Священнические молитвы и возгласы вечерни утрени и литургии

Подробное описание: Священнические молитвы и возгласы вечерни утрени и литургии - с детальным описанием, специально для Вас!

Всенощное бдение

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки [1] . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Читайте так же:  Молитва о даровании детей перед феодоровской иконой

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.

Ектения –(букв. по-гречески – «распространение», также значит «усердный», т.е. усердное моление) – название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника; каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: «Господи, помилуй», «подай, Господи», «Тебе, Господи». Широкое распространение ектений началось с устава Софии Константинопольской. Екте​ньи произносит дьякон, поэтому ектенья редко содержит саму молитву. Практически можно выделить одно прощение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоеюблагодатию» – это, собственно, сама молитва. Обычно же дьякон лишь приглашает к молитве: «Миром Господу помолимся» – давайте помолимся Господу.

Читайте так же:  Преосвященный симон редкие молитвы

Главные виды ектений: великая, просительная, сугубая и малая.

Великая ектения, начинающаяся словами: «Миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся», – самая древняя: основной текст ее читается еще у Климента Александрийского (ум. 217). Она состоит обычно из 11 прошений. Великая – Мирная, всегда неизменна + прошения по случаю. Возглас священника: «Яко подобает …» (совершается в начале вечерни, утрени и Литургии).

В ектении просительной«Исполним (утреннюю или вечернюю) молитву нашу» молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна в безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом.

К исчисленным прошениям, в Великой и сугубой ектений, по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к каким-либо чрезвычайным обстоятельствам времени (напр. во время эпидемий).

Сугубая ектения (двойная, усиленная) начинается словами: а) полная: «Рцем вси…». Припев: «Господи, помилуй»; б) сокращенная: «Помилуй нас, Боже…» (на мал. вечерне, в нач. утрени, на двупсалм., на Пасхальной полунощн.). Припев: «Господи, помилуй» 3-жды.

Малая ектения состоит лишь из трех прошений и начинается словами: «Паки и паки Господу помолимся».

Кроме исчисленных четырех главных ектений есть еще ектении: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе ектении произносятся на литургии, а последняя, кроме того – на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые ектении, содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.

СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ.

Эти молитвы в основном читаются тайно. В первую очередь это, конечно, молитвы литургии, но и богослужение времени содер​жит тайные молитвы священника. На вечерне это молитвы светильничные,которые читаются во время чтения 103-го псалма на будничной службе (священник выходит на солею и стоит перед Царскими вра​тами), а на бденной – во время пения 103-го псалма (ныне на практике это происходит в алтаре).

Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью Вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня в IV века и до нового времени называлась также «светильничное». Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня и сначала они относились к «антифонам вечерни», т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб – всенощного бдения и литургии.

Число этих молитв, по объяснению проф. М. Скабаллановича, есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления. Зажигание в это время светильников – прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств – так же как наступающая ночь – символ сумерек, окутавших чело​вечество после грехопадения.

После предначинательного псалма в Светильничных молит​вах на вседневной вечерне следует великая ектения. Великая ектения называется еще «мирной», потому что на​чинается выражением «Миром», или, вернее, «В мире».

На утрени – особые молитвы: во время чтения шестопсалмия, по прочтении трех псал​мов, священник выходит и молится перед Царскими вратами. Шестопсалмие – это покаянный вопль о помиловании, и священник зримо является нам как ходатай о наших согрешениях пред Богом.

Возгласы.

Возглас – начало богослужения – всегда произносит священнослужитель. В нашем богослужении ис​пользуются три возгласа. Самый торжественный: «Благословенно Царство. » – этим возгласом начина​ются только три таинства: Евхаристия, Крещение и таинство Брака (у старообрядцев также таинственно Елеосвящения), а, кроме того, новогодний молебен.

Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки ве​ков» (кратко его называют Слава Святей). Этот возглас звучит на утрени и в начале всенощного бде​ния, а также благодарственного молебна.

Все остальные богослужения (малая вечерня и др.) и чинопоследования начинаются возгласом«Благословен Бог». Каждый из этих возгласов имеет свою особенность.

Что касается возгласа «Премудрость», то по контексту «Свете Тихий» и «Премудрость» относились к Господу Иисусу Христу. Однако в практике древнерусской Церкви здесь произош​ло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: «Премудрость, прости. Свете Тихий», а певцы или чтец продолжали, начиная от слов «Святыя славы» до конца, почему и сама песнь в ХVI в. на​зывалась «Святыя славы».

Что же касается возгласа: «Мир всем», то он является при​ветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа («Мир вам» Ин. 20,19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным при​ветствием: «Господь с вами».

Возглас: «Вонмем» – встречался уже в памятниках IV века. Возглас: «Премудрость» – сравнительно более позднего происхож​дения. Он встречается в памятниках VIII-Х вв.

Чинопоследование вседневных вечерни и утрени (при святом «без знака»)

Священник: Благословен Бог наш… .

Чтец: Аминь . Приидите, поклонимся… (3). Псалом 103: Благослови, душе моя, Господа… Слава и ныне: Аллилуия, Аллилуия, Слава Тебе, Боже… (3).
Священник во время чтения Предначинательного псалма на амвоне тайно читает 7 светильничных молитв.

Читайте так же:  Мощная молитва от порчи и сглаза

Диакон: Мирная (Великая) ектения: Миром Господу помолимся…
Священник: Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава… .
Клирос: Аминь .

Чтец: стихословит рядовую (положенную по Уставу) кафизму.
Диакон: Малая ектения: Паки и паки. .
Священник: Возглас: Яко Твоя держава… .
Клирос: Аминь .

Стихеры на Господи воззвах :
Канонарх: Глас N (по гласу первой стихеры Октая); Господи, воззвах к Тебе, услыши мя ..
Клирос: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… , Да исправится молитва моя…
Канонарх, чтец:Положи, Господи… (до пометы на 6 ).
Канонарх: стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит…
Клирос: поет окончание стиха: Яко у Тебе очищение есть и далее – первую стихеру Октая.

Примечание:
Всего поется 6 стихир (3 – Октая, 3 – Минеи). Перед каждой стихерой Канонарх произносит первую половину очередного стиха, а Клирос поет окончание стиха и очередную стихеру. При смене гласа стихеры (если следующая стихера другого гласа) или группы стихер, Канонарх перед стихом произносит: Глас N (по гласу стихеры, например, Минеи) и первую половину очередного стиха, Клирос допевает стих на новый глас и поет очередную стихеру на этот же глас.

Канонарх: Слава, глас N (по гласу стихеры-славы Минеи).
Клирос:Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (Слава: ) Поется стихера-славник Минеи.
Канонарх: И ныне, глас тойже .
Клирос: И ныне: Богородичен: 1) по гласу стихеры-славы Минеи; 2) с учетом дня седмицы.

Примечание:
1) под среду и пятницу на И ныне: поется Крестобогородичен, который находится в Минее наряду.
2) Если в Минее наряду печатается Слава и ныне: Богородичен , то Устав определяет: Канонарх: Слава и ныне, глас N (по гласу Богородична Минеи наряду) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клирос: И ныне: поется Богородичен из Минеи наряду.

Клирос: Свете тихий. .
Диакон: Вонмем!
Священник: Мир всем!
Клирос: И духови твоему .
Диакон: Премудрость, вонмем, прокимен Псалом Давыдов (прокимен дня).
Клирос: Поет прокимен дня на соответствующий глас.
Диакон: Стих прокимна дня.
Клирос: Прокимен дня.
Диакон: Повторяет 1-й стих прокимна.
Клирос: Повторяет 1-й стих прокимна.

Чтец: Сподоби, Господи. .
Диакон: Просительная ектения: Исполним вечерния молитвы наша… .
Священник: Возглас: Яко благ и Человеколюбец. .
Клирос: Аминь .
Священник: Мир всем!
Клирос: И духови твоему .
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните!
Клирос: Тебе, Господи .
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: Господи, Боже наш, приклонивый небеса… .
Священник: Возглас: Буди держава царствия Твоего. .
Клирос: Аминь .

Стихеры на стиховне:
Канонарх: Глас N (по гласу первой стихеры на стиховне Октая) и возглашает первую фразу первой стихеры (Октай).
Клирос: поет первую стихеру Октая.
Канонарх: возглашает 1-й стих (до последней запятой).
Клирос: поет окончание 1-го стиха и 2-ю стихеру Октая.
Канонарх: возглашает 2-й стих (до последней запятой).
Клирос: поет окончание 2-го стиха и 3-ю стихеру Октая.
Канонарх: Слава, глас N (по гласу стихеры-славника Минеи).
Клирос:Слава: и поет стихеру-славник Минеи.
Канонарх: И ныне, глас тойже .
Клирос:И ныне: и Богородичен: 1) по гласу стихеры-славника; 2) с учетом дня седмицы.

Примечание:

Если в Минее на стиховне нет стихеры-славы, то Устав определяет: Канонарх: Слава и ныне, глас тойже . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клирос: И ныне: и поет Богородичен Октая .

Чтец: Ныне отпущаеши. Трисвятое по Отче наш. .

Священник: Возглас: Яко Твое есть царство.
Клирос: Аминь . Тропарь святого (единожды). Слава и ныне: Богородичен: 1) по гласу тропаря святого Минеи; 2) с учетом дня седмицы; 3) с надписанием: по Ныне отпущаеши (или на вечерни) и на Бог Господь .

Диакон: Сугубая ектения (сокращенная) : Помилуй нас, Боже. .
Священник: Возглас: Яко Милостив. .
Клирос: Аминь .

Диакон:Премудрость!
Клирос: Благослови .
Священник: Сый Благословен Христос Бог наш.
Клирос: Аминь . Утверди Боже.

Утреня

Священник: Слава Святей… .
Чтец: Аминь . Слава в вышних Богу… (3).
Господи, устне мои отверзеши… (2).
Эксапсалмы (Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142): после первых трех псалмов и по окончании чтения Шестопсаломия: Господи, помилуй (3) Слава и ныне: Аллилуия. (3) .

Священник во время чтения Эксапсалмов тайно читает 12 утренних молитв: 6 – перед Престолом в Алтаре, 6 – на амвоне перед Царскими вратами.

Диакон: Мирная (Великая) ектения: Миром Господу помолимся… .
Священник: Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава… .
Клирос: Аминь .

Диакон: Бог Господь и явися нам. .
Клирос: Бог Господь и явися нам. во глас тропаря святого Минеи.
Диакон: стих 1-й: Исповедайтеся Господеви яко благ. .
Клирос: Бог Господь и явися нам. .
Диакон: стих 2-й: Обышедше обыдоша мя. .
Клирос: Бог Господь и явися нам. .
Диакон: стих 3-й: Не умру, но жив буду. .
Клирос: Бог Господь и явися нам. .
Диакон: стих 4-й: Камень, его же небрегоша зиждущии. .
Клирос: Тропарь святого (дважды).
Слава и ныне: Богородичен
1) по гласу тропаря святого Минеи;
2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: по Ныне отпущаеши (или на вечерни ) и на Бог Господь .

Здесь может читаться третья рядовая кафизма, положенная по Уставу в период с 22 сентября по 20 декабря по старому стилю. Порядок ее исполенения такой же, как и первой кафизмы. После прочтения кафизмы читается седален Октая по третьем стихословии.

Клирос: Господи помилуй (3), Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .
Чтец: И ныне:;

На вседневной утрени читаются каноны: два канона Октая и третий канон – святого Минеи (но если в Минее 2 канона, то читается 2 канона Октая и 2 канона Минеи. Больше четырех канонов не читается).
На вседневной утрени по Уставу канон читается на 14 тропарей с ирмосом : первый канон Октая – на 6 тропарей с ирмосом, второй канон Октая – на 4 тропаря без ирмоса и канон святого Минеи – на 4 тропаря без ирмоса.
Катавасия по 3, 6, 8, 9 песням канона. Катавасией служит ирмос последнего канона (то есть канона Минеи).

Читайте так же:  Самая сильная молитва Матроны Московской

По 3-й песни:
Диакон: Малая ектения: Паки и паки. .
Священник: Возглас: Яко Ты еси Бог наш… .
Клирос: Аминь .
Чтец: Седален святого Минеи, Слава и ныне: Богородичен канона Минеи .

По 6-й песни:
Диакон: Малая ектения: Паки и паки. .
Священник: Возглас: Ты бо еси Царь мира… .
Клирос: Аминь .
Чтец: Кондак и икос канона Минеи .

По 8-й песни:
Диакон: Богородицу песньми. .
Клирос: Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа… с припевом: Честнейшую херувим…
Во время пения Честнейшую совершается полное каждение храма.

Видео (кликните для воспроизведения).

По 9-й песни:
Клирос: Достойно есть яко воистину…
Диакон: Малая ектения: Паки и паки. .
Священник: Возглас: Яко Тя хвалят вся силы небесныя… .
Клирос: Аминь .
Чтец: Светилен (Ексапостиларий) дневной: с учетом дня седмицы.
Слава: Светилен святого Минеи (если есть).
И ныне: Богородичен егоже (то есть писанный при светильне святого Минеи).

Примечание:

Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Светилен (Ексапостиларий) дня, затем Слава и ныне: Богородичен егоже. Под среду и пятницу читается Крестобогородичен, который находится в Приложении Октая при светильне дневном.

Чтец: Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) со слов: Хвалите Господа с небес… .
Тебе слава подабает… .
Слава Тебе, показавшему нам свет .
Вседневное славословие (седмичная редакция): Слава в вышних Богу… .

Диакон: Просительная ектения: Исполним утреннюю молитву нашу. .
Священник: Возглас: Яко Бог милости и щедрот… .
Клирос: Аминь .
Священник: Мир всем!
Клирос: И духови твоему .
Диакон: Главы наша Господеви приклоним!
Клирос: Тебе, Господи .
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: Господи святый, в вышних живый… .
Священник: Возглас: Твое бо есть еже миловати. .
Клирос: Аминь .

Стихеры на стиховне:

Канонарх: Глас N (по гласу первой стихеры на стиховне Октая) и возглашает первую фразу первой стихеры (Октай).
Клирос: поет первую стихеру Октая.
Канонарх: возглашает 1-й стих (до последней запятой).
Клирос: поет окончание 1-го стиха и 2-ю стихеру Октая.
Канонарх: возглашает 2-й стих (до последней запятой).
Клирос: поет окончание 2-го стиха и 3-ю стихеру Октая.
Канонарх: Слава и ныне, глас тойже . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .
Клирос: И ныне: и поет Богородичен Октая , а в среду и пяток – Крестобогородичен .

Чтец: Благо есть… Трисвятое по Отче наш. .
Священник: Возглас: Яко Твое есть царство.
Клирос: Аминь .
Тропарь святого.
Слава и ныне: Богородичен:
1) по гласу тропаря святого Минеи;
2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: в конец утрени .

Диакон: Сугубая ектения (сокращенная) : Помилуй нас, Боже. .
Священник: Возглас: Яко Милостив. .
Клирос: Аминь .

Диакон: Премудрость!
Клирос: Благослови .
Священник: Сый Благословен Христос Бог наш.
Клирос: Аминь. Утверди Боже.

Чтец начинает читать Приидите, поклонимся… (3) и 1-й час.

I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ ВСЕДНЕВНОЙ

К совершению Вечерни, Утрени и Божественной Литургии

В Академическом храме

I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ ВСЕДНЕВНОЙ

II. ОСОБЕННОСТИ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ НА ПОЛИЕЛЕЙНОЙ И ВСЕНОЩНОЙ СЛУЖБАХ

Вечерний Вход

Лития

III. У Т Р Е Н Я

Начало утрени

Шестопсалмие

Великая ектения: “Бог Господь”

Кафизмы

Полиелей

Чтение Евангелия

Помазание св. елеем

Каждение на Честнейшую

Великое Славословие

Ектении

Окончание утрени

IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Входные молитвы

Облачение диакона

Облачение священника

Проскомидия

Каждение

Начало Литургии

Малый вход

Трисвятое

Чтение Апостола и Евангелия

Литургия верных

I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ ВСЕДНЕВНОЙ

1. Войдя в алтарь, священнослужитель прежде всего прикладывается к Св. Престолу. Делает два земных поклона перед целованием его и третий после.

2. Облачившись в епитрахиль и поручи, священник вместе с диаконом, тоже уже облаченным, снимают покрывало с Престола и ставят зажженную лампадку перед Дарохранительницей.

3. Вечернее богослужение начинается с чтения 9 часа. Убедившись в наличии чтеца, священник, став перед Престолом и приложившись к нему по установленному обычаю (с молитвой “Боже, очисти мя грешного”, предварительно осенив себя дважды крестным знамением до прикладывания и третий раз после), дает первый возглас для начала службы: “Благословен Бог наш. “. Следующие два возгласа 9 часа: “Яко Твое есть Царство. ” (по Отче наш) и “Боже ущедри ны. ” (перед окончательной молитвой часа) также даются из Алтаря.

4. По окончании 9 часа священник облачается в фелонь и возглас на начало Вечерни дает уже не в Алтаре, а на амвоне, возглашая те же слова: «Благословен Бог наш».

5. После возгласа он остается на амвоне для чтения семи светильнических молитв, положенных на Вечерне. При этом камилавка (клобук) снимается. Служебник держит для сей цели при себе.

6. С возгласом на вечерню диакон или иподиакон отверзает завесу Царских врат (не спешно).

7. На возглас священника чтец Вечерни говорит: «Аминь» и начинает ее прямо со слов: «Приидите поклонимся…» (трижды), затем 103 псалом «Благослови душе моя Господа».

8. В конце чтения 103 псалма диакон, выйдя из Алтаря Северными дверями на амвон, заступает на него для произнесения Великой ектении (мирной). По обычаю, перед тем как ему приступить к Великой ектении, а священнику, кончившему чтение светильничных молитв, возвратиться в алтарь, оба прежде творят трижды крестное знамение с поклонами алтарю и оканчивают затем поклоном друг другу.

Читайте так же:  Молитвы от любовной тоски

9. По окончании 103 псалма диакон произносит Великую ектению (не спешно, дожидаясь окончания пения хора: “Господи, помилуй”. Орарь держит на уровне не ниже своего чела).

10. Священник, возвратясь в Алтарь через Южную дверь, становится на свое место, т.е. перед престолом. По обычаю по возвращении он прикладывается к престолу, осенив себя крестным знамением.

11. Диакон при произнесении Великой ектении на 5 прошении: «О великом Господине…» после поминовения имени Святейшего Патриарха поминает Ректора академии следующими словами «…и о господине нашем архиепископе Евгении». После 6-го прошения: «О богохранимей стране нашей…» произносится прошение уже 7-м с таким содержанием: «О зде начальствующих, учащих и учащихся, Господу помолимся». Прошение «О граде сем» начинаем такими словами: «О святей обители сей, граде сем…».

12. Последним прошением Великой ектении для диакона является: «Пресвятую, Пречистую…» Однако, он стоит на амвоне пока священник не окончит завершающий возглас: «Яко подобает…»[1].

13. На «Господи воззвах» диакон совершает каждение (полное) Алтаря и всего храма.

Взяв благословение у иерея на каждение с Горнего места, диакон производит его, начиная с:

а) Св. престола (с 4-х сторон), затем

в) Правую и левую стороны Алтаря

г) Икону над Царскими вратами (с Горнего места)

д) Предстоятеля (служащего священника)

е) Присутствующих в Алтаре (с правой и левой стороны).

Если в Алтаре присутствует архиерей, диакон делает ему каждение (трижды) и прежде служащего священника. Если идут на каждение два диакона, они соответственно делят все каждение на две части – один правую сторону Алтаря и храма, другой – левую. Причем, предстоятеля кадят вмесге, одновременно (также и архиерея). Тогда каждение двух диаконов должны быть ритмичны, не в разнобой»

По окончании каждения Алтаря диакон выходит Северными дверями на амвон и продолжает каждение храма

а) — Царские врата

б) — Правую сторону иконостаса

г) — Хор (правый и левый)

д) — Чтеца, облаченного в стихарь

е) — Народ (справа налево)

ж) — Икону на аналое, что посреди храма

з) — Правую сторону храма с переходом на левую

и) — С возвращением на амвон вновь производит каждение местных икон – Спасителя и Божией Матери. Южными дверями диакон входит в Алтарь, где завершается все каждение на “Господи воззвах”. Конец его таков: вновь диакон кадит престол с передней части, затем переходит на Горнее место, откуда кадит служащего священника. Отдает кадило поно­марю. С ним диакон крестится, кланяются оба в начале предстоятелю, а затем друг другу и расходятся на свои места.

14. На “Свете тихий” священник и диакон переходят со своего места на Горнее. Отход от престола обычно предваряется крестным знамением (дважды), целованием св. трапезы, еще одним крестным знамением (третьим) и поклоном друг другу. На Горнем месте священнослужители вновь крестятся и кланяются друг другу.

15. С Горнего места, лицом к престолу священник после диаконского возгласа “Вонмем” со словами “Мир всем” осеняет крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами) молящихся в храме. Обычно служащий священник перед “Мир всем” делает поклон своим собратьям служителям, а при архиерее воздерживается даже от осенения рукой.

16. После “Свете тихий” диакон произносит дневной прокимен (по Служебнику), предварительно поклонившись иерею.

17. По окончании Прокимна священнослужители крестятся на Гор­нее место, кланяются друг другу и отходят на свои прежние места. Там же, встав перед престолом вновь крестятся, целуют его и оканчивают поклоном друг другу.

18. После “Сподоби Господи” диакон творит просительную ектению на амвоне. По обычаю перед выходом он идет на Горнее место, крестится, кланяется иерею и исходит всегда Север­ными дверями. На возглас священника “Мир всем” принято диакону отходить к местной иконе Спасителя. По окончании возгласа священника: “Буди держава. ” диакон входит Южными вратами в Алтарь и с Горнего места, перекрестившись, отдает поклон служащему и вновь становится на свое место (по правую сторону священника).

19. Священнослужитель во время Просительной ектении читает (в тайне) молитву и подает со вниманием возгласы, согласно Служебнику.

20. По “Ныне отпущаеши” и “Трисвятому” по “Отче наш” свя­щенник произносит возглас: “Яко Твое есть Царство. “.

21. После пения тропаря святому (или святым) с Богородичным полагается Сугубая ектения, которую произносит диакон с амвона в тех же уставных правилах выхода из Алтаря и при­хода в него.

После прошения: “Еще молимся о богохранимей стране нашей . ” добавляется прошение: “Еще молимся о зде начальствующих, учащих и учащихся”.

Ектения оканчивается возгласом священника: “Яко Милостив…»”. Вслед за этим возгласом диакон, стоя на амвоне, произносит “Премудрость: и затем уходит в Алтарь, соблюдая все правила входа.

Видео (кликните для воспроизведения).

22. Священник заканчивает вечернее богослужение возгласом: “Сый благословен. “. Хор поет: “Аминь. Утверди Боже…”.

Священнические молитвы и возгласы вечерни утрени и литургии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here