Содержание
- 1 Урок на тему : « Православная молитва» Учителя начальных классов ГБОУ СОШ 163 Мандригель О.И. – презентация
- 2 Урок ОРКСЭ на тему Православная молитва (4 класс)
- 3 Презентация на тему: Православная молитва 4 класс
- 4 «Урок по ОРКСЭ «Православная молитва» (4 класс)»
- 5 «Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Православная молитва» (4 класс)»
- 6 Разработка урока по Основам православной культуры на тему Православная молитва( 4 класс)
Урок на тему : « Православная молитва» Учителя начальных классов ГБОУ СОШ 163 Мандригель О.И. – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmandr.hufoo.ru
Похожие презентации
Презентация 1 класса по предмету “Право” на тему: “Урок на тему : « Православная молитва» Учителя начальных классов ГБОУ СОШ 163 Мандригель О.И.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Урок на тему : « Православная молитва» Учителя начальных классов ГБОУ СОШ 163 Мандригель О.И.
4 Православные люди обращаются к БОГУ с мольбой..
5 Это обращение называется МОЛИТВА Молитва – обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим
6 Слово ПРАВОСЛАВИЕ означает умение правильно славить БОГА, то есть молиться
7 Молитва в День рождении Молитвы о путешествующих Молитва о получении прошения Молитва об исцелении от болезни Молитва об избавлении от искушений Молитва от тюрьмы и о заключенных чтобы не сесть и не посадили Молитва учащегося ребенка в трудном учении Молитва на удачную торговлю успешную и хорошую МОЛИТВА О ДЕТЯХ, КОТОРЫЕ УШЛИ ИЗ ДОМА И НЕ ВЕРНУЛИСЬ (О ПРОПАВШИХ ДЕТЯХ) 1. Молитвы-просьбы.
8 Молитва-просьба. Об избавлении от искушений (преподобного Симеона Нового Богослова) Не попусти* на меня, Владыко, Господи, искушение, или скорби, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарностью. Не попусти* – не позволять, не допускать.
9 Родился в 949 году в Малой Азии в городе Хрисополис (в настоящее время район Стамбула) в богатой и знатной семье, получил хорошее образование, но с ранних лет был склонен к уединённой монашеской жизни. Симеон Новый Богослов
10 2. Молитва – благодарения. Благодарить нужно Бога не только тогда, когда получаем просимое, но и когда не получаем, “потому что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение”, – учит святитель Иоанн Златоуст. В силу сего молитва благодарственная п риближается по своему значению к хвалебной и потому нередко ставится после нее – на второе место
11 Иоанн Златоуст Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника. В ряде христианских церквей почитается как святой. г. Антиохия – (в древней Сирии, территориия современной Турции).
12 3. Молитва – славословия Данная молитва не содержит каких-либо прошений, а только восславляет Бога. В конце утрени поется великое славословие
13 Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Дети, что бывает с вами, когда вы в чем-то провинились перед вашими родителями, а они не наказывают вас, потому что вы попросили прощения и обещали вести себя хорошо? Рады вы бываете тогда? Конечно! О, как вы тогда радуетесь и благодарите ваших родителей за то, что они так любят вас и добры к вам. А когда родители купят вам новую красивую одежду, подарят вам что-нибудь? Разве вы опять не радуетесь? Так же мы должны поступать и по отношению к Небесному Отцу Богу. Мы должны благодарить Бога за то, что Он не только не наказывает нас за грехи, но еще посылает нам свои богатые милости. За это, и особенно, дети, за спасение всех нас от вечной погибели, мы должны с чувством сердечной благодарности всегда говорить Ему: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Эта коротенькая молитва называется кратким славословием, потому что в ней мы только прославляем Бога за любовь и милосердие к нам, грешным, но ничего себе у Него не просим и никакой своей нужды не высказываем.
14 Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.
15 Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»).
16 Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми. Икона святого Александра Невского. Икона святого Николая Чудотворца.
17 Икона святого Лазаря. Икона святой Ольги.
18 1. Работа по учебнику стр 14. читаем М. Лермотова стихотворение « Молитва» 2. Знакомство с самой известной молитвой « Отче наш..»
19 Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
20 Фрагмент текста молитвы Отче наш на церковнославянском в храме Pater Noster в Иерусалиме.
21 Рефлексия 1.Что такое молитва? 2. Что означает слово православие? 3. Какие бывают молитвы? 4.Как вы понимаете смысл слова благодать? 5.Какие люди называются святыми ? 6.С какими святыми мы сегодня познакомились? 7.На стр. 15 прочитаем вопросы. Д.З стр. 13 Прочитать последний абзац,определить гл. мысль.
22 . Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех. Иоанн Златоуст
Урок ОРКСЭ на тему Православная молитва (4 класс)
Тема: Православная молитва.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Цель урока.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Задачи урока.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Ход урока
Организационный момент: Здравствуйте ребята! Сегодня для работы нам понадобятся цветные листы, ножницы, клей, у вас все лежит на столе, они нам понадобятся чуть позже. У на необычный урок. Мы постараемся разобраться, что такое православие , и главное как православные христиане могут общаться с Богом.
Актуализация. 5мин
Скажите, что вы делаете, если хотите, чтобы мама вам что-то дала или купила? (просите об этом)
-А как вы просите?
-Вежливо – А когда вам мама выполняет вашу просьбу? Вы ее благодарите? – Когда у вас хорошо на душе или плохо, что-то тревожит или нужен совет, с кем вы разговариваете?
– С друзьями, близкими Но есть на свете тот, кто каждому человеку ближе, чем его родители. Тот, кто является Отцом всех нас.(земным-небесным каким?) – Кто это? (Бог)
А как нужно обращаться к Богу?
(с молитвой)
Чтобы ответить посмотрим притчу.
Просмотр притчи. 10 мин
Как вы думаете в чем не правы люди?
Почему молитвы этих людей не услышал Бог?
А чью молитву было только слышно? И почему?
Давайте сделаем вывод: как же нужно молится?
(искренно)
Высказывание детей.
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности. 10мин
– Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.(слайд 1)
– Мы сегодня будем говорить о молитве.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”.
Молитва – обращение верующего к Богу.
– А что значит православная молитва?
– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. (Слайд 2)
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва. (Слайд 3)
– Давайте вспомним какие бывают молитвы? Выполним задание на карточках
Ролик Молитва
Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 4)
(Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха
Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.)
Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие.
– За что можно благодарить Бога?
– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
– Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: Аллилуйя!
– Кто знает, что это означает? -Слава Богу!
Молитва – покаяние – прости Боже.
Задание выполним в парах. Двое за партой одна группа.
свящ. Павел Покровский
1. Из всех молитв, какие знаю,
Держу в уме иль вслух читаю
Какою дивной дышит силой
Молитва «Господи, помилуй!»
молитва-покаяние
мон. Антония (Берг)
2. Где-то там далеко, и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он всегда говорил, беспрестанно твердил:
«Слава Богу за скорбь и за радость».
молитва-славословие
архиеп. Иоанн (Шаховской)
3. Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а – всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
молитва-просьба
Ю.В. Жадовская
4. Молю Тебя, Спаситель мой:
Смири во мне страстей волненье,
Избавь меня от искушенья,
Исполни кротости святой!
молитва-просьба
И.И. Козлов
5. Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой темный обнови.
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
молитва-покаяние
Д. Мережковский
6.О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю.
молитва-славословие
Проверка по группам.
VI. физкультминутка. 1мин
V. Вторичное закрепление. 10мин
О чём бы вы молили Господа?
Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?
Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость Равнозначны ли эти молитвы?
Одни корыстные, а другие справедливые
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
WebUrokCom_01fe991eb210fd
Размер файла: 61 kB Загрузок: 3
Презентация на тему: Православная молитва 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малораменская основная общеобразовательная школа Основы православной культуры Урок 4 «Православная молитва» Автор: Заболотько Наталия Васильевна п.Малое Раменье 2012г.
«Молитва» В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. С души как бремя скатится, Сомненье далеко- И верится, и плачется, И так легко, легко…
Молитва «Отче наш» « Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».
«Отче наш» Эта молитва называется «Молитвой Господней»,потому что ее дал Сам Иисус Христос апостолам, когда они просили Его: «научи нас молиться».В молитве Господней мы называем Отцом своим Самого Бога, потому что Он и на самом деле любит нас, как отец ,и Он один наш истинный, человеколюбивый Отец, -так и мы должны идти к Нему со своими прошениями, и нуждами ,как любящие Его дети. Когда мы говорим ,что Он на небесах, то небо здесь разумеется невидимое, духовное, где Господь пребывает с Ангелами Своими и всеми святыми, объединяя всех в Своей любви.
Объяснение молитвы Первое прошение читается так: «да святится имя Твое» Имя Господа Иисуса Христа носим мы, христиане, и когда мы живем праведно и соблюдаем Господни заповеди, тогда имя Его святится и прославляется в людях, и наоборот: когда христиане живут грешно и дурно, то этим срамят в себе имя веры своей. Мы и просим, чтобы Сам Господь помог нам прославлять своей жизнью святое имя Его на земле.
Во втором прошении мы говорим: «да приидет Царствие Твое». В настоящее время на земле в жизни человеческой , не переставая, борются два царства: царство добра и зла, царство Божие и царство диавола. Когда люди живут хорошо: любят правду и добро, помогают друг другу и стараются поступать по закону христианскому, то в них берет силу Царствие Божие. Напротив, когда люди становятся испорченными, лживыми и злыми, смеются над христианским учением о любви и не боятся обидеть друг друга, то там царствует сатана- на погибель им и на страдание добрым, верующим людям.
Третье прошение читается так: «да будет воля Твоя, яко (как) на небеси, и на земли». На небе ангелами и св. угодниками Божьими во всем исполняется одна только воля Божия- с любовью и охотою, и радостью непрестающей. Так и мы на земле желаем того же: чтобы во всем исполнялась только воля Бога- нашего Отца Небесного, потому что Он несравненно лучше знает, что нам полезно и нужно, и больше желает нам добра, чем сами мы.
Четвертое прошение молитвы Господней единственное, в котором мы говорим не о духовной жизни, а о телесной: «Хлеб наш насущный (т.е.необходимый для того,чтобы мы жили без нужды )даждь (дай) нам днесь». Под хлебом насущным мы просим себе вообще того, что нам необходимо для существования в земной жизни: пищи, одежды, жилища. Господь заповедал нам просить себе от Него не богатства, не роскоши, а только самого необходимого, и то «днесь»,т.е.на этот день, чтобы мы не обременяли своего сердца заботами о земном, а во всем надеялись на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется(заботится) о нас.
Пятое прошение читается так: «и остави нам долги (грехи) наши, якоже (как) и мы оставляем должником нашим». Мы просим здесь у Бога, чтоб Он простил нам грехи наши, которые мы называем в этом прошении «долгами нашими», потому что и на самом деле мы бываем в долгу у Бога, когда силы свои и все, что имеем, обращаем на грех и зло, тогда как они даны нам для делания добра и служения Ему. Господь в Евангелии сказал, что простятся нам грехи наши только тогда, когда сами мы будем прощать другим их долги, т. е. грехи против нас: обиды, обманы, брань и т. п.
Шестое прошение: «И не введи нас во искушение». Это прошение учит ,чтобы мы не были гордыми и самоуверенными, а напротив- всегда помнили, что мы слабы и слишком податливы на грех, а потому смиренно просили бы Самого Господа сохранить нас от греховных падений. Искушением мы здесь называем такое состояние, когда нас кто-нибудь или что-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное и дурное.
К шестому прошению близко примыкает седьмое: «но избави нас от лукавого». Лукавым мы называем здесь диавола, ибо он, будучи ненавистником и злым, в то же время постоянно хитрит и обольщает нас, как обольстил в раю Адама и Еву. Мы и просим здесь своего Небесного Отца, перед Которым ничто все козни и злоухищрения диавола, чтобы Он Сам избавил нас от этой лукавой силы и обольщений ее.
«Урок по ОРКСЭ «Православная молитва» (4 класс)»
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Пугачева Юлия Александровна
Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Абабково
Должность
Учитель начальных классов
Модуль
Основы православной культуры
УМК
«Школа России»
Тема урока
Православная молитва
Цель, задачи
1.Знакомство с православным отношением христиан к Богу
2.Узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать»
3.Познакомиться с видами молитвы
3.Усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать».
4. Осмысление учащимися значения для христиан молитвы «Отче наш»
Необходимое оборудование
Учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, запись молитвы «Отче наш»
Дидактическое обеспечение
Карточки «Правдивые и неправдивые предложения»
Планируемые результаты урока
личностные
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
предметные
Имеют представления о понятиях «православие», «молитва», «благодать»
метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока
Учатся работать в группах, парах
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Тестирование по вопросам предметного содержания урока
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справ. материалы для общеобразоват. учреждений /[Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.]; под ред. В. А. Тишкова, Т. Р. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Программа общеобразоват. учреждений.4-5 классы:/А. Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеоразоват. учреждений /А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons
www.fcior.ed.ru
ЭОРы
Электронное приложение к учебнику, диск с записью молитвы «Отче наш»
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Создание эмоционального настроя.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! – О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.)
Дети настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя
Развитие положительного отношения к учению, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. – Л.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Проверка домашнего задания, используя прием «Незаконченное предложении»: «Знаешь ли ты что. » (учитель говорит начало предложения, а дети завершают его, «Знаешь ли ты что люди называют Бога Творцом . Я знаю, что люди называют Бога Творцом потому, что он сотворил мир» и др.),
Подводит итог, предлагает выбрать самого подготовленного к уроку ученика и поставить ему отметку.
Ученики обдумывают ответ, дополняют предложения учителя, оценивают ответы одноклассников
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания – П.
Оценивать правильность выполнения задания, высказывания – Р.
Умение слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли полно и точно, корректировать и оценивать одноклассника – К.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Учитель предлагает поработать в парах, используя карточки «Правдивые и неправдивые предложения»
Слово «Православие» обозначает умение правильно славить Бога.
Православные люди обращаются к Богу с требованиями.
Молитва противоположена магии.
Православный человек молится, только попав в беду.
Действия Бога, меняющее человека, называют благодатью.
(учащиеся отмечают предложения: + правда, – ложь)
Проблемная ситуация
На какие вопросы вы не смогли ответить?
Учащиеся работают в парах с карточками.
Анализируют, формулируют проблему – П.
Сотрудничество с партнером, контролирует и корректирует действия партнера. – К
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает сформулировать задачи урока, корректирует ответы учащихся.
Учитель, подводя итог, сообщает план действий:
Проверка работы в парах, используя текст учебника.
Изучения текста о молитве.
Знакомство с самой известной молитвой.
Учащиеся формулируют задачи урока, ищут выход из проблемной ситуации.
Поиски способов решения проблем – П.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – К.
Умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. –Р
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Изучение 1 части текста в учебнике, проверка работы в парах.
Учитель предлагает прочитать текст с помощью маркировки (+ – знаю, Н – новое, ? – не понял и есть вопросы, – – думал иначе)
Учащиеся вслух читают 1 часть текста, проверяют правильность выполнения работы, исправляют ошибки.
Самостоятельно читают текст, с помощью значков маркируют его.
Самоконтроль, коррекция, умение удерживать учебную задачу – Р.
Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачей, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения – К.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Фронтальная проверка работы:
Что вы узнали нового?
Что оказалось интересным?
Что противоречит вашим знаниям?
Работа в группах: составление кластера «Молитва»
Беседа:
-Какие вы знаете молитвы?
-А какая самая маленькая молитва?
-Какая самая известная молитва?
Учитель включает диск с записью молитвы «Отче наш».
Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире. Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.
Отвечают на вопросы учителя, в группах составляют кластер. Дают характеристику молитвы в соответствие с полученной информацией.
Слушаю молитву в исполнение хора.
Понимают информацию, представленную в виде схемы, моделируют – П.
Планируют, определяют правила составления кластера – Р.
Участвуют в обсуждении, групповая работа, умение слушать собеседника, понимать его высказывания – К.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Дифференцированная работа по степени самостоятельности
Задание 2 в тетради
Выполняют задание в тетради
Контроль, умение оценивать правильность выполнения заданий – Р.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Использует для контроля знаний соответствующий раздел электронного приложения к учебнику «Основы православной культуры»
Выполняют задания теста.
Классификация объектов по выделенным признакам – П.
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Делает вывод по уроку, предлагает соотнести задачи урока с его результатами, предлагает каждому оценить свою работу на уроке, дает инструктаж по выполнению домашнего задания
Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока, оценивают своё участие в уроке, записывают домашнее задание в дневник..
Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока – Р.
Умение быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
«Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Православная молитва» (4 класс)»
3 команда
Задание: Соединить текст с картинкой
659716287264«Хвалите имя Господне…».
00«Хвалите имя Господне…».
-75501585090Подай, Господи!»
00Подай, Господи!»
388683590805«Господи, помилуй»
0«Господи, помилуй»
1591457280084«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»
00«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»
-579462235389 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
00 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
483708940493«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
00«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
3254082162951«Аллилуйя!»,
00«Аллилуйя!»,
7. Творческая работа учащихся.
На доске, на ватмане, изображен куст с горшком. Каждому ученику раздается трафарет розы. На нем нужно написать одну из добродетели человечества и раскрасить эту розу. После чего приклеить на ватман, на понравившееся место.
8. Итог урока
– Молитва – это обращение верующего человека к Богу.
– Крестимся мы правой рукой, складывая первые три пальца вместе.
– Существует три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва – славословие.
– Мы познакомились с самой главной православной молитвой «Отче наш», узнали, как она появилась и что означает.
– И напоследок, мне бы хотелось рассказать Вам еще одну притчу.
В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий Ангел решил спросить другого:
– Что же ты летаешь туда – сюда?
– Я ношу богу послания, которые начинаются «Помоги Господи…» А почему ты всегда отдыхаешь?
– Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Спасибо, Господи…»
0007e233-333e25fc
Размер файла: 1 MB Загрузок: 1
Разработка урока по Основам православной культуры на тему Православная молитва( 4 класс)
Автор публикации: Савина О.В.
Дата публикации: 2016-04-07
Основы религиозных культур и светской этики, модуль ” Основы православной культуры”
(4-й класс)
Урок № 4. составила учитель ОРКСЭ
Савина Ольга Владимировна
Тема: Православная молитва.
Цели:
Анализировать и объяснять понятия: “что такое православие”, ” молитва и ее виды,” “святые”, ” Отче наш”.
Формировать отношение к происходящему в мире на основе православных общечеловеческих правил поведения.
Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор и правильный вывод, приходить к общему мнению.
Предметные умения:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
Определять главные мысли текстов учебника и формулировать свои выводы.
Обсуждать разные точки зрения.
Решать модели жизненных задач.
Приводить примеры нравственного выбора из художественных произведений с опорой на свой читательский опыт.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Оборудование: ПК, проектор. презентация к уроку, цветы для ” Букета настроения”, альбомный лист для работы в четверке, учебник А.В. Кураева “Основы православной культуры” 4 класс.
Ход урока
Формирование УУД
I . Проверка домашнего задания.
Приветствие учителя, который на страивает учащихся на работу и поиск для познания нового материала.
Заслушиваются несколько рассказов по теме “Как вера в Бога может влиять на поступки людей ” остальные – представляются на выставке и оцениваются индивидуально.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Личностные результаты УУД:
1. Оценивать предоставленные материал как возможность посмотреть на самого себя.
2 . Чувствовать ответственность за свой выбор.
3 .Уметь применять полученные знания в своей жизни.
4 . Учиться бережно относится к другому человеку.
II . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Учитель читает стихотворение М. Ю Лермонтова ” Молитва”:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
– Как бы вы сформулировали тему урока?
– Посмотрим, как сформулировали тему урока авторы учебника. (Тема урока: ” Православная молитва” .)
– Как вы думаете почему наш урок называется “Православная молитва”?
Дети отвечают на вопрос, объясняя тем, что мы изучаем православную культуру.
– Давайте с вами подумаем, а что такое православие?
Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос , но он вызвал затруднение .
– Что необходимо сделать , чтобы получить правильный ответ?
Поступают разные предложения, о том какие предпринять шаги, чтобы выйти из трудной ситуации. Учащимся дается время на их реализацию. Через 2 -3 минуты они записывают правильный ответ – Православие – это традиционная, культурообразующая религия русского народа, которая умеет правильно славить Бога. ( славить т.е. -молиться)
– Тогда скажите, что такое молитва?
Учащиеся размышляют, выдвигают разные версии и после небольшого обсуждения приходят к единому мнению; ” Молитва – это разговор с Богом” ( это определение записывается в тетрадь)
Перед ними ставится проблема ” Нужна ли современному человеку молитва?”
Проблема записывается на доске .
– Но , чтобы решить нашу проблему мы должны определить какие бывают молитвы? В этом нам поможет учебник откройте его на стр. 12.
– Чтение текста на с. 12 -13.
– Прочитайте вслух текст на с. 12 – 13.
Учащиеся по очереди читают текст учебника. После этого перед ними ставится задача придумать схему, которая бы отражала сущность молитвы.
III . Решение проблемы, открытие новых знаний.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека и работая в четверках пытаются представить каждая группа свою схему на альбомном листе приготовленным к уроку. После обсуждения на доске учащиеся при помощи учителя вычерчивают следующую схему:
Православная молитва
Общественная или церковная: 1. Богослужение. 2. ЦерковныеТаинства 3.Молебен. 4. Панихида
Домашняя молитва 1. Утренняя. 2. Вечерняя. 3. На всякое доброе дело.
Классификация молитв : 1. Хвалебные. 2. Благодарственные. 3. Покаянные 4. Просительные.
– Молодцы потрудились хорошо, схему которая у нас получилась перечертите в тетрадь.
Дети выполняют работу в тетради .
– Идем дальше. Исходя из нашей работы мы видим, что молитв достаточно много. Как вы думаете кто написал молитвы?
Учащиеся рассуждая на эту тему приходят к выводу, что обычный простой человек не мог написать молитву, т.к. высокие слова трогательных сердечных молитв это слова высоких духом людей, очистившихся от всякого зла и эти люди являются – святыми .
– Все поняли, молодцы, но не только святые умели составлять молитвы. Ведь первую молитву людям , а точнее своим ученикам апостолам, дал Иисус Христос и называется она ” Молитвой Господней” или как ее называют в народе ” Отче наш”. С ней мы сейчас с вами тоже познакомимся. Найдите на стр.14 учебника раздел, который так и называется ” Отче наш.”
Дети находят раздел учебника и начинают по очереди читать и учитель объясняет им не понятные для них слова и выражения, и значение каждого стиха. При такой совместной работе учащиеся знакомятся с самой известной молитвой, осознавая ее смысл.
IV . Выражение решения проблемы.
-Теперь мы с вами знаем все то, что бы помогла решить проблему нашего урока . Давайте вспомним её.
Дети называют поставленную перед ними проблему: ” Нужна ли современному человеку молитва?”
Итак, как вы думаете нужна человеку молитва?
Учащиеся высказываются по данной проблеме, спорят, доказывают каждый свое мнение и все же все приходят к одному мнению:
” Современному человеку не просто нужна молитва, она необходима, потому что в современном мире много зла и только православная молитва поможет человеку защититься от всякого зла, поможет сохранить себя и свою душу, доброту, любовь, уважение к другим людям.”
V . Выполнение продуктивных заданий по теме.
Учитель предлагает детям в парах выполнить следующие продуктивные задания.
Задание 1.
– Об судите и договоритесь, как вы понимаете смысл следующих высказываний и пословиц о молитве:
” С молитвой в устах, с работой в руках”
” Молись, а злых дел берегись!”
” Молитва места не ищет.”
” Не хлебом живы, молитвою.”
” Материнская молитва со дня моря достает.”
Пословицы взяты из книги В.И. Даля ” Пословицы русского народа.”
Задание 2 .
– Объясните какие чувства вызывает у вас это стихотворение:
Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя; тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
VI . Итог урока. Рефлексия.
– Какую задачу ставили?
– Удалось ли решить поставленную задачу?
– Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
Молодцы, и в конце урока давайте составим ” Букет настроения” и вашими цветами подтвердим все ваши положительные ответы на те вопросы которые нам сегодня пришлось решать.
Дети подходят к доске и к вазе прикрепляют цветы.
– Спасибо за урок. С вами приятно было работать. До свиданье.
VII . Домашнее задание.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Урок4. ” Православная молитва” вопросы и задания на стр.15.
Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!