Содержание
А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь
Псалом 42
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
1. “Вступись в тяжбу мою с народом недобрым”. Писатель сознает свою невиновность перед преследователями и просит Бога о разбирательстве своего дела. “Народ недобрый” – все, восставшие на Давида и приверженцев его, т. е. сторонники Авессалома. “Под человеком лукавым” можно разуметь Авессалома, возбуждавшего народ ложными обвинениями на Давида.
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
3. “Пошли свет Твой и истину Твою” – пошли Твою милость (“свет”), защити от врагов. “Истина” – верность обетованиям и откровению, по которым праведник заслуживает награды, а грешник – кары. По исполнении этого обетования писатель надеется снова быть на горе Сион в “обителях” Господа, т. е. – при скинии, в местах обитания Господа.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Библия. Псалтирь
Псалом 43
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:
3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
5 Боже, Царь мой! Ты – тот же; даруй спасение Иакову.
6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас:
7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня;
8 но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.
9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек.
10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;
14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
16 Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое
17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:
18 все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.
19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.
21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому,
22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
25 Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.
Псалом 42
Псалом Давиду, не надписан у еврей
Псалом Давида, не надписанный у евреев.
1 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя.
1 Суди меня, Боже, и реши тяжбу мою – от народа нечестивого, от человека неправедного и коварного избавь меня.
2 Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?
2 Ибо Ты, Боже, крепость моя, для чего Ты отринул меня? И для чего я, сетуя, хожу, когда притесняет враг?
3 Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя.
3 Пошли свет Твой и истину Твою – они меня направили и привели меня на гору святую Твою и в обители Твои.
4 И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой.
4 И войду я к жертвеннику Божию, к Богу, радующему юность мою; я прославлю Тебя на гуслях, Боже, Боже мой.
5 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
5 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!
Слава:
Слава:
Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя. И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
Псалтирь, псалом 41 Псалтирь, пс 41
Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»
Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»
Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Псалтирь, псалом 44 Псалтирь, пс 44
Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог навеки.
Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
Остры стрелы Твои, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он — Господь твой, и ты поклонись Ему.
И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Псалом 43
В конец, сынов Кореовых, в разум
К исполнению. Сынам Кореевым, в научение.
1 Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних.
1 Боже, мы ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам о деле, которое Ты соделал во дни их, во дни древние.
2 Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси, озлобил еси люди и изгнал еси я.
2 Рука Твоя народы истребила, а их Ты насадил; поразил племена и изгнал их.
3 Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них.
3 Ведь они не мечом своим наследовали землю, и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя и просвещение лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
4 Ты еси Сам Царь мой и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля.
4 Ты Сам – Царь мой и Бог мой, дарующий спасение Иакову.
5 О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающыя на ны.
5 С Тобой врагов наших поразим рогами, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас.
6 Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене.
6 Ведь не на лук мой я уповаю, и меч мой не спасёт меня, –
7 Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси.
7 ибо Ты спас нас от теснящих нас и ненавидящих нас посрамил.
8 О Бозе похвалимся весь день и о имени Твоем исповемыся во век.
8 О Боге мы будем хвалиться весь день, и имя Твое славословить вовек!
9 Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших.
9 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выйдешь, Боже, среди воинств наших.
10 Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе.
10 Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе.
11 Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси.
11 Ты отдал нас, как овец, на съедение и среди племён рассеял нас,
12 Отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших.
12 за бесценок отдал народ Твой, и не было многолюдства при восклицаниях наших.
13 Положил еси нас поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущым окрест нас.
13 Ты соделал нас поруганием для соседей наших, глумлением и посмешищем для окружающих нас.
14 Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех.
14 Ты поставил нас в притчу среди племён, качают головой о нас среди народов.
15 Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя
15 Целый день посрамление моё предо мною, и стыд лица моего покрыл меня
16 от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго.
16 от голоса оскорбляющего и обвиняющего, от лица врага и гонителя.
17 Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем.
17 Это всё пришло на нас – и мы не забыли Тебя, и не сделали неправды в завете Твоём,
18 И не отступи вспять сердце наше, и уклонил еси стези наша от пути Твоего.
18 и не отступило назад сердце наше. И отклонил Ты стези наши от пути Твоего,
19 Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная.
19 ибо Ты смирил нас на месте бедствия, и покрыла нас тень смерти.
20 Аще забыхом имя Бога нашего и аще воздехом руки наша к богу чуждему.
20 Если мы забыли имя Бога нашего, и если простёрли руки наши к богу чужому –
21 Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца.
21 не Бог ли взыщет за это? Ибо Он знает тайны сердца.
22 Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения.
22 Ибо за Тебя умерщвляют нас всякий день, сочли нас за овец закалаемых.
23 Востани, вскую спиши, Господи? Воскресни и не отрини до конца.
23 Пробудись, что Ты спишь, Господи? Восстань и не отринь до конца!
24 Вскую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу?
24 Для чего лицо Твоё отвращаешь, забываешь нищету нашу и скорбь нашу?
25 Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша.
25 Ибо унижена до праха душа наша, приникла к земле утроба наша.
26 Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего.
26 Восстань, Господи, помоги нам, и избавь нас ради имени Твоего!
Псалом 43
Многие молитвы из сборника Псалтырь еще не до конца изучены. Таким неизведанным остается и псалом 43. Некоторые толкователи говорят, что песнь пророческая и несет в себе грустную подоплеку. Текст псалма 43 больше скорбящий, это просьба людей о защите и покровительстве Господнем.
Текст молитвы псалом 43
Молитва чаще зачитывается на церковнославянском языке. Верующие дома читают псалом 43 на русском языке, для удобства чтения и понимания.
На церковнославянском языке
В конец, сынов Кореовых, в разум
1 Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних.
2 Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси, озлобил еси люди и изгнал еси я.
3 Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них.
4 Ты еси Сам Царь мой и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля.
5 О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающыя на ны.
6 Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене.
7 Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси.
8 О Бозе похвалимся весь день и о имени Твоем исповемыся во век.
9 Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
10 Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе.
11 Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси.
12 Отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших.
13 Положил еси нас поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущым окрест нас.
14 Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех.
15 Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя
16 от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго.
17 Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем.
18 И не отступи вспять сердце наше, и уклонил еси стези наша от пути Твоего.
19 Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная.
20 Аще забыхом имя Бога нашего и аще воздехом руки наша к богу чуждему.
21 Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца.
22 Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения.
23 Востани, вскую спиши, Господи? Воскресни и не отрини до конца.
24 Вскую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу?
25 Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша.
26 Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего.
На русском языке
К исполнению. Сынам Кореевым, в научение.
1 Боже, мы ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам о деле, которое Ты соделал во дни их, во дни древние.
2 Рука Твоя народы истребила, а их Ты насадил; поразил племена и изгнал их.
3 Ведь они не мечом своим наследовали землю, и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя и просвещение лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
4 Ты Сам – Царь мой и Бог мой, дарующий спасение Иакову.
5 С Тобой врагов наших поразим рогами, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас.
6 Ведь не на лук мой я уповаю, и меч мой не спасёт меня, –
7 ибо Ты спас нас от теснящих нас и ненавидящих нас посрамил.
8 О Боге мы будем хвалиться весь день, и имя Твое славословить вовек!
9 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выйдешь, Боже, среди воинств наших.
10 Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе.
11 Ты отдал нас, как овец, на съедение и среди племён рассеял нас,
12 за бесценок отдал народ Твой, и не было многолюдства при восклицаниях наших.
13 Ты соделал нас поруганием для соседей наших, глумлением и посмешищем для окружающих нас.
14 Ты поставил нас в притчу среди племён, качают головой о нас среди народов.
15 Целый день посрамление моё предо мною, и стыд лица моего покрыл меня
16 от голоса оскорбляющего и обвиняющего, от лица врага и гонителя.
17 Это всё пришло на нас – и мы не забыли Тебя, и не сделали неправды в завете Твоём,
18 и не отступило назад сердце наше. И отклонил Ты стези наши от пути Твоего,
19 ибо Ты смирил нас на месте бедствия, и покрыла нас тень смерти.
20 Если мы забыли имя Бога нашего, и если простёрли руки наши к богу чужому –
21 не Бог ли взыщет за это? Ибо Он знает тайны сердца.
22 Ибо за Тебя умерщвляют нас всякий день, сочли нас за овец закалаемых.
23 Пробудись, что Ты спишь, Господи? Восстань и не отринь до конца!
24 Для чего лицо Твоё отвращаешь, забываешь нищету нашу и скорбь нашу?
25 Ибо унижена до праха душа наша, приникла к земле утроба наша.
26 Восстань, Господи, помоги нам, и избавь нас ради имени Твоего!
История написания
К сожалению, до сих пор неизвестно, кто стал автором данного текста. Некоторые историки уверяют, что это царь Давид и именно он рассказывал в молитве о своих страданиях. Возможно, автор имел в виду время вавилонского пленения еврейского народа.
Для чего читают псалом 43?
Хвалебная песнь была сочинена для дня смирения по случаю бедствий и трагедий. В такой день принято благодарить Всевышнего за защиту и спасение. Псалом читают:
- для улучшения здоровья;
- при отчитке порчи;
- убрать негатив из жизни;
- на преодоление напастей;
- для смирения духа.
Толкование псалма 43
- Стихи 1-6: Автор рассказывает, что «свету лица Божьего» обязаны евреи за завоевание Палестины. Свое покровительство Господь оказывал именно еврейскому народу. У каждого животного есть сила, с помощью которой он защищается от врагов. Такой силой невидимой является Бог. Военачальником евреев считается Господь.
- Стихи 7-13: Войско Господне носит всегда с собой Кивот Завета. Но юной стороне Бог перестал помогать, об этом свидетельствует разграбление народа. Многие народы стали продавать евреев в другие страны (Египет, Греция). Эта продажа сравнивается с невыгодной меной. Но цена на людей была не высока, да и спроса не было.
- Стихи 14-20: Еврейский народ рассеялся. Над таким великим народом смеялись, издевались и глумились. Попавшие в рабство евреи считались трупами. Здесь отлично описывается образ безысходности.
- Стихи 21-26: Всевышний знает все тайны. Он знает, что еврейский народ был верен и предан ему. Но нет защиты. Евреи подавлены скорбью, пригнуты к земле.
Правила чтения
Строгих правил чтения молитвы нет. Псалом 43 на русском языке используют дома и в храмах, некоторые верующие заучивают наизусть песнь и зачитывают его 40 раз.
Толкование на Псалмы
Псалом Давиду, не надписан у Еврей. «Псалом сей у Евреев не надписан, как заключающий в себе одну и ту же мысль с псалмом предшествовавшим», говорит бл. Феод., и под народом недобрым (непреподобным), льстивым разумеет Вавилонян, и видит здесь молитву пленных Евреев.
1. Суди ми, Боже, и рассуди прю мою, т.е. рассуди спор или спорное дело мое с людьми, меня оскорбляющими, с моими гонителями и врагами, которые здесь называются народом непреподобным, т.е. неправедным, злым, людьми льстивыми и коварными. С Евр.: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня».
2. С Евр.: «Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага»?
3. Посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя. «Здесь, – говорит бл. Феод., – 70 толковников переменили время и о будущем выразились, как о прошедшем. Другие сделали более ясный перевод: «Посли свет Твой и истину Твою, которые наставят меня на путь, и введут в гору Твою и в селения Твои». Селениями Божиими пророк назвал храм, горою святою – Сион, а светом и истиною – правдивое и спасительное пришествие Господне» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет о Спасителе, Который есть свет и истина, под святою горою – небо, под селениями – горние обители. С Евр.: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои».
4. И вниду к жертвенику Божию, к Богу веселящему юность мою и проч. Симмах перевел так: «Да прииду к жертвеннику Божию, к Богу – веселию благодушия моего, и во псалтире исповедаюсь Тебе, Боже, Боже мой». С Евр.: «И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой»! Св. Афанасий разумеет под жертвенником – мысленный, небесный жертвенник; под юностию – веселие, обновляющее душу; под гуслями – тело наше.
5. С Евр.: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 41
В конец, в разум сынов Кореовых, псалом Давиду, не надписан у еврей
К исполнению. В научение, сынам Кореевым. Псалом Давида, не надписанный у евреев.
1 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже.
1 Так же, как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже.
2 Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?
2 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: “Когда я приду и явлюсь лицу Божию?”
3 Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?
3 Были слёзы мои мне хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: “Где Бог твой?”
4 Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго.
4 Это вспомнил я и изливал в себе душу мою, ибо пройду я в месте обители дивной, до дома Божия, при звуке радости и славословия, шума праздничного.
5 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
5 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!
6 Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя.
6 Взволновалась внутри меня душа моя; потому я вспомню о Тебе с земли Иорданской и Ермониимской, с Малой горы.
7 Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша.
7 Бездна бездну призывает в шуме водопадов Твоих; все валы Твои и волны Твои прошли надо мною.
8 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего.
8 Днём явит Господь милость Свою, и ночью песнь Его у меня, молитва Богу жизни моей.
9 Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?
9 Скажу Богу: “Заступник мой Ты, почему Ты забыл меня? И для чего я, сетуя, хожу, когда притесняет враг?”
10 Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?
10 Когда сокрушались кости мои, поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: “Где Бог твой?”
11 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
11 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!
Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
Псалом 41
Многие песни в Псалтири были написаны царем и пророком Давидом, жившим за 1000 лет до Рождества Христова. Этот человек снискал особую милость Бога, ему открылись планы Всевышнего. И всё же путь Давида был труден, он не раз находился в изгнании и был предан, оступался и грешил, но никогда не оставлял веры. Псалом 41 был написан в трудное время для царя, когда он скрывался от гонений родного сына.
Текст молитвы псалом 41
На церковнославянском языке
В конец, в разум сынов Кореовых, псалом Давиду, не надписан у еврей
1 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже.
2 Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?
3 Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?
4 Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго.
5 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
6 Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя.
7 Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша.
8 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего.
9 Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?
10 Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?
11 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
На русском языке
К исполнению. В научение, сынам Кореевым. Псалом Давида, не надписанный у евреев.
1 Так же, как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже.
2 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: «Когда я приду и явлюсь лицу Божию?»
3 Были слёзы мои мне хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?»
4 Это вспомнил я и изливал в себе душу мою, ибо пройду я в месте обители дивной, до дома Божия, при звуке радости и славословия, шума праздничного.
5 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!
6 Взволновалась внутри меня душа моя; потому я вспомню о Тебе с земли Иорданской и Ермониимской, с Малой горы.
7 Бездна бездну призывает в шуме водопадов Твоих; все валы Твои и волны Твои прошли надо мною.
8 Днём явит Господь милость Свою, и ночью песнь Его у меня, молитва Богу жизни моей.
9 Скажу Богу: «Заступник мой Ты, почему Ты забыл меня? И для чего я, сетуя, хожу, когда притесняет враг?»
10 Когда сокрушались кости мои, поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?»
11 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!
История написания
За время правления царь Давид выиграл много сражений, но победа над сыном Авессаломом стала для него самой тяжелой. Родной сын поднял восстание против отца и начал преследовать его, вынуждая бежать из города. Давид молил Господа о помощи, но в то же время глубоко переживал предательство сына. Это время стало тяжелым испытанием для царя, во время которого он написал много песен к Богу, просительных и восхваляющим.
Подпись к тексту псалма 41 говорит о том, что его автором является один из сынов Кореевых. Они были верными подданными царя Давида и последовали с ним в пустыню, когда тот был вынужден бежать из Иерусалима. Как и Давид, сыны Кореевы были верующими, но именно царь тяжело переживал бегство из священного города. Наблюдая страдания, смирение перед Божественной волей и силу веры царя, они посвятили ему псалом 41, который часто считают песнью изгнанника.
Для чего читают псалом 41?
Молитвы следует читать каждый день, обращение к Богу укрепляет веру и дух, а Его благословение поможет в любых делах. Псалом 41 читают для успокоения и надежды, он рекомендуется к прочтению для тех, кто сбился с пути, стоит перед трудным выбором или страдает от неразделенной любви.
Во время церковных служб традиционно используются старославянские тексты, но дома можно читать псалом 41 на русском языке, чтобы лучше понимать его смысл. Обращаться к Богу нужно искреннее, поэтому слова должны исходить от сердца, а не заучиваться, как рецепт или формула. Просьба верующего всегда будет услышана и исполнена, если он честен и открыт перед Богом.
Толкование
Считается, что ранее псалом 41 и 42 были частями одной песни, в некоторых переводах они до сих пор едины, об этом свидетельствуют и переплетение стихов. Сейчас же эти молитвы читаются по отдельности, и каждая несет свой особый смысл.
Для толкования псалма 41 следует разобрать каждый его стих:
- Стихи 1-2 – описание мук, которые испытывал автор в удалении от храма. Священное место было для него такой же ценностью и необходимостью, как вода для оленя. «Приду и явлюсь лицу Божию» — подразумевается жертвенник храма, святилище, в котором Бог присутствует всегда.
- Стих 3 – в изгнании автор не мог даже есть, глубоко переживая чувство одиночества. Малодушные люди пытались смутить веру: «Где Бог твой?» — что следует понимать, как вопрос о том, почему Господь оставил своего раба в унынии.
- Стих 4-5 – уныние и отчаяние одолевали псалмопевца, но он не оставлял надежды и уповал на Господа, как единственного спасителя, который никогда не оставит праведника.
- Стих 6-8 – автор находился далеко от родных мест и храма, это угнетало его. Вершины горы Ермон скрыты под снегом и возвышаются на 12 000 футов. Таяние снега приводило к спуску с вершин бурных потоков воды, которые водопадом срывались со скал. Эта бесконечная вода напоминала бездну, как и тяжелые испытания, посланные Господом. И всё же псалмопевец молит о Божьей милости, которая спасет его.
- Стихи 9-11 – мольба Господу о спасении. Автор бедствует от притеснений врагов и их нападок, но прославляет Господа, прося у него помощи и спасения.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Пс.42:1 . Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
«Вступись в тяжбу мою с народом недобрым» . Писатель сознает свою невиновность перед преследователями и просит Бога о разбирательстве своего дела. «Народ. недобр ый» – все, восставшие на Давида и приверженцев его, т. е. сторонники Авессалома. Под “человек ом лукав ым» можно разуметь Авессалома, возбуждавшего народ ложными обвинениями на Давида.
Пс.42:3 . Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
«Пошли свет Твой и истину Твою» – пошли Твою милость ( “свет” ), защити от врагов. “Истин а» – верность обетованиям и откровению, по которым праведник заслуживает награды, а грешник – кары. По исполнении этого обетования писатель надеется снова быть на горе Сион в “обител ях» Господа, т. е. – при скинии, в местах обитания Господа.
Объяснение священной книги псалмов
Псалом сорок второй имеет такую надпись: Псалом Давиду, не надписан у еврей, т.е. псалом этот в еврейской Библии не имеет никакого надписания, а не имеет надписания псалом сей, конечно, потому, что он, как по содержанию, так и по образу выражения совершенно сходен с предшествующим ему 41-м псалмом и составляет продолжение его; или точнее – Пс.42 , в отношении к 41-му псалму, составляет третью, и последнюю, строфу одного целого псалма, заключающуюся теми же словами упования и преданности воле Божией (1 строфа Пс.41:2–6; 2 строфа Пс.41:7–12; 3 строфа Пс.42:1–5 ). На этом основании составилось общее мнение отцов Церкви и ученых толковников, что оба эти псалма составляли в древности один псалом.
Пс.42:1 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя.
Выражение от языка непреподобна значит: «от народа немилосердного, недоброго», под которым псалмопевец разумеет здесь народ израильский, предавшийся на сторону мятежников, составивших заговор против помазанника Божия и изгнавших его из Иерусалима. А под именем человека неправедна и льстива разумеет самих заговорщиков: Авессалома, Ахитофела и их ближайших сообщников. Выражая жалобу на этот недобрый народ и на этих нечестивых и коварных мятежников, Давид просит у Бога праведного суда на себя и на них. Он надеялся, что когда Бог станет судить его, правда окажется на его стороне, а потому и просит, чтобы Господь, испытавши его и рассмотревши справедливость дела его, произнес праведный приговор Свой, подал ему помощь против языка непреподобнаго и человека неправедного и коварного и избавил раба Своего от беззаконных людей, неправедно озлоблявших праведного.
Пс.42:2–3 Зане Ты еси, Боже, крепость моя, Вскую отринул мя еси? И Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя.
Пс.42:4 И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой.
С возвращением мне прежнего благополучия, говорит св. Давид, когда Господь пошлет мне свет Свой и истину Свою, я получу возможность взойти на гору Его святую, на гору Сион, где водружена была скиния Божия, и подойти к жертвеннику Божию, к жертвенному алтарю во дворе скинии, и буду находиться в невидимом присутствии Самого Бога, и это доставит мне такую радость и веселие, что почувствую возвратившуюся ко мне юность мою, вспомню те юные дни и годы жизни моей, когда я беспрепятственно, в радости и веселии мог беспрестанно хвалить Господа пред святым алтарем Его. И я не останусь неблагодарным Богу за такую милость Его ко мне: я принесу Ему торжественную жертву хвалы и благодарения – исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой – я на гуслях буду славить Тебя, Боже!
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
есть буквальное повторение 6-го и 12-го стихов в 41-м псалме, в котором (повторении) псалмопевец снова обращается к своей скорбящей душе, еще не получившей от Бога ожидаемой милости, и снова старается ободрить ее упованием на Бога и терпением в ожидании спасения.
Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!