Содержание
«Поминальная молитва»
Автор: Григорий Горин
Режиссёр-постановщик — народный артист России, лауреат Международной Премии Станиславского Александр Кузин
Художник-постановщик — Кирилл Пискунов
Художник по костюмам — народный художник России Вячеслав Окунев
Композитор, хормейстер — Николай Морозов
Хореограф — лауреат Государственной премии России Гали Абайдулов
Художник по свету — заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург
Ближайшие спектакли:
Когда рушится прежний, привычный мир и не соблюдаются обычаи в семье, когда уходят самые близкие люди и кажется, что никакого Бога нет, — жизнь на этой земле кажется ненужной и бессмысленной.
Как остаться тогда человеком? Как не потерять себя и свое человеческое достоинство в тревожное и непростое время? Самое важное в этот момент для создателей спектакля — не исказить своё лицо злобой и ненавистью. Суметь сохранить в себе способность к состраданию и жалости. Не потерять Бога в себе. И не разучиться — верить. Несмотря ни на что и вопреки всему.
Именно этот путь предстоит пройти главному герою пьесы Григория Горина — Тевье-молочнику. Найти вновь смысл жизни и научиться жить заново. Отыскать в себе силы снова увидеть голубое небо и зеленые деревья, услышать, как поют птицы и скрипит снег под ногами, примириться с собой, родными и …Богом.
20 марта 2014 года.
Спектакль с одним антрактом.
В спектакле заняты:
народный артист России
Валерий Кухарешин
(актёр Молодежного театра на Фонтанке)
Голда — его жена
народная артистка России,
лауреат Государственной премии России
Татьяна Ткач
Георгий Долмазян: «Моя “Поминальная молитва” — о любви»
На главном событии уходящего года — церемонии вручения Международной зрительской Премии «Звезда Театрала» — публика выбрала лучшие театральные работы сезона. Вручение наград состоялось по традиции в первый понедельник декабря на сцене театра Вахтангова. По итогам интернет-голосования зрителей на сайте премии в номинации «Лучший спектакль малой формы» победила «Поминальная молитва» театра МОСТ. В интервью для «Мира новостей» режиссёр Георгий Долмазян рассказал, в чем секрет успеха этой сценической версии знаменитой пьесы Горина и что было самым сложным в работе над постановкой.
– Ваши спектакли были трижды номинированы на премию «Звезда Театрала». Почему победила именно «Поминальная молитва»?
– Три года назад, в 2016 году, был номинирован спектакль «Чехов», и я очень волновался. Всё утро готовил речь и был абсолютно уверен, что мы победим. В следующем году зрители выдвинули в шорт-лист премии спектакль «4 Любы. Оттепель», и на церемонии я решил поменять тактику — ничего не готовил. Тоже не сработало.
В третий раз, в этом году, я вообще ни о чем не думал. Когда объявили, что побеждает «Поминальная молитва», я был последним человеком, который это услышал. Но очень обрадовался, потому что «Звезда Театрала» — народная премия, а без зрителя театр не имеет смысла.
Для меня автор, актер и зритель — это три кита театра. Роль режиссёра — организовать их встречу и сделать так, чтобы она изменила жизнь людей. Каждому зрителю я желаю найти спектакль, через который он научится любить. У человека должна быть большая любовь.
– Как возникла идея создания «Поминальной молитвы»?
– В 93-м году я увидел «Поминальную молитву» в «Ленкоме» в постановке Марка Захарова. С этого спектакля началась моя большая влюбленность в театр: я впервые почувствовал, каким красивым и мощным он может быть. Я, конечно, не думал, что когда-нибудь поставлю «Поминальную молитву». Но пьеса Горина всегда оставалась для меня особенной.
Прошло почти 25 лет. Внезапно при выборе материала я почувствовал, что пришло время для этого произведения. Спектакль «Ленкома» уже стерся из памяти, и стало ясно: моя «Поминальная молитва» — о любви.
Когда у человека есть любовь, он ничего не боится. Беды, которые происходят в «Поминальной молитве», пережить невозможно. Героев спасает только большая любовь.
Сейчас уничтожается институт семьи, межчеловеческих отношений. Люди перестали верить во что-либо. Поэтому «Поминальную молитву» было важно поставить именно сейчас. Зрители посмотрят ее, и вдруг что-то в их мировоззрении изменится.
И потом, Григорий Горин — большой автор. За легкой формой, часто водевильной, скрываются глубокие смыслы.
– Как проходила работа над спектаклем? Что было самым сложным?
– Я распределил роли уже на первой читке. Возникли сложности только с одной — Священника. Для нее нужен был особый актер. Совершенно случайно судьба свела меня с замечательным артистом Андреем Михайловым. Нас познакомили на одном спектакле в ГИТИСе, мы вместе дошли до метро и разговорились. И я понял — вот он. Человек с чистой душой.
– Актёры не сопротивлялись, когда пришел человек со стороны?
– Андрей уже два года в театре, играет в нескольких спектаклях и по-прежнему находится в хорошем состоянии дебютанта. «Поминальная молитва» собиралась благодаря вот таким случайностям. Я очень рад, что актёры полюбили друг друга и их союз состоялся.
– Какая сцена была самой трудной с точки зрения режиссёрской работы?
– Их было две. Первая — финальная. У Горина она заканчивается ремаркой: «Все смеются и плачут». В этой сцене чего-то не хватало. Да, герои смеются и плачут, но как они могут уйти, если в этой деревне — могила матери?
Решение пришло внезапно. Когда герои еще не в дороге и уже не дома, появляется Голда, благословляет их и отпускает.
Вторая — это сцена в церкви. Я очень долго не мог найти нужное решение: не люблю, когда на сцене возникают иконы и кресты. Спектакль был почти готов, оставалась только встреча Тевье и Священника. Мы сделали прогон без этой сцены, я отпустил всех актеров. Расслабился, дал волю подсознанию… И увидел, что встреча должна происходить между крестом и алтарём — в колокольне.
– Какие следующие задачи вы ставите для себя?
– В постановке, над которой я работаю сейчас, все актёры горят одной идеей. Как писал Товстоногов, перед подготовкой к работе нужна такая доза художественного яда, чтобы ее хватило на весь постановочный период. На первой читке актёры должны забыть, кто какую роль будет играть и заразиться идеей режиссёра. Иначе спектакль не состоится.
Мы снова сталкиваемся с проблемами, но творческий яд уже есть, и он дает силы.
Григорий Горин – Поминальная молитва
Описание книги “Поминальная молитва”
Описание и краткое содержание “Поминальная молитва” читать бесплатно онлайн.
Пьесы Григория Горина не одно десятилетие не сходят со сцен не только российских театров, они с успехом идут на многих сценических площадках мира; телевизионные фильмы, снятые по его сценариям, неизменно любимы и востребованы зрителями.
Не меньшее удовольствие доставляет и чтение драматургических произведений писателя. Многие реплики из пьес Г.Горина органично вошли в нашу жизнь, в современную языковую среду, и в этом признание и яркого таланта автора, и непреходящей ценности его произведений.
Тевье – молочник.
Голда – его жена.
Цейтл
Годл
Хава
Шпринца
Бейлке
Мотл – портной.
Перчик – студент.
Федор – писарь.
Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.
Степан – плотник.
Лейзер-Волф – мясник.
Ребе.
Поп.
Урядник.
Войцек – трактирщик.
Девушка.
Мать Менахема.
Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.
Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.
«. На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.
А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.
И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто. »
Шолом-Алейхем (из «Завещания»)1915 г.
На сцене – ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ. В центре – АРТИСТ, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.
Артист-Тевье
В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище. Таков обычай!
Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!
Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.
У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим. Знали ответы на все вопросы.
Один из артистов
(обращаясь к попу)
Батюшка, отчего петух по утрам поет?
Поп
Так ему Бог повелел, сын мой.
Один из артистов
Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?
Поп
А раньше, голубчик, все было.
Второй артист
(обращаясь к ребе)
Ребе, а почему курица не летает?
Ребе
Так ей Бог повелел!
Второй артист
Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?
Ребе
Не морочь голову. Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится.
Актер-Тевье
Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.
Появляется Урядник с гусем.
Урядник
Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?
Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.
Один из артистов
Второй
Урядник
А коли хорошо подумать, мужики?
Первый и второй
Наверное, ваш, ваше благородие.
Урядник
О! Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак?
(Свернул гусаку шею, ушел.)
Актер-Тевье
Справедливый был человек. А еще в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье-Тевль впрягался в телегу сам.
(Впрягается в телегу.)
И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз.
Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос.
Ржанье коня. Тевье тащит телегу.
Тевье
(поднял лицо к небу)
Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если Ты создал человека человеком, а лошадь лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в Книге Судеб. » Это так! Но важно, на какой странице. Я к тому, что если Тебе было угодно создавать сперва бедных, а потом богатых, то я был готов встать во вторую очередь. Мне не к спеху! Как говорится, лучше последним на свадьбе, чем первым на похоронах. И кому было б плохо, если б я был богат? Не сказано ли в Писании: «Рука дающего да не оскудеет». Тобою данное. Тебе бы и вернулось. Короче! Я бы отдал половину денег молящимся, половину – кладбищенским нищим. И только последнюю половину взял бы себе. И то сказать, не себе – дочкам на приданое. Ну, еще жене на платье. Коровам на сено. Лошади на овес.
. Вот! Самому-то мне ничего не надо. На тарелку супа и хлеб всегда заработаю, а больше – зачем? Сказано мудрыми: «И богатые червонцы не глотают, и бедные камни не едят. » И будь я хоть трижды богач Ротшильд, все равно ходил бы в этом рваном камзоле и старых сапогах. Не доить же коров во фраке.
Нет, коняка, хорош бы был Ротшильд, если бы вышел запрягать тебя в цилиндре и лаковых штиблетах. Да еще гаркнул по-французски: «Цыц! Холера на твою голову!»
А как же будет по-французски «Цыц, холера?!». Не знаю. Поэтому все в мире правильно. Ротшильд – это Ротшильд, Тевье – Тевье, а лошадь – лошадь! И сказано в Писании: «Не по своей воле живет человек»!
Впрочем, Боже, что я толкую Тебе о Святом Писании. Кто из нас читал, а кто диктовал.
В конце монолога на дороге появился Перчик, молодой человек в студенческой фуражке и со связкой книг в руках. Несколько секунд с улыбкой наблюдал за Тевье.
Перчик
Между прочим, «цыц» будет «цыц»!
Тевье
Вы это кому, молодой человек?
Перчик
Никому! Просто говорю: и по-французски «цыц» будет «цыц». А «холера» – «холера».
Тевье
Вот как? Интересно. Не каждый день встретишь на дороге образованного человека. Откуда шагает такой умный паренек?
Перчик
Паренек шагает издалека.
Тевье
Вижу по башмакам. А если по фуражечке, то, наверное, из самого Киева?
Перчик
Верно, реб Тевье.
Тевье
А если и меня по имени знаете, стало быть, родом из здешних мест?
Перчик
Родом, реб Тевье, я из той деревни, где много вопросов задают и вопросом на вопрос отвечают.
Тевье
Значит, наш. Из Анатовки. Я и смотрю: лицо знакомое. Не иначе, думаю, отца паренька знал.
Перчик
Знали, реб Тевье.
Тевье
Кто ж таков? Чем занимался?
Перчик
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отец говорил: дело мое – табак, деньги – дым.
Тевье
Перчик-папиросник? Как же, как же. Хороший был человек, царство ему небесное. Сам не курил и другим не советовал. Оттого и по миру пошел со своей табачной лавкой. Но вижу, кое-что оставил, раз сын в университетах учится.
Перчик
На «кое-что» не проживешь. Поэтому иду в деревню подработать.
Тевье
Хорошее дело. В Писании сказано: «Всяк своим трудом кормится». Только, смотрю, для деревенского труда не очень ты годен. Руки гладкие.
Перчик
Зато язык в мозолях. Им и прокормлюсь. Учительствовать буду. Детей учить. У вас есть дети?
Тевье
Этим богатством Бог не обидел. Пятеро.
Перчик
Ну вот и возьмите. Много не попрошу: харчи да ночлег.
Тевье
Харчей не жалко. Лишняя тарелка стол не перевернет. А вот ночлег. Тут подумать надо. Дочки у меня! Три – на выданье. Пусти козла в огород – он зараз научит капусту крошиться.
Перчик
Мудрый вы человек, реб Тевье. Без приговорки слова не скажете. Только ведь и я анатовский. Закон знаю: «Вошел в чужой дом – садись, где стул поставят. »
Поминальная Молитва
Поминальная Молитва
Спектакль снят с репертуара
Программа спектакля “Поминальная Молитва” 1989 год |
Умение тонко чувствовать свое время – необходимое качество для любого театрального режиссера! Но когда постановщик делает попытку рассказать о событиях давно минувших дней, то неминуемо рискует. Но почему?!
Все дело в том, что в отличие от современных дней исторические события начала двадцатого века до сих пор вызывают массу противоречивых мнений. И в особенности, если высокое искусство театра касается столь злободневного еврейского вопроса.
Как режиссер-новатор, Марк Захаров всегда славился смелым подходом к созданию своих спектаклей. Не стала исключением и постановка «Поминальная молитва», премьера которой состоялась в 1989 году. Успех спектакля оказался настолько ошеломительным, что в 1993 году появилась телеверсия ленкомовского шедевра, которую смогли увидеть миллионы российских телезрителей.
Но можно ли сегодня утверждать, что успех явился случайностью? Нет, только не в данном случае! Творческий союз таких выдающихся личностей, как Григорий Горин и Марк Захаров был просто обречен на громкий успех. Пьеса, написанная талантливым российским драматургом по мотивам произведений Шолом-Алейхема, была настолько многообещающей, что в успех постановки верили абсолютно все, кто был причастен к работе над спектаклем. Добавьте к этому поистине звездный актерский состав Ленкома, и вы поймете, почему с появлением спектакля «Поминальная молитва» его жаждали увидеть десятки тысячи театралов страны.
Одна из лучших ролей сыгранных на театральной сцене! Приблизительно такими эпитетами восхваляли критики участие в спектакле актера Евгения Леонова. В постановке Евгений Леонов смотрелся действительно бесподобно в роле еврея Тевье. Как впрочем, и другой потрясающий актер ныне ушедший от нас навсегда. Александр Абдулов сыгравший в «Поминальной молитве» роль Менахем-Мендела запомнился многим театралам как невероятно выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля стоит отметить: Елену Шанину в роли Цейтл; молодую Александру Захарову, сыгравшую Хаву; Александра Сирина в образе Мотла и бесподобную Татьяну Пельтцер в роли Берты.
Но сразу возникает вопрос! Почему столь незамысловатый сюжет пьесы оказался настолько увлекательным? Неужели только участие именитых актеров вызывал к спектаклю повальный зрительский интерес? Разумеется, не только бесподобная игра признанных мэтров сцены как магнитом притягивала зрителей в театр Ленком. Любая история, в которой поднимаются темы об обретении счастье, поиске своего места в жизни и умении несмотря ни на какие национальные и расовые различия оставаться настоящим человеком всегда интересна людям.
В центре внимание спектакля «Поминальная молитва» судьбы нескольких еврейских семей времен царской России. После известных погромов прокатившихся по всей стране в 1905-м году простые евреи пытаются жить и радоваться жизни несмотря ни на что. Их ежедневные заботы и мечты, искренние чаянья и маленькие радости показаны в спектакле с особой трогательностью и любовь. Несмотря на различное вероисповедание и менталитет зрители к удивлению для себя наблюдают сцены из жизни знакомые многим из нас. И то, что вроде бы вначале спектакля казалось далеким и неприемлемым к финалу становится близким и даже родным.
Безусловно, пьеса Григория Горина входит в число самых ярких и незабываемых постановок театра Ленком. И неслучайно на многих театральных сайтах сегодня выложена видеоверсия спектакля «Поминальная молитва», которая до сих пор пользуется неизменным интересом зрителей.
Пьеса Г. Горина в 2 частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема Премьера — 1989 г.
Действующие лица и исполнители:
Тевье, молочник — н. а, СССР Е. Леонов, з. а. В. Стеклов
Голда, его жена — Л. Матюшина
Их дочери:
Цейтл — з. а. Е. Шанина
Годл — Л. Артемьева
Хава — А. Захарова, Е. Степанова
Бейлке — А. Семашко, В. Кливлидзе
Шпринце — В. Мурашова
Менахем-Мендл, родственник Тевье — з. а. А. Абдулов
Берта, его мать — н. а. СССР Т. Пельтцер, з. а. М. Лифанова
Лайзер-Вольф, мясник — н. а. В. Ларионов
Степан, плотник — з. а. Б. Чунаев
Мотл, портной — А. Сирин
Перчик, студент — И. Агапов
Федя, писарь — А. Леонов
Ребе, раввин — з. а. В. Корецкий, В. Кузнецов
Священник — н. а. Ю. Колычев, з. а. Б. Никифоров
Урядник — С. Степанченко
Войцек, трактирщик — Б Беккер, А. Карнаушкин
Трактирщица — А. Дорохина
Нахум — Л. Громов
Барышня из города — Т. Захава
Музыкант — С. Рудницкий
Мальчик-скрипач — Леня Горелик
Девочка – Оля Рябинкина
Женский вокализ — И. Мусаэлян
Танец с платками — Л. Громов, Г. Козлов
Постановка н. а. М. Захарова.
Сценография О. Шейнциса.
Режиссер Ю. Махаев.
Костюмы В. Комоловой, Е. Пиотровской.
Музыка М. Глуза.
Хореография С. Воскресенской.
Текст спектакля поминальная молитва
Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет
Притча в двух действиях по мотивам произведений Шолом-Алейхема
Автор: Григорий Горин
Премьера состоялась 17 октября 2018 года
Режиссер-постановщик – Петр ОРЛОВ
Художник-постановщик – Дмитрий ДРОБЫШЕВ
Художник по костюмам – Наталья СИТУХА
Музыка – Владимир БРУСС
Хореограф – Алла МОЛОДЦОВА
Художник по свету – Тарас МИХАЛЕВСКИЙ
Спектакль ведут – Вера САХНОВИЧ и Елена ПТАГИНА
Тевье | Андрей ЩЕРБИНИН |
Голда | Инга ГАЛДИНА Галина ФАТХУТДИНОВА |
Цейтл | Валерия ЕМЕЛЬЯНОВА Мария МАКЕДОНСКАЯ |
Годл | Анна ЛУЗГИНА |
Хава | Наталья ДЕМИДОВА |
Шпринца | Катя КОЛЕНОВА |
Бейлке | Юля ЗАЙЦЕВА |
Мотл, портной | Георгий ДЕВЯТИСИЛЬНЫЙ Виктор МОТЫЗЛЕВСКИЙ |
Федор, писарь | Иван АНТОНОВ |
Перчик, студент | Александр АЛАДЫШЕВ Денис ЧИСТЯКОВ |
Менахем | Виталий ПАНАСЕНКО |
Степан | Олег КОСТЕРИН |
Лейзер-Вольф | заслуженный артист Эстонии Владимир ЛАПТЕВ |
Ребе | Юрий КРУЦЕНКО |
Поп | Алексей КУЛИКОВ |
Урядник | Игорь КЛОЧКОВ |
Трактирщик | Богдан ТАРТАКОВСКИЙ |
Девушка | Маргарита БАХИТОВА |
Мать Менахема | народная артистка РФ Галина ИВАНОВА |
Стёпка | Лёва ГУНИН |
Гости на свадьбе, погромщики, официанты | Александр АЛАДЫШЕВ, Евгения Артёмова, Михаил Бабаев, Ариадна БРУНЕР, Андрей ГУРАМИШВИЛИ, Георгий ДЕВЯТИСИЛЬНЫЙ, Валерия ЕМЕЛЬЯНОВА, Анна ЗАЙЦЕВА, Ксения ИЛЬИНА, Елена КУЛИКОВА, Анастасия КУРГАНОВА, Мария МАКЕДОНСКАЯ, Елена СЕРЕГИНА, Анастасия СЫЛКА, Денис ЧИСТЯКОВ, Григорий ШУЕНКОВ |
Текст спектакля поминальная молитва
Касса: 8(495)917-02-63
Для групповых заявок: 8(499)267-90-03
- Вы здесь:
- Спектакли
- “Поминальная молитва” Григорий Горин
“Поминальная молитва” Григорий Горин
«ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА» Григорий Горин
Действие происходит в дореволюционной России в период массовых еврейских погромов. Сейчас, конечно, актуальнее другие «национальные акценты». Да суть – все та же. Разве не разучились мы жить в единой семье? Разве не волк человек человеку? Нас можно поздравить, мы научились быть одинокими среди себе подобных. И самые близкие и родные в один момент могут стать чужими, а то и врагами.
«Поминальная молитва» – это Библия, рассказанная на примере одной еврейской семьи, живущей в начале 20-го века в деревне Анатовке. Глава семьи – молочник Тевье. У его пяти дочерей есть только один шанс вырваться из нищеты — удачное замужество. Да только дочери одна за другой выбирают путь вопреки вере и традиции.
Крохотный мирок местечка сотрясают поистине шекспировские страсти: рушатся условности, трещит по швам привычный уклад. И без того нелёгкую жизнь Тевье судьба раскрашивает чередой происшествий, испытывая его веру. В довершение всего — указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Место, где жили их отцы и деды. Семья Тевье вместе с другими анатовскими евреями собирает свои пожитки, чтобы на новом месте – где?! – начинать свою жизнь заново – как. И как в тяжелейшие моменты жизни сохранить в себе способность к состраданию, не озлобиться и не сломиться?
– А почему смех, Тевье?
– А что нам еще остается?
Может быть, если со злом нет сил бороться, над ним нужно смеяться, тогда оно перестанет внушать уважение и страх.
ПОСТАНОВКА: Геннадий Шапошников
СЦЕНОГРАФИЯ: заслуженный художник России Владимир Боер
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ: Мария Козлова
ХОРЕОГРАФИЯ: Ольга Семаева
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
ГОЛДА – заслуженная артистка России Наталья Гребенкина, заслуженная артистка России Юлия Авшарова
ШПРИНЦА – Полина Бухарева
БЕЙЛКЕ – Вероника Черникова
ПЕРЧИК – Григорий Мосоянц, Олег Парменов
СТЕПАН – заслуженный артист России Владимир Бадов, Евгений Булдаков
ВОЙЦЕК – Артем Сухоруков
ИОСЕЛЕ- Артем Сухоруков, Олег Парменов
ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ АНАТОВКА – Андрей Сумцов, Алексей Терехов, Михаил Сегенюк, Владислав Купченко
Притча в двух действиях
Премьера состоялась 30 марта 2019 года
Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут
Поминальная молитва
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Тевье – молочник.
Голда – его жена.
Цейтл
Годл
Хава
Шпринца
Бейлке
Мотл – портной.
Перчик – студент.
Федор – писарь.
Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.
Степан – плотник.
Лейзер-Волф – мясник.
Ребе.
Поп.
Урядник.
Войцек – трактирщик.
Девушка.
Мать Менахема.
Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.
Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.
«. На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.
А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.
И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто. »
Шолом-Алейхем (из «Завещания»)1915 г.
На сцене – ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ. В центре – АРТИСТ, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.
Артист-Тевье
В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище. Таков обычай!
Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!
Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.
У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим. Знали ответы на все вопросы.
Один из артистов
(обращаясь к попу)
Батюшка, отчего петух по утрам поет?
Поп
Так ему Бог повелел, сын мой.
Один из артистов
Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?
Поп
А раньше, голубчик, все было.
Второй артист
(обращаясь к ребе)
Ребе, а почему курица не летает?
Ребе
Так ей Бог повелел!
Второй артист
Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?
Ребе
Не морочь голову. Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится.
Актер-Тевье
Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.
Появляется Урядник с гусем.
Урядник
Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?
Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.
Один из артистов
Второй
Урядник
А коли хорошо подумать, мужики?
Первый и второй
Наверное, ваш, ваше благородие.
Урядник
О! Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак?
(Свернул гусаку шею, ушел.)
Актер-Тевье
Справедливый был человек. А еще в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье- Тевль впрягался в телегу сам.
(Впрягается в телегу.)
И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз.
Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос.
Ржанье коня. Тевье тащит телегу.
Тевье
(поднял лицо к небу)
Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если Ты создал человека человеком, а лошадь лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в Книге Судеб. » Это так! Но важно, на какой странице. Я
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ежедневно читаю молитвы и изучаю священные тексты с 14 лет. Прочитал все заветы в библии.
Считаю, что эта информация должна сохраниться для потомков. Данный ресурс собирает и группирует молитвы из книг и открытых источников в сети.
Рад вас видеть на данном сайте!