикасимов.
-Ну, какой? Этот. Ваш. Аллах, что ли?
-Для этого есть Коран. Выбирайте из него строчки, пишите на них музыку, и воосточная песня будет готова,- серьезно посоветовал Гаджикасимов.
-Нет, мне нужна песня, написанная не Богом, а человеком, живущим в наше время, таким как ты, молодым и влюбленным,- возразил Валерий.
-Музыка будет восточная, об этом позаботится Тухманов, а слова должны быть понятны всем. Ведь ты можешь написать такую песню?
-Могу, — подумав согласился поэт.
Песня была написана им за одну ночь.
Давид внимательно прочитал текст и удивленно посмотрел на Онегина:
-В твоих стихах заключена мелодия. Я слышу ее.
Он сел за рояль, и мелодия поплыла по комнате, а Валерию казалось, что на уже полетела по стране.

Получается, что инициатором создания этой песни выступил сам Ободзинский. Он упросил Гаджикасимова написать текст, на который потом Тухманов написал музыку.
А фильме «Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь» (2009) композитор Д. Тухманов рассказывал совершенно другое:

У меня возникла мелодия. Слов еще не было. И поэт Онегин Гаджикасимов написал слова, когда уже была готова мелодия. И первый к кому я обратился был Валерий Ободзинский.

Давид Тухманов в фильме «Храм для Онегина» (2010).

В фильме «Храм для Онегина» (2010) Тухманов рассказал, что и название «Восточная песня» придумал он:

Почему «Восточная»? Тогда не за что было зацепиться и поэтому я предложил назвать ее «Восточная песня». Онегин . сначала немного опешил, но быстро согласился.Так оно и осталось.И, как видите, прижилось это название.

И более того, сначала эта песня Ободзинскому не понравилась:

А песня, в общем-то, для меня была неинтересная, и я ее писал без удовольствия. Был такой момент, когда я на записи с Тухмановым и Гаджикасимовым, отказывался от этой песни: ну вот не лежала у меня душа к ней.
— Я её хотел петь как выдающийся певец, как Том Джонс, а мне тогда было лет ещё мало, я был еще мальчишкой, и вот мне хотелось её спеть как. ну, такому, уже маститому певцу. А они всё требовали, чтобы я её спел как мальчик, который еще не целовал девочку. Я возмущался страшно — «как я буду петь эту песню первый раз, будто я никого не целовал?!» Ну и, в общем, они меня убедили-уговорили. И я вот так именно записал. (напевает). Не думал я, что она станет такой популярной! Вот так они у меня выиграли.

(интервью в передачах «У Ксюши» (1993) и «Помнишь ли ты» (1994).

Теперь рассмотрим историю записи этой песни.
Сам Ободзинский говорит, что записал ее на радио.

«Восточная песня» внезапно сделала меня просто популярным певцом. Вот утром я спел эту песню, в передаче «С добрым утром», а вечером я, сам того не ведая и не чувствуя, не знал, что будет бешеный ажиотаж на моих концертах. То есть страшное что творилось.
(интервью в передачах «У Ксюши» (1993) и «Помнишь ли ты» (1994).

П. Глоба и Ф. Раззаков в книге «Знаменитые Водолеи» (Эксмо, 2011 г. ) пишут, что он записал ее на ТВ и именно ТВ сделала его знаменитым:

Молодой композитор Давид Тухманов, который впервые обратил внимание на Ободзинского еще когда тот работал у Лундстрема, отдает ему две свои новые песни: «Эти глаза напротив» и «Восточную песню». Последнюю певец исполнил в новогоднем «Огоньке» и на следующее утро проснулся знаменитым.

Первая жена Ободзинского Нелли в газете «Комсомольская правда» говорит что запись на ТВ была, но в эфир она не пошла:

«Восточную песню» записали на телевидении в очередном «Огоньке». Но перед эфиром всю программу отсматривал Лапин лично. Когда дело дошло до Ободзинского, он придрался к стихам: «В каждой строчке только точки после буквы «л»…» Казалось бы – безобидно! Но ему пришло в голову задать вопрос: «А кого это имеет ввиду Ободзинский? У нас в стране только одно слово начинается на букву «Л» и это – Ленин! Что за намёки?». И песню тут же вырезали. Только благодаря радио она обрела невероятную популярность в СССР.

Как бы к Лапину не относились многие артисты, но, уверен, ни один из них не скажет, что он был малообразованным человеком. И что он (Лапин) не знал, что слова «Восточной песни» принадлежат не Ободзинскому.А потому, Лапин не мог сказать:
-А кого это имеет ввиду Ободзинский?
Он мог сказать:
-А кого это имеет ввиду Гаджикасимов?
Вот это я, с трудом, но допускаю. Поскольку, что имел ввиду Гаджикасимов Лапин хорошо понимал. Как и для любого человека, это очевидно. Но определенную двусмысленность в предверии 100-летия Ленина тут можно было усмотреть «находясь на передовом фронте идеологической борьбы». И он усмотрел.
Ниже я приведу цитаты из которых следует, что претензии по это части были высказаны именно Гаджикасимову. А не Ободзинскому. И из-за этой песни его (Ободзинского) нигде не запрещали.
Но вернемся к истории создания «Восточной песни». Как видно из приведенных выше цитат, каждый «писатель» излагает это событие по-своему.

В 1969 году «Восточная песня» записывается на пластинку 33 ГД-0001587.

Анна Качалина (2009).

В фильме «Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь» (2009) бывший редактор «Мелодии» Анна Качалина так рассказывает об этом:

— Что касается «Восточной песни», которая была очень популярной в исполнении Валерия Ободзинского, она была записана сначала на радио. И прошла, по-моему, в передаче «Доброе утро». Валера принес эту пленку на худсовет для того чтобы у нас она была принята к записи уже на пластинку. И песня вроде понравилась. Но некоторые, я сейчас уже не могу вспомнить кто тогда был на худсовете. Но возник такой вопрос:
-А почему «в каждой строчке только точки после буквы Л»?
Кого или кто подразумевается под этой буквой Л.

Далее идет уже авторский текст создателей фильма:

Намек на Ленина или Брежнева померещился худсовету фирмы «Мелодия». Но никакие запреты уже не действовали.Песню пела улица. В первом конфликте с идеологической машиной победил Ободзинский.

Обычно на «Мелодию» песни приносят Авторы, а не Исполнитель, поскольку худсовет оценивает в первую очередь художественные достоинства произведения. И в случае каких-то нареканий только Авторы могут внести изменения в произведение, но никак не Исполнитель.Хотя в данном случае, все могло быть и по-другому, поскольку песня уже была записана.
Но не это главное. Оказывается «Мелодия» еще в 1969 году имела претензии к тексту этой песни, и это ни сколько не помешала ей попасть на пластинку. Этот факт почему-то ставиться в заслугу Исполнителю, а не Авторам. Что просто не может соответствовать действительности. В этом трио самым авторитетным человеком был Гаджикасимов, на тот момент работавший музыкальным редактором на радио. И эта заслуга, могла быть, только его.
Однако, я сильно сомневаюсь что эта претензия тогда имела место. Ибо она была слишком серьезна, чтобы быть так легко и без последствий, для всех ее участников, отвергнута. А то, что она была отвергнута — факт! До 1970 года эта песня 6 раз выходила на разных пластинках фирмы «Мелодия».
Но, скорее всего,»буква Л» возникла позже и тогда уже победил тот, кто и должен был победить.
И иначе быть, просто не могло.

Радио также внимательно следило за тематикой песен. Казалось бы, чем могли не угодить бдительным чиновникам песни о любви? Так нет же! Звонят ему как-то из радиокомитета: «Вашу «Восточную песню» запретили». Почему?! Оказывается, кого-то «наверху» напрягли слова: «В каждой строчке — только точки после буквы «Л». Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел». Мировой пролетариат готовился тогда к столетию Л. енина.
Газета «ЮГ».

Валерий Ободзинский.

. я думаю, что это излишне сейчас вспоминать о том, как мне запретили петь «Восточную песню» в день рождения Ленина, что «в каждой строчке только точки после буквы Л» почему-то взволновало наше правительство.
(Интервью с Валерием Ободзинским для «Радио России».Передача «Посиделки у Елены».21.04.1996.)

— Когда-то позвонил мне Гаджикасимов Онегин, поэт, и сказал мне:
«Валерий, ты знаешь, дела плохие. »
— Я говорю: «Почему?»
А как раз мы готовились к 100-летию со дня рождения Ленина.
— «Запретили нашу песню с тобой, «Восточную.»
Я говорю: «А песня-то при чём здесь?»
— «Там есть такие слова, я. имел неосторожность написать такие слова: «В каждой строчке только точки после буквы Л. » Кто-то имел в виду, что я, наверное, хочу разоблачить Ленина»

Интервью для передачи с фестиваля «Золотой шлягер» (ноябрь 1996).

Читая все это, мне как-то с трудом вериться, что у трех разных групп людей из трех разных организаций («Мелодия», Радио и ТВ) вдруг возникла к этой песне одна и та же претензия. Вот до этого не возникала, а потом вдруг, как по команде, возникла.

Мое мнение:

Сначала песня была записана на радио в 1968 году и прозвучала в передаче «С добрым утром». Потом эту запись Ободзинский предложил «Мелодии». Так эта песня попала на диск в 1969 году.
Включая 1970 год, «Восточная песня» была издана на 6 пластинках:

33 ГД-0001587 * 1969 *ИЮЛЬ
33 ГД-0001587/33 ГД-0001613 * 1969 * АВГУСТ (гибкая)
33 ГД-0001587/33 ГД-0001613 * 1969 * АВГУСТ (твердая)
33Д 00025737-8 * 1969 *
Д-26609-10 * 1969 *
33Д-028841-2 * 1970 * (гигант)

Если верить этим утверждениям Валерия Ободзинского:

. как мне запретили петь «Восточную песню» в день рождения Ленина.
. А как раз мы готовились к 100-летию со дня рождения Ленина.

Сергей Георгиевич Лапин.

О механизме отбора музыки для эфира и об особенностях работы редакции музыкального вещания в СССР рассказывает заслуженный артист России, эксведущий музыкальных программ на «Радио 1», на радио «Маяк» и на «Радио России» Александр МАРЧАКОВСКИЙ:

Здесь есть один тонкий момент. Ведь «Восточная песня» уже звучала на Радио и соответственно должна была проходить худсовет Радио.
Выходит она его проходила дважды?
Скорее всего, все-таки, нет.
Напомню, что она впервые прозвучала в передаче «С добрым утром!». А у этой передачи в конце 60-х худсовета не было. Так что худсовет в 1970 году, и последовавший потом запрет, были для этой песни первыми.
При этом следует помнить, что этот запрет касался только песни, а не самого Ободзинского. И это не могло быть для Валерия каким-то сильным ударом или серьезным ограничением. Певец, получивший сольный концерт, имеет в репертуаре не меньше 40 песен. И репертуар этот постоянно пополняется.
Когда в 1972 году уехал за бугор П. Леонидов, то большое число исполнителей (и Валерий в том числе) лишились сразу большого числа хитовых песен. Однако ни для кого это не стало катастрофой. Появились и другие авторы и другие хиты.
Так было и с Ободзинским. У него появился новый суперхит Тухманова- «Эти глаза напротив».
«Лапинский» запрет не касался «Мелодии».
В 1973 году был перезаписан первый гигант Ободзинского (Д 034983-4 ), с которого были убраны песни на стихи П.Леонидова, но «Восточная песня» на нем осталась.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Другая история.

Глава 8.
Ободзинский и Богословский (1974-76).

Если посмотреть на авторов песен записанных Валерием Ободзинским на «Мелодии» до 1973 года, то за исключением Тухманова все остальные заметного следа в истории советской песни не оставили. Ободзинский достиг всесоюзной славы практически случайно. Его не зря называли выскочкой.
Стандартный путь для достижения всесоюзного успеха выглядел так. Талантливый (это обязательное условие) исполнитель, как-то показав себя на региональном уровне, искал пути для знакомства с известными авторами. Чаще композиторами, как наиболее влиятельной «музыкальной» силой. Выпрашивал у них песни, желательно новые. С их помощью записывал эти песни. И дальше уже влиятельные авторы сами старались протолкнуть свои новые творения в различные эфиры. Они становился главными заинтересованными лицами в положительном результате. И этим способствовали популяности малоизвестным исполнителям.
Вот как говорит на эту тему Чермен Касаев:

. когда в 1969 году я стал заведующим отделом, новые работы крупных авторов через художественный совет никогда не проводил. С мэтрами песни работа была всегда индивидуальной. Например, приходил ко мне в редакцию Марк Фрадкин, играл свою песню, мы обсуждали, кто будет исполнять, кто аранжировать и т.д. Художественный совет для меня был как средство работы с «графоманами». Хотя, конечно, официальная процедура для всех была одинаковой. В протокол заседания художественного совета записывалось, какие сочинения исполнялись, и какое решение было принято. Я сам вписывал Фрадкина в протокол, хотя на заседании он не заслушивался. Новая песня шла в эфир, а в бухгалтерию подавался счет с клавиром, на котором стояла дата выхода песни и дата протокола худсовета. Точно так же я поступал и в отношении многих других популярных авторов. И не то, чтобы я им лично симпатизировал — Бабаджанян, Пахмутова, Фельцман — это величины.Поэтому за все, что я для них делал, я мог бы отвечать где угодно.
А жалобы нашему начальству писали только графоманы, и мне приходилось отписывать, что песня отклонена решением художественного совета.

У Валерия Ободзинского не было подобных «заступников». Он добился успеха, минуя помощь мэтров.
Чтобы понять кто «сделал» Ободзинского суперзвездой к началу 70-х надо обратиться к статистике.
Итак с начала своей карьеры и до начала 1973 года Валерий записал на «Мелодии» 30 песен, включая вокализ и два варианта песни «Луна на солнечном берегу». Из этих 30 песен 20 принадлежали советским авторам, а еще 10 были зарубежными.
В процентном отношении 66 на 34.
Из этих 20 советских хитами стали две: «Восточная песня» и «Эти глаза напротив». Это 10%.
А из 10 иностранных таких было шесть:»Анжела»,»Карнавал», «Что-то случилось», «Все сбудется», «Настоящая любовь» и английская «народная» песня «Девушка».
Что составляет 60%.
20 советских песен написали 15 советских композиторов. В том числе: 4- Тухманов, 2-Ренский, 2- Мелик и остальные по одной.
20 советских песен написали 8 советских поэтов. В том числе:9- Гаджикасимов, 4- Леонидов и остальные по одной. А если учесть, что из 10 переводных песен к 6 текст написал тоже Гаджикасимов, то вот какая складывается картина.
Своей первоначальной популярностью Валерий Ободзинский обязан:
1. Себе, как певцу, обладающему уникальными вокальными данными и, ориентированому на иностранный репертуар.
2. Онегину Гаджикасимову.
3. Давиду Тухманову.

Валерий Ободзинский на «Радио Львова» (1970 год):
-В первую очередь успех певца зависит от его репертуара. Самое главное для певца — это репертуар. Он должен быть разнообразен, он должен быть интересным. Это очень сложно, в общем-то, — заставить публику два часа слушать одного певца.
Я пишу песни разных композиторов, разных авторов. Но, в основном, дружба творческая меня связывает с поэтом Онегиным Гаджикасимовым и композитором Тухмановым. Это мои друзья.

Самым влиятельным из этой троицы был Онегин Гаджикасимов- музыкальный редактор на радио и по совместительству поэт-песенник. Самый «хитовый» автор советского периода и, как следствие, самый обеспеченный человек в своей среде, а потому этой средой люто и тайно ненавидимый. Его судьба в чем схожа с судьбой Ободзинского: яркая всесоюзная слава в начале и полное забвение в конце. В начале 70-х он попал в опалу после разгромной статьи в «Советской культуре» поэта Льва Ошанина.
В 1984 году в городской библиотеке г. Комсомольск-на-Амуре мне довелось просматривать старые подшивки газеты «Советская культура». Статьи Ошанина я не видел, но я нашел отклик на эту статью М. Игнатьевой под названием «Песня и жизнь» (22.06.1971). Вот из нее выдержка:

Поэт Л.Ошанин в одной из своих статей, опубликованных в «Советской культуре» критиковал автора многих популярных песен Онегина Гаджикасимова за «скороспелость» произведений. В почте редакции немало гневных откликов на эту критику. Особенно много защитников у О. Гаджикасимова. ВИА «Веселые ребята» в полном составе- все в один голос: как можно столь популярного автора, у которого более 500 песен, песн репертуарных, критиковать.

Как видно из этой цитаты, несмотря на огромный «вес» Ошанина и авторитет органа ЦК КПСС и в то время находились люди, которые не боялись отстаивать свое мнение и выступать против несправедливости. При этом они не прятались за чужими спинами.

Это был сильный ход. Никита Владимирович Богословский на тот момент был очень влиятельным человеком в музыкальном мире СССР. Он входил в Худсовет фирмы «Мелодия», где слыл самым реакционным его членом, которого все авторы (кроме «Великих») боялись до ужаса. Кроме того Богословский был в хороших отношениях с Председателем Гостелерадио С.Лапиным.
Никита Владимирович был весьма уважаемым и известным композитором, но к моменту сотрудничества с Валерием ему был уже 61 год.И его творческий потенциал явно не успевал за временем. Он это, видимо, осозновал и потому так «зверствовал» на худсоветах.
Работая над этой главой я нашел вот такое высказывание:

Чиновникам очень не нравилось раскованное поведение исполнителя.
Единственным человеком, который не побоялся стать на защиту певца, оказался Никита Богословский. Статья, опубликованная в газете «Советская культура» 22 марта 1974 года, называлась «Давайте замечать хорошее».

Никита Владимирович был опытным и тертым интриганом. Он не был даже в малейшей степени оппонентом существующей власти. И если он вступился за Валерия на этом этапе, то это значит, что никакого запрета властей на Ободзинского не было. И вступиться за него можно было вполне безопасно. А претензии к певцу со стороны корпоративных творческих союзов Богословского не волновали, поскольку сам он был в них весьма влиятельной фигурой и прекрасно понимал истоки этих претензий.
Цитата из статьи Богословского:

Валерия Ободзинского мы давно не слышали на столичных площадках. Несколько лет назад он был справедливо подвергнут серьезной критике, в основном за дешевую манеру исполнения, за легковесность репертуара.

Мое мнение:

Мог ли Богословский это сделать?
Думаю, да.
Чермен Касаев рассказал о похожем случае с «Ариэлем», а заодно подчеркнул влияние Богословского на Лапина:
Я был в командировке в Риге и часто встречался с Раймондом Паулсом. Раймонд мне однажды говорит:
«У нас на студии «Мелодии» записан замечательный ансамбль. Хочешь послушать?»
Я говорю:
«Конечно, хочу!»
И вот я услышал русские народные песни в исполнении «Ариэля». Я просто в восторг пришёл! Когда вернулся в Москву, начал думать, как подать их в эфир, знал, что Сергей Георгиевич не примет такую обработку народных песен. Тогда я пригласил к себе в студию близкого друга Лапина Никиту Богословского, дал ему послушать, и он, конечно, тоже был в восторге. Я говорю:
«Вот, Никита, пойди и скажи Сергею Георгиевичу, что ты слушал «Ариэлей» и тебе очень понравилось».
После этого всё пошло, как по маслу.

Это могло сработать и в случае с Ободзинским.
В общем и целом, перспективы у этого альянса были многообещающими. Но.
В канун нового 1976 года Ободзинский позволил себе крепко выпить после пятилетнего (?) периода воздержания. Говорят, что к этому его подталкивал коферансье Борис Алов. И он же способствовал привыканию Валерия к наркотикам. Как бы там не было, но на этом карьера Ободзинского фактически закончилась.

Борис Алов, администратор Донецкой филармонии Островский и Валерий Ободзинский.

В январе 1976 года он записывает пластинку «Валерий Ободзинский поет песни Владимира Мигули» (Г62-05207-8).
После этого наступила пауза длиной 2,5 года- карьера рухнула.

А чем закончилось его сотрудничество с Богословским?
Второй диск Ободзинского появился в продаже в 1976 году. Он получился откровенно слабым- ни одного хита.
А в это же время появился очередной гигант Тухманова «По волне моей памяти». Суперуспешный диск. Лучший эстрадный диск, на мой взгляд, из записанных на «Мелодии». Тухманов становиться самым востребованным композитором.
Другой бывший коллега — Дербенев становиться главным создателем хитов среди поэтов-песенников.
На фоне успеха бывших соавторов провал диска «Любовь моя — песня» выглядит еще более катастрофическим.
Сам Валерий осознав это, делает попытку возобновить сотрудничество. Однако бывшие соавторы на это не пошли.

. по тем временам я помню – я сделал однажды ошибку – и я понял, как нельзя ошибаться в жизни творческого человека. Страшно ошибиться и пойти на поводу в творчестве. Это страшно. И я это на себе ощутил.
(Фрагменты беседы В. Белянина с Валерием Ободзинским -январь 1997 года).

Понимание своей ошибки и невозможность что-то исправить способствовала еще большим «загулам» Ободзинского. Авторы перестали давать ему новые песни, опасаясь за их судьбу.
На этом совместная работа Ободзинского и Богословского завершилась.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Другая история.

Глава 4.
«Эти глаза напротив» (1970-1973).

Эта песня, ставшая очередным хитом Ободзинского, появилась в изложении Стронгина следующим образом:

Опять дикое количество мельчайших «подробностей» (а-ля «седовласый коммунист с проницательными глазами»), на чем, кстати, Стронгин постоянно «прокалывается». Но поскольку других воспоминаний об этом событии я не нашел (и Тухманов молчит), то обросив вся лирику, рассмотрим факты, коих в этом отрывке — кот наплакал.
Это событие в описываемом виде могло происходить только в 1970 году.

. они позвонили на студию грамзаписи «Мелодия». Трубку поднял начальник и, прослушав песню, разрешил записать её.

Напомню, кто были эти «они»: начинающий композитор Тухманов, но тот момент работавший музыкальным аккомпаниатором в Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства и не состоявший в Союзе композиторов; малоизвестная начинающая певица Сашко; и популярный певец Ободзинский с женой.
Внимание- вопрос:

«Значимости» этих четырех величин было достаточно, чтобы «начальник «Мелодии» ( а, вероятнее всего, редактор), прослушав песню по телефону (. ), тут же разрешил ее записать (видимо, нашлась пустующая студия или кого-то из нее «выперли») и минуя всякие худсоветы — выпустить?

Если- «да», то тогда следует признать, что в то время порядки на «Мелодии» были более чем, демократическими.
Читаем дальше:

Валерий записал песню с первого раза. Вскоре песня зазвучала на радио.

Что за чудеса? Записал на «Мелодии» с разрешения ее начальника, а песня зазвучала на радио, где уже был другой начальник!
Нет, запись с «Мелодии» вполне может попасть на радио, как это было с «Восточной песней», но это процесс далеко не быстрый и ускорить его может только «мощная поддержка», которой ни у кого из них тогда не было.
И даже наоборот.
Эта песня была записана на пластинку в МАЕ 1970 года (ГД 0002009-10 * 1970 * МАЙ ), когда страна уже встретила 100-летнюю годовщину Ленина и, значит, уже действовал «лапинский» запрет для двоих из этой тройки на их предыдущую совместную работу — «Восточную песню».
Да,этот запрет на «Мелодию» не распространялся, но все же, как факт, он был. И его негативный шлейф не мог не оказывать воздействия на Тухманова и Ободзинского.

Тем не менее действующий на радио и ТВ запрет никак не помешал дуэту Тухманов-Ободзинский записать новую песню на пластинку и в течении 1970 года 4 раза выпустить ее на разных дисках.
И затем еще раз в 1973.
В это же время песня бесчисленное количество раз прозвучала на радио.
Весной 1974 года после выступления Ободзинского в Москве газета «Советская культура» поместит рецензию на эти концерты, где Никита Богословский вспомнит об этой песне, слегка лягнув ее:

В программу было включено небольшое попурри из недавних шлягеров Ободзинского. И нужно сказать, что оно прозвучало на фоне новых работ Валерия Ободзинского довольно бесцветно. Ясно, что «Эти глаза напротив» отошли в прошлое.

Молитва ободзинский история создания
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва об увеличении зарплаты