Поклоны при молитве Иисусовой

Подробное описание: Поклоны при молитве Иисусовой - с детальным описанием, специально для Вас!

Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой

О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой

1) Об устной. В сокращенном слове она говорится так: “Господи помилуй”. “Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго”, а в полном так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. В начале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалит всесторонния страсти, она от частаго в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонния мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Неразсеянность уму дается не скоро и не тогда как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегдашним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога.

2) Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашаго усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему – собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему – через десять месяцев; а одному великому старцу – через два года. И это почему так бывает одному Богу только известно.

Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущаго блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы: то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет – ничего другаго не делайте. Когда же не чувствуете такаго влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.

Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и насколько возможно всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.

• Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или – обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. – В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольнаго самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть безпокоит его. Тогда дух самооправдания разныя употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостию.

• Бог да сохранит вас от сих злых духов.

Молитва Иисусова

С вами, конечно, было, что иной раз неудержимо Богу молиться захочется. Припомните, что при этом было на душе, и старайтесь всякий раз, как становитесь на молитву, воспроизводить то в душе и так Богу молиться молитвою Иисусовой. Это воспроизведение будет возбуждать молитву Иисусову, а молитва сия поддерживать тот молитвенный строй. В этом весь секрет успеха в творении молитвы Иисусовой.

Для занятия молитвою Иисусовой определите особое время от утренняго и вечерняго молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых – с поклонами поясными при маленьких узелках и земными – при больших.

Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь. Став на молитву, тотчас воспоминайте, что Господь близ есть и видит, и слышит, и желает дать вам, что для вас спасительно.

Постоянство в исполнении – главное условие успеха. Успех не вдруг покажется. Для сего потребуется месяцы и годы. Потому нечего отчаяваться в успехе, когда не скоро оказываются плоды труда. Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, – и сну поблажать не должно. Не должно и развлечений допускать – и смехов и балагурства. Держать себя всегда, как бы находились в присутствии царя. Если будете внимательно все делать, само дело научит многому.

Молитва Иисусова

Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцырь.

Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное. Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашаго Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго.

Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Святой Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет. Благослови Господи труды ваши над собою – благим успехом.

В псалмах поется: вся “слава дщери царевы внутрь”. Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!

Сила молитвы Иисусовой

Молитва Иисусова есть как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, – что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят вседушно внимает и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящаго принять просимое.

Чувство недостоинства пред Богом и молитва

Вы писали, что становитесь на молитву, начинаете творить молитву Иисусову, – и бросаете, считая себя недостойной стоять умно пред Господом. я тут не пойму, в чем дело. Надобно не только когда на молитве стоим, но и всегда пред Господом ходить так, как бы в глаза Ему смотря или под очами Его находясь. Ибо так это и есть. А вы вон как. Только что мысль станет пред Господа – вы бежать.

Читайте так же:  Молитва от сатанистов

Если бы Господь запретил являться пред Себя, конечно, в вашем действии было бы нечто дельное; но когда Господь Сам есть приближаяйся, от всех требует приближения к Себе, то какой смысл в вашем действовании? Это вы во второй раз пишете. Извольте бросить это. А стараться приобретать навык неотходно стоять пред Господом. Как проснетесь, до того как заснете, и во все время со страхом и трепетом и со всем вниманием и к себе и к Господу.

О количестве молитв Иисусовых

Монах из обители П. хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святыя. Плод молитвы главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать.

Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговейнство и страх Божий. Это очень дурно. Пред Царем кто может стоять без страха?! Не тем ли паче пред Богом! – В Киеве, в Лавре, был брат, который говаривал: “смотрите, с Богом-то не станьте за панибрата”. Уж не эта ли беда у брата того? – Не дивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотою и сладостью. Это – сластолюбие духовное. Главное – страх Божий и дух сокрушен. Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных.

Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по четкам. Беда не велика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякаго выполнения числа молитв.

О искуственных приемах совершения Иисусовой молитвы

Вопрос верно относился к молитве Иисусовой. Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?! – А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? – Если веруешь, взывай к Нему: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. А мудрецы мудреныя про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.

О молитве Иисусовой

Ныне с молитвою Иисусовой не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! – А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другия останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какия-то такия, которыя, будто не имея сил остановить внутренняго движения, начинают кричать: “Иисусе. Иисусе. Ии. Ии. ” Это кликуши.

А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицем Господа и взывай: “Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, или только: “Господи помилуй”. “Милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго”. или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите.

Католический взгляд на молитву умную

. взялся переводить нечто. Дошло до статей о молитве. Темная какая-то путаница! И остановился. Латиняне умную молитву не по – нашему понимают. Она у них богомыслие, заключаемое молитвою. А это хотя очень плодотворное упражнение, но не есть молитва. Молитва – особое упражнение от Богомыслия.

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.
Читайте так же:  Молитва о душевном спокойствии мужа

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Том 1. Аскетические опыты

О молитве Иисусовой

Отдел III. Об упражнении молитвою Иисусовою

Ученик. Изложи правильный способ упражнения молитвою Иисусовою.

Старец. Правильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

Читайте так же:  Самые сильные молитвы от проклятий

Имя Господа нашего Иисуса Христа – Божественно; сила и действие этого имени – Божественны; они – всемогущи и спасительны; они – превыше нашего понятия, недоступны для него. С верою, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа. “Непрестанное призывание имени Божия, – говорит Великий Варсанофий, – “есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается”.[2]

Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели. Сознавая и, по мере сознания, ощущая это состояние, будем молитвенно вопить из него, вопить в сокрушении духа, вопить с плачем и стенаниями, вопить о помиловании. Отречемся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним. Нет возможности воспеть «песнь Господню на земли чуждей» – в сердце, обладаемом страстями. Если же услышим приглашение воспеть ее, то да знаем наверно, что приглашение это делается «пленившими нас» . «На реках Вавилонских» можно и должно только плакать. ( Пс.136:1, 3–4 )

Таково общее наставление для упражнения молитвою Иисусовою, извлеченное из Священного Писания и писаний святых Отцов, из весьма немногих бесед с истинными молитвенниками. Из частных наставлений, преимущественно для новоначальных, признаю полезным упомянуть нижеследующие:

Видео (кликните для воспроизведения).

Механизм святого Иоанна Лествичника необходимо соблюдать и при способе, который изложен преподобным Нилом Сорским во 2-м Слове его Предания или Устава Скитского. Преподобный Нил заимствовал способ свой у греческих Отцов, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита, и несколько упростил. Святой Нил говорит: “Сказанному этими святыми о удерживании дыхания, то есть, чтоб не часто дышать, и опыт вскоре научит, что это очень полезно к собранию ума”. Некоторые, не поняв этого механизма, придают ему излишнее значение, непомерно удерживают дыхание, и тем повреждают легкие, вместе причиняя вред душе усвоением ей понятия неправильного. Все разгоряченные и излишне напряженные действия служат препятствием к преуспеянию в молитве, развивающейся единственно на лоне мирного, тихого, благоговейного настроения по душе и телу. “Все неумеренное – от демонов” – говорил Пимен Великий[10].

Предложенных мною советов, полагаю, достаточно для новоначального, желающего обучиться молитве Иисусовой: “Молитва, – сказал преподобный Мелетий Исповедник, – учителя не требует, но тщания, но рачения и особенного усердия, – и бывает учителем ее Бог”[12]. Святые Отцы, написав много сочинений о молитве, чтобы доставить делателю правильное понятие о ней и верное руководство к упражнению ею, предлагают и поощряют вступить в самый подвиг для получения существенного познания, без которого учение словом, хотя и извлеченное из опытов, мертво, темно, не понятно, как нуждающееся в объяснении и оживлении опытами. Наоборот: тщательно занимающийся молитвою и уже преуспевший в ней, должен часто обращаться к писаниям святых Отцов о молитве, ими поверять и направлять себя, помня, что и великий Павел, хотя имел благовестию своему превысшее всех свидетельств свидетельство Духа, но ходил в Иерусалим, и предложил бывшим там Апостолам благовестие, возвещенное им между язычниками, на рассмотрение, – «да не како вотще теку, или текох» ( Гал.2:2 ) , – говорит он.

Ученик. Какие книги святых Отцов должен читать желающий заниматься молитвою Иисусовою под руководством Боговдохновенного учения?

Ученик. Что значит место сердечное, о котором говорят святые Симеон, Новый Богослов, Никифор монашествующий и другие Отцы ?

Старец. Это – словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге. При молитве нужно, чтоб дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, причем ум действует словами, произносимыми одною мыслию или и с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача. Соединение даруется в свое время Божественною благодатию, а для новоначального достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух непременно ощутит умиление. «Дух» обыкновенно называется «сердцем», как и вместо слова «ум» употребляется слово «голова». Молись со вниманием, в сокрушении духа, помогая себе вышеисчисленными механизмами; при этом само собою откроется опытное познание места сердечного. О нем удовлетворительно объяснено в предисловиях схимонаха Василия.

Ученик. Мне показалось, что ты отвечал неохотно на вопрос мой о сердечном месте, и, отослав меня к предисловиям схимонаха Василия, этим уклонился от изложения твоих собственных понятий и взглядов. Умоляю тебя, для пользы моей и других, выскажись откровенно на вопрос мой.

Монашеское жительство – наука из наук, Божественная наука. Это относится ко всем монашеским подвигам, – в особенности относится к молитве. В каждой науке имеется свое начало, имеется своя постепенность в преподавании познаний, имеются свои окончательные упражнения; так и в обучении молитве существует свой порядок, своя система. Тщательное последование порядку или, что то же, системе служит в каждой науке ручательством основательного успеха в ней; так и правильное упражнение в молитве служит ручательством преуспеяния в ней, – того преуспеяния, которым благоугодно Богу ущедрить подвижника. Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий, источником знания, которое хуже незнания, будучи знанием неправильным, отрицательным; таково и последствие беспорядочного упражнения в молитве. Неизбежное, естественное последствие такого упражнения – прелесть. Самочинное монашество – не монашество. Это – прелесть! Это – карикатура, искажение монашества! Это – насмешка над монашеством! Это – обман самого себя! Это – актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святаго Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны.

Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов. Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. Они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте «постепенно» и «духовно» является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.

Ученик. Удобна ли для обучения молитве Иисусовой жизнь в монастыре, посреди более или менее многочисленного братства и молвы, неизбежной в многолюдстве? не удобнее ли для этого жизнь в безмолвии?

Безмолвие полезно для преуспевших, понявших внутреннюю брань, окрепших в евангельской нравственности основательным навыком к ней, отвергнувших пристрастия[49]; все это должно стяжать предварительно в общежитии. Вступившим в безмолвие без предварительного удовлетворительного обучения в монастыре, безмолвие приносит величайший вред: лишает преуспеяния, усиливает страсти[50], бывает причиною высокоумия[51], самообольщения и бесовской прелести[52]. “Неопытных” – необученных опытно тайнам монашеского жительства – “безмолвие губит”[53], – сказал святой Иоанн Лествичник. “К истинному безмолвию, – замечает этот же святой, – способны редкие: те, которые стяжали Божественное утешение в поощрение к трудам и Божественное содействие в помощь при бранях”[54].

Читайте так же:  Молитва оберег в дорогу на машине

Ученик. Ты сказал прежде, что неочищенный от страстей не способен ко вкушению Божественной благодати, а теперь упомянул о молитвенном благодатном утешении в мирянине и новоначальном послушнике. Здесь представляется мне противоречие.

Что ж касается до упомянутого новоначального: то из самых приведенных случаев с ним видно, что он вовсе не ожидал такого молитвенного действия, какое в нем внезапно открылось, даже не понимал, что оно существует. Это – строение промысла Божия, постижение которого нам недоступно. Тот же святой Исаак говорит: “Чин (порядок) особенного смотрения (промысла, суда Божия) отличается от общего человеческого чина. Ты следуй общему чину, и путем, по которому прошли все человеки, по последованию преемничества, взойди на высоту духовного пирга (башни)”[59].

Ученик. Мне привелось узнать, что некоторые старцы, весьма преуспевшие в молитве Иисусовой, преподавали новоначальным прямо молитву умную, даже сердечную.

Ученик. Когда я молюсь, то уму моему представляется множество мечтаний и помыслов, не допускающих чисто молиться: не может ли возникнуть из этого прелесть или какой другой вред для меня.

Старец. Множеству помыслов и мечтаний естественно возникать из падшего естества. Даже свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки падения его и впечатления, произведенные произвольными согрешениями[78]. Также диавол, зная, какое великое благо – молитва, старается во время ее возмутить подвижника греховными, суетными помыслами и мечтаниями, чтоб отвратить его от молитвы или молитву сделать бесплодною[79]. Из среды помыслов, мечтаний и ощущений греховных, из среды этого порабощения и плинфоделания нашего, тем сильнее возопием и будем вопить молитвою ко Господу, подобно израильтянам, «возстенавшим. от дел и возопившим. И взыде , – говорит Писание, – вопль их к Богу от дел. И услыша Бог стенание их» ( Исх.2:23–24 ) .

Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог, в свое время, даст благодатную, чистую молитву тому, кто молится без лености и постоянно своею нечистою молитвою, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддается ему. Образец успеха настойчивой молитвы Иисусовой видим в Евангелии. Когда Господь выходил из Иерихона в сопровождении учеников и народного множества, тогда слепец Вартимей, сидевший при пути и просивший милостыни, узнав, что Господь проходит мимо, начал кричать: «Сыне Давидов, Иисусе, помилуй мя» . Ему воспрещали кричать, но он тем более кричал. Последствием неумолкающего крика было исцеление слепца Господом ( Мк.10:46–52 ) . Так и мы будем вопить, несмотря на восстающие из падшего естества и приносимые диаволом помыслы, мечтания и ощущения греховные, для воспрепятствования нашему молитвенному воплю, – и несомненно получим милость.

Ученик. Какие истинные плоды молитвы Иисусовой, по которым новоначальный мог бы узнать, что он молится правильно?

Ученик. Мое сердце жаждет слышания: скажи еще что-нибудь.

Старец. Очень полезно для упражняющегося молитвою иметь в келии иконы Спасителя и Божией Матери, довольно значительного размера. По временам можно обращаться при молитве к иконам, как бы к самим присутствующим тут Господу и Божией Матери. Ощущение присутствия Божия в келии может сделаться обычным. При таком постоянном ощущении мы будем пребывать в келии со страхом Божиим, как бы постоянно под взорами Бога. Точно: мы находимся всегда в присутствии Бога, потому что Он вездесущ, – находимся всегда под взорами Бога, потому что Он все и всюду видит. Слава всемилосердому Господу, видящему нашу греховность и согрешения, долготерпеливо ожидающему нашего покаяния, даровавшему нам не только дозволение, но и заповедь умолять Его о помиловании.

5) Лествица. Слово 28, гл. 21.

6) Сведения о сочинителе Цветника, священноиноке Дорофее, помещены в 1-м томе “Аскетических Опытов” в статье “Посещение Валаамского Монастыря”.

7) Цветник священноинока Дорофея. Поучения 30 и 32.

9) Цветник. Поучение 32.

10) Патерик Скитский. Достопамятные Сказания, гл.. СХХ1Х.

Иоакимо — Анновский храм Можайска

Официальный приходской сайт

О молитве: краткий сборник советов и практических рекомендаций

Подборка тезисов о молитве вообще и обретении внимательной молитвы.Эту памятку составил для себя один православный христианин по имени Кирилл (его фамилия, к сожалению, нам не известна).

Преподобный Иоанн Лествичник называет молитву матерью и вместе с тем царицей добродетелей, так как молитва – это средство Богообщения. Недаром в древности монахи зачастую приветствовали друг друга одним вопросом: «Как молитва?», ведь молитва – это барометр духовной жизни человека.

Цель молитвы

Молитва – общение и единение человека с Богом, дверь в Царство Божие, источник всех добродетелей, путь к Богу, пища души, средство исполнения Заповедей, главное дело жизни, высочайшая форма человеческого бытия, разрушительница скорбей, мать исправления жизни и очищения от грехов, путеводитель сквозь искушения, показатель духовного возраста.

  1. Молитва бывает личная и общественная (в данной статье рассматривается только личная молитва). Молиться можно о себе и о ближних: живых и усопших, друзьях и врагах…
  2. В молитве обращаются как к Единому Богу, так и к каждому из Лиц Пресвятой Троицы; Богородице, Ангелам, святым.
  3. По содержанию молитвы условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.
  4. По качеству молитвы можно выделить три ступени:устную (гласную), умную (в уме) и сердечную.
  5. По времени совершения молитва может быть периодческая и непрестанная (одна из её форм –Иисусова молитва).
  6. Молитва может быть как словесной, так и созерцательной, то есть совершаемой в безмолвном предстоянии перед Богом.

ПЕРИОДЫ В МОЛИТВЕ

  1. Молитве новоначальных свойственны лёгкость и особое возвышенное чувство, Сам Бог обильно дарует человеку Свою благодать (она называется призывающей).
  2. Затем наступает период молитвенного охлаждения, когда уже требуются человеческие усилия. Эти периоды сравнивают с младенчеством, когда новорождённого сначала носят на руках, но с возрастанием требуют от него усилий для того, чтобы он и сам учился ходить.
  3. Третий период – период вновь благодатной, нерассеянной и тёплой молитвы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ

ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИНОГДА ДОЛГО НЕ ИСПОЛНЯЕТ НАШИХ МОЛИТВ?

  1. Когда мы просим того, что нам не полезно.
  2. Когда мы молимся небрежно.
  3. Чтобы удержать нас на молитве, если нам нужна конкретная помощь, а не Бог.
  4. Потому, что ещё не пришло время.
  5. Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение.

О ВНИМАНИИ В МОЛИТВЕ

СЛЕДСТВИЯ НЕВНИМАНИЯ В МОЛИТВЕ

  1. Без внимания молитва превращается в молитвословие.
  2. Невнимательная молитва – лицемерие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк. 7:6).
  3. Чем заняты наши мысли, помимо Бога, тому мы и молимся: людям, вещам, событиям.
  4. Обычная лукавая мысль при невнимательной молитве: главное – вычитать определённое количество молитвословий. Поэтому лучше принять установку – невнимательная молитва фактически не прочитана, так как и молитвой не является.

УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ

Готовность души

  1. Нераскаянные грехи и страсти являются препятствием для общения с Пресвятым Богом.
  2. Условием искренней молитвы является покаяние и смирение души. Следует постараться наполнить душу раскаянием и любовью.
  3. Злопамятность делает молитву бесплодной.
  4. Душа должна быть наполнена доверием ко Творцу, готовностью принять Его волю.

Место совершения молитвы

  1. Идеально молиться в уединенном помещении, по возможности защищенном от внешних шумов. (При отсутствии такового помещения некоторые подвижники молились даже в шкафу.)
  2. Если такого уединенного помещения нет, то молиться можно, закрывшись в ванной или даже в туалете. (Кстати, при освящении квартиры не пренебрегаем священником и туалет.)
Читайте так же:  Евангелисту марку молитва

Время совершения молитвы

  1. «Господь даёт молитву молящемуся» – свидетельствуют св. отцы. Количество переходит в качество, Господь даёт чистую молитву тому, кто приоритетом в своих делах ставит общение с Ним, упорно борется с рассеянностью и ленью.
  2. Установить чёткий режим дня, чтобы не молиться сквозь сон.
  3. Не стоит стремиться к количеству (вычитать всё правило) за счёт качества молитвы. Можно отмерить по будильнику строго определённое время для молитвы, чтобы не спешить.
  4. Утром молятся до завтрака. Вечером неподготовленный человек не должен молиться слишком поздно.
  5. Уединению и вниманию в молитве способствует бдение (ночная и ранне-утренняя молитва).

Отсутствие внешних раздражителей

  1. Заранее позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало.
  2. Лучше всего молиться, когда окружающие уже (ещё) спят.
  3. Следует отключать у мобильный телефон на время молитвы. Не переводить сигнал в виброрежим, а отключать звук совсем или унести телефон в дальнее помещение.
  4. По возможности нужно убрать из поля зрения раздражители, например, занавесить окна.

Концентрация ума

  1. Молитва – это время духовной борьбы, внимание – один из необходимых её этапов.
  2. Желательно не начинать молитву сразу, а постоять или присесть перед началом в тишине, стараясь отключиться от забот и суеты, отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов (это важнейший пункт достижения внимательной молитвы. ).
  3. Лучше стоять перед иконами, желательно, чтобы они были большие и хорошо писанные. Перед ними хорошо затеплить свечу или лампаду.
  4. Произнесение слов молитвы должно быть совершенно отчётливым, каждое слово должно проговариваться без комканья или проглатывания окончаний.
  5. Особенно поначалу важна неторопливость. Окончание молитв не следует ускорять.
  6. Стараться держать в памяти всё произносимое предложение.
  7. Не делать больших пауз между молитвами.
  8. Дремота и рассеянность изгоняются земными поклонами. Задумался – сделай земной поклон.
  9. Не молиться заунывно, делать акцент в молитвенных прошениях.
  10. Читать по одной фразе с паузами между ними.
  11. Можно закрыть глаза (дверь для внешних впечатлений) во время молитвы.
  12. Не следует тараторить, стремиться побыстрее «вычитать правило» (держа в уме следующие дела), медленное чтение молитвословий упрощает контроль за вниманием! Темп молитвы должен позволять осознавать каждое произнесённое слово.

Воспитание дисциплины ума

  1. Молитва отражает наше духовное состояние, рассеянность в молитве является следствием рассеянности ума.
  2. Нужно искать причины рассеянности и постепенно избавляться от них, раскручивая, как клубок (не поздно молиться, молиться днём, понимать содержание молитвословий, молиться Иисусовой молитвой…). Чистота жизни, борьба со страстями влияет на качество вашей молитвы.
  3. Навык дициплины ума приходит через чтение Нового Завета и святых отцов. Такое чтение уже является разновидностью молитвы и средством воспитания внимания, оно упорядочивает ум и даёт иную глубину в отношении к Богу.

Про себя или гласно?

  1. Для лучшего сосредоточения и понимания смысла молитвословий новоначальные должны безусловно практиковать устную (то есть, устами) – гласную молитву, молиться про себя (умом) только при других.
  2. Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети».
  3. При невозможности молиться вслух приемлемо делать это шёпотом.

Участие тела в молитве

Какие молитвословия использовать. Объём молитвословий. Молитва своими словами

Начало и окончание молитвы

  1. Перед началом молитвы нужно остановить поток мыслей и образов в уме, постоять некоторое время в тишине, постаравшись ощутить вечность, отсутствие времени. Естественно, что это не имеет ничего общего с медитацией (см. по ссылке о различии молитвы и медитации).
  2. Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом.
  3. Св. отцы рекомендуют начинать молитву с обращения к Богу о помощи в достижении угодной Ему молитвы.
  4. Сосредоточиться нужно сразу с начальных молитв, а не быстро проговаривать их, как «необходимое вступление».
  5. Прошения следует завершать оговоркой «да будет воля Твоя», так как мы не можем быть уверены, что в нашем падшем состоянии просимое будет во благо, то есть, согласно с волей Божьей.
  6. Не будем забывать о благодарении, о котором Сам Господь напомнил нам в притче о десяти прокаженных.

Опасности и искушения в молитве

  1. Не следует впадать в уныние, а тем более совсем переставать молиться из-за трудностей в обретении внимания. Для Господа важны не столько результаты, сколь наше усердие и искренность. Даже святые подвижники до конца дней вели жесточайшую борьбу за правильную молитву.
  2. Однако от нас требуется готовность к испытаниям: к тому, что мы вступаем в духовную битву и тьма помыслов и искушений окружит нас в этот момент, «как тучи мошек».
  3. Следует убрать все образы из памяти, избегать восторженности в молитве, душевная, эмоционально-чувственная сфера не должна превалировать над умом. Нельзя пытаться искусственно искать сладостные ощущения и переживания, воспалять воображение, так как это прямой путь к духовной прелести.
  4. Чередование периодов сухой и тёплой молитвы свойственно не только новоначальным.
  5. Не стоит стесняться лишний раз «побеспокоить» или «отвлечь» Творца Вселенной. Ведь Бог всемогущ и не имеет нужды в отдыхе. Также неверно считать прошение более «низким» видом молитвы, чем остальные три. Прошение свидетельствует о нашем доверии Богу, признании Его всемогущества, надежде на Него, уверенности в Его любви к нам.
  6. Нехорошо мирянам пренебрегать служением ближним ради достижения спокойствия в молитве.

При потере внимания

  1. Каждый раз при потере внимания просите Господа: «Господи, научи нас молиться!».
  2. При отвлечении внимания – продолжайте чтение ещё медленнее и внимательнее, возвратившись к тем словам, которые удержались в памяти.

РЕБЁНОК И МОЛИТВА

  1. Следует выбрать наиболее яркие и несложные молитвы и подробно разобрать их вместе с ребёнком.
  2. Полезно научить дитя кратким молитвам на разные случаи жизни, чтобы молитва не замыкалась для него стенами спальни.
  3. Очень важна семейная молитва до и после еды.
  4. Дети обязательно должны молиться и своими словами.
  5. Сделайте ребёнку небольшой помянник, чтобы он молился за близких.
  6. Иконы должны занимать почётное место в детской комнате и не должны быть маленького размера. Хорошо иметь в иконостасе икону святого покровителя вашего ребёнка.
  7. Детям лучше молиться вместе с родителями.
  8. Дети должны привыкнуть к регулярности молитв, но при этом молитва не должна им надоедать.
  9. По мере взросления детей рассказывайте им в доступной форме об основах искусства молитвы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: из личных дневников «Азбуки Веры»

Поклоны при молитве Иисусовой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here