Значение молитвы в жизни

Подробное описание: Значение молитвы в жизни - с детальным описанием, специально для Вас!

Необходимость, важность и значение молитвы

Для преуспеяния в нравственном совершенствовании необходимо постоянно внимать своему нравственному состоянию, бодрствовать на страхе спасения и вместе с бодрствованием по заповеди Спасителя надо соединять молитву. “Бдите и молитесь, — заповедал Господь, — чтобы не впасть в искушение” (Мф. 26:41).

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу или беседа человеческой души с Богом.

Начатки молитвы полагаются в самом обращении человека от греха к служению Богу, ибо молитва есть устремление ума и сердца к Богу, что и есть в обращении.

Как только кто покается, обратится от греха к добродетели, тотчас начинает ревновать о приближении к Богу, чтобы исправной жизнью привиться Ему, поставить себя в должное отношение к Нему.

Совершается это и обнаруживается в молитве.

Покаявшись, человек начинает исправлять все пути своей жизни, и свою душу и тело во всех их силах и отправлениях (борьба со страстями); деятельность и души и тела он облагает правилами, исполнением которых убивается и изглаживается привившееся к ним зло и укрепляется сродное им добро (упражнение сил души и тела в добре). Все это в совокупности составляет порядок богоугодной жизни. Пребывание (хождение) в этих заведенных порядках составляет деятельную жизнь. Но поскольку этим стремятся и надеются угождать Богу, то во всех такого рода упражнениях и добрых делах обращение ума и сердца к Богу должно составлять неотъемлемую часть, внутреннюю их душу, условие их благоугодности. А это и есть молитва. Таким образом, если обращение ума и сердца к Богу есть молитва, то молитва составляет душу христианской деятельной жизни в ее истинном строе и направлении.

Молитва есть первый дар Божий, чрез который все дары стяжаются.

Молитва, — по словам преп. Симеона Нового Богослова, — есть путь восхождения к Богу и ее степени суть степени приближения нашего духа к Богу (см. еп. Феофан. Письма о духовной жизни, письма 12 и 14, стр. 122-125, 142). И можно сказать, что “каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, таково и отношение наше к Богу” (там же, стр. 124. Сравн. св. Григория Синаита — у еп. Феофана, цитир. соч., стр. 181-183).

Если целью жизни человека является богоуподобление и богообщение, то именно посредством молитвы человек возвышается к Богу и соединяется с Ним. Именно в молитве осуществляется “союз любви с Богом,” поскольку человек в ней достигает собеседования с Богом. Молитва неразрывно связана с любовью христианина к Богу: она — плод и выражение этой любви и вместе с тем самое верное средство развития, укрепления и совершенствования любви к Богу (см. С. Зарин. Аскетизм, т. 1, кн. 2, стр. 144-445).

Через молитву христианин становится храмом Божиим. Душа молящего к Богу отражает Его Самого в себе как в зеркале (преп. Ефрем Сирин. Слово о суде и об умилении). Вот почему, когда человек сподобился непрестанного пребывания в молитве, то он восходит на высоту всех добродетелей и становится обителью Св. Духа. Отсюда молитва является сосредоточением и основанием духовной жизни, источником спасения (преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Серг. Пос., 1911. Слово 21, стр. 104; Слово 61, стр. 334).

Как вводящая христианина в единение с Богом и привлекающая благодатную помощь молитва является, по выражению св. Григория Нисского, “предводителем лика добродетелей” (см. С. Зарин. Аскетизм, т. 1, кн. 2, стр. 446). Будучи “дщерию исполнения евангельских заповедей,” она есть вместе и мать всех добродетелей, по общему мнению святых отцов (преп. Макарий Вел. Слово 3, гл. 1).

“Молитва — дыхание нашей духовной жизни.” В духовной жизни человека она — то же, что дыхание в нашем телесном организме, которое обусловливает в нем все жизненные процессы. Без молитвы наша душа, по выражению Златоуста, мертва и бездыханна. Если душа бывает постоянно занята только земными, нечистыми, страстными помыслами, или одними житейскими заботами, омрачается, расслабляется, недугует страстями, которые изгоняют благодать и порождают разные грехи, то, таким образом, лишенная божественного, небесного воздуха — молитвы, (душа) постепенно подвергается духовной смерти. И наоборот, молитвою она очищается, просветляется, укрепляется, возвышается в совершенство. Молитвою в душе возбуждаются, питаются и укрепляются чувства смирения, зависимости от Бога, чувства благоговения пред величием Божиим, благодарности за все щедроты всемилостивого Бога.

Вследствие такого важного значения молитвы она в слове Божием и в писаниях св. отцов заповедуется как главная и непременная обязанность христианина. Сам Господь оставил Своим последователям образец истинно христианской молитвы “Отче наш,” образцы молитв просительных, благодарственных, славословия (Мф. 26:39-42; Ин. 11:41; Мф. 11:25), и Сам, показав пример высочайшего молитвенного подвига и молитвенного общения с Небесным Отцом, заповедал христианам бодрствовать во всякое время и молиться (Лк. 21:36). “Бодрствовать в молитвах” увещевает и ап. Петр (1 Петр 4:7). Святой апостол Павел заповедует христианам молиться непрестанно, быть постоянным в молитвах (Рим. 12:12; Еф. 6:18).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Значение молитв

Мудрый священник из Поморья говорил своим прихожанам: «Люди! Чудеса не происходят сами собой, молиться надо!». По молитве человеку может быть дан шанс, поэтому молитесь о том, что вы хотите, и будьте готовы принять то, что вам будет дано, смотрите внимательно, ибо иногда дается нечто более важное и лучшее, чем то, о чем вы просили. Знайте, что высшей силе лучше знать, что вам нужно на самом деле. У некоторых людей бывает страх перед изменениями, и это приводит к тому, что они стоят на месте и ничего не предпринимают. Вначале откройтесь мыслям о грядущих переменах,
о расширении своих возможностей в «новой жизни».
Перед молитвой избавьтесь от чувства вины и простите всех: «Я прощаю себя и других людей за все причиненное мне зло, и я прошу прощения за все зло, которое я вольно или невольно причинил(а) другим» или «Господи, прости мне грехи вольные и невольные».

порабощает и заставляет беспрекословно исполнять его прихоти и желания. Как же безрадостно коротается время земное в служении привередливому телу. Но в какой-то миг, в благодатный час приходит осознание, что тело – храм души нашей, и только в этом его функция земная. Значит, оно призвано хранить в чистоте, незапятнанности, божественности душу чада Божьего – человека. Именно благодаря наличию божественного огня человек может жить и радоваться каждому дню, не проводя времени в унынии. Именно благодаря началу божественному в душе человеческой приходит Дух Святой, приносит мир, покой, блага земные. Блага, не подразумевающие служение телу, а преданность Господу, ощущение его непреходящего присутствия во всем и везде. Что же потребно человеку в его жизни мирской? Чтобы одарен был он Духом Святым, чтобы пришло прозрение и явилось самое благодатное служение – любовь к Богу и любовь к человеку» (Л.И. Патигин).

Читайте так же:  Молитвы Николаю Чудотворцу от врагов

Значение молитвы в жизни

Мир стоит молитвою. И когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.
Схимонах Силуан

Человек молящийся и не молящийся — это люди двух разных миров.
О. Валентин Свенцицкий

Молитва — барометр духовной жизни.

Еп. Феофан Затворник

Молитва — это вдыхание в себя благодати Божией.
О. Павел Флоренский

Неизмеримо значение молитвы для христианина. Она является наиболее действенным из средств для достижения цели жизни христианина — стяжания им Духа Святого Божия.

Прп. Серафим так говорит про это: «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но более всего их дает молитва. Ибо, например, захотели в церковь к службе Божественной сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели вы нищему милостыню подать, да либо нищего нет, либо нечего дать; захотели вы девство или целомудрие соблюсти, да по сложению вашему или по усилию вражескому и по собственному бессилию и немощи человеческой — сил нет им противостоять; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сотворить, да тоже или сил нет, или случая сыскать не могли. А до молитвы это уже никак не относится; на нее всегда возможность есть и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику».

Вместе с тем молитва является и путем и средством для всех достижений христианина.

«Молитва — источник всего и всякого преуспеяния», — утверждает еп. Феофан Затворник.

А прп. Исаак Сириянин пишет: «Всякую вещь, малую и великую, должно нам в молитве испрашивать себе у Создателя своего».

Поэтому молитву надо считать самым важным из своих дел дня (если не считать дел милосердия), и, как говорил игумен Антоний Оптинский, «на молитву должно вставать поспешно, как на пожар».

По словам старца Захарии из Троице-Сергиевой Лавры: «Молитва — это начало вечной жизни, это дверь, через которую мы входим в Царство Небесное, это дорога, которая ведет нас и соединяет с Ним. Без молитвы человек не живет, а постоянно умирает, хотя и не сознает этого. Ничего из дел на земле нет более важного, чем молитва. Молитва рождает прочие добродетели».

Как говорит схиархимандрит Софроний: «Молитва есть вершина всех аскетических деланий: она есть центр, от которого всякое иное действие черпает свою силу и утверждение».

«Не может быть неудачно дело, начатое с молитвой, потому что оно начато с любовью, надеждой, верой», — пишет о. Александр Ельчанинов.

А Московский митрополит Филарет утверждает, что «душа, постоянно ищущая Господа и молящаяся, принадлежит Ему, несмотря на то, что нижняя чувственная область ее, иногда против ее воли, волнуется приражением и действием несродных ей сил».

И тот, кто хочет достигать в мире поставленных себе целей, тот не должен ослабевать в постоянной молитве.

Нам надо помнить всегда случай из жизни пророка Моисея: когда он держал свои руки поднятыми в молитве к Богу, то израильтяне побеждали амаликитян. Когда же его руки ослабевали и он опускал их, то начинали побеждать амаликитяне (Исх. 17, 11).

Да и каждый христианин, имеющий молитвенный опыт, знает, что за ослаблением молитвы всегда следуют недобрые последствия.

Как говорил старец Силуан: «Если человек не будет понуждать себя на (молитвенное) делание, то потеряет благодать, а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять. Без молитвы как можно любить Господа? Но душа молящегося знает Духа Святого. Молитвою приходят к Богу… Молитва есть лучшее дело для души. Ею испрашивается смирение, терпение и всякое благо… Все святые и одной секунды не оставались без молитвы. Когда не будет на земле молитвенников за весь мир, то пойдут великие бедствия и мир кончится».

Итак, кто хочет от всего сердца служить Господу, Его Церкви и ближним, все это он может сделать реально уже одной молитвой.

В том мире вечные мученья будут у людей от сознания, что они могли бы получить блаженство, если бы при жизни усердно молились и не дали бы себя увлечь рассеянию и мирской суете.

Молитва является и ограждением нашей веры. Как говорит о. Иоанн С: «Люди впали в безверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы, или вовсе не имели и не имеют его, короче — оттого, что не молятся. Боголюбивая душа не может жить без молитвы, как мы не можем жить без воздуха, и любит ею заниматься более, чем каким-либо иным занятием. Сердце наше ежедневно умирает духовною смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его. Если не молиться ежедневно с теплотою духовною, то легко скоро умереть духовно».

А епископ Михаил Таврический пишет: «Опыт молитвенного единения с Богом — столь неоценимое человеческое сокровище, что беречь его, охранять в себе и углублять есть первейшая задача личной нравственной жизни… Душа человека получает силу святой жизни только при условии молитвенного единения с Богом и пребывания в Нем умом и сердцем».

То же утверждает и о. Валентин Свенцицкий, который пишет: «Молитва должна быть главным делом жизни, остальное приложится».

Поэтому Оптинские старцы говорили: «Если пришло время молиться, то оставь всякое другое дело: молитва важнее всего».

Как пишет архимандрит Иоанн: «Казалось бы, какой трепет подлинной радости должно было бы вызывать сознание возможности непосредственного обращения в молитве к Единому, Истинному Царю неба и земли… Но мало и очень глухо сознают люди эту близость Божию».

Между тем, как говорит св. авва Евагрий: «Как тело наше по удалении души бывает мертво и смрадно, так и душа, в которой не действует молитва, мертва и смрадна… Бога надо вспоминать чаще, нежели дышать».

Читайте так же:  Молитвы за здоровье больного мужа

Схимонах Силуан говорит, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить».

Как мы знаем, одним из основных проявлений энергии христианина является борьба со злом как внутри себя, так и вне себя. И в этом случае главным оружием христианина является молитва. Об этом так пишет схиархимандрит Софроний: «В пределах земной жизни, в этой сфере, предоставленной Богом для выявления не только положительных, но и отрицательных возможностей свободы, никто и ничто не может совершенно остановить проявление зла, однако молитва любви сильна весьма много изменить в ходе событий и сократить размеры зла может… Все благое, что исходит от Бога и возвращается к Богу, — неуничтожимо. Молитва есть одна из высочайших форм благого бытия, неуничтожимого, вечного. Эта та «благая часть, которая не отнимается» (Лк. 10, 42)».

По мнению схиархимандрита Софрония, значение молитвы в деле обращения к Богу может быть даже выше, чем проповеди.
Он пишет: «Кто познал на опыте величие и трудность христианского пути, тот раздирается двумя чувствами: одно из них — горячее желание всем познания Истинного Бога и света вечного бытия; другое — страх, а что если призванные не понесут тяготы испытаний? Вот почему он в большей мере обращается к Богу с молитвой о спасении всех и каждого, чем к проповеди».

Прп. Иоанн Лествичник дает такое всеобъемлющее определение значения молитвы: «Молитва, по качеству своему, есть общение и единение человека с Богом; а по действию своему — утверждение мира, примирение человека с Богом; матерь и вместе с тем дочь слез (покаяния и умиления), очищение от грехов. Молитва — мост, проводящий через искушения; преграда для скорбей, прекращение напастей; ангельское занятие, пища всех бесплотных духов; будущая радость, бесконечное делание. Молитва есть источник добродетелей, подательница дарований, невидимое преуспеяние (духовное); пища души, просвещение ума, прекращение отчаяния, показатель надежды, конец для печали, богатство иноков, сокровище безмолвников. Молитва — уменьшение раздражительности; зеркало для (духовного) возрастания; показатель (духовного) возраста; обнаружение состояния (духовного), указание будущего и путь к постижению будущей славы. Молитва истинно молящегося есть предвкушение будущего суда Господня и величия престола Его».

Об исключительном значении молитвы так говорит и современный нам богослов — архиепископ Иоанн (Шаховской): «Свободной, честной мыслию своей, верой как высшей духовной интуицией и молитвою человек может пройти мгновенно все то расстояние, которое отделяет его от Бога. Молитва есть истинное питание духа и оживление бессмертного существа в человеке. Она есть высшее просвещение человека.
Кто хочет молиться Богу, тот найдет молитву, и кто найдет ее, никогда не оставит, потому что нет большего блага и счастия для человека, как говорить с Господом, — осознавать и чувствовать свое живое, личное общение с Творцом, бесконечной Любовью и Правдой. По Его любви и правде томится всякий человек, не угасивший до конца своего духа».

Значение молитвы в жизни

Мы продолжаем изучать тему «Духовная война христианина». Сегодня будет 20-я проповедь по этой теме и 87 проповедь по посланию Ефесянам.

Посвящена сегодняшняя проповедь будет теме: «Духовное оружие христианина №8 – Молитва к Богу»!

Еф.6:10-20

Значение молитвы в жизни христианина?

1) Молитва – спасение от разрушительной гордыни (молитва смиряет)

2) Молитва – объединяет с людьми

3) Молитва – изменяет реальность

4) Молитва – великая гавань для души христианина

1. Роль молитвы в духовной войне

Роль молитвы в духовной войне заключается в том, чтобы мы смиренно, с правами сыновства обращались к самому Богу. Речь не идет о том, чтобы обращаться к демонам, бесам, сатане. Молитвой является обращение к Богу и ни к кому иному!

«Молитвы духовной битвы» – прием, которым сегодня активно пользуются представители движения духовной войны. Это означает, что во время молитвы человек вступает в открытую конфронтацию с сатаной и бесами. Один пастор объясняет данное явление следующим образом: Когда мы молимся об изгнании бесов, мы разрываем оковы, которыми они опутали нас, сдерживаем их силу и, в конце концов, изгоняем их… Обычно я говорю: «Во имя Иисуса я запрещаю тебе, злой дух! Ты больше не имеешь власти над жизнью этого человека». (John Wimber and Kevin Springer, Power Healing [San Francisco: Harper & Row, 1987], pp. 209-10) Что можно сказать о таком изгнании бесов? Есть ли для него библейское основание? К кому обращается экзорцист во время изгнания беса? Не к Богу, а к бесу. Поэтому ни о какой молитве здесь не может быть и речи!»

Примером правильного воинствования молитвой мы можем встретить практически в каждом псалме.

«Восстань, душа моя, и пробудись от сна, Ты молись и трезвись,

Будь всегда бодра.

Не застать тебя врасплох Лукавому врагу,

Держит он в цепи оков,

Не будь жертвою ему.

Празднует жатву он,

Где христиан одолевает сон.

Бодрствуй против его козней,

Чтоб не застал тебя во сне.

Приложит он всё, что возможно,

Чтоб уловить тебя себе,

Только те жертвой падут, кто спят.

Бодрствуй и трезвись, не иди ты вспять.

Но притом не забудь опять

К Богу с моленьем ты взывать:

«Господи, благослови в нужде,

Следовать дай Тебе везде,

Чтобы ничто меня не могло От воли Твоей отвратить,

Помоги всем сердцем Тебе служить».

Чуть больше ста лет тому назад Шарлотта Эллиот написала слова другого гимна:

Видео (кликните для воспроизведения).

«Будь бодр и молись, христианин,

В мире порока греха,

Стоишь ты средь врагов один,

Удаляйся от зла.

Будь бодр и молись, христианин,

Силы греха, сомкнувшись стеной,

Ждут ослабленья и сна;

Трезвись и не падай душой.

Будь бодр и молись, христианин,

На этом лишь всё стоит.

Проси, чтобы Бог тебе помог,

Возьми ты веры щит».

Эти оба гимна подчёркивают, что для одержания победы над сатаной и его полчищами нам необходимо непрестанно и прилежно молиться.

2. Характеристики победоносной молитвы

18. «Всякою молитвою и прошением молитесь»

«Всякою» означает, что молиться надо многообразными молитвами.

Люди молятся по-разному, стоя, сидя, лежа… Одни считают, что единственное положение, в котором надо молиться, – стоя на коленях. Другие считают, что при молитве руки обязательно должны быть подняты к небу. Третьи полагают, что необходимо складывать руки вместе. Есть и такие, кто думает, что молиться нужно только словами из молитвенника. Но если вы хотите молиться всё время, непрерывно, вам придется делать это по-разному, потому что невозможно находиться в одной и той же позе в течение всего дня.

Читайте так же:  Полезные молитвы на каждый день

Вы можете молиться на людях или в уединении, с громким плачем или тихим шепотом. Ход молитвы может быть обдуманным, а может быть и стихийным. Молитва может представлять собой прошение, благодарение, исповедание и хвалу. Можно молиться на коленях, и стоя с поднятыми руками и даже лежа. Не бывает таких ситуаций, в которых вы не могли бы молиться.

Слово молитва на греческом языке относиться к общим молитвам, в то время как слово «прошение» относится к конкретным ситуациям, проблемам и духовным битвам!

«молтесь во всякое время»

  • Молитесь чаще!
  • Используйте любую возможность для молитвы!
  • Будьте смелее, чтобы начать молиться в неудобное время!
  • Сфорируйте традиции молитвы!
  • Молитесь непрестанно (Корам Дэо)!

Молитвенная жизнь – это самый точный показатель того, насколько глубоки ваши взаимоотношения с Богом.

Мартин Ллойд-Джонс сказал: «Главное, что показывает, насколько я понимаю учение Писания, – это количество времени, которое я провожу в молитве. Так как теология, в конечном счете, представляет собой знание о Боге, то, чем больше теологических знаний я приобретаю, тем боль-ше они должны подталкивать меня к стремлению познавать Бога. Это стремление должно быть направлено не на то, чтобы больше знать «о» Нём, а чтобы знать лично Его! Вся суть спасения заключается в том, чтобы привести человека к познанию Бога… Если все мои знания не приводят меня к молитве, значит, здесь что-то не так. (The Christian Soldier [Grand Rapids: Baker, 1977], p. 342)

«молтесь во всякое время духом»

Речь не идет о мистицизме в молитве! Так как Библия не призывает нас мистицизму, но к вере, основанной на Слове Божьем!

Речь идет о том, чтобы молиться будучи исполненным Духом Святым. А, что это значит мы изучали , когда разбирали Еф.5:18…

Еф.5:18,19

Речь идет о наполненности Словом Божьим и подчинении своего сердца ему! Тогда мы будем молиться в соответствии с волей Божьей, мы будем молиться с верой, с правильным сердцем. А такие молитвы обладают силой, так как Бог отвечает на них!

«и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением»

«старайтесь … со всяким постояннством» – значит будьте усердны, будьте настойчивы

Слово «моление» подразумевает конкретность молитвы.

«о всех святых»

Молиться за других – великое благословение! Однако ваша молитва не будет плодотворной до тех пор, пока вы не будете знать, что происходит в жизни человека, за которого вы молитесь. Вы хорошо знакомы со своими собственными проблемами, но не им вы должны посвящать основную часть молитвы. Молитесь за других людей, следя за их нуждами. Правда этому всегда мешает эгоизм.

Многие из нас никогда не задумываются о важности молитвы, пока не испытают серьезных трудностей. Зачастую мы тратим в десять раз больше времени на свои нужды, чем на нужды других. Это свидетельствует о нашем эгоцентризме.

Что вы можете сказать о людях, окружающих вас? Знаете ли вы их духовные нужды? Молитесь ли вы за своего мужа, детей, друзей, соседей и людей из вашей группы по изучению Библии? Или вы не обращаете на них внимания?

Молитва требует того, чтобы мы общались друг с другом, ведь только так мы будем знать, о чём молиться. Вот какой пример подает нам апостол Павел в своем обращении к Эфесской церкви:

Молитвы па поле боя:

  • Голгофа поразила дракона, и я сражаюсь с побежденным врагом, который, несмотря на свою хитрость и силу, уже приговорен к погибели.
  • Когда я почувствую приближение змея к моей пяте, дай мне вспомнить о том, кто поражал дьявола в голову, когда тот жалил его в пяту.
  • Моя душа исполнена радостью, и я превозношу Тебя, Могущественный Победитель.
  • Исцели меня, если я буду ранен в духовной битве,
  • если я осквернюсь чем-либо,
  • если вера моя ослабнет,
  • если моя надежда угаснет,
  • если моя любовь остынет,
  • если что-то земное станет источником
  • моего утешения и если моя душа
  • будет гибнуть под огнем сражения.
  • О Господь, каждое Твое обетование – как бальзам; каждое Твое прикосновение рождает жизнь.
  • Не оставляй Своего обессиленного воина.
  • Обнови мои силы, чтобы я смог снова подняться и неустанно продолжать борьбу, пока мой враг не будет повержен.
  • Пребудь со мной, чтобы я с неземной радостью, которую никто не в силах затмить, мог противостоять сатане, неверию, плоти и миру.
  • Дай мне испить из вечного источника
  • Твоей неизменной, безграничной любви и воли.
  • И только если источником моей силы станет Твое могущество,
  • тогда моя рука не устанет, моя нога не споткнется, мой меч не затупится, мой щит не заржавеет, мой шлем не расколется и моя броня не упадет.

(Cited in The Valley of Vision: A Collection of Puritan Prayers and Quotations, edited by Arthur Bennet [Carlisle, Penn.: The Banner of Truth Trust, 1975], p. 181)

Молитва

Огромное значение в Библии придается молитве. В ее книгах мы читаем о молитве, служащей выражением хвалы, благодарности, просьбы, исповеди, обращенной к Богу. Без молитвы невозможно представить себе жизнь великих людей Ветхого и Нового заветов. С нее начинались все славные деяния в истории христианской церкви. Так что все ценное в Царствии Божьем начинается с молитвы и зиждется на ней.

Но Библия напоминает о нашем невежестве в отношении молитвы:

(Рим. 8:26).
(Мф. 6:7).

Просьба молиться – это не совет, а заповедь:

(Флп. 4:6).
(Евр. 4:16).

Сказано в Библии и о том, как нужно молиться.

(Мф. 6:6).
(Ин. 16:24).
(Ин. 15:7).
(Флп. 4:19).

Молитвы духовных вождей Израиля и христианства.

  • Молитва слуги Авраама и Божий ответ (Быт. 24:12-66).
  • Молитва Иакова об избавлении от Исава и Божий ответ (Быт. 32:9-12).
  • Молитва Моисея о явлении Бога (Исх. 33:12-23).
  • Молитва отчаяния Иисуса Навина и Божий ответ (Нав. 7:6-26).
  • Молитва и обет Анны и Божий ответ (1 Цар. 1:1-28).
  • Молитва Илии и Божий ответ (3 Цар. 18:41-46; см. Иак. 5:17-18).
  • Молитва Езекии и Божий ответ (4 Цар. 19:14-37).
  • Благодарение Давида и молитва его за свой народ и сына (1 Пар. 29:10-19).
  • Молитва Соломона при освящении храма и Божий ответ (2 Пар. 6:12-42).
  • Покаянная молитва Давида (Пс. 50).
  • Молитвы благодарения и хвалы из псалмов.
  • Молитва апостола Павла о знании и мудрости (Еф. 1:15-23).
  • Молитва апостола Павла о верующих (Еф. 3:14-21).
  • Наставление апостола Павла Тимофею (1 Тим. 2:18).
Читайте так же:  Молитва о здравии близкого человека Николаю Чудотворцу

В Библии содержится призыв: “Молитесь непрестанно” (1 Фес. 5:17). Это значит, что каждый миг мы должны быть готовы к молитве. Она как разговор ребенка с отцом. Христианин – это тот, кто вошел в Божью семью, а потому ему свойственно просить своего Отца о нуждах. Живем мы в трудные времена, а потому момент для молитвы самый подходящий. Молитвой можно многого достичь, молитва – это наше сильнейшее оружие.

Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования

Содержание

От редакции

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, поздравляя Константина Ефимовича Скурата с 40-летием педагогической деятельности, обратился к нему с такими словами: «Вы – действительно труженик и подвижник нашей богословской науки. Ваши ученики несут архипастырское, пастырское, педагогическое служение Матери-Церкви – от края до края Руси, ближнего и дальнего зарубежья. Спасибо Вам за Ваш подвижнический, педагогический, богословский подвиг, который дал поколения тружеников нашей Святой Церкви, которым Вы передали свои богатые знания и воспитывали примером своей жизни».

В 1999 году автору этой книги профессору Московской Духовной Академии, Доктору Церковной Истории Константину Ефимовичу Скурату исполнилось 70 лет. С радостью поздравляем его с юбилеем.

Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни.

Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд, который читатель держит в своих руках, получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии.

В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого» (после чего был удостоин звания профессора), а в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви». Имеет многочисленные публикации.

За время 44-летней педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и Греческий язык.

Побывал в служебных командировках в Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Ирландии, Израиле.

Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации.

В настоящее время преподает Катихизис в Московской Духовной Семинарии, Патрологию – в Московской Духовной Академии и курс по Истории Поместных Православных Церквей в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.

Константин Ефимович является членом богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви и членом Редколлегии журнала «Богословские труды».

Женат. Имеет трех взрослых детей – двух сыновей (иерея Николая и Алексия) и дочь (Наталию).

ВВЕДЕНИЕ

Бдите и молитеся, да не внидите в напасть.

Молитва – священная царица добродетелей.

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.

Молитва есть вместилище или поприще всей духовной жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии.

Человеческая немощь в подвиге приобретения истинного блага. Истинные блага дарует нам Господь. Молитва есть средство к испрошению этих благ и приготовление к достойному их принятию. Молитва возрождает человека. Сила молитвы

Человек – великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, после падения в грех, стало немощным, подвергающимся множеству слабостей. Греховный человек настолько слаб, что, несмотря на все свои естественные усилия, не может приобрести здесь на земле истинного блага, постоянного внутреннего мира и покоя в своем существе. Ему часто помогают в этом искании ближние, друзья, соседи. Но что могут дать человеку такие же смертные, как и он! И только Господь может послать ему благо и дар совершен. «Бог есть единый источник всех истинных благ», – читаем у святителя Игнатия (Брянчанинова) 1 . Он для человека все: сила сердца его и свет ума его; Он благую мысль дает ему, уничтожает уныние и оживляет дерзновение; Он покой и радость; Он его вера, надежда и любовь; Он пища его, питие, одежда; Он жизнь для человека, его дыхание и освящение. Как мать бывает всем для младенца, так и Господь всегда готов даровать человеку необходимое в достижении им спасения. Но чтобы стать достойным Божиих милостей, человеку нужно приготовить себя к этому.

Ведь и земледелец не бросает своих семян в твердую почву, а предварительно распахивает ее, делает рыхлой. Так и верующий для принятия Божественных даров должен расположить свою душу, должен сам искать этих даров, просить их у Господа.

Средством ко всему этому и служит молитва. «Она есть ключ к небесным сокровищам» 2 , «посредница между Богом и человеком, лестница, соединяющая небо с землею, творение с Творцом» 3 .

«Она перерождает душу, уготовляет ее к принятию благодати, приводит ее в общение с Богом, водворяет в ней мир» 4 . Она «есть канал, которым струя благословений с неба льется в томящееся сердце» 5 . Вся духовно-нравственная жизнь развивается в человеке при посредстве молитвы. Молитвою поддерживается и укрепляется в человеке ревность для борьбы с грехом и страстями; через молитву получаются от Бога благодатные силы на перенесение всякого рода жизненных испытаний и на преуспеяние в добродетели. С другой стороны, и все то, что относится к нашим телесным нуждам, может быть ниспослано от Бога только через посредство молитвы. Нет такой вещи, чтобы нельзя было испросить ее у Бога. Невозможное она делает возможным. То, что представляется для нас трудным, молитва делает легким. Бессильный человек с молитвою приобретает такую силу, пред которой не могут устоять никакие другие силы. Чистою молитвою он побеждает самую природу, переменяет ее законы. Так, по молитве великого вождя Богоизбранного народа разверзлись недра земные, в которые едва проникают все усилия людей, и поглотили нечестивых возмутителей ( Числ. 16, 32, 33 ). Иисус Навин остановил молитвой солнце при сражении с хананеянами и продлил один день как два ( Нав. 10, 12–14 ). Пророк Исаия – возвратил солнечную тень ( 3Цар. 20, 11 ; Ис. 38, 8 ).

Читайте так же:  Молитва Святым киево печерской лавры

Сильно и страшно бурное море, неудержимым потоком переливаются в нем воды, с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурные волны, для которых человек со всею его мудростью – игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы ( Исх. 14, 22 ). Ужасна стихия огня, но и ее преодолевает молитва ( Дан. 3, 94 ). Неудержимы разрушительные движения воздуха. Нет силы, которая бы могла остановить страшные его течения, кроме одной только – силы молитвы ( Мф. 8, 25, 27 ). Молитва побеждает и злобу хищных зверей ( Дан. 6, 16–19 ), и истребляет страшные полчища врагов ( Ис. 37, 14–20, 36 ). Молитва отражает и притоки болезней, поражающие тело человека и преодолевающие всякое искусство ( Ис. 38, 1–5 ). По силе молитвы Сам Господь Бог нередко изменял определения Своей святой воли, удерживал Свою карающую руку, отвращал Свой гнев от преступного народа ( Исх. 32, 10, 14 ). «Нет, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей» 6 .

Господь наш Иисус Христос и святые апостолы признавали молитву главным делом. Заповедали ее и нам

Господь наш Иисус Христос, придя на землю для спасения человеческого рода, считал молитву главнейшей обязанностью Своего великого служения. Он не только Сам постоянно пребывал в молитвенном единении с Отцом 7 , но и нам заповедал молиться 8 и оставил образец молитвы («Отче наш. ») 9 .

Точно также смотрели на молитву и святые апостолы. Вместе с проповедью слова Божия они признавали ее главным своим делом. Избирая семь диаконов, чтобы вверить им попечение о бедных, они сказали о себе: «Мы же в молитве и служении слова пребудем» ( Деян. 6, 4 ). Нам они завещали со всем усердием молиться Богу, о чем святой апостол Павел неоднократно упоминает в своих посланиях 10 . Он заповедует даже «непрестанно молиться» ( 1Сол. 5, 17 ), то есть непрестанно иметь молитвенное настроение.

Святые отцы и учители Церкви признают молитву корнем всего доброго и святого

Тому же учат единогласно все святые отцы и учители Церкви как словом, так и собственным примером. Они признают молитву «священной и блаженной матерью всех добродетелей», «царицей их» 11 , «ликоначальницей» 12 , «главой всякой добродетели», «верхом добрых дел» 13 , «корнем, источником и матерью бесчисленных благ» 14 , пищей и светом души 15 , «пределом всех благ» 16 . В честь молитвы они составили целые панегирики, в которых указывают на ее великое значение и в нравственной жизни 17 .

Долг христианина – совершение молитвы

Естественно вытекает из сказанного необходимость для человека молитвы. Поскольку она заповедана Самим Спасителем и Его святыми апостолами и поскольку на ней созидается все доброе и великое, то она так же необходима христианину, как основание для каждого здания, как пища для тела, как воздух для дыхания и как вода для рыбы. Эта потребность вытекает не только из учения веры, но и из самой природы нашей души. Душа наша, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу, как к источнику своего бытия, и свое стремление выражает посредством беседы с Ним, то есть молитвы.

Причина охлаждения христиан к молитве – незнание сущности христианской молитвы. Задача работы и ее трудность. План

Но отчего же между нами мало таких, которые считали бы молитву самым действенным средством к исправлению при нравственном падении, к отражению всех злоключений и напастей? Что значит, например, такое явление, когда христианину, при случившейся с ним какой-нибудь беде, подаешь совет помолиться Господу, он холодно принимает совет, как будто бы дело идет о давно испытанном и не оказавшем пользы средстве? Это значит только то, что между христианами все еще мало таких, которые знают существо христианской молитвы, умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительности молитвы. Молитва – великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. «Кто умеет молиться, – читаем у святителя Феофана (Говорова), – тот уже спасается» 18 . Поэтому, прежде чем давать свои заключения о молитве, надлежит раньше научиться ей, познать, какая молитва угодна Богу и как она содействует в нравственном совершенствовании человека. Правильное и спасительное решение этого вопроса дает нам православное христианское учение. Изложение его и является задачей данной работы.

Дать полное православное христианское учение о молитве – труд очень большой. Это объясняется, с одной стороны, чрезвычайной широтой рассматриваемой темы. «Молитва, – говорит святитель Феофан, – есть наука из наук» 19 , «она все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, – делает вывод святитель, – о ней столь можно говорить, что и конца не будет» 20 . С другой стороны, – до сих пор этот обильный материал о молитве мало кем приводился в систему. Может быть причину сего надо видеть в том, что, по слову того же святителя Феофана, «учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишаться своей безграничной свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения» 21 .

Настоящее сочинение построено по такому плану.

Вся работа разделена на четыре отдела. В первых трех – излагается христианское учение о молитве. Сюда входят вопросы о том, как понимает христианство молитву, о каких ее видах оно учит и каких требует условий, чтобы молитва была успешной. В четвертом же отделе рассматривается христианское учение о значении молитвы в деле нравственного совершенствования.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.

Видео (кликните для воспроизведения).

О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398.

Значение молитвы в жизни
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here