Молитва за общество

Подробное описание: Молитва за общество - с детальным описанием, специально для Вас!

“Мы должны молиться за всех людей”

Содержание

Спасение мира по учению старца Силуана 1

“Любите все создание Божие”, – говорит старец Зосима в “Братьях Карамазовых” Тварный мир образует неделимое целое, и, как следствие этого, спасение каждого конкретного человека неразрывно связано со спасением всего человечества и, более того, всей вселенной в целом. Нужно понимать в наиболее широком смысле утверждение апостола Павла, что мы члены друг другу ( Еф 4:25 ). Мы, человеческие существа, не только зависим друг от друга, но и связаны кровными узами с животными, деревьями, растениями, камнями, землей, воздухом и водой. Мы живем в них, и они живут в нас.

Всеобщее заступничество

Преподобный Силуан Афонский говорит именно об этом все­ленском единстве: “Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир” (с. 153) 2 .

В первую очередь старец Силуан твердо убежден, что Бог призывает каждого человека ко спасению. Затем перед ним складывается картина “всецелого Адама” с идеей, на которой он настаивает: мой ближний – это я сам. Наконец, он уверен, что в Божественный замысел входит спасение и преображение не только людей, но и всего мира.

Как пишет отец Софроний, одной из характеристик старца Силуана было то, что он молился за умерших, томящихся в аду, в удалении от Бога (см. с. 23).

Это всеобщее заступничество, о котором проповедует преподобный Силуан, нельзя назвать ни сентиментальным, ни утопическим. Напротив, оно основывается на очень ясном библейском изречении: [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим 2:4 ). Это самое место арминиане в XVII веке предъявляли кальвинистам в качестве опровержения учения последних о двойном предопределении 3 ; этот текст вдохновлял на проникновенную проповедь миссионера XVIII века Джона Уэсли 4 ; наконец, это постоянно держат в уме афониты XX века. Итак, преподобный Силуан говорит: “Желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась Любовь Божия всем хочет спастись ” (с. 117, 138).

По словам старца, это горячее желание спасения всей вселенной вдохновлено на высшем уровне Божией Матерью, Приснодевой Марией (см. с. 152)

Преподобный Силуан верит, что Бог всячески желает всеобщего спасения, спасения человеческого рода. Эта вера собрана в четырех кратких предписаниях: любите всех людей, молитесь за всех людей, плачьте за всех людей, кайтесь за всех людей.

Любите всех людей

Когда, еще в бытность его молодым монахом, преподобному во время вечерни в часовне Святого Пророка Илии было видение Христа, душа Силуана наполнилась новым сладостным чувством “любви к Богу и к людям, ко всякому человеку” (с. 17). Эту любовь ко всем он и пронес через всю жизнь. “Любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа” (с. 118), – написал он много лет спустя. Для него было ясно, что такая любовь в особенности присуща святым, однако такой степени святости преподобный Силуан, скажем попутно, никогда не дерзал достичь (см. с. 165)

К этой горячей любви – такой, как понимал ее старец – причастны живые, умершие и еще не рожденные (см. с. 47) Это возможно, ибо любовь, пребывающая в их сердцах, есть не что иное, как любовь Самого Бога, а любовь Божия при­сут­ствует везде, даже в аду (см. с. 50, 61)

Молитесь за всех людей

Любовь и молитва неразрывно связаны; если мы должны любить всех людей, то это означает, что мы должны и молиться за них. Вот что говорит старец: “…Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и успокоились в Нем” (с. 138)

В таком ходатайстве за весь мир старец видит собственное призвание и характеристику монаха вообще: “Монах – молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело” (с. 169). В непрестанной молитве монаха и заключается его служение всему миру

Молясь таким образом за мир, монах помогает не только Церкви и обществу в целом, но и себе самому. Здесь старец описывает свой собственный опыт, полученный им, когда он был монастырским экономом (см. с. 173)

Преподобный Силуан различает два этапа в отношениях между монахом и миром. Вначале, непрестанно молясь, монах углубляется в себя. Затворившись от мира, он мало-помалу освобождается от зрительных образов и рассудочного мышления. А освободившись от образов, он приобретает бесстрастие сердца.

Вот тогда-то и наступает второй этап. В глубине сердца монах ощущает свое единство со всем творением. Таким образом, бегство от мира завершается для монаха не отказом от мира, но его утверждением. Отец Софроний говорит: “В своем устремлении к Богу он «ненавидит» мир и всецело уходит в глубину своего сердца. И когда действительно войдет туда, чтобы сотворить там брань с сатаною, чтобы очистить сердце свое от всякой греховной страсти, тогда в том же сердце своем, в глубине его, он встречается с Богом и в Боге начинает видеть себя неразрывно связанным со всем бытием мира, и нет тогда для него ничего чужого, постороннего” (с. 101–102).

Оплакивайте всех людей

Настоящая молитва многого стоит. Заступничество требует внутреннего мученичества, добровольного принятия страданий. Как замечает преподобный Силуан, “молиться за людей – это кровь проливать А мы знаем, что кто больше любит, тот больше и страдает” (с. 103, 142). И речь здесь не идет о том, чтобы прочитывать списки имен, но от нас требуется ходатайство со скорбными слезами. “Молиться за всех людей” означает “плакать за всех людей”: “Сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись” (с. 143; см. также с. 154–155, 159).

Кайтесь за всех людей

Преподобному Силуану хотелось бы, чтобы мы пошли еще дальше по пути аскетизма. Нас просят не только плакать за всех людей, но и каяться за них. Эта мысль близка изречению апостола Павла: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал 6:2 ).

Читайте так же:  Молитвы за успешную сдачу экзамена

Как замечает отец Софроний, с чисто юридической точки зрения понятие “каяться за другого”, то есть покаяние, при котором вина перекладывается с одного человека на другого, не имеет смысла; это просто-напросто несправедливо. Но любовь Христова не ограничивается юридическими нормами. “Но иное говорит дух любви Христовой. По духу этой любви разделение ответственности за вину того, кого любим, и даже несение всей полноты ее не только не чуждо, но и до конца естественно. Больше того, в этом несении чужой вины выявляется подлинность любви и достигается ее самоосознание” (с. 52).

Адам “пал” именно из-за того, что он отказался признать свою причастность вине Евы. “Адам отрекался от ответственности, возлагая вину на Еву и Бога, давшего ему эту жизнь, и тем разбил единство Человека И нужно думать, что если бы он не оправдывался, но взял бы на себя ответственность за их общий грех, то иными были бы судьбы мира” (с. 52), – говорит отец Софроний. И когда мы в свою очередь отказываемся каяться за других, то тем самым повторяем адамов грех, обращая его падение в свое.

Богословие “всего Адама”

Желание спасения всех людей еще в более остром виде выражалось у преподобного Силуана в учении, которое можно назвать “весь Адам” Для старца Адам – “отец наш” (с. 186), “отец вселенной” (с. 185). Следуя за апостолом Павлом (см. 1Кор 15:22,45 ), преподобный рассматривает Адама, первого сотворенного человека, как единого главу всего человеческого рода, заключающего в себе все человечество в целом

Это единение с Адамом и сведение к нему всех людей делает последних “единосущими” и “онтологической общностью” (см. с. 53, 95), как уточняет отец Софроний. Эта онтологическая общность – не просто абстрактная и теоретическая, но характерная и актуальная. Цитируя еще раз отца Софрония, “весь Адам не есть абстракция, а самая конкретная полнота человеческого бытия” (с. 97)

Из-за нашего единства во “всем Адаме”, пишет отец Софроний (см. с. 52), мы все разделяем ошибку Адама. Но это не означает, что отец Софроний или преподобный Силуан обращаются к августиновскому учению о первородном грехе, полностью его переработав. Это лишь означает, что мы, соединенные как члены одной и той же семьи, “за всех и за вся виноваты”, как говорит старец Зосима из “Братьев Карамазовых”

Исходя из этого богословия “всего Адама”, старец так объясняет наставление Христа люби ближнего твоего, как самого себя ( Мф 19:19 ): я должен любить своего ближнего как самого себя потому, что – в силу того, что единство всего человечества заключено в “нашем отце Адаме” – мой ближний есть я сам (см. с. 147) Для молящегося, пишет отец Софроний, “бы­тие всего человечества не есть нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием Чрез любовь Христову все люди воспринимаются как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия” (с. 22).

“Каждый святой – явление космического характера”

Грех и спасение затрагивают не только человечество, но и порядок тварного мира. С падением Адама пало и все творение, и точно так же спасение человека полагает начало спасению всего мира. Как пишет отец Софроний, “каждый святой есть явление космического характера” (с. 98). Мы спасаемся не от мира, но вместе с миром

Спасение Пасхи со сферы человеческой переносится на всю природу, животных, деревья, склоны и долины, солнце и луну, на все сотворенное.

Старец Силуан, верный этой идее всеобщности искупительного дела Христа, считает, что наше личное спасение всецело связано со спасением всего мира. Повеление “любить всех людей” указывает, что мы должны любить все творение – прежде всего людей, но также животных, растения и каждую из составляющих частей природы “Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу” (с. 192–193).

Это вселенское сострадание, это чувство человеческой ответственности за все творение делает старца Силуана святым действительно нашего времени, “экологическим” святым.

Перевод с французского Ю. Казачкова

Ev˜que Kallistos (Ware). “Nous devons prier pour tous les hommes”. Le salut du monde selon saint Silouane. Фрагменты доклада епископа Каллиста на третьем заседании Ассоциации Святого Силуана Афонского (Институт Преподобного Сергия Радонежского в Париже, 28 сентября 1996 г.), опубликованные отдельным выпуском православной пресс-службой (SOP), вып. 212, ноябрь 1996 г. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр), викарий епархии Вселенского Патриархата в Великобритании, преподает православное богословие в Оксфордском университете. Автор ряда работ по Православию. ↩

Здесь и далее страницы указаны по изданию: Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. – Эссекс. Монастырь святого Иоанна Предтечи, 1990. Перевод. Ю. А. Казачков, 1998 ↩

Согласно кальвинистскому учению о двойном, или абсолютном предопределении, Бог еще до сотворения мира предназначил одних людей ко спасению, других – к погибели, что отрицает свободу воли человека при определении его участи. Арминиане, или ремонстранты – течение в кальвинизме, отрицающее учение о предопределении (по имени голландца Якоба Арминия, 1560–1609). Православие признает предопределение ко спасению ( Рим 8:29–31 ; Еф 1:5–11 ), но не к осуждению. – Ред. ↩

Уэсли Джон (1703–1791) – основатель методизма; в значительной мере под его влиянием большинство протестантских деноминаций отказалось от учения об абсолютном предопределении. – Ред. ↩

Источник: Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», № 17, 1998

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Символ Веры

«Нужно молиться за всех»

Каллист (Уэр), епископ Диоклийский.

«Мы члены друг другу»

«Любите все создание Божие», — говорит старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы»:
Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах [1].
Эта «тайна Божия», о которой говорит старец Зосима, есть не что иное, как взаимозависимость, неразрывная взаимосвязанность всего тварного в Боге-Творце.
Ибо все как океан, все течет и соприкасается. В одном месте тронешь, в другом конце мира отдается [2].

Читайте так же:  Молитва на причастии

Истинная молитва не может не обходиться дорого; предстояние пред Богом за людей, пронизанное любовью, предполагает внутреннее мученичество, нашу готовность принять страдание. Как говорит преподобный Силуан, «молиться за людей — это кровь проливать» (103); «кто больше любит, тот больше и страдает» (142). Недостаточно просто вычитывать списки имен; мы должны ходатайствовать о людях со слезами и скорбью. «Молиться за всех» значит «плакать обо всех»:
. Сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись (143).
И плачет душа моя за весь мир (154).
Господи, даруй мне проливать слезы за себя и за всю вселенную (159).
4) Кайся обо всех

Итак, для преподобного Силуана существует единое и неделимое таинство спасения, одновременно личного, всечеловеческого и всемирного-космического: все, как океан, течет и соприкасается со всем прочим. Как замечает отец Софроний, самой сердцевиной духовной жизни и предпосылкой всякого духовного знания является «бытие в общении» [37].
Спасение для преподобного Силуана и для отца Софрония означает пребывание в общении; следовательно, не может быть никакого различия между нашим личным спасением и спасением мира. Одно и другое составляют единое целое. Наше собственное спасение непременно связано со спасением любого другого человека, ибо «брат наш — есть наша жизнь». В то же время наше, человеческое преображение становится началом преображения всего мира. Не случайно на последней странице книги отца Софрония о Старце Силуане мы находим молитву, которая по своему характеру является всеобъемлющей: «О Господи, дай нам сию любовь во всем мире Твоем!» (205).

18 способов молиться за Вашу церковь

Ч итая Библию, замечали ли вы, как Павел молился за церкви? Его молитвы красноречивы и преисполнены горячими пожеланиями и переживаниями.

Для Церкви в Фессалониках: “Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе.” (2 Фесс. 1:11, смотри также 1 Фесс. 1:9-13)

Для Церкви в Колоссах: “Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном.” (Колосс. 1:9)

Для церкви в Эфесе: “Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.” (Ефес. 1:16,17)

Для церквей в Риме (Рим. 15:14-33) и в Филиппах (Фил.1:9-11).

Конечно, в эти молитвы вложено больше, чем мы можем узнать через эти стихи — узнать больше можно в прекрасной книге Дональда Карсона: “Изучение молитвенной жизни Павла: призыв к духовной реформации” (здесь книга на английском, а также англоязычный отрывок из нее), и в рассылке 8-ступенчатого курса обучения TGC (LifeWay) (введение и отрывок).

Начните с себя, вдохновляйте окружающих

Видео (кликните для воспроизведения).

Для нас с вами легко и естественно молиться за себя, за свои семьи, за друзей. Но как нам научиться горячо и регулярно молиться за наши поместные церкви?

Во-первых, нам достаточно всего лишь начать и поощрять близких это делать. Чтобы помочь в этих молитвах, можно использовать 18 простых вещей, о которых можно молиться. Они не такие объемные, как у Павла — я хотел донести их в простом виде, так, чтобы можно было разместить даже в Твиттере (а также потому, что я не так красноречив). Зато вы сможете распечатать эту статью и использовать 2-3 пункта в день в течение следующей недели — в вашей личной молитве или за семейным столом.

Также, вы можете просто скопировать понравившиеся пункты себе в Твиттер или Facebook, добавив к ним заголовок наподобие “Молитва за вашу церковь:…” Маленький пункт не займет много места. Цель — в том, чтобы с помощью ваших социальных площадок всего лишь немного поощрить других молиться за их церковь.

И, кто знает, возможно в один прекрасный день мы увидим совершившиеся блага как плоды молитв верующих за свои церкви.

За что молиться

  1. За наше единство среди нашего разнообразия. Так важно любить даже тех, с кем у вас нет, казалось бы, ничего общего, кроме Евангелия.
  2. За возрастание в ученичестве и наставлении. Пусть наставничество и обучение других становится естественной частью нашей христианской жизни.
  3. За верных старейшин — чтобы они использовали Писание для наставления членов церкви в деле служения.
  4. За жажду в изучении Библии среди членов вашей церкви — и пусть они помогают друг другу, будучи помощниками и наставниками друг другу.
  5. За искренние, прозрачные и многогранные отношения и общение в вашей церкви.
  6. За проповеди слова Божьего — пусть они всегда будут по-библейски осторожны и исполнены Святого Духа.
  7. За мудрость старейшин вашей церкви — пусть они будут выше упреков, искушений, самодовольства, идолопоклонства и суетности.
  8. За музыкальное служение — пусть оно побуждает людей к исповеди, покаянию и молитве.
  9. За молитвы вашей церкви — пусть они будут дерзновенными, искренними и созвучными воле Божьей.
  10. За участие взрослых членов церкви в обучении подростков и молодежи. Пусть их желания и ответственности хватает с избытком на живое наставничество, а не только на планы.
  11. За возрастание учителейв посвящении Слову Божьему, даже тогда, когда никто не видит.
  12. За то, чтобы ваша церковь возрастала в отделении от мира сего — как место любви и святости, даже в окружении неверующих и противников.
  13. За то, чтобы члены вашей церкви делились Благой вестью на этой неделе и видели больше обращений.
  14. За готовность членов вашей церкви к гонениям в этом мире — чтобы даже в сложных ситуациях вы помнили о любви к своим притеснителям — без ненависти и проклятий.
  15. За надежду на политические улучшения — пусть она простирается до Небес.
  16. За пожертвования — чтобы они были верными, приносимыми с радостью, постоянством и жертвенностью.
  17. За то, чтобы члены церкви делились Евангелием среди своих коллег, в местах, куда еще не проникла Благая весть.
  18. Чтобы члены церкви были праведны и совершали добрые поступки на своей работе, прямо на этой неделе.
Читайте так же:  Молитва гештальтиста форум

Возможно, что-то важное не вошло в эти пункты? Тогда помолитесь об этом и поделитесь вашей молитвой! Ведь это не строгий список самых важных молитв за вашу церковь, это всего лишь те вещи, о которых один парень задумался, сидя в кресле.

Подписывайтесь:

Я всего лишь хочу, чтобы мы молились за наши церкви более осознанно и регулярно, и вдохновляли других делать то же самое.

Автор — Джонатан Лиман / thegospelcoalition.org
Перевод — Марина Семехина для ieshua.org

Джонатан Лиман — старейшина Баптистской церкви Капитолийского холма в Вашингтоне, главный редактор портала 9marks, автор таких статей, как (англ.) “Не отлучайте от церкви: особенности конгреционализма” (B&H Academic, 2016) и (англ.) “Политическая церковь: местное собрание как посольство Христианских правил” (IVP Academic, 2016). Вы можете подписаться на его твиттер.

Молитва о благосостоянии детей в обществе

Как известно, родить ребёнка — это лишь полдела, гораздо важнее — правильно его воспитать, сделать достойным человеком Для этого нужно не только расширять кругозор ребёнка, но и молиться о его благосостоянии в обществе.

Молитва читается к святителю Митрофану Воронежскому, прославившемуся активной борьбой со старообрядчеством, открытием сельских школ, благотворительностью и активной проповеднической деятельностью. Среди православных хорошо известно его изречение: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши.» Молитва святителю Митрофану, Воронежскому чудотворцу Тропарь, глас 4-й

Правило веры и образ кротости словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейши возсиял еси, венцем нетления и славы украшаем, моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак, глас 8-й

Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив. Святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства, и ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва

Как правильно молиться?

Молитва — это не просто слова, сказанные в минуты радости или, напротив, печали. Нет! Молитва — это нечто большее, а именно восхождение ума и сердца к Богу, принятие духа Божия ещё на земле. Сила молитвы чрезвычайно велика. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Стоит только помнить, что помогает молитва лишь в том случае, если молящимся соблюдается ряд правил.

Самым главным для успешной молитвы является правильный настрой. Во время молитвы нельзя злится, спешить, отвлекаться на посторонние предметы и помыслы: нужно настроиться лишь на общение с Богом. Как замечал Силуан Афонский: «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».

Чтение стоит совершать со вниманием к каждому произнесённому слову. Вы должны вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание своей душе; в противном случае молитва до Господа просто не дойдёт, ведь как говорят верующие люди «потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание».

Молитва должна быть кристально честной: в ней не должно быть ничего двусмысленного, искусственного.

Закончив молитву не стоит сразу же приступать к обыденным делам. Постойте немного, подумайте о произнесённых словах, но главное постарайтесь сохранить то состояние разума и души, которое достигли во время молитвословия.

И последнее. Как писал преподобный Никодим Святогорец: «Знай, что нельзя преуспеть в молитве без преуспевания вообще в христианской жизни. Необходимо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время молитвенного труда сделаешь что-нибудь, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззреть ко Господу.».

Молитва за Человечество

Отец наш Существующий Везде! Перед тобой колени я склоняю И с Нежным трепетом в груди К Тебе с Мольбою я взываю За смелость ты прости меня За Человечество молитву я читаю Молюсь Тебе и слезы проливаю За Человечество Планеты вся Молю Тебя Великий наш Творец Простить им этот тяжкий грех Неверие и Мыслей черноту За стенанья на свою судьбу За осуждение и за неверие в себя А значит мой Отец неверие в Тебя Прошу Отец прощение за них Молю за Человечество в Любви И пусть моя молитва коротка Но в ней Отец моя Душа Она кричит и слезы льет За Милый мой Народ Отец наш знаю Милость я Твою Всем сердцем я Тебя Люблю! Прошу Людей ты сохрани В дни перехода и в другие дни Я милости Отец для них прошу И посылаю им Любовь свою Прошу прости Отец детей своих Во Имя Жизни на Земле Во Имя Мира и Любви Во Имя Святого Духа Аминь!

МОЛИТВА любви и пожелания мира и света всему миру, нашей Земле и всей Вселенной

О, Всемилостивый Господь! Я обращаюсь к Тебе в этот миг и я прошу Тебя: освети своим ярким божественным Светом мою сущность, дабы открылось сердце моё и очистился разум мой! Пошли всем людям Земли Свой благодатный очищающий Свет, дабы все они открыли свои сердца, а разум их освободился от зла и ненависти! Пусть мудрость Твоя снизойдёт на каждого в этом мире! Да прекратятся на Земле зло, войны, ненависть, ревность, зависть и другие пороки, охватившие человечество! Прошу это всё во славу Твою, во имя Твоё! Да будет так! Аминь! О, Великие Силы Вселенной! Не оставьте без помощи мою планету и человечество! Во имя мира и света во Вселенной прошу вас об этом! Да будет так! Аминь!

Святые обнимают своей любовью и молитвой весь мир «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Любите все создание Божие», — говорит старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы»: Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Эта «тайна Божия», о которой говорит старец Зосима, есть не что иное, как неразрывная взаимосвязанность всего в Боге-Творце. Ибо все как океан, всё течёт и соприкасается. В одном месте тронешь, в другом конце мира отдаётся.

Читайте так же:  Молитва короткая Матроне Московской

Таково видение космического единства у Достоевского. Наш мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, ещё шире, со спасением всей Вселенной. Вот почему слова апостола Павла «Мы члены друг Другу» (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения. Мы, люди, не только зависим друг от друга, как члены одного тела, но и с животными мы связаны узами родства, и с деревьями, и с растениями, со скалами и землёй, с воздухом и водой. Мы живём в них, а они в нас. Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским: Кто носит в себе Духа Святого. тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения.

За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа. Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню. Архимандрит Софроний в своей книге о преподобном Силуане суммирует это учение Старца о взаимосвязанности всего космоса словами, которые сразу же заставляют вспомнить Достоевского: Жизнь духовного мира старец сознавал, как единую, и в силу этого единства, каждое духовное явление неизбежно отражается на состоянии всего этого мира.

Отец Софроний утверждает в другом месте, преподобный Силуан верил, что каждый человек, который истинно молится Богу, включает в свою жизнь всякого человека, «независимо от удаленности места или исторической эпохи, когда он жил». Он, конечно же, включает в неё не только любого человека, но и любую вещь. Для него нет никого и ничего чужого. По словам Достоевского, «всё как океан, всё течёт и соприкасается». Несмотря на поразительные параллели между русским писателем и афонским монахом, весьма мало вероятно, чтобы преподобный Силуан когда-либо читал Достоевского.

Скорее, сходство между ними возникает из-за того, что оба они черпали из одних и тех же источников и были сформированы одним и тем же живым Преданием. Несомненно, что и преподобный Силуан, и Достоевский испытали на себе влияние преподобного Исаака Сирина, жившего в VII веке и в течение недолгого времени бывшего епископом Ниневийским. В известном тексте из «Слов подвижнических» преподобный Исаак пишет: И что есть сердце милующее. Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари.

При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу.

Согласно преподобному Силуану, это пламенное желание спасения всему человечеству в наивысшей степени присуще Божией Матери — Пречистой Деве Марии. В этом, как и во всём остальном, Она является для нас образцом и примером для подражания: Она, подобно Своему возлюбленному Сыну, всем до конца желала спасения. Она любила народ и пламенно молилась за людей. и за весь мир, чтобы все были спасены. Вера Старца Силуана в то, что Господь действительно желает всеобщего спасения человеческого рода, может быть суммирована в четырех императивах: люби всех, молись обо всех, плачь обо всех, кайся обо всех. Эти четыре императива не должны рассматриваться как относящиеся к последовательным этапам духовного восхождения; скорее, они отражают четыре взаимозависимых аспекта единого подвига, единой устремленности человека к Богу.

Когда, будучи еще молодым послушником, преподобный Силуан во время богослужения в церкви Святого Пророка Илии удостоился своего первого видения Христа, его душой «овладело новое сладостное чувство любви к Богу и к людям, ко всякому человеку». Эту всеобъемлющую любовь он сохранил на всю последующую жизнь. Много лет спустя он напишет: «Любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа». Подобного рода всеобъемлющую любовь Старец Силуан считал главной характерной чертой святых): Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу нашего Господа Иисуса Христа, но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовию обнимают весь мир.

Эта пламенная любовь, как она представляется Старцу, простирается не только на живых, но и на усопших, а также и на ещё не родившихся, объемля, таким образом, то, что отец Софроний называл «всем Адамом», или «всем родом Адама»: В своём искании спасения всех — любовь влечётся идти до конца, и потому она объемлет не только мир ныне живущих на земле, но и уже умерших, и самый ад, и тех, которые имеют родиться, то есть всего Адама.

Бог есть любовь, любовь абсолютная, всеобъемлющая. Бог и в аду присутствует, как любовь. Любовь неразрывно связана с молитвой; если нам надлежит любить людей, это означает, что мы должны и молиться за них. Поэтому Старец пишет: Молю Тебя, милостивый Господи, дай всему народу от Адама до конца веков познать Тебя. . Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и упокоились в Нем, ибо любовь Божия всем хочет спастись. . Молю Тебя, Господи, дай всему народу познать Тебя.

Преподобный Силуан считает молитву обо всех прежде всего основным и наиболее характерным призванием монахов. «Монах — молитвенник за весь мир, он плачет за весь мир, и в этом его главное дело». Непрестанная молитва за других является служением монаха обществу: Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом — польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет. Во взаимоотношениях монаха с миром преподобный Силуан различает как бы двойное движение.

Читайте так же:  Молитва отверзи двери

Сначала благодаря молитве монах уходит в себя, закрывается от мира и, постепенно освобождаясь от зрительных впечатлений и дискурсивного мышления, таким образом свободно входит во вне-образную тишину сердца. Но затем в глубинах сердца он вновь открывает свое единство со всем человечеством и со всем творением. Так что бегство монаха от мира оборачивается не мироотрицанием, но мироутверждением. По словам отца Софрония: В своем устремлении к Богу он всецело уходит в глубину своего сердца. И когда действительно войдет туда, чтобы сотворить там брань с сатаною, чтобы очистить сердце свое от всякой греховной страсти, тогда в том же сердце своем, в глубине его, он встречается с Богом, и в Боге начинает видеть себя неразрывно связанным со всем бытием мира, и нет тогда для него ничего чужого, постороннего. Порывая в начале с миром, он чрез Христа снова обретает его в себе, но уже совершенно иным образом, и становится связанным с ним «союзом любви» на всю вечность.

Преподобный Силуан хотел бы, чтобы мы пошли еще дальше по пути взаимного наследования друг другу. Мы должны не только плакать обо всех, но и каяться обо всех. По мнению преподобного Силуана, этим частично исполняется завет апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Каждый раз, когда мы произносим Молитву Господню, мы молимся не только от своего лица, но и от лица всех людей. «Когда мы произносим «Отче наш», мы думаем обо всем человечестве и испрашиваем полноту благодати для всех, как для самих себя», — говорит отец Софроний.

Святитель Григорий Нисский подчеркивает ту же мысль, когда говорит о том, что, поскольку мы причастны естеству Адаму и следовательно его грехопадению, слова из Молитвы Господней «и остави нам долги наша» приносятся нами от имени Адама, так же как и от нашего собственного имени. Это полностью соответствует учению преподобного Силуана. Старец с особой силой интерпретирует слова Христа «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:19).

Мне заповедано любить ближнего, как самого себя, потому что благодаря единству всего человечества во «всем Адаме», мой ближний — это я сам. Я должен также и молиться о других, как о себе самом: «Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя». Таким же образом и страдание другого — это моё страдание, и исцеление моего ближнего — моё исцеление, а «слава брата моего будет также и моей славой» . «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26).

Это ведёт преподобного Силуана к утверждению о том, что в самом сильном и буквальном смысле жизнь ближнего моего есть моя жизнь: «Блаженна душа, любящая брата своего, ибо брат наш — есть наша жизнь». По словам отца Софрония, подвижник, посвящающий себя молитве за мир, приходит к пониманию того, что «бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием. Чрез любовь Христову все люди воспринимаются как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия». Именно потому, что мой ближний — это я сам, и потому, что его жизнь — моя собственная, я должен любить врагов своих. Только в свете учения преподобного Силуана о «всем Адаме» мы можем по-настоящему понять, почему он придает такое исключительное значение любви к врагам.

Я должен любить врага моего потому, что мой враг — это я сам; я — тот «другой», которого я считаю своим врагом. Его жизнь — моя, а моя — его. Любовь к врагам есть непосредственное следствие нашей взаимосвязи во «всем Адаме». Взаимозависимость всех людей во «всем Адаме» отец Софроний иллюстрирует ярким образом вселенского древа: «Люби ближнего своего, как самого себя». Мне было дано увидеть смысл этой заповеди в форме гигантского, вселенского древа, корнем которого является Адам. Сам я — не более чем листик на ветви этого древа. Но оно мне не чужое: оно — моя основа, я принадлежу ему. Молиться за весь мир — значит молиться за это древо во всей его целокупности, со всеми миллиардами его листьев. НУЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ. Епископ Диоклийский Каллист. Спасение по учению преподобного Силуана Афонского.

«Тот, кто идёт по пути к освобождению, пребывая в сознании Кришны, дорог всем живым существам, и каждое живое существо дорого ему. Это — результат осознания им Кришны. Такой человек всегда видит каждое живое существо нераздельным с Кришной, точно так же, как листья и ветви нераздельны с деревом.

Он пркрасно знает, что вода, льющаяся на корни дерева, напоит и листья и ветви этого дерева, как и пища, поступающая в желудок, снабжает энергией всё тело. Тот, кто действует в сознании Кришны, является слугой каждого, поэтому он очень дорог всем. И так как все довольны его деятельностью, его сознание чисто. Поскольку сознание его чисто, его ум полностью контролируется, а паоскольку ум под контролем, обузданы и его эмоции».

Видео (кликните для воспроизведения).

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Любовь к человечеству. Молитва-Любовь к Богу. Что такое молитва?

Молитва за общество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here