Постом и молитвой изгоняется

Подробное описание: Постом и молитвой изгоняется - с детальным описанием, специально для Вас!

Вторник 2-й седмицы Великого поста

О молитве

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Мф. 17, 21

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом – молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир – это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев,
«Время веселое поста»

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как преклонить на милость Господа? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает. – Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».

Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», – взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). «Молитва скороуслышана есть та, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которая из благого сердца исходит».

Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.

Милосердие к ближним и смирение пред ними, в совокупности с чистотой сердца… составляют основание и силу молитвы.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому… причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные.

Молитву должно совершать с верою, основать ее должно на незлобии.

Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения… постарайся умилостивить Судию смирением.

Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость.

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.

Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом.

Постом и молитвой изгоняется

От одного из греческих священников слышал комментарий на слова Спасителя «Сей род ничем, только молитвою и постом», что в первоначальном греческом тексте были слова «верою и молитвою». Прошу Вас ответить, насколько правомочно это утверждение. Если возможно – прокомментировать с греческого и еврейского текстов. Заранее благодарен.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Слова Спасителя молитвою и постом (Мф.17:21) приводит также евангелист Марк (9:29). Ни в одном древнем греческом манускрипте слова верою и молитвою не встречаются. В некоторых рукописях Евангелия от Матфея отсутствует 21-й стих целиком. Однако в тех рукописях, в которых этот стих имеется, там написано именно так, как в Славянской и Русской Библии. Подтверждается это и толкованием святителя Иоанна Златоуста (ок. 347-407). Он пользовался древним греческим текстом, а не русским. В Беседе 57-й на евангелиста Матфея читаем: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (ст.21), присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте».

Слова Иисуса Христа, которые приводит евангелист Марк: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк.9:29), имеются в древнейших греческих манускриптах: Александрийском (4 в.), Ефремовском (ок. 5 в.), Вашингтонском (кон. 4 – нач. 5 вв.), Кодексе Безы (кон. 4 – нач. 5 в.).

О сличении русского и еврейского текстов речи быть не может, потому что Евангелие от Матфея на еврейском языке до нас не дошло, а Евангелие от Марка написано на греческом.

Читайте так же:  Петь во сне молитвы

«Род сей изгоняется постом и молитвой. »

Проповедь в Неделю 10-я по Пятидесятнице

Проповедь, произнесенная в воскресение 25 августа 2019 г. в киевском храме по ул.Радужной, на текст Мф. 17:14-23 и 1Кор. 4:9-16

Дорогие братья и сестры! Евангельское чтение этого воскресного дня повествует нам о событии, произошедшем с одержимым нечистым духом юноши, но которое, к счастью, окончилось прекрасным аккордом Божьего исцеления. Исцеления по просьбе его отца. Что же там произошло?

Некий человек обратился к ученикам Господа нашего Иисуса Христа, чтобы они исцелили его сына, люто страдающего с самого детства духом одержимости. Причем это происходило настолько жестоко, что сын человека того бросался то в огонь, то в воду. Это тягостное и страшное зрелище. Можно только представить себе весь ужас такого положения, представить то отчаяние, которое охватывало всех близких, видя страдания юноши. Возможно, что человек тот неоднократно обращался за попытками исцеления родного ему человека к разным чудотворцам, волшебникам, гадателям, оракулам, как сейчас модно выражаться, к носителям нетрадиционных методов лечения. К сожалению, люди и сегодня в подобных случаях спешат именно к подобным авантюристам, забывая попросить помощи у Живого Бога, «дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5). Правда, просить надо «с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6).

Из предшествующих евангельских событий мы видим, что те, у кого была вера даже «с горчичное зерно», будь то расслабленный у Овчей купели, кровоточивая жена или другие – то чудо Божие беспрепятственно совершалось. Как Сам Господь говорил: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Но тут мы видим, что у этого человека, просящего за несчастного сына, нет достаточной веры. Возможно, он что-то слышал от людей о необыкновенном пророке, исцеляющем недужных – но ведь сколько в людской молве выдумок и фантазий, как часто люди выдают желаемое за действительное! Стоит ли такому верить? Однако слухи упорно ширились и бежали впереди их Виновника. С недоверием и смущением решил начать с учеников Его – так сказать, по инстанции, соблюдая значимую субординацию. Вот к его порогу приблизились ученики этого удивительного Мужа. Но ученики по какой-то причине не смогли освободить несчастного от бесов. Какое, наверное, разочарование испытал этот человек! Как, казалось, близка была победа над недугом! Но нет, не случилось нечаянной радости. Не предварил отец постом и молитвой своей просьбы о помощи. Именно об этом позже скажет Христос Своим верным.

Тогда горемыка обратился уже к Самому Учителю, к Господу Иисусу Христу. И вот он – триумф победы над нечистыми духами!

Как часто мы с вами впадаем в отчаяние при малейшем искушении, как часто затем приходит к нам разочарование, а порой и озлобление: «А почему это горе мне!? Чем я хуже других? Разве Ты, Господи, не видишь, что есть более недостойные, чем я?! Тогда почему в мой дом постучалась беда, а Ты не отвел?» О, как известен лейтмотив этого протеста каждому из нас, и сколь много раз мы примеряли его к себе в жизни. Да, но если Господь знает прежде нашего прошения у Него: чего же Он ждет от нас? Ждет Господь смирения и послушания Его воле. Ибо мы так и говорим в молитве: «Да будет воля Твоя. ». А воля Божия, как известно, есть освящение наше. Посмотрите на землю, нет в мире более «смиренной» величины, чем земля, которая принимает в себя все: и дождь, и снег, и навоз, и плуг, который ранит ее. И мы топчем ее ногами. Но она не только не ропщет на плуг и навоз, но через это кормит нас.

Именно в момент отчаяния и осознания своей духовной нищеты и родилась та нечаянная радость, которую столько лет ждал несчастный отец мальчика! Господь лишь протянул руку, как когда-то захлебывающемуся в волнах Петру, идущему к Его лодке: «Не будь неверующим, но верь».

Проецируя это событие на нашу жизнь, мы спросим себя: а как я лично верую? Помогает ли мне моя вера для духовного роста, просвещения, укрепления в любви и смирении? Или я только «воскресный христианин», а все остальные дни – «не хуже других»? Совершение чуда (а даже наша вера – это и есть малое чудо) всегда происходит в синергии – только в соработничестве с Богом. Сам по себе человек неспособен и бессилен совершать добродетели без помощи Божьей (и пусть люди не обманывают себя иллюзиями и надутым тщеславием на этот счет) – а только в союзе со Всемогущим Богом. «Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе» (Флп. 4:13). Однако и Всемогущий Бог «не может» помочь человеку без согласия и воли последнего. Здесь как раз к месту расхожий лукавый софизм: «Может ли Бог создать такой камень, который Сам не поднимет?» Ответ таков: может, ибо этот камень и есть неверующий (атеист или агностик). Или «верующий», который хромает на оба колена. Лодке необходимы два весла, ибо с одним любым она будет кружить на месте.

Писание нам говорит, что «вера – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). А в другом месте читаем: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:16). Вера – это доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся, это убеждение в реальности вещей, которых мы пока еще не видим. Вера – это крылья нашей души. Здесь вспоминается известный исторический факт одного события, связанного с военной экспансией древнего Рима.

Много столетий тому назад, когда крылья гордого римского орла бросали тень на весь мир, храбрые воины цезаря отправились покорять Британию. Когда на горизонте появились корабли врагов, тысячи англосаксонцев собрались на холмах с оружием в руках для защиты своей родины. Но к их чрезвычайному ужасу, первое, что римляне сделали, высадившись на берег – это сожгли свои корабли, т.е. отрезали себе всякий путь к отступлению. И с такой верой в свою победу они не могли не победить. Писание нам говорит: «А без веры Богу угодить невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он существует, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Когда ученики спросили наедине Христа, почему же они не смогли исцелить юношу, Господь сказал, что род сей изгоняется постом и молитвой. Пост и молитва неотделимы. Бог дал нам во власть наше тело и хочет, чтобы мы были его хозяином, умели обуздывать связанные с ним прихоти и похоти – и этим взращивали свои духовные силы. Когда-то немецкий мыслитель Шопенгауэр говорил, что наша жизнь – это маятник между скукой и страданием. Когда у нас нет цели в жизни – наступает скука. Когда есть цель, но часто нет сил для ее достижения – приходит страдание. Христос – это ответ на обе эти немощи: Он цель нашей жизни, и Он же дает нам силы для ее достижения.

Сегодня иная форма, если не беснования, то бессмыслицы жизни поражает нашу молодежь. Но ее смысл дан нам Христом. Именно в Нем утверждается достоинство и величие человека, в Нем же раскрывается и цель жизни. И как некогда с высоты креста Он озарил весь мир светом Своим, так и ныне этот свет просвещает мир.

Пост – это свобода от всего того, что нас может поработить, прельстить, склонить к неволе греха («похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» 1Ин.2:16). Пост дает царственную независимость от обстоятельств и суеты, которыми часто улавливает нас враг сетями своими; при такой независимости мы всецело будем принадлежать Творцу. А молитва, как известно, от поста неотделима.

Читайте так же:  Молитва на лечение щитовидной железы

Параллельно, по своему смысловому содержанию, читалось и апостольское послание (1Кор. 4:9-16), где также говорилось о пользе смирения, чтобы стать достойным сосудом в руках Божьих. Почему не смогли апостолы исцелить юношу от бесов? Спросим себя и далее: а почему апостол Петр отрекся от Христа до третьих петухов? А почему апостол Фома влагает персты свои в раны Спасителя, не веря в Его Воскресение? А почему апостолы, кроме единого, разбегаются от Голгофы?

Потому что Дух Святой не сходил еще на каждого из них, еще не наступила Пятидесятница. После сошествия Духа они стали апостольскими мужами в полном смысле этого слова, которых Господь лишь тогда только поставил в пролом новой истории – истории покорения евангельским Словом «племен, народов и языков» и «дал им власть попирать всякую вражью силу». И они стояли как медная стена против целых народов, «держа лицо свое как кремень».

Именно теперь они могут сказать о себе словами Павла: «Мы безумны Христа ради». Но мудрость века сего – есть безумие пред Богом, ибо «немудрое Божие премудрее самого мудрого человеческого».

Могут сказать: «Мы немощны, а вы крепки». Но сила Божия в немощи совершается. Поэтому Христос «обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою».

Могут сказать, что «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся; и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем: гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим».

Все перечисленное апостолом Павлом в этом отрывке как раз указывает на то апостольское смирение и покорное согласие с Божественной волей, на которую и должен полагаться каждый христианин. И тогда в нашей жизни совершится маленькое чудо, мы по-настоящему узрим руку Творца и совершим Его волю.

. Дорогие братья и сестры! Будем же следовать примеру этих апостольских слов. Пока, конечно, в самом Киеве нет того, что испытывают наши гонимые братья на Западной Украине и в некоторых других селах и городах, когда идет откровенный захват наших храмов при попустительстве местной власти, или прямом ее подстрекательстве, избиение священников и мирян, о чем мы читаем как в боевых сводках ежедневно. Будем же молиться за наших гонимых братьев и сестер. А Бога, тем не менее, будем прославлять за все, ибо «любящим Бога и призванным по Его изволению все содействует ко благу». Аминь.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Видео (кликните для воспроизведения).

Главные новости

В канун дня преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре
Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции
Святейший Патриарх Кирилл совершил малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой лавре
По завершении заседания Синода состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Кирилла и архиепископа Дубнинского Иоанна
Святейший Патриарх Кирилл: Воссоединение Архиепископии приходов русской традиции с Церковью-Матерью стало возможно благодаря глубоким переменам в жизни России и Русской Церкви

Архив

Патриаршее слово после Божественной литургии в Новоспасском монастыре

21 августа 2011 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Преосвященный владыка Савва, наместник и игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!

С радостным чувством я впервые совершил Божественную литургию в этом соборном летнем храме. Ранее я неоднократно посещал Новоспасский монастырь и совершал здесь богослужения, но поскольку это было в холодное время года, то и службы проходили в зимнем соборе.

Дай Бог, чтобы и под Вашим управлением, владыка Савва, жизнь обители продолжала развиваться. Предстоит еще многое сделать, в том числе для реставрации и сего святого собора, и иных храмов и зданий, но самое главное ― Новоспасский монастырь должен быть духовным центром Первопрестольного града. И радовалось мое сердце, когда сегодня, входя в храм, я увидел большое количество детей и молодежи, которые, несмотря на пасмурную погоду и дождь, приветствовали меня и своими улыбками, и светлыми взорами, и добрыми словами. Дай Бог, чтобы работа с юными сердцами и умами была приоритетом этого святого места. И если традиция работы с детьми и молодежью будет укоренена в сознании иноков и прихожан, всех тех, кто составляет духовную семью Новоспасского монастыря, тогда на долгие годы мы обеспечим процветание этого святого места, ибо слава таких обителей, как Новоспасская, — не только в их внешнем величии и благолепии, но в первую очередь в силе духа, в силе молитвы, в силе веры, в чистоте, которые созидаются в этих стенах, несмотря на многие искушения века сего.

Сегодня, в 10-ю неделю по Пятидесятнице, в дни Успенского поста, мы слышали евангельское повествование о том, как Господь исцелил бесноватого, который в новолуние бросался и в воду, и в огонь. Апостолы не могли совершить этого чуда, и отец несчастного пришел и стал просить милости у Спасителя, и Тот исцелил его. Когда апостолы спросили, почему же они не смогли сделать то, что сделал Господь, Он ответил: «род сей изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф. 17:21). Эти слова мы все должны крепко хранить в своей памяти, пропустив через свое сознание и через свое сердце.

Нам кажется, что бесноватые, о которых так часто повествует Евангелие, — это буйнопомешанные люди, социально опасные, которые бросались в огонь, воду, разрывали цепи, которые могли напасть на человека. Да, действительно, были и такие бесноватые. Но беснование — необязательно буйство. Беснование ― это господство диавола над человеком. Когда человек оказывается в воле диавола, то диавол определяет строй его мыслей и чувств, его поведение, и если захочет, чтобы человек был буйным, бросался в огонь и в воду, — так и будет. Но диавол может захотеть и нечто иное, и было бы глубочайшей ошибкой считать, что бесноватый — лишь тот, кто цепи на себе рвет. И сегодня существует множество бесноватых — это люди, которые одержимы дьяволом; некоторых из них даже показывают по телевидению. Смотришь в глаза таких людей и видишь диавольскую злобу и бездну, разверзающийся ад. Когда диавол господствует над человеком, когда он порабощает его мысли, когда он толкает его на хулу на Духа Святаго, тогда такой человек — раб диавола.

А почему же дух сей изгоняется только молитвой и постом? Замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: не бойся поста, ибо поста трепещет диавол. Потому что пост, воздержание заставляют человека обратить внимание на свои чувства, на внутреннее состояние. Пост связан с воздержанием, самовоспитанием, самоограничением — с тем, чтобы приблизить господство разума над поведением человека.

Человек постящийся ― это человек, управляемый Богом, потому что он по Божиему закону старается жить, ограничивает свои страсти, раскаивается в своих грехах. Пребывая в молитве, в постоянном общении с Богом, он Богом управляем, и нет у диавола рычагов воздействия на такого человека. Диавол пытается влиять на ум, заражать дурными, грязными, богохульными мыслями, но человек постящийся и контролирующий свое сознание попирает этого змия, и диавол отступает. Но ведь есть еще и чувства, и страсти человеческие, и инстинкты. О, как часто диавол стремится поработить эту чувственную сторону жизни человека! И ведь во множестве случаев это удается. Но тот, кто постится, кто контролирует свои чувства, кто в Таинстве исповеди повергает на Божий суд свои прегрешения, даже мысленные, того не так просто уловить, ибо он способен контролировать свои действия. «Сей род изгоняется молитвой и постом».

Читайте так же:  Молитвы православные Господу Богу

А что же происходит с теми, кем овладевает диавол? Как я уже сказал, большинство из них не рвут цепей, не брызжут слюной, не бросаются на ближних своих. Но с какой же легкостью они отдают душу свою диаволу, подвергаясь интеллектуальным соблазнам — даже не столько интеллектуальным, сколько неким мыслям, образам, моделям поведения, которые с навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку — не говоря уже о полном порабощении чувственного начала! Этим людям кажется, что они герои, что они сильные — ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола. Дернет диавол за одну ниточку ― он поднимает ногу, за другую ― руку, за третью — вздергивает голову; и так человек возбуждает плоть свою, теряя всякую свободу и всякую возможность управлять самим собой.

Неслучайно во время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. И только тогда, когда разбиваются жизни, когда человек в какой-то момент вдруг сознает, что ничего не удалось, что все рушится, что нет ни друзей, ни любимых, ни семьи — нет ничего, кроме страстей, — лишь тогда кто-то, да и то не каждый, может оценить свое состояние духа.

Церковь призвана, обращаясь к современному человеку, говорить в том числе о бесновании. Мы должны справиться с массовым беснованием, в которое вовлекаются миллионы и миллионы людей. Что же делать, как мир спасти? И Господь говорит нам: молитвой и постом. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не молится и не постится, — за наших родных, близких, за наших друзей, за наших знакомых, за наших коллег по работе, за тех, кто во власти, кто в силе, за тех людей, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша ― это не только молитва за себя и за своих родных, это молитва за мир. К такой молитве сугубо призваны монашествующие, в том числе братия сего святого монастыря; и мы должны помнить, что самое главное делание наше ― это молитва за род человеческий, за Отечество наше, за народ наш. Это пост и подвиги за тех и ради тех, кто не способен сегодня сам совершать эти подвиги. И верим, что по слову Златоуста диавол будет трепетать — трепетать перед лицом постящихся и молящихся, тех, кто остается подлинно свободным от всякого диавольского приражения.

Пусть Господь поможет Вам, Ваше Преосвященство, владыка Савва, инокам сей святой обители, всем монашествующим, всему духовенству нашему, всему благочестивому верующему народу помнить о своей миссии, о миссии поста и молитвы во спасение рода человеческого. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

«Род сей изгоняется только молитвою и постом»

Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Завтра мы вступаем в Успенский пост — очень краткий, всего две недели. А в середине его — праздник Преображения Господня. Духовный смысл поста — борьба Света со тьмой. И уже сегодня мы слышим Евангелие о том, как Господь со Своими избранными учениками сходит с горы Преображения, где им приоткрылась завеса, и они увидели за человечеством Христа Его Божество. Они услышали глас Отца Небесного, коснулись вечной жизни, непостижимого покоя, радости, для которой и создан человек. И первое, что они встречают, сходя с горы, — мир, такой, какой он есть сейчас, — в его непросветленности, подчиненности князю тьмы, с его беснованием, болезнями, маловерием.

Отец с плачем бросается к ногам Спасителя, прося исцелить своего ребенка, которого бес бросает то в огонь, то в воду. И говорит, что это беснование происходит с ним с раннего детства. Когда ученики обращаются к Спасителю: «Почему мы не могли исцелить его?», Господь отвечает: «За неверие ваше, потому что род сей изгоняется только молитвою и постом».

Мы тоже приобщаемся благодати вечной жизни, входим в храм как на гору Преображения, и есть некоторые из стоящих здесь, которые, как говорит Господь, не увидят смерти, прежде чем увидят, вкусят Царство Божие, пришедшее в силе. Господь дает эту благодать и утешает многих. А когда мы выходим из храма, то видим мир, который страшнее, чем тот, что описан в Евангелии, потому что «тайна беззакония», согласно слову Божию, постепенно раскрывается во все большей силе. Приходит время, о котором Спаситель сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Сегодня мы часто видим беснующуюся молодежь, слышим сквернословие, на котором печать самого сатаны, как обычную человеческую речь. Гнусные клеветы на наших святых воспринимаются слишком многими с преступным легковерием. Разврат, самые страшные пороки утверждаются как нормальная жизнь. Не у единиц, а в массе народа. Эти люди смотрят на Церковь и обращаются к ней. А мы можем только спросить у Господа: «Почему мы не в состоянии помочь этим людям?»

Господь говорит, что за неверие наше, и что сей род изгоняется только молитвою и постом. За неверие наше Господь не дает другим людям помощи, когда они обращают свой взор к Церкви. Это воздержание, сострадание, участие в бедах других людей совершается лишь тогда, когда мы готовы принять скорби от лежащего во зле мира.

Господь говорит нам, что это честь и благодать, когда человек готов принять страдания от мира вольною своею волею. Как Он о Себе говорит: «Никто не отнимает у Меня жизнь, но Я Сам отдаю ее» — так и нас призывает к участию в этой тайне Креста. Чтобы мы узнали, что это милость и даже избрание — потерпеть за Господа, как потерпели сонмы мучеников, как священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, память которого мы сегодня совершаем, когда было беснование России — чтобы спасти этих самих беснующихся людей и их детей. Чтобы дети их могли приходить в Церковь Христову. Кто вольно принимает страдания, которые Господь посылает в этом мире, лежащем во зле, тот становится богоносным, как сказал один богослов. Потому что он участвует в любви Христовой. Хуже всего равнодушие к происходящему, которое как будто нас не касается.

Себялюбие, которым многие поражены, является жалом смерти, и через него беспрепятственно действует сатана. Потому что его крепость, неодолимая ничем, — никаким внешним постом, никакими внешними благочестивыми молитвами — одолевается только силой крестной, только вольно принятым страданием ради Христа. «Нет христианства без креста», — говорит святой Иоанн Златоуст. Нет христианства без вольно принятого страдания. И где наши страдания соединяются со Страданиями Христовыми, мы приобщаемся любви Христовой, и побеждаются бесы. Только так может совершиться над ними победа.

В нашем страшном мире мы время от времени слышим об ужасных преступлениях. На праздник Преображения Господня в Крыму был убит архимандрит Петр. Ему нанесли двадцать одно ножевое ранение. Это было зверское убийство с поруганием икон. Мы слышали об убийстве оптинских монахов, иеромонаха Нестора, других священников и мирян. Пока еще эти случаи нельзя сравнить с недавним страшным гонением на Церковь — но сейчас другое гонение. Достаточно упомянуть официальное разрешение на широкий прокат к столетию революции клеветнического фильма о нашем святом царе, а значит и о нашей Церкви и о всем православном русском народе. Церкви объявляется открытая война — грех утверждается как норма. И здесь уже явление самого сатаны — наглое, дерзкое.

Читайте так же:  Молитва продать квартиру быстро

В любой книге, посвященной новым мученикам и исповедникам Российским, мы найдем рассказы о том, что прежде чем полились реки крови, совершались отдельные убийства, которые обращали на себя внимание всех: убийство священников, убийство грузинского экзарха. И многие новые мученики, теперь наши святые, предупреждали, что это начало болезней, за которыми откроется новое гонение на Церковь.

Апокалипсис — книга жизни, из которой ни одно слово не может быть убавлено, — открывает нам, что зло будет нарастать, и гонения на Церковь будут все более жестокими. Потому что нравственное состояние народа сегодня нельзя сравнивать с тем, каким оно было накануне революции. Все-таки, тогда еще была жива вера. Семьдесят лет безбожия и последующие годы навязываемого, можно сказать, сатанизма, бесследно не проходят. Растление души народа даст о себе знать.

Мы всегда должны помнить о двух вещах, когда рассуждаем о посте как о вольном принятии страданий, и о молитве как о приобщении нашего креста — Кресту Христову. Во-первых, наша жизнь должна отделиться от смерти, то есть от того распада, которым охвачен сегодня мир. Если мы видим в себе какой-нибудь грех, в котором хоть в малой степени, но все равно качественно присутствует то же самое, что и в беснующемся мире, мы должны костьми лечь — как говорит апостол Павел, «до крови подвизаться», — но не допустить в себе этой тьмы. И во-вторых, мы должны исполняться такого понимания глубины поста, глубины тайны Креста Христова, чтобы уже вольно принимать то, что Господь нам дает. Чтобы восходить к смерти вслед за Господом, и чтобы знать, что это — восход к Пасхе, к той победе, которую Христос уже одержал ради всех — ради меня и каждого человека.

Протоиерей Александр Шаргунов

Постом и молитвой изгоняется

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сей род не исходит, токмо молитвою и постом, слышали мы сейчас возлюбленные о Господе братья и сестры благовествование великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа в эту. Уже четвертую неделю Великого поста, когда вместе с псалмопевцем Давидом «колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради».

И чтобы утвердить нас еще и еще раз на нашем жизненном пути, на нашем подвиге Великого поста Господь еще и еще раз возвращает нас к этому деланию, говоря о том, что бесовский род из нас, из наших родных и близких, за которых мы молимся душей, сердцем, умом, и всем своим существом исходит только молитвой и постом, которым мы иногда пренебрегаем, не придаем ему должное значение, забывая великую истину, которую нам провозгласили святые отцы: «тот, кто хранит пост, того хранит Бог». И еще: «кто себя всего Богу отдает, того Бог никогда и никому не отдаст».

И Господь, в самом начале Великого поста через Свое Божественное Евангелие сказал: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное воздаст тебе явно». Воздаст тебе явно за подвиг твой, маленький подвиг святого Великого поста.

«Сей род не исходит, токмо молитвою и постом» – святые отцы назвали молитву всеобъемлющей добродетелью. Когда мы с вами читаем Священное Писание Бог беседует с нами, когда мы молимся – мы беседуем с Богом. Для этого не надо никаких условий, потому что молитва – это возношение ума к Богу. Спрашивается, что нужно, чтобы вознести свой ум к Богу? Ничего, кроме любви к Богу. Потому что, если ты любишь. – ты будешь помнить, ты будешь беседовать, ты будешь обращаться, ты будешь благодарить, ты будешь каяться, ты будешь надеяться, у тебя будет идти собеседование, если ты на самом деле любишь.

На самом деле памятуешь о том, кто дал нам жизнь, жизнь физическую и жизнь духовную. Потому что это великая милость Божия и это надо помнить, не от нас, что мы с вами верующие православные люди – это Бог взял нас за руку и вытащил нас из греховного болота и мы за это Бога благодарить должны день и ночь.

Кто- то родился в православной семье, и это тоже не их заслуга. И благодарность Богу, что у них такие родители. Кто-то услышал от друзей, кто-то от родных и близких. Но если бы Господь не поставил нас в такие условия, не оградил нас благодатью вовремя, не было бы человека, совета, подсказки, книги, Евангелия, доброго совета – болтались бы где-нибудь на путях этого мира греховного. Это бесконечный повод благодарения Бога за святую православную веру.

Иоанн Лествичник, память которого мы совершаем, и эта память совпала с днем памяти святых 40 мучеников Севастийских, нам говорит: бей христианин супостатов, духов злобы именем Иисусовым. Ибо не найдешь оружия сильнее ни на небе, ни на земле. Лествичник новоначального учит – заключай ум в слова молитвы. По своей младенченвенности и ум будет удаляться удаляться от слов молитвы , то есть молимся одно, а думаем другое, а подразумеваем третье. Такое часто в нашей жизни бывает.

Мы читаем вечерние молитвы и тут же думаем, как я устала, а что надо сделать утром, а что я сейчас не доела, а я голодная или нет, побыстрее бы лечь, а чего будет одновременно человек умудряется, вернее не человек, а бесы не дают сосредоточиться на словах молитвы. Улетает куда-то ум и Лествичник говорит – да, действительно, бывает так у новоначальных, но ты возвращай его обратно и заключай опять ум в слова молитвы. И по недолгому времени, – говорит он, – обретешь успех. Даже это огромная работа – вернуть ум и заключить его в слова Священного Писания. То, что ты читаешь, то что ты говоришь, только об этом и думай.

Говоришь: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей» – вот и думай о помиловании. Говоришь – «благослови душе моя Господа» – ни о чем другом в этот момент не думай. Ушла куда-то мысль – опять можешь повторить эту фразу. Опять, следующую, когда будешь читать, сосредоточь свое внимание на слова молитвы. Ибо нам святые отцы говорят: душа молитвы – внимание, там, где нет внимания, там нет души, там нет жизни. Душа молитвы – внимание. А жизнь души, дыхание души – молитва. Не будет молитвы, не будет этой связи с Богом – мы просто обыкновенные существа – поели, поработали, поспали и дальше все тоже самое. Только молящийся человек, призывающий имя Божие, как сын, относящийся, любящий отца или мать – только такой настоящий сын.

Любовь человека к Богу, она обнаруживается молитвой, памятованием о Боге. Никаких обстоятельств. Никаких условий для этого абсолютно не надо. И однажды святитель Феофан Затворник Вышинский приводит такой пример из жизни как можно всю дорогу и всю жизнь и всегда памятовать о Боге. Для этого надо иметь только любовь. Он говорит: вот посмотри, юноша полюбил девушку, он работает – думает о ней, он в университете уроки учит – думает о ней, он ест- думает о ней, одевается – думает о ней, по дороге идет – думает о ней, ничего не мешает ему думать о ней, потому что он уязвился человеческой любовью. И Феофан Затворник говорит – вот из этого примера возьми себе, что вот также человек может, если любит Бога, всегда и везде думать о Нем, во всяком случае не забывать.

Читайте так же:  Молитва чтоб выйти скорее замуж

Освободилась минута – Господи, помилуй! Господи, благослови! Семью, родных, близких Боже вразуми! Господи, благодарю! Господи, помоги! Господи, не оставь! Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго! Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго! – как ручеек должна журчать эта молитва, потому что она открывает, и епископ Игнатий (Брянчанинов) нам говорит: молитва открывает нам Бога.

Вот это и есть возможность увидеть, соединиться, почувствовать Царствие Божие пришедшее в силе, которое внутри нас есть. Господь так и сказал – «Царствие Божие внутри вас есть». Потому что там, где Царь, то есть Бог, там и Царство. У нас все что угодно, только не это. Компьютер, новости, смс, ммс, переписки, если бы столько времени в день уделяли. Сколько мы говорим по телефону, читаем смс, отправляем их, сидим в новостях, смотрим по телевизору, у нас давным бы давно уже выросли крылья. Если бы мы столько молились, сколько общаемся с этим внешним миром, а почему, потому что мы его любим. Вот он, перед нами, его видно. Вот смс, вот новости, вот компьютер –все можно потрогать руками, все видно. А Бог – где он? Где-то рядом, где-то здесь, но все так сложно, да к этому себя надо напрягать, да к этому себя надо тянуть, помня: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его», то есть те, кто употребляет усилие.

И вот сегодня память святых мучеников Севастийских, вы их знаете прекрасно житие, но будем еще и помнить потрясающие слова из канона, который читается, как они во время мучений стояли в Севастийском озере по груди в ледяной воде, а на берегу топилась баня, что как только отрекаешься, сразу окажешься в тепле, как они ободряли друг друга. Запомните эти слова на всю жизнь: «Братия, люта зима, но сладок рай!»

Да, тяжелая жизнь, да горькая жизнь, мучительная жизнь с испытаниями, скорбями и прочее, и прочее, но сладок рай. Этой мыслью должен руководствоваться христианин. Схиархимандрит Христофор, духовник Тульской Епархии, милостию Божией мы с ним были знакомы, и я запомнил то, что он мне говорил: «жизнь не место отдыха, а место подвига». И сегодня мученики Севастийские это свидетельствуют, Краткое время ради Бога все претерпели, а теперь в Небесных обителях золотыми сияющими венцами, которые на иконе мы с вами можем видеть и лицезреть. Преодолели эту зиму и наследовали сладость рая.

Через любовь к Богу, через молитву, через сохранение всеобъемлющего всецелого поста, который не только в одном воздержании от пищи, а в воздержании всех чувств глаз, слуха, зрения.

Кто-то сказал, самое главное Великим постом не ешьте людей. Кто-то тщательно выискивает, есть ли содержание молочной сыворотки или яичного порошка в батоне нарезном за 22 рубля, но если мы с вами бы с такой тщательностью исследовали свои слова, свои мысли, свои поступки как они – по Евангелию или нет? Или как я еще услышал одно потрясающее выражение, которое не слышал за эти 50 лет и такого образа мыслей. После лекций во «Вдохновении» учительница пришла в свой класс, рассказывала детям о делании добра, о делании заповедей Христовых и вот по результатам общения с детьми, приходит к ней один ученик и говорит: Мария Ивановна, вы знаете у нас случай такой был – Сережка захотел шоколада, и купил 8 штук и с нами, друзьями, поделился, с Володькой и с Сашкой. Себе взял четыре, а нам дал по две. И Володька ему говорит, наслушавшись Основ православной культуры: ты поступил, взяв себе четыре шоколадки, а дав друзьям по две, не по-храмски.

По -хамски как все поступают мы все с вами знаем, а ребенок почувствовал и понял где эта нравственность за воротами, где эта мирская правда, все мне, мне и мне, а это тебе, ну все вроде поровну, 10 процентов тебе, 90 – мне, по-братски.

«Ты Серега поступил не по-храмски». И у нас всегда должна быть эта мысль мы по-храмски поступаем или по-хамски? И вот когда памятование о Боге будет, вот тогда и мысли с начала, и слова, и поступки – они будут Божьими. А самая главная мысль: Вся наша жизнь и весь наш мир – это мир падший, и мы к этой падшести добавляем свои падшести, своего греха, своей грязи и мы думаем что-то идеальное найти в мире. Чтобы нас ничего не трогало, не беспокоило, все у нас было упаковано, – нигде и никогда такого не будет.

Что-нибудь почти всегда придется терпеть. Но терпеть надо со смыслом. «Достойное по грехам моим приемлю» – кто это? – разбойник с правой стороны. Куда он за это пошел? – на небо. С левой стороны – «если ты Бог, спаси Себя и нас», все тут устрой нам. Куда он пошел? – пошел вниз. Вот мы часто отвечаем, как разбойник безумный. Господи, я же верующая христианка, ну почему у меня такой крест? Не нужен он мне, этот крест, он мне не нравится. Устрой, если ты Бог, я же молюсь день и ночь, все устрой. А Он тебе устроил, уже тебе устроил, дал тебе святую веру, дал тебе Самого Себя.

Как однажды Господь явился одному смиреннейшему и боголюбивейшему отцу- подвижнику и говорит: «Проси у Меня все, что хочешь». И он тогда говорит: «Господи, дай мне Себя Самого». Ничего не надо было ему кроме Бога. И кто-то из святых сказал, если бы мы в своей жизни ничего бы не имели, кроме Бога, с Богом бы мы уже имели все. А мы – дай, дай, дай, дай! А не дает – ой, все плохо, Бог не слышит, ой, я грешница, жизнь так и не наладилась. Наладилась давным-давно. То, что у тебя есть святыня веры – это самое большое богатство. А то, что нет столько здоровья, столько денег, столько понимания среди родных и близких, еще чего-то там. Человек до бесконечности может перечислять чего у него нет.

Знаете, какая самая большая причина несчастья? Это постоянный поиск счастья. Счастье – это жизнь с Богом. Все остальное – как Бог даст. Потому что наша жизнь после грехопадения в этом грешном, пропитанном грехом мире не место отдыха, а место подвига. И пусть сегодняшний день, день памяти святых мучеников Севастийских научит нас этой великой истине, дарует нам силы с радостью, с верой, с упованием, с надеждой мужественно и благодарственно нести свой крест, помогать другим нести его.

Видео (кликните для воспроизведения).

Потому что есть три креста: крест разбойника безумного, крест разбойника благоразумного, который понес свой крест и принял свой крест «достойно по делам своим приемлю», а был еще крест Христа Спасителя, который пострадал за других, поэтому у нас должен быть не только наш крест, но и крест еще и Христов, когда мы будем помогать как Симон Киринейский нести другим их жизненный крест. И пусть память и молитвы и заступничество, и благодать памяти святых 40 мучеников Севастийских покрывает всех нас на нашем жизненном пути, благословляет нашу жизнь, дарует нам укрепление в вере, надежде и в любви. И будем помнить непреложную истину Господню, что сей род не исходит, токмо молитвой и постом. И укрепи нас всех, милосердный Господи в великом делании поста и молитвы и всегдашнем благодарении Тебе. Аминь!
архимандрит Мелхиседек

Постом и молитвой изгоняется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here