Почему ночная молитва сильнее

Подробное описание: Почему ночная молитва сильнее - с детальным описанием, специально для Вас!

Ночные труды и ночные молитвы

Чистота и порядок должны быть в каждом доме, а уж если это Дом Божий – храм, то тут и порядок должен быть особенным, и чистота – благолепной. Кто следит за всем этим? И возможно ли такое послушание, требующее от человека прагматичности и практичности, соединять с, казалось бы, совершенно иным по настрою – с клиросным пением? Оказывается, возможно. О трудах ризничего и монастырских хорах, уставе и ночных богослужениях – беседа с иеродиаконом Серафимом (Чернышуком), продолжающая серию материалов к 20-летию возрождения Сретенской обители.

– Отец Серафим, вы уже много лет несете послушание ризничего Сретенского монастыря. В чем оно заключается? Что входит в обязанности ризничего?

– Начать надо с того, что такое ризница. Ризницей в монастырях называется помещение, в котором хранится вся церковная утварь – ризы (отсюда и название), сосуды, иконы. Человек, приставленный к ризнице для того, чтобы следить за всей этой утварью, и называется ризничим. Сейчас ризничий занимается не только этим, но и вообще всем внешним обустройством храма. В обязанности ризничего у нас в обители входит уборка алтаря и подготовка к богослужению: принести просфоры, налить вино для литургии, приготовить облачения. На каждый праздник положено облачение своего цвета – соответственно, накануне праздника необходимо принести из ризницы облачение нужного цвета для всех священников, диаконов и пономарей.

Конечно, самое тяжелое время работы в ризнице – накануне праздников.

– Ризница была вашим первым послушанием в монастыре?

– Да. Хотя всё-таки сначала у меня, как и у всякого трудника, были послушания «на подхвате»: подмести двор, разгрузить книги на книжном складе, помочь в саду и т.д. Я пришел в монастырь в апреле 1997 года, а примерно в середине лета меня определили в ризницу.

– Расскажите, каким было послушание в ризнице в то время.

– Начальником тогда был иеродиакон Феофан. Он отличался скрупулезностью и требовательностью к своим подчиненным, особенно придирчиво проверял, как мы исполнили наше послушание.

Тогда мы с отцом Феофаном вдвоем работали в ризнице, нам помогал наш пономарь Тимофей – сейчас он священник. Первым моим «заданием» в ризнице было вывести воск из ковров. Сейчас для меня это не является чем-то серьезным, а тогда на чистку одного ковра ушло два дня. После этого отец Феофан больше не давал мне чистить ковры – счел меня неспособным к этому послушанию. Ковры были очень грязными, и я старался полностью их вычистить – хотя можно было просто вывести самые свежие пятна – и ковры бы казались чистыми.

Через некоторое время отец Феофан стал келарем, а на его место вступил отец Киприан. Тогда кроме меня помощником в ризнице стал послушник Давид, родом из Грузии (сейчас он иеромонах Нафанаил, служит в Грузии). Отец Киприан взялся за послушание даже еще более ревностно, чем отец Феофан. Тогда пол у нас в алтаре был выложен камнем-песчаником, а сверху лежали ковры, которые мы ежедневно пылесосили. Как-то отец Киприан решил отчистить до белизны весь пол под коврами. Мы начали работать – на шлифовку одного квадрата камня у нас уходило около двух часов.

Для нас стало обычным заканчивать послушание далеко за полночь. Послушание начиналось сразу по окончании Литургии – слава Богу, если мы не пономарили. Конечно, постоянно очень хотелось спать. Как сейчас помню: мы с Давидом пришли после Литургии, замертво упали на свои кровати и заснули. Проходит примерно полчаса, и в коридоре слышатся тяжелые шаги нашего начальника, отца Киприана. Он без стука зашел в нашу келью, молча встал посередине комнаты. Воцарилась тишина.

Отцу Киприану тогда недавно подарили скуфью с собольей опушкой. Худой, с острыми чертами лица, небольшой бородкой и в этой скуфье – он походил если не на Кощея Бессмертного, то по крайней мере на Ивана Грозного. Выждав какое-то время, отец Киприан достал свои карманные часы на цепочке. Мы лежим, каждый на своей кровати, повернувшись к стенке. Наш начальник, посмотрев на часы, обратился к нам: «Отцы! Я не понял. Уже десять часов. А почему вы еще здесь?» Первым не выдержал Давид. Недовольным голосом с характерным грузинским акцентом он ответил: «Ну хорошо, хорошо, не стой над душой, сейчас оденемся и идем».

Еще один случай вспоминается. Это было Великим постом, накануне какого-то праздника – то ли Лазаревой субботы, то ли Великого четверга. У нас в храме над входом, где сейчас балкон для клироса, реставрировали фрески. Там стояли леса. Реставратор уже закончил работу, и леса несколько дней не использовались. На это обратил внимание отец Тихон и повелел: чтобы к утру лесов не было! Мы тогда работали в ризнице втроем – отец Киприан, послушник Роман (теперь иеромонах Клеопа) и я. Где-то мы достали китайские пассатижи – больше ничего не было – и начали пытаться отвернуть крепко закрученные гайки на этих лесах. Ставили их профессиональные рабочие, а мы в первый раз имели дело с таким послушанием. В дополнение ко всему в течение всей ночи, пока мы работали, нас донимал своими вопросами сторож Александр. Он сидел за столом у входа и читал Псалтирь, но периодически приходил к нам и задавал отцу Киприану какой-нибудь жизненно важный духовный вопрос. Отец Киприан прекращал работать, тщательно обдумывал ответ, потом пространно отвечал.

Очень хотелось спать. Чтобы было полегче, мы с отцом Клеопой что-нибудь пели. Когда мы приноровились, работа пошла легче. Закончили мы где-то в 4 утра – уже светало. Нам очень хотелось причаститься, мы пошли в алтарь читать Правило к Причастию. Совершили это с немалым трудом: то отец Клеопа читает – я засну, то я читаю – он заснет. Оставалось около часа до службы. Мы пошли немного отдохнуть – и проспали, проснулись уже часов в 9. Но отец Тихон отнесся к нам с пониманием и совсем не ругал.

– И долго ваше послушание продолжалось в таком ритме?

– Через некоторое время, когда я поступил в семинарию, меня перевели на другое послушание, а у отца Киприана стали работать наши студенты. Со временем он, конечно, стал помягче. Какое-то время, после хиротонии во диакона, я был секретарем у отца Тихона – около двух месяцев исполнял это послушание. Потом отца Киприана поставили начальником в просфорню и пошивочную, а ризница перешла ко мне. Долгое время мы работали вдвоем с отцом Севастианом, а сейчас начальник над ризницей отец Лука, мы трудимся с ним вместе.

– Вы также являетесь уставщиком Сретенской обители. Что это за послушание?

– Уставщик – это человек, который следит за правильным совершением богослужения – в соответствии с монастырским уставом. Послушание также очень важное – ведь богослужение является центральной частью жизни обители. А особенность нашего монастыря в том, что он еще и большой приход: большинство молящихся практически на всех службах – не монахи, а миряне. Поэтому мы не можем совершать все службы в точности по уставу – это будет совершенно невозможно для наших прихожан. Мы выработали такой средний устав, основанный в первую очередь на уставе богослужения в Псково-Печерском монастыре, который бы, с одной стороны, не очень утомлял молящихся, а с другой – не сокращал бы службу так сильно, как это подчас происходит на приходах. Пожалуй, для столичной обители это оптимально.

Читайте так же:  Что делать если не идет молитва

– Есть ли какие-то особенности в богослужебном уставе Сретенского монастыря, отличающие его от других обителей?

– Пожалуй, самая заметная особенность – это братские службы. Они совершаются у нас еженедельно, обычно в четверг – день Тайной вечери. На них, как правило, служит наместник, а вся братия молится и причащается. Накануне проходит братская исповедь. Такие службы очень объединяют братию, помогают в духовной жизни, не дают расслабляться.

Еще одна особенность – это ночные Литургии. Такие Литургии служатся в полночь по желанию братии – обычно два-три раза в неделю, в приделах нашего собора или в домовом храме братского корпуса. На них присутствует братия монастыря и студенты семинарии – человек 5–10, не больше. По сложившейся традиции все пришедшие на ночную Литургию причащаются, как это было в древней Церкви. Ночная молитва – древнее монашеское правило, совершение которого, конечно, приносит только пользу.

Великим постом один раз в неделю Литургия Преждеосвященных Даров у нас совершается вечером, как это положено по Уставу. Все, кто хочет приобщиться святых Христовых таин на этой службе, должны ничего не есть и не пить весь день. Несмотря на такую трудность, эти службы народ очень любит, причащается на них обычно около 100 человек.

– Сретенский монастырь славится своими хорами. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Я собственно сюда и пришел из-за хора. Здесь уже в самом начале, в 1990-е годы, был один из лучших мужских хоров Москвы. Стоять здесь на службах было просто божественно.

Потом я узнал, что здесь есть что-то наподобие братского хора, где пели не только насельники, но и прихожане. Я попросился туда, меня взяли. Поначалу мы пели ночные службы – тогда отец Тихон служил их в 4 часа утра. Со временем стали петь и рядовые службы – до этого все будни пел женский хор. Иногда удивляются: почему в мужском монастыре поет женский хор? Это наши прихожанки, которые пришли в обитель еще в самом начале, в 1994 году, вместе с отцом Тихоном. Тогда братии не было вообще, петь было совершенно некому – и они с энтузиазмом взялись за это дело. А сейчас у нас уже есть возможность полностью обеспечить службы мужскими хорами – но не выгонять же их…

Постепенно наш клирос усиливался. Регент тогдашнего большого хора, Сергей Пельгук, предложил отцу Тихону петь всенощные на два хора. Какое-то время мы так и служили, было очень красиво.

Когда братии стало побольше, у нас появился чисто братский хор. Это было в конце 1997 – начале 1998 года. Мы нашли регента, ее звали Валентина. Она к нам весьма строго относилась, но сейчас мы ей очень благодарны: она создала основу нашего хора. Мы стали петь несколько служб в неделю, «отняв» их у женского хора, за что они на нас неслабо обиделись. Каждое воскресенье мы пели раннюю, причем отец Лука и отец Клеопа, которые тогда уже были диаконами, пели раннюю, а потом служили на поздней. Помню, я их будил, расталкивал к ранней службе, они с такой неохотой приходили…

Со временем, когда наша семинария разрослась, нас рукоположили, и постепенно братский хор превратился в семинарский, который сейчас и поет ранние Литургии и еще несколько служб в неделю.

– В монастыре есть еще и народный хор. Как вы оказались его руководителем?

– Народный хор был в нашем монастыре с самого начала. Когда я только пришел сюда, они уже пели две службы в неделю. Со временем, когда тогдашний регент был вынужден уехать из России, хор стал постепенно приходить в упадок. И тогда певчие этого хора просто пошли к отцу Тихону и попросили поставить меня их регентом. Отец Тихон не возражал – так я и начал возглавлять народный хор.

Ночная молитва

Новый год – это один из тех редких дней в году, когда масса народа не спит, совершая пьяную и обжорную пародию на всенощное бдение возле салата оливье, голубого (в разных смыслах) экрана и т.п. Это при том, что ночью не спать наш народ не привык. Сон – одно из немногих утешений бедняка. Сон бедняка, как говорит Соломон, сладок; и не важно, много или мало он съел. Богатый напротив, отягченный лишним съеденным и выпитым, ворочается на ложе своем до рассвета. Это тоже говорит Соломон. Нетрудно догадаться, что бедный народ наш в подавляющей массе своей на протяжении длинной истории спал крепко хотя бы потому, что, как говорил Портос, «кто спит, тот ест». То есть мало тратит сил и забывает о пустом желудке.

Но вот в Новый год мы не спим. Не привыкли. И возникает хорошая мысль. А именно: встретить Новый год молитвой в храме, ночью, не за изобильным столом, и не лицом в салате, и не в чужой квартире с вопросом утром «где я?» или «кто ты?». В храме встретить календарное начало нового года! Чем не красота и чем не благодать?

Часы на кремлевских курантах пробьют двенадцать раз, и раздастся по миру всякое «ура» на русском языке, и хлопнут открытыми пробками бутылки шампанского. Но именно в это время во многих храмах священники скажут: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», – и начнутся литургии. И ничего лучше невозможно придумать.

Раньше это была редкая традиция. На все новое (хорошее оно или плохое – разницы мало) у нас смотрят пристально и с прищуром. С подозрением смотрят. Сами себе свой прищур объясняют тем, что «традицию хранят». Ну да ладно. Не мы судьи. Сегодня традиция служения литургии новогодней ночью мало-помалу распространилась, и уже трудно ругать священников за «невиданное новшество», ибо много их – служащих с 31-го на 1-е ночью. Людям нравится. Все трезвые и радостные. У всех больше реальных надежд на такое же реальное счастье в Новом году после молитвы и причастия, нежели после песен Коли Баскова. Кажется, дело понятное и решенное. Но…

Но традицию молиться по ночам можно постепенно распространять и за пределы власти Деда Мороза.

Вообще, христиане раньше молились по ночам больше, нежели при свете дня. Наш возглас всенощной «Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминает именно об этих временах. Ночь, проведенная в молитве, для христиан такое же естественное явление, как ночь, проведенная за картами для любителя преферанса. И ведь заметьте: любителей преферанса (равно, как и любителей ночных дискотек, пьянок–гулянок и прочих ночных занятий) никто не ругает и не осуждает. Это их жизнь. А нам сказано не осуждать. Мы и не осуждаем. Зато сами своих ругаем временами за то, что не хотят сопеть носом и смотреть сны. Ругаем за то, что хотят ночью молиться. Странное дело и непонятное.

Читайте так же:  Молитва перед иконой недремлющее око

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование. Есть такая фраза: «Будущее Церкви – это ее прошлое». Все великое, что было явлено Церковью в прошлом, вновь должно явиться перед закатом истории. И аскетизм, и милосердие, и взаимопомощь, и евхаристическая ревность… И ночная молитва тоже. Люди будут чем дальше, тем больше по ночам пить, блудить, колоться, нюхать, воровать, драться, резаться, вешаться…. А Церковь, не смешиваясь с массовым беззаконием, должна будет усугубить молитву. В том числе ночью.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование

Темп жизни таков, что, кроме воскресенья, особо и не помолишься за литургией. Работа, знаете ли. То да се. Но кто мешает раз в месяц или раз в две недели собраться в предписанное время в храме под полночь, помолиться, причаститься и разъехаться по домам? К двум ночи уже спать будете. Многие в это время только от телевизора и компьютера отрываются. А утром на работу, как положено. Кто мешает? Да никто, кроме личной лени и ложных страхов. Как бы чего не вышло.

Но жизнь сама заставит нас молиться ночью. Сама внутренняя логика церковной истории заставит нас молиться и по ночам, и на чердаках, и в поле, и в трюме корабля, и в летней кухне (список я могу очень сильно продолжить). Так давайте привыкать, не дожидаясь гонений и молитвенно отодвигая их приближение. Ведь евхаристические собрания реально разрывают сети диавола. Молитва Церкви ослабляет тотальное лукавое действие на род человеческий. Только она и ослабляет. Стоит нам всем уменьшить лукавую жатву новогоднего пьянства, ссор, драк и разврата тем, что многие верные соберутся в эту ночь на молитву и Евхаристию. А там, глядишь, у нас и вкус к духовным трудам появится. Ибо, честно говоря, в некоторых из нас этого вкуса совсем не заметно.

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

Читайте так же:  Молитва Николаю Чудотворцу о благосостоянии

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

Читайте так же:  Молитвы как встретить любимого

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Почему ночная молитва сильнее

Зачем молиться ночью? Ответ священника

Молиться ночью можно только по благословению? Такой вопрос часто задают протоиерею Свято-Авраамиевской Церкви (г. Болгар) Владимиру Головину. Его силами было возобновлено чтение молитв по соглашению в этом храме. Естественно, если прихожан этот аспект духовной жизни волнует, разъяснить его батюшка должен. Мнение представителя Православной Церкви и рекомендации приводятся в статье.

Отец Владимир говорит, что молитва – это основа духовной жизни. Поэтому многих мирян интересуют формы и методы такого обращения к Богу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главное в чтении молитв:

1. Постоянство и регулярность. Необходимо начинать и заканчивать каждый день молитвой;

2. Соблюдение правильной последовательности:

сначала желательно принести покаяние за свои грехи;

затем поблагодарить Господа за то доброе, что имеешь, и то злое, от чего Он тебя уберёг;

3. Далее – читать молитвы святых отцов. После чего добавлять по выбору свои.

“Молитва ночью – это некое особое обращение к Господу. Силы в ней больше. Потому что читается она с одновременным приношением определённой жертвы Богу,”- говорит о. Владимир.

За день у человека накапливается усталость. Уже под вечер ему хочется спать. Но он встаёт ночью на молитву. Это уже:

совершение усилия над собой;

преодоление определённой трудности;

Поэтому Господом такое моление благословляется особо. Да и сосредоточиться на словах молитвы в ночной тишине проще. Не мешает дневная суета.

Но существует и второй аспект этого вопроса. Что такое полночь? Святые отцы рассматривают этот термин не как временной интервал, а как духовное состояние – сгусток греха, тьмы и безбожия в этом мире.

В это время тёмные силы воздействуют на человека с особой силой. Противостоять им не каждый способен. Поэтому, как говорят святые отцы, если человек не готов к такому подвигу, не нужно его брать на себя.

Исходя из того, что не всякому желающему по силам такой подвиг, читать молитвы ночью желательно по благословению. Предварительно посоветоваться со своим духовником. Если такового нет, то – просто с батюшкой.

И дерзать делать это тому, у кого:

есть не только такая возможность, но и

имеется насущная духовная необходимость молиться не только за себя, а и за кого-то из кровных родственников.

Гордыня – самый страшный грех

Опасаться необходимо ещё одной крайности. Гордыни – этого самого страшного греха. Данное предостережение касается мирян, которые участвуют не только в ночных бдениях, но и в дневных.

Дело в том, что кое-кто при частом чтении молитв начинает много мнить о себе. Представляется великим молитвенником, имеющем с помощью постоянного обращения к Богу большие возможности.

Нужно остерегаться такого проявления греха.

На самом деле с помощью молитвы мы сами ничего не можем изменить. Только Господь через наше обращение даёт нам определённые блага или нет. Мы – только просители. Всё зависит от Бога.

И на просьбу загордившегося мирянина Он может не ответить. Даже сделать наоборот. Как бы часто молитва из уст такого человека не звучала.

Всё-таки, как рекомендует протоиерей Владимир Головин, лучше придерживаться общепринятых традиций и молиться не ночью, а днём.

Ночная молитва

Ночные молитвы сильные

Молитвы онлайн ночные

Ночная молитва видео

Прямая трансляция ночной молитвы

Ночные молитвы слушать

Молитва ночная текст

«Возлюбленному Своему Он дает сон» (Пс.126:2)

«Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс.4:9)

«Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня» (Пс.3:6)

«Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет» (Пр.3:24)

Ночная молитва самая сильная

Я запрещаю страху, сомнения и беспокойству, во имя Иисуса Христа.

2 Тимофею 1:7 «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».

В Исайи 54:17 сказано: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно: и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь».

Я иду против сатаны и проклятий не со своей собственной праведностью, я не на ней стою. Моё оправдание (праведность) от Господа. Это не моя собственная праведность. Господь покрыл меня одеянием Своей праведности. Это – моё наследие как раба Господа, и моя праведность от Тебя, о Господь воинств!

Если есть такие, кто говорил или молится против меня, или желал мне вреда или зла или отверг меня, — прощаю их. Простив их, я благословляю их во имя Господа.

Матф. 5:43-45: Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца, вашего Небесного: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Римл. 12:14: «Утешайтесь надеждою: в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны, В нуждах святых принимайте участие: ревнуйте о странноприимстве: Благословляйте гонителей ваших: благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».

Я провозглашаю, о Господь, что Ты и Ты один есть мой Бог, и кроме Тебя нет другого праведного Бога и Спасителя, Отца, Сына и Духа – я поклоняюсь Тебе!

Я подчиняю себя Тебе сегодня вновь в безоговорочном послушании. Подчинившись Тебе, Господь я действую по указаниям Твоего Слова. Я противостою дьяволу: всем его давлениям, его атакам, его обольщениям, всякому орудию или средству, которое он пытается использовать против меня. Я не уступаю! Я противостою ему, изгоняем его от меня во Имя Иисуса.

Я отвергаю и изгоняю: немощь, боль, инфекцию, воспаление, опухоли, аллергии, вирусы, и всякую форму колдовства.

Господь Я благодарю Тебя, что через жертву Иисуса на кресте я вышел из-под проклятия и вошел в благословение Авраама, которого Ты благословил во всём: возвышением, здоровьем, плодоносностью, преуспеванием, победой, и Божьим расположением.

Гал. 3:13-14: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»,- Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою».

Бытие 24:1: «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама во всём».
Аминь.

Молитва от ночного осквернения

Во имя Иисуса, — я связываю сильного — над Грехом и Смертью, — Смертью и Разрушением, — Смертью и Адом, — и другими проклятиями, которые воздействовали на меня. Сейчас я обрезаю, — развязываю и освобождаю себя от всех злых проклятий — амулетов, очарований, — заклинаний, несчастий, — различных физических сил, — манипулированных молитв, — чар, колдовства, — чародейства, волшебства, — перевоплощений, вудду, — сглаза, заклинания, — белой или чёрной магии, — вреда, — заветов, зелья, примет.

Читайте так же:  Молитва на щастя удачу везіння на українській мові

Развязываю и освобождаю себя – от всевозможного контроля разума, — оккультного контроля разума, — контроля посредством колдовства, — сил души, — всяких духов, воздействующих на человека, — нечистых духи, — и словесных проклятий, — которые воздействовали на меня со всей ненавистью и злобой.

Теперь я беру меч Духа, — который есть Слово Божие, — и всё обрезаю им — и освобождаю себя — от всех перечисленных проклятий, — и даже не названных, — а также проклятий приходящих от психологических, оккультных или любых других безбожных источников. Я делаю это во имя Иисуса — посредством Его пролитой крови. — Теперь я провозглашаю, — что все проклятия, которые восстали против меня, разрушены — и аннулированы. — Кого Сын освободит, — те истинно свободны будут — в соответствии с Иоанна 8:36. Благодарю Тебя Иисус, — что Ты освободил меня.

Дорогой Господь: -я верю, что Писание – истина, — и в нём полностью открыта воля Божия.- Жертва Иисуса Христа является совершенной, — и все покрывает. — Я исповедую, — что моё оправдание — свершилось, — и власть сатаны надо мною закончилась. — Я запрещаю ему, и отказываюсь — от него, — как от лжеца — и ложного бога. — Я забываю о связи с ним. — Я поклоняюсь моему Богу и Господу.

— Я исповедаю, — каюсь — и прошу прощения — за грехи моих родителей — и предков —

Я также прошу, — чтобы Ты простил меня — за то, что я передавал — своему семени (детям) — всевозможные наследственные проклятия. Я делаю это, чтобы сила этих проклятий- была разрушена надо мной — и моей родственной линией. — Во имя Иисуса — и посредством Его крови.

— Я беру — меч Духа, который является Словом Божиим, — и возвращаюсь к Адаму и Еве — по линии моей матери и моего отца, — моей семьи, — и развязываю — и освобождаю себя — и моё семя — и также последующее поколение — от зла, от проклятий, — которые являются результатом греха — и от грехов моих прародителей — и предков.

— Во имя Иисуса — сейчас я провозглашаю: — все наследственные проклятия — указанные в Слове Божием, — которые я называл — и те, которые я не называл — да будут обрезаны и уничтожены — и аннулированы — надо мной, моим семенем и над моим будущим семенем.

— Я разрушаю всякое иго, — наследственные, умственные — и физические немощи, — которые пришли — через линию моих предков. — Во имя Иисуса — я возвращаюсь к моим прародителям по линии отца и матери, и обрезаю, разрушаю, — освобождаю — от всех цепей, оков и связей. Аминь.

Я поражаю вас бесы, в каждой области разума, души и эмоций, отсекаю вас от всех органов чувств. Обрезаю и отделяю вас, бесы, от мышц, связей, сухожилий, нервов, тканей, позвоночника, дисков и от всех частей спинного мозга, от всякого органа и конечностей, во имя Иисуса Христа.

Я омыт и очищен во всех частях тела и естества, Кровью Иисуса. Я связываю и запрещаю всем силам бесов (сильному и правящим демонам) воздействовать на все части разума, души и тела, во имя Иисуса.

Я запрещаю тебе, сатана использовать всякие хитрости, обманы и наносить вред. Я связываю всех нечистых духов авторитетом Иисуса Христа и Его Божественным судом. Во имя Иисуса я повелеваю каждому духу уйти и забрать с собой все воспоминания, корни, шрамы, дела, сети и привычки.

Я приказываю – вам, всем нечистым духам — оставить меня сейчас, — я отказываюсь от вас и от ваших дел. — Я запрещаю вам,- я проклинаю ваши корни,- вы не имеете официального права быть в моей жизни.- Я изгоняю вас. — Я исповедал свой грех — и грех моих предков.- Вы обезоружены.- Мои двери я помазал кровью Агнца. — Бог всё положил под мои ноги, — все мои грехи прощены,- они находятся под кровью Иисуса. — Я имею над ними победу.- Ваше действие закончилось, вы побеждены, над вами одержана победа и вы поражены, во имя Иисуса Христа.

Во имя Иисуса, я связываю всех духов, которым я приказывал уйти, но они не ушли. Я повелеваю им выходить, пока они все окончательно не выйдут.

Господь, заполни Святым Духом все пустые места в разуме, теле, и там, где остались какие-либо злые духи, и продолжай Свою работу, пока они все не уйдут.

Я прошу Тебя, Господь, излей Свою исцеляющую силу на дух, на душу и на тело, на раненные, измученные места. Очисть их и исцели все эти области Своей Кровью. Господь, пошли Своих служащих ангелов, чтобы защитить меня до моего полного освобождения, исцеления и наполнения Святым Духом.

Господь, я прошу тебя, чтобы Ты дал мне способность распознавать всякие напасти врага, каждый раз, когда он захочет искусить. Я отдаю честь, хвалу и славу Тебе, Господь Иисус Христос за Твою работу, которую Ты совершил на кресте для меня.

Молитва ночная Иисусова

Иисус Христос, исповедую веру в Тебя, как в Сына Божьего и истинного Бога.
Прошу о помиловании, прощении грехов, о помощи в испытаниях и о помощи в борьбе с искушениями.

«Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:47).

«Помилуй меня, Господи, Сын Давидов» (Мф. 15:22).

Видео (кликните для воспроизведения).

«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». (Луки 22:39-46).

Почему ночная молитва сильнее
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here