Содержание
Препятствие в молитве
Что препятствует эффективной молитве?
Самым очевидным препятствием для эффективной молитвы является присутствие неисповеданных грехов в сердце молящегося. Так как наш Бог свят, между Ним и нами возникает барьер, когда мы приходим к Нему с неисповеданными грехами. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Исаии 59:2). Давид подтверждает это, из личного опыта зная, что Бог далёк от того, кто пытается скрыть свой грех: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Псалтирь 66:18).
Библия упоминает некоторые сферы греха, которые препятствуют эффективной молитве. Во-первых, когда мы живём по плоти, а не по Духу, наше желание молиться и наша способность к эффективному общению с Богом нарушены. Хотя мы обретаем новое естество, рождаясь заново, оно продолжает обитать в старой плоти, и эта старая «оболочка» испорчена и грешна. Плоть может вновь получить контроль над нашими действиями, мыслями и побуждениями, если мы не будем неустанно «умерщвлять дела плотские» (Римлянам 8:13) и руководствоваться Духом в отношениях с Богом. Лишь тогда наша молитва будет эффективной.
Жизнь по плоти проявляется и в себялюбии – ещё одном препятствии эффективной молитве. Когда наши молитвы мотивированы эгоизмом, когда мы просим Бога о том, что нужно нам, а не Ему, это препятствует нашей молитве. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоанна 5:14). Просить согласно с Божьей волей значит просить в покорности ей, независимо от того, знаем ли мы её, или нет. Как и во всех других моментах, Иисус должен быть нашим примером в молитве. Он всегда молился согласно с волей Его Отца: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). Эгоистичные молитвы всегда нацелены на удовлетворение наших собственных желаний, и нам не следует ожидать Божьего ответа на такие молитвы. «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иакова 4:3).
Жизнь согласно эгоистичным, плотским желаниям также приводит к жестокому отношению к другим людям. Если нам безразличны нужды других, нам не следует ожидать, что Бог будет небезразличен к нашим нуждам. Когда мы приходим к Богу в молитве, нас должна, в первую очередь, волновать Его воля. Во вторую очередь, это должны быть нужды других, исходя из того, что истинный верующий считает других лучше себя и волнуется об их интересах больше своих собственных (Филиппийцам 2:3-4).
Серьезным препятствием эффективной молитве является дух непрощения. Когда мы отказываемся прощать других, корень горечи прорастает в наших сердцах и заглушает наши молитвы. Как мы можем ожидать, что Бог изольёт на нас, незаслуживающих прощения грешников, Свои благословения, если мы питаем ненависть и озлобленность к другим? Этот принцип прекрасно проиллюстрирован в притче, записанной в Евангелии от Матфея 18:23-35. Бог простил нам долг, не поддающийся измерению (наш грех), поэтому Он ожидает, что и мы будем прощать другим. Отказ от этого будет препятствовать нашим молитвам.
Ещё одним препятствием для эффективной молитвы является неверие и сомнение. Это не значит, как некоторые полагают, что, если мы приходим к Богу в абсолютном убеждении в Его ответе на наши просьбы, Он обязательно выполнит их. Молиться без сомнений – значит молиться в полной вере и понимании Божьего характера, природы и помыслов. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6). Когда мы приходим к Богу в молитве, сомневаясь в Его характере, целях и обетованиях, мы чрезвычайно оскорбляем Его. Мы должны быть уверены в Его способности удовлетворить любую просьбу, которая отвечает Его воле и целям для нашей жизни. Мы должны молиться с пониманием, что, каковыми бы ни были Его цели, они являются наилучшими для нас. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:6-7).
В конце концов, межличностные разногласия также являются определённым препятствием для молитвы. Апостол Пётр конкретно упоминает это как препятствие молитвам мужа, который проявляет неуважительное отношение к своей жене. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Когда существует серьёзный конфликт в семье и глава дома не проявляет отношения, упомянутого Петром, молитвенное общение мужа с Богом нарушено. Точно так же и жёны должны следовать библейским принципам повиновения руководству своих мужей, чтоб их собственные молитвы не были нарушены (Ефесянам 5:22-24).
К счастью, все эти препятствия можно легко устранить, придя к Богу в молитве исповедания и покаяния. В 1 Иоанна 1:9 апостол уверяет нас: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Как только мы сделаем это, мы будем наслаждаться чистым и открытым каналом общения с Богом, а наши молитвы будут не только услышаны и отвечены, но и наше сердце будет преисполнено глубокого чувства радости.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Препятствия в молитвах
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
(Первое послание Петра 3:7)
Какие существуют препятствия в молитве.
Если брат имеет что на тебя по Писанию.
Если сердце осуждает.
Несоблюдение заповедей Христа.
Отсутствие веры в Иисуса в молитве.
Отсутствие любви Христовой.
Молитва не по воле Отца Небесного.
Ищете всего, что ищут язычники.
Просите для вожделений, а не на добрые дела.
Нет такого греха *Непрощение*.
Подсказывают, что смирение – условие для ответа на молитву.
13. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой,
14. и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их.
(Вторая книга Паралипоменон 7:13,14)
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга , как Он заповедал нам.
Если читать 3-ю главу 1-го Иоанна целиком, то можно понять, что “любовь” это прямая материальная помощь братьям в нужде. Это есть исполнение “Его заповедей” и это ключ к ответам.
16 Любовь познали мы в том , что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев .
17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?
18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
Учение о молитве по Добротолюбию
12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие – несовместимы с чистой молитвой
При чистой молитве, по словам святого Кассиана Римлянина, «недопускаемы развлечения, пустословие, многословие и шутки, а пагубное возбуждение плотской похоти и сребролюбие должны быть с корнем исторгнуты» 738 . Итак, празднословие, нецеломудрие и сребролюбие – вот препятствия, от которых должен освободиться молящийся.
Насколько вредно для молитвы празднословие, показывают следующие слова святого Илии Екдика: «Не пребудет с тобой молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращается к тому, кто ради нее многое отсекает в себе» 739 . «Молитва, подкрепляемая слезами, – говорит святой Илия Екдик, – извергает из души во вне все враждебные ей помыслы; но их возвращает опять блуждание ума, усиливаемое празднословием, которое изгнавший изгоняет вместе и всегубительное зло дерзости (несдержанности во взорах, речах и движениях)» 740 .
Нецеломудрие также стоит в ряду крупных препятствий к молитве. Не хранящий целомудрия этим самым отвергает себя от единения с Богом, как об этом говорит святой апостол Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ). Нецеломудренный нарушает заповедь Господа: «а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ), учившего о недопустимости не только греховных дел, но даже и мыслей. Поэтому святой Исаак Сирианин призывает «возлюбить целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом» 741 .
Средством, очищающим молитву и способствующим ей, является также и нестяжательность. «Не отрицайся, – говорит преподобный Нил Синайский, – от нищеты и прискорбности (жизни), – сих орудий (крыльев) легкой молитвы». Святой Иоанн Лествичник свидетельствует, что лишь «нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов и будто им молится» 742 .
12.2. Память о смерти – мать непрестанной молитвы
Большое значение в деле чистой молитвы придавали также святые подвижники и памяти о смерти. Помня о смерти, человек живее сознает свою зависимость и связь с Творцом и, помышляя о конце своего земного существования, скорее сосредоточивается, предстоя на молитве. «Стяжи чистоту в делах своих, – говорит святой Исаак Сирианин, – чтобы озарялась душа твоя в молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем» 743 .
Также и преподобный Исихий подтверждает, что «память о смерти рождает непрестанную молитву» 744 .
12.3. Второстепенность доброгласия при молитве
Некоторые из несовершенных полагают имеющим важное значение для молитвы чисто внешние приемы ее, как, например, мелодичность пения, приятное чтение и т.п. Но, по учению святых отцов, все это, хотя и имеет значение, но только второстепенное и, главным образом, потому, чтобы человек, увлекшись внешностью, не впал бы в гордость от самоуслаждения. Поэтому святой Феодор Студит пишет: «Отвлекшись вниманием от доброгласия, мелодий, приятного чтения и прочих естественных даров и способностей, все усилия устремим на достижение божественного дара смиренномудрия. Я не хочу сказать, – говорит святой отец, – что следует совсем забросить сказанные добрые качества, но что их надо почитать второстепенными и так их поставить, чтобы они шли позади госпожи добродетелей» 745 , т. е. смиренномудрия.
12.4. Значение внешнего положения молящегося
Немалое значение для успеха молитвы имеет и внешнее положение молящегося. Как образец надлежащего положения при стоянии на молитве, святой Симеон Богослов приводит юношу Георгия, о котором говорит, что он «во время молитвы ни разленения себе не дозволял, ни до нерадения себя не допускал, ни членов тела своего не распускал, ни очей не обращал по сторонам или вверх, чтоб взглянуть на что, но так стоял неподвижно, как столп какой или как бестелесный» 746 .
12.5. Советы святых подвижников о том, как поступать при ослаблении молитвы от утомления
Относительно ослабления молитвы при утомлении в «Добротолюбии» находим ряд указаний подвижнических о мерах противодействия этому, как мешающему совершению молитвы. «Когда увидишь, – говорит святой Феолипт Филадельфийский, – что начинаешь ослабевать в молитве, возьми книгу и, внимая читаемому, усвояй смысл того; не пробегай слова будто мимоходом, по рассматривая их с рассуждением (доискиваясь смысла), слагай познанное в ум, как в сокровищницу. Если же этого будет мало и надо еще чем оживлять мысль, ослабевшую в молитве, то совершай устно псалмопение, тихим, однако ж, голосом и со вниманием ума, не позволяя себе оставлять ничего из произносимого языком неразумеваемым» 747 .
Если же и после усиленного понуждения себя в молитве все еще будешь одолеваем сонным расслаблением и разленением, тогда, – советуют святые Каллист и Игнатий, – встань и напрягись, все держась молитвы и стараясь, как знаешь, привести себя в бодрственное состояние (св. Исаак советовал, например, выйти наружу из келлии и походить).
Святой Григорий Синаит в таком случае советует: «Пой псалмы, или займись размышлением о каком-либо слове Писания (и вообще богомыслием), или чтению внемли, стоя паче, чтоб утрудить тело» 748 .
Святые Каллист и Игнатий далее продолжают: «Потом сядь и молись, как написано, всегда со всем тщанием стараясь чистою молитвою с чистым беседовать Богом. Читаемое тобою произноси устами своими лишь настолько высоким голосом, чтоб то слышно было ушам твоим: так как и плод устен приносить Богу заповедано нам» 749 .
Приведенные советы можно характеризовать как указания видоизменять род молитвы и разнообразить его, чтобы не утомляться однообразной молитвой. Кроме этого, нужно и понуждение себя в противовес лености, если таковая одолевает молящегося.
12.6. Уныние и леность, их причины и меры борьбы с ними
Леность и уныние – вот два серьезных препятствия к чистой молитве. Они тесно связаны друг с другом и проистекают одно из другого. «Уныние, – по определению святого Лествичника, – есть расслабление души, небрежение о подвигах; в псалмопении оно нестройно, в молитве немощно» 750 . Определив уныние, святой отец дает тут же и указание на причины его возникновения, а также на меры противодействия ему. «Уныние происходит, – говорит он, – иногда от вкушения удовольствий чувственных, а иногда от бесстрашия пред Богом» 751 . При этом «прилежная молитва – пагуба уныния; память же о Последнем суде рождает усердие (к действованию по Богу). Плачущий же о себе не знает уныния» 752 .
Но иногда на человека находит такое состояние, схожее с унынием, которое святой Исаак Сирианин именует омрачением и которое может не исчезнуть при применении указанных способов. Тогда, по совету святого Исаака, «если не имеешь силы совладеть с собою и пасть на лицо свое в молитве, то облеки голову свою мантией и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из келлии» 753 . Эта мера рекомендуется в противовес стремлению при унынии искать развлечения на стороне, вне келлии, что отрицательно отзывается в последующем, делая человека рассеянным.
Но если человек, впадший в расслабление, обратится с неотступной молитвой к Богу, то может быть уверенным, что получит избавление по молитве. Об этом говорит и святой Симеон Богослов: «Расслабление и тягота телесная, пребывающие в душе от лености и нерадения, отбивают от обычного правила и производят омрачение ума и малодушие. Зная причину, откуда это тебе нашло, поспеши войти в обычное место молитвы твоей и, падши пред человеколюбивым Богом, молись со стенаниями сердечными, в сокрушении и слезах, испрашивая избавления от тяготы расслабления и уныния и от помыслов злых. И вскоре дано будет тебе освобождение от них, если будешь толкать (в двери милосердия Божия) притрудно и неотступно» 754 .
12.7. Влияние различной литературы на состояние духа молящегося
Не оставлено без внимания святыми авторами «Добротолюбия» также и влияние различной литературы на состояние духа молящегося. Не все книги имеют одинаковое значение для начавшего проходить подвиг молитвенный, хотя бы они и написаны духовными авторами и рассматривают духовные вопросы. Святой Григорий Синаит так высказывается о духовной литературе: «Всегда читай о безмолвии и молитве, именно – у святого Лествичника, у святого Исаака, у святого Максима; у Филофея Синайского и у прочих, писавших о сем же. Прочие же писания оставь до времени не как не терпимые, а как в это время не соответствующие цели твоей (навыкновению молитве), ибо предметы, каких они касаются, могут отвлекать ум твой от молитвы» 755 . Далее он говорит о значении полезного чтения в деле навыка в молитве: «Ум, укрепляясь душеполезным чтением, приемлет силу крепко молиться. Чтение же беспорядочное омрачает ум и расслабляет и негодным делает к молитве» 756 .
К этому следует добавить мнение преподобного Иоанна Карпафского о светской литературе, в частности, о том, что враг нашего спасения, стараясь всячески отторгнуть нас от молитвы, «влагает в нас желание заняться эллинскими писаниями, от которых мы отстали. Но не будем слушаться его внушений, чтоб не уклониться от законов и порядков нашего делания духовного и не собрать, вместо смокв и гроздей виноградных, терний и волчцов. «Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть» ( 1Кор.3:19 )” 757 .
12.8. Необходимость внимания к внутренним желаниям и стремлениям воли
При прохождении молитвенного подвига также следует особенно обращать внимание не столько на поступки, в которых почти все условно, сколько на внутренние желания и стремления воли. «Обращай внимание, – говорит святой Григорий Синаит, – и на намерение воли, присматривая, куда оно клонится; по Богу ли, для самого ли добра и ради пользы душевной сидишь ты на безмолвии, поешь псалмы, читаешь молитвы или другое что доброе делаешь, да не окраден будешь, не замечая того, и да не окажешься по внешности делателем Божиим, а по сердцу – человекам, а не Богу угодить желающим» 758 .
Следует также наблюдать во время молитвы и за помыслами. «Кто хочет приобресть навык к распознанию козней злобных демонов, – говорит святой авва Евагрий, – пусть наблюдает за помыслами и замечает, на чем настаивают они и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств и в какое время какой из них особенно действует, какой за каким следует» 759 , дабы своевременно пресекать их.
12.9. Содействия промысла Божия и дара Духа Святого на пути к чистой молитве
Рассматривая причины, способствующие и препятствующие услышанию молитвы, святые отцы указывают, что «иногда щедролюбивый Бог удерживает от человека дары благодати, чтоб это служило для него побуждением приближаться к Богу и чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Богом, готовым источать служащее на пользу» 760 . Ввиду этого «некоторые прошения Бог исполняет скоро, именно же те, без которых никто не может спастись, а другие медлит исполнить» 761 .
Насколько добродетели делают молитву услышанной, настолько же бесполезной делают ее греховные страсти. «Уму, пока он страстен, невозможно соединиться с Богом, – говорит святой Григорий Палама. – Почему, пока он таков бывает, молясь, не улучает милости Божией. Но поскольку отревает он страстные помыслы, постольку бывает причастен плача и сокрушения» 762 .
Сравнивая различные состояния молящегося, святой Илия Екдик проводит параллель между нахождением человека в разных частях скинии и его духовным совершенствованием. «Стоит вне первой завесы (вне скинии на дворе) тот, кто вдается мыслями во время молитвы; за сею завесою внутри скинии (передней ее части, именуемой святая) находится тот, кто молится неразвлеченною молитвою; во Святая же святых проникает один тот, кто, по умиротворении естественных помыслов и движений, с Единым Тем пребывает, Кто есть превыше всякого естества, получая от Него и потребное просвещение» 763 .
Но как бы ни выполнял человек условия, необходимые для молитвы, все же она не будет совершенной и чистой до тех пор, пока человек молится без содействия Духа Святого. «Если кто не содружится с Богом чрез Господа Иисуса Христа в Святом Духе, – говорит святой Симеон Богослов, – то душа его не может молиться с разумным сознанием, ибо то, силою чего мы молимся как должно, есть Дух Святой. Итак, кто думает, что молится настоящим образом без Духа Святого, тот, и прославляя Бога песнословно, то же, что хулит Его, так как нечист есть и не содружился еще с Богом» 764 .
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
По учению святых отцов, получение даров Божиих, в том числе и дара молитвы, не зависит от возраста или общественного положения молящегося, но главным образом от веры в Бога, свидетельствуемой, по выражению святого Симеона, добрыми делами: «Ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользует, когда нет разума и страха Божия. Ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание. Ни безмолвие и удаление от мира не пользует, когда властвуют леность и нерадение» 765 .
Есть и другие причины, влияющие также на результаты молитвы. «Ведать подобает, – говорят святые Каллист и Игнатий, – что раздаяние нам даров Божиих бывает не только по мере подвига и делания нашего, как сказали мы прежде, но и по навыкновению сему образу жизни, и по способности, и по вере нашей, и по естественному нашему расположению» 766 . Отсюда понятным становится, почему одни из трудившихся в молитвенном подвиге достигли высоких результатов в более короткий срок, а другие – в более продолжительный, несмотря на одинаковую в сем деле ревность.
Рассмотрев препятствия к молитве, объясняемые чисто естественным путем, как, например, леность, невнимательность, страстность и т. п., имеющие свои корни и человеческом существе, следует остановиться еще и па препятствиях другого порядка, привходящих со вне. Это – искушения во время молитвы со стороны темной, враждебной человеку силы, или демона, о чем также подробно трактуют святые подвижники.
Толкование на Первое послание апостола Петра
1Пет.3:1 . Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
1Пет.3:2 . когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
1Пет.3:3 . Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
1Пет.3:4 . но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом.
Ибо: “Вся слава дочери Царя внутри; одежды ее убраны золотом; испещре́нные» ( Пс. 44, 14 ). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотом и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.
1Пет.3:5 . Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
1Пет.3:6 . Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
1Пет.3:7 . Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
1Пет.3:8 . Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
1Пет.3:9 . не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
1Пет.3:10 . Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
1Пет.3:11 . уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
Что выводимое им наставление не ложно, в том удостоверяет указанием на слова Давида, и говорит: «кто любит жизнь» , то есть кто преобразовывает себя для истинной жизни и хочет показать ее достолюбезной (ибо на это указывает выражение “любит” , хочет показать ее вожделенной для людей), тот пусть неуклонно держится того, что вместе со мной предлагает и пророческое слово.
1Пет.3:12 . Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
1Пет.3:13 . И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
1Пет.3:14 . Но если и страдаете за правду; то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
1Пет.3:15 . Господа Бога святите в сердцах ваших.
1Пет.3:15 . будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
1Пет.3:16 . Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
Слова «готовы. дать ответ» и проч. должно соединить с словами: «являть добрую деятельность» ( “име ть добрую совесть» ). Ибо когда будете делать это с кротостью и приличием, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть, и имеющих дурное понятие о вас постыдите. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готовым к отчету в вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога. Ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам. Нужно заметить, что эти слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, “что нам отвечать” ( Лк. 21, 14 ), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то Господь, говорит о свидетельстве, а апостол Петр – об учении. Ибо кто думает, что знает что-нибудь без разумения и исследования, тот вызывает на себя хулу. Ибо знание неразумных – неисследимые слова. Иначе. Поскольку обвиняли нас во многих беззакониях и выставляли надежды наши напрасными, то апостол заповедует готовить обдуманные ответы и иметь жизнь достохвальную, которую и называет совестью.
1Пет.3:17 . Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
1Пет.3:18 . потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных,
Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
1Пет.3:19 . которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
Быв умерщвлен “по плоти” , то есть как человек; но ожив “духом” , как Бог. Под словом “Духом” разумеют Бога, а под “плотью” – человека. О первом свидетельствует евангелист, когда повествует, что Христос, истинная Премудрость, беседуя с самарянкой, сказал: «Бог есть дух» ( Ин. 4, 24 ), а о втором свидетельствует все Священное Писание. Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. “Которым” поставлено вместо «почему». Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?» Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих» 2 . Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.
1Пет.3:20 . некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Это положил в разрешение возражения. Иной мог сказать: «кто же другой проповедовал прежде Христа, и кому непокорившиеся осуждены»? Подобно апостолу Павлу ( Рим. 2, 15 ), он мог бы указать на врожденные нам разумные силы: ибо те, которые созданы способными различать добро и зло и, несмотря на это, не творили добра, достойны осуждения. Но он не указывает на это. Почему? Потому, что это понятно для ума высшего и рассуждения более любомудрого, чем ум иудеев, привязанный к земле. Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верой приходящих в ковчег, то есть в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом.
1Пет.3:21 . Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
1Пет.3:22 . Который, восшед на небо,
Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собой доброе, то есть привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения Своего Христос объявил: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ),
пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Кому это “ему” ? * Принятому Им в единение с Собой человеку.
См. св. Григорий Богослов, Слово 45 Творения, ч. 4, стр. 179. М. 1844. – В тексте в нашей библиотеке эта фраза вопросительная. – Редакция «Азбуки Веры»
Непрощение — препятствие для ответов на молитву — Дмитрий Лео
Многие христиане молятся на основании Марка 11:24 с огромной верой и не сомневаются, что получат просимое. И это очень хорошо, продолжайте так делать. Однако затем одни получают ответы, другие нет. Почему? Иисус помимо важности веры, говорит еще о чем-то не менее важном в 25 стихе.
Марка 11:24 Поэтому говорю вам: о чем бы не попросили в молитве, верьте, что вы уже получили это, и будет вам. 25 И когда вы молитесь, то прощайте всем, на кого вы обижены , чтобы и ваш Небесный Отец простил вам ваши проступки. 26 А если вы не будете прощать, то ваш Небесный Отец не простит вам ваших проступков.
Согласно 24 стиха веры достаточно для получения просимого. Это истина и мы будем оставаться в этом. Согласно же 25 стиха, когда мы молимся и есть те, кого нам нужно простить, нам нужно их простить. Это условие не относится ко всем, а к тем, кому нужно кого-то простить. Согласно 26 стиха, если мы не простим, и нам не будет прощено. И это проблема. Непрощение – это реальное препятствие для ответов на молитву. Вот почему Иисус сказал об этом после наставления о молитве веры.
Кого мне нужно прощать?
Говоря о непрощении, мы часто думаем о крайних ситуациях, о людях, которые наносят нам сильные повреждения. Но это не полное определение. Посмотрите:
Марка 11: 25 И когда вы молитесь, то прощайте всем, на кого вы обижены , чтобы и ваш Небесный Отец простил вам ваши проступки.
Мы должны прощать всех, на кого мы обижены из-за их проступков. Если у тебя еще есть претензии к человеку, ты не простил его.
У нас есть 666 причин, почему кто-то виноват и мы не собираемся с этим мириться. Но простить, это не значит согласиться с неправильными поступками людей. Простить – это разорвать связь со случившимся. Что-то причинило нам боль –, но нам не нужно жить дальше с этой болью.
Если ты ходишь с Богом – ты будешь прощать тех, за кого умирал Христос. Невозможно быть в общение с Богом и ненавидеть тех, кого Он любит. Не прощение повлияет на наши отношения с Богом. Непрощение — это наш враг. Нам нужно признать своего врага. Непрощение будет удерживать нас от большего в Боге, а если ты будешь прощать, ты будешь сильнее.
Тому, кто непрощает, невозможно доверить большую силу и помазание. Если мы непрощаем, мы не сможем иметь силу веры. В 1Иоан.4:20 написано, кто не любит брата, тот не любит Бога. Это значит, кто непрощает, тот находится в дисгармонии с Богом и Его Словом. Таким людям не может быть вверена сила веры.
Как мне нужно прощать?
Непрощение – это не просто раненое сердце или негативные переживания. Непрощение – это мощная духовная сила, приносящая разрушение во все жизненные сферы человека: в духовную, материальную и физическую.
Девушка из Англии Хлои Глазбери имела десятки эпилептических припадков в день, артрит, многочисленные опухоли в области грудной клетки. Она имела проблемы с ногами и не могла подниматься даже на небольшую возвышенность, ее приходилось заносить вверх. В детстве она была изнасилована своим отцом, и она ненавидела его и вообще людей из-за болей в ее жизни. Она познакомилась с парнем Стюартом Глазбери, они поженились и ходили в церковь. Они понимали, что ей нужно простить отца, чтобы была убрана всякая проблема для ее исцеления. И она простила его, потому что ей сказали, что нужно прощать, чтобы получить исцеление. Но когда она простила, ничего все равно не произошло. Как оказалось, прощения разумом не было достаточно. Прошло время, и у Хлои Глазбери была встреча с Господом и после этого она познала любовь небесного Отца. Ее отношение к отцовской личности изменилось, и она простила своего земного отца от всего сердца. Моментально после этой молитвы все болезни оставили ее тело, и она была полностью исцелена и восстановлена.
Простить, это не выдавить сквозь зубы слово «прощаю» — это освободиться от бремени. Простить, это позволить той боли выйти из нас раз и навсегда. Прощение – освободит нас от тяжелой ноши и принесет исцеление во все сферы нашей жизни.
Мне сложно прощать
Да прощать сложно и для некоторых это будет большой жертвой. Но чем больше будет жертва, тем ценнее она будет в глазах Бога. Библейское даяние – это когда ты даешь что-то, что дорого для тебя.
Мы не рождаемся со способностью прощать – мы учимся прощать. Жизненные опыты ставят нас в такое положение, что мы оказываемся перед выбором, прощать или нет. Но нам нужно прощать, потому что мы сами нуждаемся в прощении. Потому что и мы совершаем много ошибок и грехов. Прощать — справедливо.
Чтобы мы не проходили в нашей жизни – Иисус наша надежда. Нет боли, которую бы Иисус не мог бы исцелить. Мы сталкиваемся с трудностями, но нам нельзя в них оставаться, нам нужно прощать и идти дальше.
Отложите сейчас все в сторону и попросите Бога показать вам тех, кого вам необходимо простить. Уделите этому время и если нужно запишите на листе бумаги тех людей. Затем помолитесь с открытым сердцем этой молитвой.
– Отец наш, который на Небесах, я прощаю всем своим сердцем ______ за ______
(Скажите имена людей, которых вы прощаете и назовите то, за что вы их прощаете)
— Я прощаю ________ за то, что они сделали мне.
— Я ничего не требую от них и ничего не имею против них.
— Я отдаю всех их в руки Твоей милости.
— И сейчас я молюсь за них.
— Я благословляю от всего сердца, во имя Иисуса Христа _______
— Я также прошу Тебя, Отец наш, который на Небесах,
— удали от меня все то, что причиняло мне боль и держало в не свободе.
— Я принимаю сейчас исцеление моего сердца от боли и моего тела от болезней.
— И я благодарю Тебя за мое прощение, за мою свободу и за мое исцеление.
— Все это я просил Тебя Боже, во имя Господа Иисуса Христа.
— Вся слава Тебе. Аминь.
Как полюбить тех, кого мы простили?
Если ты отвергаешь человека из-за его слабой стороны, то ты отвергаешь и его сильные стороны. Не нужно отбрасывать в сторону яблоко только потому, что на нем есть вмятина. Среди людей не существует совершенных взаимоотношений. Люди должны учитывать различия друг в друге и не осуждать друг друга.
Отношения укрепляются через вызовы и проблемы, и отношения разрываются, если мы не признаем различия между другими людьми. Двух совершенных людей не существует в наших отношениях, поэтому мы должны прощать.
Золото изначально лежит в грязи, и только доставая его оттуда, мы видим, как оно блестит, и наслаждаемся его блеском. Но чтобы достать это золото, нужно приложить много усилий и тщательно покопаться в той грязи.
Золотоносные земли стоят очень дорого, не из-за наличия в них земли, а из-за наличия в них золота. Вот так Бог смотрит и на человека. В каждом человеке, как бы он не был испорчен, сокрыты сокровища, которые просто еще не видны. Нужен кто-то, кто раскопает это золото, и тогда мы будем наслаждаться его сиянием.
Давайте обращать внимание не на грязь в людях, а на золото, которое внутри них. Давайте любить друг друга так, как и Господь любит нас. Давайте прощать друг друга так, как и Господь простил нас.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Еф.4:32 Будьте добры друг ко другу, проявляйте сострадание, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!