Сообщение о молитве как речевом жанре

Подробное описание: Сообщение о молитве как речевом жанре - с детальным описанием, специально для Вас!

Молитва как жанр

Жанр молитвы многообразен, и поэтому появилась необходимость их изучения. Большого внимания заслуживают жанры, которые возникают в процессе развития и ведения диалогического единства. К ним относятся проповедь, молитва, объяснение, спор и т. д. Молитва – это обращение к Богу.

Молитва – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Там же, с.332]. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр.

С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва – это разговор с Богом: «обращение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом». [6, с.31].

Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства.

Диалогичность молитвы отмечают многие исследователи, например, Л. В. Балашова, М. Войтак и священнослужители, например, по словам Игумена Филарета, «молитва есть беседа человека с Богом.

Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва». Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [8,Т.6]; «лирическая поэзия… изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания.

Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа» [Там же]. Лирический текст имеет свои законы, которым подчиняется каждый входящий в него элемент.

«Поэтическая молитва – это художественное высказывание, направленное к Богу, реализующее определенную жанровую схему, основанную на диалогической форме текста, … на вводимых в язык элементах, возвышенных и освящающих, которые могут быть связаны (хотя необязательно) с демонстрацией религиозности поэта, отражением его творческой деятельности и его сознания, обращенного непосредственно к Абсолюту».

[3, с.47]. По мнению М. С.

Руденко, «поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного». [13, с.11]. В молитве индивидуализируется внутренняя боль или радость лирического персонажа. Поэтическая молитва наряду со многими чертами, роднящими молитву с лирикой, отличается от молитвы церковной. Речь идет не о переложении псалмов или молитв, как, например переложение Сумароковым и Кюхельбекером молитвы «Отче наш», а о стилизации духовной молитвы в лирике. Начиная с XVIII века, большое распространение получают т. н.

«подражания» молитвам. Церковная молитва имеет определенную структурную композицию: «личное обращение, изложение предмета и оснований (просьбы, благодарности или прославления» [7, с.333]. Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы. Мы обратимся к творчеству двух моих любимых авторов, лирика которых связана с молитвенным жанром, – М. Ю. Лермонтова (19в.

Сообщение о молитве как речевом жанре

МОЛИТВА КАК ОСОБЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Крицкая Наталья Викторовна

канд. филол. наук, доцент ГУДОВ «ВО ИРО», г. Витебск,
Республика Беларусь

Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик указывает на то, что для квалификации жанровой природы речи необходимо не только выявление типовых действий говорящего, но и определение целого круга многомерных отношений: участники коммуникации (минимум два), предмет речи, предлагаемый адресантом, предмет речи, воспринятый и, может быть, дополненный адресатом — вот четыре точки в пространстве коммуникативного акта, которые представляют минимальный набор объектов, вступающих во взаимоотношения в ходе реализации того или иного речевого жанра. Он же выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие [3, с. 4, 7, 9, 12].

В Толковом словаре русского языка молитва толкуется как «1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращенное к Богу, к святым». Молитва — это акт любви, в которой любовь к Богу проявляется более всего, так как все способности человеческой души через молитву сознательно и актуально обращаются к Богу и соединяются с ним [6, с. 362].

Словом «молитва» определяют особое духовное состояние человека. Сложно дать однозначное определение этому феномену духовной жизни, поскольку это состояние изменчиво. В энциклопедии «Христианство» дается следующее определение, основанное на противопоставлении земной (телесной) и небесной (духовной) жизни: молитва является «вместилищем всей духовной жизни или самой духовной жизнью в движении и действии» [7, с. 142]. Конечно, это наиболее общее определение, но вместе с тем оно четко локализует молитвенное событие в жизни верующего.

В Библейской энциклопедии молитва толкуется как «возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу» [2, с. 292]. Св. Иван Златоустый утверждал, что «молитва — это определенный якорь для тех, кому угрожает опасность; это сокровище, которое способно обогатить и излечить физически».

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической. Изначально коммуникативная функция канонической молитвы — обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью. В.А. Мишланов в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведе­нием. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов» [5].

В данной статье нами рассматривается не просто молитва в религиозном понимании этого слова, а то, что Э.М. Афанасьева обозначает как особый поэтический жанр — стихотворная молитва. В этом жанре создается «новая эстетическая реальность», в которой важную роль играет богообщение и «установка молящегося (трансцендентная или имманентная) на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения» [1, с. 17].

Читайте так же:  Молитва против гнева начальства

Стихотворная молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы. В истории русской поэзии есть незаслуженно забытые имена. Федор Николаевич Глинка — русский поэт, создавший большое количество стихотворений, известен современному русскому читателю только как поэт-декабрист, автор романсов «Сон русского на чужбине» и «Не слышно шуму городского…». Молитва для Ф.Н. Глинки всегда была важным способом духовного самосовершенствования: «К Тебе, мой Бог, спешу с молитвой: / Я жизнью утомлён, как битвой! / Куда своё мне сердце деть? / Везде зазыв страстей лукавых; / И в чашах золотыхотравы, / И под травой душистойсеть. / Там люди строят мне напасти; / А тут в груди бунтуют страсти! / Разбит мой щит, копьё в куски, / И нет охранной мне руки!» [8].

В стихотворении Николая Языкова «Молитва» перед читателем встает преддверье рая, «таинственные врата». Мы видим, что поэтам важно сохранить себя не столько для жизни земной, сколько для жизни небесной: «Молю святое провиденье: / Оставь мне тягостные дни. / Но дай железное терпенье, / Но сердце мне окамени» [10].

Подражания молитвам, начиная с XVIII века, получают многообразные поэтические формы. В них или варьируются излюбленные мотивы псалмов, или с помощью пейзажной детали и психологических подробностей индивидуализируется ситуация молитвы. Именно этим путем — путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу — движется молитвенная лирика Анны Ахматовой: от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов, не отрываясь от традиционной формы изложения содержания: «Дай мне горькие годы недуга, / Задыханье, бессонницу, жар, / Отыми и ребёнка, и друга, / И таинственный песенный дар — / Так молюсь за твоей литургией / После стольких томительных дней, / Чтобы туча над тёмной Россией / Стала облаком в славе лучей» [7, c. 492].

В «Молитве» А. Ахматовой чувствуется страх: страх за Родину, за судьбу России, за себя и своих близких. Это произведение — на редкость бескорыстная молитва, в которой Родина больше чем сын, больше, чем друг, даже больше, чем чары: «таинственный песенный дар». Такой же страх за жизнь мы видим в «Молитве» О. Мандельштама: «Помоги, господь, эту ночь прожить, / Я за жизнь боюсь: за свою рабу… / В Петербурге жить — словно спать в гробу»

Стихотворная молитва есть даже у революционной Ольги Берггольц, что свидетельствует о том, что поэтесса жила с верой в душе, однако ее представление о Боге отнюдь не христианское, скорее языческое: «Да будут слезы эти как молитва. / А на врагов — расплавленным свинцом / пусть падут они в минуты битвы / за всех, за всех, задушенных кольцом» [11].

В христианской лирике Николай Степанович Гумилева — русского поэта и критика Серебряного века, основателя акмеизма — есть стихи, заставляющие задуматься о Боге, о вечности, о своем ближнем: «Мечты Господни многооки, / Рука Дающего щедра, / И есть еще, как он, пророки — / Святые рыцари добра». [11].

Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. Ф.И. Тютчев подчеркивает, что атеизм современного мира порождают грандиозную проблему — именно вера и ее проявление в молитве противостоит антихристанским революционным тенденциям. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

Контуры жанра молитвы намечаются уже в юношеских стихотворениях И.А. Бунина «Под орган душа тоскует…» (1889), «В костеле» (1889), «Троица» (1893) и др. Молитвенное обращение ко Христу первоначально сопрягается здесь с эстетическим переживанием таинственно-величавого храмового пространства, овеянного «куреньем мглы» и увенчанного скорбным «Христа распятьем», а также звучания органной музыки, в которой «мука о земном» преображается «песнью небесных сил».

Стихотворная молитва приписывается преданием и Н.В. Гоголю. Впервые она была напечатана в «Собрании листков для душеполезного чтения», опубликованном по Благословению Святого Афонского Ильинского скита, под названием «Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице».

В последние годы издаётся множество работ, посвящённых проблеме религиозности сознания и творчества А.С. Пушкина. В связи с этим внимание исследователей привлекает творчество поэта 1830-х годов, особенно богатое использованием церковнославянизмов и библейской образности. Молитва представлена в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны…», которое включает в себя переложение Великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина.

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Таким образом, духовный потенциал богословия соединяется с культурными возможностями языка и литературы. Изучение стихотворной молитвы — прекрасный пример содружества лингвистики, литературоведения, лингвокультурологии. С одной стороны, она может быть рассмотрена как связь с великими идеями христианства, с другой — как жанр, с третьей — исследуется ее язык как средство существования культурно-религиозных установок общества [4, с. 81]. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

Жанр молитвы в лирике М.Ю. Лермонтова

Секция: Филология

LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Жанр молитвы в лирике М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов за свои 26 лет оставил большое творческое наследие в литературе. В нем мы находим и борьбу противоположных мнений, и ограниченность истории русской литературы. Особо следует отметить лермонтовское религиозное мировоззрение, на которое обращают внимание лермонтоведы – Л.Я. Гинзбург, Е.Н.Михайлова, И.Л. Андроников, В.А. Мануйлов и др. Некоторые лермонтоведы считают, что библейский сюжет не мог не повлиять на поэта. В 80-х годах XX в. в свет выходит ряд статей: «Религиозные мотивы», «Библейские мотивы», «Богоборческие мотивы», которые друг с другом переплетаются в один библейский сюжет.

Следует отметить, что интерес к библейской проблематике не только требует анализа отдельных произведений, но и вызывает интерес у поклонников лермонтовского наследия. Именно поэтому для критиков предоставляется возможность еще и еще раз вернуться к тщательному исследованию библейских произведений, написанных выдающимся поэтом.

Анализ молитвенных мотивов позволил по-новому взглянуть на эволюционный жанр молитвы в наследии Михаила Юрьевича. Актуальность статьи видится в исследовании религиозного состояния души поэта, его покаяния, веры в милосердие, надежды на спасение, христианской любови, которые пронизывают поэзию М.Ю. Лермонтова. Его поэтическое воплощение лежит в человеке как Божием образе и подобии [1, с. 196].

Читайте так же:  Молитва чтобы не сглазили

Прежде всего, следует раскрыть понятие «молитва». Молитва это – живое общение с Богом. В нее вкладывают и веру в отеческую любовь Всевышнего, и убежденность в действенности молитвенного слова, и стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитвы – это религиозно-мистическое творчество. М.Ю. Лермонтов в своей поэзии не остался равнодушным к религиозному жанру. Он неоднократно возвращался к этой теме. «Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них». По-детски просто у М.Ю. Лермонтова народ услышал молитву: «Есть речи: значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно…»[2, с. 28]. Часто и сам М.Ю. Лермонтов употреблял в своей речи – «значенье ничтожно». На наш взгляд, он хотел, чтобы эти речи слышали от него другие, которые познавали бы смысл: «Душа их с моленьем, Как ангела, встретит, И долгим биеньем Им сердце ответит».

Для Лермонтова его молитва всегда была тайная. Многие литераторы, критики считали М.Ю. Лермонтова безбожником, что он никогда не был религиозным человеком. Но это было лишь заблуждением. Для Михаила Юрьевича абсолютной реальностью был Бог. И, несмотря на то, что поэзия порой его уводила далеко от Божиих путей, он сам осознал, что так не должно быть, что это может погубить его. В такие минуты он просит Бога не карать его, так как понимает свою вину перед Всевышним, что приводит поэта к страху предстать пред Его Очами: «К тебе ж проникнуть я боюсь».

В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение «Молитва», которая на многие века остается в русском стихе («Я, Матерь Божия, ныне смолитвою. »). Молитва «Я, Матерь Божия» ни на одну молитву непохожа. Можно с уверенностью сказать, что «Молитва» в лирике М.Ю. Лермонтова предстает пред нами как благоговейная любовь, что может быть названа гимном чистоты, нежности, душевной красоты. В «Молитве» М.Ю. Лермонтов воспел не только могущество «слова», но и библейскую лексику. Верующие видят в духовном поэте поэтические шедевры о сердечной связи Михаила Юрьевича с космосом, частью которого он ощущал планету Земля, запечатлев её «в сиянье голубом».

Стихотворения-молитвы поэта не лишены противоречивости в религиозных взглядах. Так, «Молитва» 1829 г. – это мольба-спор, обращенная к Господу. Герой стихотворения – живой, реальный человек, который занят своим любимым делом – написанием стихов. «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Он понимает земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни «мрачат стекло» его очей. Тяга к творчеству является самым сильным из земных переживаний. Поэзия овладела всей его душой, не оставив там места для «живой речи» Бога. Ум поэта уносится вдаль от Божьей дороги, возможно, поэтому сам он находится в «заблужденье» [3, с. 561]. Конфликт стихотворения в том, что юному поэту тесно в земном мире, но он не решается приникнуть к миру Всевышнего, поскольку «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического героя не может совладать с талантом, который дан ему свыше. Лермонтов обращается с молитвой к Всесильному, чтобы он освободил поэта от «жажды песнопенья» и обратил его сердце в «камень», что поможет встать на «тесный путь спасенья». Юный поэт осознает силу своего таланта, но благоволит не царству Божьему, а «могильному» «мраку земли», с его страстями, заблуждениями, «дикими волнениями», «звуками грешных песен».

«Молитва» 1837 г. – с одной стороны, молитвословие, с другой – шедевр любовной лирики: лирический герой молит Бога дать счастье любимой женщине, хотя сам поэт является «странником с пустынной душой». В стихотворении звучат богоборческие мотивы. Поэт пытается раскрыть перед Всевышним свою жизнь в тесном для поэтических звуков «земном мире». Он просит Творца дать ему свободу, забрать у него ниспосланный поэтический талант, то есть отказывается от дара Бога. Но отнятый песенный дар – это лишение поэта жизни, а значит обретение пути спасенья возможно только для простого смертного, а не поэта.

«Молитва» 1839 г. – это вдохновение поэта, светлая грусть и надежда. Стихотворение выражает идею отказа от прежних сомнений, скепсиса, приводящих поэта в состояние грусти. Лермонтов акцентирует внимание на «силе благодатной» святого слова. Основываясь на этом, можно сказать, что стихотворение «Молитва» является соединением тем: вера, душевное просветление тесно переплетаются со словом, что аккумулируется поэтом в тему творчества.

В другом стихотворении Лермонтов дает такую характеристику творчеству: «из пламя и света рожденное слово».

Такая идейно-тематическая связь возникает неслучайно. У Лермонтова уже в самых ранних стихах появляются две музы – одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая – муза, помнящая небесные «песни святые», о которых говорится в раннем стихотворении «Ангел». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз, но ко времени создания «Молитвы» исход этой борьбы становится очевидным.

Лирический жанр – это особое творческое развитие поэта, его открытие и существенное звено поэтического наследия.

В своем жанре М.Ю. Лермонтов неоднократно обращался через молитвы к Библии при написании стихов [5, с. 183]. Главным является тот факт, что М.Ю. Лермонтов несмотря на противоречивость в отношении к Богу в своих литературных творениях представлял разные грани богопознания: хвала и обвинение, сомнения и вера, смирение и бунт.

В последние годы XX века вновь возрос интерес к творчеству поэта с точки зрения взаимоотношения его художественного мира с христианством. Таким образом, жанры молитвы в лирике у поэта – многообразное явление, в котором для исследователей открывается новое пространство для дальнейшей деятельности.

Стихотворная молитва, как особый поэтический жанр

Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик указывает на то, что для квалификации жанровой природы речи необходимо не только выявление типовых действий говорящего, но и определение целого круга многомерных отношений: участники коммуникации (минимум два), предмет речи, предлагаемый адресантом, предмет речи, воспринятый и, может быть, дополненный адресатом — вот четыре точки в пространстве коммуникативного акта, которые представляют минимальный набор объектов, вступающих во взаимоотношения в ходе реализации того или иного речевого жанра. Он же выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие [13, с. 4, 7, 9, 12]. Словом «молитва» определяют особое духовное состояние человека. Сложно дать однозначное определение этому феномену духовной жизни, поскольку это состояние изменчиво. В энциклопедии «Христианство» дается следующее определение, основанное на противопоставлении земной (телесной) и небесной (духовной) жизни: молитва является «вместилищем всей духовной жизни или самой духовной жизнью в движении и действии» [9, с. 142].

Читайте так же:  Беседа о молитве

Стихотворная молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы.

В истории русской поэзии есть незаслуженно забытые имена. Федор Николаевич Глинка — русский поэт, создавший большое количество стихотворений, известен современному русскому читателю только как поэт-декабрист, автор романсов «Сон русского на чужбине» и «Не слышно шуму городского…». Молитва для Ф.Н. Глинки всегда была важным способом духовного самосовершенствования: «К Тебе, мой Бог, спешу с молитвой: / Я жизнью утомлён, как битвой! / Куда своё мне сердце деть? / Везде зазыв страстей лукавых; / И в чашах золотых–отравы, / И под травой душистой –сеть. / Там люди строят мне напасти; / А тут в груди бунтуют страсти! / Разбит мой щит, копьё в куски, / И нет охранной мне руки!» [16].

В стихотворении Николая Языкова «Молитва» перед читателем встает преддверье рая, «таинственные врата». Мы видим, что поэтам важно сохранить себя не столько для жизни земной, сколько для жизни небесной: «Молю святое провиденье: / Оставь мне тягостные дни. / Но дай железное терпенье, / Но сердце мне окамени» [17].

Подражания молитвам, начиная с XVIII века, получают многообразные поэтические формы. В них или варьируются излюбленные мотивы псалмов, или с помощью пейзажной детали и психологических подробностей индивидуализируется ситуация молитвы. Именно этим путем — путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу — движется молитвенная лирика Анны Ахматовой: от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов.

Не отрываясь от традиционной формы изложения содержания: «Дай мне горькие годы недуга, / Задыханье, бессонницу, жар, / Отыми и ребёнка, и друга, / И таинственный песенный дар — / Так молюсь за твоей литургией / После стольких томительных дней, / Чтобы туча над тёмной Россией / Стала облаком в славе лучей» [18, с. 492].

В «Молитве» А. Ахматовой чувствуется страх: страх за Родину, за судьбу России, за себя и своих близких. Это произведение — на редкость бескорыстная молитва, в которой Родина больше чем сын, больше, чем друг, даже больше, чем чары: «таинственный песенный дар». Такой же страх за жизнь мы видим в «Молитве» О. Мандельштама: «Помоги, господь, эту ночь прожить, / Я за жизнь боюсь: за свою рабу… / В Петербурге жить — словно спать в гробу».

Стихотворная молитва есть даже у революционной Ольги Берггольц, что свидетельствует о том, что поэтесса жила с верой в душе, однако ее представление о Боге отнюдь не христианское, скорее языческое: «Да будут слезы эти как молитва. / А на врагов — расплавленным свинцом / пусть падут они в минуты битвы / за всех, за всех, задушенных кольцом» [19].

Видео (кликните для воспроизведения).

В христианской лирике Николай Степанович Гумилева — русского поэта и критика Серебряного века, основателя акмеизма — есть стихи, заставляющие задуматься о Боге, о вечности, о своем ближнем: «Мечты Господни многооки, / Рука Дающего щедра, / И есть еще, как он, пророки — / Святые рыцари добра». [20].

Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. Ф.И. Тютчев подчеркивает, что атеизм современного мира порождает грандиозную проблему — именно вера и ее проявление в молитве противостоит антихристанским революционным тенденциям. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

Контуры жанра молитвы намечаются уже в юношеских стихотворениях И.А. Бунина «Под орган душа тоскует…» (1889), «В костеле» (1889), «Троица» (1893) и др. Молитвенное обращение ко Христу первоначально сопрягается здесь с эстетическим переживанием таинственно-величавого храмового пространства, овеянного «куреньем мглы» и увенчанного скорбным «Христа распятьем», а также звучания органной музыки, в которой «мука о земном» преображается «песнью небесных сил».

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

ЖАНР МОЛИТВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Жанр молитвы и его место в литературе

Молитвой является словесный жанр, обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва – это разговор с Богом: «обращение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом». [9, с.31].

Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства. Диалогичность молитвы отмечают многие исследователи, например, Л. В. Балашова, М. Войтак и священнослужители, например, по словам Игумена Филарета, «молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва». Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [10, т.6]; «лирическая поэзия… изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Покров молитвы на здоровье

Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

Каталог файлов

Цель:

  • дать учащимся понятие о молитве как речевом жанре;
  • показать своеобразие молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова;
  • через молитвенную лирику поэта показать необходимость внутренней гармонии человека;
  • формировать интеллектуально-образное и эмоциональ­ное восприятие поэтического произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва», репродукция ико­ны А. Рублёва «Троица», репродукция росписи барабана Владимирского собора В. М. Васнецова «Радость правед­ных о Господе. Преддверие рая».

Тип урока: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся имеют представление о молитве как речевом жанре, о своеобразии молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; принимают участие в беседе, анали­зируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.

(см. домашнее задание предыдущего урока)

  1. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»

Учитель. Известный поэт XX в. Д. Мережковский выдвинул предположе­ние, что «вся поэзия Лермонтова — воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это ра­достные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному». Займите позицию за, против этого мнения или «не определился». Аргументируйте свой выбор.

Слово учителя

— Молитва есть словесное выражение общения с Богом. Она вмещает беско­нечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убеждённость в действен­ности молитвенного слова, познание себя, стремление к покаянию, очищению, спасению. Многие молитвы сложены в разные эпохи людьми, достигшими вы­сот духовной жизни и обретшими дар религиозно-мистического творчества.

Потребность « говорить с Богом », открываться ему в том или ином душевном состоянии, присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому суще­ствует давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики. В ней также есть переложения известных молитв, прежде всего «Отче наш. », что можно найти у Сумарокова, позже — у Кюхельбекера. Великопостная молитва Ефрема Сири­на превосходно переложена А. С. Пушкиным в стихотворении «Отцы пустын­ники и жёны непорочны. ».

Молитвенная лирика движется от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элемен­тов, не отрываясь от традиционной формы изложения содержания. Не оставила

равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М. Ю. Лермонтова. Или, если выразиться точнее, именно Лермонтов и не мог не обратиться к этой теме. Что молитва значит для поэта на разных этапах его жизни? Как духовные искания поэта отразились в его молитвенной лирике? Ответы на эти вопросы мы найдём сегодня во время урока.

  1. Работа над темой урока

1.Слушание сообщений учащихся о молитве как речевом жанре

1-й ученик. Молитва — это обращение к Богу. В современной лингвистике до сих пор нет ответа на вопрос, к какой форме речевого общения (диалогиче­ской или монологической) относится данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое един­ство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва — это разговор с Богом. Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек ана­лизирует и свои поступки, помыслы, чувства.

Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под ли­рикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллек­тивные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» («Литературная энциклопедия»).

2-й ученик. Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволя­ет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного.

В молитве индивидуализируется внутренняя боль или радость лирическо­го персонажа. Поэтическая молитва наряду со многими чертами, роднящими молитву с лирикой, отличается от молитвы церковной. Речь идёт не о перело­жении псалмов или молитв, как, например, переложение Сумароковым и Кю­хельбекером молитвы «Отче наш», а о стилизации духовной молитвы в лирике. Начиная с XVIII в., большое распространение получают так называемые «под­ражания» молитвам. Церковная молитва имеет определённую структурную композицию: «личное обращение, изложение предмета и оснований (просьбы, благодарности или прославления» («Культура русской речи»). Такая компози­ция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

2.Сопоставительная работа «Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической» в парах (запись на доске и в тетрадях)

Некоторые поэтические приёмы Деление на жанры

Средства художественной выразительности

  1. Лекция учителя

— Чем больше соприкасаешься с лирикой М. Ю. Лермонтова и глубже по­гружаешься в неё, тем больше разных мыслей, чувств она вызывает у нас, живу­щих в XXI в. Несмотря на чувство «безочарования», на то, что временами Лер­монтов не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жиз­ни и даже самые эти положительные ценности, всё-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах.

Религиозные мотивы проявляются в с самых ранних лирических произведе­ниях Лермонтова. Уже в 1829 г. он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье, Но не молишь в покаянье —

Если дух твой изнемог, Не простит великий Бог.

Тему молитвы, заявленную в юности, Лермонтов будет реализовывать не только в других стихотворениях, но даже сделает одним из его любимых жан­ров. Некоторые из стихотворений так и будут названы — «Молитва».

Душа поэта, раздвоенная и истерзанная, страстно искала, но никогда не до­стигала гармонии, единства, цельности. Часть его души стремится к Богу. Дру­гая же, под влиянием мучивших поэта страстей и, прежде всего, гнездившейся в ней гордости, тянет его вниз, удаляет от Бога. Лермонтов осознаёт, что душа его одержима греховными страстями, что эти страсти мешают ему быть с Бо­гом, преграждают ему путь на небо:

Не обвиняй меня, Всесильный, К тебе ж проникнуть я боюсь,

И не карай меня, молю. И часто звуком грешных песен

За то, что мир земной мне тесен, Я, Боже, не Тебе молюсь.

Стихотворения — молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. «Мо­литва» (1829) — это мольба — спор лирического героя с Господом; «Молитва» (1837) — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: ли­рический герой молит Бога о счастье любимой женщины, хотя сам он «стран­ник с пустынной душой»; «Молитва» (1839) — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда; «Когда волнуется желтеющая нива. » — это единение с Бо­гом, растворение в мире природы, а стихотворение «Выхожу один я на доро­гу» — итог, философское размышление о жизни.

4.Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел»

1)Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2)Сообщение об истории создания стихотворения

3)Беседа

  • Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
  • Что значит слово «ангел»? В каком значении это слово употребляется в сти­хотворении?
  • О чём это стихотворение? Когда оно было создано автором?
  • Какой мир является «чудесным» для юного Лермонтова?
  • Почему автор после вторых строк решил не ставить точки? (Чтобы показать смысловую связь предложений внутри сложного предложения. Синтакси­ческие конструкции здесь подчинены общему движению и передают его.)
  • Какая картина возникает перед нами при чтении слов: «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне святой»?
  • В чём секрет необыкновенного воздействия песни ангела на « душу младую » ? Говорится ли об этом в стихотворении?
  • Какой же мир — небесный или земной — ближе душе поэта?
  • Какая музыкальная мелодия может соответствовать авторскому замыслу?
  • Согласны ли вы с И. Н. Розановым, что название «песня ангела» гораздо точнее передаёт смысл этого произведения?

4)Работа с репродукциями картин А. Рублёва «Троица» и В. М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая»)

Учитель. Читая стихотворение «Ангел», мы воспринимали его не только разумом, но и душой. Как тут не вспомнить афористические строки Ф. И. Тют­чева: «Нам не дано предугадать, // как слово наше отзовётся. И нам сочувствие даётся, // как нам даётся благодать».

Образ ангела с давних времён привлекал внимание художников. Живопис­ное полотно дополнит, обогатит тот словесный образ, который у нас возник при прочтении стихотворения.

Перед вами знаменитая «Троица», созданная А. Рублёвым в 20-х гг. XV в. для иконостаса Троицкого собора. Тема выражает основной догмат христиан­ской религии — единство трёх лиц божества. Всё произведение наполнено ти­шиной и задумчивостью. Прекрасны одухотворённые лица ангелов. Художник раскрывает их взаимопонимание, любовь друг к другу, единство. Композиция, линейный ритм, цвет — всё подчинено основному замыслу. Повторение плав­ных линий делает образы особо музыкальными. Средний ангел возвышается над боковыми, как Бог-отец над Сыном и Святым Духом.

Образы ангелов писал и В. М. Васнецов. В барабане Владимирского собора в Софии он создал композицию «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Этот сюжет подсказан Елизаветой Григорьевной Мамонтовой — женой Саввы Ивановича Мамонтова. Образы ангелов художник писал с собственных детей.

Вчитываясь в текст стихотворения «Ангел», мы начинаем понимать, как художник с помощью обычных слов совершает волшебство: он превращает стихотворение в чудо, доставляющее читателю эстетическое наслаждение. Поэт хочет, чтобы мы пережили вместе с ним движение души, которая «же­ланием чудным полна». Вместе с поэтом мы проникаемся чувством покоя, чудодейственной силы песни.

5. Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. »)

1)Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2)Сообщение об истории создания стихотворения

3)Беседа

  • Каков смысл обращения лирического героя с просьбой уже не к Богу, а к Бо­городице?
  • Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?
  • На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
  • Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?
  • Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
  • Какой смысл заключён в употреблении всех эпитетов стихотворения в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

4)Обобщение учителя

  • Перед нами — монолог, исполненный истинного христианского чувства. М. Дунаев видит в этом стихотворении «самоотречение любви». По преданию, Лермонтов сочинил это произведение в камере, когда в феврале 1837 г. сидел под арестом за распространение стихов на смерть Пушкина. Михаил Юрьевич велел камердинеру, приносившему еду, заворачивать хлеб в серую бумагу,— и на ней, с помощью вина, печной сажи и спички, записывал стихи. Главной темой стихотво­рения становится противостояние небесного «тепла» и земного «холода». Это сти­хотворение помогает нам увидеть переломный момент в мировоззрении Лермонто­ва. Уходит эгоцентризм, присущий романтикам. Эта молитва не о себе (лирический герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе, о чём свидетельствует ряд отрицаний в начале стихотворения). Мольба за «деву невин­ную» освещает с новой стороны образ лирического героя: трагедия духовного оди­ночества (лирический герой ощущает себя «странником», душа его «пустынна») не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

6.Сопоставительная работа (в парах)

  1. Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молит­вою. ») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «Я» всё меньше просьб к Богу? Подтвердите или опровергните это мнение.

V.Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

  • Итак, влияние Библии сказалось не только на содержании произведений Лермонтова (использование библейских имён, образов, сюжетов и т. п.), но и на форме его литературных творений. Молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

VI.Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. »).
  2. Опережающее задание

а) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Валерик», «Сон».

б) Подготовить сообщения об истории создания указанных стихотворений.

Сообщение о молитве как речевом жанре
Оценка 5 проголосовавших: 1
[ –>Скачать с сервера (74.5 Kb) ] 11.10.2016, 19:18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here