Молитвы Святого августина

Подробное описание: Молитвы Святого августина - с детальным описанием, специально для Вас!

Молитва Святого Августина

Господь Иисус, дай мне познать себя и познать Тебя и ни к чему иному не стремиться, как только к Тебе.
Дай мне отвратиться от себя, и полюбить Тебя, и все делать ради Тебя.
Дай мне смирить себя, и вознести Тебя, и ни о чем другом не помышлять, как только о Тебе.

Дай мне умертвить себя, и ожить в Тебе, и все, что случится, принять от Тебя.
Дай мне уйти от себя, и последовать к Тебе, и всегда жаждать идти к Тебе.
Дай мне убежать от себя и поспешить к Тебе, чтобы заслужить мне покровительство Твое.
Дай мне устрашиться себя и убояться Тебя, чтобы быть среди избранных Твоих.
Дай мне не доверять себе, но уповать на Тебя, чтобы стать послушным Тебе.
Дай моему сердцу не стремиться ни к чему, кроме Тебя, и стану, как нищий, ради Тебя.
Взгляни на меня – и возлюблю Тебя. Призови меня – и увижу Тебя. И вечно возрадуюсь о Тебе. Аминь.

Молитвы святым

Память: 15 июня / 28 июня

Августин Аврелий – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и апологетов. К нему обращаются за помощью для обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти.

Тропарь блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4

Сердцем всем Христу последуя, святителю Августине, словом и делом истину запечатлел еси и ересей злочестивых явился еси неленостный искоренитель, молися выну ко святей Троице, да спасет души наша.

Кондак блаженному Августину епископу Иппонийскому, глас 4

Непоколебиме столпе Церкви Вселенския на недвижимем камени веры основанный, догмат православия нелестный учителю и покаяния велегласный проповедниче, запечатлителю истины, прехвальне Августине, святителю Христов.

Молитва блаженному Августину Иппонийскому

О, преславный Христов святителю, Вселенския Церкви похвало и учителю богомудрый, православия наставниче и покаяния проповедниче, блаженне Августине! Призри с горних высот на нас недостойных, ищущих твоей помощи и милосердия: умоли Владыку всяческих, Емуже на земли всем житием твоим служил еси, да дарует нам неуклонное хранение неповрежденныя правыя веры, юже от Господа чрез учеников Его прияли есмы, да поможет запечатлевати ю делы любви и милосердия, и да споспешествует нам во благих наших начинаниях; защити ны от злобных навет вражиих и помози всем нам твоим ходатайством улучити Царствие Небесное, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе пред лицем Всемилосерднаго Бога в Троице покланяемаго и славимаго во вся веки веков. Аминь.

Акафист блаженному Августину Иппонийскому:

  • Акафист блаженному Августину Иппонийскому

Канон блаженному Августину Иппонийскому:

Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:

  • Блаженный Августин, епископ Иппонийский – Азбука веры

Труды блаженного Августина Иппонийского:

  • “Исповедь” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Символе веры” – блаженный Августин Аврелий
  • “О предопределении святых. Первая книга к Просперу и Иларию” – блаженный Августин Аврелий
  • “О свободе воли” – блаженный Августин Аврелий
  • “Против академиков” (в трех книгах)
  • “О супружестве и похоти” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215. К Валентину и подвизающимся вместе с ним монахам адруметским. Письмо второе” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215А. К Валентину Адруметскому третье” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 217. К Виталию Карфагенскому” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 258. К Марциану” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письма” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об истинной религии” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга третья” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четвертая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга седьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга десятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга одиннадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двенадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга тринадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четырнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга семнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восемнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви” – блаженный Августин Аврелий
  • “О 83-х различных вопросах в одной книге” – блаженный Августин Аврелий
  • “О различных вопросах” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Троице” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об обучении оглашаемых” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди и поучения” – блаженный Августин Аврелий
  • “Рассуждение в четвертый день празднеств” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово в день Петра и Павла” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским” – блаженный Августин Аврелий
  • “О природе блага против манихеев” – блаженный Августин Аврелий
  • “О благодати и свободном решении” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об упреке и благодати” – блаженный Августин Аврелий
Читайте так же:  Святой елены молитва
Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2019

Православные каноны

Память: 15 июня / 28 июня

Августин Аврелий – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и апологетов. К нему обращаются за помощью для обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти.

Блаженный Августин Аврелий, епископ Иппонийский (Гиппонский)

Глас 6

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Приидите, вернии, препрославленную память святителя великаго и вселенныя учителя Августина блаженнейшаго согласно празднуим, еретиков посрамителя и покаяния проповедника.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Избран Господем быв служение святительское восприяти, в правоверии и любви божественней учении твоими премудрыми паству Христову упасл еси, святителю.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Премудрость Божественную свыше прияв, учение животворное источил еси, души, страстьми попаленныя, исцеляющее, святителю славне Августине.

Богородичен: Яко Вселенныя сокровище великое чтем Тя, Дево Пренепорочная, Ты бо миру от Троицы Единаго родила еси, Ему же молися, да спасет ны.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Воспоим, вернии, днесь пастыря и святителя и вселенныя учителя, правило веры и образ, и Божественнаго Пастыреначальника подражателя.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Божиим изволением произбран быв, святитель великий Церкве Христовы явился еси, бескровную Тайную Жертву Агнцу Божию принося, мира грехи на Ся вземлющему.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Сеяние молитвы слезныя матере твоея святыя явился еси и плод сторичный Творцу Господу верою принесл еси, Августине славне.

Богородичен: Дверь Небесная нам еси, Богородице, / еюже Царь славы к нам вниде, Его же моли спастися нам.

Седален, глас 7

Еретическая злокозненная шатания посрамил еси, Христову же Церковь верно управил еси, темже, в селениих горних водворяяся, блаженне, святе Августине, молися о душах наших.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Клятвы древния разорение и обетований Божиих всеспасительных исполнение, Богородице, явилася еси. Темже молися Рождшемуся от Тебе, да избавит ны от силы вражия.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Непреоборимь явился еси, святителю Августине, по Бозе Вседержителе воинствуя и во всем веления Того исполняя.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Ограда твердая церковная явился еси, святе, словесы и делы исправляя правая, Августине, великий учителю.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Меч воистину божественный на ереси явился еси и гром, нечестивыя устрашаяй, души же верных словом истины укрепляеши, Августине.

Богородичен: О Благословенная, Чистая, молимтися: молися к Рождшемуся от Тебе, да избавит души наша от искушений и обстояний.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Свещу пресветлу яви тя миру Христос, блаженне, светом неизреченным осияв и святительства правило всем показав.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Божественне дело Божие совершая и чистым умом прикасаяся чистейшим, непорочен обрелся еси, Богу службу творя; темже и нас словом твоим освяти и научи благая творити.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Прикровенное Закона Ветхаго пастве твоей уяснил еси, от Божественных сокровищ Духа сказуя, небоявленне Августине.

Богородичен: Тебе, Содетеля плотию рождшей и клятвы древния Разрешительнице, восклицающе молимся: спаси осуждения верою Тя блажащия.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Души, гладом тающия, напитал еси и жаждущия веселия божественнаго исполнил еси, проповедуя и вещая, всехвальне Августине.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Медоточныя капли добродетели всякия любомудренно собрал еси и от них вселенную усладил еси, отче блаженнейший.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Благодатию Божественною осиян быв, худшая на лучшая пременил еси и сокровище некрадомое обрел еси, святителю всехвальне.

Богородичен: Слово Божественное во чреве вмещшая и миру всему Спасение рождшая, не премолчи за ны моляся ко Господу.

Кондак, глас 4

Церкве Вселенския столпе непоколебимый, на недвижимем камени веры утвержденный, веры православныя учителю неленостный и покаяния проповедниче велегласный, истины возвестителю, прехвальне Августине, святителю Христов, просвети ны учением твоим.

Премудрости уста, целомудрия чаша, Православия учитель Августин блаженнейший всем сияет мысленне. Приидите, уподобимся того смирению, вере же и любви, имиже дом Божества показася, и в радости тако возопиим: радуйся, прехвальне Августине, святителю Христов, просвети ны учением твоим.

Читайте так же:  Молитва покаяние Ефрема сирина

Песнь 7

Видео (кликните для воспроизведения).

Ирмос: Росодательну убо пещь содела ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси Боже отец наших.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Премудрости светлостьми осиян, темиже паству твою облистал еси и пети Творцу всех подвигл еси: благословен еси, Боже отец наших.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Ум во глубины непостижныя вперив и бисер разума многоценный стяжав, мир премудростию исполнил еси, взывая: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Гордаго силу пресекл еси, блаже, смирением твоим, к Богу разумом чистым возносимый, Ему же пети научил еси: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Купину Тя огнегорящую Господь Моисею в Синаи древле прообразова, Ты бо огнь Божества невещественнаго прияла еси, мира спасения начало устроивши. Молися ко Святей Троице спасение нам даровати, мир и велию милость.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Богоприятен святитель показался еси, отче Августине, Духом Божественным паству твою просвещаяй, да взывают вси: благословите вся дела Господня Господа.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Сердца, недугом ереси пагубныя уязвленная, благодатными словес твоих лечбами уврачевал еси, сего ради тая благодарне воспеша: благословите вся дела Господня Господа.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Праведниче, якоже финикс в дому Господни, отче, процвел еси и правды плоды принесл еси, имиже тя чтущии питаются, восклицающе: благословите вся дела Господня Господа.

Богородичен: Глаголом благодатных устен Твоих последующе, ублажаем Тя, Присноблаженную и взываем: благословите вся дела Господня Господа.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Припев: Святый блаженне Августине, моли Бога о нас.

Слава твоя, святе, во веки пребывает и память со всеми праведными, с ними же и нам вселитися моли, Августине, великий молитвенниче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Зарю Утешителеву, блаженне, приял еси, тою ны облистая и словом Божественным питая; воистину бо источника непрестанна благодать миру тя показа, Августине, во веки.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Яко солнце светозарное миру память твоя возсия, отче Августине, в пристанище немятежное небесное световодящи верою тя восхваляющия.

Богородичен: Отроковице Пречудная, прежде век Сущаго приявшая, за крайнее благосердие Свое нам уподобившееся, и миру Спасение рождшая, спаси ны, верою Тя блажащия.

Светилен

Истины ведения ревнителю, святе Августине, ереси всегорькия мечем уст твоих посекл еси и, ныне на Небесех Престолу Троицы Святыя предстоя, прилежно о нас молися, верою и любовию память твою совершающих.

Молитва блаженному Августину Иппонийскому:

  • Молитва блаженному Августину Иппонийскому. Августин Аврелий – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и апологетов. К нему обращаются за помощью для обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти

Акафист блаженному Августину Иппонийскому:

  • Акафист блаженному Августину Иппонийскому

Канон блаженному Августину Иппонийскому:

Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:

  • Блаженный Августин, епископ Иппонийский – Азбука веры

Труды блаженного Августина Иппонийского:

  • “Исповедь” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Символе веры” – блаженный Августин Аврелий
  • “О предопределении святых. Первая книга к Просперу и Иларию” – блаженный Августин Аврелий
  • “О свободе воли” – блаженный Августин Аврелий
  • “Против академиков” (в трех книгах)
  • “О супружестве и похоти” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215. К Валентину и подвизающимся вместе с ним монахам адруметским. Письмо второе” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 215А. К Валентину Адруметскому третье” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 217. К Виталию Карфагенскому” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письмо 258. К Марциану” – блаженный Августин Аврелий
  • “Письма” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об истинной религии” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга третья” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четвертая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга седьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восьмая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга десятая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга одиннадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двенадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга тринадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга четырнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга пятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга шестнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга семнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга восемнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга девятнадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцатая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать первая” – блаженный Августин Аврелий
  • “О граде Божьем. Книга двадцать вторая” – блаженный Августин Аврелий
  • “Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви” – блаженный Августин Аврелий
  • “О 83-х различных вопросах в одной книге” – блаженный Августин Аврелий
  • “О различных вопросах” – блаженный Августин Аврелий
  • “О Троице” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об обучении оглашаемых” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди” – блаженный Августин Аврелий
  • “Проповеди и поучения” – блаженный Августин Аврелий
  • “Рассуждение в четвертый день празднеств” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово в день Петра и Павла” – блаженный Августин Аврелий
  • “Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским” – блаженный Августин Аврелий
  • “О природе блага против манихеев” – блаженный Августин Аврелий
  • “О благодати и свободном решении” – блаженный Августин Аврелий
  • “Об упреке и благодати” – блаженный Августин Аврелий
Читайте так же:  Молитва чтобы любимый был рядом
Читать другие акафисты раздела “Православные акафисты”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2019

Наставление св. Августина о молитве

Сегодняшняя СЛУЖБА ЧТЕНИЙ (Литургия Часов пятницы 29-й рядовой недели) содержит изумительное наставление св. Августина о молитве

Из послания св. Августина к Пробе

«Дух подкрепляет нас в немощах наших»

Каждый человек, который просит у Бога этой единственной вещи и который ищет её, просит о ней с уверенностью и без тревоги; он не боится, что она повредит ему, ког­да он её получит, ибо без неё всё, чего бы только он ни получил другого, испрашивая так, как должно, не принесёт никакой пользы. Эта единственная вещь — единая истинная блаженная жизнь, которая состоит в нескончаемом созерцании благости Божией в бессмертности души и тела. Только ради неё мы ищем всего остального и про­сим о нём так, как должно. Тот, кто будет обладать ею, будет обладать всем, чего только желает, и тогда он не сможет ни желать, ни обладать чем-либо неподобающим.

Именно здесь заключается источник жизни, которого должны мы жаждать ныне в молитве, доколе мы живём в надежде и пока мы не видим того, на что надеемся. Мы укрыты под Его крылами, перед Ним все наши желания; мы стремимся вкусить бла­гость Его дома, напиться из потока Его наслаждений; ибо в Нём источник радости, во свете Его мы увидим свет. Тогда наше желание будет утолено и нам нечего будет больше искать, воздыхая, ибо мы уже будем обладать этим в радости.

Вместе с тем, поскольку тут речь идёт о мире, превосходящем всякое разумение, то даже когда мы испрашиваем его в молитве, мы не знаем, чего мы должны испрашивать, чтобы молиться так, как должно. Если мы не можем себе представить чего-то таким, каково оно есть, то очевидно, что мы его не знаем. И всё, что приходит нам на мысль, мы отвергаем, отбрасываем и удаляем, зная, что это не то, чего мы ищем, ибо мы пока ещё не знаем, в чём состоит то, что мы ищем.

Итак, у нас имеется, так сказать, знающее незнание, но знающее благодаря Духу Божию, Который приходит на помощь немощи нашей. Ибо Апостол сказал: «Когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8,25), и прибавляет: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (8,26). И Бог, «Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он хо­да­тайс­т­ву­ет за святых по воле Божией» (8,26).

Мы не должны понимать это в таком смысле, будто бы Святой Дух Божий ходатай­ст­ву­ет за верных так, как если бы Он не был Богом, тогда как Он есть, в Пресвятой Троице, Бог неизменный, единый с Отцом и Сыном. Говорится, что Он ходатай­ст­вует за верных, чтобы побудить их к ходатайству, так же, как говорится: «Господь Бог ваш испытывает вас, чтобы узнать, любите ли вы Его», что значит, дать вам это узнать. Так он побуждает верных к молитве воздыханиями неизреченными, внушая им желание столь великой вещи, доселе ещё не познанной, которой мы ожидаем в терпении. Действительно, как «изречь», если желаешь неведомого? — Ибо, если бы мы полностью не знали, то и не желали бы, а с другой стороны, если бы видели и обладали, то и не желали бы и не искали с воздыханиями.

Источник: La Liturgie des Heures, v. IV, p. 214, Paris 1980

Взгляд на блаженного Августина в новейшее время

Взгляд на блаженного Августина в новейшее время

Православные отцы нового времени продолжали относиться к блаженному Августину так же, как это делал святой Марк, и с его именем не было связано особых споров. В России, по крайней мере, начиная со времен святителя Димитрия Ростовского (нач. XVIII в.), прочно вошло в правило называть его “блаженным Августином”. Скажем несколько слов об этом наименовании.

Даже в наше время употребление слова “блаженный” остается несколько неопределенным. В русском “блаженный” может относиться к великим Отцам, вокруг которых были какие-либо споры (Августин и Иероним на Западе, Феодорит Кирский на Востоке), но также и к Христа ради юродивым (канонизированным или неканонизированным), и к неканонизированным святым праведникам последних столетий вообще. Даже сегодня отсутствует четкое определение того, что означает понятие “блаженный” в Православной Церкви (в противоположность Римскому католичеству, где процесс причисления к лику “блаженных” сам по себе является полностью регламентированным), и любые “блаженные” в Православных Святцах (как это обстоит с Августином, Иеронимом, Феодоритом и многими Христа ради юродивыми) могут также называться и “святыми”. В русской православной практике редко можно услышать “святой Августин”, но почти всегда “блаженный Августин”.

Читайте так же:  Самая сильная молитва Николаю Угоднику

Ситуация в Греческой Церкви в новое время сложилась во многом сходная. Греческий богослов XVIII в. Евстратий Аргенти в таких своих антилатинских сочинениях, как “Трактат об опресноках” обращается к Августину как к святоотеческому авторитету, но при этом отмечает, что Августин является одним из тех отцов, кто впадал в определенные заблуждение, — никоим образом, однако, не переставая при этом оставаться Отцом Церкви (См.: timothy (ныне епископ Диокдийский Каллистос — перев.) Ware. “Eustratius Argenti”. Oxford, 1964, pp. 126, 128).

В конце XVIII в. св. Никодим Святогорец включил Житие блаженного Августина в свой “Синаксарь” или “Собрание Житий Святых”, тогда как до этого времени оно не включалось в Восточные календари и сборники житий святых. Само по себе это не содержит ничего примечательного. Ведь имя Августина было одним из многих сотен, которыми св. Никодим дополнил очень неполный православный календарь, следуя своей ревности еще больше прославить святых Божиих. В XIX в., исходя из подобной же ревности, Русская Церковь заимствовала имя Августина из “Синаксаря” преп. Никодима и внесла его в свой собственный календарь. Это вовсе не было “канонизацией” блаженного Августина, поскольку на Востоке на него никогда не смотрели иначе, как на Отца и Святого; речь шла просто о расширении церковного календаря, чтобы сделать его более полным — тот самый процесс, который продолжается и поныне.

В XX веке имя блаженного Августина обычно уже включается в Православные календари, как правило, под 15 июня (вместе с блаженным Иеронимом), но иногда под 28 августа, днем его преставления. Греческая Церковь в целом, быть может, воспринимает его с меньшими оговорками, чем Русская, как это можно увидеть, например, в официальном календаре одной из современных “старостильных” греческих Церквей, где его называют не “блаженным Августином”, как в русском календаре, а “святым Августином Великим” (agios Augustinos о megas).

Однако, и в Русской Церкви любовь к нему велика, хотя ему и не присваивают титула “великий”. Архиепископ Иоанн (Максимович), став правящим архиереем Западной Европы, выказывал нарочитое почитание блаженного Августина (равно как и многих других западных святых); так, он предпринял составление особой церковной службы в его честь (до тех пор ее не было в славянских минеях), и эта служба была официально утверждена Архиерейским Синодом Русской Церкви Заграницей под председательством митрополита Анастасия. Архиепископ Иоанн совершал эту службу ежегодно в праздник блаженного Августина, независимо от того, где бы он в этот день ни оказывался,

Но также и во многих догматических вопросах блаженный Августин открывается как учитель православных. Особенно необходимо упомянуть его учение о тысячелетнем царстве Христа. Будучи в свои первые годы в христианстве приверженцем несколько спиритуализированной формы хилиазма [11], в зрелые годы он стал одним из основных противников этой ереси, сбившей с пути и в древности, и в наше время многих людей, читавших Апокалипсис св. Иоанна слишком буквально, вопреки Церковному Преданию. В истинно православном толковании, которому учил блаженный Августин, “тысяча лет” Апокалипсиса (Откр. 20, 3) — это все время от Первого до Второго пришествия Христа, когда дьявол “связан” (значительно ограничен в своих возможностях соблазнять верующих), а святые царствуют со Христом в благодатной жизни Церкви (“О Граде Божием”, кн. ХХ,гл.7–9) [12].

По иконографии можно вполне отчетливо представить себе черты блаженного Августина. Возможно, самое раннее из сохранившихся его изображений — фреска VI века в Латеранской библиотеке в Риме, несомненно, основывается на прижизненном портрете; то же изнуренное аскетическое лицо с редкой бородой предстает и на иконе VII века, изображающей его вместе с блаженным Иеронимом и св. Григорием Великим. Икона из Турской рукописи XI века более стилизована, но еще все же очевидно основывается на том же оригинале. Поздние западные изображения утрачивают сходство с оригиналом (как случилось с большинством ранних святых на Западе), показывая блаженного Августина просто как средневекового или современного латинского прелата.

Краткое житие блаженного Августина Иппонского (354–430 ГГ.)

блаженного Августина Иппонского (354–430 ГГ.)

Чрезвычайно поучительная и плодотворная жизнь этого западного Отца Церкви началась 13 ноября 354 года в маленьком городке Нумидии (в настоящее время Алжир) в Северной Африке. Его отец, Патрик, так и не стал христианином до самой смерти, зато мать, святая Моника, благословила сына, осенив крестным знамением при рождении, и многие годы плакала и молилась с верой о его обращении ко Христу.

В юности Августин вел глубоко греховный образ жизни, следуя господствовавшей тогда языческой чувственности. Уже в семнадцать лет он обзавелся сожительницей, родившей от него сына. Августин обладал блестящим умом и без труда овладел языческой ученостью своего времени. В девятнадцать лет он открыл для себя Цицерона и почувствовал сильнейшее влечение к Истине. Но он был, кроме всего, честолюбив и стремился сделать себе имя в академическом мире. Он стал профессором риторики в своем родном городе, затем переехал в Карфаген и, в конце концов, получил место в Риме, столице Западной Империи.

Читайте так же:  Молитва при сильной тревоге

Во время пребывания в Карфагене Августин вступил сам и привел с собой нескольких своих друзей в еретическую секту манихеев — последователей Мани из Вавилона, который основал дуалистическую религию гностического типа. Манихеи научили его презирать христианские Писания и считать их детскими сказками, которые нельзя воспринимать серьезно. Однако, когда он получил профессорство в Риме, он начал прозревать сущность манихеев, распутство которых превосходило даже его собственное. Августин разочаровался и отошел от секты. Он начал чувствовать, что его поиски Истины тщетны, когда в 384 году приехал в Милан искать место губернатора провинции. Теперь он уже был готов к тому, чтобы Бог снизошел к нему. Епископом Милана в то время был великий Святой, святитель Амвросий, который занимал вместе пост правителя Северной Италии и был избран епископом по ревностному волеизъявлению народа. Его блаженная кончина в 397 году произвела такой всплеск веры, что пяти епископов оказалось недостаточно, чтобы крестить множество людей, которые устремились к водам жизни.

Святитель Амвросий был одаренным оратором и регулярно произносил проповеди в соборе. По Божьему Промыслу Августин присутствовал на целой серии бесед о Священном Писании, что и побудило его серьезно изучать Христианство — поистине, молитвами его матери. Это, а также открытие им возвышенных диалогов Платона вдохновило его вести целомудренную жизнь. В конце концов, он пришел к святителю Амвросию для крещения со своим сыном в Великую Субботу 387 года. В продолжение последующих сорока трех лет земной жизни он усердно трудился в винограднике Господнем, стараясь внимательно возделывать и свою собственную душу. История его обращения, трогательно открытая в “Исповеди” — “Confessiones” (написанной через десять лет после крещения), считается “шедевром интроспективной автобиографии, выраженной в форме пространной молитвы к Богу, вдохновенно произнесенной” (Henry Chadwick. “The Early Church”. Penguin Books, 1967, p.219).

В 388 году Августин возвратился в Африку, где был вскоре рукоположен во священника по просьбе народа, и затем, в 395 году, посвящен в епископа. Все письменные труды, созданные им с этого момента, показывают его особенную любовь к Писанию и углубленное его постижение. Кроме того, перу Августина принадлежат и философские труды, а также поэмы, полемические, догматические и нравственные произведения, 363 проповеди и 270 писем — обширное собрание трудов, сравнимых разве что с наследием святителя Иоанна Златоуста на Востоке.

Будучи епископом, владыка Августин столкнулся лицом к лицу с существовавшим уже 85 лет донатистским расколом [1] и фактически покончил с ним посредством нескольких Поместных Церковных Соборов. Карфагенский Собор в 411 году осудил также пелагианскую ересь [2], и Августин был признан сильным защитником Православия. Затем он обратил внимание на растущую проблему распада Римской Империи, последовавшего в результате разграбления готами Рима. Большинство языческого населения, а также и некоторые христиане думали, что падение Империи произошло из-за гнева презираемых христианством языческих богов. Борясь с этим заблуждением, Августин потратил четырнадцать лет на написание своего монументального труда “О Граде Божием” — “De Civitate Dei”, показывая, что Церковь существует не для империй и правительств, а для спасения и Царства Божия.

В 426 году Августин ушел со своей кафедры, однако последние годы земной жизни провел в борьбе с арианством [3]. 28 августа 430 года он почил при большом стечении учеников. Это был человек столь благородного сердца и ума и столь ревностный в защите Православия, что перед смертью он не побоялся пересмотреть все им написанное, исправляя замеченные ошибки и предоставляя все будущему суду Церкви, смиренно умоляя своих читателей: “Пусть все те, кто будет читать этот труд, подражают мне не в моих ошибках”.

Проповедь блаженного Августина — проповедь истинно-православного благочестия — есть слово для нашего времени, как сам он писал в “Исповеди”: “Я медлил с обращением ко Господу. Мою жизнь в Тебе я продолжал откладывать со дня на день, но я не откладывал смерть, ежедневно содевая ее в себе. Я был влюблен в мысль о счастливой жизни, но я боялся найти ее в ее настоящем месте, я искал ее тем, что убегал прочь от нее. Я думал, что был бы невыразимо несчастен, если бы лишился женских объятий, и я никогда не думал о Твоей милости как о врачевстве, исцеляющем эту слабость, ибо никогда не испытывал его… я отгонял от себя эти скорбные слова: “Как долго? Как долго? Отчего не теперь?”

Видео (кликните для воспроизведения).

Эти слова как будто написаны для нас, немощных православных христиан, ибо мы тоже влюблены в “мысль о счастливой жизни” и не думаем о Божией милости как о врачевстве наших немощей. Сможем ли мы, вдохновившись примером этого доброго и истинного Отца Церкви, встать смело на путь, который ведет ко спасению, повторяя слова блаженного Августина: “Отчего не теперь?”

Молитвы Святого августина
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here