Содержание
Молитвы 40 Севайстийским мученикам
История сорока христиан, замученных в городе Севастии за веру свою, стала примером мужества и стойкости в религиозных убеждениях. Вознося молитву 40 мученикам Севастийским, верующие просят об укреплении духа, о стойкости в борьбе с испытаниями.
История сорока Севастийских мучеников
В 14 веке, когда римляне позволили уже христианам исповедовать свою веру, император Ликиний решил вернуть язычество и возобновить гонения на последователей Христа. Сначала Ликиний задумал очистить армию от христиан. Сорок воинов, истинно верующих в Господа Бога, отказались приносить жертву языческим богам, как того требовали вероломный император и их военачальник. Они были заточены в темницу, где истово молились Богу, уповая на волю его, и несколько раз отказывались менять свою веру.
Будущих мучеников испытывали холодом, заставив войти в ледяную воду во время мороза обнаженными, но и это испытание прошли воины-христиане с достоинством, только лишь один из них не выдержал и побежал к теплу. Утром охранник, пораженный появившимися нимбами над головой христиан, решил также принять веру Христову и вместе с остальными был жестоко казнен: верующим перебили ноги и сожгли на костре.
День памяти
22 марта русская православная церковь отмечает День памяти 40 мучеников.
В этот день во всех храмах тысячи прихожан возносят молитву 40 святым мученикам, молясь о душах героев, не побоявшихся отдать свою жизнь во имя веры своей.
В чем помогают молитвы 40 Севастийским мученикам?
Умирая от жестоких мучений и испытаний, 40 мужественных воинов Севастийских не допускали ни одной мысли о том, чтобы отказаться от своего вероубеждения. Поэтому, молясь перед святыми их образами и читая молитву 40 святым, верующие просят у них помощи в проявлении стойкости, решительности.
Помогает молитва и в час отчаяния, когда у человека, кажется, нет уже сил сопротивляться несчастьям, так как пример мучеников доказывает, что даже самые невыносимые муки можно перенести благодаря вере и молитвами.
Особенно молитва оказывает помощь в укреплении веры, а также помогает в поисках работы, в некоторых случаях – решить материальные проблемы.
Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.
Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь и кондак 40 мученикам Севастийским
Тропарь, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбие, молимся.
Ин тропарь, глас 1
Страстотерпцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе бо огнь и воду проидосте/ и Ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
Ин тропарь, глас 3
Страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии, в покой вечный вшедшии, молитеся о нас ко Господу, да жизнь мирну сохранит и души наша спасет, яко Человеколюбец.
Кондак, глас 6
Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.
Икона 40 севастийских мучеников
Когда нужно проявить стойкость и мужество, чтобы перенести все, что выпадает на долю, верующие просят помощи у иконы 40 Севастийских мучеников, которая есть во многих храмах, а праздник в их память глубоко почитается верующими. Явившие непревзойденный образец стойкости и мужества, они и сегодня служат нам примером.
В чем подвиг 40 Севастийских мучеников?

Этот подвиг был совершен в 320 году в городе Севастии на территории Малой Армении, ныне относящейся к Турции. За семь лет до того Св. Константин Великий повелел своим указом разрешить христианам исповедать их религию. Однако его соправитель Ликиний погряз в язычестве и, замыслив свергнуть Константина, решил заставить всех воинов, служивших под его началом и исповедавших Веру Христову, отступиться от нее и вернуться к язычеству.
Были среди них и каппадокийцы-христиане числом 40. Их начальник, язычник Агриколай, хотел сподвигнуть их на языческие жертвоприношения. Но храбрые воины ответили отказом, и их бросили в темницу. Вознося молитву Господу, как-то ночью они услышали глас с небес, поддержавший их в вере.
На следующий день Агриколай попытался действовать не силой, но лестью: он стал восхвалять победы воинов в сражениях, их силу и воинские доблести. Он обещал, что за отказ от своего Бога получат милость императора, но воины не сдавались и вновь были брошены в темницу. При этом Агриколай хотел заковать их в оковы, но Кирион, старший в отряде, заявил, что император не давал ему такого права, и Агриколай вынужден был отступить.
Спустя семь дней, проведенных ими в заточении в непрестанных молениях Господу, они были вызваны на суд к Лисию, знатному сановнику, прибывшему в город. Он также пытался заставить их отречься от Господа Вседержителя, и вновь воины ответили отказом. Тогда Лисий повелел побить их камнями. Но тут вмешалась Десница Господня: камни в них не попадали, а один камень, пущенный Лисием, даже угодил в голову Агриколая. Тут начальники-язычники почувствовали, что некая Высшая Сила хранит и оберегает мужественных воинов.

И вновь после ночи, проведенной в молитвах, получив Господне утешение, воины предстали перед своими неправедными судьями. После нового отказа смириться им велели раздеться и бросили в воды Севастийского озера. Стоял трескучий мороз, вода была ледяная, а на берегу специально растопили баню и поставили стражника. Если бы кто-то из мучеников согласился отступиться от Христа, ему нужно было бы только заявить об этом, чтобы отогреться в бане и тем самым спастись. Но и теперь мужественные страдальцы не пали духом и простояли в ледяной воде до утра, вознося молитвы.
Однако один из воинов все же не смог вынести таких мук и кинулся к бане, но, едва только он к ней приблизился, как пал замертво. Стражник Аглаий, который охранял страдальцев, увидел в это мгновение, как над озером с неба стали опускаться сорок 40 мученических венцов. Но ведь после гибели товарища их осталось только 39! И тогда, впечатленный мужеством воинов-христиан, он возгласил: «И я христианин!». Таким образом, число 40 было восполнено.
Начальники, явившиеся после этого, обнаружили, что их жертвы живы и по-прежнему крепки в своей вере. Тогда им молотами перебили голени, а тела сожгли. Чтобы единоверцы не смогли захоронить останки, кости были брошены в реку.
Прошло три дня, и блаженный Петр, епископ Севастийский, узрел во сне явление страстотерпцев, которые повелели похоронить свои останки. Но собрать останки можно было только тайно, и тогда ночью епископ, взяв с собой несколько клириков, собрал их кости и провел обряд захоронения по церковному чину.
Такова история невероятного мужества и верности Господу, которую отражает икона 40 святых мучеников.
Что изображает икона?

Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. Однако на их лицах нет уныния, а лишь твердая решимость вынести все муки до конца, но не поступиться своей верой. Видно, как на переднем плане один воин поддерживает другого, лишившегося сил. Никто из них не станет отступником.
Икона сорока святых, замученных язычниками, пользуется особым почитанием. В их честь возводились храмы по всему миру. Один такой храм находится по левую сторону Храма Гроба Господня в Иерусалиме; в Москве им посвящена Сорокосвятская церковь, возведенная в 1645 году напротив Новоспасского монастыря.
О том, как чтят икону 40 святых и саму память об этих мужественных воинах-христианах, свидетельствует и тот факт, что в день их памяти 22 марта, приходящийся на Великий пост, служат Литургию, а верующим дозволяется ослабление поста. Издавна крестьяне пекли к этому празднику булочки-жаворонки, поддерживается эта традиция и в наши дни.
В чем помогает икона 40 святых мучеников?
Эти святые мученики показали столько мужества и стойкости, что молитва перед их иконой способна придать молящемуся хотя бы малую толику их силы. Вот к ним и обращаются за ниспослание силы, мужества и стойкости в вере, которых многим не хватает в жизненных скорбях и испытаниях.
Ниже приведен тропарь, который считается мощным оберегом. Особую силу он приобретает в день поминовения святых, 22 марта. Зажгите свечу, поставьте ее перед иконой и прочтите тропарь 7 раз, крестясь после каждого раза.
Молитва Севастийским мученикам
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 40 мученикам Севастийским

Тропарь, глас 3 *
Стpастоте́pпцы Хpисто́вы четы́pедесяте,/ во гpа́де Севасти́йстем му́жественно постpада́вшии,/ чpез огнь и во́ду пpоше́дшии,/ в поко́й ве́чный вше́дшии,/ моли́теся о нас ко Го́споду/ да жизнь ми́pну сохpани́т// и ду́ши на́ша спасе́т, я́ко Человеколю́бец.
Перевод: Сорок мучеников Христовых, в городе Севастии мужественно пострадавшие, через огонь и воду прошедшие, в вечный покой вошедшие, молитесь о нас ко Господу, да сохранит жизнь в мире и души наши спасет, как Человеколюбец.
Кондак, глас 6 *
Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.
Перевод: Все служение в воинстве земном оставив, на Небесах с Владыкой соединились, сорок страстотерпцев Господних, через огонь и воду прошедшие, блаженные, по достоинству получили вы славу с Небес и множество венцов.
Молитва *
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез о́гнь бо и во́ду проидо́сте и, я́ко дру́зи Христо́вы, в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском, наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у Всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да, в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг, ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг, ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея и та́ко просла́вим вели́кое и достопоклоня́емое И́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка






Мученик Вале ́ рий Севастийский
День памяти
Житие
Краткие жития 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Валента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия
Статьи о 40 мучениках Севастийских
В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агриколай принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.
Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.
Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглаий увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглаий был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.
Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных даров.
Полные жития 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Валента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия
В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: “Претерпевший до конца, тот спасен будет”.
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: “Император не давал тебе права налагать на нас оковы”. Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: “Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога”. Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: “Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные”.
На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: “И я – христианин!” – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: “Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами”.
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
Православные акафисты
Память: 9 / 22 марта, 9 / 22 августа

Сорок мучеников Севастийских. Фреска, 1547 год. Афон (Дионисиат)
Кондак 1
Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущий велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих: Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.
Икос 1
Ангели Божии, хранители рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:
Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившие ангелы;
Радуйтеся, дивным терпением ваш им мучителей удивившии.
Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии;
Радуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрости того на вы и козни победившии.
Радуйтеся, неисчетнаго мученическаго лика украшение;
Радуйтеся, земныя воинствующия Церкве сильнии помощницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 2
Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу, Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити. Яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небесном, и сподобляется со ангелы пети: Аллилуиа.
Икос 2
Разум божественный от явльшагося вам Христа приимше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколая мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради хвалебно Вам вопием:
Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавший и волю свою воле Божией всецело предавшии;
Радуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа нивочто вменившии.
Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиеся;
Радуйтеся, темничное заключение ради Христа претерпевшии.
Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии;
Радуйтеся, яко с верою Вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 3
Сила Вышняго содела Вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения Вашего, гордый мучитель паки в темницу Вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстасте Лисию-князю и Агриколаю-воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое Ваше дерзновение приносим Вам сицевая хвалы:
Радуйтеся, в броню веры Христовой облеченнии и щитом благодати Его покровеннии;
Радуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконныя мучителей презревшии.
Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии;
Радуйтеся, яко и каменная метания Вам не прикасахуся.
Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся;
Радуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.
Кондак 4
Бурею злобы противу Христa дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, утешая, ободряя их и нетленныя венцы в Царствии Небеснем обещавая, они же сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше мучители твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние, они же огнь любве божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:
Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы;
Радуйтеся, кумирослужения низложителие.
Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Радуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченные блага.
Радуйтеся, драже и крепцыи четыредесяте камение;
Радуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.
Кондак 5
Боготечнии звезды Христовы явистеся святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со ангелы Богу пояху: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше святии, яко един от них отпаде, убоявся мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре: тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:
Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии;
Радуйтеся, всю нощь нази во езере стоявшии.
Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии;
Радуйтеся, яко в терпении нашем помощь скорую Господь ниспосла вам.
Радуйтеся, яко свет божественный осия вас;
Радуйтеся, венцы пресветлии с небесе приявшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Сорок мучеников Севастийских. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV века
Кондак 6
Проповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет небесный во езере облиста мученики, лед растопи, и хлад в теплоту преложи, еже слышавше мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще Богу пети: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявшу во езере свету небесному, возсия и в сердце единого от стражей благодать Божия, яко той совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго: и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев, имже ныне вопием таковая:
Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашим веселие диавола в печаль обратившии;
Радуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.
Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиеся;
Радуйтеся, стоянием вашим во озере мысленнаго змия главу сокрушившии.
Радуйтеся, полная четыредесятнице Христу бодренно представшии;
Радуйтеся, верою и страданием ради Христа блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.
Кондак 7
Хотяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей нивочтоже вменисте, и вся лютая мучения, аки бесплотнии, притерпесте, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и последнее святии прияша мучение, яко голени их сокрушени млатами быша, и тако скончаша подвиг страдания, прияша от Бога нетленнии венцы. Темже возглашаем в похвалу им сице:
Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии;
Радуйтеся, сосуды благодати Божией за имя Христово сокрушеннии.
Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии;
Радуйтеся, от ликов ангельских в сожительство приятые.
Радуйтеся , от пророк и апостол, яки тех последователие, прелюбезно сретенные;
Радуйтеся, рода христианскаго слава великая.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 8
Странную доблесть показа чудная матерь святаго Мелитона, видяще бо телеса мучеников везома на сожжение, своего же сына еще жива суща, взя на рамена своя, и той испусти дух свой Богу, поя: Аллилуиа.
Икос 8
Все зверонравие проявиша мучители, егда повелеша святыя телеса мученик сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от земли память, их, обаче посрамишася; Господь же в роды вечныя прослави я пред ангелы и человеки; сего ради зовем им:
Радуйтеся, по словеси псалмопевца, чрез огнь и воду прошедшии;
Радуйтеся, страстем Христовым общницы.
Радуйтеся, врагов Христа низложителие;
Радуйтеся, ко Господу за христианы предстателие.
Радуйтеся, верные во правоверии утвердившии;
Радуйтеся, неусыпныя молитвенницы за род христианский.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 9
Вси христиане зело удивишася, яко кости святых мученик чудесно нощию в реце яко звезды просияша, и честно собрани, по повелению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия древний пророчески, Божиим Духом озаренный, о кончине верных во псалтири пояше: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой; вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради приимите от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, соблюдшии до конца веру Христову;
Радуйтеся, страдании вашими, яко злато в горниле, очистившиеся.
Радуйтеся, предстателие великия к Богу, от бед нас спасающии;
Радуйтеся, в скорбех нам помогающии.
Радуйтеся, ко спасению душ нас наставляющии;
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 10
Спасению нашему споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем: помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время нашего жития в покаянии проводити и всегда благодарно Богу взывати: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною молитв ваших оградите нас, святии мученицы, от всяких зол и козней вражиих, да охраняеми вами ублажаем вас сице:
Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, божественнаго писания наставницы;
Радуйтеся, Агнине, Аетие славнии, на Небо духом возлетевшии.
Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии;
Радуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.
Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, небесная блага пoлyчившии;
Радуйтеся, Илиане и Илие, пророку Илие поревновавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 11
Пение хвалебное приносим Вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте. Темже и память Ваша, яко пресветлый светильник в Церкви сияет, верных духом озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светом небесным осиянных зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и о мире молитвы со дерзновением приносите: темже хвалебная вам взываем:
Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия победителие;
Радуйтеся, Филоктимоне и Феофиле, любве божественныя совершителие.
Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы премудрии;
Радуйтеся, Мелитоне, Фeoдуле и Валенте, раби Бога преславнии.
Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие;
Радуйтеся, весеннею памя тию вашею нам весну Христову возвещающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 12
Благодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя останки ваша, преславнии мученицы и чудотворцы, темже и нас память вашу светло совершающих, благодати Божия молитвами вашими исполняйте, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще честная страдания ваша, святии мученицы, прославляем Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными венчавшаго, и яко теплых заступнков и ходатаев за род христианский, ублажаем сице:
Радуйтеся, звезды небесныя от Севастии возсиявшии;
Радуйтеся, яко луна духовная, на небо от земли возшедшии.
Радуйтеся, яко солнце мысленное, наша скорби просвещаете;
Радуйтеся, яко в трудех поста и молитвы нас утешаете.
Радуйтеся, четыредесяте крепцыи столпы Христовы Церкве;
Радуйтеся, всех верных хранителие и защитницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.
Кондак 13
О святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы, предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, поюще Богу: Аллилуиа.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!