Послушание превыше поста и молитвы Серафим Саровский

Подробное описание: Послушание превыше поста и молитвы Серафим Саровский - с детальным описанием, специально для Вас!

Видео (кликните для воспроизведения).

Портал «Дивное Дивеево»


П аломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: «Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия». И уж конечно, любой православный слышал: «Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но — бегом бежать нужно на него!»

Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм — приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: «Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?» «Конечно, потрудиться для Бога можно, — малодушно подумал я, — но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…»

Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, — это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность…

Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я — назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось — богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно — чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. «Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!» — говорил батюшка Серафим.

И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: «Помолимся. Завтра причастишься». Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела!

Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: «Точно ли я?» Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: «Помочь тебе возможно. Молись». Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери «Умиление», я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: «Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе».

Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела — я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду — сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.

Читать онлайн «Преподобный Серафим Саровский: Жизнь, молитвы, святыни» автора Мацукевич Анатолий Александрович — RuLit — Страница 6

Вериг же и власяницы он на себя никогда не возлагал. И на вопрос об этом отвечал так: «Если нас оскорбят словом или делом, а мы снесем обиды по евангельски – вот и вериги наши, вот и власяница».

В затворе подвижник питался особенно скудно: толокном да рубленой капустой, а пил он лишь воду. Доставлял бесхитростную провизию сосед по келии – монах

Павел. Он ставил всё принесенное у двери и удалялся. Бывали случаи, что отец Серафим из принесенного ничего не брал, и тогда монах Павел уносил еду обратно.

Сложно и велико было молитвенное правило подвижника Серафима. За неделю он прочитывал весь Новый Завет. Иногда он за книгой как бы замирал, погружаясь в созерцание, и неподвижно стоял пред иконой. Во все праздничные и воскресные дни, после ранней обедни, отец Серафим у себя в келии приобщался Святых Тайн.

Чтобы памятовать о смертном часе, отец Серафим поставил у себя в сенях дубовый гроб. Около него он часто молился, непрестанно подготавливая себя к вечному покою.

Серафимовский источник

«Не всякие деньги угодны Господу и Его Пречистой Матери. Бывают деньги обид, слез и крови. Нам такие не нужны, мы не должны принимать их!»

Преподобный Серафим Саровский

Прошло пять лет строгого затвора: за это время старец Серафим заметно ослаб, но сроки подвигов его еще только начинались. Старец не нарушил своего затворничества и безмолвия даже в приезд Тамбовского епархиального архиерея Ионы (ставшего потом экзархом Грузии). Преосвященный пожелал видеть старца-подвижника. Владыка подошел к келии отца Серафима в сопровождении игумена Нифонта, но дверь оказалась запертой. Желание игумена проявить некоторую настойчивость, чтобы старец открыл дверь, не встретило у владыки сочувствия: «Не надо, как бы нам не погрешить через сие», – сказал он и, отойдя от келии, оставил затворника в покое.

Сера фимовский источник

«Радость моя! Помни всегда, что послушание превыше всего, превыше поста и молитвы, и не только не отказываться, но бегом бежать на него надо!»

Преподобный Серафим Саровский

25 ноября 1825 года было отцу Серафиму новое видение Богоматери. Матерь Божия наказала ему выйти из затвора и принимать всех, кто будет нуждаться в его утешении, советах и молитве. Здесь же Богородица повелела отцу Серафиму создать новую обитель в Дивееве и указала место для нее. Главным делом Саровского Старца в последние восемь лет его земной жизни становится создание Дивеевской девичьей общины и попечение о ней.

Преподобный Серафим кормит медведя

Сохранились многие случаи поразительного влияния простых бесед о. Серафима даже на равнодушного посетителя. «Мы нашли старца в Ближней пустыньке на работе, – вспоминал один посетитель, – он разбивал грядку мотыгою. Батюшка Серафим любил беседовать с иноками. Он учил их точному исполнению иноческих правил, ревности в церковном служении. «На жизнь нашу, – говорил подвижник, – надобно смотреть как на свечу, делаемую из воска и светильни и горящую огнем. Воск – это наша вера, светильня – надежда, а огонь – любовь, которая всё соединяет вместе: и веру, и надежду. Свеча дурного качества издает смрад при горении и угасает – так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. А потому, глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме, вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни: ибо тает свеча, зажженная пред Ликом Божиим, – так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближаясь к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтобы жизнь наша пред Богом была похожа на свечу из чистого воска, не издающую смрада».

Для спасения души великую силу имеет Причастие. Приступать ко Святому Причастию отец Серафим советовал во все двунадесятые праздники и никак не упускать четырех постов в году. О спасительном значении Таинства Евхаристии он говорил так: «Если бы мы и весь океан наполнили слезами, то и тогда не могли отблагодарить Господа за то, что Он изливает на нас жизнь и питает нас Пречистою Своею Кровью и Телом, которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. И приступай без сомнения, не смущайся, а веруй только».

Послушание превыше поста и молитвы Серафим Саровский

Духовный цветник Серафима Саровского. Избранные наставления

Автор-составитель Ирина Булгакова

Великий святой земли Русской

Возьмите время расцвета подвигов наиболее высоких в аскетизме великих египетских отцов, прибавьте к этому ту глубокую задушевность, какой отмечены в большинстве случаев личности наших преподобных; представьте себе человека, уже на земле живущего как бы вне плоти, небесной жизнью; человека, для которого уже как бы упразднились условия, связывающие других людей, которому возвращены все те дары, что при конце мироздания обильно были уделены Богом первому, богоподобному, человеку; представьте себе человека, словом одним исцеляющего застарелые тяжкие недуги, человека, пред взором которого одинаково обнажено неведомое будущее и сокровенное прошлое, которого видят то ходящим над землею, то подымающимся на воздух во время молитвы, как некогда Мария Египетская в пустыне.

Представьте душу, сжигаемую огнем любви божественной и в то же время расширяемую самым безграничным, греющим, трогательным сочувствием к людям; душу, возвышавшуюся еще на земле до созерцания самых великих тайн Божества, какие лучшим и праведнейшим людям откроются лишь за заветной гранью, в иной жизни; представьте человека, для которого мир надземный был родным, своим; к которому, окруженная несказанной славой, Владычица мира сходила для беседы как с близким человеком; одним словом, представьте себе спустившееся на землю торжествующее небо, воплотившуюся самую смелую, дерзновенную мечту о том, как далеко в земных условиях может пойти победа духа; представьте себе слетевшего к людям на утешение им пламенного серафима, представьте себе высшее, совершеннейшее, прекраснейшее выражение того сложного понятия, какое определяется словом «святой», – и вы получите приблизительный намек на то, чем был здесь, на земле, отец Серафим.

Преподобный Серафим Саровский с житием. Икона. Начало XX в. Москва. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Где Бог, там нет зла

Мы как копеечные свечи. А он – как пудовая свеча – всегда горит пред Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святой Троицей.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Икона

Какое едва ли когда виданное откровение любви к людям явил старец! Он весь как бы трепетал этой любовью, этой безграничной силой сочувствия и сострадания. Она сияла в его глазах, звучала в тех ласковых, нежных словах и обращениях его к людям. Так умилительно тепло звал он всех: «Радость моя!»

«Радость моя» точно слышится и теперь от его могилы; точно стоят, навсегда оставшись неизгладимыми в воздухе мест, освященных присутствием святой его души, эти драгоценные слова – «Радость моя!» И верится, что неисчислимые сокровища благодати и радостей прольются на верующих людей при прославлении отца Серафима. Уже и теперь точно тот покров горя и страдания, что обычно заволакивает собой жизнь, – точно покров этот исчез, и что-то светлое озарило всю жизнь. На душе так светло, так хорошо и надежно, как не было, кажется, еще никогда, разве в раннем детстве.

…И как хочется вспоминать, говорить, слышать, писать о нем, хочется выйти к народу и возглашать его имя: «Знаете ли, какое великое ждет вас счастье, – бегите к благодатному новому источнику, просите, зовите его, требуйте помощи – он всех услышит, он всем вымолит нужное для жизни и для спасения!»

Камень храма Божия

Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, с помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!

Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.

В дому Отца Моего обители мнози суть

Одному иноку выпало на долю счастье слышать рассказ о. Серафима о восхищении его в райские обители. Старец говорил так: «Вот я тебе скажу об убогом Серафиме. Я усладился словом Господа моего Иисуса Христа, где Он говорит: в дому Отца Моего обители мнози суть. На этих словах Христа Спасителя я, убогий, остановился и возжелал видеть оные небесные обители и молил Господа Иисуса Христа, чтоб показал мне эти обители. Господь не лишил меня Своей милости. Вот я был восхищен в эти небесные обители. Только не знаю – с телом ли, или кроме тела, Бог весть: это непостижимо. А о той радости и сладости, которые я там вкушал, сказать тебе невозможно».

О. Серафим замолчал. Он поник головой, водя рукой около сердца. Лицо его до того просветлело, что нельзя было смотреть на него. Потом снова заговорил: «Если б ты знал, какая радость ожидает душу праведного на небе, ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету; если бы келья наша была полна червей и черви эти ели бы плоть нашу, всю временную жизнь нашу, то надобно бы было на это согласиться, чтоб только не лишиться той небесной радости. Если сам святой апостол Павел не мог изъяснить той небесной славы, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения?»

Отцы написали, когда их спрашивали: «Ищи Господа, но не испытуй, где живет».

Поколику человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.

Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?

Откуда взялось изречение: послушание превыше поста и молитвы?

Что сам в себе представляет из себя пост? Это ведь и есть упражнение в подчинении своей воли, воле Божией, воле Матери Церкви. Имеется в виду пост установленный Церковью. Именно с нарушения поста и началось непослушание, родившее первородный грех, а соблюдение поста это как раз и есть попытка через послушание вернуться в свободу чад Божиих, утерянную Адамом. Послушание выше поста это абсурд, масло масляное.

Послушание выше молитвы? Что такое молитва? Молитва, это средство соединения человека с Богом, средство исполнения заповеди: возлюби Бога всем сердцем! То есть автор изречения «послушание выше поста и молитвы» подготавливал для себя почву, чтобы с помощью этого изречения отменить исполнение заповеди Божией. И предотвратить своё изгнание, которое, как учит нас Евангелие и совершается именно молитвою и постом. Спаситель, во время своей земной жизни, высказал своё отношение к таким манипуляциям, обличая фарисеев: «оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (МК.7:8)

В житиях святых встречаются упоминания о том, что они употребляли это изречение, но так же несомненно и то, что они использовали его совсем не с теми целями и употребляли не в том смысле, в котором его употребляют современные фарисеи, желающие быть не пастырями овец Христовых, а их безраздельными владельцами.

Святой Серафим Саровский, наставляя дивеевских сестер, говорил о том, что нельзя отказываться от монастырского послушания, имея в виду некий физический труд, однако он же всех благословлял и на непрестанную молитву, и что всякое послушание необходимо ей сопровождать, и о том, что монахи, не имеющие внутренней молитвы, это не суть монахи, а обожжённые головешки. В его случае, говоря о том, что послушание выше молитвы, он имел в виду внешнюю молитву, вычитывание правила. Что, если монах сидит в кельи, то надо упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, а если зовут на послушание, то (оставив это чтение) надо идти на оное (не оставляя при этом непрестанной внутренней молитвы).

Под словом послушание он ни в коем случае не имел, и не мог иметь в виду, нарушение заповедей Христа или канонов Святой Церкви.

«Без Мене не можете творити ничесоже»(Ин.15:5) говорит Христос, то есть и вторая часть исследуемой фразы «послушание выше молитвы» так же бессмысленна, как и первая, если употреблять ее в отрыве от учения Христа в целом, как его собственно и употребляют современные книжники и фарисеи, с целью добиться послушания себе в своих административных целях, далеко отстоящих от истинной цели Святой Матери Церкви, состоящей единственно в спасении душ чад Божиих, а отнюдь не в превращении их в бессловесных рабов, употребляемых для удовлетворения своих книжно-фарисейских нужд.

Без помощи Божией мы не можем делать ничего, в том числе и быть истинными послушниками, помощь же Божия подаётся в молитве, а пост, это и есть упражнение в послушании воле Божией, поэтому враг не может пребывать там, где имеет место такое сочетание добродетелей, именно поэтому он так на них и ополчился, используя свои излюбленные орудия: ложь, лукавство и лицемерие.

Православный Саров

Архив

Календарь

Батюшка Серафим – покровитель Саровской православной гимназии

16 января 2014 года

15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в первом храме, освященном в честь этого святого, состоялось торжественное посвящение в гимназисты 36 новых учеников Саровской православной гимназии, также носящей имя батюшки Серафима.

Этот день в православной гимназии – особенный. Уроки не проводятся. После окончания Божественной литургии нарядные гимназисты с родителями собрались в храме прп. Серафима Саровского возле большой храмовой иконы Преподобного. Духовник гимназии протоиерей Владимир Кузнецов и иерей Сергий Скузоваткин совершили молебен. После совместной молитвы ребята, готовящиеся вступить в гимназическое братство, прошли, предварительно разувшись, в келью батюшки Серафима. Там наместник Саровского Свято-Успенского монастыря игумен Никон (Ивашков) рассказал детям о том, что происходило на этом святом месте, и для чего батюшка Серафим ушел в затвор. О. Никон помазал ребят маслицем из лампады перед иконой успения Преподобного и вручил каждому свечу и сухарики, освященные в келье.

Затем ребята вернулись к храмовой иконе прп. Серафима и перед ней по очереди произнесли Кодекс чести гимназиста. Таким образом, перед лицом великого русского святого, своих родителей, наставников и товарищей ребята взяли на себя очень серьезные обязательства. Дай Бог, чтобы им удалось их выполнить. Посвящение в гимназисты приняли ученики двух первых классов и ребята, которые перешли в гимназию из других школ.

О. Владимир напутствовал ребят: «Прп. Серафим Саровский во всем нам является примером: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев». Так же и вы, дорогие дети, должны возлюбить Бога всем сердцем своим, всею душою своею, и ближних своих, как самого себя. Это значит, что вы неустанно должны возрастать в благочестии и доброй вере. Мы молились о том, чтобы не только знания школьных предметов, но и благочестие вселилось в сердцах и умах ваших. Педагоги и родители прикладывают много старания, но вы не всегда бываете послушны. А батюшка Серафим говорил, что «послушание превыше поста и молитвы». Тогда, когда вы будете послушны своим родителям и учителям, вы будете возрастать в большей мере. Дай Бог, чтобы по молитвам батюшки Серафима, вы стали достойными членами Церкви – Тела Христова и достойными гражданами России, которую называют Святой Русью. Вы должны стремиться к этой святости, показывая пример всем людям, которые пока, может быть, еще Бога не знают. В добрый путь, дорогие гимназисты!».

Ребятам вручили удостоверения гимназиста и памятные подарки. А вечером праздник продолжился уже в самой гимназии.

О Храме. Наставления Серафима Саровского

Никогда, Боже упаси, ни ради чего, ни ради кого бы то ни было не разговаривать в алтаре, если бы даже пришлось и потерпеть за это; ибо Сам Господь тут присутствует!

И трепеща, во страхе предстоят Ему все Херувимы и Серафимы и вся Сила Божия. Кто же возглаголет пред лицем Его! [9, с. 45.]

Нет паче (выше) послушания, как послушание в церкви! И если токмо тряпочкою протереть пол в дому Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога. Нет послушания выше Церкви! И все, что не творится в ней, – и как входите, и отходите, – все должно творить со страхом и трепетом и никогда не престающею молитвою. И кого токмо убоимся в ней! И где же и возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует! [9, с. 45–46.]

Семь поучений преподобного Серафима Саровского

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.

Против излишней попечительности

Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам, по слову Спасителя (Мф. 6, 33).

Лучше для нас презирать то, что не наше, т. е. временное, и преходящее и желать нашего, т. е. нетления и бессмертия. Ибо, когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого Богосозерцания подобно Апостолам при Божественнейшем Преображении и приобщимся превыше умного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сынове суще (Лк. 20, 36).

О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?

Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.

О мире душевном

Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12).

Видео (кликните для воспроизведения).

Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житие на небесeх есть (Фил. 3, 20).

Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумeния ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).

Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! мир даждь нам (Ис. 26, 12).

О хранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою.

Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).

В сем случае сможем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.

А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Как относиться к родным и близким?

С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».

Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать себя самих. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и тогда перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божья: «Аще не отпускаете человекам согрешения их, то и отец ваш Небесный не отпустит согрешений ваших».

Как христианину относиться к неверующим?

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего – из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть в сохранении другим? Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.

Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению святого Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яко от хранения, паче помощи, яже от дел».

Должно быть милостиву к убогим и странным – о сем много пеклись всякие священники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосердны, яко же и Отец ваш милосерд есть». Когда же мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.

Святой Серафим Саровский и его молитва

«Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя»

Святой Серафим

Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь. Через два года стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, а через семь лет рукоположен во иеромонаха.

Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии, недалеко от монастыря. Уже в это время он проявлял различные подвиги, и в частности: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество.

Около келии Серафим развёл огород и построил пчельник.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг человеческого рода вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста.

Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

Житие сообщает о случае, как преподобный из собственных рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Обыскав келию Серафима для себя, они там ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал власти не наказывать их.

В 1807 году Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Через три года он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор на пятнадцать лет (1825г.).

Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные особы, в том числе император Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

В 1831 году Cерафим сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX века предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава.

Он говорил: «Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих».

Скончался Серафим Саровский в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.

В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован.

Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после обретения его мощей Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе». Но произойдет это после всенародного покаяния.

Серафим Саровский писал: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле».

Наставления преп. Серафима Саровского о молитве

Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

В часы послеобеденные можно говорить сию молитву так:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя грешного!»

Или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице, говоря:

«Пресвятая Богородице, спаси нас!»

или говорить поздравление Ангельское:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Таковым упражнением при охранении себя от рассеянности и соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним, по слову св.Исаака Сирина:

«Без непрестанной молитвы приблизиться к Богу не можем».

В молитве внемли себе, то есть, ум собери и соединяй с душею.

Сначала день, два и множае твори сию молитву одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо.

Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своея и соединит в тебе оную в один дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя.

Молитва святого Серафима

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся в памяти церкви под именем «Правила отца Серафима».

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, единожды Символ веры.

Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда.

Перед обедом совершить утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго», а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать.

«Держась этого правила», — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства.

При этом преподобный говорил, указывая на опыт св. отцов, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства:

Первая (Отче наш) — как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв

Вторая (Богородица Дева радуйся) — принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа

Последняя (Символ Веры) — заключает все догматы веры

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило — слуге, подневольному человеку — то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского pravmir.ru

О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского) azbyka.ru

Молитвенное правило прп.Серафима Саровского для мирян. blagobor.b y

Послушание превыше поста и молитвы Серафим Саровский
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва во здравие близкого

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here