Молитва Святой ефросиньи полоцкой

Подробное описание: Молитва Святой ефросиньи полоцкой - с детальным описанием, специально для Вас!

Молитва Святой ефросиньи полоцкой

23 мая (5 июня) ― день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Нетленные мощи святой (а она отошла ко Господу в 1173 году) ныне почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Свято-Евфросиниевского женского монастыря, возрождение которого началось в 1990 году. Почитая Преподобную как главную покровительницу обители и всей Белой Руси, насельницы монастыря бережно сохраняют многочисленные свидетельства ее помощи нашим современникам. Вот лишь некоторые из них.

Бесценное сокровище веры

Многие паломники Спасской обители, а также благочестивые прихожане (жители г. Полоцка и его окрестностей), желающие потрудиться во славу Божию, по благословению настоятельницы, помогают сестрам на различных хозяйственных работах. В августе 2004 года сестре Иулии, которая в то время несла послушание на кухне, помогала чистить картошку одна раба Божия (имя ее, к сожалению, Иулия не запомнила). Но в памяти Иулии хорошо сохранился рассказ этой женщины, удостоившейся чудесного исцеления по молитвам преподобной Евфросинии.

Около полугода женщина страдала от внезапно открывшегося маточного кровотечения. Врачи сказали, что для того, чтобы остановить его, необходима операция. Но эта раба Божия даже не могла лечь в больницу, так как имела немощного отца и детей, которых не на кого было оставить.

Человек малодушный в таком положении, наверное, сразу бы впал в отчаяние. Но у этой женщины было одно бесценное сокровище ― вера. Кроме того, она очень почитала преподобную Евфросинию Полоцкую. И вот однажды болящая пришла в Спасский монастырь и, так как по причине своего недуга не могла войти в храм, стала на дорожке у стены его, с той стороны, где находятся мощи преподобной Евфросинии, и начала просить об исцелении, надеясь на чудо. Как долго молилась она, с какими словами обращалась к Преподобной, останется тайной ее души. А чудо совершилось вскоре. Кровотечение, длившееся почти полгода, уже на следующий день вдруг прекратилось. Произошло это без всякого внешнего вмешательства, сразу после того, как болящая со смирением и верой помолилась у храма святой Полоцкой княжны.

Послушница Иулия, услышав этот рассказ исцелившейся и благодарной женщины, умилилась сердцем: какие же чудеса творит Господь по нашей вере! Как быстро слышит наши молитвы преподобная Евфросиния!

Рассказ составлен на основании свидетельства послушницы Иулии, насельницы Спасо-Евфросиниевскрго монастыря. Январь 2005 г.

Небесная покровительница Спасской обители

«Я, Ратникова Алла Владимировна, с 1968 года являюсь прихожанкой Спасского храма, а с 1990 года ― со времени открытия Спасо-Евфросиниевской обители ― каждое воскресенье посещаю монастырские богослужения.

Однажды осенью 2000 года мне приснился сон, о котором я хотела бы рассказать: пусть все, боримые страстями и находящиеся в разнообразных искушениях, знают о том, как быстро слышат святые наши молитвы и какое непосредственное участие принимают они в деле нашего спасения.

Как-то прилегла я вечером после работы отдохнуть, заснула, и вот: отчетливо вижу себя в Кресто-Воздвиженском соборе, на том самом месте, где обычно стою во время богослужения. Вдруг из алтаря появляется незнакомая монахиня и направляется по воздуху навстречу мне. Лицо ее я не могу рассмотреть: все очертания очень размыты. Когда стопы монахини оказались примерно на уровне моей груди, и я смогла хорошо разглядеть ее полупальто из черного сукна, она сказала мне: «Собирайся и иди в монастырь! Матушка В. хочет покинуть обитель. Ты еще можешь ее остановить. У сестры В. сейчас очень большие искушения, да и дети ее причиняют ей немалые скорби. Но она не должна уходить из монастыря». Я ясно слышала голос этой дивной монахини и видела ее одежду.

Когда я проснулась, было три часа ночи. Сердце учащенно билось. Я предположила, что виденный мною сон мог предвозвещать скорую смерть нашего дедушки (с нами жил отец моего мужа, который тяжело болел и мог умереть в любое время). Встревоженная, я подошла к дедушке и увидела, что он спал, дыхание его было ровным. Тогда я стала размышлять дальше. Таинственная монахиня говорила о матушке В. Вспоминая знакомых мне сестер Полоцкой обители, я подумала об инокине В., которая несла послушание в иконной лавке. Однако, по моим представлениям, детей у нее быть не могло, так как она пришла в монастырь совсем молодой. Никого больше из матушек по имени В. в тот момент я вспомнить не смогла и в итоге решила, что моему сну не следует придавать никакого значения. Я только подумала, что когда пойду в монастырь к воскресной обедне, то, на всякий случай, спрошу у кого-нибудь о сестре В. Однако к воскресенью я обо всем забыла.

На следующей неделе, в ночь со вторника на среду, мне снова приснился сон, подобный уже виденному ранее: вновь я нахожусь в Кресто-Воздвиженском соборе, и ко мне опять приближается та же дивная монахиня. Она идет по воздуху; вот я вижу ее проходящей между мной и отцом Михаилом (он неподалеку исповедует прихожан), затем слышу ее голос: «Немедленно встань и иди в монастырь! Ты еще можешь удержать матушку В., а иначе будет поздно. Пусть читает Евангелие. ».

Разбуженная среди ночи повелительным голосом таинственной монахини, я стала думать, что же мне делать. Идти ночью в монастырь? Но кого будить? Точно, подумают, что я не в своем уме! И я решила оставить это дело до утра, а утром, часов в семь, по дороге на работу зайти в монастырь и все рассказать.

Кстати сказать, с матушкой В. мы познакомились в монастыре в 2000 году, незадолго до ее поездки в Иерусалим (в то время она еще несла послушание цветочницы). Поскольку я уже бывала в Иерусалиме несколькими месяцами ранее, она просила меня рассказать ей о Святой Земле, а также обо всех подробностях моей паломнической поездки. И вот удивительно! Несмотря на то, что все это было совсем недавно, я о матушке В. вдруг забыла. И мне не пришло в голову, что именно об этой В. говорила мне незнакомая монахиня во сне».

Рассказанное Аллой Владимировной вызвало у инокини В. одновременно чувства благоговейного трепета и страха. Она поняла, что сама Преподобная матерински печется о ее душе. Вскоре мысли об уходе из обители оставили матушку, и по сей день она живет и трудится в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Читайте так же:  Какие молитвы и когда нужно читать

Алла Владимировна Ратникова, жительница г. Новополоцка.

«Зачем я сюда приехала?»

В один из апрельских дней 2004 года в Спасо-Евфросиниевский монастырь приехали паломники из Могилевской области. Когда они вошли в Спасский храм, то одна из женщин, находившихся в этой группе, начала страшно кричать и браниться. При приближении к святым мощам женщина кричала еще громче, из уст ее вырывались скверные слова. Раба Божия Зинаида, дежурившая у мощей преподобной Евфросинии, желая помочь болящей, подошла к ней и стала ее увещевать повторять со смирением: «Преподобная Евфросиния, исцели меня!». На некоторое время несчастная женщина успокоилась, а когда Зинаида отошла к свечному ящику, бесноватая вновь стала истошно кричать. Склонившись под ракой с мощами, она вопила: «Зачем я сюда приехала?». Зинаида еще несколько раз подходила к болящей и сама просила Преподобную о ее исцелении. Время от времени из-под раки были слышны слова, произносимые надрывным голосом: «Не исцеляй!».

Но вскоре бесновавшаяся женщина притихла, успокоилась и смогла проползти под мощами. Нечистый дух оставил ее. Поведение прежде одержимой стало совсем другим: в полном молчании некоторое время она стояла у раки, затем, приблизившись к своим спутникам, о чем-то тихо разговаривала с ними, а перед выходом из храма женщина уже сама, с благодарностью, подошла и приложилась к святыне.

Составлено на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Несостоявшаяся операция

«Хочу описать случай исцеления, происшедший со мною, по милости Божией, у мощей преподобной матери нашей Евфросинии.

В январе 2002 года врачи женской консультации при обследовании обнаружили у меня кистозное образование размером 34×29 мм. К медицинской помощи я не прибегала, и через полгода образование увеличилось (это показали результаты УЗИ). Мне была предложена операция, так как размеры образования стали значительными (49x40x50 мм). Через неделю, пройдя еще одно обследование, я получила подтверждение необходимости хирургического вмешательства.

Накануне предстоящей операции в надежде на помощь преподобной Евфросинии я поехала в Спасо-Евфросиниевский монастырь и провела там два дня (субботу и воскресенье), в течение которых поисповедовалась и сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн. Трижды с молитвенной просьбой о сохранении мне жизни и здоровья прикладывалась я к святым мощам угодницы Божией.

Уже на следующий день, сразу же по приезде домой, меня госпитализировали в онкологический диспансер. Несмотря на неизвестность того, что могло произойти со мной вскоре, в душе я ощущала мир и спокойствие: чувствовалось, что Господь рядом. Помню, что мысленно я все время призывала в помощь преподобную Евфросинию.

Перед тем как назначить окончательно день операции, врачи решили обследовать меня еще раз, и что же. они не увидели никаких следов прежде обнаруженного образования: оно исчезло. А по прошествии трех недель я получила устный ответ о результатах гистологического обследования: «Абсолютно здорова». Тогда же мне были выданы две выписки с результатами УЗИ, которые свидетельствовали о моем исцелении.

По правде говоря, я особенно в чудеса не верила и никогда не думала, что в моей жизни может произойти подобное чудо. Но объяснить вышеописанное могу только действием силы Божией, все иные объяснения оказываются несостоятельными. «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Валентина Романовна Приходченко, врач стоматологической поликлиники N г. Витебска. Ноябрь 2004 г.

Нет благословения на брак

Однажды в Спасский храм вошли мужчина и женщина. Они поставили свечи и сразу же подошли к раке со святыми мощами преподобной Евфросинии. Казалось, что в их жизни должно было произойти какое-то событие, в преддверии которого они хотели помолиться святой угоднице и испросить благословение Божие. Женщина, трижды перекрестившись, поцеловала святые мощи, а мужчина, после того как дотронулся рукой до края раки, внезапно отпрянул в сторону. Это было так неожиданно, что привело его в крайнее смущение. И мужчина, и женщина были очень огорчены необъяснимым для них происшествием. Было видно, что они о чем-то разговаривали между собой, а затем женщина стала уговаривать своего спутника хотя бы проползти под мощами. Мужчина наклонился и полез под мощи, но вскоре выскочил из-под раки, задыхаясь, и сразу же выбежал из церкви. Следом за ним вышла и женщина.

Спустя некоторое время эта пара вновь вернулась в храм. Монахиня Агриппина и раба Божия Зинаида, дежурившие у мощей, стали расспрашивать их о том, откуда они приехали и что привело их к Преподобной. Оказалось, что женщина была полочанкой, а мужчина ― жителем Москвы. К Преподобной они пришли просить благословение на брак. На вид, женщина была намного старше мужчины, так что, казалось, он годился ей в сыновья. У женщины этой были свои, уже взрослые, дети, у мужчины также ― жена и маленький ребенок. Монахиня Агриппина и Зинаида объяснили «влюбленным» значение происшедшего с ними у святых мощей. Матушки сказали, что преподобная Евфросиния дала им прямой ответ: она не благословляет такой брак.

Рассказ составлен на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Чудом возвращенный к жизни

В августе 2002 года Дмитрий Юнак ехал на своем мотоцикле в гости к другу. В какой-то момент он не справился с управлением, и мотоцикл, сойдя на обочину, с силой ударился в дерево. Дмитрий получил серьезную травму черепа.

Когда пострадавшего в бессознательном состоянии привезли в хирургическое отделение городской больницы, врачи обнаружили у него пролом черепа в лобной части размером со спичечный коробок. Узнав, что случилось с Дмитрием, его мать и брат Андрей поспешили в больницу. Они, конечно же, были потрясены происшедшим и, увидев врача, прежде всего обратились к нему с вопросом: «Будет ли жить Дмитрий?» Хирург сказал, что в подобных случаях выживают редко, но медицинский персонал сделает все, что в его силах.

Более двух часов длилась операция, после которой врачи признали состояние Дмитрия безнадежным. Родственникам больного было сказано, что «он не жилец: ведь не может жить человек с дыркой в черепе». Убитые горем, Андрей с матерью плакали, глядя, как Дмитрия везут из операционной в реанимацию. В это время на консультацию к хирургу приехала монастырская сестра Иоанна с одной из матушек. Увидев Андрея и его мать плачущими, Иоанна подошла к ним и спросила, что произошло. Андрей поведал ей о случившемся. И тогда Иоанна сказала: «Что же вы здесь стоите? Немедленно идите в монастырь к преподобной Евфросинии и просите у нее помощи». Какое-то время Андрей с матерью колебались, но вскоре, обретя в словах послушницы спасительную надежду, последовали ее совету и поехали в монастырь.

Читайте так же:  Как завязывать красную нить на руку молитва

В тот день в Спасском храме у святых мощей дежурила матушка Евдокия. Узнав о случившемся с юным Дмитрием, она стала говорить Андрею и его матери, что не нужно терять веру: Богу все возможно. Матушка рассказала им несколько случаев исцелений, совершившихся по молитвам Преподобной, свидетельницей которых была она сама. Поверив, что и их несчастью Господь может помочь, родственники Дмитрия долго молились у мощей преподобной Евфросинии, затем заказали молебен о здравии тяжелоболящего.

Целую неделю после операции Дмитрий находился в реанимации и жил подключенным к аппарату искусственной вентиляции легких. И вот, по истечении недели, ему стало лучше, чего никак не ожидали врачи. Спустя некоторое время сестра Иоанна, увидев Андрея Юнака в монастыре, спросила его о состоянии здоровья Дмитрия. Андрей с благодарностью в глазах ответил, что брат идет на поправку.

В настоящее время Дмитрий Юнак, чудом возвращенный к жизни по молитвам преподобной Евфросинии, живет в Полоцке со своими родными и трудится во славу Божию по мере своих сил.

Рассказ составлен на основании свидетельства Андрея Владимировича Юнака, жителя г. Полоцка. Январь 2005 г.

По книге: Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полоцкая. Житие, чудеса, служба с акафистом.― Минск: Православное братство в честь Святого Архистратига Михаила, 2006.

Молитвы святым

Память: 23 мая / 5 июня

Преподобная Евфросиния славна с юных лет удивительным умом и мудростью, которые в зрелости возросли еще более, особенно благодаря ее трудам по переписки духовных книг. Став игуменьей, открыла первую женскую школу при монастыре. Ум, аскетичность и молитвенность позволили ей стать покровительницей русского женского монашества. Молитвенно к ней обращаются за помощью о дарование мудрости, честности, воздержанности в борьбе с похотями, взрослении своих инфантильных, ленивых и нежелающих учиться чад.

Тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние. Славу временную и земнаго обручника оставльши и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи и многия к Нему наставляющи, во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси, идеже моли, Егоже возлюбила еси, о чтущих благочестно память твою.

Ин тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Богатство свое нищим расточивши и славу княжескую ни во что же вменивши, обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси и, уневестившися Жениху Христу, Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние. Емуже ныне в веселии предстоя, поминай нас, чтущих память твою.

Кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 8

Чистое свое девство и честное милостынею, яко светильник елеем, украсившую и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую, Евфросинию славную ублажим и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания и умильне к ней возопием: яко имея дерзновение ко Христу Богу моли избавится зловония страстей и спастися душам нашим.

Ин кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Превитаеши от земли Полотския, отечество свое, яко Авраам, наследовавши, Евфросиние, землю высоку сообразну — Горний Сион, темже тело твое душевным благомужествием, страданием постным яко жертву приносила еси милосердием Своим, Давшему Себе за человеки Жертву благоприятну.

Молитва первая преподобной Евфросиние Полоцкой

Молитва вторая преподобной Евфросиние Полоцкой

О преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитвы преподобной Евфросинии Полоцкой

Молитва вторая
О преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам. Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

Молитва Святой ефросиньи полоцкой

Уже одним своим происхождением дева-монахиня была, по всей видимости, предназначена продолжить традицию новой государственности. Самые тесные, кровные узы связывали святую княжну с первыми русскими князьями: ее отцом был Святослав (в крещении Георгий) Всеволодович, князь Полоцкий, приходившийся правнуком Изяславу, который, в свою очередь, был сыном равноапостольного князя Владимира. Однако для истории Церкви она, прежде всего, осталась одной из создательниц русского женского монашества, отразив в своем облике самые нежные и самые характерные его черты.

В миру будущая святая называлась языческим именем Предслава и славилась не только необыкновенной красотой, но и своей ученостью. В 19 лет она отвергла лестные предложения сватавшихся к ней князей и тайно, во избежание гнева родителей, пришла в монастырь родного города Полоцка. Игумения этой обители, вдовствующая родственница княжны, не смогла — вопреки собственному страху перед владетельным отцом девицы — не увидеть в ней, в своей племяннице, невесты Христовой; в обитель был призван священник, который совершил постриг княжны Предславы и нарек ее Евфросинией.

Следуя обычаю дев Иерусалимских (а в их числе находилась и благоговейно принятая первосвященником Иерусалимского храма Богородица) — дев, которые воспитывались при церкви и жили в особых палатках у храма Соломонова, инокиня Евфросиния, испросив благословение у епископа, поселилась в «голубце» — то есть в особой келье при полоцком храме Софии: там юная монахиня переписывала священные книги, а плату за свой труд раздавала бедным. Именно ей мы обязаны сохранением традиции (впоследствии, к сожалению, почти утраченной) «книжного», но не книжнического женского монашества, которое украшалось не только благомыслием и доброделанием, но и преизрядным духовным образованием. Видя в книгах «единственное свое имение», святая сначала училась сама, насыщаясь, как пишет биограф, премудростью «преизлиха» (то есть сполна), а потом, уже став настоятельницей, учила приходящих в ее обитель девиц «писанию, також ремеслам, пению, швению».

Читайте так же:  Молитва чтобы начатое дело отлично закончилось

Пришло время, когда монахиня Евфросиния, преуспев в молитве и добродетели, оставила свой затвор при Софийском соборе и переселилась в располагавшееся близ Полоцка местечко Сельцо, при церкви которого существовало кладбище для местных епископов. Там в 1161 году всего за 30 недель был возведен — молитвами и попечением святой — новый каменный храм взамен обветшавшего деревянного (эта, посвященная Спасителю церковь сохранилась и до наших дней). В житии преподобной есть чудный рассказ о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки церкви, обретались, по молитвам игумений, сами собою — так, что просыпавшиеся утром строители видели печь, полную готовой и уже обожженной плинфы («Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее»,- такой была молитва Евфросинии ко Спасителю, Который изначала даровал ей большее — то есть стремление ко спасению).

Даже и став игуменией, она все-таки не изменила своему обычаю жить при храме: здесь, в построенном ею соборе, Евфросиния устроила себе тесную крестообразную келью прямо на хорах, откуда можно было не только слышать богослужение, но и через маленькое оконце смотреть на сотворенный Премудростию мир Божий.

Та, которая в отрочестве своем словно пребывала в сонме дев Иерусалимских, сопровождавших во храм Пресвятую Богородицу, в зрелых летах пожелала видеть и самый Ее лик, запечатленный апостолом Лукой; по просьбе преподобной Евфросинии византийский император Мануил, испросив благословения у Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, прислал ей из Ефеса образ Одигитрии — Путеводительницы. (Первоначально эта икона находилась в Спасском храме монастыря в Сельце, а потом, по случаю бракосочетания благоверного князя Александра Невского с дочерью полоцкого князя, в 1223 году она была перенесена в город Торопец.)

Впрочем, желая следовать за Одигитрией не только мыслию, но и очами, не только очами, но и стопами, святая Евфросиния, уже старица, предпринимает вместе со своим братом Давидом паломничество во Святую Землю. Шествуя, как некогда Сама Богородица, «в горняя со тщанием», игумения полоцкая пришла ко Гробу Господню и оставила в дар золотую кадильницу; ее поместили там рядом с лампадой, которая была возжжена ее братом, игуменом Даниилом, «от всея Русьския земли». Здесь, в Феодосиевом монастыре у Гроба Господня, она и скончалась 23 мая 1113 года, будто бы возвратившись в любезное свое Отечество, куда она устремлялась всегда — и тогда, когда жила в «голубце» при храме святой Софии, и тогда, когда обитала в келье на хорах Спасского собора. «Приими дух мой от мене во святом граде Твоем Иерусалиме и посели меня в вышний град Твой Иерусалим»,- просила перед смертью старица.

Ее мощи были обретены нетленными, и впоследствии их перенесли в Киев. Там они почивали до 1910 года, когда по ходатайству ее земляков — белоруссов — были возвращены в Полоцк: таким образом, как бы совершилось духовное воссоединение с Русской (или, вернее, с Греко-Российской) Церковью полоцких земель, которые с XVI по XIX век находились под юрисдикцией католиков и униатов.

Радостное (а «евфросиния» по-гречески значит «радость»), хотя и запоздалое возвращение святой в ее родные пределы свидетельствовало о том, что вопреки «ненавистной розни века сего» «единство веры и русской народности» (так писали в XIX веке ее соотечественники) все-таки сохранилось, а сама идея национального объединения и мистического единства России со всем православным миром смогла, как оказалось, утвердить свое право не только благодаря целеустремленным государственным мужам, но и благодаря тихому, по всей видимости, подвигу любительницы созерцания и «книжной премудрости».

Евфросиния Полоцкая. Икона. Молитвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Икона Евфросиния Полоцкая

Евфросиния Полоцкая. Икона. Молитвы.

Евфросиния Полоцкая в миру Предслава, вероятное крестное имя Евпраксия или Параскева, была дочерью витебского князя Святослава Всеславича, внучка Всеслава Брячиславича, в период Полоцкого княжества была просветительницей и инокиней.

С раннего возраста у нее была любовь к книгам и молитвам. Она отказалась выходить замуж и приняла постриг с принятием имени Евфросиния. Ее благословил епископ Полоцкий Илия и Евфросиния стала жить при Софийском соборе. Она там переписывала книги, сама изучала их. В просветительской ее деятельности относится открытие ювелирной и иконописной мастерских.

Приблизительно в 1128 году Полоцкий епископ Илия поручил ей организовать женский монастырь. Она отправилась в Сельцо, где станет ее обитель, взяв с собой святые книги. Она организовала Спасо-Преображенский монастырь, в котором обучала девушек шитью, пению, а так же переписыванию книг. Ее усилиями построили собор в 1161 году, который радует православных христиан и в наше время.

В это же время преподобная Евфросиния заказала Лазарю Богше, местному мастеру, изготовить напрестольный крест с реликвиями. Этот крест известен под названием Крест Евфросинии Полоцкой, став белорусской национальной святыней, а так же памятником старобелорусской письменности. Размеры креста впечатляют. Высота его 52 сантиметра, верхняя поперечина 12 сантиметров, нижняя – 21 сантиметр, сам он толщиной 2,5 сантиметра. Сам крест шестиконечный, являлся ковчегом для хранения христианских реликвий.

До 13 века Крест хранился в церкви Святого Спаса, затем его перевезли в Смоленск, в начале 16 столетия Иван III перевез в Москву, а Иван Грозный вернул Крест обратно на родину. Когда началась война в 1812 году с Наполеоном, крест спрятали в замурованной нише Софийского собора.

В 21 году прошлого столетия советские власти изъяли Крест, доставили его в Белорусский музей в Могилеве. За это время реликвия потерпела художественные убытки. тринадцать образов святыни были испорчены или выломаны, осталось только два драгоценных камня, исчезли кусочки золота, бусинки жемчуга. Окончательно крест был потерян при отступлении Красной армии в 1941 году из Могилева.

В 1997 году брестский мастер Николай Кузьмичев сделал точную копию креста. Сейчас копия хранится в церкви Евфросинии Полоцкой в городе Полоцк.

По просьбе преподобной Евросинии Патриарх Лука Константинопольский послал в Богородицкий мужской монастырь, который она основала, список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери.

Перед свой смертью святая Евфросиния с сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась по Святым Местам в паломничество. Последним пристанищем для нее стал Иерусалим. Она 24 мая 1173 года мирно почила в Русском монастыре Пресвятой Богородицы. Около 1187 года ее тело было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а затем в 1910 году в основанный ее в Полоцке монастырь перенесли мощи святой.

Читайте так же:  Молитвы с переводом на русский язык

В Русской Церкви преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась как покровительница женского монашества.

Тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Ин тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 8

Ин кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Молитва первая преподобной Евфросиние Полоцкой

Молитва вторая преподобной Евфросиние Полоцкой

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность, день памяти

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав. Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София. Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье. «Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу. Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась. Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины. Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи. Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители. Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте. Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской. Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа. За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Читайте так же:  Короткие молитвы от рака

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы. В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников. На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы. Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту. Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню. Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига. Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю. Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер. В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником. После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться. Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме. Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых. Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город. После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой. Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев. На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся Евфросинии Полоцкой?

Видео (кликните для воспроизведения).

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа. И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

Молитва Святой ефросиньи полоцкой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here