В чем сила молитвы Иисусовой

Подробное описание: В чем сила молитвы Иисусовой - с детальным описанием, специально для Вас!

Иисусова молитва – как правильно молиться и в чем она помогает?

Одной из самых сильных, но при этом коротких молитвенных обращений к Господу является Иисусова молитва. В нескольких строчках заключен огромный смысл: это просьба к Сыну Божьему о помиловании, защите и помощи. Запомнить текст просто и повторять его можно по необходимости в любое время.

Иисусова молитва – текст

Для начала хотелось бы сказать о том, что нет возможности точно определить, кто составил этот молитвенный текст. Есть версия, что это Макарий Египетский, поскольку он написал много христианских сентенций. На самом деле Иисусова молитва является не обычным прошением, а кратким исповеданием христианской веры, поскольку Иисус называется Сыном Божиим, он исповедуется Богом и верующий просит о помиловании. В восьми словах заключены все евангельские вести.

Чтобы обращение к Высшим силам было максимально эффективным, необходимо учитывать ряд определенных рекомендаций, касающихся правильного произношения молитвенного текста. Лучше всего выучить слова наизусть, но важно во время чтения не переставлять их местами и не допускать ошибок. Слова Иисусовой молитвы не нужно повторять механически, поскольку нужно не только понимать смысл каждого слова, но и вкладывать в него веру.

В чем помогает Иисусова молитва?

Священнослужители утверждают, что простой молитвенный текст способен сконцентрировать духовные, душевные и телесные силы, которые помогают человеку в жизни справляться с разными проблемами и достигать поставленных целей. Сила Иисусовой молитвы помогает достичь целостности в душе, что важно для счастливой жизни. Кроме этого, она помогает в таких ситуациях:

  1. Способствует укреплению психологического равновесия и избавляет от разных заболеваний.
  2. Дает огромную защиту, которая оберегает от различного рода проблем, например, порчи, сглаза и других неприятностей.
  3. Иисусова молитва изгоняет бесов, помогая справиться со сглазом, проклятиями и с другим негативом.
  4. При регулярном повторении молитвенный текст благоприятно воздействует на все сферы жизни. В итоге человек начинает ощущать невидимую поддержку во всех делах.
  5. Считается, что Иисусова молитва способна очистить от грехов, для чего после слова «помилуй мя», нужно признаться в греховности, добавить «грешного» и свои грехи, например, осуждающего, ненавистного, завистливого и так далее.

Иисусова молитва за другого человека

Использовать короткий молитвенный текст, обращенный к Сыну Божьему, можно не только, чтобы читать его за себя, но и за близких людей. Иисусова молитва исцеляет любые болезни, помогает в дороге, защищает, наставляет на праведный путь и так далее. При наличии проблем, помощь со стороны близких людей будет необходимой. Все очень просто: сначала нужно обратиться к Всевышнему своими словами и попросить за другого человека, а затем уже прочитать Иисусову молитву. Если человек болеет, то молится лучше возле его кровати.

Иисусова молитва – как правильно молиться?

Молитвенные тексты не являются стихотворением, поэтому их необходимо произносить согласно определенным правилам. Учитывайте такие рекомендации, как правильно читать Иисусову молитву:

  1. Молиться можно в любом месте, главное, иметь искренне желание и огромную веру.
  2. Важно сосредоточиться на высказывании, то есть ни на что не отвлекаться. Избавьтесь от посторонних мыслей и отключите фантазию.
  3. Некоторое время лучше посидеть в тишине, чтобы сконцентрироваться и только потом можно начинать молиться.
  4. После произношения молитвенного текста, можно к Сыну Божьему обратиться своими словами.

Иисусова молитва – дыхательная техника

Считается, что если научиться правильно контролировать и направлять свои телесные сигналы и функции, то можно усилить концентрацию на молитву. Используется для Иисусовой молитвы техника на входе, которой легко научиться. Во время чтения молитвенного текста нужно замедлить дыхание, а затем подстроить его ритм под молитву. В большинстве случаев первую часть, произносят на вдохе, а вторую – на выдохе. Еще один вариант – Иисусова молитва может читаться в такт биению сердца.

Иисусова молитва по четкам – правило

Многие не знают, но для счета молитв и поклонов часто используются четки – бусинки, собранные на нитке с крестиком. Основной молитвенный текст, который читают при помощи четок – Иисусова молитва. Первым начал использовать их святой Василий Великий, чтобы молиться не по книгам, а по определенному числу. Стоит заметить, что в монашестве четки принято называть духовным мечом, поскольку их вручают во время пострига.

Стоит разобраться, как читать Иисусову молитву по четкам, так, рекомендуется перед началом использования этого атрибута обратиться за благословлением к священнику. Смысл применения очень прост – каждая бусинка является одной молитвой. Нужно зажимать между двумя пальцами бусину и перекидывать ее в другой конец. Лучше стараться перебирать четки так, чтобы никто не видел.

Иисусова молитва – сколько раз повторять?

В церковных правилах нет каких-либо ограничений, касающихся количества повторений Иисусовой молитвы. Каждый человек вправе самостоятельно определять, сколько раз повторить молитвенный текст, поэтому важно прислушиваться к себе. Стоит знать, когда начинает помогать Иисусова молитва, так, считается, что обращение к Сыну Божьему начинает действовать, когда человек ощущает в душе спокойствие, радость и избавляется от неприятных ощущений.

Об опасности Иисусовой молитвы

Считается, что темные силы чаще «атакуют» людей, которые молятся Сыну Божьему. Священнослужители утверждают, что это связано с тем, что Иисусова молитва для женщин и мужчин обладает огромной силой способной провести человека в рай. Чтобы увести «жертву» на темную сторону, бесы начинают раскрывать перед человеком его грехи и внушают ему мысль, что спасение невозможно. Рекомендуется перед использованием Иисусовой молитвы получить благословение в церкви и начинать с небольшого количества ее повторений.

Важно уделить внимание и возможным духовным преградам, которые могут появиться при чтении Иисусовой молитвы. Священнослужители утверждают, что не нужно стараться читать молитву, огромное количество времени, поскольку дело не в количестве. Во время произношения стройтесь сохранять смирение духа. Искушения появляются не на первых этапах, а через какое-то время, поэтому пригодится опытный духовный наставник. Еще бывают ситуации, когда особенно сложно даются конкретные слова. В такой ситуации нужно отнестись к ним внимательно, вникнув в глубину богословского смысла.

Читайте так же:  Молитвы чтобы забеременеть и родить девочку здоровую

Умное делание сила Иисусовой молитвы

В этом сказании вкратце изложено все древне-церковное учение о непрестанном молитвенном призывании имени Иисуса, называемом “тайным упражнением” (в славянской традиции “тайным поучением”), “умным деланием”, “умно-сердечной молитвой” или просто “Иисусовой молитвой”, а также “искусством ума” (слав. “умное художество”). Достоинством этой молитвы является простота и краткость. Ее полный текст состоит из восьми слов: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”, но есть и более краткие формы – из семи или пяти слов (как у аввы Филимона), или также из пяти слов (как в Акафисте Иисусу): “Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя”, или даже только из двух: “Господи, помилуй”, “Христе, помилуй”. Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: “Руки работают, а ум и сердце с Богом”, по выражению святителя Феофана Затворника.

Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: “Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите” (Ин. 16:23-24). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: “Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новымии языками. возложат руки на больных, и они будут здоровы” (Мр. 16:17-18). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: “Какою силою или каким именем вы это сделали?” На что Петр ответил: “Именем Иисуса Христа. поставлен он перед вами здрав. ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:7-12).

В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге “Пастырь” (II в.) ангел говорит: “Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир. Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его”. В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: “Иисус”. “Неважно, – пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, – считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия – “Богоносец” – говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя”.

Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас – не только в монастырях, но и среди мирян. Преподобный Иоанн Лествичник в VIII веке, святитель Григорий Палама и исихасты в XIV, преподобный Никодим Святогорец в XVIII, преподобный Серафим Саровский и оптинские старцы в XIX, преподобный Силуан Афонский в XX – все они писали об Иисусовой молитве.

Хотя молитва Иисусова обращена ко Христу, она является тринитарной, так как Христос назван в ней Сыном Божьим, то есть Сыном Бога Отца, а “никто не назовет Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1 Кор. 12:3). Сущность, природа, воля, действие всех Лиц Святой Троицы едины, а потому, когда мы призываем Христа – призываем Отца и Духа, и где присутствует Христос, там присутствуют Отец и Дух.

Герой книги “Откровенные рассказы странника”, от лица которого она и написана, – простой русский человек, услышавший в храме во время службы слова апостола Павла “Непрестанно молитесь” (1 Фес. 5:16) и возгоревшийся желанием научиться такой молитве, долгое время не мог найти духовного руководителя. Наконец один старец рассказал ему об Иисусовой молитве, подарил четки и заповедал совершать по три тысячи молитв в день. Вскоре странник стал совершать по шесть, потом по двенадцать тысяч в день, а затем “без счисления”, так что молитва сама присутствовала в его сердце и он даже во сне молился. Будучи от рождения увечным (он имел сухую руку), странник ходил из города в город: “Так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день, и не чувствую, что иду, а чувствую только, что творю молитву”.

Основным правилом при Иисусовой молитве является требование “заключить ум в слова молитвы” (Иоанн Лествичник). Однако подвижниками древности было замечено, что ум, когда находится в голове, подвержен рассеянности и “парению”, не способен сосредоточиться. Поэтому был выработан метод концентрации ума в сердце, названный умно-сердечной молитвой. Сущность его в том, чтобы при молитве ум находился в области сердца: “Надобно из головы сойти в сердце. – говорит святитель Феофан Затворник в одном из своих писем. – Помнится мне, вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать. А когда сойдет в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то всякий раз, как начнут смущать помыслы, стоит только низойти в сердце – и помыслы разбегутся. В сердце – жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа”. Имя Иисуса должно соединиться с сердцем молящегося. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, “да поглотит Господь сердце, и сердце – Господа, и да будут два едино”.

Читайте так же:  Сильная молитва на тоску любимого читать

Об умно-сердечной молитве писал автор трактата “Метод священного безмолвия”, приписываемого преподобному Симеону Новому Богослову. Там, в частности, говорится, что есть три образа внимания и молитвы. Первый – когда человек, стоя на молитве, воображает в своем уме небесные блага, ангелов, святых и все, что он читал в Писании: этот путь основан на работе фантазии. Второй – когда человек, молясь, сосредотачивается в голове и воюет с помыслами, но не может их одолеть: “мысли с мыслями борются”, и в уме нет ясности. Третий образ молитвы – сведение ума в глубь сердца, соединяемое со всяким вниманием, отсутствием земных попечений, чистотой совести и бесстрастием: это единственный истинный способ молитвы. Автор трактата советует для того, чтобы облегчить схождение ума в сердце, использовать некоторые физические приемы: сесть в темной комнате на низкий стул, закрыть глаза, опустить голову, стеснить немного дыхание, постараться найти умом “сердечное место” (верхнюю часть сердца) и, сосредоточившись там, творить Иисусову молитву.

Все эти приемы являются лишь вспомогательным средством для того, чтобы привыкнуть к молитве, а отнюдь не самоцелью. Любопытно, что святитель Феофан Затворник, один из опытнейших духовных наставников XIX века, относился к этим приемам весьма сдержанно. Переводя “Метод” преподобного Симеона на русский язык, он намеренно пропустил все, что касается физических приемов молитвы. В примечании он пишет по этому поводу: “Святой Симеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют само делание. Так как сии приемы, по недостатку руководителей, могут сопровождаться недобрыми последствиями, а между тем суть не что иное как внешние приспособления к внутреннему деланию, ничего существенного не дающие, мы их пропускаем. Существо дела есть – приобрести навык стоять умом в сердце. Надо ум из головы свести в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. Как этого достигнуть? Ищи и обрящешь. Удобнее сего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь”.

Идеал христианства – достичь такого состояния, чтобы вся жизнь превратилась в молитву, чтобы каждое дело и каждая мысль были проникнуты молитвой. Всякий христианин имеет молитвенное “правило”, т.е. некоторое количество молитв, которые он прочитывает ежедневно, или определенное время, каждый день посвящаемое молитве. “Правилом”, или “каноном” (греч. kanon), строители называют прибор, по которому судят о ровности стены (“отвес” – веревка с подвешенной гирей). Молитва является таким “каноном”, по которому мы можем определить наше духовное состояние: если мы любим молиться, значит – мы на пути к Богу, если нет – в нашей духовной жизни не все в порядке. По молитве можно проверить любое дело – угодно оно Богу или нет. Один купец долго убеждал преподобного Силуана Афонского, что курение – не грех. Старец Силуан посоветовал ему всякий раз, прежде чем взять сигарету, помолиться. Купец возразил: “Молиться перед тем, как курить, как-то не идет”. Силуан сказал в ответ: “Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать”.

Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой

О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой

1) Об устной. В сокращенном слове она говорится так: “Господи помилуй”. “Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго”, а в полном так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. В начале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалит всесторонния страсти, она от частаго в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонния мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Неразсеянность уму дается не скоро и не тогда как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегдашним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога.

2) Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашаго усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему – собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему – через десять месяцев; а одному великому старцу – через два года. И это почему так бывает одному Богу только известно.

Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущаго блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы: то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет – ничего другаго не делайте. Когда же не чувствуете такаго влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.

Читайте так же:  Почему евреи при молитве качаются

Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и насколько возможно всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.

• Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или – обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. – В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольнаго самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть безпокоит его. Тогда дух самооправдания разныя употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостию.

Видео (кликните для воспроизведения).

• Бог да сохранит вас от сих злых духов.

Молитва Иисусова

С вами, конечно, было, что иной раз неудержимо Богу молиться захочется. Припомните, что при этом было на душе, и старайтесь всякий раз, как становитесь на молитву, воспроизводить то в душе и так Богу молиться молитвою Иисусовой. Это воспроизведение будет возбуждать молитву Иисусову, а молитва сия поддерживать тот молитвенный строй. В этом весь секрет успеха в творении молитвы Иисусовой.

Для занятия молитвою Иисусовой определите особое время от утренняго и вечерняго молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых – с поклонами поясными при маленьких узелках и земными – при больших.

Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь. Став на молитву, тотчас воспоминайте, что Господь близ есть и видит, и слышит, и желает дать вам, что для вас спасительно.

Постоянство в исполнении – главное условие успеха. Успех не вдруг покажется. Для сего потребуется месяцы и годы. Потому нечего отчаяваться в успехе, когда не скоро оказываются плоды труда. Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, – и сну поблажать не должно. Не должно и развлечений допускать – и смехов и балагурства. Держать себя всегда, как бы находились в присутствии царя. Если будете внимательно все делать, само дело научит многому.

Молитва Иисусова

Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцырь.

Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное. Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашаго Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго.

Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Святой Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет. Благослови Господи труды ваши над собою – благим успехом.

В псалмах поется: вся “слава дщери царевы внутрь”. Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!

Сила молитвы Иисусовой

Молитва Иисусова есть как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, – что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят вседушно внимает и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящаго принять просимое.

Чувство недостоинства пред Богом и молитва

Вы писали, что становитесь на молитву, начинаете творить молитву Иисусову, – и бросаете, считая себя недостойной стоять умно пред Господом. я тут не пойму, в чем дело. Надобно не только когда на молитве стоим, но и всегда пред Господом ходить так, как бы в глаза Ему смотря или под очами Его находясь. Ибо так это и есть. А вы вон как. Только что мысль станет пред Господа – вы бежать.

Если бы Господь запретил являться пред Себя, конечно, в вашем действии было бы нечто дельное; но когда Господь Сам есть приближаяйся, от всех требует приближения к Себе, то какой смысл в вашем действовании? Это вы во второй раз пишете. Извольте бросить это. А стараться приобретать навык неотходно стоять пред Господом. Как проснетесь, до того как заснете, и во все время со страхом и трепетом и со всем вниманием и к себе и к Господу.

О количестве молитв Иисусовых

Монах из обители П. хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святыя. Плод молитвы главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать.

Читайте так же:  Православная молитва благодарственная Святой Троице

Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговейнство и страх Божий. Это очень дурно. Пред Царем кто может стоять без страха?! Не тем ли паче пред Богом! – В Киеве, в Лавре, был брат, который говаривал: “смотрите, с Богом-то не станьте за панибрата”. Уж не эта ли беда у брата того? – Не дивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотою и сладостью. Это – сластолюбие духовное. Главное – страх Божий и дух сокрушен. Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных.

Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по четкам. Беда не велика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякаго выполнения числа молитв.

О искуственных приемах совершения Иисусовой молитвы

Вопрос верно относился к молитве Иисусовой. Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?! – А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? – Если веруешь, взывай к Нему: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. А мудрецы мудреныя про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.

О молитве Иисусовой

Ныне с молитвою Иисусовой не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! – А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другия останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какия-то такия, которыя, будто не имея сил остановить внутренняго движения, начинают кричать: “Иисусе. Иисусе. Ии. Ии. ” Это кликуши.

А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицем Господа и взывай: “Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, или только: “Господи помилуй”. “Милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго”. или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите.

Католический взгляд на молитву умную

. взялся переводить нечто. Дошло до статей о молитве. Темная какая-то путаница! И остановился. Латиняне умную молитву не по – нашему понимают. Она у них богомыслие, заключаемое молитвою. А это хотя очень плодотворное упражнение, но не есть молитва. Молитва – особое упражнение от Богомыслия.

Обозрение употребительнейших церковных молитв

Молитвою Иисусовой называется собственно краткое молитвенное воззвание к Господу Иисусу. Она читается так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» 20 . Иногда она читается в более обширном виде. Так в отпусте утренних и вечерних молитв положено говорить: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси мя грешнаго». А в возгласах предстоятеля богослужения она имеет такой вид: «молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

По учению отцов, в деле духовного трезвения имеет великую силу молитва Иисусова. «Не может корабль плыть многие поприща без воды, говорит Исихий, и блюдение ума нимало не может продолжаться без трезвения со смирением и непрестанною молитвою Иисус-Христовою. Основание храмины составляют камни; а основание и верх сей добродетели есть святое и поклоняемое имя Господа нашего Иисуса Христа».

В молитве Иисусовой богомудрые учители духовной жизни видят самое надежное средство для отогнания помыслов, прирожающихся к душе. «Ты, говорит Григорий Синаит, когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и с терпением – и они отбегут; ибо от теплоты сердечной, исходящей от молитвы, бегут они как от огня». Подобное говорит Исихий: «как не можно воссиять солнцу без света, так нельзя очиститься сердцу от скверных губительных помыслов без молитвы Иисусова имени. Если это истинно, то соединим имя Иисусово с дыханием нашим».

Помыслы, которые должно побеждать молитвою Иисусовою, иногда всеваются диаволом, который «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Но и против козней диавольских могущественным оружием служит молитва Иисусова. Препод. Иоанн Лествичник говорит: «именем Иисусовым бий ратники, несть бо ни единаго крепчайше оружия на небеси и на земли». Исихий: «скоро потерпит кораблекрушение неискусный кормчий, если во время бури отгонит корабельников, весла и кормило бросит в пучину, а сам будет спать: но еще скорее погибнет душа от бесов, если вознерадит о трезвении и призывании имени Иисус-Христова в самом начале их приражений». «Особенно неопытным, говорит тот же учитель, полезно знать то, что врагов бестелесных и невидимых, зложелательных и искусных в причинении зла, скорых и легких и опытных в брани, которую они ведут от Адама доныне, мы грубые, телом и умом к земле поникшие, не иным средством победить можем, как токмо непрестанным трезвением ума и призыванием Иисуса Христа, Бога и Творца нашего».

Молитва Иисусова не должна быть прекращаема и тогда, когда ум упразднится от помыслов и водворится в сердце. Диадох говорит: «когда мы памятованием о Боге заградим все выходы ума, тогда он требует, чтобы мы дали ему занятие, которое могло бы наполнить его. Посему должно дать ему только «Господи Иисусе Христе», пусть ничем больше не занимается. Ибо сказано: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом святым» ( 1Кор.12:3 ). Но он должен смотреть на изречение сие в сокровенностях своих так неуклонно, чтобы не мог обратиться к каким-либо мечтаниям. Ибо те, которые непрестанно занимаются сим святым и славным именем в глубине сердца, могут иногда видеть и свет своего ума. Оно (сие имя) попаляет очень ощутительно скверну, прилипшую к душе, «ибо Бог наш огнь поядаяй есть» ( Евр.12:29 ). Сие славное и многовожделенное имя, когда памятованием ума долго содержится в теплоте сердца, производит в нас навык любить благость Его без всякого уже препятствия».

Читайте так же:  Молитва от истерии у детей

О преуспевших в подвиге духовного трезвения и молитвы Иисусовой Исихий говорит: «они могут и тайны видеть, и богословствовать и, будучи презрительны, к пречистому и беспредельному Свету приплывают, касаются Его неизреченными прикосновениями, и с ним живут и пребывают, потому что вкусили, яко благ Господь, так что в сих равноангелах явно исполняется слово Давида: обаче праведнии исповедятся имени Твоему и вселятся правии с лицем Твоим ( Пс.139:11 )».

Некоторые придают особенное значение самому числу слов в молитве Иисусовой. Так один подвижник 23 , применяя к ней слова апостола Павла: «хощу пять словес умом глаголати, нежели тмы словес языком» ( 1Кор.14:19 ), сказал: «изобразить не могу, сколько мы счастливы, что удостаиваемся говорить сии пять слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Григорий Синаит замечает: «одни говорят, что молитву Иисусову должно произносить устами, а иные учат говорить ее умом. Я говорю и то и другое; ибо иногда изнемогает ум от усталости, а иногда уста. И потому молиться должно обоими, – и устами, и умом. Впрочем взывать должно спокойно и без всякого возмущения, чтобы голос, воспящая чувство, не останавливал и внимания ума, – пока молящийся не привыкнет к делу и не получит от Духа силы молиться крепко и всяко. Тогда он не имеет нужды говорить устами, да и не может, довольствуясь делать дело совершенно одним умом».

Подобное тому, что говорят отцы о пении и чтении, они высказывали о воздеянии рук. Григорий Синаит, утверждая, что упражнение в молитве Иисусовой есть действительное средство против помыслов, прибавляет: «не имеющий же действа молитвы побеждает помыслы иным образом, подражая Моисею; ибо, когда он встанет и прострет руки и очи свои к небу, Бог прогоняет их. Потом седши таковой опять начинает молитву с терпением, и делает так не только не стяжавший силы молитвы, но и тот, кто имеет действо молитвы против телесных страстей, часто вставая и простирая руки с прошением помощи против них. Но делает он так на краткое время, боясь прелести, и опять садится, чтобы враг, при его взирании вверх, не представил уму его мечты, т. е показав призрак истины. Ибо иметь ум горе и долу, и в сердце, и соблюсти его повсюду непогрешительным и невредимым, свойственно одним чистым и совершенным». Касательно опасности прельщения, могущего быть от воздеяния рук, и также от возведения очей и ума на небо, говорил подобное Симеон Новый Богослов.

Искусные в различении духов, учители духовной жизни, для ограждения неопытных от сатанинских козней, указывали признаки, по которым можно отличить действия Святого Духа, привлекаемого умной молитвой, от вражеского прельщения. Препод. Максим сказал Григорию Синаиту: «лукавый дух прелести, приблизившись, смешивает ум, делает его иступленным и беснующимся, ожесточает и помрачает сердце, производит боязнь и страх и возношение, рассвирепляет очи, возмущает мозг, представляет глазам мечтательный свет – несветлый и нечистый, побуждает и язык произносить речи хульные и нелепые, изгоняет смирение и молитву, возбуждает гнев и тщеславие. Напротив, Дух Святый, пришедши, собирает ум, соделывая его внимательным и смиренным, научает его постоянно иметь память о смерти, о своих грехах и о вечном мучении, душу делает благоумиленной и плачущей, а очи наполняет кротостью и слезами, утешает душу святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа, и подает уму высокие и непрелестные видения. И тогда ум от божественного оного света приходит в восторг, сердце становится тихообразно, источая плоды божественного Духа – радость, мир, долготерпение, благость, милосердие. » (Из жития препод. Максима в Доброт).

Умное делание есть и было собственно занятие отшельников, ведущих жизнь вдали от общества не только мирского, но и монашеского. Но бывали примеры ревнителей сего подвига в многолюдных монастырях и среди самого мира. «Так например, говорит Нил Горский, – Симеон Новый Богослов и старец его Симеон Студийский, как светила просияли дарованиями духовными посреди царствующего града (Константинополя). То же известно о Никите Стифате, и о многих других». О Фотии патриархе константинопольском Симеон Солунский свидетельствует, что он еще до принятия монашества и патриаршества, будучи сенатором, обучился умному деланию и так преуспел в нем, что от бывшей в нем благодати Святого Духа лицо у него просияло как у второго Моисея.

На все это мы встречаем такой ответ в соборных деяниях: «Таковы неплодные речи Варлаама. Но они противоречат свидетельству основания веры, верховного апостола Петра, и тому ублажению, которого Петр сподобился от Господа. Петр сказал Ему: Ты Христос, Сын Бога живаго. Господь же ответствовал ему: Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах ( Мф.16:16–17 ). И в Символе веры мы говорим: веруем во единаго Бога Отца Вседержителя и в Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Не Богом ли мы исповедуем Христа, когда говорим, что веруем в Сына Божия?»

В заключении Деяний соборных сказано, что монахи оправданы против обвинений Варлаама, и Варлаам, осужденный общим голосом собора, просил прощения.

Видео (кликните для воспроизведения).

См. в конце Следованной псалтири и Служебника. Трудно понять, на каком основании раскольники обвиняют православную Церковь, будто она не велит своим чадам в молитве Иисусовой именовать Иисуса Христа Сыном Божиим.

В чем сила молитвы Иисусовой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here