Оптина пустынь как научиться Иисусовой молитве

Подробное описание: Оптина пустынь как научиться Иисусовой молитве - с детальным описанием, специально для Вас!

Главная

Беседы о Иисусовой молитве. Часть 1

Однажды к одному опытному авве подошел его ученик, на котором лежало послушание исповеди и попечения о духовных чадах, и спросил: «Скажи, что мне делать и чему учить моих чад, чтобы они спаслись и наследовали Жизнь Вечную?». Тот ответил: «Научи их правой вере, всегдашнему покаянию и непрестанной молитве».

О правой вере вы слышите в храме постоянно. О покаянии слышите на общей исповеди. А о той непрестанной, сердечной молитве, которая должна быть у каждого из нас, хотелось бы сказать несколько слов сегодня. Апостол Павел нам говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Это не преувеличение и не гипербола: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». И он же говорит: «Хочу, чтобы воздевали мужи чистые руки и молились всегда непрестанной молитвой на всяком месте и старались об этом со всяким постоянством. И вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный в жилище Богу».

Значит, каждый человек может стать храмом Божиим, и простой дом от дома молитвы отличается наполненностью молитвы, даже если этот дом сделан из бывшего магазина, клуба или школы. И наоборот, если в храме нет сердечной молитвы или нет молитвы вообще, то он не отличается ни от какого другого дома или здания. Милостью Божией каждый человек может стать храмом Божиим, если он будет ревновать об этом. И нам святитель Иоанн Златоуст говорит: «Умоляю вас, братия, никогда не нарушайте и не призирайте правила молитвы сей, не отлучайте сердце свое от Бога, но пребывайте с Ним».

И святыми отцами из множества молитв, которые даны нам святой Церковью, для того, чтобы по легкости и краткости молитва была присуща нашему уму, сердцу, языку, дыханию, была выбрана и узаконена молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более краткая молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Это пятисловная молитва, которая в основном, рекомендуется для начинающих, потому что полную, восьмисловную молитву, порой бывает читать тяжело потому что среди произнесения слов этой молитвы проникают еще какие-то иные, посторонние мысли. Нам Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле оружия сильнее этого».

Многие из вас могут сейчас сказать: «Мы простые, мирские люди, обремененные делами, работой, суетой, зарабатыванием на хлеб насущный, – и вдруг, какие-то совершенно не понятные, запредельные вещи?» Но святитель Григорий Палама говорит: «Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанный всегда молиться, а не миряне. Нет и нет! Все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве». Святитель Григорий Богослов говорит нам, что «чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Имейте во внимании способ молитвы, как можно непрестанно молиться, именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо, и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться. Телом будем работать, а душою молиться».

Такой же вопрос о непрестанной молитве задали старцу Силуану Афонскому, который, как мы знаем, нес тяжелейшее послушание эконома на святой Афонской земле. В этом монастыре до революции было 3000 русских монахов, было несколько скитов. И при этом огромном монастыре старец Силуан имел послушание эконома. И когда к нему приходили для духовной беседы и жаловались, что за суетой, за послушанием, связанным с определенными умственными или физическими нагрузками, не могут всегда памятовать о Боге, то он отвечал: «Любить Бога никакие дела не мешают».

Святитель Феофан, затворник Вышинский говорит: «Возьмите пример из житейской жизни. Возьмите молодого юношу и молодую девушку, которые только начали дружить и друг с другом встречаться. Они так проникаются памятью друг о друге, что едят ли, пьют ли, ложатся ли спать, непрестанно думают друг о друге, потому что между ними вдруг загорелась любовь. Вот так и нам надо любить Бога и любить Его никакие дела не мешают».

С чего можно начать нам в этой сегодняшней суете жизни? Святитель Феофан говорит: «Научиться молитвенному духу и стяжать молитвенный дух помогают богослужения, службы. Именно во время этих продолжительных богослужений попробуйте не мыслью растекаться повсюду, а навыкните во время богослужения, когда поются или читаются те или иные молитвы, повторять про себя, шепотом Иисусову молитву. Сначала, может быть, это будет 10, 20, потом 100 молитв во время Всенощного бдения, и так постепенно навыкните к этому».

Но у нас есть и повседневная жизнь. И преподобные Оптинские старцы дают нам такой совет: как только проснулись, как только начался день, осените себя, даже еще лежа на кровати, крестным знамением, поцелуйте нательный свой крестик и трижды прочитайте молитву Иисусову. Потом вставайте, идите умываться, и во время этого хождения, во время умывания, продолжайте читать молитву Иисусову и она будет вам, как бы неким подогревом для утренних молитв. Когда вы встали перед иконами и хотите начать читать утренние молитвы, прочитайте 10 Иисусовых молитв с поясным поклоном, это будет способствовать собиранию вашего ума воедино. Сначала 10 молитв перед утренним правилом, потом 20, потом может быть и больше. И полюбится, быть может, вам эта молитва. А потом старайтесь в течении дня, когда есть такая возможность, растворять все ваши мирские дела, памятованием этой кратенькой молитвы. А когда закончится день, перед вечерними молитвами, также с поясными поклонами прочитайте несколько Иисусовых молитв и так опять соберете ум воедино. Именно с поклонами, именно с утруждением тела, потому что святитель Игнатий, епископ Кавказский нам говорит, что «земные поклоны перед молитвой (а для нас, немощных, хотя бы поясные) уменьшают впечатление дневных попечений».

Те мысли, переживания, какие-то проблемы, которые преследовали нас в течении всего дня, будут уходить на второй план, потому что душа молитвы – это внимание, и там, где нет внимания, там нет души у молитвы. Мы часто читаем утренние и вечерние молитвы, и, прочитав, отходим не понимая: молились ли мы или нет. Почему? А потому что как Бог Триедин, так и молитва должна быть триедина: ум должен понимать читаемое, когда мы произносим слова, мы должны разуметь, что читаем, а сердце должно откликаться на т, что мы читаем. Если мы говорим «благодарю», значит, сердце должно быть благодарным Богу. Если говорим слова покаяния, то само сердце должно откликаться на эти слова.

Так что мы должны молиться умом, чувством и сердцем, со вниманием и покаянием. И тогда это будет цельная, настоящая молитва. А о том, какие плоды может принести молитва Иисусова, какое делание, какое очищение, какая благодатная жизнь может вдруг возгореться в сердце христианина, человека, любящего Бога, поговорим в следующий раз.

Молитва

“. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите” – эти слова апостола для нас заповедь, а молитва – беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

Читайте так же:  Привлечение клиентов молитвы

Как научиться Иисусовой молитве (Свято-Введенская Оптина пустынь)

Первый учитель «Иисусовой молитвы» есть сам Господь наш Иисус Христос; второй — наш собственный опыт; а также усердие, старание, прилежание, потом вопрошение опытных (или нужно иметь единодушного брата-советника); св. Григорий Синаит молитву именует Богом. Следовательно, сама молитва будет учить молящегося, как говорит об этом и св. Лествичник: «Молитва дается молящемуся неленостно». Св. Макарий Великий говорит: «Молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле, а молиться истинно — есть дар благодати». Преподобный Исихий говорит, что частота молитвы становится навыком и обращается в природу (привычку), и без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений. Свв. преподобные Каллист и Игнатий советуют: «Прежде всех подвигов и добродетелей начинать во имя Иисуса Христа часто, беспрерывно, ибо частость и нечистую молитву возводит к чистоте».
Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, то не впадал бы в грех. Как опыты эти мудры и как близки к сердцу практические эти наставления св. Отцов, особенно для начинающих идти путем молитвы!

Главная

Беседы о Иисусовой молитве. Часть 1

Однажды к одному опытному авве подошел его ученик, на котором лежало послушание исповеди и попечения о духовных чадах, и спросил: «Скажи, что мне делать и чему учить моих чад, чтобы они спаслись и наследовали Жизнь Вечную?». Тот ответил: «Научи их правой вере, всегдашнему покаянию и непрестанной молитве».

О правой вере вы слышите в храме постоянно. О покаянии слышите на общей исповеди. А о той непрестанной, сердечной молитве, которая должна быть у каждого из нас, хотелось бы сказать несколько слов сегодня. Апостол Павел нам говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Это не преувеличение и не гипербола: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». И он же говорит: «Хочу, чтобы воздевали мужи чистые руки и молились всегда непрестанной молитвой на всяком месте и старались об этом со всяким постоянством. И вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный в жилище Богу».

Значит, каждый человек может стать храмом Божиим, и простой дом от дома молитвы отличается наполненностью молитвы, даже если этот дом сделан из бывшего магазина, клуба или школы. И наоборот, если в храме нет сердечной молитвы или нет молитвы вообще, то он не отличается ни от какого другого дома или здания. Милостью Божией каждый человек может стать храмом Божиим, если он будет ревновать об этом. И нам святитель Иоанн Златоуст говорит: «Умоляю вас, братия, никогда не нарушайте и не призирайте правила молитвы сей, не отлучайте сердце свое от Бога, но пребывайте с Ним».

И святыми отцами из множества молитв, которые даны нам святой Церковью, для того, чтобы по легкости и краткости молитва была присуща нашему уму, сердцу, языку, дыханию, была выбрана и узаконена молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более краткая молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Это пятисловная молитва, которая в основном, рекомендуется для начинающих, потому что полную, восьмисловную молитву, порой бывает читать тяжело потому что среди произнесения слов этой молитвы проникают еще какие-то иные, посторонние мысли. Нам Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле оружия сильнее этого».

Многие из вас могут сейчас сказать: «Мы простые, мирские люди, обремененные делами, работой, суетой, зарабатыванием на хлеб насущный, – и вдруг, какие-то совершенно не понятные, запредельные вещи?» Но святитель Григорий Палама говорит: «Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанный всегда молиться, а не миряне. Нет и нет! Все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве». Святитель Григорий Богослов говорит нам, что «чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Имейте во внимании способ молитвы, как можно непрестанно молиться, именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо, и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться. Телом будем работать, а душою молиться».

Такой же вопрос о непрестанной молитве задали старцу Силуану Афонскому, который, как мы знаем, нес тяжелейшее послушание эконома на святой Афонской земле. В этом монастыре до революции было 3000 русских монахов, было несколько скитов. И при этом огромном монастыре старец Силуан имел послушание эконома. И когда к нему приходили для духовной беседы и жаловались, что за суетой, за послушанием, связанным с определенными умственными или физическими нагрузками, не могут всегда памятовать о Боге, то он отвечал: «Любить Бога никакие дела не мешают».

Святитель Феофан, затворник Вышинский говорит: «Возьмите пример из житейской жизни. Возьмите молодого юношу и молодую девушку, которые только начали дружить и друг с другом встречаться. Они так проникаются памятью друг о друге, что едят ли, пьют ли, ложатся ли спать, непрестанно думают друг о друге, потому что между ними вдруг загорелась любовь. Вот так и нам надо любить Бога и любить Его никакие дела не мешают».

С чего можно начать нам в этой сегодняшней суете жизни? Святитель Феофан говорит: «Научиться молитвенному духу и стяжать молитвенный дух помогают богослужения, службы. Именно во время этих продолжительных богослужений попробуйте не мыслью растекаться повсюду, а навыкните во время богослужения, когда поются или читаются те или иные молитвы, повторять про себя, шепотом Иисусову молитву. Сначала, может быть, это будет 10, 20, потом 100 молитв во время Всенощного бдения, и так постепенно навыкните к этому».

Но у нас есть и повседневная жизнь. И преподобные Оптинские старцы дают нам такой совет: как только проснулись, как только начался день, осените себя, даже еще лежа на кровати, крестным знамением, поцелуйте нательный свой крестик и трижды прочитайте молитву Иисусову. Потом вставайте, идите умываться, и во время этого хождения, во время умывания, продолжайте читать молитву Иисусову и она будет вам, как бы неким подогревом для утренних молитв. Когда вы встали перед иконами и хотите начать читать утренние молитвы, прочитайте 10 Иисусовых молитв с поясным поклоном, это будет способствовать собиранию вашего ума воедино. Сначала 10 молитв перед утренним правилом, потом 20, потом может быть и больше. И полюбится, быть может, вам эта молитва. А потом старайтесь в течении дня, когда есть такая возможность, растворять все ваши мирские дела, памятованием этой кратенькой молитвы. А когда закончится день, перед вечерними молитвами, также с поясными поклонами прочитайте несколько Иисусовых молитв и так опять соберете ум воедино. Именно с поклонами, именно с утруждением тела, потому что святитель Игнатий, епископ Кавказский нам говорит, что «земные поклоны перед молитвой (а для нас, немощных, хотя бы поясные) уменьшают впечатление дневных попечений».

Читайте так же:  Сильная молитва чтоб человек выздоровел

Те мысли, переживания, какие-то проблемы, которые преследовали нас в течении всего дня, будут уходить на второй план, потому что душа молитвы – это внимание, и там, где нет внимания, там нет души у молитвы. Мы часто читаем утренние и вечерние молитвы, и, прочитав, отходим не понимая: молились ли мы или нет. Почему? А потому что как Бог Триедин, так и молитва должна быть триедина: ум должен понимать читаемое, когда мы произносим слова, мы должны разуметь, что читаем, а сердце должно откликаться на т, что мы читаем. Если мы говорим «благодарю», значит, сердце должно быть благодарным Богу. Если говорим слова покаяния, то само сердце должно откликаться на эти слова.

Так что мы должны молиться умом, чувством и сердцем, со вниманием и покаянием. И тогда это будет цельная, настоящая молитва. А о том, какие плоды может принести молитва Иисусова, какое делание, какое очищение, какая благодатная жизнь может вдруг возгореться в сердце христианина, человека, любящего Бога, поговорим в следующий раз.

Оптина пустынь как научиться Иисусовой молитве

О молитве Иисусовой — о том, как подходить к этому «умному деланию» современному христианину, — размышляет настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Сокровенное поучение

Что такое молитва Иисусова? Это определенное краткое молитвословие, которым мы молимся, призывая при этом имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно может звучать по-разному, но в полном своем виде звучит как «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Могут быть и сокращенные формы, например, «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или другие, однако для нас, для традиции Русской Православной Церкви, в большей степени характерна все-таки форма полная.

Каждое слово этой молитвы имеет огромное значение, но также можно говорить о том, что в какие-то отдельные периоды, когда человек молится молитвой Иисусовой, то или иное слово этой молитвы приобретает для него значение большее, то есть больший отклик находит в его сердце.

Традиция молиться короткими молитвами восходит к самым первым временам христианства. Уже у монашествующих в Нитрийской пустыне можно найти учение и наставления о том, что они именовали сокровенным поучением. Сокровенным — то есть ни для кого не заметным. Смысл его заключается в том, чтобы на всё то время, которое остается между совершением положенных по чину молитвословий, наполнить ум и сердце тем содержанием, которое им должно быть свойственно, то есть обращенностью к Богу. Святитель Епифаний Кипрский как-то писал, обращаясь к монахам, примерно следующее: «Если вы собираетесь для молитвы два, три или даже четыре раза в день, это не должно означать, что всё остальное время вы не молитесь». Примерно то же самое можно сказать и о жизни нашей: мы молимся утром, молимся вечером, некоторые из нас молятся в течение дня, но значительная часть дневного времени зачастую остается у нас совершенно напрасно проживаемой.

Конечно, у нас есть дела, которыми мы заняты, есть наши обязанности, которые мы не можем игнорировать, но при этом у нас есть наш ум и наше сердце, которые должны иметь подобающее им занятие. Этим занятием, подобающим человеку по самому его происхождению, является размышление о Боге и обращение к Богу.

На чем это внутреннее сокровенное поучение своего сердца мы можем основывать? Это может быть какой-то стих из псалма, нам особенно близкий; это могут быть двадцать четыре краткие молитвы по количеству часов дня и ночи, помещенные в вечернем молитвенном правиле, — какие-то из этих молитв. Это может быть молитва мытаря — собственно говоря, она и явилась прообразом молитвы Иисусовой. Ведь мытарь просит о том, чтобы Господь его помиловал. Того же самого желает и любой человек, который хочет достичь спасения: только лишь одного — милости Божией, потому что всё остальное, на самом деле, в нашей жизни не так уж и важно. Собственно говоря, даже когда мы стоим на богослужении, какие слова чаще всего поются в храме? «Господи, помилуй». По большому счету, можно сказать, что всё богослужение является неким раскрытием этих слов. Кому-то может показаться, что это преувеличение, но на самом деле даже если слово «помилуй» всего не объемлет, слово «Господи» собой объемлет абсолютно всё. Может быть, даже и «помилуй» не понадобится, если человек вполне первое слово сможет понять.

От пространного к краткому — и обратно

Как следует молиться Иисусовой молитвой? На этот счет существуют разные взгляды, и можно порой встретиться с различными противоречащими друг другу мнениями. Есть люди, которые считают, что молитва Иисусова является какой-то особой молитвой: достаточно начать просто ее повторять — и в жизни человека начнут происходить изменения. Некоторых это приводит еще и к убеждению в том, что этой молитвой можно молиться только по благословению духовника и только будучи к этому в достаточной степени готовым. Но, безусловно, это не так. Любая молитва — это обращение к Богу, и какова форма этой молитвы, в какие словах она заключена, само по себе решающего значения не имеет. Иисусова молитва — такая же молитва, как и любая другая, просто очень удобная и для нашего сердечного восприятия, и для нашего ума. В любой пространной молитве присутствует множество мыслей, и мы в процессе ее чтения зачастую рассеиваемся, наш ум отбегает. А здесь в очень короткой фразе заключается всё самое важное, и нам нужно сконцентрироваться всего лишь на какое-то мгновение, чтобы ее произнести. Потом опять сконцентрироваться и опять произнести, и так далее. И это, на самом деле, наиболее простой способ научиться внимательной молитве.

Некоторые духовные авторы считали, что человек сначала должен обучиться молитве Иисусовой и только после этого переходить к молитвословиям более пространным. Другие полагали, что наоборот: нужно начинать с молитвословий продолжительных, чтобы понять, о чем вообще должно молиться, и потом уже переходить к «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» как к тому, что всё это пространное, уже осознанное нами, вмещает в немногих словах. Мне самому кажется, что наиболее правы те, кто полагает, что нужно молиться параллельно — и одно творить, и другого не оставлять. Современному человеку обязательно нужны те пространные молитвы, которые составляют утреннее и вечернее молитвенное правило, и в это существующее правило нужно вводить и молитву Иисусову. На это не нужно никаких особых благословений, и ничего рискованного в этом (если мы относимся к этому просто как к молитве и не ищем какого-то сверхъестественного мистического опыта), повторюсь, нет.

Подальше от мистицизма

Может случиться так, что в то время, когда мы повторяем Иисусову молитву, нам начнут являться какие-то мысленные образы — не в результате применения дыхательных и прочих «практик», о которых я сказал выше, а как бы сами по себе. Как к этому относиться? Не пугаться, но и ни в коем случае не принимать — не фантазировать на эту тему, не впускать в свое сердце. Разумнее всего относиться к этому спокойно, говорить себе: «Вот у меня есть дело, я прошу Бога о милости. А что еще этому сопутствует – не суть важно». И не надо это каким-то образом пытаться оценивать. Лучше задать себе вопрос о вещах реальных: «Те ситуации, которые раньше задевали мое самолюбие, меня сейчас задевают так же?». И если мы понимаем, что все-таки в чем-то удалось смириться, – благодарить за это Бога и стараться ни в коем случае этого не потерять.

Читайте так же:  Воскресенье молитва по соглашению

Не надо, живя в миру, пытаться повторять подвиг исихастов, которые имели очищенный от помышлений и образов ум, заключенный лишь в слова молитвы.

Если человек, живя не в пустыне, а среди множества забот житейских, пытается взойти к такому напряжению ума, он может повредиться и умом, и душой. С такими случаями как раз и связаны представления об Иисусовой молитве как о чем-то неоднозначном и опасном. Но нужно понимать, что дело здесь совершенно не в молитве как таковой. И это не значит, что мы не можем молиться молитвой Иисусовой постоянно, что мы не можем к ней относиться как к глубокому, серьезному внутреннему деланию — напротив, она может и должна стать нашим достоянием, но происходить это должно не через какие-то рывки, не через «медитирование», не через имитацию древнего подвижничества, а иначе.

Осознать смысл слов

О чем же необходимо заботиться, на что обращать внимание, приступая к молитве Иисусовой?

Прежде всего, о том, чтобы не занимать свой ум чем-то посторонним, а занимать его именно словами молитвы и в каждое из ее слов стараться умом проникнуть. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что ум, молящийся внимательно, утесняет сердце, то есть когда человек молится со вниманием, он в какой-то момент начинает понимать, о чем он молится. Зачастую нам кажется, что мы до конца понимаем смысл слов, с которыми обращаемся к Богу. Но вот однажды мы молимся, стараемся в эти слова проникнуть — и нам этот смысл вдруг раскрывается по-настоящему, пронизывает наше сердце, и мы понимаем, что раньше только лишь по поверхности скользили. Мы слышим «помилуй», мы слышим «грешного», и в некой полноте уже понимаем, что это такое, и сердце наше сокрушается в покаянии.

«Нужно научиться идти по этой тонкой грани: с одной стороны, на чудо надеяться, с другой — его не требовать»

Собственно, второе, о чем нужно заботиться, — как раз о том, чтобы приступать к молитве с покаянным настроем. Ведь что такое молитва? Это прошение, это мольба. А кто умоляет, кто просит? Тот, кто очень сильно нуждается. Вот мы проходим каждый раз в храм — там у ворот находятся люди, которые нуждаются, и они просят. То же самое происходит и в молитве. И правильной будет только та молитва, в которой человек просит, но при этом хорошо понимает, что Господь ровным счетом ничего не обязан ему давать, — надеется на Его милость, но просит о ней как о каком-то чуде. Нужно научиться идти по этой тонкой грани: с одной стороны, на чудо надеяться, с другой — его не требовать.

Обязательно нужно обращать внимание на то, какой плод приносит молитва — меняется ли наша жизнь и в чем именно. В воспоминаниях архимандрита Рафаила (Карелина) о схиархимандрите Серафиме (Романцове) есть такой эпизод: к схиархимандриту пришла одна молодая пустынница, которая жила в горах Абхазии, и стала говорить о том, что она стяжала непрестанную Иисусову молитву. Эта женщина находилась в состоянии тяжелейшей прелести, что было совершенно ясно из того, что свидетельствовали о ней знавшие ее люди. И отец Серафим сказал ей примерно следующее: «Ты ничего не стяжала — ты просто привыкла: как попугай твердит одни и те же слова, так же и ты». И действительно, человек может просто научиться твердить Иисусову молитву, а не молиться ею — и это будет явственно как раз из того, что плода этой молитвы в его жизни никакого не будет. И покаяния никакого не будет — это будет молитва без покаяния. Поэтому помнить о связи молитвы и нашей жизни совершенно необходимо.

Слезы боли и радости

Когда мы повторяем, вслух или про себя, Иисусову молитву, очень важно приводить себе на память такую простую и ясную мысль: мы предстоим пред Богом, и Господь нашу молитву слышит – ни одно из слов, которые мы в этой молитве произносим, не пропадает напрасно. И еще: впереди у нас вечность и Страшный Суд, который определит нашу участь в вечности, но сейчас у нас еще есть время просить.

Вполне естественно, если при этом мы будем ощущать и боль, и скорбь; естественно и то, что спустя какое-то время мы начнем чувствовать, что среди этой боли и скорби есть надежда. И может даже происходить так, что и боль усиливается, и надежда вместе с тем становится более крепкой и более основательной. Именно так рождается то, что святые отцы именуют радостнотворным плачем. Людям внешним это состояние представляется порой неким безумием: они не могут понять, как человек и радуется, и плачет одновременно, и они для себя делают вывод, что в Церкви собрались люди душевно поврежденные. Но на самом деле и в обычной жизни бывают ситуации, когда ты что-то очень важное потерял, когда вернуть это никакой надежды не осталось — и вдруг ты совершенно неожиданно получаешь то, чего уже не чаял. И ты не можешь никак свои чувства выразить и пережить иначе, кроме как в слезах, и в этих слезах боль претворяется в радость. Вот и в молитве что-то подобное происходит.

О гордости нищих

Видео (кликните для воспроизведения).

От островка к островку

Как приобрести навык молитвы Иисусовой? Так же, как и навык молитвы в принципе, — регулярным образом в молитве подвизаясь. Лучше всего начинать с добавления к своему утреннему и вечернему правилу либо какого-то определенного количества молитв Иисусовых, либо определенного времени на эту молитву. Это количество и это время поначалу должно быть небольшим и, конечно, оно будет зависеть от наших сил и обстоятельств: для кого-то это будет двадцать молитв Иисусовых, для кого-то — двести, для кого-то — две минуты, для кого-то — двадцать минут. Суть здесь не в количестве, а в том, что просто должно быть время — ежедневно утром и вечером, когда мы молимся этой молитвой, и молимся внимательно. Утром молитву Иисусову лучше совершать сразу после пробуждения — до утренних молитв, а вечером — наоборот, после совершения вечернего правила, и потом уже, ложась спать, по возможности стараться этой молитвой продолжать молиться, чтобы с нею засыпать и просыпаться.

Читайте так же:  Молитвы на должника

На самом деле правильная молитва, с одной стороны, отрешает сердце человека от каких-то земных привязанностей, но с другой стороны, делает наш ум более ясным и помогает более разумно, внимательно подходить и к общению с людьми, и ко всему, за что мы несем ответственность. И именно к этому нам нужно идти.

Конечно, очень может помочь в приобретении навыка Иисусовой молитвы и соответствующее духовное чтение. В качестве первых, основополагающих книг по этой теме можно рекомендовать сборник «Умное делание», составленный наместником Валаамского монастыря игуменом Харитоном (Дунаевым) в начале прошлого века; книги святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и «Письма о духовной жизни», где уделено очень большое внимание приобретению навыка молитвы вообще; соответствующие главы из «Аскетических опытов» святителя Игнатия (Брянчанинова). Кроме того, отдельные советы о молитве Иисусовой можно найти и у других более-менее близких нам по времени подвижников — в частности, у Оптинских старцев. С этого всего и стоит начинать ознакомление. А дальше. дальше – обогащение опытом.

О молитве Иисусовой

Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь нелегкий, и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, немалое значение имеют и другие молитвы, и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила. И все-таки именно Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает ему его немощи, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а это Богу только и нужно.

Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. Действительно, человека, всегда творящего эту молитву, сила Божия сохраняет невредимым от вражеских сетей. Когда же человек вполне проникается этой молитвой, то она отверзает ему райские врата, и хотя бы он на земле не получил особых даров и благодати, душа его будет дерзновенно вопиять: «Отверзите мне врата правды» ( Пс.117:19 ). И вот враг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и так далее, а если этого нет, то она только прогневляет Бога. Некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу.

Начинающий Иисусову молитву подобен гимназисту, поступившему в первый класс гимназии и надевшему форму. Можно думать, что он впоследствии и кончит гимназию, может быть, и в университет пойдет. Но вот проходят искушения первого же урока, например, по арифметике ученик не понял, и помысл ему говорит: «Первого урока не понял, тем более не поймешь второго, а там, глядишь, вызовут. Лучше скажись больным да посиди дома». Если же у ученика есть состоятельные родственники, то тут искушений еще больше, тот же соблазняющий голос говорит: «У тебя дедушка и дядюшка богатые, чего тебе учиться, у них погости». Слушает эти речи гимназист, перестает учиться, теряет зря время, а через несколько лет вырастает никуда не годный балбес. Время ушло, какое тут учение – и исключают его из гимназии. Так и с молитвой может случиться. Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления, но все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело.

В бытность в Оптиной известного старца отца Льва один инок, двадцать два года проходящий Иисусову молитву, впал в уныние – вроде как бы не видел никаких благоприятных результатов своего труда. Он пошел к старцу и высказал ему свое горе.

– Вот, отче, двадцать два года совершаю я Иисусову молитву и не вижу никакого толка.

– А какой же ты хочешь видеть толк? – вопросил старец.

– Как же, отче, – продолжал инок, – я читал, что многие, совершая эту молитву, стяжали духовную чистоту, имели дивные видения, достигали полного бесстрастия. А я, окаянный, искренне сознаю, что я самый великий грешник, вижу всю свою скверну и, размышляя о сем, идя по дороге от монастыря к скиту, часто трепещу, чтобы не разверзлась земля и не поглотила бы такого нечестивца, как я.

– А ты видел когда-нибудь, как матери держат на руках своих детей?

– Конечно, видел, отче, но как это ко мне-то относится?

– А вот как. Если ребенка потянет к огню и он даже будет плакать из-за этого – позволит ли мать обжечься ребенку? Конечно, нет, она его унесет от огня. Или вышли вечерком женщины с детьми воздухом подышать, и вот один младенец потянулся к луне и плачет: дай ему ее поиграть. Что же делать матери, чтобы его утешить? Нельзя же дать ему луну. Она его в избу унесет, в зыбку положит, покачает: «Нишкни, нишкни, молчи!» Так и Господь поступает, чадо мое. Он благ и милостив и мог бы, конечно, дать человеку какие угодно дары, но если этого не делает, то для нашей же пользы. Покаянное чувство всегда полезно, а великие дары в руках человека неопытного могут не только принести вред, но и окончательно погубить его. Человек может возгордиться, а гордость хуже всякого порока: гордым Бог противится. Всяк дар надо выстрадать. Конечно, если царь просто так, от своих щедрот, преподносит дар, то нельзя, отказавшись, бросить его ему в лицо обратно; надо принять с благодарностью, но и стараться употреблять с пользою. Бывали случаи, что великие подвижники, получив особые дарования, за гордость и осуждение других, не имеющих таких даров, ниспадали в глубину погибели.

– А все-таки хотелось бы от Бога гостинчика, – продолжал инок, – тогда и трудиться было бы и спокойнее, и радостнее.

– А ты думаешь – это не милость Божия к тебе, что искренно сознаешь себя грешником и трудишься, совершая молитву Иисусову? Продолжай поступать так же, и если Господу будет угодно, Он даст тебе и сердечную молитву.

Через несколько дней после этой беседы по молитвам отца Льва совершилось чудо. В один воскресный день, когда тот инок по послушанию подавал пищу братии и, ставя миску на стол, произнес: «Приимите, братия, послушание от меня, убогого», он почувствовал в своем сердце что-то особенное, точно какой-то благодатный огонь вдруг подпалил его. От восторга и трепета инок изменился в лице и пошатнулся. Братия, заметив это, поспешили к нему.

– Что с тобой, брат? – спрашивали его с удивлением.

– Ничего, голова заболела.

– Не угорел ли ты?

– Да, верно, угорел, помогите мне, Господа ради, дойти до моей келлии.

Его проводили. Он лег и совсем забыл о пище, забыл все на свете и только чувствовал, что сердце его пламенеет любовью к Богу, к ближним. Блаженное состояние! С тех пор молитва его стала уже не устной, как прежде, а умно-сердечной, то есть такой, которая никогда не прекращается и о которой Священное Писание говорит: «Аз сплю, а сердце мое бдит» ( Песн.5:2 ). Впрочем, не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой. С ней и умирают, не ощутив восторгов сердечной молитвы, но и таким людям не следует унывать. Для них духовные восторги начнутся в Будущей Жизни и никогда не кончатся, а будут увеличиваться с каждым мгновением, постигая все больше и больше Божии совершенства, в трепете произнося: «Свят, Свят, Свят».

Читайте так же:  Матушка Матрона молитва о здоровье

Из Жития преподобного Пимена Великого 1 известен такой случай. К нему пришла однажды его мать из далекой Африки и хотела его увидеть. Когда об этом сообщили преподобному, то он ответил:

– У меня нет матери.

– Как же нет, – возразили ему, – эта приехавшая женщина убедительно говорит, что она твоя мать.

– У меня нет матери, – повторил святой, – но все равно спросите мою мать, желает ли она меня видеть.

– Странный вопрос, отче, если бы она не желала тебя видеть, то не предприняла бы такое путешествие.

– Нет, спросите ее, где она желает меня видеть, в этой жизни или в будущей?

Когда это передали матери святого Пимена, она поняла его значение и ответила: «Желаю свидеться с моим сыном в Будущей Жизни», и ушла обратно. Этот случай очень назидателен. Может быть, если бы мать настояла на том, чтобы непременно увидеть сына, она не увидела бы его в Будущей Жизни. Когда же ее великий сын обещал с ней увидеться за гробом, то этим обещал ей вечное спасение.

Отсюда можно сделать и такой вывод: совершая Иисусову молитву, мы можем не ощущать святых восторгов в этой жизни, но зато в полной силе ощутим их в будущей. Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени.

Первая ступень – молитва устная, когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства – заодно. Тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва все совершается.

Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий. К нему однажды пришел для назидания один инок. В разговоре Марк спросил: «Есть ли у вас теперь такие молитвенники, которые могут и горы передвигать?» Когда он это говорил, гора, на которой они были, содрогнулась. Святой Марк обратился к ней, как к живой: «Стой спокойно, я не о тебе говорю».

Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только Ангелы и которая дается, может быть, одному из всего человечества.

Покойный батюшка отец Амвросий имел умно-сердечную молитву. Эта молитва ставила его иногда вне законов природы. Так, например, во время молитвы он отделялся от земли. Его келейники сподобились видеть это. Последнее время батюшка был болен и все время полулежал в постели, так что не мог ходить в церковь. Все службы, кроме обедни, совершались у него в келлии. Однажды совершали всенощную. Батюшка, как всегда, полулежал. Один келейник стоял впереди у образа и читал, а другой – позади батюшки. Вдруг он видит, что отец Амвросий садится на кровати, затем поднимается на десять вершков, отделяется от кровати и молится в воздухе. Ужаснулся келейник, но пребыл в безмолвии. Когда пришла его очередь читать, то другой, встав на место первого, сподобился того же видения. Когда закончили службу и келейники пошли к себе, то один сказал другому.

– Что же ты видел?

– Видел, что батюшка отделился от кровати и молился на воздухе.

– Ну, значит, это правда, а то я подумал, что мне только это кажется.

Хотели они спросить о том отца Амвросия, да побоялись: старец не любил, когда говорили что-нибудь о его святости. Возьмет, бывало, палку, стукнет любопытствующего и скажет: «Дурень, дурень, что грешного Амвросия об этом спрашиваешь?» – и больше ничего.

В настоящее время в Кавказских горах спасается отец Иларион. Жил он сначала в общежительном монастыре на Афоне, а теперь все оставил и служит Богу в подвиге пустынничества. С ним живет еще молодой (30 лет) монах – отец Венедикт. Ему даны старцем некоторые поручения и среди прочего – узнать, как в монастырях совершается молитва Иисусова. Он объездил многие монастыри (мужские и женские) и пришел к печальному выводу. Эта необходимейшая молитва почти всюду оставлена, особенно в женских монастырях. Исполнители ее кое-где, как свечи, догорают. Прежде молитву Иисусову проходили не только монахи, она была обязательна и для мирских (например, известный исторический деятель Сперанский 2 , издатель законов, упражнялся в творении Иисусовой молитвы и был всегда радостен, несмотря на многоразличные труды свои).

Теперь даже монахи недоверчиво относятся к этому подвигу. Один, например, говорит другому:

– Да отец Петр начал совершать Иисусову молитву.

– Неужели? Ну, верно, с ума сойдет.

Есть пословица: нет дыма без огня. Действительно бывали случаи, что и с ума сходили люди, но отчего? Да брались за эту молитву самочинно, без благословения, и, начав, сейчас же хотели попасть в святые, лезли на Небо напролом, как говорится, ну и срывались. (Отец Венедикт недавно был в Оптиной, уехал после Преображения Господня. С батюшкой Варсонофием он вел продолжительные беседы и на вопрос об Иисусовой молитве получил ответ: «Все рабы Божии – и в монастыре, и в скиту – проходят молитву Иисусову, только трудовую, то есть первой ступени».) Впрочем, и на этой ступени есть до тысячи градаций, и проходящие эту молитву поднимаются, так сказать, с одной линейки на другую. Но человек не может определить сам, на каком уровне он стоит. Считать свои добродетели было бы фарисейской гордостью. Надо считать себя стоящим ниже всех и стремиться получить от Господа те дары, которые несомненно несет с собой Иисусова молитва, – это покаяние, терпение и смирение.

Преподобный Пимен Великий († ок. 450 г.; пам. 27 августа) – египетский подвижник.

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) – советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской Империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа.

Поделиться ссылкой на выделенное

Видео (кликните для воспроизведения).

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оптина пустынь как научиться Иисусовой молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here