О силе молитвы осипов

Подробное описание: О силе молитвы осипов - с детальным описанием, специально для Вас!

О силе молитвы осипов

Молитва – как связь – это духовное содержание любой религии. И есть неверная молитва, которая м. привести к самым печальным последствиям.

Особое внимание отцы уделяют молитве Иисусовой, т.к.утренние и вечерние молитвы совершаются только в свое время, а молиться надо весь день.

Надо упражняться в молитве, понуждать себя к ней (как спортсмены упражняются) – и с начала, а не с середины и не с конца.

С середины – начинают те, кто принимают руководства отцов без подготовки, хотят взойти умом в сердечный храм, и оттуда воссылать молитву. С конца – те, кто хотят немедленно раскрыть благодатные действия молитвы, ее благодатные дары, переживания и сладости (Кстати, этим наполнена книга «Откровенные рассказы странника…»).

Этапы молитвы: 1) Устная молитва – языком или шепотом.

2) Следующая ступень – эта молитва м.стать умственной молитвой – как мысль.

3) Следующий этап – соединение ума с сердцем – когда в ответ на покаянную молитву начинает откликаться сердце, и происходит неизъяснимый акт, который дается Богом – акт соединения ума с сердцем. Это происходит не по воле человеческой, а только по воле Божией. Тогда молитва становится непрестанной – что бы человек ни делал.

4) Есть и более высокая ступень молитвы – которая совершается в полном молчании ума и всех сил души, в полном мире души. Дух молится в человеке. Иногда это называется созерцательной молитвой. Исаак Сирин писал о таком молчании – «молчание суть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мира».

Поэтому молитву надо начинать не с конца и не с середины, а с начала.

Начало молитвы – это три главных компонента молитвы – Внимание и благоговение с целью покаяния.

Где нет внимания, нет молитвы, там молитва провалилась. И можно какие угодно всенощные отстаивать – проку никакого не будет.

Монах Меркурий, «В горах Кавказа» – непрестанность молитвы отнюдь не означает ее благодатность, поскольку главное здесь – это дары молитвы. И Петр Дамаскин – что итогом правильной молитвы д. быть «видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».

И можно всю жизнь совершать службы, присутствовать за службами – и так и не помолиться. Гигантское время проводят верующие за службами – и представьте, все впустую. А самомнение какое начинает расти! Кажется, в храме, на богослужении – а на самом деле – мыльные пузыри.

Распяли Христа как раз те, кто провел всю жизнь в храме – и вне сомнений – ни разу не помолились.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Как же все-таки научиться молиться правильно?

Прежде всего, напомню ещё раз, что и об осторожности в отношении практических занятий молитвой Иисусовой говорю не от себя. Известно, что Оптинские старцы так советовали ревностным «не по разуму», потому что, как писал преподобный Исаак Сирин: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». И здесь люди, которые не понимают, какие необходимы условия для занятия молитвой Иисусовой и которые исходят из неправильной цели ее совершения, впадают, как правило, в самомнение, прелесть, гордыню. Эту мысль проводит и святитель Игнатий. Каково должно быть отношение к молитве Иисусовой в наше время? Смотря для кого. Одно дело для ставших на путь монашеской жизни, и другое — для тех, кто вращается в суете мирской жизни.

Что касается духоносных наставников, то под ними святитель Игнатий подразумевал тех, которые приобрели непрестанную благодатную молитву Иисусову, достигли бесстрастия и получили от Бога редкий дар видения души человека. Такие наставники действительно могли указать на те скрытые страсти и их причины, которые человек в себе не видел. Но говоря о своем времени святитель Игнатий произнес крайне обидные слова для видящих себя духовными отцами: «Богодухновенных наставников нет у нас!». И сказал не просто, а с восклицательным знаком. А он прекрасно знал состояние современного ему монашества.

Однако за неимением богодухновенных наставников святитель Игнатий предлагает очень важные советы ищущим духовной жизни.

Первый — руководствоваться писаниями и опытом преимущественно тех древних отцов и русских подвижников, которые давали советы людям, находящимся на таком же духовном уровне, как и современный христианин. К этим писаниям, конечно же, в первую очередь необходимо добавить творения самого святителя Игнатия, поскольку он подвизался и писал в эпоху, духовно очень подобную современной, и потому для нашего времени он является лучшим духовным наставником.

Второй — следует советоваться с теми людьми, которые единодуховны нам, которые искренне ищут духовной жизни, изучают и знают творения святых отцов и, что очень важно, имеют дар рассуждения. В отношении последнего условия (рассуждения) свтятитель Игнатий предупреждает, что были даже святые, которые достигали высоких духовных состояний, но, не имея дара рассуждения, предлагали иногда такие советы, которые серьезно повреждали душу человека.

Читайте так же:  Видио молитва от сглаза

Святитель Игнатий приводит в связи с этим мысли преподобных Макария Великого и Исаака Сирина. Он писал: «Святой Макарий Великий говорил, что . встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати. вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном . которое требуется истинным подвижничеством». «В монастырях употребляется о таких старцах изречение: “свят, но не искусен”, и наблюдается осторожность в советовании с ними. чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев». Св. Исаак Сирин говорит даже, что такой старец «недостоин называться святым». Вот с какой внимательностью, оказывается, нужно подходить к выбору тех, с кем можно советоваться.

Поэтому в наше время, кто хочет научиться молиться и жить правильно, непреле’стно, должен тщательнейшим образом изучать творения святителя Игнатия, прекрасно знавшего и учение Отцов, и опытно прошедшего путь молитвы. Но, конечно, если удастся найти человека, знающего, понимающего и разумного, то советоваться и с ним. Но советоваться так, как советуются с друзьями, а не как с руководителем «православной» тоталитарной секты, требующим беспрекословного себе послушания. О полном послушании в силу отсутствия сейчас богодухновенных наставников едва ли может идти речь даже в монастырях, а в миру такого и никогда не было, кроме разве отношений между лжедуховниками и лжепослушниками, особенно же лжепослушницами. Правда, нужно отличать послушание в вопросах административных (по должности), которое полезно и для духовной жизни, от послушания духовного, которое святитель Игнатий называет великим иноческим деланием.

Он писал: «Напрасно Ваше желание — находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях».

«И многие думали проходить послушание, а на самом деле оказалось, что они исполняли свои прихоти, были увлечены разгорячением. Счастлив тот, кто в старости своей успеет уронить слезу покаяния на увлечения юности своей. О слепых вождях и водимых ими сказал Господь: Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася (Мф. 15, 14)».
(По материалам с сайта Богослов.ru)

О силе молитвы осипов

» жмите сюда, если нет “прокрутки” в этом окне

Профессор теологии
Алексей Ильич Осипов

о « молитве правильной »

Непосредственно с темой монашества связанно учение Святителя о молитве, или об умном делании, о первостепенном значении которого в монашестве, он писал: « Без истинного умного делания монашество есть тело без души» .

Говоря, что « молитва есть высшее упражнение для ума… Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей » , Святитель раскрывает те условия, при соблюдении которых только она является таковой. В противном случае, предупреждал он, она оказывается, по меньшей мере, бесплодной, а может привести и к впадению в глубокую прелесть: переживанию ложных сладостных состояний, виде́ний, прозрений и т.п. Некоторые из этих условий молитвы, принимаемой Богом, достаточно известны: прощение ближних, отсутствие вражды к кому-либо, милосердие и др. Но многие находятся вне поля зрения большинства верующих. Поэтому услышать голос такого Учителя о правильной молитве – большое благо. За два года до своей кончины он писал: «В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а её-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, (а) ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет !» . Поэтому « научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение » .

Прежде всего, святитель Игнатий указывает на виды молитвы. Самая простая из них — устная, или гласная молитва, которая произносится вслух или шёпотом. Но « устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвой Иисусовой (Предисловие схимонаха Василия)» .

Помимо устной молитвы он говорит ещё о трех ее видах. « От молитвы гласной многой, — говорит священноинок [ Дорофей, автор “Цветника”. — А.О. ], — истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо вслух себе одному ». « Молитва называется умной, когда произносится умом с глубоким вниманием при сочувствии сердца; сердечной, когда произносится соединёнными умом и сердцем, причём ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву; душевной, когда совершается от всей души, с участием самого тела, когда совершается из всего существа » .

Читайте так же:  Молитва Николай Чудотворец икона

Представим наиболее важные положения учения Святителя о молитве.

Молитва внешняя и внутренняя

« Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность. Всё это очень спо­собствует к удержанию ума от рассеянности ».

« Кто молится устами , — передаёт святитель Игнатий слова очень почитаемого им подвижника священноинока Дорофея, — а о душе небрежёт и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию ”.

«… одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутренней, не суть монахи (преподобный Серафим Саровский)».

« Всякая молитва , — сказал тот же великий Отец [ св. Исаак Сирин — А.О. ], — при которой не утрудится тело, а сердце не придёт в сокрушение, признаётся недозревшим плодом, потому что такая молитва — без души ». Он же сказал: « Молитвы памятозлобивых — посевы на камне » (ср.: Мф. 6. 14–15).

« Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных ».

В одном из писем святитель Игнатий говорит об одном из важнейших условий, при наличии которого лишь молитва принимается Богом. « Сегодня , – пишет он, – я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари». «Высокое занятие , — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но это высота очень опасная, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения ». « Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушённого и смиренного ».

« Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божье всуе» (Притч. 30: 9).

«Должно… совершать молитву со вниманием и благоговением с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве».

«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму».

«Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы».

«…внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную». «Без внимания молитва — не молитва. Она мертва! Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие»!

Искание наслаждения в молитве

« Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твоё мёртвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние ». « Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огонь нечистый — слепое, вещественное разгорячение крови — воспрещено приносить пред всесвятого Бога ».

Истинное наслаждение – в правильной молитве

Как часто упрекают христианство в том, что оно, призывая человека к ви́дению повреждённости человеческой природы и своей греховности, к покаянию, к плачу о грехах, борьбе со страстями и проч., делает жизнь унылой и несчастной. Но такие упрёки проистекают из полного непонимания того, что причиной всех наших бед являются именно страсти: эгоизм, зависть, гордость, алчность, упрямство, пьянство и прочие, им же несть числа. Они отравляют личную и семейную жизнь человека, приносят неисчислимые беды. И без борьбы с ними, покаяния и молитвы ничего доброго ожидать в жизни невозможно. Это самый основной закон человеческой жизни!

И, напротив, в человеке, живущем по Евангелию, по мере очищения от страстей открывается реальное действие благодати Божьей, особая духовная радость – истинное человеческое счастье. О нём прекрасно сказал переживший его апостол Павел : « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2. 9) . История Церкви подтверждает это с огромной силой.

Святитель Игнатий пишет: « Радость и веселие свойственны душе, ощутившей оживление, ощутившей избавление из плена, в котором держали её грех и падшие духи, ощутившей осенение Божественной благодати, ощутившей, что действием этой благодати она представлена лицу Божью, возведена в непорочное и блаженное служение Богу. Ра­дость и веселие так сильны, что Святой Дух приглашает ощутившего их к воскликновению. Как не воскликнуть от радости освободившемуся, ожившему, окрылившемуся, вознёсшемуся с земли на небо ?». И о своей настоятельской жизни в Троице-Сергиевой пустыне: « Здесь я увидел врагов, дышащих непримиримою злобою и жаждою погибели моей; здесь милосердый Господь сподобил меня познать не­выразимые словом радость и мир души; здесь сподобил Он меня вкусить духовную любовь и сладость в то время, как я встречал врага моего, искавшего головы моей,—и соделалось лицо этого врага в глазах моих, как бы лицом светлого Ангела ».

Читайте так же:  Молитва покаянного к Господу Богу

Замечательны и разнообразны слова Святителя о той радости, которую испытывает верующий в разных молитвенных состояниях своей души, когда живёт действительно по-христиански:

– в покаянии . « В слезах таинственно живёт утешение, и в плаче — радость». «Утешение, радость, наслаждение, подаяние [ других ] даров суть последствия примирения» души с Богом » ;

– в скорбях . « Апостол заповедует при молитве благодарение. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби » ;

– в любви евангельской . « Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигший христианского совершен­ства, так говорит: «Хочу сказать несколько слов о сущности любви. Это — самый тончайший огонь, превосходящий всякий ум и легчайший всякого ума. Действия этого огня быстры и чу́дны, они священны и изливаются на душу от Святого, Вездесущего Духа. Этот огонь лишь коснётся сердца, всякое помышление и чувство беспокойные мгновенно перелагаются в тишину, в смирение, в радость, в сладость, превосходящую всё » ;

– во внутреннем состоянии своей души и в отношении к ближним . « Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединён­ный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгорячённых порывов и движений, любовь к ближ­ним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом » ;

в – святости . Святые переживают «несказанное наслаждение тела радостью духовною» .

«Говорит преподобный авва Исаия Отшельник в поучении: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). Огнём растопляется воск и иссушается тина скверных нечистот: так и тайным поучением иссушаются скверные помыслы, и истребляются из души страсти, просвещается ум, уясняется и утончается мысль, изливается радость в сердце» .

« Божьи святые чудодействовали, воскрешали мёртвых, пред­возвещали будущее, упоены были духовною сладостью, и вместе, смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, — персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий; объемлет сердце несказанная радость » .

А.И. Осипов. Святые отцы о молитве. Часть 1

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Алексей Ильич Осипов

Предыдущие выпуски

  • 5 октября 2019 г. А.И. Осипов. Нужна ли святость человеку. Часть 2
  • 4 октября 2019 г. А.И. Осипов. Нужна ли святость человеку. Часть 1
  • 3 октября 2019 г. А.И. Осипов. Воскресение Христово
  • 28 сентября 2019 г. А.И. Осипов. Как спастись в миру? Часть 2

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 9 октября 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

9 октября. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни

9 октября 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

9 октября. Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский

9 октября 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 9 октября

9 октября 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 9 октября

Видео (кликните для воспроизведения).

9 октября 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 9 октября

Вопросы и ответы

Укореняется ли с возрастом привычка судить?

— Укореняется ли с возрастом привычка судить?

Есть общее у Агни-йоги и Христианства?

— Есть общее у Агни-йоги и Христианства?

Можно ли судить поступок человека?

— Можно ли судить поступок человека?

Можно ли ребёнку судить своего учителя?

— Можно ли ребёнку судить своего учителя?

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

А.И. Осипов. О молитве сегодня. Часть 1

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Алексей Ильич Осипов

Предыдущие выпуски

  • 5 октября 2019 г. А.И. Осипов. Нужна ли святость человеку. Часть 2
  • 4 октября 2019 г. А.И. Осипов. Нужна ли святость человеку. Часть 1
  • 3 октября 2019 г. А.И. Осипов. Воскресение Христово
  • 28 сентября 2019 г. А.И. Осипов. Как спастись в миру? Часть 2

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 9 октября 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

9 октября. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни

9 октября 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

9 октября. Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский

Читайте так же:  Молитвы от изгнания беса из человека

9 октября 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 9 октября

9 октября 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 9 октября

9 октября 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 9 октября

Вопросы и ответы

Укореняется ли с возрастом привычка судить?

— Укореняется ли с возрастом привычка судить?

Есть общее у Агни-йоги и Христианства?

— Есть общее у Агни-йоги и Христианства?

Можно ли судить поступок человека?

— Можно ли судить поступок человека?

Можно ли ребёнку судить своего учителя?

— Можно ли ребёнку судить своего учителя?

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

А.И.Осипов. О молитве Иисусовой. Часть 1

Аудио

Лекция Алексея Ильича Осипова, профессора Московской духовной Академии.

Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Алексей Ильич Осипов

Предыдущие выпуски

  • 5 октября 2019 г. А.И. Осипов. Нужна ли святость человеку. Часть 2
  • 4 октября 2019 г. А.И. Осипов. Нужна ли святость человеку. Часть 1
  • 3 октября 2019 г. А.И. Осипов. Воскресение Христово
  • 28 сентября 2019 г. А.И. Осипов. Как спастись в миру? Часть 2

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 9 октября 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

9 октября. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни

9 октября 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

9 октября. Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский

9 октября 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 9 октября

9 октября 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 9 октября

9 октября 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 9 октября

Вопросы и ответы

Укореняется ли с возрастом привычка судить?

— Укореняется ли с возрастом привычка судить?

Есть общее у Агни-йоги и Христианства?

— Есть общее у Агни-йоги и Христианства?

Можно ли судить поступок человека?

— Можно ли судить поступок человека?

Можно ли ребёнку судить своего учителя?

— Можно ли ребёнку судить своего учителя?

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Сила молитвы

16 августа 2012 г.

Поистине много может усиленная молитва ( Иак 5:16 ). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих. Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память.

Читайте так же:  Молитва чтобы дарили дорогие подарки

Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула – это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете – молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве – это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности – это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства – ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение – это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва – это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии) Бога и человека.

Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы и нетварные действия, причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога 1 . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия – содействие.

Кроме того, единство по личности как событие истории уже совершилось, когда Вторая Ипостась Святой Троицы воплотилась, и Божество и человечество Христа соединились в Божественной Ипостаси Бога Слова.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: Журнал «Альфа и Омега»

О силе молитвы осипов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here