Зачем читать молитву перед едой

Подробное описание: Зачем читать молитву перед едой - с детальным описанием, специально для Вас!

Как правильно молиться перед едой

Все известные мне христиане из церкви, где я духовно рос, перед едой молились словами: «Господи, благослови и освяти эту пищу…». Так молился и я, пока не встретил в жизни человека, который показал мне в Библии тексты, которые убедили меня пересмотреть подобную практику.

Речь не в том, что одни привыкли молиться так, а другие — иначе. Речь о том, чему учит Библия и чему она не учит. И, как оказалось, вопрос о молитве за пищу — намного острее и глубже, чем кажется, и касается воспитания следующего поколения, но об этом немного позже.

В Ветхом Завете Бог дал Израилю такое повеление:

Здесь сказано «когда будеш есть… благословляй Господа за добрую землю, которую Он дал тебе«. Писание призывает Израиль благословлять Бога за блага, которые им даны, включая пищу.Евреи с тех пор и доныне молятся молитвой, которую они называют «благословение на хлеб», но что интересно, благословляется в ней не хлеб, а как и написано во Второзаконии – благословляется Сам Бог:

Это очевидно для каждого еврея – благословлять перед приемом пищи следует Бога, Даятеляпищи. Вот почему у евреев есть такая молитва и для пищи и есть и подобная для пития.Вот мысли известного шотландского богослова и толкователя Уильяма Баркли по этому поводу:

Когда иудей кушал фрукты, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды на дереве». Когда иудей пил вино, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды вина». Когда он ел овощи, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь Вселенной, создающий плоды земли». Когда он ел хлеб, иудей говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, рождающий хлеб из земли».

Таким образом, каждый прием пищи в еврейской семье сопровождается за столом прославлением Бога и благодарностью Ему. На страницах Нового Завета, мы неоднократно видим, как Христос молился за пищу: И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. (Матф. 14:19)

Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. (Мар. 6:41)

Некоторые ошибочно полагают, что слово «благословил» в этих текстах относится к хлебу, но это не так, потому что евреи никогда не благословляли хлеб, но благословляли Бога, благодарили Его. Вот подтверждение этому аргументу. Читаем текст о последней вечере:

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. (Мар. 14:22)

Здесь мы встречаем оборот «взяв хлеб, благословил» (заметим, что здесь не сказано, что Иисус благословил именно хлеб). Вот как апостол Павел перефразировал это: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеби, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. (1Кор. 11:23,24)

Для Павла, как для еврея, было очевидно, что когда Иисус «благословил хлеб» Он воздал Богу благодарность за хлеб, поэтому Павел так и написал «взял хлеб и, возблагодарив…«. Очевидно, что тут слово «возблагодарил» относится не к хлебу, а к Богу. Как и слово «благословил» в контексте молитвы за пищу в Библии всегда относится к Богу.

Молитва, о еде в Новом Завете – это молитва благодарения и прославления Бога: Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1Кор. 10:30,31)

Так откуда же пошла практика просить благословения на хлеб? Возможно, изза поверхностного понимания этих двух отрывков — 1Тим. 4:3–5 и Лук. 9:16.

Начинается отрывок словами о лжеучителях, и продолжается мыслью о молитве за пищу: запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. (1Тим. 4:3–5)

Здесь дважды сказано, что молитва за пищу – это молитва благодарения. И пища «освящается словом Божьим и молитвою». Правильно,а какой молитвой? Не молитвой прошения, друзья, а молитвой благодарения. Этот текст не дает нам никакого основания просить Бога, пославшего нам пищу, еще и теперь благословить и освятить эту пищу, но призывает нас благодарить Творца за еду. Здесь также сказано, что пища «освящается словом Божьим и молитвою» уже как факт нашей молитвы благодарности. Ни о каком прошении нет и речи.

А как же этот текст, где сказано, что Иисус благословил именно хлебы?

Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. (Лук. 9:16)

Так и есть, Иисус «благословил хлеб», но теперь, из общего контекста Библии мы знаем, что это означает – Он воздал Богу благодарность за хлебы, и тем самым «благословил их» (1Тим. 4:3–5).

Никто из христиан, которые молятся словами «благослови пищу» не ответили, мне как именно Бог ответит на эту их молитву-прошение. Должен ли Он как-то изменить свойства пищи? Избавить ее от вредных веществ? Ответ прост:

Он просто не просил нас молиться о пище таким образом. Будет ли грехом то, если я продолжу в своей молитве за столом просить Бога благословить пищу, ведь я всегда так молился раньше? Перечитайте тексты, исследуйте эту тему самостоятельно и ответьте себе на этот вопрос сами.

Понимаете, есть более глубокая причина, почему меня затронула эта тема. Центром молитвы «благослови пищу» является человек. В своей сущности это молитва «о себе», в сердце которой мысль о собственном благополучии и безопасности.

Это больше напоминает мне языческую молитву. Заметьте, я не говорю, что просить Бога о Его благословении — неверно (ведь Бог позволяет нам просить Его благословения, например Числ. 6:22–27), но я говорю о том, КТО стоит в центре просьбы об освящении пищи и о том, с каким сердцем совершается эта просьба. Очевидно, что ежедневная практика подобной молитвы лишь поощряет потребительское отношение к Богу.

Читайте так же:  Какую молитву читать о здравии детей

В центре молитвы «благословен Бог» – находится Творец. Такие молитвы превозносят и возвеличивают Даятеля и упражняют наше сердце в благодарности Творцу, в поклонении Ему.

Вопрос: в какой атмосфере будут расти наши дети? Ведь прием пищи происходит несколько раз в день, и то, что они слышат за столом, как ничто другое, формирует их отношение к Богу! Подумайте, воскресную проповедь мы слышим в двадцать раз реже, чем молитву за столом.

Не поэтому ли в наших церквах преимущественно из уст христиан звучат молитвы-прошения, и лишь на Праздник Жатвы (День Благодарения) звучит хорошая проповедь о важности благодарности Богу? Сложно возразить и сказать, что эти вещи не взаимосвязаны. «Потребительство» в современном христианстве формируется несколькими факторами, и молитва за пищу, капля за каплей изо-дня в день – также один из этих факторов.

После изучения этой темы за нашим столом звучит такая молитва: «Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты даешь нам эту пищу. Прославляем Тебя за Твою доброту и щедрость. Аминь». Теперь каждый завтрак, обед и ужин – это наше семейное поклонение Богу и прославление Его. Вопрос не в том, кто как привык, вопрос в том – кто в центре нашей молитвы?

Молитвы перед и после вкушения пищи

Старец Николай Гурьянов перед вкушением пищи, как обычно, прочитал над ней долгую молитву. Рядом была компания несмиренно настроенных молодых людей. Они это заметили и решили немного подшутить над батюшкой. Подсаживаются и один из них говорит: – Батюшка, а у Вас там в деревенской забытой глухомани все так перед едой молятся? На что батюшка, не задумываясь, ответил: – Да нет, милый человек, не все. Свиньи, собаки, да лошади прямо так едят.

Перед каждым приёмом пищи

В двунадесятые праздники и Пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари можно найти в молитвослове или календаре.

Отче наш. Молитва Господня

Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Или можно читать эту молитву

О́ чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144 ). 1

Перевод: Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

На благословение пищи и пития мирянам

Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Перевод: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва после еды 1

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Перевод: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас.

Молитвы в особых случаях

Молитвосло́вия на поминальной трапе́зе

Если на поминальной трапе́зе присутствует иере́й, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется О́ тче на́ш… и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иере́я, то после трех обычных поклонов:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, поми́луй на́с. Ами́нь.

Перевод: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с (Три́жды с поклонами.)

Перевод: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Сла́ва, и ны́не . 2 Ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Перевод: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Го́споди, поми́луй (Три́жды).

Сла́ва, и ны́не . Ами́нь.

О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И заупокойные тропари́: C о ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ во блаже́нней жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

Перевод: Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоей), Спаситель, упокой, сохраняя ее в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

Читайте так же:  Молитва оберег от недоброжелателей

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси́ святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Перевод: В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоей), ибо Ты Один – Человеколюбец.

Сла́ва: Ты́ еси́ Бо́г, соше́дый во а́д и у́зы окова́нных разреши́вый. Са́м и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́) упоко́й.

Перевод: Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего (рабы Твоей) упокой.

И ны́не: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́ (ея́).

Перевод: Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего (рабы Твоей).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: П омяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усопшей рабы́ Твоея́) и́мя (покло́н). Ели́ка в житии́ се́м я́ко челове́к согреши́, Ты́ же, я́ко Человеколю́бец Бо́г, поми́луй (покло́н), и ве́чныя му́ки изба́ви (покло́н), и Небе́снаго Ца́рствия прича́стником (причастницей) учини́ (покло́н), и душа́м на́шим поле́зное сотвори́ (покло́н).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы О́ тче на́ш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихи́ру на гла́с 6-й:

Зря́ще мя́ безгла́сна,/ и бездыха́нна предлежа́ща,/ воспла́чите о мне́, бра́тие и дру́зи,/ сро́дницы и зна́емии:/ вчера́шний бо де́нь бесе́довах с ва́ми,/ и внеза́пу на́йде на мя́ стра́шный ча́с сме́ртный;/ но прииди́те вси́ лю́бящии мя́,/ и целу́йте мя́ после́дним целова́нием,/ не ктому́ бо с ва́ми похожду́/ или́ собесе́дую про́чее;/ к Судии́ бо отхожду́,/ иде́же не́сть лицеприя́тия:/ ра́б бо и влады́ка вку́пе предстоя́т,/ ца́рь и во́ин, бога́тый и убо́гий/ в ра́внем досто́инстве:/ ки́йждо от свои́х де́л/ или́ просла́вится, или́ постыди́тся./ Но прошу́ все́х и молю́,/ непреста́нно о мне́ моли́теся Христу́ Бо́гу,/ да не низведе́н (низведена) бу́ду по грехо́м мои́м на ме́сто муче́ния,/ но да вчини́т мя́, иде́же Све́т живо́тный.

Перевод: Видя меня безгласным и бездыханным пред вами лежащим (безгласную и бездыханную пред вами лежащую), восплачьте (все) обо мне: братья и друзья, родные и знакомые: ведь вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти. Но придите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием: ведь не буду уже с вами ходить, или собеседовать впредь. Ибо к Судии я отхожу, где нет лицеприятия: ведь раб и владыка там вместе предстоят, царь и воин, богатый и бедный в равном достоинстве: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, чтобы не был я низведен (не была я низведена) по грехам моим на место мучения, но да поместит Он меня туда, где свет жизни.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихи́ра, гла́с 8-й:

Пла́чу и рыда́ю,/ егда́ помышля́ю сме́рть,/ и ви́жду во гробе́х лежа́щую/ по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́,/ безобразну, безсла́вну,/ не иму́щую ви́да./ О чудесе́! Что́ сие́ е́же о на́с бы́сть та́инство?/ Ка́ко преда́хомся тле́нию,/ ка́ко сопряго́хомся сме́рти?/ Вои́стинну Бо́га повеле́нием,/ я́коже пи́сано е́сть,/ Подаю́щаго преста́вльшемуся (преста́вльшейся) упокое́ние.

Перевод: Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть и увижу в гробницах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это за совершившееся над нами таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались со смертью? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившимся упокоение.

Зате́м иере́й: В о блаже́нном успе́нии рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) и́мя, преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Перевод: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему (усопшей рабе Твоей), и сотвори ему (или ей) вечную память!)

В отсутствие иере́я ста́рший из миря́н: Р абу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Все́: В е́чная па́мять (три́жды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

Моли́тва на благослове́ние пасхальных сне́дей

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием все́х испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ ны́не и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Благодари́м Тя́, я́ко по милосе́рдию Твоему́ и неизрече́нному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с и трапе́зою пра́здничною в подкрепле́ние и услажде́ние немощно́й пло́ти. Те́мже мо́лим Тя́, благослови́ се́й пасха́льный хле́б, млеко́ огусте́вшее, я́ица и про́чия пасха́льныя сне́ди, наипа́че си́и, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Це́ркви, в мимоше́дшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, Воскре́сшаго, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

Молитва иная при скудной пасхальной трапе́зе

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х, ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием вся́ испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Мо́лим Тя́: благослови́ и освяти́ хле́бы сии́, и́хже рабы́ Твои́ по ску́дости свое́й вме́сто пасхальных сне́дей угото́ваша и пред Твое́ Свято́е Лице́ принесо́ша. Да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х ве́рным в сла́дость и утеше́ние, и ску́дость трапе́зы да не омрачит пра́здничной ра́дости люде́й Твои́х. Све́том воскресе́ния да разсеяны бу́дут все́ ско́рби и печа́ли, да все́ и богатые и убогие, и изобилующие, и в ску́дости сущие сла́вят Тя́, Воскре́сшаго, и в ско́рбях отра́ду на́м Подаю́щаго, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Молитвы вечернее читать

Молитва на благословение скоромных 3 снедей в праздник Рождества Христова

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Успения Пресвятой Богородицы

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

(Если праздник Успения Пресвятой Богородицы случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

Молитва на благословение скоромных снедей (в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш! Благодари́м Тя́, я́ко дарова́л еси́ на́м, по́прище поста́ святы́х апо́столов прешедшим, дости́гнути пра́здника сла́вных Первоверховников Петра́ и Па́вла.
М о́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, исполняющего все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соответствующую вре́мени и правилам церко́вным, благослови́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Твоея́, в мимошедшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́ вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

2 Сокращение «Слава» следует читать как «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Сокращение «и ныне»: «и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

3 Скоро́мная пи́ща – продукты животного происхождения, не дозволенные в пост: мясные и молочные продукты, яйца.

Основа православного быта – молитва перед приемом пищи

Для верующих молитва перед едой является обязательной частью быта. Этот ритуал делает пищу святой, защищает человека от переедания и напоминает, что нужно благодарить за кусок хлеба насущного. В каждом молитвослове можно найти молитву перед и после приема пищи. Детей с раннего детства приучают благодарить Господа Бога, а в будущем — соблюдать посты.

История славословия перед трапезой

Культура питания в православии всегда была связана с Господом Богом. История из Библии гласит, что однажды великий Спаситель совершил чудесный подвиг в пустыне. Весь день он глаголил слово о царствии Божьем. Пять тысяч мужчин, которые слушали его, вкушали нетленную еду. Ученики напомнили Спасителю о том, что человек нуждается в настоящей пищи. Без этого упоминания, некоторые в пустыне и не вспомнили про привычную еду.

На весь огромный люд было только 5 буханок хлеба и 2 рыбы. Спаситель благословил эту находку и честно разделил между всеми нуждающимися. Удивительно, что даже этого запаса было слишком много для людей. Мольба Спасителя о благословении пищи стала основой для формирования обычая молиться перед приемом пищи.

Господь кормит людей хлебом и рыбой. Картина А. Иванова

Существует еще одна интересная история. Она связана с жизнью святого константинопольского отшельника. К нему часто приходили люди. Однажды его посетил римский император. Чтобы отшельник не узнал его, император переоделся в одежду рядового воина. В гостях император заприметил корзину с сухим хлебом. Его посетило непреодолимое желание попробовать его. Старик с радостью согласился подать ему это кушанье, предварительно замочив черствый хлеб в воде. Как же удивился император, когда старик начал молиться перед трапезой. Отшельник рассказал, что без молитвы перед едой, даже самое роскошное кушанье потеряет былой вкус.

Пища как дар Небесный

Еда, благодаря которой человек получает насыщение, является даром Бога. Поэтому перед каждым приготовлением и приемом пищи необходимо обращаться к Всевышнему и благодарить за сей дар. Чтобы пища приносила пользу организму, необходимо соответственно к ней относиться. Если человек считает, что процесс приема пищи и молитва — несовместимы, то и приятных ощущений от еды ждать не стоит. Некоторые ошибочно считают, что молитва делает еду особенной. Но скорее христианская молитва — это благословение Господа на приятный прием пищи. Славословие влияет не на вкус еды, а на ее воздействие на организм человека. Даже обычный сухой кусок хлеба, как в истории, может стать прекрасным блюдом, если предварительно прочитать молитву.

Как правильно молиться перед едой

Многие верующие обращаются перед приемом пищи к Богу с такой фразой: «Господи, благослови эту еду». Некоторые продолжают так молиться перед едой. Но лишь некоторые, прочитав Священное письмо, понимают, как правильно читать молитву перед приемом пищи. В Ветхом Завете Бог повелел людям благословлять Господа за землю, на которой можно вырастить себе хлеб насущный, и за богатый урожай.

Еда — это одно из благ, данное Господом, поэтому необходимо его поблагодарить за нее искренней молитвой.

Для того чтобы молитвословия перед едой имели всякий смысл, необходимо соблюдать определенные правила.

  1. Первое, что необходимо сделать перед священным ритуалом, — настроиться на сам процесс. Все плохие мысли нужно гнать вон из головы. Они только мешают чтению молитвы. Негатив будет отражаться на прочих аспектах жизни человека. От настроя напрямую зависит результат стараний.
  2. Нельзя торопиться и читать молитву слишком быстро. Это означает, что человек хочет в корыстных целях использовать священный текст, не углубляясь в его сакральный смысл. Такое пренебрежение зачтется.
  3. Важно понимать, что молитва на благословение пищи не улучшит ее качество или сделает более полезной. Молитва перед едой — это слова благодарности Всевышнему за хлеб насущный и возможность наслаждаться земной едой.
  4. Также не стоит просить зла кому-либо во время прочтения молитвы. Каждая просьба вернется бумерангом и принесет немало бед.

Тексты подходящих молитв

До наших дней дошло множество молитв на русском языке, с помощью которых можно поблагодарить Бога за то, что он дал каждому пищу.

Православная молитва на русском языке:

Отче наш, Иже еси на небесех!Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Короткая молитва до еды:

Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Священный текст для неумеренных в питании:

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Молитва на благословение еды и пития верующим:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после еды:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва на принятие святой воды:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Какой бы сильной не оказалась молитва, действительно она поможет человеку лишь в том случае, если он беспрекословно верит в каждое сказанное слово. Поэтому молитва перед едой и после еды имеет такое большое значение в православном мире. Каждому уважающему себя верующему следует внимательно относиться к процессу прочтения молитвы. А также не стоит пренебрегать благодарением Всевышнему за его чудесные дары.

Читайте так же:  Молитва чтобы быть здоровой

Благословение еды на Пасху

Обычно верующие ходят в церковь в Великую Субботу, чтобы освятить яйца, пасхи, куличи. Но не у всех есть такая возможность. Священнослужители уверяют, что нет ничего критичного в том, чтобы самостоятельно провести этот ритуал.

Можно пойти двумя путями освящения пищи.

  1. Повседневное освещение. Человек осеняет крестом и произносит молитву перед приемом пищи. Православный каждый день таким способом благодарит Бога за это благо.
  2. Освящение еды на Пасху. Мирянам следует окропить куличи, яйца, пасхи святой водой и произнести такую молитву:

«Благословляется и освящается пища сия окроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

По сути, молитвы мало чем отличаются, если их читает человек дома. Поэтому на Пасху лучше посетить церковь, чтобы священнослужитель освятил пищу и благословил ее. Те священные тексты, которые читаются в храмах нельзя читать дома. В любом случае успеха они не принесут.

Молитвословия на поминальной трапезе

После смерти близкого человека родня собирает родственников, знакомых, коллег на поминки. Ранее считалось дурным тоном приходить на поминки человека без приглашения. Бытовало мнение, что большое количество знакомых и родных на поминках могут сильно повлиять на расходы семьи. Поэтому на поминки приходят самые близкие люди.

Пока усопшего везли на кладбища и хоронили, в доме активно готовились к поминальной трапезе. Перед началом подготовки следовало хорошо убраться, помыть полы, собрать весь мусор и вынести его из дома, где жил умерший. По окончании уборки дом окуривали дымом ладана.

В ритуальном процессе поминок трапеза — это своеобразное продолжение богослужения. Из-за это устоялись определенные традиции, которых верующие придерживаются и по сей день. Наши предки на давних поминках проводили священную трапезу прямо на могиле усопшего. Шло время и поминки претерпели изменения.

Поминальная трапеза устраивается трехкратной: на третий день меняется образ человека, на девятый — исчезает тело, на сороковой — дотлевает сердце.

На поминальном столе обязательно были такие ритуальные кушанья:

  • канун (сыта);
  • кутя;
  • блины;
  • кисель;
  • холодные закуски из рыбы;
  • жаркое;
  • тушенка;
  • борщ;
  • лапша, каша.

Обязательной была горячая еда, из которой клубится пар. В народе считают, что с этим паром отлетает душа покойника. Люди старались готовить четное количество блюд, их ели в определенной последовательности.

Сейчас традиции немного преобразились, но основные блюда остались неизменными. Поминальный стол только пополнился новыми заморскими блюдами. Закуска, горячие блюда, десерты остались по сей день.

Перед началом поминального обеда необходимо прочитать «Отче наш», псалом 90 или кафизму 17. По традиции за трапезу сначала садятся дети, пожилые люди, инвалиды, нищие.

Иногда гостям отдают вещи, одежду умершего, если они в этом нуждаются. Просто так давать одежду или прочие предметы не стоит.

Последними из-за стола встают самые близкие. Первыми могут уходить сослуживцы, знакомые или очень далекие родственники.

Следуя православным правилам, необходимо отказаться от алкоголя на столе во время поминок. Спиртные напитки ассоциируются с весельем и гуляньями. После смерти человека такие мероприятия вряд ли окажутся актуальными. Хотя в реальности некоторые позволяют себе выпить водку, коньяк, вино на поминках, но это неправильно по православным и католическим канонам. Вино является символом беззаботности и развлечения, что никак не подходит на время поминок. Пьянство на поминках — это сплошное неподобство, которое не допустят истинно верующие и любящие Бога люди. Во время кушанья беседы ведутся про жизнь умершего. Люди делятся воспоминаниями, связанными с эти человеком.

Близким умершего хочется как можно пышнее и лучше помянуть его. Но не стоит пренебрегать православными канонами. Поминки могли приходиться на обычный или постный день. Если в день поминок был Пост, то и блюда были соответственно постными. На Великий Пост поминки можно было устраивать только по выходным.

Во время поминок очень важно сдерживать свои эмоции и вести себя подобающим образом. Про умершего следует вспоминать только в положительном ключе. Это касается и тех, с кем человек сидит за общим столом. Не следует ругаться, обсуждать какие-либо остросоциальные темы. Не допускаются смешки, шум и громкие разговоры. Даже если человек плохо знал того, кто умер, но приглашен на поминки, то нужно быть сдержанным и не вести себя вызывающе. Любые подобные действия обидят родных и близких, а им и так сейчас непросто.

Молитва перед едой и после

Зачем люди молятся перед едой? Раньше мне казалось, что в этом есть что-то неправильное, напускное. Человек помолился утром и вечером, поговорил с Богом, и это хорошо. При чем здесь пища, сугубо бытовая вещь? На самом деле такое молитвенное обращение имеет огромное значение.

Читайте так же:  Молитва Святому Савве

Я сам это понял на своем примере. Стал молиться потому, что были проблемы с пищеварением, и знакомый верующий человек посоветовал до обеда обращаться к Богу. Я сначала объяснил для себя это так: буду читать, чтобы успокоиться, настроиться на принятие пищи.

Но в жизни получилось по-другому. Эта привычка дала мне очень большое понимание христианской веры, я изменил свое отношение к жизни. И хочу с вами поделиться информацией о том, как следует читать молитвы до обеда и после трапезы и зачем это нужно делать.

Молитва перед едой – благодарность Богу за его дары

Молитвенное обращение до обеда заставляет нас задуматься: что значит вообще быть христианином? Вы ходите по выходным в храм, и это хорошо. Возможно, многие читают утреннее и вечернее правило. Но чувствуете ли вы соединение с Богом? Быть христианином – значит внутренне измениться и изменить свою жизнь.

Очень важно каждое свое действие совершать, внутренне общаясь с Богом, в знак того, что ты всецело доверяешь Высшим силам. В этом смысле вкушение пищи – одно из важнейших действий в нашей жизни. Это действие, через которое мы продолжаем свою жизнь.

Кроме того, мы вкушаем нечто материальное, созданное Творцом. И православная молитва перед едой помогает нам понять эту глубокую мысль.

Когда мы молимся за обеденным столом, мы благодарим Бога за жизнь, за возможность дышать, жить, вкушать пищу, радоваться каждому мгновению своей жизни.

Молитвенное обращение освящает наш обед, делает его не просто некой питательной массой, но священной пищей, через которую в нашу жизнь приходит Божия благодать.

Есть у молитвенного обращения к Богу перед едой и практический смысл – действительно, мы успокаиваемся, настраиваемся на разговор с Богом, и это помогает нам уберечься от переедания.

Благодарственное молитвенное обращение – основа веры

Сегодня мы живем в очень интенсивном ритме, нам некогда остановиться, подумать о Боге, почувствовать его присутствие рядом с нами. Пища для нас – это прежде всего некое развлечение, «вкусняшка», с помощью которой мы заедаем свой стресс.

Еда становится спортом или процессом «зарядки батареек», то есть чем-то сугубо утилитарным. Мы порой не замечаем вкуса продуктов, мы торопимся проглотить наши порции и побежать по своим делам.

Молитва исправляет эту печальную ситуацию. Кстати, те люди, которые имеют полезную привычку молиться перед едой, крайне редко имеют проблемы с пищеварением, у них нет болезней желудочно-кишечного тракта.

После вкушения пищи тоже желательно помолиться, поблагодарить Творца за сотворенные им дары, за продолжение жизни.

  • настроиться на спокойный лад,
  • улучшить пищеварение,
  • осознать свою благодарность Богу,
  • выразить любовь Творцу.

Как читать молитву перед едой

Давайте вспомним, как жили наши предки. Для них молитвенное обращение было основой жизни. Они все делали с молитвой, и прежде всего не забывали помолиться перед обедом. Семьи у них были дружные, большие, и даже в неурожайные годы пищи хватало на всех.

Обед готовила самая старшая из женщин, молодые ей помогали. Готовили часто с молитвой, благословляли приготовленные блюда. Сейчас такая традиция уходит. Многие из нас покупают готовые блюда в магазине. И неизвестно, какую пользу может принести такой обед?

Ситуацию может исправить ваша собственная молитва перед началом трапезы. Даже если вы не сами приготовили свой обед, искреннее обращение к Богу поможет освятить его, сделать более полезным.

Если задуматься о том, что такое еда, то становится ясно: пища – это проявление Божией заботы о людях. Все на свете создано Богом, и та еда, которую мы употребляем для жизненной активности, повышения уровня энергии, продолжения своей жизни в целом, также создана Богом для нас. Нам нужно ценить этот факт и благодарить Бога за то, что у нас есть пища.

Поэтому в начале трапезы еще раз вспомните об этом, мысленно (или вслух, если уместно) поблагодарите Бога за ваш обед или ужин, а также прочтите каноническую молитву. Это может быть специальный текст на принятие пищи.

Но если вы ее не можете запомнить, то прочитайте «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся». Это благословляющая молитва, прочитав ее, вы тем самым освящаете обед. В православии такое благословение имеют право делать не только священники, но и все верующие люди. Прочитав молитву, перекрестите блюда и со спокойной душой приступайте к обеду.

Воспитательное значение

Очень важно, чтобы вы не только сами молились перед началом еды, но и учили этому детей. Наши дети живут в совершенно другом мире, они вступают в гонку за деньги, за жизненные блага с самого юного возраста.

Поэтому вы должны, как родители, объяснить детям, что важнее всего на свете – это душа. Ее нельзя купить ни за какие деньги. Душа очищается только при помощи общения с Богом. Ваш пример будет лучшим уроком для ваших детей: молитесь сами, и они будет повторять за вами слова священных текстов.

Только в семье ребенку можно привить доброе отношение к другим людям, разъяснить великую силу молитвы. Если ваш сын или дочь будут видеть, как вы усердно молитесь перед едой и после принятия пищи, то и они будут поступать точно так же.

Их восприятие жизни станет другим: появится больше любви, уважения, взаимопонимания. А также появится другое отношение к еде – как к чему-то священному.

Что делать, если вы в гостях или в кафе? Ничего страшного, вы можете помолиться про себя. А можете произнести текст молитвы вполголоса, этим вы никому не помешаете.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве молитвы перед едой можно использовать:

  • канонические молитвы («Отче наш»),
  • молитвы благодарности, выраженные своими словами,
  • специальную молитву («Очи всех…»).
Зачем читать молитву перед едой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here