Урок по теме орксэ православная молитва в 4 классе

Подробное описание: Урок по теме орксэ православная молитва в 4 классе - с детальным описанием, специально для Вас!

Урок ОПК на тему “Православная молитва”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

– Какое решение нашла девочка?

Д.: – Девочка обратилась к молитве.

У.: – Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: – Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва – обращение верующего к Богу.

– А что значит православная молитва?

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

3. Чтение статьи учебника.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

– Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

– Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

– За то можно благодарить Бога?

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

V. Вторичное закрепление.

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже – Который; Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;

на небеси – на небе;

насущный – необходимый для существования;

днесь – сегодня, на нынешний день;

должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;

искушение – соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго – всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

Читайте так же:  Молитва на освящение куличей

VII. Первичный контроль.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

2. Проверка. (Слайд 17)

VIII. Итог урока. (Слайд 18)

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

Класс: 4

Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
  • Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
  • Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.

2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.

Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)

М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”

Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)

Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.

3. Изучение нового материала.

Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)

Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).

Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?

Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.

В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.

Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)

Какие бывают молитвы?

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13

Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:

Вид молитвы Обращение
? Аллилуия!”
? Подай, Господи!”
? Господи, помилуй!”
Слава Богу!”

Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:

Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.

Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись

А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?

Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15

Отче Отец
иже который
еси “Ты есть”
на небесех “на набесах”
Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю”
Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого защити от зла

Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Что это? — спросил старец.

Читайте так же:  Молитва Богородице о новопреставленном до 40 дней текст

— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.

“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)

Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?

Тест “да”, “нет” ( “УЗНАЛ”)

1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)

2. “Слава Богу!” – это молитва славословие (ДА)

3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)

4. Молиться можно только в храме (Нет)

5. В молитве просят только за себя (Нет)

А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.

Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

7. Домашнее задание.

  • Продолжить составлять словарик по теме 4.
  • При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
  • Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
  • Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)

8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.

Видео (кликните для воспроизведения).

А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.

«Урок по ОРКСЭ «Православная молитва» (4 класс)»

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Пугачева Юлия Александровна

Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Абабково

Должность
Учитель начальных классов

Модуль
Основы православной культуры

УМК
«Школа России»

Тема урока
Православная молитва

Цель, задачи
1.Знакомство с православным отношением христиан к Богу
2.Узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать»
3.Познакомиться с видами молитвы
3.Усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать».
4. Осмысление учащимися значения для христиан молитвы «Отче наш»

Необходимое оборудование
Учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, запись молитвы «Отче наш»

Дидактическое обеспечение
Карточки «Правдивые и неправдивые предложения»

Планируемые результаты урока

личностные
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

предметные
Имеют представления о понятиях «православие», «молитва», «благодать»

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока
Учатся работать в группах, парах

Читайте так же:  Утренняя молитва толкование

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Тестирование по вопросам предметного содержания урока

Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справ. материалы для общеобразоват. учреждений /[Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.]; под ред. В. А. Тишкова, Т. Р. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Программа общеобразоват. учреждений.4-5 классы:/А. Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеоразоват. учреждений /А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons
www.fcior.ed.ru

ЭОРы
Электронное приложение к учебнику, диск с записью молитвы «Отче наш»

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Создание эмоционального настроя.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! – О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.)
Дети настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя
Развитие положительного отношения к учению, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. – Л.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Проверка домашнего задания, используя прием «Незаконченное предложении»: «Знаешь ли ты что. » (учитель говорит начало предложения, а дети завершают его, «Знаешь ли ты что люди называют Бога Творцом . Я знаю, что люди называют Бога Творцом потому, что он сотворил мир» и др.),
Подводит итог, предлагает выбрать самого подготовленного к уроку ученика и поставить ему отметку.
Ученики обдумывают ответ, дополняют предложения учителя, оценивают ответы одноклассников
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания – П.
Оценивать правильность выполнения задания, высказывания – Р.
Умение слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли полно и точно, корректировать и оценивать одноклассника – К.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Учитель предлагает поработать в парах, используя карточки «Правдивые и неправдивые предложения»
Слово «Православие» обозначает умение правильно славить Бога.
Православные люди обращаются к Богу с требованиями.
Молитва противоположена магии.
Православный человек молится, только попав в беду.
Действия Бога, меняющее человека, называют благодатью.
(учащиеся отмечают предложения: + правда, – ложь)
Проблемная ситуация
На какие вопросы вы не смогли ответить?
Учащиеся работают в парах с карточками.
Анализируют, формулируют проблему – П.
Сотрудничество с партнером, контролирует и корректирует действия партнера. – К

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает сформулировать задачи урока, корректирует ответы учащихся.
Учитель, подводя итог, сообщает план действий:
Проверка работы в парах, используя текст учебника.
Изучения текста о молитве.
Знакомство с самой известной молитвой.

Учащиеся формулируют задачи урока, ищут выход из проблемной ситуации.

Поиски способов решения проблем – П.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – К.
Умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. –Р

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Изучение 1 части текста в учебнике, проверка работы в парах.
Учитель предлагает прочитать текст с помощью маркировки (+ – знаю, Н – новое, ? – не понял и есть вопросы, – – думал иначе)

Учащиеся вслух читают 1 часть текста, проверяют правильность выполнения работы, исправляют ошибки.
Самостоятельно читают текст, с помощью значков маркируют его.
Самоконтроль, коррекция, умение удерживать учебную задачу – Р.
Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачей, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения – К.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Фронтальная проверка работы:
Что вы узнали нового?
Что оказалось интересным?
Что противоречит вашим знаниям?
Работа в группах: составление кластера «Молитва»
Беседа:
-Какие вы знаете молитвы?
-А какая самая маленькая молитва?
-Какая самая известная молитва?
Учитель включает диск с записью молитвы «Отче наш».
Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире. Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

Отвечают на вопросы учителя, в группах составляют кластер. Дают характеристику молитвы в соответствие с полученной информацией.
Слушаю молитву в исполнение хора.
Понимают информацию, представленную в виде схемы, моделируют – П.
Планируют, определяют правила составления кластера – Р.
Участвуют в обсуждении, групповая работа, умение слушать собеседника, понимать его высказывания – К.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Дифференцированная работа по степени самостоятельности
Задание 2 в тетради
Выполняют задание в тетради
Контроль, умение оценивать правильность выполнения заданий – Р.

Читайте так же:  Покрова ПреСвятой Богородицы молитва о замужестве

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Использует для контроля знаний соответствующий раздел электронного приложения к учебнику «Основы православной культуры»
Выполняют задания теста.
Классификация объектов по выделенным признакам – П.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Делает вывод по уроку, предлагает соотнести задачи урока с его результатами, предлагает каждому оценить свою работу на уроке, дает инструктаж по выполнению домашнего задания
Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока, оценивают своё участие в уроке, записывают домашнее задание в дневник..
Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока – Р.
Умение быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Конспект урока по ОРКСЭ на тему “Православная молитва” (4 класс)

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Тимченко Наталия Викторовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 1.12 Mb

Конспект урока из программы модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.

Тема: «Православная молитва».

Цель урока: сформулировать у учащихся понятия «молитвы как средство для общения человека с Богом».

Познакомить учащихся с понятиями: «молитва», «православие», «благодать», «святые»

Познакомиться с видами православных молитв: «молитва-просьба», «молитва-благодарение», «молитва-славословие».

Узнать о происхождении главной молитвы православного человека «Отче наш» и о ее значении.

Способствовать духовно – нравственному развитию личности.

Оборудование (техническое обеспечение урока): учебник, мультимедийный проектор.

Глоссарий терминов к уроку: Молитва, православие, благодать, святые, молитва–просьба, молитва–благодарение, молитва–славословие, «Отче наш».

Наглядные пособия: иллюстрации к молитве «Отче наш», листы с вопросами для проверки пройденного материала, лист ватмана с изображением «Куста добродетели», трафареты роз.

Методическая литература для учителя:

Объяснение церковных молитв детям. По благословению Архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия. Священник Иоанн Анурьев

Печатается по: Объяснение церковных молитв детям. Первый год учения в начальных училищах. Вологда, 1884.

Лекарство от греха. Притчи / Составитель Фомин А.В – М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2015. – 288 с.

Притчи православных старцев / Составитель Тростникова Е.В. – Издательство Борисова, 2014. – 232 с.

Михаил Молотников Научи нас молиться. О молитве “Отче наш”. – Христианская жизнь, 2015 – 256 с.

Вспомогательная и обучающая литература для детей:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 класс. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.

Юдин Г.Н. Аз, Буки, Веди. Азбука православия для детей. Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви. – М.: Воскресный день, 2015. – 384 с.

Малая православная энциклопедия. Молитвы. – Издательство: Даръ, 2015 г. – 32 с.

Содержательная часть урока (Ход урока)

– Долгожданный дан звонок –

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Повторение изученного материала.

Класс делиться на 3 команды. Каждая команда получает лист с заданием. Время выполнения 3-5 минут.

Задание: Ответить на вопросы в свитке.

Что такое религия?

Религия нужна для…

Задание: Ответить на вопрос: Какая она, моя Родина?

Задание: Соединить текст с картинкой

После выполнения задания, каждая команда отвечает у доски на свой вопрос.

Определение темы урока

– Сейчас я Вам расскажу притчу, а вы послушайте и ответьте, о чем она?

– Но прежде, скажите, что такое притча?

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные.

В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришёл проповедник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие фруктовые соки и подали очень вкусное блюдо. Семья села за стол. Все смотрели на проповедника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но проповедник сказал:

— Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.

Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал:

— Знаете, дорогой проповедник, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти вечные повторения каждый день, каждый год нисколько не помогают, поэтому мы больше не молимся.

Проповедник удивлённо посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:
— Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить «доброе утро»?

– Кто мне может сказать, о чем эта притча?

– Почему семья перестала молиться перед едой?

– Чему удивился проповедник?

– Что сказала семилетняя дочка папе?

– Сегодняшняя тема нашего урока посвящена «Православной молитве».

4. Изучение новой темы.

– Кто-нибудь из Вас знает, что такое молитва?

– Молитва – это обращение верующего человека к Богу.

– Как вы думаете, для чего нужна молитва?

– А что значит «православная молитва»?

– Православие – это умение правильно славить Бога, то есть молиться. Православные люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой. Поэтому и обращение к Богу называется молитвой.

– А как вы думаете, зачем нужно молиться?

– Что мы высказываем Богу в нашей молитве?

– Как надо молиться Богу, чтобы он услышал наши молитвы?

– Зачем мы крестимся по окончанию молитвы?

– Крестом мы выражаем нашу веру в Иисуса Христа, Который в страшных муках умер за нас на Кресте.

Читайте так же:  Молитва від ворогів українською

– Чем мы крестимся?

– А какой рукой: правой или левой?

– Как складываем пальцы у руки?

– А как вы думаете, почему именно эти три пальца?

– Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу. А два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

– Скажите, а какие бывают молитвы?

– У православных людей есть три вида молитвы.

– Молитва – просьба. Самая распространенная, это прошение у Бога помощи и разных благ. Например, «Подай, Господи!»

– Как вы думаете, о чем можно просить Бога?

– Молитва – моление. Бывает, когда, молясь, что-либо приносим или обещаем Богу. Например, «Господи, помилуй», «Спаси, Господи, люди Твоя…»

– Как вы думаете, о чем можно просить Бога?

– Молитва – благодарения. Более редкая, потому что люди часто просят, чем благодарят Бога. Например, «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»

– Скажите, а за что можно благодарить Бога?

– Молитва – славословие. Самая высокая, в такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом. Например, «Аллилуйя!», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Хвалите имя Господне…».

– Теперь мы знаем, что молитвы бывают разные. Эти молитвы людям дал Господь Бог для общения с ним.

– А как вы думаете, когда человек молиться, в каких ситуациях?

– А где можно человеку молиться?

– Действие Бога на человека, во время молитвы, называется благодатью, то есть добрый дар. В этот момент человек меняется.

– Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струиться вера, надежда, любовь, называются святые.

5. Знакомство с молитвой «Отче наш».

– А у меня для Вас есть еще одна притча. Послушайте ее.

Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трёх святителей. И так как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну и ту же молитву.

Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своём корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат:

— Остановитесь, мы вашу молитву забыли.

Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им:

— Молитесь, как умеете.

Старцы вернулись и остались при своей молитве.

Пустынники – название христианских монахов, это люди, которые по собственному убеждению отреклись от мирской жизни, чтобы спасти свою душу.

Старцы – это духовный учитель, почитаемый за святость еще при жизни.

– О чем эта притча?

– Сколько было пустынников?

– Сколько святых было на иконе?

– Как они молились перед иконой?

– О чем просили пустынники путешественников?

– Какую молитву стали учить пустынники?

– Чему удивились путешественники?

– Что этой притчей можно сказать людям?

– Сегодня мы с Вами познакомимся с главной молитвой православного человека «Отче наш». Она является святыней для всех христиан.

– А как же появилась самая первая молитва? Однажды Иисус Христос долго молился, а после один из учеников спросил Его: «Господи! Как нам молиться? Научи нас». И Он сказал им: «Молитесь же так:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;
хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»

.- Так она звучит на церковно–славянском языке. Именно так ее читают в Русской православной церкви.

– Что же означает эта молитва? Давайте с ней познакомимся.

Отче наш, Иже еси на небесех! – Отец наш Небесный. Мы не называем Его «Отче мой» потому, что Бог существует для всех, и мы молимся не только за себя, но и обо всех людях.

Да святится имя Твое. – Пусть прославиться имя Твоё. Мы просим, чтобы имя Господа прославлялось людьми, и все, кто еще не знает о Нем, узнали его и тоже прославили.

Да приидет Царствие Твое. – Да придет Царствие Твоё. Мы молимся о том, чтобы все люди познали Бога, и Он воцарился в их сердцах.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. – Да будет воля Твоя на земле, как на Небе. Мы просим Бога исполнять не наши желания, но Его волю, потому что Он знает лучше нас, что нам нужно, а что нет, что полезно нашей душе и что ей вредно.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. – Хлеб необходимый дай нам на сей день. Отец Небесный учит нас довольствоваться не многим, но необходимым, без чего мы не сможем жить.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 0 Скачиваний: 5

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Видео (кликните для воспроизведения).

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2019
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Урок по теме орксэ православная молитва в 4 классе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here