Новиков Николай молитва

Подробное описание: Новиков Николай молитва - с детальным описанием, специально для Вас!

Новиков – Молитва Иисусова – том 3 – ПУД

Николай Новиков – Путь умного делания – 3 – Молитва Иисусова – Опыт двух тысячелетий – Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней

Николай Новиков – Путь умного делания – 3 – Молитва Иисусова – Опыт двух тысячелетий – Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней – Содержание

  • Первое благо
  • Изгнание диавола
  • Свобода от насилия
  • Стрелы врага
  • Преодоление раскола
  • Триединство сил
  • Пресечение зла
  • Центр жизни
  • История болезни
  • Неуязвимость бесстрастия
  • Три периода
  • Деятельная жизнь
  • Древо созерцания
  • Молитва в двух мирах
  • Христос обожает мя
  • Аз рех: бози есте
  • Тайновидцы истины
  • Ступени и степени
  • Пределы молитвы
  • Мы молимся не сами
  • Сокровищница богословия
  • Содержание
  • Вне храма угасает дух
  • На каменном основании
  • Тяжела десница Его
  • Покаянный труд
  • Избави мя от кровей
  • Разум истины
  • Помяни мя, Господи
  • Огнь закона
  • Аскеза
  • Жертва живая
  • Третьего не дано
  • Отступи от земли
  • Странничество духа
  • Сердечный затвор
  • Болезнь к смерти
  • Барьер самости
  • Не верь плоти своей
  • Ангельское бдение
  • Безмолвное житие
  • Возрастание в молитве
  • От слова к мысли
  • Нет другого имени под небом
  • Учение Откровения
  • Только Духом Святым Прп. Симеон Новый Богослов
  • Посильная жертва
  • Царь Давид молился лучше
  • Глаголы Духа
  • Из глубины воззвах
  • Прп. Иосиф Волоцкий
  • Огненное ограждение
  • Наша азбука
  • Язык должен потрудиться
  • Привитие навыка
  • Неисчерпаемые слова
  • На устах и в сердце
  • Свт. Игнатий Кавказский
  • Овладение умом
  • Буква убивает
  • Дух животворит
  • Высокий путь
  • Молитва частая станет чистою Прав. Алексий Московский
  • Таинство слова Прот. Георгий Бреев
  • Ангелы не молятся о себе Иеромон. Порфирий Афинский
  • Припадай умно к Богу Архим. Харалампий Дионисиатский
  • Остров молитвы Иеросхим. Иероним Эгинский
  • Тень Варлаама
  • Три образа молитвы
  • Молитва умно-сердечная
  • Молитва мечтательная
  • Законный порядок
  • Лествица на небо
  • Ум и сердце
  • Путь к сердцу
  • Богословие Духа
  • Управление вниманием
  • Художники молитвы
  • Место сердечное
  • Начальная исихия
  • Не подобает праздну стояти
  • Низвержение в чресла
  • Отеческие запреты
  • Предел, егоже не прейдут
  • Держись преданий древнеотеческих
  • Не торопись языком твоим
  • Да не внидете в напасть
  • Взыскуя священного трезвения
  • Едино же есть на потребу
  • Предочистительное действо Прп. Василий Поляномерульский
  • Плен прелестебоязни Свт. Игнатий Кавказский
  • Хождение пред Богом Свт. Феофан Затворник
  • Углубляясь в сердце Прав. Иоанн Кронштадтский
  • Умное ремесло Схимон. Иосиф Исихаст

Николай Новиков – Путь умного делания – 3- Молитва Иисусова – Опыт двух тысячелетий – Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней

Проект умное делание – Н.М. Новиков

Предлагаем Вашему вниманию уникальный проект известного подвижника и исследователя святоотеческой молитвенной практики и практики умного делания – Николая Михайловича Новикова, автора серии книг о молитве Иисусовой и исихазме. В последнее время на фоне общего обмирщения и богословской схоластики (логического упрощения) в отношении исконной христианской традиции и святоотеческого духовного наследия происходит губительный процесс формализации веры с искажением сути духовного пути, как практики умного делания. Сам Н.М. Новиков так говорит об этом:

“Наверное, нам можно начать с того, о чем меня часто спрашивают, – с вопросов, которые задают те, с кем мне приходится общаться, и прежде всего монашествующие. И оказывается, что, как ни странно, у людей существует очень неточное, неясное, а иногда и вовсе неверное представление о том, что такое умно-сердечная молитва, умное делание, что такое исихазм. От этого неверного понимания происходят многие недоумения, искажения, недоразумения и просто серьезные ошибки, из-за которых искажается духовный путь человека.”

Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков.
И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.

Работа над издательским проектом «Путь умного делания» началась в 1997 году. На этот труд Н.М. Новикова вдохновил архимандрит Кирилл (Павлов), преподавший свое благословение и молитвенно поддержавший наше начинание. В 1999 и 2000 годах вышли в свет первые издания авторской книжной серии.

Наш сайт начинает публикацию уникальной серии книг Н.М. Новикова:

  • Меч воина. Внутренний подвиг мирянина и инока
  • Подвиг в миру. Святые отцы о молитве и трезвении
  • Новиков Н.М. – Путь умного делания. Том 1
  • Новиков Н.М. – Путь умного делания. Том 2
  • Новиков Н.М. – Путь умного делания. Том 3

Предлагаем Вашему вниманию первую книгу серии “Меч воина. Внутренний подвиг мирянина и инока”.

Новиков Николай молитва

Заметим, что копии наших книг можно найти и на других сайтах, однако
стоит учесть, что все они являются копиями пиратскими, то есть
изготовлены нелегально с нарушением законодательства об авторском
праве. Любое неправедное дело не бывает богоугодным, а пользуясь
услугами правонарушителей, мы в некоторой мере приобщаемся к их
деяниям. Надеемся, что желающие познакомиться с нашими книгами
отдадут предпочтение авторскому сайту и воспользуются официальным
первоисточником.

Проект серии «Путь умного делания» и состоявшиеся в рамках проекта
публикации были одобрены схимитрополитами Питиримом (Нечаевым)
и Ювеналием (Тарасовым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным),
схиархимандритом Илием (Ноздриным), архимандритами Кириллом
(Павловым) и Даниилом (Ворониным), протоиереем Георгием Бреевым
и другими уважаемыми пастырями.

Читайте так же:  Молитвы великого антония

Более подробные сведения о проекте и об изданиях, вошедших в серию
«Путь умного делания», можно найти на нашем сайте в рецензии
«Приближение к таинству», а также в материалах «Искусство молитвы»
и «Единственный путь».

Приобрести печатные издания наших книг можно в интернет-магазинах:
«Синопсисъ» www.knigipochtoi.ru | 8 800 511 79 72, +7 926 308 32 01;
«Храм книги» www.hramknigi.ru | +7 (495) 532-98-92, +7 (925) 532-98-92;
«Отчий дом» www.otdom.ru | +7 (800) 775-39-10, +7 926 926-04-27;
«Данилов монастырь» www.danilovbook.ru | +7 (495) 952-80-59.

Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.
Опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике.

Новиков Николай молитва

Работа над издательским проектом «Путь умного делания» началась в 1997 году. На этот труд автора вдохновил архимандрит Кирилл (Павлов), преподавший свое благословение и молитвенно поддержавший наше начинание. В 1999 и 2000 годах вышли в свет первые издания авторской книжной серии.

Наши публикации и аудиобеседы обращены к людям, ищущим духовного совершенствования, а наша цель – привлечь внимание к святоотеческой традиции, познакомить с основами аскетического учения Православной Церкви, дать представление о принципах и методах исихастской практики.

Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков. И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.

Особо отметим то, что содержание наших книг и бесед имеет разные планы. С одной стороны, они рассчитаны на самый широкий круг христиан, готовят начинающих к овладению навыком словесной молитвы и переходу к молитве умной. С другой – здесь же найдут для себя полезный материал те, кто уже имеет опыт умно-сердечного делания и устремлен к стяжанию начальной исихии, те, кого интересуют особенности подходов к соединению ума с сердцем и использование художественных приемов. Надеюсь, публикуемые нами материалы смогут помочь углубленности в молитвенную жизнь, помогут предупредить угрозу вражеских нападений, подскажут, как уберечься от преткновений на этом пути.

Более подробные сведения о нашем проекте и об изданиях, вошедших в серию «Путь умного делания», можно найти в рецензии «Приближение к таинству», помещенной в данном разделе, а также в материалах «Искусство молитвы» и «Единственный путь» в разделе «Тексты».

Автор глубоко благодарен всем, чья молитвенная поддержка помогла воплощению в жизнь нашего проекта. Прежде всего это приснопамятные схимитрополит Питирим (Нечаев) и схимитрополит Ювеналий (Тарасов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и схимонахиня Антония (Сухих). Особую признательность выражаем схиархимандриту Илию (Ноздрину), архимандриту Кириллу (Павлову), архимандриту Даниилу (Воронину), игумену Петру (Пиголю), протоиерею Георгию Брееву. Низкий поклон всем тем, кого искренний интерес к нашей тематике подвиг к молитвенной помощи, кто тем самым принимает незримое, но реальное творческое участие в нашем проекте. Спаси, Господи!

Большая благодарность нашим сподвижникам, чей труд стал неотъемлемой частью проекта «Путь умного делания»: литературному редактору книжной серии Новиковой Галине Васильевне и специалисту по технической поддержке сайта Смирнову Валерию Николаевичу.

У книжной полки. Николай Новиков. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1

Аудио

В писаниях святителя Феофана Затворника, как и в частной его перепи­ске, повсеместно встречаются такие мысли: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет. Она обязательна и для мирских людей. Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Новоначальные должны по­мнить, что молитва безумного и сердечного обращения к Богу — не молитва. В сердце – жизнь, там и жить надоб­но. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа. Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она — начало дела. Се за­кон не одних отшельников, а всех христиан. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны. » Эти слова святителя Феофана можно вынести в эпиграф книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она выпущена в свет Издательским проектом «Путь умного делания» и называется – «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».

По словам автора, «умная молитва – ровесница человека, ее происхожде­ние святые отцы связывают со временем пребывания человека в раю: «по неложному свидетельству богомудрого преподобного и богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная божественная молитва, приличествующая совершенным». В самом деле, иначе и быть не могло, ведь Адам до грехопадения пребывал в прямом богообщении, иначе говоря, в созерцательном состоянии, которое и есть высшая форма умно-сердечной молитвы. Умная и сердеч­ная молитва заповедана человеку и в Ветхом, и в Новом Завете. Спаситель, отвечая на самый важный для челове­ческого существа вопрос: что же делать, чтобы наследо­вать жизнь вечную, указывает на исполнение заповеди о любви к Богу как на необходимое условие для спасения в вечности, условие, на котором утверждается весь закон и пророки».

Как отмечает автор, «очевидно, что исполнения этой, наивысшей из всех заповедей, требующей любви всем сердцем и всем умом, невозможно достичь иначе, как посредством умно-сердечной молитвы, с помощью «которой молящийся от­деляется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу». Именно посредством такой молитвы «ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом» могут, связуемые под действием благодати «воедино о Господе», восстановить свою целостность. Вне этого единства все­целая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближне­му, заповеданная тем же наивысшим законом, остаются недосягаемы, так как Божий завет подразумевает отнюдь не нашу душевную, пристрастную любовь, которая свойст­венна всякому человеку в его ветхом состоянии. Устами евангелистов Господь заповедал нам любовь духовную».

В предисловии книги, ее рецензент, игумен Петр (Пиголь) напоминает читателям, что «цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и более всего этому содействует, по слову прп. Серафима Саровского, — молитва. Жизнь христиан­ской души должна быть сосредоточена в молитвенном де­лании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Молитвой управляется течение мыс­ли христианина, молитва звучит в биении его сердца и на­полняет его дыхание. Посредством непрестанной молитвы соблюдается, как поучает прп. Григорий Синаит, «величай­шая родовая заповедь о памяти Божией», за нарушение ко­торой «люди погибли», но исполнением которой «могут спастись».

Читайте так же:  Молитва моррна наламаку симеона

Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и пи­тающему тварную жизнь. Обновленный через молитву Бо­жией благодатью, человек получает способность видеть свое падение, остро осознавать свою ограниченность и ни­чтожность, неизбежную вне Божественного содействия, начинает сокрушаться, понимая подлинный смысл слов Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже. Смире­ние порождает покаянную скорбь и тем подвигает человека от всего сердца вымаливать прощение у своего Отца. Так через живительное молитвенное делание уготовляется спа­сение души. Две тысячи лет шли этим путем наши отцы и праотцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам».

Как отмечает игумен Петр, «богатейшее наследие предшествующих поколений благодатное учение о молитве, — как святыня, хранится во множестве древних книг. Суть и принципы этого учения не­изменны, но святые отцы излагали свои наставления на языке, понятном и доступном прежде всего их современни­кам. Поэтому так важно изучать опыт подвижников, живших незадолго до нас, а значит, близких нам по своему менталитету и психологии. Обращение к аскетической литературе — долг всякого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых XX века, «зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвеще­ния». Духовный рост сопряжен с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в «исполнителей обрядов», уделом которых «остается разъединение» и для которых недостижима мо­литвенная связь ни между собой, ни с небом».

Возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со слож­нейшей темой и постичь самое существо дела и помогут нам книги, выходящие в серии «Путь умного делания». Композици­онная особенность этого издания, по словам игумена Петра, позволяет читателю, мыс­ленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысляя наставления подвижников разных эпох. Читатель при этом оказывается в некоем надвременном пространст­ве, где царит дух жизни равноангельной, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, а стало быть — достижимо истинное еди­нение через молитву во Христе.

В этой и других книгах издательского проекта «Путь умного делания» рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге свяшеннобезмолвия, закономерности ду­ховного развития, принципы руководства святоотеческими пи­саниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отноше­ние к молитвенной жизни. Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующе­муся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыс­кать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. А надо сказать, что здесь пред­ставлен обширный обзор писаний святых отцов, пастырей и подвижников различных эпох, вплоть до нашего времени, собраны наставления, размышления и практические со­веты опытных делателей молитвы.

Кроме того, в этой книге публикуется аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий читателей с практикой стяжания умной и сердечной молитвы. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония Голынского. По словам протоиерея Георгия Бреева, эта работа открывает «далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Скромный по объ­ему, но предельно насыщенный напряженной духовной мыслью трактат поможет многим взыскующим спасения при­общиться к благодатному деланию, поможет устоять в ду­ховной битве. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для ми­рянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь все агрессив­нее навязывает антидуховные ценности и человек все креп­че прирастает к земле, все менее устремлен к горнему. Нет сомнений, что записи истинного молитвенника, проникнутые горячим сочувствием к иноческому подвигу, записи, со тщанием и пониманием воссозданные после утраты рукописи, послужат целебной духовной пищей для всех алчущих Истины».

Перед нами книга, которая дает возможность приоб­щиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко ос­мысленное и обстоятельно излаженное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути мо­литвенной жизни и стремится к дальнейшему продвиже­нию вглубь. Но в то же время неоценимую помощь полу­чит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотечес­кой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же пред­мет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Читайте так же:  Какими молитвами можно снять проклятие

О молитве Иисусовой. Аскетический трактат

Содержание

Слово к читателю

Дорогие братья и сестры!

Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути – пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.

Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые.

Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам.

Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и Рождества Богородицы в Крылатском

От издателей

Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) – монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть полезен тем, кто движим стремлением приобщиться к молитвенному опыту отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей.

Видео (кликните для воспроизведения).

К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.

Сведения о судьбе автора весьма ограничены и противоречивы, скудные документальные свидетельства не позволяют в полноте восстановить биографию владыки Антония (†1976). Однако это никак не умаляет значения данного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божью, являются общецерковным достоянием.

Предисловие

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26,39 ).

Две выраженные здесь мысли – «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» – составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.

Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее – Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, «те, которые не осквернились с женами» ( Откр. 14,4 ), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели – молитвы зрительной.

Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар – молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.

На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва – меч духовный – все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога – Всемогущего Творца.

Читайте так же:  В церкви молитва за здравие

Николай Новиков: Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к книге “Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1”

Четырехтомная монография “Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий” – это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова “Путь умного делания”. Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовною развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к.

Четырехтомная монография “Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий” – это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова “Путь умного делания”. Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовною развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.
3-е издание.

Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4 томах. Том 1

Николай Новиков

ISBN: 5-85280-221-2
Год издания: 2011
Издательство: Отчий дом
Серия: Путь умного делания
Язык: Русский

Четырехтомная монография “Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий” – это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова “Путь умного делания”. Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.

Лучшая цитата из книги

Вступительное слово
К читателю
От автора

Установление Божие
Райское делание
Во имя Сына
Царство милости
Венец добродетелей
Ведение и неведение
Невежество наказуемо
Причины крушения
Путь, вводяй в живот
Культура духа
Тайна таинств
Рассуждение
Наш враг — сам диавол
Победить мир
Искусство среднего пути
Жизнь и жития
Самопознание
Покаянный дух
Жертва спасающая Прп. Симеон Новый Богослов
Душа молитвы
Самоукорение Свт. Игнатий Кавказский
Аз есмь ничто
Земля и пепел
Мученический подвиг
Смирение святых
Возвращение в ничто Схимон. Иосиф Исихаст
Путь лежит через ад
Без пощады к себе
Ум во аде
Великая наука Прп. Сшуан Афонский
В руце Твои, Господи
Он обязан нам помочь

Сердце и уста
Меры предосторожности
После смерти
Преодоление пропасти
Войди в себя
Строй жизни
Начало дела
Монастырь в сердце
Оптина в Москве Прав. Алексий Московский
Се ныне день спасения
Полюбивший страдания Сщисп. Лука Крымский
Внутреннее уединение
Среди суеты
Затвор без затвора
Граница мира
Внутреннее безмолвие Схимон. Паисий Святогорец
Молитва среди мира
Весь мир — храм
Обретение тишины
Тень мира

Высший путь
Родословная исихазма
Монах — произведение Святого Духа
Апостольская горячность
Две ступени к единой цели
Уставоположники изрядные
История мифа
Мирская пустыня
Монастырь в миру
На греческой земле
На земле русской
Мир и схима
Подвиг в миру Схимон. Антония (Сухих)
В подполье
В немощах пренемогать
Если снова гонения
Отречение от мира
Философия аскетизма Сщмч. Иларион Верейский
В нижнем чине
По внушению Духа
Подвиг супружества

По образу Христа
Блажен нашедший советника
Откровение и рассуждение
Расположение души
Приближение к идеалу
Русское старчество
Кризис духа
Оскудение подвига
Не общим путем
Культ прелести
Благая строгость
Душевное пастырство
Одинокие воины
Избранники благодати
Средний путь
Жизнь по совету Свт. Феофан Затворник
Бог дважды не судит
Пастырь и паства
Высокое лицо
Драгоценный опыт
Покаяльный поп
Пастырская аскеза

Читайте так же:  Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в беременности

МОЛИТВА ИИСУСОВА
Предуведомление от составителя трактата

О молитве Иисусовой
АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ

Молитва Иисусова
Главное оружие
Суть делания
Матерь добродетелей
Словесная молитва
Обретение навыка
Внешняя жизнь
Спасительный прибыток
Умная молитва
Деятельная степень
Воспитание благодатью
Со старцем и без него
Сердечная молитва
Деятельная степень
В пределах сил человеческих
В тайнике сердца
Высшие степени молитвы
Молитва самодвижная
Молитва чистая
Молитва зрительная

Комментарии составителя
1. Правило: подходы и методы
2. Аскеза: воздержание от всего
3. Намерение: залог посмертного дара
4. Псевдомолитва: игры воображения
5. Три периода: восхождение к обожению
6. Внимание: гортань и губы
7. Целомудрие: ум, рассудок и сердце
8. Искушения: идеже не бе страх
9. Место сердечное: общение в Духе
10. Прелесть: молитва в ней неповинна
11. Причастие: ценность не в частоте
12. Трезвение: очищение сердца
13. Правило: количество и скорость
P.S. Во избежание «приближения вражеского»

Биографические сведения об авторе келейных записок

О книжной серии «Путь умного делания»

Именной указатель
Библиография
Список сокращений
Содержание
Сведения об изданиях серии «Путь умного делания»

Путь умного делания Новиков

Об авторе

(Здесь конечно не место рецензировать подобные книги, но раз она есть на лайвлибе, может, кому-то нижеприведенная информация пригодится…)

Довольно давно я прочел книгу «О молитве Иисусовой и божественной благодати» изданную в 2000 г. Ее содержание можно разделить на две части. В первой находится трактат о молитве, составленный на основе келейных записок архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Владыка был делателем Иисусовой молитвы, за свою долгую жизнь (род. 1889 г.) пережил гонения, лагеря, а после освобождения до самой своей смерти в 1976 г. находился на нелегальном положении

Трактат владыки о молитве оставил у меня тогда приятное впечатление. Главным образом потому, что это рассказ практика, а не теоретика, начитавшегося святых отцов. Владыка пишет просто и понятно, при этом освещает все основные этапы молитвенного делания, начиная со словесной молитвы, затем переходит к описанию умной и т.д. В душе после прочтения данного текста появляется желание молиться.

Если говорить о второй части издания 2000 г., то она является развернутым комментарием к запискам о молитве с прибавлением в конце воспоминаний чад архиепископа Антония. Автор комментариев Николай Новиков собрал много любопытных цитат из творений святых отцов и подвижников. Комментарии весьма ценные, хотя служат они, в основном, пищей для размышления — в стройную систему они не складываются. Кроме того, по одному и тому же вопросу иногда приводятся различные точки зрения, так что после прочтения остается легкое недоумение – какого же мнения держаться?


Владыка Антоний

После выпуска издания двухтысячного года его составитель Николай Новиков выпустил целый ряд книг, которые явились продолжением, переложением, углублением, расширением, дополнением (нужное выбрать) заявленной темы. Они вышли в серии «Путь умного делания» и хорошо известны всем, кто интересуется данным вопросом.
Рецензируемая книга «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат» является переработкой издания 2000 г. В целом содержание книги осталось прежним. Вначале трактат — потом комментарии, в последней части приведены биографические данные на владыку и кратенькие воспоминания его чад. Если не брать в расчет предисловие, в котором Новиков Н.М. упоминает о пиратских изданиях текста Антония Голынского и обрушивается с критикой на священника-мифотворца Владимира Панковца, главное отличие я усмотрел в комментариях.

Во-первых, сокращен их объем – сильно поредел перечень цитат, отсутствуют биографические справки на авторов. Из комментариев устранен плюрализм мнений, благодаря чему исчезла внутренняя противоречивость.

Во-вторых, изменилась авторская интонация. Она стала очень уверенной. С одной стороны это понятно. Николай Новиков изначально выбрал себе роль комментатора записок владыки. Но в последующих его трудах (и в этом тоже) мнение автора-составителя начинает заслонять собой первоначальный трактат владыки Антония. Комментарии превращаются в самостоятельный текст, в котором Новиков излагает свое видение молитвенного подвига. Нельзя сказать, чтобы оно расходилось со святыми отцами, но все-таки составитель выступает здесь уже как самостоятельная величина. Он уже эксперт, специалист, равный многим отцам и подвижникам. Он дискутирует с ними, даже немного обличает: вскользь проходится по схиархимандриту Серафиму (Романцову), не соглашается с Рафаилом Карелиным, немного противоречит и дополняет отцов, призывавших к простоте в молитве. Впрочем, нельзя точно сказать, что является причиной данной уверенности автора, действительно ли он настолько преуспел в молитве, что может с легкостью находить и исправлять чужие ошибки? Но даже в этом случае, его опыт остается субъективным. С другой стороны, Николай Новиков иногда интересно рассуждает о некоторых моментах молитвенной практики. Поэтому читать его по-прежнему полезно.

В общем, от книги остается двойственное впечатление. С одной стороны она, безусловно, очень ценная и Николай Михайлович Новиков заслуживает благодарности за свой труд. С другой стороны, названные выше моменты, снижают ее ценность, а настойчивая рекомендация и акцент на нахождение сердечного места могут внести определенную сумятицу в сознание молящегося.

Интересные материалы:

Ее называют по-разному: Богородица, Царица небесная, Пресвятая Дева, Утешительница. Но что мы о ней знаем?…

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва и жизнь (Антоний Сурожский) Предисловие Молитва означает для меня личные отношения. Я не был…

Новиков Николай молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here