Молитва Святому потапию египетскому

Подробное описание: Молитва Святому потапию египетскому - с детальным описанием, специально для Вас!

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV), родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу. Но в юности он стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: “Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа”. Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества.

После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась.

С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии. После болезни, от которой получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.

Эта борьба была долголетней, на святого Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа он получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан. Его поставили во епископа города Констанции на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени своей смерти святитель Нифонт узнал за три дня. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий. На смертном одре святой сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.

Лутраки. Святой Патапий Египетский

Иоанн Русский

Молодость

Родился около 1690 года в Малороссии. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армиюПетра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского походавместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов.

Жизнь в рабстве

После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии(вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.

Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп [1] . Из любви к Богу иПравославию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святогоГеоргия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Начало почитания

Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя её в тяжелом труде и молитве. Перед смертью он тяжело заболел, и, не имея возможности встать, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник побоялся открыто идти в дом к мусульманину и передалСвятые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник скончался. Это произошло 27 мая 1730 (9 июня 1730).

Лутраки. Святой Патапий Египетский

Вы­соко над городком Лутраки, напротив города Коринф, над синими водами Коринфского залива возвышается монастырь преп. Патапия, подобно жемчужине в оправе из скал. Здесь покоятся чудотворные мощи преподобного Патапия, святого, жившего в IV веке.

Преподобный Патапий родился в 380 году в египетском городе Фивы. Его отец был правителем области, врачом и философом по образованию. Он и его жена отличались истинным благочестием. Когда сын подрос, родите­ли пригласили из Александрии знаменитых наставников для обучения мальчика естественным наукам, математике, философии и риторике.

Читайте так же:  Самые мощные молитвы для снятия порчи

Учась, Патапий пришел к осознанию того, насколько все в мире непрочно и преходяще, и поэтому его все больше влекло к подвижнической жизни. Учения Климента (223 г.) и Оригена (253 г.) и история духовной борьбы, которую они вели, исполнили его сердце благоговением и покаянием, так же как и жития святителя Афанасия (373 г.) и преподобного Антония Великого (356 г.), ко­торые были почти его современ­никами. Желая уподобиться им, он часто уходил из города в пусты­ню, где жило множество подвиж­ников. У них он научился вни­кать во внутреннюю жизнь и постигать движения души. До нас дошел рассказ об одном эпизоде из отроческих лет святого, в котором молодой человек по имени Аммон упал с высокой скалы вместе со своим верблюдом. Оба получили травмы. Тринад­цатилетний отрок Патапий набрел на них в пустыне и ухаживал за молодым человеком до рассвета, пока родители и слуги, выйдя на поиски мальчика, не нашли их. Патапий спас своими молитвами Аммона, который иначе умер бы от полученных травм. За ночь исцелился и верблюд. Аммон впоследствии рассказывал, что видел ослепительный свет, был словно укутан этим светом, и его сила согрела и возвратила умирающего к жизни. Аммон, став после это­го преданным товарищем святого, много лет служил ему.

По прошествии некоторого времени отец отвез Патапия в Алек­сандрию, в знаменитую катехизаторскую школу. Здесь на Патапия оказал большое влияние слепой учитель по имени Дидим, от обще­ния с которым его желание следовать путем мудрости и добродете­ли усилилось. Это был тот самый Дидим, которому преподобный Антоний Великий сказал: «Не скорби о том, что ты лишен теле­сных очей. Они хороши только для мух и комаров. Тебе же следует радоваться, что имеешь очи души, что твоему внутреннему взору открылась Божественная небесная красота». К тому времени, когда Патапий закончил учебу в Александрии и вернулся в Фивы, его отец уже скончался. К своему огорчению Патапий узнал, что теперь ему предстоит занять должность управляющего финансами своей провинции. Юноша не хотел прини­мать это назначение и стал умолять мать отпустить его в пустыню, где он мог бы вести жизнь подвижника. Она, вероятно, дала ему на это благословение, поскольку Патапий отправился прямо в монастырь Тавенниси, центр монашества в Фиваиде, и там посвятил себя молитве, посту и бдениям. Десять лет он подвизался там, изучая Священное Писание и жития святых, и скоро стал известен всему Египту как ученый муж и чудотворец.

Когда слух о его учености и добродетели достиг других стран, из Фив к нему прислали делега­цию с просьбой дать согласие на посвящение в сан епископа, но Патапий, по смирению, отказался. Боясь впасть в гордость, он тайно ушел из монастыря в далекую пустыню.

Эпидемия чумы

Пока Патапий был в пустыне, город Фивы поразила страшная эпидемия чумы, во время которой погибло много жителей. Оставшиеся были в ужасе и, зная о благодатной силе молитв Патапия, просили его спасти их от этого бедствия. Однако Патапий не хотел идти в город, где его славили бы как знаменитого чудотворца, и ответил твердым отказом. Ночью же он тайно явился в город, босиком, одетый в латанную накидку, какую носили тогда анахореты. Он входил, никем не узнанный, в дома, где были заболевшие, и тихо молился вместе с ними, исцеляя многих. Когда чума отступила, люди стали искать посланного им от Бога врача, но его нигде не было: он покинул город так же тихо, как пришел. Тогда жители города поняли, что это был сын их родной земли, монах Патапий.

Исцеление игумена

Весть о нем разлетелась по всей Фиваиде. Благоговейное почитание его как наставника и чудотворца росло; и в его келью в пустыне начали приходить монахи, иногда вместе со своими игу­менами, желая получить духовное наставление и руководство. Од­нажды тяжело заболел игумен одного из пустынных монастырей, отец Серапион. Братья принесли его к Патапию, умоляя исцелить его. Святой преклонил колена вместе с монахами и стал просить Господа об исцелении Его верного раба. И когда Патапий, протянув руку, коснулся болящего, тот исцелился. Святой пытался скрыть это и другие чудеса, свершавшиеся по его молитве, но вскоре люди о них узнали, начали приходить к нему отовсюду и приводить недужных и страждущих как телесно, так и душевно.

Канон святому преподобному Патапию Фивскому, Константинопольскому (Каноны святым)

Песнь 1.

Ирмос:

Светлаго твоего жития светлая хотящу исправления похвалити, молюся тебе, преподобне, лучу богатодатну с небесе ми даровати Господу помолися, облак отгонящу неведения моего, Патапие.

Египтяны первее глубиною покрывый Божественным мановением, яко из глубины мирскаго смешения тя восприим, просвети Божественными осиянии и всесветлу тя показа звезду, отче преподобне.

Разжегся, яко угль мысленный, теплотою Духа, мраз демонский ты растопил еси, разжженныя же стрелы греховныя угасил еси, преподобне, и к безстрастия высоте возвелся еси чистейш.

Богородичен: Древния избавление клятвы миру подавая, Избавитель из Тебе, Дево, раждается, Человек быв, иже преподобнаго Патапия показа источник исцелений всем, верою к нему пририщущим.

Песнь 3.

Ирмос:

Слез теченьми напоив изрядно душевную твою бразду, пшеницу божественную принесл еси деяний, в житницах вышних соблюдаему.

Любовию вооружаемь, якоже мечем, преподобне, и щитом покрываемь, божественным твоим смирением демонов полки потребил еси.

Воздержания цветом, якоже крин, процвел еси, благовонствуя, преподобне, сердца воспевающих тя и совершающих верою память твою.

Богородичен: На объятиих носимь рождшия Тя, Господи, египетския идолы силою Твоею сокрушил еси, из негоже множество преподобных прозябе.

Седален, глас 8.

Воздержания поты постническими угасил еси пламень страстей, всем источив чудес пучину, и в ней, якоже вторый Моисей, потопил еси лестная стремления демонов полки. Темже, сошедшеся, по долгу почитаем всечестную память твою молебную, преподобне богоносе Патапие: моли Христа Бога грехов оставление подати чтущим любовию святую память твою.

Читайте так же:  Молитва для защиты человека от колдовства

Богородичен: Милостиваго Слова и милосердаго яко рождшая, Владычице всех, помилуй вся, к Тебе прибегающия, и напастей, и болезней, и всякаго озлобления, и вечнующаго пламене свободи, яко да благодарственно многих щедрот Твоих богатство прославим и безмерную милость, и вопием Ти всегда: моли Христа Бога грехов оставление подати покланяющимся верою Рождеству Твоему.

Крестобогородичен: Дева и Мати Избавителя, Кресту предстоящи, болезненно со слезами рыдающи, матерски вопияше: что странное сие и преславное, Сыне, источаяй всем человеком безстрастие, посреде осужденною на Кресте распятся, в ребра прободаемь и желчию напояемь от рук, яже созда? Но востани и даруй прегрешений оставление верою поющим Божественная Твоя страдания.

Песнь 4.

Ирмос:

Бездна теплых твоих слез потопи демонская воинства и греховныя волны, пучина же чудес сущим во глубине страстей показася.

Смирение, бдение, и спротяженную молитву, и любовь нелицемерну, и веру, и надежду стяжав, был еси собеседник небесным ангелом, отче преподобне.

Успил еси страстей многообразных волнения божественными восхождении и непрестанными очищении. Темже к невечернему сиянию по успении отшел еси.

Богородичен: Возсиял еси из Девы, яко из облака солнце, звезды озаряющия показав преподобныя Твоя, миру и страстем распеншихся, Щедре, силою Твоею.

Песнь 5.

Ирмос:

Просвещение во тме лежащих, возсияй ми зарю божественными преподобнаго Твоего молитвами, разори облаки окаянныя души моея, одожди ми струю оставления: иного бо, разве Тебе, Бога не вем.

Скверны страстей очистив око мысленное, отче богоносе, воздержанием, божественною же молитвою ты отверзл еси зеницы ослепленныя и разорил еси сиянием исцелений лютых омрачение.

Здравие душевное, здравие телесное, вси независтную благодать, приидите, почерпем, яко от источника, божественныя раки мудраго Патапия: чудеса бо источает, яко воды, верою несомненною к нему притекающим.

Богородичен: Дателя жизни, всяческих содержащего, родила еси неизреченным Рождеством, во святых славимаго, Отроковице, и на преподобных почивающаго, Егоже о нас моли, Богоневесто.

Песнь 6.

Ирмос:

Светлейшими ум просвещаяй, отче, восхожднии, якоже безплотен, с плотию пожил еси, не умокрився грехми, Патапие.

Илию Фесвитянина подражая и последуя Иоанну Предтечи, в пустыню первее вселился еси, безмолвием ум очистив.

Из Египта светильник богозарнейший, в Константинове граде сиянием исцелений просвещаемь, облистал еси, светлейший отче Патапие.

Богородичен: На облаце легце седяй, древле во Египет Христос прииде и, низложив идолы, и преподобных лики собра.

Кондак, глас 3.

Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше, со тщанием к нему приходяще, цельбу недугов просят прияти, решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси, Патапие преподобне.

Песнь 7.

Ирмос:

Огнем мысленным разжегл еси душевная чувствия, огнь греховный испепелил еси содейством Духа и световиден явился еси, воспевая, Патапие: благословен еси, Боже отец наших.

Слепыя воочивый содейством Божественным, богоблаженне, страсти различныя исцелил еси и божественными призывании полки лукавыя демонов отгнал еси, воспевая: благословен еси, Боже отец наших.

Чудес глубина, врачеваний река, источник непрестанен, струя, никакоже оскудеема, твой гроб показася, отче, верно приступающим и тепле взывающим: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Обожает мя из Тебе, Дево, пребожественный Бог, рабий зрак прием, обновляет же стези знания, якоже пределы естества, множество монахов и преподобных привед, поющих: благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 8.

Ирмос:

Очистив тя самаго от тины страстей попечением, светлейше явился еси, отче, приятелище Божие, взывая: пойте Господа и превозносите во вся веки.

Устроив твою жизнь боголепно, преподобне отче, строитель показался еси, служив добре потребам святых, преподобне, с нимиже сподобился еси Вышняго наследия.

Ко Господу молитвами очисти ны от всякия скверны, теплою твоею молитвою от треволнения страстей, и болезней, и скорбей избави тя достойно, Патапие, чтущия.

Богородичен: Яже онебесившая наше земное и тленное, Чистая, существо, ангелов слава и преподобных радость, едина тварей Владычица, яко Бога рождшая, да поется во веки.

Песнь 9.

Ирмос:

День спасительный — память твоя возсия, сущая во тме сердца просвещающий и страстей мглу решащий, сыны света показуяй, отче, ныне чтущия тя, Господня угодника.

Фивеанов прозябение, пустыни хваление, монашествующих славу и благолепие, византийскаго светильника, на земли ангела явльшася, Патапия вси достойно ублажим.

Ангелов собеседник, преподобных равностоятель, пророков и апостолов, мучеников, иерархов, преподобне, сопричастник быв, и Честней Троице служа ума чистотою, о всех нас молися.

Богородичен: Великое таинство, еже паче ума, рождества Твоего, ужасает ангелы, Богорадованная, услаждает преподобных соборы, Чистая, священныя веселит отцы, божественно поющия Тя, Богородице Неискусобрачная.

Преподобный Патапий Фивский, Лутракийский

Святой Патапий родился в египетском городе Фивы, вероятно, в V–VI веках и был воспитан в благочестивой семье. Возжелав всем сердцем достигнуть совершенства, он решил оставить родителей, богатства и все, что привязывало его к миру, и поселиться в пустыне, дабы там беседовать наедине с Богом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Со временем слава о пустынножителе, много лет избегавшем людей, несмотря на все старания Патапия, стала распространяться, подобно неудержимому свету горящего светильника. Желая избавиться от множества посетителей, отвлекавших его от молитв и размышлений, святой покинул те края и поселился в Константинополе, близ Влахернской церкви. Здесь ему легче было затеряться среди незнакомой разноликой толпы, чтобы всецело предаться скрытому от посторонних глаз духовному подвигу.

Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения. Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь. По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.

Читайте так же:  Молитвы которые поют в церкви певчие

Сделавшись по воле Божией живым наставлением для всех верных и чудесами утвердив в вере многие души, святой Патапий почил в Господе, оплакиваемый монахами из окрестных обителей, которые пришли к его одру. Тело преподобного было погребено в монастыре Египтян, расположенном недалеко от его отшельнической кельи.

Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. И у его раки по-прежнему совершаются многочисленные чудеса. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа

Женский монастырь Осиос-Патапиос (Лутраки)

Монастырь преподобного Потапия был основан в 1952 году. Греческое название — Μονή Όσιος Πατάπιος.

Содержание

История

Монастырь был построен в честь святого Потапия. Он родился в IV веке в египетских Фивах в семье набожных христиан. Получив блестящее образование, он решил стать отшельником и обосновался в пустыне. Множество людей приходило к нему, чтобы послушать его праведные речи и получить мудрый совет. Спустя годы святой Потапий отправился в Константинополь и поселился в регионе Влахерна. Там он основал монастырь, где прожил до конца своей жизни и был похоронен.

В 536 году монастырь был разрушен, а мощи святого Потапия перенесли в монастырь святого Иоанна. В XIV-XV веках монастырь святого Иоанна находился под защитой императорской семьи Палеологов. Святой обители покровительствовала и сама августейшая Елена Драгаш — мать последнего императора Византийской империи Константина XI Палеолога, принявшая впоследствии монашеский постриг с именем Ипомония (канонизирована православной церковью в лике преподобных).

После того, как в 1453 году Константинополь был захвачен Османской империей, чтобы уберечь мощи святого от турок, Аггелис Нотарас (племянник Елены Драгаш) перевез их на гору Герания и укрыл в пещерном ските. Здесь они и были найдены в 1904 году вместе с деревянным крестом, покоившимся на груди, пергаментом, подтверждающим личность усопшего, и византийскими монетами. Монастырь Осис Потапиос был основан лишь в 1952 году.

Монастырский комплекс включает в себя главный кафоликон монастыря — церковь святой Троицы, церковь Пресвятой Богородицы, кладбище с небольшой часовней святой Марии Египетской, монашеские кельи, гостиницу для паломников и пещеру святого Потапия, где в деревянном ларце покоятся мощи святого. В пещере вы увидите великолепные настенные росписи работы неизвестного художника (предположительно датируются XV веком). В монастыре Осиос Потапиос также хранится и глава святой Ипомонии.

В монастырских кельях в настоящее время проживает около 40 монахинь.

В монастыре имеется специальная смотровая площадка, с которой открываются панорамные виды.

Святые

  • прп. Потапий Египетский

Святыни

  • мощи прп. Потапия Египетского
  • глава прп. Ипомоны Константинопольской
  • икона Божией Матери «Умиление»

Видео

Как добраться

Проезд: Монастырь находится примерно в 14 км от города Лутраки на склоне живописной горы Герания на высоте 650-700 м над уровнем моря.

Адрес: Moni Osiou Patapiou, Loutraki-Agii Theodori, Korinthia

Жития святых

Память 8 декабря

– Во имя Иисуса Христа, дающего слепым свет, а мертвым – жизнь, прозри.

И тотчас раскрылись у слепорожденного глаза и он стал видеть, и прославил и возблагодарил Бога. Юноша был известен многим; посему видя, что он прозрел, все удивились и стали спрашивать, как это случилось; он же не скрыл имени чудотворца и благодетеля своего, чрез коего получил от Бога исцеление. Слава об этом чуде и о преподобном пронеслась в народе и с тех пор многие стали приходить к Патапию, испрашивая его молитв.

Один знатный Византиец страдал водянкой, и всё тело его опухло. Много тратил он на врачей денег, ища от них исцеление и не получая. Услышав о святом Патапии, он повелел нести себя к нему и со слезами просил святого, чтобы он исцелил его телесную немощь целебною благодатью Божиею. Безмездный врач сначала усердно помолился о нем Богу, затем осенил его крестным знамением и помазал святым елеем, и потом вся вода, отягчавшая его тело, вытекла естественными путями, вся внутренность его очистилась, и он стал совершенно здоров.

Другой юноша страдал от злого беса, который гонял его по горам и пустыням, то повергая в огонь и воду, чтобы погубить его, то низвергая его с высоких и крутых гор, чтобы разбить и сокрушить всё тело его. Он и погубил бы юношу, если бы укрепляющая сила Божия не предохраняла его от постоянной злобы врага и совершенной гибели. Однажды бес со страшной быстротой гоня этого юношу на берег моря, с целью потопить его в пучине, встретил на пути преподобного Патапия, вышедшего для сего из своей келлии, по Божию повелению, чтобы освободить творение, созданное по образу Божию, от рабства диавольского. Увидев блаженного еще издали, бес устремился к нему, вращая глазами, испуская пену, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись к святому, он закричал:

– О горе! И здесь снова Патапий! что мне делать, куда деваться, где жить мне после стольких трудов? Едва обрел я себе жилище, и вот теперь меня силою гонят из него. Поистине страшен ты, Назарянин 8249 , и власть Твоя повсюду и над всеми. Куда мне идти? Если я пойду в пустыню, или в город, или куда-либо еще, – ты там прежде меня и прогоняешь меня одним крестным знамением и единым твоим именем. Я побежден, сокрушен и изгнан!

Говоря это, нечистой бросил юношу на воздух, а чудотворец Патапий, изобразив в воздухе перстом крестное знамение, запретил духу, говоря:

– Изыди, нечистый дух, и удались в пустыню; так повелевает тебе чрез меня Христос, силу Которого ты невольно исповедал.

Как только святой произнес это, бес поверг юношу на землю и вышел из него чрез уста, как дым. Придя в себя, юноша плакал от радости и приписывал свое избавление от нечистого духа прежде всего Богу, а также и преподобному Патапию.

Читайте так же:  Краткая молитва Матроне

У одной женщины болела грудь. Признанная врачами безнадежною, она пришла к преподобному, когда болезнь ее усилилась и в ране появились во множестве черви. Припавши к ногам его, она с рыданием и усердной мольбой просила его об исцелении. Святой, осенив язву крестным знамением, тот час же исцелил ее. Совершив множество других чудес, преподобный отец наш Патапий приблизился к блаженной своей кончине и в глубокой старости отошел к Богу, Коему угождал всю свою жизнь 8250 . Погребен он был с честью в церкви святого Иоанна Предтечи, во славу Христа Бога нашего во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки. Аминь.

Кондак, глас 3:

Храм твой святе, духовное врачевство людие обретше, со тщанием к нему приходяще, цельбу недугов просят прияти, решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси Патапие преподобне.

Фивы – древняя столица Верхнего (Южного) Египта.

Преподобный Патапий

Аудио

Святой Патапий родился в египетском городе Фивы, вероятно, в V–VI веках и был воспитан в благочестивой семье. Возжелав всем сердцем достигнуть совершенства, он решил оставить родителей, богатства и все, что привязывало его к миру, и поселиться в пустыне, дабы там беседовать наедине с Богом.

Со временем слава о пустынножителе, много лет избегавшем людей, несмотря на все старания Патапия, стала распространяться, подобно неудержимому свету горящего светильника. Желая избавиться от множества посетителей, отвлекавших его от молитв и размышлений, святой покинул те края и поселился в Константинополе, близ Влахернской церкви. Здесь ему легче было затеряться среди незнакомой разноликой толпы, чтобы всецело предаться скрытому от посторонних глаз духовному подвигу [1] .

Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения [2] . Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь. По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.

Сделавшись по воле Божией живым наставлением для всех верных и чудесами утвердив в вере многие души, святой Патапий почил в Господе, оплакиваемый монахами из окрестных обителей, которые пришли к его одру. Тело преподобного было погребено в монастыре Египтян, расположенном недалеко от его отшельнической кельи.

Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. И у его раки по-прежнему совершаются многочисленные чудеса. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа [3] .

20 декабря 2012 г.

[1] Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг. вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св. Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение.

[2] Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного .

[3] Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре Петра, в том числе мощи св. Патапия. В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»). Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра, поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады. После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов.

Преподобный Патапий Фивский

День памяти: 21 декабря

В Египте на реке Ниле был город, называвшийся Фивы [1]. В этом городе родился блаженный Патапий. Родители его были христиане и воспитали своего сына в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, он презрел суету мира сего и, оставив дом свой, родителей и друзей, принял иночество. Удалившись в пустыню Египетскую, он жил для Бога, подвизаясь в посте, молитвах и многоразличных отшельнических трудах. Когда о нем узнали и многие стали приходить к нему и прославлять его за добродетельную жизнь, он восскорбел, что безмолвие его нарушается и что его хвалят уста человеческие.

Оставив Египет, он пришел в Константинополь. Здесь он затворился в келии, устроив ее близ Влахерн [2], при городской стене, и пребывал в безмолвии, как бы в пустыне, никем неведомый, кроме Единого Бога, беседуя только с Богом в непрестанной молитве. Но как не может укрыться город, стоящий на вершине горы [3], так не может находиться в неизвестности и человек добродетельный, достигший совершенной святости. Сам Бог прославляет прославляющих Его и исполнившихся благодати Его и открывает другим на пользу.

Читайте так же:  Молитва болезни ног

Так и сей муж, совершенный в святости и обильно наделенный благодатью чудотворения, открываемый и прославляемый Богом, скоро был обретен, как сокровище, сокрытое на поле [4]. Ибо один христианский юноша, будучи слеп от рождения, руководимый Самим Богом пришел к келии преподобного отца Патапия и просил блаженного помолиться Богу о даровании ему зрения, дабы видеть всё творение Божие и от него приходить в совершеннейшее познание Самого Творца и прославлять Его. Преподобный, видя его веру, умилосердился над ним и сказал:

– Во имя Иисуса Христа, дающего слепым свет, а мертвым – жизнь, прозри.

И тотчас раскрылись у слепорожденного глаза и он стал видеть, и прославил и возблагодарил Бога. Юноша был известен многим; посему видя, что он прозрел, все удивились и стали спрашивать, как это случилось; он же не скрыл имени чудотворца и благодетеля своего, чрез коего получил от Бога исцеление. Слава об этом чуде и о преподобном пронеслась в народе и с тех пор многие стали приходить к Патапию, испрашивая его молитв.

Один знатный Византиец страдал водянкой, и всё тело его опухло. Много тратил он на врачей денег, ища от них исцеление и не получая. Услышав о святом Патапии, он повелел нести себя к нему и со слезами просил святого, чтобы он исцелил его телесную немощь целебною благодатью Божиею. Безмездный врач сначала усердно помолился о нем Богу, затем осенил его крестным знамением и помазал святым елеем, и потом вся вода, отягчавшая его тело, вытекла естественными путями, вся внутренность его очистилась, и он стал совершенно здоров.

Другой юноша страдал от злого беса, который гонял его по горам и пустыням, то повергая в огонь и воду, чтобы погубить его, то низвергая его с высоких и крутых гор, чтобы разбить и сокрушить всё тело его. Он и погубил бы юношу, если бы укрепляющая сила Божия не предохраняла его от постоянной злобы врага и совершенной гибели. Однажды бес со страшной быстротой гоня этого юношу на берег моря, с целью потопить его в пучине, встретил на пути преподобного Патапия, вышедшего для сего из своей келии, по Божию повелению, чтобы освободить творение, созданное по образу Божию, от рабства диавольского. Увидев блаженного еще издали, бес устремился к нему, вращая глазами, испуская пену, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись к святому, он закричал:

– О горе! И здесь снова Патапий! что мне делать, куда деваться, где жить мне после стольких трудов? Едва обрел я себе жилище, и вот теперь меня силою гонят из него. Поистине страшен ты, Назарянин [5], и власть Твоя повсюду и над всеми. Куда мне идти? Если я пойду в пустыню, или в город, или куда либо еще, – ты там прежде меня и прогоняешь меня одним крестным знамением и единым твоим именем. Я побежден, сокрушен и изгнан!

Говоря это, нечистый бросил юношу на воздух, а чудотворец Патапий, изобразив в воздухе перстом крестное знамение, запретил духу, говоря:

– Изыди, нечистый дух, и удались в пустыню; так повелевает тебе чрез меня Христос, силу Которого ты невольно исповедал.

Как только святой произнес это, бес поверг юношу на землю и вышел из него чрез уста, как дым. Придя в себя, юноша плакал от радости и приписывал свое избавление от нечистого духа прежде всего Богу, а также и преподобному Патапию.

У одной женщины болела грудь. Признанная врачами безнадежною, она пришла к преподобному, когда болезнь ее усилилась и в ране появились во множестве черви. Припавши к ногам его, она с рыданием и усердной мольбой просила его об исцелении. Святой, осенив язву крестным знамением, тот час же исцелил ее. Совершив множество других чудес, преподобный отец наш Патапий приблизился к блаженной своей кончине и в глубокой старости отошел к Богу, Коему угождал всю свою жизнь [6]. Погребен он был с честью в церкви святого Иоанна Предтечи, во славу Христа Бога нашего во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки. Аминь.

Кондак, глас 3:

Храм твой святе, духовное врачевство людие обретше, со тщанием к нему приходяще, цельбу недугов просят прияти, решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси Патапие преподобне.

[1] Фивы – древняя столица Верхнего (Южного) Египта.

[2] Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города; во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями.

[3] Евангельское выражение. Мф.5:14.

[4] Выражение Евангельской притчи. Мф.14:44.

[5] Разумеется Господь наш Иисус Христос, Которому Евреи, а вслед за ними язычники усвоили это наименование.

[6] Преп. Патапий скончался в начале VII века. У св. Андрея Критского есть два слова на день Патапия и сказание о чудесах и успении его. Жизнь его написана св. Андреем вследствие явления ему Патапия во сне, так как св. Андрей сначала слыша много чудесного о Патапии, с пренебрежением и недоверием относился к сему.

Видео (кликните для воспроизведения).

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Молитва Святому потапию египетскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here