Молитвы марийцев на марийском языке

Подробное описание: Молитвы марийцев на марийском языке - с детальным описанием, специально для Вас!

Знахарь Виталий

Сохраняя традиции – развиваю будущее!

Исцеляющая медитация
слушать сейчас

Релакс терапия
“Сбрось усталость”

это замечательная программа

для того, чтобы сделать 10 мин.

перерыв в работе и снять

усталость и обрести чувство

легкости и свежести.

авторизация

Юӱ-арня – марийская масленниц

Юӱ-арня (Масленница). Марийские праздники – манифестация сокральных знаний.

«Религия по сути своей являет нам соединение трёх элементов различного порядка: догмата, морали, культа. Всюду, где окажется недостающим любой из этих элементов, мы уже не будем иметь дело с религией в собственном смысле слова. Догмат образует интеллектуальную часть религии, мораль – её социальную часть, а культ – ритуальную».

Зачастую слышим догматиков религиозных учений, что их религия имеет древние письменные источники, исходящие от Первопричины. В этом их слабость, что догмат имеет графическое написание и постоянно меняется в угоду моменту и режиму правления. Сила марийского Юлла-Ведизма в том, что вся метафизика о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о существовании и сущности человека и Юмо-Бога (антропология и теология), бытие, ничто, свобода воли, бессмертие, жизнь, сила, материя, истина, инкарнация души, божественное начало – Шырт зашифрованы и кодированы в марийском языке, неукоснительно передаваемые в цельном состоянии парампарой кумалтыш-молитвах, легендах, сказаниях, в обычаях и традициях. Марийский язык сохранил для потомков и для всей цивилизации знания сверхрационального порядка, исходящие от первоосновы, первопринципов.

В рамках Юлла-Ведических праздничных традиций древние Посвященные зафиксировали живую божественную витальную Вселен­ную, где Мировая Душа живёт, вращается, движется, оживляется по конструкции Вселенского божественного Шырт – начала, где нет места схоластическому учению творения мира как результат Вселенской ка­тастрофы, принятая ныне профанической наукой. Есть сохранившиеся в литургических практиках различных религиозных традиций часто повторяемые слова – мантры «Аллах, Аллах. Аллах» в исламе, в христи­анской традиции претендует на роль всеславия «Алиллуйя», уходящую корнями в многотысячелетнюю давность формы сакрального взывания к Божеству до появления христианства. Марийский язык расшифровы­вает символическую нагрузку указанных слов: «ал» – символизирует Божественную Благость, «ил» – свет, а «уйя» звучит на марийском язы­ке «юа» (юӱ) – праматерия. «Алиллуйя» – прославление произошло из праностратических пластов, раскрывающее рождение картины мира – светоносной благостной жизни из энергии–Юӱ – праматерии, исхо­дящей от Юмо, где явным свидетельством выступает марийская мантра – «Алал, Алал».

В наше сознание прочно внедрена кодовая таблица современно­сти и его язык остаётся главной операционной системой, но между тем ещё просматривается граница праздничных традиций, прославляющих живую божественную Вселенную, его зарождение и этапы эволюции Мировой Души, к коим относятся Юӱ-арня, Кугече, Илян Кече, Шорйол с религиозными праздниками Агавайрем, Сӱрем, предназна­ченные для подъёма «кумылым нӧлташ» – (кумалаш, кумалтыш) боже­ственного Шырт – начала для увеличения благостной «Ал» – силы. На эти светские и религиозные праздники, идущие от Примордиальных Традиций на расщепление ума и десакрализации наложен холистский праздничный ансамбль: Рождество вме­сто Шорйол, Пасха вместо Кугече, Петров день вместо Сӱрем, Ильин День вместо Илян Кече. В настоящем идёт грандиозная и трагическая десакрализация всего человечества – это фундаментальная драма: ма­рийский язык донёс Истинные Знания, Сакральные Традиции и у циви­лизации есть возможность отмести религиозную ортодоксию и вер­нуться к древним корням своих предков и восстановить в человеке человеческую высоконравственность.

Утверждения Уиллера, что Пространство и Время есть Праматерия; Пространство – Юонг и Время – Ӱмыр есть эманация энергетического блаженства «Ю» и «Ӱ» в плотноматериальном «Юӱ» – энергетическое плодородие при непрерывном истечении божественной Ю-энергии раскрывает отмечаемый марийцами праздник Юӱ-арня (Ӱарня) – это праздник зарождения праматерии – энергетического «бульона» Юӱ, праздник сублимации божественной Ю-энергии в праматерию Юӱ. В рамках которых идёт оформление системы физических элементов, частиц и полей на основе «энергетического бульона» Юӱ (Юӱ – концентрация энергии «Ю» и времени вечности «Ӱ») – божественного Шырт – мера начала происходит материализация информации в полярном поле Юмо – динамики и О(м)мо – статики, где «Юк» (Йӱк) – звук выступает божественным воплощением информации, несущей божественную Волю – Юмыллык, исходящую от Ош Кугу Юмо, является связующей системой всех Шырт – мер элементов, куда и входит также человек как часть божественного начала.

Праздником космологического масштаба отделения Света от Тьмы, появления Дня и Ночи, зарождения Вселенной и Солнечной систем выступает Кугече (Пасха).

– Мланде Шочмо Кече (Духов день) – праздник рождения Земли, планетарных систем.

– Илян Кече – торжество рождения биологической нуклеиново-белковой жизни и его эволюционный этап зарождения всех видов жизни.

– Кинде Илян Кече – праздник хлеба, символ начала воплощения души на этап эволюции.

– Саска Илян Кече (Яблочный Спас).

– Мӱкш Илян Кече (Медовый Спас).

– Вольык Илян Кече.

Шорйол завершает космический земной год, выступая как символ Великой Души. Праздник отмечает демаркацию божественного от демонического «Шор», отделения грязной негативной энергии и начало становления новой жизни, нового Космического Года в соответствии ритма космических колебаний, где звук – «Юк» является важной составляющей частью глобальных процессов в Космосе, в Абсолюте.

В настоящем главной функцией праздников считают социокультурную интеграцию; государственные праздники сплачивают граждан вокруг идеи, победы, лидеров, религиозные праздники обеспечивают интеграцию адептов вокруг мифа и руководство данного религиозного объединения.

Марийские праздники кажутся архаичными, примитивными для настоящего времени. Но логическое осмысление древней концепции открывает сакральный мир, раскрывают смысл жизни, способствуют формированию этического доминанта, устремляют внутреннему спокойствию, самоудовлетворению, трансформации внешних потребностей (потребностей Тела) во внутренние импульсы духовного совершенства, благодаря самосознанию личности для достижения внутренней свободы.

Через праздники образно развёрнута картина трансформации, становления первоматерии Юӱ под надзором Агавайрем Юмо в божественные личности появления Дня и Ночи – Света и Тьмы – Кугече, планетарных «систем» – Мланде Шочмо Кече, живых организмов – Илян Кече и отделения негативной статической энергии от динамической позитивной. Праздник Шорйол (Шорыкйол), Юӱарня, Кугече, Мланде Шочмо Кече, Илян Кече – это первый уровень праздников, где игры, радость, веселье сочетаются с молитвенным напутствием.

Читайте так же:  Молитва Киприану и иустинии от колдовства и чародейства для семьи

На указанной схеме марийских праздников наблюдается глубокое понимание значения праздников. Жрецы частные процессы вели в резонансе, в соответствии ритмичностью и закономерностям протекания глобальных процессов во Вселенной. По сути – это религиозно-философская медитативная школа для достижения Богосознания. Временной фактор 10 недель (до христианства в неделе было по 5 дней) между праздниками указывает на многомерную связь человека с Высшим природным миром, где частицы Великой Души эволюционируют в 10 Тӱня-мирах, возвращаясь обратно к Богу-Юмо.

Второй уровень праздников-пайрем, не связанный конкретно с цифровой магией – Агавайрем и Сӱрем – уже представляют молитвенно-медитативным, где игры, веселье сочетаются с кумалтыш-молитвой – медитацией.

Третий уровень – летние и осенние кумалтыш-моления – это коллективная медитация, где сознание поднимается над шумом мышления и переходит на трансцендентное познание Истины и достижения истинной Благости и Счастья – Пиал.

Информатологи признают, что в науке и в принципе в управлении обществом господствует недооценка глубоких сакральных знаний о ритмичности и закономерности протекания глобальных процессов во Вселенной и на Планете, в обществе, в биоценозах, биосистемах и Биосфере в целом. Через марийские праздники видно раздвоение политико-психологической ментальности населения, изменения стратегии цивилизационного развития, переход от традиционного устойчивого развития, где человек был вовлечён в сакральное эстетическое сознание. Ныне современная цивилизация выбрала модель неустойчивого развития – этатическим сознанием, сакральным отношением к власти, признания её патернализма, что привело к массовой политической инертности, пассивности, созерцательности. Для формирования идеациональной культуры и достижения человечеством великого, мудрого, добродетельного, прекрасного тӱвырген толшо культуры – энергии, исходящей от Ош Кугу Юмо, нужно во всеоружии использовать механизм вхождения в резонанс с Великим Творцом – кумалтыш.

Может ли достичь до человечества великое, мудрое, добродетельное, прекрасное тӱвырген толшо культура – энергия, исходя­щая от Ош Кугу Юмо, если цивилизация закрылась от идеациональной культуры, основанной на принципе воспринимаемой человека как часть Божественного, а Бога как единственной сверх­чувствительной, сверхразумной реальности – культурой материа­лизма и идеализма. Нет, невозможно и прав Герман Вирт полнос­тью, отрицая теорию эволюции, настаивая, что цивилизация, человечество встала на путь вырождения – инволюции и человек зомбирован системой образования и перекрыты генетические ка­налы с Наивысшим управлением.

Человеку откроется Шырт – духовный мир, если наработает свой ресурсный потенциал идеациональной тӱвыра – культуры, а вход его порталы через рунный язык, нынешние флективные языки по своей структуре недоступны в Космический Компьютер, в них нет жизни, они искажены в самой сути и засорены злосквернословием.

Пока звучит марийская молитва (ВИДЕО)

Этот фильм посвящен умирающему языку марийского народа. Но народ не живет без языка, поэтому сами авторы заявили тему шире: «Наш фильм — о мировосприятии, поэзии и философии марийцев, живущих в Пермской области», — говорят создатели картины.

Поэзии в «Марийской молитве» предостаточно. Лирические пейзажи берегов Сылвы, песни и молитвы под шум грозы и дождя… Сквозь лирику проступают архаичные опоры культурной традиции, один из ключевых символов — древо жизни. Один из первых кадров фильма — вертикальная панорама могучего дерева. Поднимаясь взглядом все выше к его раскидистой кроне, мы все отчетливее слышим загадочные голоса марийцев. Лента, повязанная на дереве, которая при любом порыве ветра на экране превращается в цифру «7» — тоже символ – «знак ангела», символ удачи, в котором зашифрована сакральная связь земного и небесного, человеческого труда и Божьего благословения.

Все живет в единстве – и не случайно герои фильма – марийцы — читают языческие молитвы солнцу, воде, деревьям, предкам. Молитва выступает в фильме как нечто недоступное, сакральное, связующее эпохи и миры в непостижимое равновесие. Символичен в фильме эпизод, в котором по телевизору один за другим передают репортажи о стихийных бедствиях, катастрофах, а марийская семья молча занимается своим делом, полагая, что жизненную дисгармонию уравновесит молебная сила.

Честно говоря, в это верится не очень. Возникает впечатление, что увлекшись философско-поэтическими обобщениями, авторы забыли, что на экране все же живые люди. И все же частичку их повседневности нам показали — сцена, где пожилая женщина обучает маленькую девчушку мастерству изготовления пряжи, приговаривая: «Вертошку-то крутить надо!», — кажется совсем инородной, оторванной от фильма. А как хочется, чтобы таких моментов было больше! Как легка порхающая над тяжеловесностью всего фильма сцена, где из уст уже давно не- молодой женщины звучат яркие, дарящие надежду, песни-частушки на родном марийском и на русском языках!

В заключительных титрах фильма вмонтированы фотографии главных героев. С их помощью еще раз подчеркивется связь поколений. Но ответа на вопрос: что будет, если марийская молитва перестанет звучать? — увы, не прозвучало. Может еще не время…

Видеорепортаж ГТРК «Пермь»:

Вероника Килина

Фото: кадр из фильма «Марийская молитва»

Марийское языческое мировоззрение

Марийский народ, как и многие другие народы России, ищет свое место в потоке современных исторических событий, стремится развивать свое национальное самосознание, свой менталитет, свою богатую и древнюю культуру. И это стремление не следует оценивать как нацизм, шовинизм, расизм и т.п. Осмысление собственной духовной истории, осознанное отношение к событиям и ценностям далекого прошлого, желание понять переживания, чувства, идеалы народа – все это проявление национального самосознания и менталитета этноса.

Марийский этнос имеет богатые традиции, интересные обычаи, в которых сохраняются знания поколений о мире, о повседневной жизни людей, об их хозяйственной деятельности.

Составной частью миропонимания марийского народа, его духовной основой выступало языческое мировоззрение.

Следует отметить, что в христианских богословских трудах содержится утверждение об отсутствии духовности у народов, населявших российские территории до введения христианства. Эти времена называют «темными», «языческими», а начало подлинной духовной жизни народов связывают с религиозными ценностями христианской веры. Так ли это на самом деле? Время покажет.

Читайте так же:  Православные молитвы Киприану

Марийское языческое мировоззрение – интересный духовный феномен, который надо изучать, чтобы понять истоки бытия марийского этноса. В условиях многонациональной и многоконфессиональной страны эта духовная культура ассимилировалась с другими языческими верованиями и культами соседних народов, приспосабливая их к собственному мироощущению и повседневному быту.

Языческое мировоззрение на данном этапе должно использоваться в качестве объединяющей духовной силы для сохранения целостности и уникальности культуры марийского этноса. Составить общее представление о духовном опыте марийского народа, о его потенциале для возрождения традиционных систем ценностей поможет возрождение миропонимания предков.

Согласно языческому пониманию мира, структура Вселенной состоит из трех миров: верхнего, светлого (Юмо), земного, человеческого и нижнего, темного (Ю). В земном бытии человека отражается борьба светлого и темного миров. Человек стремится восстановить целостность мира, магически слиться с природой. Для этого отчасти и происходят моленья в священных рощах. Там возможна связь миров, общение с Богами и предками, темные силы отступают, теряется их негативная энергия. Жертвенный огонь символически связывает человека с высшими силами.

Важно, что марийское языческое мировоззрение содержит сильное нравственное начало: понятия «Добро и Зло», «Счастье и Несчастье», система идеалов и ценностей, оценка характера и поступков человека через два противоположных начала. В этом можно видеть определенные установки не столько на объяснение мира, сколько на определенный тип поведения человека в обществе.

Марийское языческое мировоззрение миролюбиво и призывает жить в мире с природой, другими людьми и народами.

Марийский календарь

У марийского народа с незапамятных времён существовал свой календарь. Год начинается 22 марта и каждый год обозначён различными животными, птицами или насекомыми. Каков он календарь марийского народа?

1. Олень – 1906, 1938, 1970, 2002.

2. Баран – 1907, 1939, 1971, 2003.

3. Ласка – 1908, 1940, 1972, 2004.

4. Волк – 1909, 1941, 1973, 2005.

5. Гусь дикий – 1910, 1942, 1974, 2006.

6. Паук – 1911, 1943, 1975, 2007.

7. Уж – 1912, 1944, 1976, 2008.

8. Бобр – 1913, 1945, 1977, 2009 .

9. Черепаха – 1914, 1946, 1978, 2010.

10. Сорока – 1915, 1947, 1979, 2011.

11. Медведь – 1916, 1948, 1980, 2012.

12. Ворона – 1917, 1949, 1981, 2013.

13. Петух – 1918, 1950, 1982, 2014.

14. Бык – 1919, 1951, 1983, 2015.

15. Барсук – 1920, 1952, 1984, 2016.

16. Верблюд – 1921, 1953, 1985, 2017.

17. Ёж – 1922, 1954, 1986, 2018.

18. Лось – 1923, 1955, 1987, 2019.

19. Слон – 1924, 1956, 1988, 2020.

20. Лошадь – 1925, 1957, 1989, 2021.

21. Гепард – 1926, 1958, 1990, 2022.

22. Тетерев – 1927, 1959, 1991, 2023.

23. Лебедь – 1928, 1960, 1992, 2024.

24. Рысь – 1929, 1961, 1993, 2025.

25. Ящерица – 1930, 1962, 1994, 2026.

26. Белый медведь – 1931, 1963, 1995, 2027.

27. Беркут – 1932, 1964, 1996, 2028.

28. Лиса – 1933, 1965, 1997, 2029.

29. Дельфин – 1934, 1966, 1998, 2030.

30. Кабан – 1935, 1967, 1999, 2031.

31. Сокол – 1936, 1968, 2000, 2032.

Видео (кликните для воспроизведения).

32. Сова – 1937, 1969, 2001, 2033.

#1 написал: esmetr (10 января 2009 09:00)

Группа: Гости

ICQ: — цитировать
#2 написал: gor (10 января 2009 14:08)

Группа: Гости

ICQ: — цитировать
#3 написал: MMM (10 января 2009 14:52)

Группа: Гости

ICQ: — цитировать
#4 написал: Zemtsova (11 января 2009 16:17)

Группа: Гости

ICQ: — цитировать
#5 написал: ТанБатыр (11 января 2009 18:01)

Группа: Гости

ICQ: — цитировать
#6 написал: Шемпатыр (11 января 2009 20:45)

Группа: Гости

ICQ: — цитировать
#7 написал: admin (11 января 2009 21:40)

Уважаемые господа!
Названия годов и животных взяты с марийских молитв, которым несколько тысяч лет.

Карты не отрицают того, что на сегодняшний день не сохранились названия нескольких животных или их переводов на марийский язык, и фраз, связанных с ними в молитвах (слова такого плана: “Умдыр гай поян лийза – Будьте богатыми как бобры и т.д.). То, что наш календарь совпадает с зороастрическим календарем, или, наоборот, зороастрический календарь – копия марийского календаря (основан на марийском календаре): это понятно – зороастрическому календарю – несколько тысяч лет, также, как и марийской традиционной религии, марийскому народу и т.д., чего не скажешь о моноестических религиях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и т.д.

Марийская магия

#1

  • Супермодераторы
  • 4 196 сообщений
    • Пол: женский
    • Национальность: ru
    • Фенотип: –
    • мтДНК:H23
    • Вероисповедание: –

    (Перевод из книги В.Петрова “Марий Ю”.)

    Сообщение изменено: xena, 10 Ноябрь 2011 – 20:40.

    #2

  • Супермодераторы
  • 4 196 сообщений
    • Пол: женский
    • Национальность: ru
    • Фенотип: –
    • мтДНК:H23
    • Вероисповедание: –

    Магия и религия. Интервью с марийским этнографом Никандром Поповым.

    — Никандр Семенович, как Вы относитесь к тому, что магическими действиями человека можно отправить «на тот свет»?
    — По мнению верующих, такое вполне возможно.
    — Бывает такое?
    — Бывает
    С известным марийским этнографом Никандром Поповым мы сидим в одном из заведений Йошкар-Олы, пьем пиво и говорим о мировоззрении марийцев.

    — Насколько это серьезно?

    — Очень серьезно. При этом, конечно, нельзя исключать случайный фактор, совпадение.

    Еще у каждого человека есть совесть, которая может замучить его за то, что он «не так» сказал или «не так» поступил. И этого тоже нельзя исключить.

    Но бывает и такое, что когда человек принимает неправильное решение, отступает от всего святого, его за это наказывает не человеческая, а какая-то другая, неведомая сила.

    — Чем можно объяснить то, что занятие магией стало частью образа жизни многих марийцев?

    — Магией, вообще-то, занимается лишь небольшая часть людей. Между тем, почему-то считается, что все марийцы знают магические приемы. Это не совсем так. Хотя достоверно известно, что вера в магию у марийцев до сих пор сохраняется.

    Почему люди обращаются к магии? По всей вероятности, потому, что в жизни они не имеют других, более действенных способов достижения желаемого, самозащиты.

    Обращение за помощью к Богу или же исполнение магических практик является выражением последней надежды на чудо.

    Марийцы-крестьяне постоянно чувствовали свою зависимость от грозных природных стихий. Риск, опасность подстерегали их во время охоты, рыболовства, промысловых занятий.

    Только обращаясь к Богу, почитаемым силам природы или же, совершая магические действия, человек, пусть в своем воображении, мог рассчитывать на успех и поверить в свою защищенность.

    В царской России, жившие на своей земле марийцы официально считались «инородцами», постоянно ощущали свое неравноправное положение.

    Из-за незнания российских законов им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы.

    Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика?

    Группа: Администраторы

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого возмездия!

    У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного.

    Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает.

    — Как Вы разделяете понятия «религия» и «магия»?

    — Традиционно считается, что религиозные моления не могут быть обращены к силам зла. Поклоняясь духам, божествам природы, Богу, люди надеются достичь всеобщего благоденствия. Молениями достигается всеобщее спокойствие, мир, гармония, счастье.

    Марийцы молятся в Роще за себя, своих родственников, близких, знакомых, за жителей окружающих деревень и сел и за весь марийский народ, и даже за живущих с ними в тесном соседстве людей других национальностей.

    Магия опирается на представления о сверхъестественных способностях человека подчинить своей воле природные силы, заставить выполнить желаемое путем совершения магических действий.

    Здесь выражаются не общечеловеческие интересы, а личные, скорее корыстные.

    Поэтому магические действия проводятся тайно, скрытно от других. Совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо, обращаясь к неведомым, вредоносным силам, выпячивая только свои интересы.

    — Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и в церкви?

    — Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом.

    Смотрите: языческая традиция — это очень древняя религия, которая сформировалась задолго до христианства.

    И эта традиционная религия, дала толчок к формированию других, так называемых «классовых», религий. В том числе и христианства.

    Основа их очень древняя: Бог, олицетворяющий природу, олицетворяющий все мироздание.

    В разных религиях представителя этого древнего Бога видят по-разному. Ислам, например, видит в лице Аллаха, христиане видят в облике Христа. У буддистов – Будда.

    Понимаете, это все одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, «мировых» религиях, которые сформировались в нашу эру, поклоняются учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в условиях изменившихся общественных отношений.

    — Никандр Семенович, в чем смысл жертвоприношения марийцами домашних животных в священных рощах?

    — Имеется в виду, что жертвоприношения проводятся с целью возобновления взаимосвязи между почитаемым божеством и людьми.

    Собравшиеся на моление люди своим духовным настроем, верой, молитвами, возносимыми к божеству, формируют, выражаясь языком физики, невидимое глазу и неощущаемое человеческим телом мощное духовное (энергетическое) поле, направленное в заоблачную высь, позволяющее настроить человеческую жизнь в унисон с ритмом жизни природы.

    Верующие это называют установлением невидимого контакта с божественным Покровителем.

    Жертвенное животное, согласно представлениям марийцев, является олицетворением почитаемой живой природы. Оно тоже находится в пределах сформировавшегося в роще энергетического поля, поэтому становится частью аккумулированной духовной энергии.

    Кроме того, душа жертвенного животного в процессе жертвоприношения, как считают верующие, переходит во власть почитаемого божества.

    — Что же тогда передается Богу в процессе жертвоприношения?
    — В процессе жертвования Богу передается, прежде всего, душа,— воплощение образа животного, а также олицетворения жизненных сил животного: части сердца, печени, других органов, связок, хрящей, которые в виде специального дара божествам бросаются в огонь.

    В огне сжигаются все оставшиеся после жертвоприношения части животного.

    Считается, что огонь способен донести не только просьбы людей, но и жертвуемое животное, его жизненную силу.

    Жертва предстает на небесах целой и невредимой!

    — Молиться в Роще: это обязательно для марийцев? Или можно дома исполнять традиционные обряды?
    — В настоящее время проводятся моления не только в Священных рощах, но и в домашних условиях. Вообще, человек может молиться везде, если он находится в чистом месте.

    Моление в Роще отличается тем, что оно проводится с участием большого количества людей. Совместные моления, по мнению марийцев, имеют более действенное влияние. Молитвы, направленные от имени народа, быстрее достигают Бога.

    Но главное все же мне видится в том, чтобы у человека был стержень, понимание того, что он является сыном или дочерью народа, за которым следит, которому помогает тот или иной Бог-Покровитель!

    У любого человека, будь то верующий православный или верующий Марийской Традиционной веры, или другой религии, если он верит в своего Бога, он будет всегда чувствовать надежду.

    Надежду, что за ним стоит такая сила, которая всегда и в любой ситуации поможет!

    — С какого возраста можно ходить молиться в Священную Рощу?
    — Считается, что в Рощу надо ходить молиться в сознательном возрасте. Здесь все зависит от подготовленности человека участвовать в таком ответственном событии.

    Деревенские дети с детства знают как режут гусей, кур, уток и других домашних животных.

    Это часть аграрной культуры. Городские же дети могут всего этого не знать.

    Но ведь проводятся моления и без жертвоприношений домашних животных.

    — Увидит ли свет книга для детей «Основы Марийской Традиционной культуры»?
    — Верю, что это произоидет. Сегодня никаких препятствий этому нет.

    — У нас бытует миф, что дети, говорящие на двух языках, могут иметь проблемы с русским языком и им якобы будет сложно в будущем где-либо учиться.
    — Этот миф бытует не только в марийских деревнях. Вся Россия знает этот миф. У нас существует «мнение», что в России, с родным, не русским языком, не добьешься социального успеха.

    А в мире, например, международным языком признается английский, не зная которого, трудно обеспечить свое будущее.

    Сама жизнь заставляет нас учить и русский, и английский, и родной марийский языки.

    Кроме того, люди, говорящие с детства на двух языках, например, на марийском и русском, обладают развитыми логикой и мышлением. Они легко осваивают и английский, и финский, и другие языки.

    Примеров, подтверждающих это положение, можно привести сотни!

    — Никандр Семенович, что будет с марийцами лет через двадцать? Сохранится ли народ?
    — Я верю в будущее. Прежде всего почему? Вот мы говорим: марийцы — такой народ, который молится Богу Юмо. Если он молится Юмо, он его сохранит. Потому что мы сформировались, появились как народ, именно по воле Бога. Не будь этого, народ бы не сформировался. Остались бы меря или муромы, или мещера. А черемисы бы исчезли.

    Но получилось иначе. Черемисы остались, а другие народы исчезли.

    Почему? Потому что у нас была вера. Если вера сохранится, а через двадцать лет вера не исчезнет, это точно, — марийцы останутся!

    — Как выжить народу в эпоху глобализации, когда исчезают границы между государствами?

    — Без своей идеологии сохраниться народу в современных условиях невозможно.

    Единственный стержень, который может сохранить народ от ассимиляции, это религия, традиции.

    — А культура, песни, музыка?
    — И они очень важны. Но религия дает больше возможностей для сплочения, сохранения обычаев, традиций, языка. Без такого объединяющего народ фактора мы можем очень быстро слиться с другими народами.

    — Какую главную работу Вы написали за свои пятьдесят восемь лет?
    — Мною написаны несколько книг и более ста пятидесяти статей. Но самой полезной для народа считаю книгу «Юмын Йула», написанную совместно с Александром Ивановичем Таныгиным.

    Еще отмечу сборник молитв «Марий кумалтыш мут».

    — О чем эти молитвы?

    — Это традиционные молитвы марийцев, сохранившиеся с древних времен. В них излагаются сокровенные чаяния и мысли народа, его светлая вера в мирную, счастливую жизнь.

    Молитвы дают образные представления о смысле жизни, идеалах, ценностях духовного единения народа с Богом.

    Это обычные истины. Как человек может сохранить себя, обеспечить свое будущее. Это, прежде всего, такие начала, на которых строится вся жизнь.

    В основе всего лежит положение, что все, что делает человек, — делается по воле Бога!

    — Никандр Семенович, что Вы пожелаете читателям газеты «Марийский мир»?

    — Марийцы, если мы хотим достойно жить в двадцать первом веке, сохраниться как народ в последующие века, нам надо учиться, шагать в ногу с жизнью, двигаться вперед!

    Но при этом не забывайте, кто вы есть, как вас зовут, кто ваши родители, откуда вы родом. Учеба — это не только получение высшего образования.

    Это и освоение, сохранение и приумножение того, что даровано нам веками!

    Юрий Юсупов
    Тоншаево — Йошкар Ола
    февраль 2008

    Сообщение изменено: xena, 06 Ноябрь 2011 – 11:25.

    РИА Новости пишет о марийских язычниках

    «На кровь не смотреть!»

    Репортаж из общины последних язычников Европы

    Вместо церквей и мечетей — огромные деревья. Молитвы — только неведомым богам на непонятном языке. Главный обряд — кровавое жертвоприношение. В каких-то ста километрах от Казани живут «луговые мари», до сих пор исповедующие собственную древнюю религию. Корреспондент РИА Новости провел два дня с язычниками в марийском селе Шоруньжа и стал свидетелем уникальных обрядов, скрытых от посторонних глаз.

    Тайное жертвоприношение

    Пожилой человек в расшитой традиционными марийскими узорами рубахе на опушке леса быстро произносит несколько слов на непонятном языке и скрывается за деревьями. Это один из жрецов, пришедших сюда с рассветом, чтобы подготовится к главному празднику — Сӱрему. В этот день марийцы приносят жертвы Ош Кугу Юмо, «большому белому богу».

    Жители села Шоруньжа входят через ворота в священную рощу на праздник Сӱрем.

    Вообще-то, с первого взгляда и не подумаешь, что здесь почти полторы тысячи лет проводили языческие обряды. Причем беспрерывно, даже в годы самой ожесточенной борьбы с религией.

    Это делает веру марийцев уникальной, не зря ученые называют их последними язычиникам Европы.

    Жрецы, которых здесь именуют картами, начинают готовиться к празднику с пяти утра. Только они имеют право находиться в священной роще до жертвоприношения. Но Иван Евсеев, глава Шоруньжинского сельского поселения, хоть и не проводит обрядов, приходит сюда раньше всех. Оказывается, жрецами у марийцев не становятся, ими рождаются.

    «В моем роду все были картами. Нельзя просто обучиться жречеству, это передается генетически», — уверяет местный мэр.

    Как и когда проводить обряды, жрецы решают коллективно. Допустить ли в священное место иноверцев — тоже.

    Корреспондентам РИА Новости повезло: нам в виде исключения позволили даже поснимать тайные обряды.

    Главный обряд на Сӱрем — жертвоприношение. По правилам, в жертву приносят скот и птицу. На этот раз одна из местных жительниц подарила для этой цели своего гуся и барашка, поэтому о ней жрецы будут возносить специальную молитву.

    Михаил Казанцев, самый старший из картов, молится у дерева, посвященного богу Тӱнямбалу Серлагышу, покровителю путешествующих. А помощник жреца, ӱссӧ, тщательно омывает водой все расставленные в роще скамьи и столы.

    Затем начинается самая важная часть праздника — ритуальное убийство.

    «В этот момент мы впадаем в транс. Разговариваем с богами», — поясняет карт Михаил и берет в руки еловую ветку. Его помощник держит таз с водой. Они подходят к животным, и жрец кропит их водой, речитативом произнося молитвы на марийском языке.

    «Овечка должна начать дергаться — это означает, что она готова принести себя в жертву Ош Кугу Юмо, главному богу», — шепотом объясняет ӱссӧ (помощник).

    А гусь должен замахать крыльями, пытаясь взлететь. Жрец обильно кропит овечку. А затем берет в руки ритуальный нож — и та начинает дрожать. Но ӱссӧ крепко держит ее: нельзя, чтобы кровь осквернила священное место, поэтому умерщвляют животное особым способом. Карт молится, а овца блеет — все громче и чаще.

    Однако едва мы сделали несколько снимков этого тайного обряда, как нас попросили покинуть рощу. «Это священный момент, никто из посторонних не должен его видеть. К тому же там кровь. Не надо на это смотреть», — объяснил Иван Евсеев.

    Снаружи, естественно, разглядеть, что делается в густой роще, невозможно. Наверное, именно такая естественная «завеса» и помогла марийцам до сих пор сохранить свои обряды.

    Пришедшие с небес

    У бога Юмо была прекрасная дочь, но выдать ее замуж он не мог — на небе, кроме духов, никого не было. А еще Юмо держал скот, а дочь водила его пастись на землю. Однажды она встретила смертного мужчину по имени Мари. Влюбилась, да так сильно, что осталась на земле. От этого союза богини и человека и пошел марийский народ, гласит легенда.

    По версии ученых, марийцы относятся к финно-угорским народам. Венгры, эстонцы и финны — их дальние родственники и часто бывают в Марий Эл. Больше всего гостей привлекают уникальные традиции «родни».

    Анисия Абрамова достает из печи коман мелна — марийские блины. Они, в отличие от русских, трехслойные. Но смысл тот же, что и у славян: восславить солнце, главное божество.

    «Я по-русски очень плохо… Если что, знаками объясню», — говорит Анисия. Пока она печет блины, ее муж, Андрей Петрович, растапливает баню — скоро приедут сыновья, а в священную рощу нужно заходить чистым, неважно, какую веру ты исповедуешь. Именно поэтому гости Шоруньжи остаются тут на ночь — человека «с дороги» в сакральное место не пустят.

    После бани вся семья собирается за столом. Самый старший берет тарелку с блинами и подходит помолиться к «красному углу», в котором нет икон, только одна самодельная свеча — двоеверие у марийцев не в почете. «Либо в церкви молись, либо в роще, но не вместе», — строго вразумляет Андрей Петрович.

    Когда молитва окончена, тарелку передают друг другу по часовой стрелке. Каждый надкусывает всю стопку блинов. После этого самая старшая в семье женщина берет горстку монет и обходит всех с молитвой о том, «чтобы бог принял его просьбу в роще», слово в слово повторяя эту просьбу.

    На этом подготовка закончена — можно идти на праздник. С собой в рощу семья берет блины, мед, свечи, ложки и контейнеры для мяса жертвенных животных. Все надевают белую одежду, расшитую марийскими узорами. Платья женщинам обычно достаются по наследству.

    «Раньше к празднику готовились гораздо дольше: еще за несколько недель мама заставляла нас с сестрами вышивать платья. А нам-то по пять-шесть лет было», — вспоминает Анисия.

    «Петр — наш главный бог»

    В центре села Шоруньжа стоит памятник… православному священнику. Отца Тихона Ефремова здесь очень чтут, ведь он занимался просвещением марийцев. Жили они в труднодоступных местах, со всех сторон окруженных болотами, поэтому цивилизация, в том числе и письменность, добралась до них лишь к концу XIX века.

    В 1895 году в селе построили церковь. Правда, при советской власти ее переделали в сельский клуб, а сегодня никто даже не собирается возвращать зданию его изначальное предназначение.

    «В царское время многие из марийцев вынужденно крестились: некрещеным ведь поднимали налоги втрое, а крещеных от них освобождали. Вот все и перешли в новую веру — но только на словах», — рассказывает Евсеев.

    Отец Тихон, как утверждают сегодня жители Шоруньжи, прекрасно это понимал и разрешал марийцам тайком ходить в священную рощу. А при большевиках он и вовсе отказался от сана и даже вступил в партию, пытаясь приспособить марийцев к новым реалиям. Но в 1938 году его все равно расстреляли.

    Впрочем, христианство все же наложило отпечаток на местных язычников. Они, например, «адаптировали» свои праздники к православному календарю: Рождество у них — Рошто (Шорыкйол), его отмечают семь дней, начиная с первой пятницы января; Пасха — Кугече, Троица — Семык. А Сӱрем, который совпадает с Петровым днем, именуют просто: Петро. Так же некоторые жители Шоруньжи называют и своего главного бога Ош Кугу Юмо. А народное именование его родительницы — Шочын Ава, «божья матерь».

    «Богу — только чистые монеты»

    У марийцев нет ни икон, ни тотемов. Для молений они выбирают самые высокие деревья, потому что они «ближе к небу». «Наш бог везде, — говорит Иван Евсеев, очерчивая руками круг. — Поэтому мы природопоклонники».

    Молитвы марийцев на марийском языке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here